СПб., 2006. С. 63-71; Пономаренко Т. О. Языковые особенности Жития Нифонта: Канд. дис. Каз., 2009; Timotin A. Visions, prophéties et pouvoir à Byzance: Étude sur l " hagiographie méso-byzantine (IX-XI siècles). P., 2010. P. 288-291; Каждан А. П. История византийской лит-ры (850-1000 гг.). М., 2012; Непомнящих Н. А. «Деяния Азлазивона» Л. М. Леонова: Агиогр. сюжет и жанр в авторской интерпретации//Сибирский филол. ж. Новосиб., 2014. 1. С. 110-116. С. А. Иванов Житие Н. в древнерусской рукописной традиции Свт. Нифонт, еп. Кипрский. Роспись ц. Богородицы Елеусы в Велюсе, Македония Свт. Нифонт, еп. Кипрский. Роспись ц. Богородицы Елеусы в Велюсе, Македония Известно в рукописях XII-XIII вв., входивших в состав княжеских и епископских б-к домонг. Руси. Духовенство и княжеская власть видели в Житии Н. пример борьбы против язычества и людских пороков, и, несмотря на запрещение в «Правилах святых апостолов.…» (Кормчая. 1653. Л. 572), чтение «Книги Нифонт» на Руси никогда не преследовалось. Одна из самых ранних выписок из Жития - «Легенда о милостивом Созомоне» - вошла в Изборник 1076 г., составленный писцом Иоанном «из мъногъ книгъ княж » (Изборник. 2009. С. 706-707). Ростовский список 1219 г. «Житие преподобнаго и богоноснаго отца нашего Нифонта, зовомого мниха» написан в скриптории еп. Ростовского Кирилла I (1216-1229) «при князе Василце, при сыну Констянтиноне и внуце Всеволожи», о чем свидетельствует запись: «св. Нифонте, помози господину Василку и мене, грешна раба своего Кирилла, избави в день Судный от вечныя муки» (РГБ. Ф. 304. 35. Л. 175-175 об.). Необычная композиция Жития переплетается с событиями церковного календаря и христ. представлениями о душе и сердце человека. Житие, широко распространенное на Афоне в XI-XIV вв., несмотря на запрет книги в келейном чтении, имело влияние на духовную жизнь монахов, в частности на развитие в мон-рях и каливах Св. Горы идей исихазма. Известны «Молитва и плач св. Нифонта» в рукописном кодексе 1348 г. св. Григория Синаита (Vat. Gr.

http://pravenc.ru/text/2577703.html

Из монастырской описи 1764 г. известно, что длина ограды составляла 215 саж. (РГАДА. Ф. 280. Оп. 3. Д. 290; Анкудинов. 2005. С. 259-260). Наконец, в описи 1768-1769 гг. упомянуты каменные Богородице-Рождественская ц. («крыта тесом, на оной церкви глава обита жестью, на ней крест железной») с приделами свт. Иоанна Златоуста и прп. Ефрема Новоторжского; храм прп. Варлаама Хутынского («крыт тесом, на оной глава обита жестью, крест железной») с деревянной папертью; колокольня («колоколов средних и малых пять, крыта ж оная колоколня тесом, на ней крест»), деревянные 3 настоятельские кельи, братская келья, братская трапеза с 2 кельями, кухня, «работницкая изба», амбары, погреб. За оградой стояли ветряная мельница, баня, коровий двор с конюшней и 2 сараями (РГИА. Ф. 834. Оп. 3. Д. 2456. Л. 31-36; Анкудинов. 2005. С. 260). Постройки Л. м. не сохранились и археологически не исследовались. По мнению А. И. Семёнова, опись Л. м. 1758 г. дает некоторое представление об утраченных зданиях. Так, он считает, что собор Рождества Пресв. Богородицы 1393 г. «по внешнему виду и размерам» напоминал Успенскую ц. Волотова монастыря 1352 г. ( Семёнов. 1961. С. 371-372). Книгописание и библиотека К кон. XIV - 1-й пол. XV в. относится расцвет книгописания в Л. м. Известны 13 рукописных книг этого времени, которые были составлены в обители. Из сохранившихся рукописей 4 имеют писцовые записи, указывающие на их создание в Л. м.: Тактикон мон. Никона Черногорца 1396/97 г., писцы - «калугеры» Пимен и Яков (РНБ. ОСРК. F.n. I. 41); Паренесис прп. Ефрема Сирина кон. XIV в., писец - иером. Савва (РНБ. ОСРК. F.I. 202); «Лествица» прп. Иоанна Лествичника 1431 г. (РГБ. Ф. 256: Рум. 200); Поучения прп. Исаака Сирина и аввы Дорофея 1431 г., писец - иером. Серапион Маза (РГБ. Ф. 304: Троиц. 175). На основании лингвистического анализа 4 рукописей М. Г. Гальченко пришла к выводу, что в их графике и орфографии раньше, чем в других новгородских книжных центрах, появились черты «второго южнославянского влияния» ( Гальченко.

http://pravenc.ru/text/2110554.html

Особо бережное отношение к реликвии в этой обители объясняется тем, что в синодике мон-ря «схимон(ах) Игнатий» был записан среди «князей черниговских, ктиторов святыя обители Киево-Печерские» (РГБ. Ф. 256. 387. Л. 28 об. [Копия со списка 1718 г.]). После 1917 г. местонахождение иконы неизвестно. Под 19 сент. память князя-инока помещена в Месяцеслове Симона (Азарьина) (РГБ. МДА. 201. Л. 303, сер. 50-х гг. XVII в.), под 9 сент.- в Кайдаловских святцах (кон. XVII в.(?) или 1868 г.). Память И. О. внесена в «Любопытный месяцеслов полный» (М., 1794, 1795), что говорит о том, что к кон. XVIII в. уже состоялась общерус. канонизация святого. В службе святому он называется князем-страстотерпцем, уподобляется архидиак. первомч. Стефану . В 3-м тропаре 8-й песни канона И. О. прославляется как «победитель жестокосердых убийц», благодаря мученической кончине взошедший на небо (Минея (МП). Сент. Ч. 1. С. 543). Канонизация святого подтверждена внесением его имени в Собор Тульских святых (празд. установлено 3 июня 1987) и в Собор Брянских святых (празд. установлено 5 дек. 2003). Ист.: Милорадович Г. А. Любеч, Черниговской губ. Городницкого у., родина прп. Антония Печерского//ЧОИДР. 1871. Кн. 2. С. 1-156; Зотов Р. В. О черниговских князьях по Любецкому синодику и о Черниговском княжестве в татарское время. СПб., 1892. С. 24; ПСРЛ. Т. 1. Стб. 310, 312-314, 317-318; Т. 2. Стб. 292, 295-300, 304-355, 408; Т. 9. С. 159, 166, 168-171, 175-176, 179, 188; Т. 22. Ч. 1. С. 387-388; Т. 25. С. 34, 36-38, 41-42, 44, 51, 389; Т. 40. С. 79-82, 84; Т. 43. С. 67; НПЛ. С. 27, 28, 213, 214; Присёлков М. Д. Троицкая летопись: Реконструкция текста. М.; Л., 1950. С. 218-223; Степенная книга царского родословия по древнейшим спискам: В 3 т./Отв. ред.: Н. Н. Покровский, Г. Д. Ленхофф. М., 2007. Т. 1. С. 429-433. Лит.: СИСПРЦ. С. 101-103; Закревский Н. В. Описание Киева. М., 1868. Т. 1. С. 189-200; Т. 2. С. 684-685; Филарет (Гумилевский), архиеп. Ист.-стат. описание Черниговской епархии. Чернигов, 1874. Кн. 5.

http://pravenc.ru/text/293519.html

Ф. 304/1. 629) с рукописи, переписанной Е.-Е. в К-поле в 1420 г. (копийная запись на л. 124); 2) «Лествица» прп. Иоанна Лествичника с толкованиями (Там же. Ф. 354. 462), большая часть к-рой (Л. 1-333, 339 об.- 342) переписана Е.-Е. там же в дек. 1420 - марте 1421 г. (о копиях с нее см.: Вздорнов. 1968. С. 194); 3) то же (ГИМ. Усп. 18-бум.), работа начата (Л. 1-64 об.) неустановленным писцом при участии Е.-Е. ( Гальченко, Яценко. 2001. С. 132; ср.: Вздорнов. 1968. С. 195) в мон-ре Богородицы Перивлепты в дек. 1422 или 1423 г. и завершена (Л. 65-329) Е.-Е. для старца Митрофана в Ватопеде на Афоне; 4) сборник аскетический, включающий «Слово постническо по вопросу и ответу» прп. Максима Исповедника,- списки рубежа 1-й и 2-й четв. XV в. (РГБ. Ф. 304/1. 756 - вероятно, по происхождению из Троице-Сергиева монастыря) и 1431 г. (Там же. 175 - из Лисицкого (Лисичьего) в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ря ); 5) обширные маргиналии (почерк убедительно атрибутирован Е.-Е. Б. М. Клоссом) на полях серб. списка Слов постнических прп. Исаака Сирина 1-й четв. XIV в. (Там же. Ф. 173/1. 151/2), эти приписки дополняют 1-ю редакцию слав. перевода сочинения, содержащуюся в основной части рукописи, до 2-й редакции ( Гранстрем Е. Э., Тихомиров Н. Б. Сочинения Исаака Сирина в славяно-рус. письменности//ВЦИ. 2007. 1(5). С. 139, 162; образцы почерка Е.-Е. см.: Древности мон-рей Афона X-XVII вв. в России: (Из музеев, библиотек, архивов Москвы и Подмосковья): Кат. выст. М., 2004). Орфография рукописей, переписанных Е.-Е., отличается пестротой и непоследовательностью, что характерно для мн. его рус. современников, в т. ч. работавших в К-поле и на Афоне. Он в равной мере может употреблять как южнослав. (среднеболг.) нормы правописания (за исключением «юса большого»), так и древнерусские. С южнослав. книгописной традицией Е.-Е. связывает помимо графики и отчасти орфографии употребление запятой в качестве знака препинания и использование надстрочных знаков: исо, оксии, варии, кендемы, «великого апострофа» и изредка каморы ( Гальченко, Яценко.

http://pravenc.ru/text/187378.html

из собр. ГИМ. М., 2007. Т. 3. С. 112-113. Кат. 155). У столпника длинная раздвоенная, почти треугольная по форме борода, схима и куколь с Голгофскими крестами, правая рука раскрыта ладонью, в левой - развернутый вверх свиток; над преподобным образ Спаса Нерукотворного. Немного др. иконографический вариант представлен изображением Н. вполоборота влево (к лучам света, падающим из облаков), в куколе, в правой руке - мученический крест, в левой - развернутый свиток (икона 1-й трети XVIII в., ГИМ; см.: Образы рус. святых в собр. Ист. музея. М., 2015. С. 172-175. Кат. 42). На иконе 1894-1896 гг. письма И. С. Чирикова (ГМИР), входившей в комплект годовой минеи из Введенской ц. Мраморного дворца в С.-Петербурге, Н. изображен стоящим в традиционном по форме высоком столпе. Подобным образом Н. представлен и на небольших «раздаточных» образах, предназначавшихся для паломников и гостей обители. Напр., на иконе 2-й трети XIX в. (частное собрание; см.: Русские святые: Кат. выст./Авт.-сост.: М. Н. Шарамазов, О. В. Силина. Ярославль, 2014. С. 107, 255. Кат. 13) Н. изображен не только внутри столпа, с развернутым вверх свитком в руках, в большом островерхом куколе, но с носимыми поверх одежды веригами - обвивающими тело цепями и крестами на плечах. Нередко такие иконы восходили к гравированным образцам (гравюра 20-30-х гг. XIX в., ГМЗРК; см.: Госкаталог РФ. 7989165; см. также: Акафист Н. - РГБ. Ф. 304.II. 256. Л. 2 об.; не позднее 1862) или литографиям (хромолитография Е. И. Фесенко в Одессе, 1902, ГЭ; см.: Госкаталог РФ. 8902236 и др.). Известны эмалевые иконы с образом Н. (кон. XIX в., ГМЗРК; свиток Н. висит на столпе). Изображения Н. вводились также в стенопись храмов и др. сооружений. Святой представлен в рост в верхнем ярусе сев.-зап. столба Троицкого собора переславского Данилова мон-ря (1662-1668, артель Гурия Никитина Кинешемцева). Эпизоды основной редакции Жития были помещены на стенах верхнего яруса часовни «Столп» в Никитском мон-ре: эта роспись 2-й пол. XVIII в. поновлялась в XIX в., но в XX в.

http://pravenc.ru/text/2565364.html

3) РГБ, ф. 299 (Собр. Н. С. Тихонравова), 705 (л. 106–123 об.: 70 лет и 50 лет) – 60-е годы XV в. Описание см. в разделе Четвертой Пахомиевской редакции, Синодального вида. 4) РНБ, Софийское собр., 1384 (л. 250–264 об.: 70 лет и 50 лет)- 1490 г. 5) РГБ, ф. 304/I (Собр. библиотеки Троице-Сергиевой Лавры), 643 (л. 175 об. – 197 об.: 70 лет и 50 лет) – кон. XV в. Описание см. в разделе Пятой Пахомиевской редакции. 6) РГБ, ф. 304/I (Собр. библиотеки Строице-Сергиевой Лавры), 466 (л. 372–386: 70 лет и 50 лет – позднее исправлено на 78 и 55) – 1505 г., Москва, монастырь Николы Старого. Основной писец – знаменитый каллиграф Михаил Медоварцев. Медоварцевым написан киноварный заголовок и несколько первых строк на л. 372, текст на л. 374–375 об. и несколько первых строк на л. 376, несколько строк на л. 376 об., текст на л. 379 об. – 380. Остальной текст писан другим писцом. 7) ГИМ, собр. Е. В. Барсова , 1396 (л. 92–104 об.: 70 лет и 50 лет) – нач. XVI в. Филигрань: Рука под звездой – Брике, 11165 (1505 г.). Последние листы утрачены, текст обрывается на словах: «зело вси скорбни быша и хождаху сету…» 8) РГБ, ф. 173/I (Фундаментальное собр. библиотеки Московской Духовной Академии), 88 (л. 398–414: 78 лет и 50 лет – причем число 50 позднее переправлено на 55) – сер. 20-х годов XVI в. Описание см. в разделе Пространной редакции. 9) РГБ, ф. 113 (Собр. Иосифо-Волоколамского монастыря), 644 (л. 407–424: 78 лет и 50 лет) – второй половины 20-х годов XVI в. Описание см. в разделе Пространной редакции. 10) ГИМ, Епархиальное собр., 387 (л. 151–174: 78 лет и 55 лет) – второй половины 20-х годов XVI в. Описание см. в разделе Пространной редакции. 11) РГБ, ф. 173/I (Фундаментальное собр. библиотеки Московской Духовной Академии), 50 (л. 164–180: 78 лет и 50 лет) – 20–30-е годы XVI в. Описание см. в разделе Пространной редакции. 12) РНБ, Софийское собр., 1317 (л. 388 об. – 392 об.: 70 лет и 50 лет) – 30-е годы XVI в. (Софийский список Великих Миней-Четьих). 13) ГИМ, Синодальное собр., 986 (л. 675 об. – 683: 70 лет и 50 лет) – конец 30-х – начало 40-х годов XVI в. (Успенский список Великих Миней-Четьих митрополита Макария).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Включение образа И. в рус. минеи достаточно устойчиво. Под 14 мая он может быть представлен: единолично, как, напр., на минейной иконе на март нач. XVII в. (ЦАК МДА) и на Минее годовой нач. XIX в. (УКМ); в паре с соименным ему блж. Исидором Ростовским, как, напр., на одной из ранних икон из годового комплекта миней кон. XVI в. (ВГИАХМЗ) и на иконе на май из комплекта миней письма И. Ф. Липина (1758, КГОИАЗМ; средовек в красном до колен хитоне и в красном же плаще, на голове шапочка, в правой руке держит крест). Определяющим моментом в идентификации этих соименных святых, особенно при утрате надписи, является состав одежд, характеризующий чин их святости. Однако на Минее годовой 1-й пол. XVI в. (Музей икон, Рекклингхаузен; в кн.: Бенчев. 2007. С. 177 - атрибутирован как И.) неясно, кто из Исидоров представлен на иконе, поскольку изображенный облачен в одежды преподобного. В гравированных святцах Г. П. Тепчегорского (1722, ГЛМ) И. и блж. Исидор показаны в легком повороте друг к другу, И.- в воинских доспехах. На минейном офорте на май с раскраской в 5 цветов работы И. К. Любецкого (1730, РГБ) - такое же парное изображение, что и в святцах, но И.- в хитоне и гиматии. На иконе на май XIX в. (частное собрание; Там же. С. 163) дано парное изображение, но в надписи святой в одеждах блаженного ошибочно поименован Максимом (день памяти мч. Максима приходится также на 14 мая). Лит.: LCI. Bd. 7. Sp. 11; Менолог. С. 299, 372, 387; Возрожденные шедевры Рус. Севера. М., 1998. С. 36. Кат. 58; С. 63. Кат. 140; Евсеева. Афонская книга. С. 220, 303; Νξος. Αθνα, 1989. Σ. 30-37 (Εικ. 8), 90-94; Spatharakis I. Dated Byzantine Wall Painting of Crete. Leiden, 2001. P. 174-175. Fig. 153-156; Бенчев И. Иконы св. покровителей. М., 2007; Саенкова Е. М., Герасименко Н. В. Иконы св. воинов. М., 2008. С. 156. Э. В. Шевченко, Н. В. Герасименко Рубрики: Ключевые слова: АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.)

http://pravenc.ru/text/674882.html

294.  …наш ли ты, или из неприятелей наших? (Нав. 5. 13.) 295.  …так скажи Иоаву: «пусть не смущает тебя это дело, ибо меч поядает иногда тою, иногда сею; усиль войну твою против города и разрушь его». Так ободри ею (2 Цар. 11. 25). 296.  …продай одежду свою и купи меч (Лк. 22. 36). 297.  Господня — земля и что наполняет ее (Пс. 23. 1). 298.  …во всех местах владычества Его (Пс. 102. 22). 299.  И потому ревностно стараемся, водворяясь ли, выходя ли, быть Ему угодными (2 Кор. 5. 9). 300. Пс. 33. 9. 301.  …поел… шел сорок дней и сорок ночей до горы Божией Хорива (3 Цар. 19. 8). 302.  ….веяние тихого ветра… (3 Цар. 19. 12). 303.  …побеждающему дам вкушать сокровенную манну (Апок. 2. 17). 304. Письма 8, 9 — РНБ РО. Ф. 1927. 305.  …если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое… (Иак. 4. 15). 306.  …как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться? (Ин. 3. 4.) 307.  …удаляющие себя от Тебя гибнут; Ты истребляешь всякого отступающего от Тебя (Пс. 72. 27). 308. 1 Тим. 6. 20. 309. Пс. 2. 11. 310. Ответ святителя Игнатия на церемонное, благодарственное письмо инока Леонида, написанное по приказанию настоятеля N монастыря. — Примеч. П. А. Брянчанинова. 311. Российский Государственный архив древних актов (РГАДА). Ф. 1293. Оп. 1. 312. Свои «Записки» М. В. Чихачев писал от третьего лица. 313. См: Полное жизнеописание святителя Игнатия Кавказского. С. 66–67. 314. См.: Полное жизнеописание святителя Игнатия Кавказского. С. 148–150. 315. Письмо РГБ ОР. Ф. 425. К. 1. письма Святитель Игнатий Брянчанинов. Сочинения. Т. 7. Письма. М., 1993. 316.  Самарин Д. И. — дядя и крестный отец Дмитрия Александровича Брянчанинова — святителя Игнатия. 317.  Леонид и Ювеналий… — См. Настоящее издание, т. 6, с. 532 и 650. 318.  Отец Иустин (Татаринов) — о нем см. 308–321. 319.  Отец Архимандрит Игнатий (Малышев) — о нем см. 298–308. 320.  Старец Исаия — о нем см. 199–200. 321.  Исидор (Я. С. Никольский; 1799–1892) — Митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский с 1860 г.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

А сю есмя свою грамоту запечатали своею болшею печатью, извещая тобе, каково намъ Богъ поручилъ государство. Писана в царъствия нашого дворе града Москвы лета сем тисечъ осмъдесятъ девятого июня въ двадцать девятый ден, индикта девятого, государъствия нашого сорокъ шостого, а царствъ наших: Росейскаго тридцать четвертого, Казанского двадцать осмого, Астороханского двадцать семого. Послание Александру Полубенскому Подготовка текста Ю. Д. Рыкова, перевод и комментарии Я. С. Лурье Послание Грозного Полубенскому было впервые опубликовано в 1951 г. в издании «Послания Ивана Грозного» (сер. «Литературные памятники») по копии XIX в., снятой со списка XVII в. по указанию известного археографа A. Н. Попова , так как оригинал тогда считался утраченным. Уже после выхода в свет этого издания список XVII в., с которого была сделана копия для А. Н. Попова , был обнаружен (А. А. Зиминым и О. П. Лобачковой), и в настоящем издании Послание Полубенскому (как и Второе послание Ивана Грозного Курбскому) печатается по этому списку. Послание Полубенскому принадлежит к числу посланий, отправленных Иваном Грозным своим противникам во время летне-осеннего похода 1577 г. в Ливонию, когда им было завоевано почти все побережье Западной Двины до Риги. Можно предполагать, что Послание Полубенскому, как и Второе послание Курбскому и ряд других, входили в особый сборник, составленный с определенной политической целью – восславить успехи царя (успехи эти оказались временными, из-за чего данный сборник и не получил широкого распространения). Послание Полубенскому печатается по списку 80-х гг. XVII в. – РГБ, ф. 304 (Троицкое II собр.), 17, лл. 221–235. ТАКАЯ ГРАМОТА ПОСЛАНА ОТ ГОСУДАРЯ ИЗ ПСКОВА С КНЯЗЕМ ТИМОФЕЕМ РОМАНОВИЧЕМ ТРУБЕЦКИМ ВО ВЛАДИМИР К КНЯЗЮ АЛЕКСАНДРУ ПОЛУБЕНСКОМУ Трехсолнечного Божества благоволением, и благословением, и волею – как говорит избранный Божий сосуд апостол Павел: «Мы знаем, что в мире не один идол, но нет другого Бога кроме единого, ибо хотя и есть так называемые боги или на небе, или на земле, но у нас один Бог-Отец, из которого все, и мы для него, и один Господь Иисус Христос , которым все, и мы им, и один Дух Святой, в нем все, и мы в нем».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Прор. Иеремия. Миниатюра из Книги Пророков. 1489 г. (РГБ. Ф. 304. I. 90. Л. 291 об) Изображения И. с атрибутом - каменной скрижалью завета - редки (иконы «Похвала Богоматери, с Акафистом» - ок. 1502, ГРМ; 2-я пол. XVI в., ГММК). Как правило, в руках у пророка свиток, который в отдельных случаях свернут (напр., в Книге пророков) или по форме напоминает свиток ап. Петра (напр., в мон-ре Паммакаристос (Фетхие-джами) в К-поле), иногда пророк обеими руками держит развернутый поперек свиток (ц. Сан-Витале в Равенне). На развернутом свитке чаще всего присутствует текст Вар 3. 35 (напр., София К-польская, ок. 878; ц. вмч. Георгия в мон-ре Старо-Нагоричино, 1317-1318) или Вар 3. 36 - вероятно, самый ранний из известных текстов в монументальном искусстве (ц. Санта-Мария дель Аммиральо (Марторана), Палермо, Сицилия, 1143-1148; ц. Панагии Паригоритиссы в Арте, ок. 1290; мон-рь Хора (Кахрие-джами) в К-поле, ок. 1316-1321). Эти тексты на свитке И. наиболее часто встречаются в визант. и древнерус. искусстве XI-XII вв. Средневек. богословской мыслью И. рассматривался как ревностный служитель Бога, провозвестник нового завета, т. к. предсказал воплощение Сына Божия и Его страдания. Текст Книги прор. Иеремии на свитках встречается реже: Иер 11. 18 (Введенская ц. мон-ря Нова-Павлица, Сербия, до 1389), Иез 11. 19 (Токалы-килисе в Гёреме, Каппадокия, кон. X в.), Иер 38. 31 (ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница, ок. 1320; ц. праведных Иоакима и Анны (Кралева ц.) мон-ря Студеница, Сербия, 1314), Иер 11. 18-19 - часть литургического чтения в Страстной четверг, связанная со Страстями Христа, а Иер 38. 31 - часть службы в субботу Страстной седмицы, связанная с НЗ. На иконах текст свитка чаще из Книги прор. Иеремии - Иер 31. 21 («Обрати сердце твое на дорогу, на путь, по которому ты шла; возвращайся, дева Израилева, возвращайся в сии города твои») или Иер 31. 31 («Вот, наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет»). В декорации храмов И., как и др.

http://pravenc.ru/text/293630.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010