Шестой Вселенский Собор состоялся в Царьграде в 680–681 гг. и был собран против ереси монофелитов . Монофелитство возникло как компромиссный вариант: византийский император попытался таким образом склонить православных жителей империи к некоторой уступке многочисленным монофизитам, чтобы достичь внутреннего мира. Монофелиты утверждали, что у Господа Иисуса Христа две природы, но одна воля – божественная. Самым выдающимся защитником учения о двух волях во Христе был преп. Максим Исповедник . Еще до созыва Шестого Вселенского Собора, на котором монофелитство было осуждено, он пострадал за верность православному учению: ему отсекли язык и правую руку. Шестой Собор определил признавать в Иисусе Христе две воли – Божественную и человеческую, сообразно двум природам. Спустя 10 лет (в 691 г.) этот Собор вторично собрался для дополнения решений предыдущих Соборов, относящихся к правилам благочестия. Этот Собор получил название Пято-Шестого или Трулльского (он был собран в зале со сводами – труллами). Пято-Шестой Собор принял для руководства Церкви 85 апостольских правил, правила Вселенских и Поместных Соборов и некоторых святых отцов. Позднее к этим правилам были прибавлены правила Седьмого Вселенского Собора и еще двух Поместных Соборов. Эти правила легли в основу церковного управления. Седьмой Вселенский Собор состоялся в Никее в 787 году и был собран против ереси иконоборчества . Это был последний Вселенский собор. Иконоборческая ересь появилась при императоре Льве Исавре (717–741). Иконоборцы считали, что почитание святых икон является идолопоклонством. Император, при поддержке некоторых епископов, запретил почитать иконы и приказал выносить иконы из храмов и частных домов для уничтожения. Всех, кто оказывал сопротивление воинам, сжигавшим иконы, заключали под стражу и казнили. Одним из самых активных защитников почитания икон стал преп. Иоанн Дамаскин . В наказание за написанные им послания в защиту икон ему отрубили правую руку. Житие этого святого рассказывает о чуде: после молитвы св. Иоанна перед иконой Богородицы отрубленная рука соединилась с телом .

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-pra...

1. Никейский (325). 2. Константинопольский (381). 3. Ефесский (431). 4. Халкидонский (451). 5. Константинопольский (553). 6. Константинопольский (680) Трулльский («Пято-Шестой») (692). 7. Никейский (787). Что касается Пятого и Шестого Вселенских Соборов, то они издали только догматические определения, но не занимались каноническими или дисциплинарными вопросами. Поэтому в 691 году в Константинополе был созван в дополнение к V и VΙ Вселенским, собор, называемый Трулльским, по месту своих заседаний в дворцовом зале. На Трулльском соборе был составлен канонический Кодекс правил для всей Православной Церкви, который был изложен во 2-ом правиле собора. В этот Кодекс вошли принятые всей Вселенной Церковью следующие каноны: Правила святых Апостолов; Правила семи Вселенских соборов; Правила восьми Поместных соборов; Правила Святых Отец 26 26. Во времена патриарха Фотия было созвано два собора, каноны которых были причислены к каноническому сборнику Вселенской Церкви: Двукратный собор в 861 году и собор в Храме св. Софии в 879 году. Канонические сборники Первый сборник церковных правил принадлежит Иоанну Схоластику, патриарху Константинополя (557). Это был систематический свод общепризнанных церковных правил, разделенных на 50 титулов. Этот сборник состоял из Апостольских правил, канонов четырех Вселенских соборов, шести Поместных соборов и двух канонических посланий св. Василия Великого . Еще до Трулльского собора появился сборник Синтагма в 14 титулов. Эти два сборника – свод Иоанна Схоластика и Синтагма 14 титулов – вошли в общее употребление всей Церкви. В 691–692 на Трулльском соборе (Правило 2) состав этих сборников был официально утвержден как канонический кодекс Вселенской Церкви. С прибавлением в этому Кодексу канонов «Пято-Шестого» (Трулльского), седьмого Вселенского и двух соборов при патриархе Фотии канонический кодекс Вселенской Церкви был оформлен и он существует в Церкви до настоящего времени. Со времени императора Константина государство параллельно Церкви принимало свои законы (номос), относящиеся к церковной жизни в Римской империи. Таким образом, влияние государства на церковные дела постоянно возрастало, оказывая на Церковь все большее и большее внимание. Поэтому в VΙ веке пришли к мысли составить из канонических правил и государственных законов о Церкви одно целое, один церковный кодекс. Так возник в восточной Церкви сборник специального содержания, получивший название Номоканона. Редакцию самого знаменитого Номоканона в 14 титулов обычно приписывают патриарху Фотию (883).

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/vveden...

Теоретические соображения об авторстве Тарасия вполне подтверждаются данными содержания трактата. Как главный виновник созвания собора и действительный председатель, Тарасий на нем естественно много и часто говорил. Его послания, речи и краткие заметки, рассеянные в актах, иногда представляют полное сходство с некоторыми местами трактата и притом часто в таких пунктах, где трудно ожидать случайного совпадения. Характерно уже сходство в общем определении метода защиты иконопочитания у автора трактата и у Тарасия: первый в начале своего труда говорит, что „ревнители благочестия должны выступить γραφικς κα πατρικν κα ρευνητικν κα συλλογιστικς ες ποψαν φληναφηϑντων“ 238 . И Тарасий при одном случае заявляет о себе: „κα ατα μες γραψικς κα ρευνητικς κα συλλογιστικς κα ποδικτεκς ξετσαντες κα τας πατρικας διδασκαλαις μαϑητεϑεντες“ 239 . Автор трактата пред изложением 82-го правила пято–шестого собора говорит следующее: „святый шестый вселенский собор изрек свое определение против утверждающих, что во Христе, Боге нашем, одна воля; это было во дни тогдашнего императора Константина. Когда же вскоре после этого Константин скончал свою жизнь, и царство досталось сыну его Юстиниану, то отцы, собиравшиеся на этом соборе, опять по божественному внушению, спустя года четыре или пять, собрались единодушно и изложили правила, касающиеся устройства церковных дел, числом до ста двух“ 240 . Тарасий после прочтения 82-го правила в 4-м заседании говорил: „некоторые по незнанию соблазняются относительно этих правил (пято–шестого собора), говоря: неужели они принадлежат шестому собору? Пусть же они знают, что святый великий шестый собор был открыт при Константине против тех, кои говорили, что во Христе одно действие и одно хотение. На нем отцы анафематствовали еретиков и провозгласили православную веру: а затем возвратились домой в 14-й год царствования Константина. Спустя года четыре или пять, собрались те же при Юстиниане, сыне Константина, и изложили упомянутые правила“ 241 . В этих отрывках останавливает на себе внимание одинаковое определение времени созвания Трулльского собора: „спустя четыре или пять лет“ после 6-го вселенского собора. Эта одинаковость, конечно, ничего бы не говорила в пользу нашего предположения, если бы показанная дата была верна: истинные показания могут повторяться многими и оставаться неизменными. Но в том и дело, что эта дата представляет собою грубейшую ошибку, явившуюся без всяких оснований. Шестый вселенский собор продолжался с 7-го ноября 680-го года до 16-го сентября 681-го г. 242 , а Трулльский собор имел место не „спустя четыре или пять лет“, а в 692-м году 243 . Одинаковость произвольной ошибки в обоих случаях и есть по нашему мнению яснейшее доказательство принадлежности трактата Тарасию.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Andreev/s...

Применение П. считается древним финикийским изобретением. Анонимные собрания рецептов времен Римской империи содержат множество данных о производстве естественного и искусственного П. С этой целью толкли целиком мелких морских улиток, из крупных выскребали пурпуросодержащее вещество, очищали массу и оставляли ее размешанной в воде до выпадения окрашенного осадка. Искусство состояло в том, чтобы красить дважды, чем достигался не только багряный оттенок, но и шелковистый блеск, который получался при обработке ткани травильным веществом (мыльным корнем, квасцами). Краситель старались искусственно довести до желаемого, истинного пурпурного цвета при помощи подмешивания примесей, например, черничного сока (но не крови, это было строжайше запрещено). С течением времени было выловлено колоссальное количество пурпуроносных морских улиток, так что огромные кучи остатков раковин миллионов моллюсков на месте красилен даже пережигали на известь. П. поступал из Сирии, особенно приморского Тира, Сидона, Финикии, юга Малой Азии, Крита и эгейского острова Кеос. Государственный цвет Византии и ее императоров (см.: порфира). Был запрещен к вывозу за пределы Империи и служил для окрашивания платьев императора и его дома. Для того, чтобы изготовить 1 г П. необходимо было около 10 000 улиток. Фунта П. было достаточно для окраски 300 фунтов шелка. В наши дни П. заменен красителями животного происхождения. Пятидесятница – праздник в честь сошествия с неба Святого Духа в виде светящихся огненных языков на учеников Иисуса Христа-апостолов, отмечаемый на пятидесятый день после Пасхи Господней (Троица). Первый день послепасхальной недели (седмицы) ромеи называли Духов День. Пято-Шестой Трулльский собор – собор епископов, состоявшийся в Константинополе в 691/692 гг. Называется Пято-Шестым (греч. Пентикти, лат. Quinti-Sexta), поскольку дополнил определения Пятого и Шестого Вселенских соборов 553 и 680/681 гг. Именуется Трулльским потому, что заседания его, как и Шестого Вселенского синода, проходили в зале Большого императорского дворца под названием Трулло (en to troullo).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

После кончины Гонория его преемники отказались поддерживать монофелитскую политику императора Константа II. Это противостояние завершилось арестом, пытками и ссылкой в Крым папы-исповедника Мартина I (653), где он скончался в 655 г. После его смерти папы назначались императором-еретиком (Константом II) и вели себя довольно подобострастно. Лишь после убийства Константа II в Сиракузах (668 г.) монофелитский кризис завершился. Православное богословие было утверждено на VI Вселенском Соборе (680 г.), на котором присутствовали делегаты папы Агафона. Следующие десятилетия были отмечены тесным сотрудничеством между Константинополем и папством. Новая административная система деления на фемы, постепенно вводимая в Империи, подразумевала, что имперские экзархи в Италии получили полную административную и финансовую автономию. В результате для легитимизации папских выборов было достаточно одобрения экзарха. Так как папы оставались «казначеями» имперских войск, византийские военные власти относились к их престолу с уважением. Большинство пап того периода были восточного происхождения. Многие римские церкви византийского стиля (свв. Косма и Дамиан, Санта Мария Антика, св. Аньеза и др.) относятся к этому времени и показывают «восточное» лицо Римской Церкви, поэтому этот период называют «византийским папством». Единственный конфликтный эпизод того времени - это отказ папы Сергия подписать деяния Пято-Шестого (Трулльского) Собора (692 г.), так как в них содержалась критика ряда богослужебных и бытовых особенностей Римской Церкви (пост по субботам, целибатное священство, изображение Христа в виде Агнца и т.д.). Император Юстиниан II послал военачальника Захарию с войсками, чтобы вынудить папу подписать все, что нужно, но войска взбунтовались, и Захарии пришлось прятаться под кроватью папы Сергия, пока тот успокаивал бунтовщиков. Преемник Сергия, Иоанн VII, в 706 г. признал деяния Собора. Конечно, его антиримские решения никогда по-настоящему не были применены на Западе. Но когда папа Иоанн VII утверждал планы росписи новопостроенной римской церкви Санта Мария Антика, он, повинуясь запрету Пято-Шестого Собора, не позволил изображать Христа в виде Агнца. В 711 г. папа Константин, впервые после почти столетнего перерыва, нанес торжественный визит в Константинополь. «Византийский» период папства завершился лишь с началом яростной иконоборческой кампании византийских императоров Льва III (717-741) и Константина V (741-763), конфискацией сицилийских владений папы и прекращением военной помощи Риму против ломбардов. Папа Стефан II обратился за подмогой к франкам (754 г.) и начал тесное сотрудничество с ними. Именно это событие было первым шагом на пути к расколу между Западом и Востоком.

http://sedmitza.ru/lib/text/434772/

Кто не удивится и тому, что говорит Вальсамон, будто вместе с Василием критским и неизвестным по имени епископом равеннским (которого следовало назвать по имени, если он присутствовал, а не опираться на пустые подписи без имен) присутствовали на трулльском, т. е. пято-шестом, соборе бывшие тогда легаты папы, епископ солунский, дарданский или сардинский, Ираклии фракийской, коринфский? Ибо, если для подписи достаточно намарать одни имена имеющих подписываться, то чего кто не дерзнет говорить и утверждать? Итак один только Василий критский оказывается сам присутствовавшим и подписавшимся, как сказано выше; для всех же прочих и для самого папы оставлено в подписи пустое место. Что же касается этих легатов или легатариев, имеющих, как говорит Вальсамон, специальную юрисдикцию, то ниоткуда не видно, что бы они председательствовали на соборе, или подписались прежде других, или усвояли себе полномочие, которое, мы видим в деяниях соборных, выказывали посылавшиеся по временам из Рима, которые приносили с собою нарочитые приказы или указы, относящиеся прямо к тому делу, по которому собирался собор, и определяющие поручение, данное к непременному исполнению. Последнее много разнится от того местоблюстительства, которое отправляли от имени римского архиерея солунский и прочие легаты в Греции, и которое касается всякого рода церковных дел в известных провинциях, а не какого-нибудь вопроса веры или составления правил. Так напр., император Константин Погонат в грамоте к папе Льву, о которой мы упоминали выше, просил прислать в царствующий город апокрисиария, который бы представлял лицо папы во всех вообще текущих канонических и церковных делах по мере данной власти. Поэтому совершенно невероятно, чтобы Василий критский своею подписью заменял на пято-шестом соборе весь римский собор. А без этого нельзя причислять этого собора к вселенским, ни принимать правил его за правила вселенского собора, как показали это мудрые и древние мужи, хотя они и надписываются почтенным именем святого шестого собора.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

На двух последних заседаниях собор издал 30 правил, т.е. на этих заседаниях издано было 28 правил, а 29 и 30 правила изложены были на четвертом заседании собора, а теперь лишь присоединены к остальным. В Кормчей, Книге правил, Пидалионе и Indreptarea - одинаковое число халкидонских правил. В западных канонических сборниках приводится только 27 правил этого собора. Последние два (29 и 30) не приводятся, по всей вероятности, потому, что изданы не совсем определенно в форме правил; а 28-е не приводится потому, что против него протестовали на этом соборе римские легаты, усматривая в нем унижение примата римского епископа 5. Трулльский, вселенский пято-шестой собор. Собор, известный под общим именем трулльского, состоялся, как мы сказали, с целью дополнить относительно правил пятый и шестой вселенские соборы, которые занимались исключительно догматическими вопросами, но не издали ни одного предписания относительно церковной дисциплины Между тем была неотложная нужда в том, чтобы авторитетом вселенского собора были изданы такие правила, которыя бы утвердили ослабленную вследствие еретических смут дисциплину; нужно было восстановит силу прежних соборов и новыми правилами водворить строгий порядок в церкви. Так как отцы VI вселенского собора разошлись тотчас после догматического определения этого собора, то потребовалось созвать их в другой раз, чтобы они издали необходимые правила и тем дополнили то, что не было сделано ранее. Собор, соответственно таковой своей задаче, и назван пято-шестым (Πενθεκτη, Quini-Sexta), a так как этот собор не что иное, как продолжение собора 681 года и происходил в том самом отделении царских палат, где были заседания этого последнего собора, то и правила, им изданные, называются правилами шестого вселенского собора трулльского. По приглашению императора Юстиниана II собрались отцы на собор в Константинополь в 691 году. Время соборных заседаний падает на 1 сентября 691 г. по 31 августа 692 года. Было на нем 227 отцев; след. 53-мя более, нежели в 681 году. Лично присутствовали: патриархи константинопольский, александрийский, антиохийский и иерусалимский; представителями римского папы были назначенные им легаты, в числе коих главный был Василий, архиепископ гортинский. После приветствия императору собор сразу начал свои занятия и издал 102 правила. Правила эти приняты во все восточные канонические сборники. В Кормчей они составляют 18 главу; в Indreptarea они соединены в 98 правил,

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1310...

1917 И Тарасий при одном случае заявляет о себе: «κα ατα μες γραφικς κα ρευνητικς κα συλλογιστικς κα ποδικτεκς ξετσαντες κα τας πατρικας διδασκαλαις μαθητεθεντες». 1918 Автор трактата пред изложением 82-го правила пято-шестого собора говорит следующее: «святой шестой вселенский собор изрек свое определение против утверждающих, что во Христе, Боге нашем, одна воля; это было во дни тогдашнего императора Константина. Когда же вскоре после этого Константин скончал свою жизнь, и царство досталось сыну его Юстиниану, то отцы, собиравшиеся на этом соборе, опять по божественному внушению, спустя года четыре или пять, собрались единодушно и изложили правила, касающиеся устройства церковных дел, числом до ста двух». 1919 Тарасий после прочтения 82-го правила в 4-м заседании говорил: «некоторые по незнанию соблазняются относительно этих правил (пято-шестого собора), говоря: неужели они принадлежат шестому собору? Пусть же они знают, что святой великий шестой собор был открыт при Константине, против тех, кои говорили, что во Христе одно действие и одно хотение. На нем отцы амафематствовали еретиков и провозгласили православную в веру: а затем возвратились домой в 14-й год царствования Константина. Спустя года четыре или пять, собрались те же при Юстиниане, сыне Константина, и изложили упомянутая правила». 1920 В этих отрывках останавливает на себе внимание одинаковое определение времени созвания Трулльского собора: «спустя четыре или пять лет» после 6-го вселенского собора. Эта —462— однаковость, конечно, ничего бы не говорила в пользу нашего предположения, если бы показанная дата была верна: истинные показания могут повторяться многими и оставаться неизменными. Но в том и дело, что эта дата представляет собою грубейшую ошибку, явившуюся без всяких оснований. Шестой вселенский собор продолжался с 7-го ноября 680-го года до 16-го сентября 681-го г., 1921 а Трулльский собор имел место не «спустя четыре или пять лет», а в 692-м году. 1922 Одинаковость произвольной ошибки в обоих случаях и есть по нашему мнению яснейшее доказательство принадлежности трактата Тарасию.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

14. Любой официально объявленный диалог заканчивается с завершением работы соответствующей Смешанной богословской комиссии, когда председатель Межправославной комиссии подает отчет Вселенскому Патриарху, который с согласия Предстоятелей Поместных Православных Церквей объявляет об окончании диалога. Ни один диалог не считается завершенным до того момента, пока на всеправославном уровне не будет объявлено решение о его окончании. Иными словами, не все Предстоятели Поместных Церквей объявляют об окончании диалога, а Вселенский Патриарх, и именно ему подотчетен председатель Межправославной Комиссии. Соответственно, в этом документе проявляются контуры восточного папизма – соединения онтологического и бюрократического первенства не только чести, но и власти за Константинопольским Патриархом. Пункты 16-21, посвященные Всемирному Совету Церквей, также вызывают целый ряд недоумений. В нем история ВСЦ подается исключительно в триумфально-позитивных тонах. При этом ничего не говорится о таких вопиющих чертах, как присутствие язычников во время Ванкуверской ассамблеи и совершение ими магических обрядов, членство в ВСЦ т.н. церквей, допускающих женское священство и гомосексуальные браки и т.д. Настораживает, что мнение Грузинской и Болгарской Церквей относительно ВСЦ не представлено и не изложены причины того, почему они покинули ВСЦ. Крайнее недоумение вызывает 20 пункт: 20. Перспективы проведения богословских диалогов Православной Церкви с другими христианскими церквами и исповеданиями всегда исходят из канонических критериев уже сформировавшейся церковной традиции (7-й канон II-ro и 95-й канон Пято-Шестого Вселенских соборов) . Для ясности приведем 95 канон Трулльского (Пято-Шестого собора): Присоединяющихся к православию и к чести спасаемых из еретиков, приемлем, по следующему чиноположению и обычаю. Ариан, Македониан, Наватиан, именующих себя чистыми и лучшими, четырнадцатидневников, или тетрадитов, и Апполинаристов, когда они дают рукописания и проклинают всякую ересь, не мудрствующую, как мудрствует Святая Божия Кафолическая и Апостольская Церковь, приемлем, запечатлевая, то есть помазуя святым миром во первых чело, потом очи, и ноздри, и уста, и уши, и запечатлевая их глаголем: печать дара Духа Святаго. А о бывших Павлианами, потом к Кафолической Церкви прибегших, постановлено: перекрещивать их непременно. ... Такожде и Манихеев, Валентиниан, Маркионитов и им подобных еретиков. Несториане же должны творить рукописания и предавать анафеме ересь свою, и Нестория, и Евтиха, и Диоскора, и Севира, и прочих начальников таковых ересей, и их единомышленников, и все вышепоказанные ереси: и потом да приемлют святое причащение.

http://bogoslov.ru/article/4929788

1884. Ярославль, стр. 184–185, 190), г. Суворов высказывает свой взгляд на Трулльский собор. «Собор этот, по его словам, состоялся в 692 году в Константинополе, в одной из зал императорского дворца, устроенной в виде свода (t ουλλοn), почему и получил название Трулльского; он же называется пято-шестым собором, так как на востоке он рассматривался как органическое дополнение к пятому и шестому вселенским соборам, не оставившим дисциплинарных канонов, и в особенности как продолжение и заключение шестого собора, почему и каноны Трулльского собора получили значение вселенских канонов». Если бы г. Суворов остановился на этом мнении, то он только немного отступил бы от правды, именно в том, что умолчал о названии правил Трулльского собора правилами шестого вселенского собора. Но, передавши фактическое изложение дела, г. Суворов, затем, присовокупляет своё суждение о Трулльском соборе, в котором, следуя рабски мнению католических и протестантских историков (не всех, а излюбленных только), он высказывается, что значение этого собора в истории всегда ограничивалось одним востоком, что этот собор не был вселенским и не должен считаться таковым. Теперь выясняется моя провинность пред западной наукой: вопреки мнению некоторых её представителей и рабского последователя их г. Суворова, я называю правила Трулльского собора 691 года правилами шестого вселенского собора. Провинность небольшая, так как я имею за себя голос всей восточной церкви, ясно и авторитетно выраженный уже в правилах седьмого вселенского собора. Выборг между голосом церкви с одной стороны и мнением некоторых учёных, в том числе г. Суворова, для меня прост и ясен. Притом же воззрение г. Суворова только запутывает, а не разъясняет дела. Как должен понимать читатель г. Суворова, который с одной стороны говорит, что «каноны Трулльского собора получили значение вселенских канонов», а с другой утверждает, что самый собор, издавший эти правила, «не был вселенским и не должен считаться таковым»? Ещё г. Суворов указывает на невыработанность системы в моём курсе тоже как на доказательство моего недостаточного знакомства с западной наукой.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilya_Berdnikov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010