«Младенца, хотя бы поносили, хотя бы хвалили его, он ни в первом случае не досадует и не укоряет, ни в последнем не гордится». (Злат.) Не войдете (внидите) в царство небесное, т. е. не будете истинными христианами на земле и не удостоитесь блаженства на небе. «Когда мы не имеем указанных качеств младенцев, говорит св. Златоуст, то, как бы ни были велики наши дела, спасение наше сомнительно». Словами: кто умалится, как дитя и пр. Господь указывает, чем особенно можно заслужить великое место в Его царстве. Это – смирением, каким обыкновенно обладают дети – смирением, по которому человек не возвышает, а считает себя ниже других, и от которого поэтому происходят многие добродетели и которым покрываются многие грехи, тогда как противоположное смирению свойство, – гордость служит причиною всевозможных грехопадений. И в жизни Самого Господа, Пресв. Его Матери и святых всюду мы видим смирение и ни тени самовозвышения. Перед этим Господь прямо говорил апостолам: «кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою» (ст. 35). Блаженны нищии духом, т. е. смиренные, ибо их есть царство небесное, прежде всего высказал Господь в Своей нагорной проповеди ( Мф.5:3 ). Гордость погубила ближайшего к Господу из ангелов, она погубила и первых людей, мечтавших сделаться подобными Богу, губит и во все времена безчисленное множество людей. Зач. 48-е. Изгонявший бесов именем Христовым и путешествие Господа чрез Самарию. Читается в четверг 21-й недели по Пятидесятнице. О человеке, который изгонял бесов именем Христовым, не состоя в числе Его учеников, повествует и евангелист Марк ( Мк.9:38, 40 ), и оба они повествуют почти в одних и тех же словах и в одно и то же время – среди наставлений Господа Апостолам. Лк.9:49 . Отвещáв же Иоáнн речé: настáвниче, видехом некоего о имени твоéм изгоняща бесы: и возбранихом емý, яко вослед не хóдит с нáми. (При сем Иоанн сказал: Наставник! мы видели человека, именем Твоим изгоняющего бесов, и запретили ему, потому что он не ходит с нами.) Когда Апостолы услышали слова Господа: кто примет дитя во имя Мое, тот Меня принимает, то Иоанну пришел на память один, бывший вероятно во время их апостольской проповеди, случай, и он рассказал об этом случае Иисусу Христу в следующих словах: Наставник! мы видели человека, именем Твоим изгоняющего бесов, и запретили (возбранихом) ему, потому что он (во след) не ходит с нами, – рассказал, конечно, с тою целию, чтобы слышать от Господа мнение, справедливо ли они поступили, и поступать ли им так и впредь в подобных случаях.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Могут быть, думаю, и они образом неразумия иудеев, предполагавших найти свое родство с Богом, но только не в приближении к небу, не в желании делать угодное и любезное Ему, не в вере во Христа, а как бы восстановлением некоторого столпа, – в невежественном превозношении одною только пустою славою отцов. Они постоянно изобличаемы были в том, что повсюду выставляли имя Авраама и как бы созидали славу свою на земных похвалах. Но Бог положил запрещение на строивших столп и разделил их на многие языки. Случившееся тогда с ними мы считаем как бы некоторым предвозвещением случившегося с иудеями: ибо и их, очень высоко думавших о себе и искавших пути на небо не посредством того что должно, Бог рассеял во многие языки, то есть во все народы. Будучи изгнаны из страны, города и домов своих, они рассеяны и стали «скитальцами между народами», по слову пророка ( Ос. 9, 17 ). Но во Христе многоязычие было добрым знамением: ибо, когда собраны были ученики в день Пятидесятницы в один дом, " сделался, – сказано, – внезапно шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» ( Деян. 2, 2–4 ). Что же говорили они? С помощью Духа говорили о шествии на высоту, о восхождении на небеса во Христе чрез веру и о стечении всех языков вселенной, или народов, или племен к единению в Духе: ибо всякий язык смертных исповедовался Христу и глаголал тайны Его. Итак, многоязычие при столпотворении было знамением рассеяния и изгнания во все народы, а при Христе – знамением стечения к единению чрез Духа и шествия на высоту: ибо Христос соделался для нас столпом «крепости», по слову Псалмопевца ( Пс. 60, 4 ), преводя находящихся на земле в вышний град и соединяя с ликами святых Ангелов. Об Аврааме и Мелхиседеке 1. Бог всяческих дал в помощь закон: ибо так написано ( Гал. 3, 24 ). Но то, что закон детоводит, а усовершает уже таинство Христово, не трудно нам видеть из самих Священных Писаний, если мы будем тщательно изыскивать удостоверения в этом и собирать истинное.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Мф 5:9.  Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. Разумеются не только те, которые сами живут со всеми мирно, но и те, которые примиряют враждующих. Миротворцы суть и те, которые учением обращают к истине врагов Божиих. Таковы суть сыны Божии, ибо и Единородный Сын Божий примирил нас с Богом. Мф 5:10.  Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. Не одни мученики преследуются, но и многие другие за оказание помощи обидимым и вообще за всякую добродетель, ибо всякая добродетель есть правда. Воров и убийц также преследуют, однако они не блаженны. Мф 5:11.  Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать Наконец, Господь говорит к Своим апостолам, показывая, что терпеть поношение свойственно более всего учителям. и всячески неправедно злословить за Меня. Не просто поносимый блажен, но только поносимый за Христа и ложно. В противном же случае он несчастен, потому что для многих служит соблазном. Мф 5:12.  Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: Господь не говорил о великой награде за другие добродетели, но здесь сказал о ней, показывая этим, что переносить поношения — великое и самое трудное дело, ибо многие и сами себя лишили жизни. И Иов, перенесший другие искушения, особенно был возмущен тогда, когда друзья поносили его, будто он страдает за грехи. так гнали  и  пророков, бывших прежде вас. Чтобы не подумали апостолы, что их будут гнать за  проповедь  чего-либо противного учению Христа, Господь утешает их, говоря, что и пророков прежде вас гнали за добродетель; поэтому в их страданиях вы имеете утешение. Лк 21:12. Прежде же всего того возложат на вас руки и будут гнать:  вас,  предавая в синагоги и в темницы, и поведут пред царей и правителей за имя Мое; Лк 21:13. будет же это вам для свидетельства. «Прежде… всего того», что имеет случиться при кончине мира, или и при пленении (ибо, как я сказал, Он с речью о кончине соединяет речь и о пленении), « возложат на вас», то есть учеников Моих, « руки». И действительно, прежде пленения Иерусалима апостолы изгнаны были из него, по особенному усмотрению Божию, именно: чтобы все ужасы обрушились только над распинателями, а они, то есть апостолы, наполнили весь мир проповедью. Были также приводимы апостолы и пред царей и правителей: например, Павла водили к Фесту, к Агриппе, к самому кесарю (Деян 25:6–23, 26:32). Обратилось же это для них в славу свидетельства.

http://bible.predanie.ru/nedelya-2-aya-p...

Но тайна ли это? “Имеяй уши слышати, да слышит”! ( Мф. 13, 9 ). Не Бог ли благоволил возвестить вселенной волю Свою в святых и строгих уставах вечности – блаженной для послушных и страшной для непокорных. Священным Писанием и откровением Своим, извещенным Церкви, не оставил Господь Своего создания в неведении. И как открыл Он тайну сотворения мира и тайну его конца, так и знание о жизни человеческой и конечной ее цели даровал Он человеку в назидание ко спасению от смерти. “...не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить, а бойтесь более того, кто может и душу, и тело погубить в геенне” ( Мф. 10, 28 ). Грех – вот единственный действительный страх и страх ужасный, ибо “...сделанный грех рождает смерть”, разрушая тело болезнью, а бессмертную душу связывая адскими узами ( Иак. 1, 15 ). Вот тот страх, от которого остерегает нас Спаситель. Не бойся смерти, разлучающей душу от тела, – это смерть первая. Она страшна тебе, человек, своей неизвестностью, но не она определяет твою жизнь в вечности. За ней стоит смерть вторая, вскормленная грехом, отсылающая жертву свою от Бога на продолжение жизни в муках на вечность. А жизнь земная – это только начало вечности для человека. Не было смерти на земле при сотворении жизни, но грехом вошла в мир смерть, и в Адаме первом умирают его потомки, а в Адаме втором – во Христе – все оживут по обетованию Божию. И настанет такое время, когда смерть будет окончательно уничтожена Христом. “...И смерти не будет уже...” – говорит Господь в Откровении, данном святому апостолу Иоанну Богослову ( Откр. 21,4 ). Но эта вожделенная и радостная весть о вечной жизни одновременно станет для многих и страшной вестью. “...мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут... и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения” ( Ин. 5, 25, 29 ). И смерти не будет уже, но все объемлет вечная жизнь, всех объемлет воскресение. Для одних – воскресение жизни во свете Божией любви, чаемое, долгожданное, выстраданное и радостное; для других – воскресение же, но во тьме кромешной, нежеланное, нежданное, ненужное и страшное.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

«Ныне я по влечению Духа иду в Иерусалим, не зная, что там встретится со мною; только Дух Святый по всем городам свидетельствует, говоря, что узы и скорби ждут меня» ( Деян. 20, 22–23 ). Вот первохристианство. Это был действительно золотой век Церкви, полнота возможного на земле богообщения в познании и жизни. Поэтому мы мало доверяем западной теории «догматического развития Церкви» 272 в смысле постепенного роста ее познания. Все последующее христианское познание, если говорить о нем в целом, есть только вспоминание богатства первого Откровения, только какоето возвращение к нему, только поиски его впереди себя, только искание формул для закрепления в уже ослабевающем сознании того, что тогда, в огнях Пятидесятницы, горело и в разуме и в сердце, по слову Апокалипсиса, как и «первая любовь» 273 . Конечно, все святые продолжают первохристианство, и Церковь в своей святости живет в его полноте. Вот из Деяний мы привели свидетельства какогото неизреченного разговора Святого Духа с людьми. А вот свидетельство о том же из XI века, из монашеского средневековья: «Говорил он (преподобный Симеон Новый Богослов) еще и следующее, будто об ином ком, себя прикрывая и бегая славы человеческой, понуждаемый однажды объявить то по любви к ближнему на общую пользу. Слышал я, говорит, от одного монаха–иерея, доверявшегося мне как другу своему: никогда не литургисал я, не увидев Духа Святого, как видел Его сошедшим на меня в то время, когда меня рукополагали, и митрополит читал надо мною молитву иерейского посвящения, и евхологий (служебник) лежал на бедной главе моей. Я спросил его, как он Его тогда видел и в какого рода образе? Он сказал: простым и безвидным, однако же как свет. И, когда я, увидев то, чего никогда не видел, удивился сначала и сам в себе рассуждал, что бы это было такое, тогда Он таинственно, но внятным гласом сказал мне: Я так нисхожу на всех пророков и апостолов и нынешних избранников Божиих и святых, ибо Я есмь Святый Дух Божий. Ему слава и держава во веки веков. Аминь» 274 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Fudel/t...

Просто все они стали свидетелями Пресветлого Христова Воскресения и причастниками даров Святого Духа! До Воскресения Спасителя и апостолам иногда не хватало веры, они устрашались козней человеческих и смерти. Но Христос воскрес, и отныне с нами вовеки! Именно это грело и питало веру славных учеников Его. Воскресение Христово видевши, апостолы несомненно уверовали и в свое грядущее воскресение. По всей земле возвещали они: Христос воскресе! И в ответ на убежденное, полное веры апостольское приветствие звучало не менее утверждающее: Воистину воскресе Христос! Возлюбленные о Господе братья и сестры! В эти светлые дни и из наших уст так же звучит жизнеутверждающее и радостное приветствие: Христос воскресе! Но горит ли в нас та же вера, согревает ли душу такое же убеждение, которыми пламенели сердца апостольские?! Возвещая другим величайшее событие, не живем ли сами порой так, как будто Воскресения не было?! Христос воскрес! А мы страшимся смерти и даже разговоров о ней, безутешно оплакиваем усопших, в скорбный момент совершенно не думая об их будущем воскресении. Христос воскрес! Но в нас все та же тяга к земному, материальному, тленному, к суете текущего дня. Святитель Феофан Затворник пишет: «…живите так, чтобы ваша жизнь была единым словом: “Христос воскрес!” — и чтобы, смотря на вас, все люди могли сказать: “Воистину воскрес!”, потому что живет в Его последователях». Будем же, братья и сестры, именно такими последователями, несущими миру Свет Христов. Аминь. Христос воскресе! Слово 9. Об истине Христова Воскресения. В среду Светлой седмицы (по Апостольскому чтению) Итак твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли. ( Деян.2:36 ) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Христос воскресе! Светлая пасхальная радость переполняет в эти святые дни наши сердца и души, и каждое слово Апостольского чтения (см. Деян.2:22-36 ), услышанного за торжественным Богослужением, служит подтверждением пресветлой истины о Воскресении Христовом. Нашему вниманию сегодня было предложено продолжение описанной в Деяниях святых апостолов проповеди, с которой от лица всех верных последователей Христа обратился к иудейскому народу в день Пятидесятницы апостол Петр. Преданный ученик Христов и первохристианский проповедник мужественно говорил: Мужи Израильские! выслушайте слова сии: Иисуса Назорея, Мужа, засвидетельствованного вам от Бога силами и чудесами и знамениями, которые Бог сотворил через Него среди вас, как и сами знаете, Сего, по определенному совету и предведению Божию преданного, вы взяли и, пригвоздив руками беззаконных, убили; но Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно было удержать Его.

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

Псалом избранный, поемый в Неделю 2ю по Пятидесятнице: 1 лик: Благо есть исповедатися Господеви и пети Имени Твоему, Вышний, возвещати заутра милость Твою и истину Твою на всяку нощь.  /Ублажаем вас:  2 лик: Велий Господь и хвален зело, во граде Бога нашего, в горе святей Его.  1 Род и род восхвалят дела Твоя и силу Твою возвестят.  2 Великолепие славы святыни Твоея возглаголют и чудеса Твоя поведят.  1 Память множества благости Твоея отрыгнут и правдою Твоею возрадуются.  2 Господь крепость людем Своим даст, Господь благословит люди Своя миром.  1 Яко благоволит Господь в людех Своих и вознесет кроткия во спасение.  2 Возвеселятся вси уповающии на Тя, во век возрадуются, и вселишися в них, и похвалятся о Тебе любящии Имя Твое.  /Ублажаем вас:   1 Сей род ищущих Господа, ищущих лице Бога Иаковля.  2 Мне же зело честни быша друзи Твои, Боже, зело утвердишася владычествия их.  1 Изочту их, и паче песка умножатся.  2 Уведите, яко Господь, Той есть Бог наш, Той сотвори нас, а не мы, мы же людие Его и овцы пажити Его.  1 Милости Твоя, Господи, во век воспою, в род и род возвещу истину Твою усты моими.  2 Милость же Господня от века и до века на боящихся Его.  1 Боящиися Господа уповаша на Господа, Помощник и Защититель им есть.  2 Радуйтеся Богу, Помощнику нашему, воскликните Богу Иаковлю.  1 Возрадуемся о спасении Твоем и во Имя Господа Бога нашего возвеличимся.  /Ублажаем вас:  2 Господь утверждение людей Своих и Защититель спасений Христа Своего есть.  1 О Бозе сотворим силу, и Той уничижит стужающия нам.  2 Господи, силою Твоею возвеселится царь, и о спасении Твоем возрадуется зело.  1 О Бозе похвалимся весь день, и о Имени Твоем исповемыся во век.  2 Земля даде плод свой, благослови ны, Боже, Боже наш, благослови ны, Боже, и да убоятся Его вси концы земли.  1 Спаси ны, Господи Боже наш, и собери ны от язык исповедатися Имени Твоему святому и хвалитися во хвале Твоей.  2 Благословен Господь, Бог Израилев, от века и до века, и рекут вси людие: буди, буди.  /Ублажаем вас:

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/nedelya-v...

Пусть все святые Российские, подобно заботливым садовникам, охраняющим от ветра и холода свои растения, охраняют Церковь нашу от всего вредящего ей. Благодать же Божия пусть ширится и ширится по их молитвам, возвращая к себе все пока отпадшее от нее, все заблудшее, все обветшавшее и греховное, обновляя и очищая его, дабы и самый организм церковный становился свежее, здоровее и бодрее не только по видимости, но и внутри себя – не только на словах, но и на деле. Да поможет нам и Церкви Своей Святой во всем этом Господь – за молитвы Пречистой Своей Матери и всех святых, в земле Российской просиявших, ихже днесь и память совершаем. Аминь. О Промыслительной Деснице Божией (Из слов в Неделю 3-ю по Пятидесятнице) 1 июля 1949 г.; 1951) Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Святой апостол Павел говорит в Послании к Римлянам, что мы имеем мир с Богом чрез Господа нашего Иисуса Христа, чрез Которого верою и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою (то есть ожидаем) славы Божией ( Рим 5,1–2 ). Хвалимся же, как поучает далее апостол, даже и скорбями, потому что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда ( Рим 5,3–4 ), – надежда на то, что минует скорбь. И мы это знаем по опыту. Сколько раз, вероятно, многие из нас находились в таком состоянии души, что, казалось, и выхода из него никакого нет, – и уже приходили в отчаяние. И вдруг – словно какой-то светлый луч пронизывал все наше существо, осиявал его, оживотворял. Дух наш оживал и поднимался. Радость наполняла его, и все прежние, неизбывные, казалось бы, скорбь и отчаяние исчезали неизвестно куда. Исчезали – воистину, как исчезает дым или тает воск от лица огня. Это сама благодать Божия осиявала наше внутреннее существо, разгоняла нависшую над нами тоску, скорбь, печаль и вовсе отгоняла их через события, как раз и нужные нам, – устраивавшиеся для нас великой Про- мыслительной Десницей Господней. Как поет Святая Церковь : «Твоя победительная Десница боголепно в крепости прославися!»

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Слово на всенощной под Богоявление Слово об истинном покаянии Слово о неравенстве и предопределении. Память святого преподобного Антония Великого Неделя о блудном сыне Неделя о Страшном Суде Слово в Неделю изгнания Адама из рая Слово на чине прощения Слово в Неделю Торжества Православия Пассия первая. Слово о спасении и святости Пассия вторая. Слово о послушании Пассия третья. Слово об истине Слово в день памяти преподобной Марии Египетской Слово в Великий Четверг Слово в Неделю апостола Фомы Слово в Неделю о самаряныне. Память святителя Николая Слово на Пятидесятницу Слово в день Всех святых, в земле Российской просиявших Слово на Преображение Господне Слово на Успение Пресвятой Богородицы Слово на беседу Спасителя с богатым юношей Притча о званых на брачный пир Слово о плодах Слово на притчу о гадаринских бесноватых Слово на притчу о милосердном самарянине Слово на день памяти святителя Филарета Московского Слово на Введение во храм Пресвятой Богородицы Слово на исцеление жены согбенной Слово на день памяти святителя Николая Приводим отрывок из книги. Слово об истинном покаянии 23.01.2011 Услышав же Иисус, что Иоанн отдан под стражу, удалился в Галилею и, оставив Назарет, пришел и поселился в Капернауме приморском, в пределах Завулоновых и Неффалимовых, да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: земля Завулонова и земля Неффалимова, на пути приморском, за Иорданом, Галилея языческая, народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет. С того времени Иисус начал проповедывать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. Мф 4, 12-17 Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Все мы с вами знаем, дорогие братья и сестры, что Священное Писание должно быть основой нашей веры. Оно и есть основа веры Церкви, несомненно, но также оно должно быть основой веры и внутреннего строя жизни каждого из нас. Слово Божие есть тот меч обоюдоострый, тот источник ведения, на основании которого единственно христианин и должен определять то, во что мы верим, как мы думаем, как мы поступаем.

http://religare.ru/2_95047.html

Хотя стояние во время молитвы выражает благоговение и внимающую собранность, отношение, подобающее твари, стоящей перед Творцом, все же оно не лишено достоинства. Но есть моменты, когда человек теряет всякое достоинство, так что стояние перед Богом, как и подымание глаз, были бы выражением скорее дерзости, чем благоговения. Поэтому совершенно непроизвольно человек становится на землю на колени перед Богом, собираясь просить у Него о прощении своих грехов. Должно далее знать, что преклонение колен необходимо, когда кто собирается каяться перед Богом в своих грехах и молить Его об исцелении от них и прощении их; коленопреклонение есть символ того, как Павел повергался, свою покорность выражая словами: «Для сего преклоняю колена мои пред Отцем, от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле» 587 . На духовное же коленопреклонение – так названное потому, что все существующее преклоняется пред Богом «во имя Иисуса» и пред Ним смиряется – мне кажется, намекает апостол в словах: «Дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено существ небесных, земных и преисподних» 588 ... То же самое написано и у пророка: «Предо Мною преклонится всякое колено» 589 590 . Преклонение колен, как и стояние, выражает телом «образ того особого состояния, которое приличествует душе во время молитвы» 591 , то есть «то смирение и уничижение духа», о котором говорил Юсеф Бусная. Поскольку преклонение колен является особым, если не исключительным выражением «смирения», а потому и покаяния, то понятно, что ему отводится иособое время. Ибо и время, благодаря завершению истории спасения во Христе, приобретает новое измерение и символический характер, обусловленный этим завершением. Только соотнесенность со Христом делает эту позу, общую, вероятно, для всех людей, специфически христианской. Вопрос: Если преклонение колен во время молитвы приближает к Богу больше, чем молитва стоя, и более стяжает милосердие Божие, почему же тогда не преклоняют колен те, кто молятся в день Господень и в период от Пасхи до Пятидесятницы? И откуда происходит этот обычай в церквах?

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Bunge/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010