«Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и Святое Воскресе- ние Твое славим» 142 Дивна дела Твоя, Господи! 144 ЦЕРКОВНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ СТАТЬИ Обители и подворья Афона в Российской империи 151 Из истории братских связей Русской и Болгарской Право- славных Церквей 157 Апрельское восстание болгар и русская церковная обще- ственность Финляндская Православная Церковь 222 Финляндское благочиние 245 ИЗ ЖИЗНИ МОСКОВСКИХ ДУХОВНЫХ школ Счастья тебе и успеха, дорогой друг! Светлая страничка в жизни МДА Защита магистерской диссертации митрополитом Ленин- , градским и Новгородским Никодимом 263 Братская встреча выпускников Московской Духовной Ака- j демии 1955 г. (Седьмой выпуск) 288 ИЗ ЖИЗНИ ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВОЙ ЛАВРЫ Из жизни Обители 307 Чтение Великого канона Преподобного Андрея Критского ; в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре 309 СВЕТЛОЙ ПАМЯТИ ПОЧИВШИХ В путь всея земли [О кончине и погребении почившего Святейшего Патриарха АЛЕКСИЯ I] : ЗЦ Слово, сказанное 5 мая 1972 г. в академическом храме во , время отпевания доцента Николая Николаевича РИЧКО ... 324 Профессор Михаил Агафангелович СТАРОКАДОМСКИЙ (Некролог) [со списком трудов почившего профессора] 327 Памяти профессора Михаила Агафангеловича СТАРОКА- ДОМСКОГО [Слово, сказанное 11.XII.1973 г.] 337 Памяти дорогого отца Алексия [Остапова. В девятый день по кончине: 23 января 1975 года] 342 TOM V. – 320 с. СБОРНИК СТАТЕЙ ЗА 1977–1978 К ЗАЩИТЕ ДОКТОРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ Curriculum vitae профессора Московской Духовной Акаде- мии Константина Ефимовича СКУРАТА 3 Статьи Κ. Е. СКУРАТА, напечатанные: а) в «Журнале Московской Патриархии» 11 б) в «Голосе Православия» 12 в) в «Православном 14 г) в «Богословских Трудах» 14 Речь профессора Московской Духовной Академии Κ. Е. СКУ- РАТА перед защитой докторской диссертации на тему: «По- местные Православные Церкви» 15 БОГОСЛОВСКИЕ СТАТЬИ Единство Святой Церкви и Поместные Православные Церк- ви (догматико-канонический взгляд) 39 Церковь как место освящения ( Ин. 17,17–19 ) 77 Тезисы доклада профессора К.Е. СКУРАТА на тему: «Цер- ковь как место освящения ( Ин. 17,17–19 )» 97

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Послание Святейшего Патриарха Алексия от имени Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Президенту Республики Беларусь А.Г. Лукашенко 27 червня 2008 р. 12:57 От имени Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Алексий обратился с посланием к Президенту Республики Беларусь А.Г. Лукашенко . Президенту Республики Беларусь А.Г.Лукашенко Ваше Превосходительство, многоуважаемый Александр Григорьевич! От имени архиереев Русской Православной Церкви благодарю Вас за приветствие, направленное в адрес Освященного Архиерейского Собора, проходящего в Москве, в Храме Христа Спасителя 24-29 июня. Члены Собора приветствуют Вас и выражают Вам самые теплые пожелания по случаю 1020-летия Крещения Руси. В эти дни весь епископат Русской Православной Церкви возносил молитвы об укреплении духовного единства всех славянских народов, зародившегося в общей Киевской купели и хранимого до сего дня братскими народами Беларуси, России и Украины. Учитывая значимость для наших народов Крещения Руси, которое определило их исторический путь, Собор полагает, что день памяти святого равноапостольного князя Владимира, крестителя Руси, мог бы отмечаться в Беларуси как государственный праздник. Важным деянием Освященного Собора стало принятие Основ учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека . Тем самым Русская Православная Церковь еще раз подтвердила твердость своего курса, направленного на попечение о духовно-нравственном состоянии общества. В Белоруссии эти труды, Богу содействующу, осуществляет Белорусская Православная Церковь. Собор выражает надежду на то, что она и далее будет получать поддержку государственной власти в исполнении своей миссии. Желаем Вам помощи Божией в трудах на благо белорусского народа и единства единоверных народов Беларуси, России и Украины. +АЛЕКСИЙ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ Календарь ← 31 березня 2024 р. 16 2023 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/2763224...

Собор Ростово-Ярославских Святых Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Празднование совершается 23 мая Празднование Собора Ростово-Ярославских святых установлено решением Святейшего Патриарха Алексия и Священного Синода Русской Православной Церкви 10 марта 1964 г. Празднование совпадает с днем памяти святителя Леонтия, епископа Ростовского (+ 1073), апостола Ростово-Суздальской земли. Соборно празднуется память святителей Ростовских, Переяславских, святителей, чей подвижнический путь связан с Ростово-Ярославской землей, как, например, епископа Стефана Пермского. Прославляются благоверные князья и княгини ростовские и угличские, вместе с ними сонм преподобных, подвизавшихся в этих краях. Празднуется память мучеников, преподобномучеников, юродивых и праведных. Заступники небесные земли Русской соборно поминаются, соборно к ним обращаются за молитвенной помощью. В Соборе святых празднуется память всецерковно и местно чтимых угодников Божиих, проявляется единство Церкви земной и Церкви Небесной. Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/lib/text/437243/

Размышляя о св. Сергии, нельзя не вспомнить следующие слова Евангелия: «…Почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими. Но между вами да не будет так: а кто хочет быть большим между вами, да будет всем рабом» (Мк 10:42-44). Именно этот евангельский принцип Сергий реализует в течение всей своей жизни сначала в отношениях с родителями, а потом и с монахами своей обители. Он действительно хочет быть большим и первым. Об этом ярко свидетельствует следующий факт: когда старший брат Сергия, Стефан, подвизавшийся вместе с ним в Троице, во время вечерней службы усомнился в правах своего брата на место игумена, Сергий, разумеется, не сказал ему ни слова (хотя, как игумен, конечно же, мог просто наказать его). Но «когда вышли из церкви, не пошел в келью, но сразу же покинул монастырь, так что никто не знал об этом», ушел на реку Киржач и основал там Благовещенский монастырь. Вернулся в Троицу он лишь по приказу митрополита Алексия. Человек становится святым не потому, что ему всегда чужды страсти и искушения, но именно потому, что он сумел победить их. Победа над страстями делает того или иного подвижника (от слова «подвиг») святым и скорым помощником, подобным Иисусу, который, по слову апостола, сам «быв искушен», может «искушаемым помочь» (Евр 2:18). Сатана в Евангелии искушает Иисуса, в том числе предлагая Ему мирскую власть: «…Берет Его диавол на весьма высокую гору, и показывает Ему все царства мира и славу их, и говорит Ему: все это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне» (Мф 4:8-9). Сергий — человек властный, он прирожденный лидер; этого мало, он стремится быть лидером, ибо видит, что, не будь он первым, дело вперед не двинется. «Он был первым иноком, — пишет Епифаний Премудрый, — постриженным в той церкви и в той пустыни. Первый в начинании, но высший мудростью; первый числом, но высший трудами. Я скажу, что он был и первый, и высший». Что Сергий был «и первым, и высшим», знает автор его жития, но знает это и сам святой. Знает и хочет этого. В том, что он хочет быть первым, нет ничего плохого; Христос не запрещает это, но предупреждает: раз так, будь слугой своим братьям и всем рабом. Сергий выбирает этот путь и упорно идет по нему вперед. Когда он ночью таскает воду и дрова для своих иноков или шьет себе рясу из сукна, от которого отказались все монахи его обители, это может казаться глупым, но он постоянно держит в памяти слова Иисусовы: «…Кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом». Святой понимает эти слова буквально, и это, вероятно, немало изумляло кого-то из его современников. Однако теперь, спустя 600 лет, вряд ли кто возьмется утверждать, что в этом Сергий пошел по ложному пути. Именно так, буквально, и следует понимать слова Евангелия, несмотря на то, что выполнить это трудно настолько, что почти невозможно. Однако своей жизнью Сергий доказал истинность евангельских слов.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=719...

Катерина 8 сентября 2018, 14:13 А я было совсем расстроилась, статью перечитываю и горюю, и вдруг в памяти всплыли эти строки. Решила их сюда скопировать для таких же, как я: " О милых спутниках, которые наш свет  Своим сопутствием для нас животворили,  Не говори с тоской: их нет,  Но с благодарностию: были " автор русский поэт Жуковский Нина 7 сентября 2018, 21:00 Царствие Небесное рабу Божию Алексию. Необыкновенно тонкий и тактичный был батюшка.Так рано ушел. Сил и здоровья матушке Ольге. Буду молиться об упокоении отца Алексия. Татьяна 7 сентября 2018, 20:34 Светлая память!Не была лично знакома с отцом Алексием, но относилась к нему как к родному человеку.Его статьи ждала с нетерпением и перечитывала по многу раз.Уговаривала мужа уехать жить из Москвы в деревню, он отказывался, а я, как-бы невзначай, оставляла открытым на компьютере статьи отца Алексия, надеясь, что, благодаря моей хитрости, супруг полюбит деревню, как и я.Мечтала, что рано или поздно уедем в деревню к отцу Алексию и будем ему во всем помогать и слушаться его наставлений. Но Бог распорядился иначе...Плачу, не могу....Таких людей так мало..... р.Б.Вероника 7 сентября 2018, 18:04 Петр, спасибо Вам за некролог о нашем дорогом батюшке. Да, утрата неожиданна и невосполнима. Незадолго до смерти о.Алексей написал мне: " и нас Господь может призвать... " Вот. Его призвал, а нам остались его молитвы и пример настоящего подвижничества. Со Святыми упокой, Господи, новопреставленного раба твоего, протоиерея Алексия и Святыми его молитвами, настави нас на путь спасения.Аминь. Вадим Тимощук 7 сентября 2018, 14:09 Сельский батюшка Алексий Новиков был очень добрым, светлым, тихим человеком. И при этом сильным молитвенником, он не был строг, умел любить всех. Был очень простым, одновременно эрудированным и трудолюбивым, целеустремленным человеком, рядом с ним возникало ощущение святости. Той святости, к которой призван стремиться каждый православный христианин. При известии о его земной смерти стало очень грустно, никто не ждал что так рано это случится, были планы, шло восстановление храмов, прихожане воцерковлялись, все только начиналось. При смерти людей, подобных протоиерею Алексию Новикову, на глазах всегда слезы. Хорошего человека не стало рядом с нами. Упокой Господи.

http://pravoslavie.ru/115510.html

«Священство – это полнота» Памяти протоиерея Алексия Новикова 16 августа исполняется год со дня преставления нашего доброго пастыря – протоиерея Алексия Новикова. С порталом «Православие. Ru» отец Алексий сотрудничал совсем недолго – два года. За это время вышло чуть более десятка публикаций с его участием, но живое слово – именно живое, идущее от сердца – отца Алексия нашло отклик у многих читателей по всей России и миру. Материалов батюшки ждали, им радовались. Ему звонили и писали сотни людей, и всегда у него находились время и силы ответить каждому.      Думается, для читателей портала интересна и личность протоиерея Алексия, и его непростой путь к священству, о чем рассказывает его супруга Ольга Назарова. Воспоминания матушки Ольги Назаровой Почему к «очкарику» тянулись хулиганы Алеша Новиков, будущий отец Алексий, родился 25 декабря 1959 года в ныне несуществующей ГДР (Германская Демократическая Республика вошла в объединенную Германию), в городе Дрездене, в семье офицера ограниченного воинского контингента, расположенного на территории «дружественной» страны. Мама работала врачом-лаборантом в госпитале, обслуживавшем наших военных. Ни со стороны отца, ни со стороны матери в роду никогда не было лиц духовного звания. Из Германии семья вернулась в Ленинград, когда Алеше было полгода. Он рос, воспитывался и сам себя воспринимал как коренной ленинградец-петербуржец. В детский сад Алеша ходил совсем мало, и раннее детство провел в основном с бабушкой, простой русской женщиной удивительной доброты и мудрости. Они жили на первом этаже хрущевской пятиэтажки, и у бабушки под окошком росли два куста крыжовника и неприхотливые цветы-многолетники. Зимой бабушка всегда вешала небольшую кормушку и подкармливала птичек. Наверное, тогда и родилась у Алеши особая любовь к птицам, и сделанные его руками кормушки и скворечники – неотъемлемый атрибут нашего деревенского дома. Мальчиком Алеша был живым, любознательным, очень приветливым и почти не озорным. Рано полюбил книги и много читал. Сам о себе говорил: «Я был книжным мальчиком». Таких мальчишек сверстники часто не любят, дразнят «ботаниками» и «очкариками», а к Алеше и в школе, и позже в институте ровесники тянулись, даже самые «отпетые». Наверное, притягивали чистота (не чистоплюйство!), открытость сердца и готовность понять и помочь.

http://pravoslavie.ru/123059.html

Я внимательно читал житие преподобного Алексия, человека Божия , примерял на себя и ужасался. Я был уверен, что именно этот святой станет моим небесным покровителем в Крещении, так как день памяти святого был наиболее близок ко дню моего рождения. Однако в самый день Крещения отец Геннадий вручил меня заступничеству святителя Алексия Московского, что было для меня полной неожиданностью и даже расстройством – настолько я проникся житием преподобного Алексия, а про святителя не знал вообще ничего. Заметив, как я разочарован таким поворотом событий, отец Геннадий объяснил: – Зачем тебе греческий святой, если у нас есть столь славный свой, российский? Таким вот образом я получил первый серьезный урок христианского смирения – и патриотизма в то же время. Как же был прав батюшка! Мы в лучшем случае могли что-то просчитать на шаг вперед, а отец Геннадий видел весь путь Отец Геннадий потом еще не раз удивлял неожиданностью своих советов в самых разных жизненных ситуациях, в которых я просил его руководства и благословения. У меня был не один шанс убедиться в его прозорливости и глубокой житейской мудрости. Я уже знал на опыте: если преодолеть внутреннее сопротивление и поступить по слову батюшки, то впоследствии все выходит хотя и не так, как сам это видел и планировал, но зато удается сохранить что-то очень важное, что иначе было бы потеряно. Я в лучшем случае мог что-то просчитать на шаг вперед, а он видел весь путь. И это становилось явным спустя время. По мере того, как истощался его телесный состав, все явственней проступала печать дара Духа Святаго на всем облике дорогого батюшки, и я очень сожалею, что так мало пользовался возможностью приобщиться к его опыту Небесной жизни. Священник, учитель, духовный отец, папа Матушка Марина Нефедова Матушка Марина Нефедова , невестка отца Геннадия, его духовное чадо: – Наше знакомство с отцом Геннадием произошло во время моего обучения в старших классах общеобразовательной школы. Он был директором нашей школы и вел у нас предмет «Духовно-нравственные традиции русского народа». Этот предмет отец Геннадий вел попеременно со своей супругой, Ксенией Анатольевной. Вместе они составляли единое целое: отец Геннадий на своих лекциях открывал красоту духовной жизни, а матушка – красоту и смыслы богослужения. Батюшка был человеком высокой духовной жизни и побуждал нас, совсем юных девочек и мальчиков, мыслить и думать о тех вещах, которые ранее нам были незнакомы, заставляя работать ум и сердце.

http://pravoslavie.ru/114707.html

В 2013 году у стен храма, где был крещён и духовно возрастал Алексей Лосев под водительством своего деда, протоиерея Алексия Полякова, установлен памятник великому сыну Тихого Дона. В церковном музее открыта и постоянно действует экспозиция, посвящённая памяти и наследию учёного ». На днях завершающая часть этого сообщения подтверждена информационной колонкой сайта, поместившей афишу, дублируемую следующим текстом: «20 мая в 11.30 состоится открытие экспозиции и фотовыставки к 30-летию кончины великого православного мыслителя А.Ф. Лосева». На открытии выставки Не пора ли и составителям статьи «Этот день в Русской истории» учесть опыт Ростовской-на-Дону епархии с тем, чтобы информация о Лосеве впредь излагалась в принципиально ином ракурсе? Дело в том, что в нынешних непростых условиях само упоминание о нём в устах высоких государственных деятелей, подкрепляемое, естественно, цитированием, притом, с самыми благими намерениями, оборачивается, подчас, полуправдой. Весьма показательным, заслуживающим подробного анализа примером служит апеллирование к непререкаемому авторитету Лосева в послании В.В. Путина Федеральному Собранию РФ в декабре 2017 года, т.е. накануне столетия революций в России: «... Это наша общая история, и относиться к ней нужно с уважением. Об этом писал и выдающийся русский советский философ Алексей Фёдорович Лосев. " Мы знаем весь тернистый путь нашей страны, - писал он, - мы знаем томительные годы борьбы, недостатка, страданий, но для сына своей Родины всё это своё, неотъемлемое, родное " ». Но ведь Лосев, увы, не числился не только «советским философом», но и «философом» вообще. И вовсе не потому, что для него не нашлось места в «Философском словаре», вышедшем в свет даже накануне распада СССР : опальному учёному ещё в начале 30-х было категорически предписано впредь философией не заниматься, ограничившись античной мифологией и эстетикой. Так что чести стать в родной стране «доктором философии» он так и не удостоился, степень же доктора филологических наук была присвоена ему после многолетних проволочек лишь по достижении пятидесятилетия. Более того, приведённое определение звучит поистине кощунственно по отношению к памяти монаха Андроника, чьё тайное послушание получило огласку лишь к столетнему юбилею учёного. Впрочем, сам Алексей Фёдорович на 94-м году дал на прямой вопрос: «В чём ваша главная созидательная идея как философа?» столь же прямой исчерпывающий ответ: «Это православно понимаемый неоплатонизм».

http://ruskline.ru/analitika/2018/05/24/...

Отец Серафим (Тяпочкин) Знал я еще, что практически сразу после крещения юноши отправились в белгородскую землю, где жили великие подвижники — отец Серафим (Тяпочкин) и его духовник — архимандрит Геннадий — в схиме Григорий — (Давыдов). Это были настоящие святые, пострадавшие за веру, проведшие в лагерях не один год и приобретшие там подлинное смирение и любовь Христову. Отец Геннадий до самой своей кончины в 1987 году оставался духовным отцом владыки… Мне было известно, что владыка Алексий во время своих отпусков часто ездил в Тбилиси к митрополиту Зиновию (Мажуге), а также успел насладиться общением с архимандритом Андроником (Лукашом) и прочими Глинскими старцами. Но самым близким по духу (да и по возрасту, наверное) был для него из этой славной когорты отец Виталий (Сидоренко) — самый необычный и загадочный старец конца XX века. «Надо раздавать, а мы приобретаем; надо слушать, а мы ропщем; надо отсекать волю, а мы ею живем; надо возненавидеть сей мир и все его утехи, а мы любим его — и в итоге идем наперекор заповедям Божиим. И тогда везде тяжело», — эти слова отца Виталия в той или иной интерпретации я много раз слышал от владыки Алексия — и в проповедях, и в частных беседах. Кстати, последний наш разговор в Костроме накануне его болезни был как раз о значении старчества. «Они начертали нам ясный путь, по которому можно достичь Царства Небесного, но мы почему-то плутаем по другим дорогам…» А тогда, десять лет назад, в Новоспасском, наши разговоры при встречах были в основном о сказках, об искусстве, о Нарнии, о русской истории. Иногда, правда, говорили о вещах духовных, но эти слова почему-то не запечатлелись в памяти… Работать с ним было очень приятно. В том смысле, что он практически не вмешивался в нашу работу. Он давал нам определенное направление и отходил в сторону. «Вы же профессионалы, — говорил он, — вы лучше знаете, как это делать». Эта владыкина доброта расслабила нас и едва не довела до греха. Где-то на третьей-четвертой «Нарнии» (я имею ввиду радиоспектакли, конечно) мы с режиссером решили немного поэкспериментировать и сделать что-то вроде звукового мультика, чтобы бобры и белки говорили «звериными» кукольными голосами. Думали: владыка, наверняка, наши сказки не слушает, не до того ему.

http://pravoslavie.ru/66534.html

Помню, я тогда каждый день над собой плакала! Мне казалось, я стану либо святой, либо неврастеничкой. Две дороги: или в рай, или в психушку; но владыка и предупреждал, что второе – путь тех, кто терпит, но не смиряется. И вот, помню, тебе охота куда-то поехать, а он говорит: «Ни в коем случае». А в другой раз ты ни в какую не хочешь ехать, и вдруг раздается: «Езжай!» Это всё для непривыкших отсекать свою волю неимоверно тяжело. Обычно отцы всё же жалеют: тяжко тебе – ну, не делай. А тут ты постоянно внутренне боролась с собой. И никаких послаблений – наоборот, почувствовав ропот, еще что-то надбавит тебе. У меня тогда была перманентная обида на владыку. Тебе то и дело приходилось ломать себя. Вокруг него точно какое-то силовое поле было, так что, если ты не смиришься, рядом просто невозможно было находиться. Сейчас-то я уже понимаю, что владыка мне плохого не желал. Но тогда прямо злость взрывала. Обычно от пастырей ждут некой ласковости: вот, мол, отец встречает блудного сына из страны далече с распростертыми объятиями… А владыка мог резко разрушить этот шаблон. Ему важно было, чтобы ты не с ним какие-то там взаимоотношения выстраивала, а к Богу обратилась. И встать на эту узкую стезю христианского делания не имеющим навыка к внутренней жизни – непросто даётся. Важно было, чтобы ты не сама что-то постоянно выдумывала, а именно смирилась перед Духом, Истиной Евангелия. «Это болезнь современного – особенно молодого – православного человека, – обращал внимание владыка, – что все постоянно пытаются выстраивать свои отношения с Богом, – те, которые нам удобны. То есть, получается, я принимаю Бога лишь настолько, насколько Он мне не мешает жить? Это ошибка. Господь прожил мою жизнь еще до моего рождения. Моя задача – принять те взаимоотношения, которые Он мне Сам предлагает в Евангелии». Мария Чупрова Записала Ольга Орлова Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Оставьте комментарий Закрыть Закрыть

http://ruskline.ru/opp/2021/12/03/pamyat...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010