В училище Иван Григорьевич детей не отдавал, из опасения, чтобы нравственность их там как-либо не испортилась. В отсутствии отца, за детьми присматривала Анна Ивановна. Она была нужная, но и благоразумная мать, и умела материнские ласки соединять с потребною строгостью. – По праздникам и воскресеньям Иван Григорьевич ходил в церковь к службе и сыновей своих водил с собою. Они шли обыкновенно все вместе впереди его, не смея ни разговаривать, ни оглядываться, и в церкви также стояли впереди его и молились. Не довольствуясь одним хождением в церковь , Иван Григорьевич внушал детям, чтобы они внимательно слушали церковную службу и особенно чтение Евангелия и Апостола, и, пришедши домой, заставлял их пересказывать, что они слышали и поняли. Иван Григорьевич хорошо знал церковные напевы, имел приятный голос теноро-бас, и в церкви становился на клирос и пел, а с ним стройно пели и дети. И у себя дома они нередко, особенно в праздничные дни, повали разные духовные псалмы; а именно: «Хвалу всевышнему Владыке, потщися дух мой возсылать», «Иисусе прелюбезный, сердцу сладосте», и некоторые другие духовные и церковные песнопения. Пели весьма стройно, так что, идущие по улице, иногда останавливались послушать приятное пение. Светских же песен, отец не позволял детям петь в своем присутствии. Иван Григорьевич был очень гостеприимный и радушный хлебосол, кто бы перед обедом ни посетил его, всякого приглашал к обеду, и с гостями, при детях, вел назидательные и поучительные разговоры. Особенно любил он и уважал духовных особ, которые чаще других и посещали его дом. Таким образом, дети Путилова с самой ранней молодости много видели в родительском доме монашествующих лиц, и много слышали назидательных бесед. Младший сын Путиловых Александр, впоследствии Игумен Антон, оставил после себя келейные записки, 3 в которых содержатся, его воспоминания о родителях и его младенческом и отроческом житие-бытие. Из этих любопытных записок видно, под какими благими впечатлениями, возрастали дети Путиловых, какое духовное настроение господствовало в их семье.

http://azbyka.ru/otechnik/Yuvenalij_Polo...

Кроме того, вблизи от этой Обители, в Брянских и Рославльских лесах, подвизались в то время, многие пустынолюбивые иноки, и некоторые из них принадлежали к Свенскому братству. Так, упомянутый инок Арсений, то трудился в послушаниях, в Свенской Обители, то удалялся на безмолвие в Рославльские пустынные леса. Также и иеромонах Афанасий, переведенный в Свенский монастырь из Белобережской Пустыни в 1806-м году, весною 1807-го года ушел в Рославльский лес на всегдашнее пустыножительство, а для свободного проживания там, получал впоследствии, каждогодно билет от Свенского Настоятеля. С большею вероятностно, можно предположить, что Тимофей поступил в Свенский монастырь, в надежде получить там монашеское пострижение и перейти потом, на давно желанное безмолвие в соседних Рославльских лесах. 3-го августа 1809 года Тимофей Иванович Путилов по указу Орловской Духовной Консистории, определен в Свенский монастырь в число послушников. Проходили они послушание пономарское, занимался также монастырскими письмоводством, и читали в церкви каноны и прочее во время богослужения. Из жизни его в Свенском монастыре сохранился в памяти Оптинской братий только один рассказ О. Архимандрита Моисея о самом себе. Раз, говорили они, живши в Свенском монастыре, пошел я за водою и возвращался с полными кувшинами. В воротах монастыря, встретился со мною Игумен и, увидав воду, говорит: что, брат Тимофей, верно для чаю? Я с удивлением ему ответили: нет, Батюшка, я еще им не заводился, – А, не заводился, таки заведись. Да знаешь ли, ты о чем я говорю? «Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века» – вот чем заведись. Эти последние слова Свенского Игумена, О. Архимандрит Моисей , часто знаменательно повторял своей братии в Оптиной пустыни. – Так же рассказывал О. Архимандрит, что один старец раз спросил его, когда он были еще Тимофеем: «Знаешь ли ты грамоту? А я говорю: знаю, да и думаю про себя, не читать только умею, а и писать хорошо пишу. Ну скажи же мне, что значить аз ? Я и замялся, и не знал, что ему ответить.

http://azbyka.ru/otechnik/Yuvenalij_Polo...

   Назначенный в Оптину настоятелем иеромонах Авраамий занялся благоустроением обители. Вместе с ним в пустынь перешло несколькоиноков из подмосковного Песношского монастыря. Со временем к ним присоединились монахи из других обителей. Общими усилиями они возродили Оптину. Вмонастыре была воздвигнута колокольня и начато строительство храма в честь Казанской иконы Божией Матери. Митрополит Платон с этих пор называть Оптину " второй Лаврой своей епархии».    В начале 1825 года настоятелем Оптиной был поставлен монах Моисей (в миру Тимофей Путилов). Он родилсяв 1782 году в Борисоглебске Ярославской епархии. Монашеское призвание почувствовал уже в юности. В Москве, куда Тимофея вместе с братом Ионой послали дляобучения коммерческому делу, встретились с затворницей матерью Досифеей, а она познакомила их с Новоспасскими старцами Александром и Филаретом, которыесостояли в переписке со схиархимандритом Паисием (Величковским).    В 1804 году оба брата, оставив дела, отправились в Саров и были приняты там послушниками. Иона, постриженный с Исаия, впоследствии стал Саровскимнастоятелем, a Тимофей, оставив Саров, поселился отшельником в Рославльских дремучих лесах в сообществе нескольких старцев, которые пришлииз Молдавии от преподобного Паисия. Здесь он принял монашеский постриг, сюда к нему прибыл и его младшим брат Александр, постриженный с именем Антоний.    Однажды отец Моисей, проездом из Москвы, посетил Оптину, где его представили архиепископу Калужскому Филарету, который поручил ему устроить скит приОптиной. В 1821 году отец Моисей вместе с братом Антонием переселился в Оптину и приступил к устройству скита. Новоприбывшие пустынники очистили место отрастущего здесь леса, из выкорчеванных деревьев выстроили церковь, освященную во имя Пророка и Предтечи Иоанна, и келлии, которые стали наполнятьсямонахами.    В 1825 году отец Моисей был поставлен во главе Оптиной пустыни. 37 лет продолжались его непрерывные настоятельские труды. За время его настоятельства числобратии увеличилось во много раз, и к началу 1860 года приблизилось к 150. В обите­ли развели фруктовые сады, построили трапезную, гостиницу, семь корпусовкеллий, мельницу, воздвигли две новые церкви, устроили библиотеку.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

О милостыни много есть в писании сказано: милостынями грехи твоя очисти и щедротами убогих и, даяй нищему, взаим дает Богу ( Притч. 19, 17 ), и еще много подобного, и: милости хощу, а не жертвы ( Ос. 6, 6 ). Сострадание к ближним привлекает и к нам милость Божию, и на Страшном Суде Христовом удостоимся десного стояния и вшествия в Царствие Небесное. Прочтите в Евангелии 25-ю главу от Матфея, вы увидите, за что Господь ввел в Царство и за что послал в геенну: взалкахся, и дасте Ми ясти: возжадахся, и напоисте Мя: странен бех, и введосте Мене: в темнице бех, и приидосте ко Мне ( Мф. 25, 35–36 ). Видите, в нищем Сам Господь принимает на Себя, что Ему сделаем: Что сотвористе единому сих братий Моих менших, Мне сотвористе. Итак, желаю, чтобы вы имели к нищим благое расположение. Сам Христос у вас просил, и для того именно, чтобы помиловать вас; не смотрите на их нравственность, это не наше дело судить; нам довольно того, что во имя Христово просит, то Он и принимает. Прочтите житие Иоанна Милостивого (12 ноября); я вас не отвращаю от благотворения вашим родным но, конечно, не для роскоши, а по нужде. Очень даже доброе дело помогать родным, но можно уделять часть и для нищих, а это и им поможет. Можно и себя чего-нибудь лишать для нищих, например излишней одежды, и пр. Я это так рассуждаю, но да будет на вашей свободной воле, только прошу иметь благорасположение к нищим, как выше сказал. Да даст вам Господь чувство милости и любви к ближним. Преподобный Моисей Житие Преподобный Моисей, в миру Тимофей Иванович Путилов, был старшим сыном серпуховского гражданина Ивана Григорьевича и жены его Анны Ивановны, и родился 15 января 1782 года в городе Борисоглебске, Ярославской губернии. Всех детей у отца его было десятеро, из них четверо умерли в младенчестве. Иван Григорьевич, служивший по питейным сборам, жил благочестиво, держался неопустительно уставов св. Церкви, прилежал службе Божией и чтению священному, и был человек обходительный. У жены его, женщины безграмотной, но умной, было в родне несколько монашествующих строгой жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/books/15109-pr...

489 РГИА. Ф. 796, оп. 137, д. 10. Донесение митрополита Московского Филарета в Святейший Правительствующий Синод 25 декабря 1855 г. 490 В монастыре к тому времени служил «священник Кирилл Стефанов Успенский, вдов, 70 лет» [ЦИАМ. Ф. 203, оп. 746, д. 957, л. 137–138. Ревизские сказки церковнослужителей и их семейств за 1857 год]. В январе 1858 года в монастыре был уже и свой диакон [Там же. Л. 254]. Отец Кирилл, несмотря на свою старость, служил в монастыре еще немало – его имя упоминается в сохранившихся письмах сестер 1863 года [ОР РГБ. Ф. 213, к. 60, д. 2, л. 438 (февраль), 269 (март), 184 (июнь), 247 (октябрь) 1863 года], он проводил в последний путь игумению Веру и участвовал, как духовник, в процедуре избрания сестрами новой настоятельницы, состоявшейся 29 декабря 1868 года [РГИА. Ф. 796, оп. 150 (1869 г.), д. 327, л. 2–3]. 491 РГИА. Ф. 796, оп. 137, д. 10, л. 10; то же: РГИА. Ф. 1341, оп. 97, д. 2194, л. 1. Указ Е.И.В. Самодержца Всероссийского из Святейшего Правительствующего Синода от марта 22 дня 1856 года. Опубликовано: Сборник, изданный Обществом любителей духовного просвещения по случаю празднования столетнего юбилея со дня рождения (1782–1882) Филарета, митрополита Московского. М., 1883. Том 1. С. 735–736. Из указов Святейшего Правительствующего Синода. Сразу же по утверждении монастыря, 12 марта 1856 года, сыновья Семена Лонгиновича, почетные граждане Василий и Димитрий Семеновичи Лепешкины, сделали Зосимовой пустыни подарок, пожертвовав в обитель десять тысяч рублей [ЦИАМ. Ф. 203, оп. 642, д. 66, л. 103–ЮЗоб. Главная опись Троице-Одигитриевского монастыря 1857 года]. 495 ОР РГБ. Ф. 213, к. 60, д. 2, л. 26–27. Письмо зосимовской инокини Марии (Поливановой) к игумену Антонию (Путилову). 497 Письма к разным лицам игумена Антония, бывшаго настоятеля Малоярославецкаго Николаевскаго монастыря, М., 1869, 194. С. 247–249. 498 Дата празднования утверждения монастыря точно неизвестна. Но – не позднее 30 ноября, т. к. в письме к монахиням Севского Троицкого монастыря от 30 ноября 1856 года иеромонах Макарий (Иванов) писал о том, что «приехала зосимовская мать Мария Поливанова в апостольнике уже по-монашески» [ОР РГБ. Ф. 213, к. 79, д. 3, л. 72об.]. В книге «Троице-Одигитриевская Зосимова пустынь», составленной кнж. Еленой Горчаковой (М., 1903), на с. 39 сказано, что «митрополит Московский Филарет сам совершал литургию в день этого духовного торжества и заменил черные платья и платочки сестер монашескими рясами и шапочками ». Это повторено А. А. Павловс ким в книге «Всеобщий иллюстрированный путеводитель по монастырям» (Нижний Новгород, 1907. С. 402). Но присутствие митрополита на том празднике опровергается автобиографией м. Аполлинарии (Баниной), участницы тех событий.

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

16 июня 1881 г. Оптина Пустынь Глава 1. Детство и ранняя молодость (1782 г.–1811 г.) В г.Молог, Ярославской губернии, на городском кладбище, близ алтаря церкви во имя Всех Святых стоит скромный, осененный крестом, мраморный памятник, на котором с одной стороны такая надпись: «Под сим камнем погребено тело Московского купца Ивана Григорьевича Путилова. Жития его было 57 лет; скончался 1809 года, января 26-го дня», а с другой стороны начертены имена лиц, воздвигнувших этот памятник: «Путилова дети: Моисей, Игумен Оптиной Пустыни, Исаия, Игумен Саровской Пустыни, Антоний, Игумен Малоярославецкого Николаевского Монастыря». Прочтешь эту надпись и невольно остановишся на ней мыслью. Какое редкое, замечательное семейство! Три сына, каждый в ранней молодости оставил мир, для того чтобы служить Богу, и жизнью строго-подвижническою приготовить себя к вечности. Все трое неуклонно прошли этим путем; все трое преуспели в добродетелях на столько, что каждый из них, в свою очередь, за благочестивую жизнь был избран в наставники и руководителя других многих, и, пася овец Христовых, после долголетней, плодотворной деятельности, святою кончиною запечатлел святую жизнь свою. Память каждого из трех братьев как память праведного – с похвалами (Пр. 10:7). Много ли ныне таких семейств? Отец этих трех Игуменов, Иван Григорьевич Путилов, был родом из граждан г. Серпухова. Оставшись после своего отца десяти лет от роду, он детство свое и молодость провел в большой бедности, пропитывая своими трудами и себя и бывших на его тпопечении: мать вдову, сестру и младшего брата. Сперва работать он на полотняной фабрике, а потом перешел на службу по питейным сборам, при которых и служил в разных местах и в разных должностях до самой своей кончины. Он был православный христианин в истинном смысле этого слова: строго соблюдать все правила и постановления Церкви Христовой, усердно посещал храм Божий, любил читать Св. Писание и другие духовные книги, и проводил жизнь благочестивую в страхе Божием. При том Иван Григорьевич был человек умный, в обхождении со всеми почтительный и приветливый, умел со всеми приятно и кстати говорить, и всеми был любим и уважаем.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В жизни оптинской общины не ощущалось никакого принуждения, никакого сковывающего контроля: дисциплина, основанная на доверии, осуществлялась непосредственно сама собой. Во всем ощущалось присутствие старцев, живших в безмолвии скита среди леса: оно создавало в жизни монастыря ту особую атмосферу сосредоточенности и тишины, которая сразу же охватывала прибывавших в Оптину паломников. Маленькая лесная дорожка вела от монастыря к скиту. Внешний вид его довольно точно изображен Достоевским в «Братьях Карамазовых». Небольшая розовая колоколенка из кирпича возвышалась над вратами; с двух сторон, вне ограды, расположены были «хибарки» — род приемных, куда выходили старцы для беседы с женщинами: вход в скит был им запрещен. В нем царило безмолвие. Это был прекрасный сад, полный многокрасочных цветов, растущих вокруг церкви и келий. В такой обстановке русское старчество взращивало свои лучшие духовные плоды в течение почти целого столетия. Отец Моисей, настоятель Оптиной Вряд ли можно говорить об оптинских старцах, не упомянув в нескольких словах архимандрита Моисея- " обновителя» монастыря, основателя скита, примерного настоятеля, под управлением которого укоренилось в Оптиной старчество. Настоятель, отец архимандрит Моисей, собственно говоря, не был старцем, но именно он предварил начало великого поколения старцев, ставших славой его монастыря. И в этом смысле мы можем считать его создателем духовной традиции Оптиной пустыни. Архимандрит Моисей, в миру Тимофей Путилов, родился в 1782 году в городе Борисоглебске Ярославской губернии. Его отец, незначительный налоговый чиновник, был человеком строго набожным; в семье матери, женщины простой, неграмотной, насчитывалось несколько монахов. Монашеское призвание детей Путиловых определилось с самого раннего возраста. Отправленные в Москву на обучение коммерческому делу, оба брата — Тимофей и Иона, 19 и 14 лет, — находились под влиянием известной затворницы матери Досифеи. Благодаря ее посредничеству они вошли в общение с двумя старцами Новоспасского монастыря, учениками — по переписке с ним — старца Паисия, обновителя старчества.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4113...

Под изображениями евангелистов здесь имеются следующие надписи, под Матфеем: «преходя Иисус виде человека, сидяща на мытнице, Матфея глаголема и глагола ему: по мне гряди, и востав по нем иде». Под Марком: «Марка поем приведи с собою, есть бо ми благо потребен в службу»; под Лукою: «его же похвала в благовестии по всем церквам»; под Иоанном: «сей есть ученик, свидетельствуяй о сих, иже и написа сия»; 8) колокол с надписью: «сей колокол вылит села Путилова к церкви Тихвинские Божия Матери 1833 года, ноября 7 дня, усердием прихожан, под надзором благочинного, шлиссельбургской градской Благовещенской церкви, священника Фоки Быстрякова, при местных священниках – Иоанне Афанасьеве и Ефиме Семенове с братиею, отличным старанием и неослабным попечением церковного старосты, мастерового, Афанасия Васильева, сына Макарова. Слил в Валдае колокольных дел мастер Иван Смирнов. Весом 217 пудов». На колоколе изображены иконы Тихвинской и Казанской Божией Матери и св. Николая Чудотворца. При церкви хранится план на церковную землю и межевые книги, из которых видно, что первое межевание произведено было в 1748 году Владимирского пехотного полка прапорщиком Тимофеем Долбиловым, а в 1830 г., по указу Правительствующего Сената, возобновлены межевые знаки коллежским секретарем Круглополовым. Метрические книги имеются с 1755 года, и потом с 1760 по последние годы. Утрачены книги за 1781, 1782, 1783 1784, и за 1798 годы. Из исповедных росписей, хранящихся с 1768 года, видно, что до 1768 года причт состоял из священника, дьячка и пономаря, в 1768 году прибавлен диакон, а в 1780 году, утвержден второй священник; в 1825 и 1832 годах прибавлено по одному причетнику. С утверждения штатов, в 1843 году, причт составляют: два священника, диакон, дьячок и пономарь. Из прежних священников известны Василий Тимофеев, Аввакум († 1771), Петр Аввакумов († 1771), Григорий Никифоров († 1783), Иоанн Степанов († 1785), Иоанн Никитин, Симеон Васильев, Афанасий Гаврилов († 1791), Иоанн Афанасьев († 1834), Евфимий Семенов († 1839), Иаков Землянский († 1842), Иаков Григорьев Смирнов, бывший протоиереем, (ум. 1879 г. июля 12), Игнатий Вознесенский, переведенный в Веролу (Новоладожского уезда), Василий Алексеев Ксеномонтанов († 1854), Алексей Степанов Надеждин, перемещенный в Лугский уезд, в село Городец, Дмитрий Тимофеев Никольский 84 умер 1880 г., января 15. Вместо Иакова Смирнова переведен из села Покровского (Шлиссельбургского уезда) Михаил Степанов Воробьев, служивший в Никольском Сясьском погосте (Новоладожского уезда). Вакансия штатного диакона закрыта, и последний диакон Порфирий Говорков сделан священником в село Дубно (Новоладожского уезда). Нынешний диакон Михаил Петров Николаевский состоит на дьяческой вакансии.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

По преданию, ее основателем был отшельник Опта. Но в 18 столетии это была малобратственная обитель, пришедшая в запустение. В екатерининскую эпоху великого разорения монастырей в Оптиной осталось всего три насельника. Митрополит Московский и Калужский Платон (Левшин) , остановившись здесь проездом, был поражен красотой места и велел привести пустынь в порядок. Назначенный в Оптину настоятелем иеромонах Авраамий занялся благоустроением обители. Вместе с ним в пустынь перешло несколько иноков из подмосковного Песношского монастыря. Со временем к ним присоединились монахи из других обителей. Общими усилиями они возродили Оптину. В монастыре была воздвигнута колокольня и начато строительство храма в честь Казанской иконы Божией Матери. Митрополит Платон с этих пор стал называть Оптину «второй лаврой своей епархии». В начале 1825 г. настоятелем Оптиной был поставлен монах Моисей (в миру Тимофей Путилов). Он родился в 1782 г. в Борисоглебске Ярославской епархии. Монашеское призвание почувствовал уже в юности. В Москве, куда Тимофея вместе с братом Ионой послали для обучения коммерческому делу, встретились с затворницей матерью Досифеей, а она познакомила их с Новоспасскими старцами Александром и Филаретом, которые состояли в переписке со схиархимандритом Паисием (Величковским) . В 1804 г. оба брата, оставив дела, отправились в Саров и были приняты там послушниками. Иона, постриженный с именем Исаия, впоследствии стал Саровским настоятелем, а Тимофей, оставив Саров, поселился отшельником в рославльских дремучих лесах в сообществе нескольких старцев, которые пришли из Молдавии от преподобного Паисия. Здесь он принял монашеский постриг, сюда к нему прибыл и его младший брат Александр, постриженный с именем Антоний. Однажды преподобный Моисей, проездом из Москвы, посетил Оптину, где его представили архиепископу Калужскому Филарету (Амфитеатрову) , который поручил ему устроить скит при Оптиной. В 1821 г. отец Моисей вместе с братом Антонием переселился в Оптину и приступил к устройству скита. Новоприбывшие пустынники очистили место от растущего здесь леса, из выкорчеванных деревьев выстроили церковь , освященную во имя Пророка и Предтечи Иоанна, и келии, которые стали наполняться монахами.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Взор его обратился на известных по духовным подвигам старцев: Досифея, Варнаву, Никиту, Иакова, Василиска, Зосиму, Адриана, Афанасия и, присоединившихся к ним в 1811 г., Моисея и Антония, проживавших в Рославльских лесах смоленской губ., на земле помещика Броневского. Еп. Филарета осведомил о них оптинский схимонах Вассиан. Лично владыка познакомился с о. Моисеем, представленным ему настоятелем Оптиной пуст. иг. Даниилом. 15 дек. 1820 г. еп. Филарет предложил начальнику Рославльских старцев, Афанасию, переселить часть их в Оптину пустынь " для безмолвного и отшельнического жития, по примеру св. отцов пустынножителей " . Владыка дозволил им выбрать там подходящее для себя место. Дружина первых Рославльских отшельников, под водительством о. Моисея, 6 июня 1821 г. прибыла в Оптину пуст. и водворена была на монастырской пасеке. Старцы Афанасий и Досифей остались на своих местах. Для пустыни и скита введен был еп. Филаретом устав Коневского мон. Архимандрит Моисей (Путилов), род. в 1782 г., сын серпуховского купца, начал свою службу в Москве у откупщика. С детства он и его два младших брата отличались религиозною настроенностью. Находились они под духовным влиянием старцев московского Новоспасского мон. Филарета и Александра. Большое влияние на юношей имела также и старица московского Иоанновского мон.,, монахиня Досифея (по общему мнению княжна Тараканова), направившая их к сим старцам. Моисей (тогда Тимофей) и брат его Антоний (тогда Александр) поселились в Рославльских лесах. Брат Иона ушел в Саров, где впоследствии был настоятелем. Под руководством старцев, вышедших из обители Паисия, они опытным путем учились " умному деланию " , т. е. внутреннему вниманию, искусству разбираться в своих помыслах, бороться со своими страстями, и преодолевать их непрестанною Иисусовою молитвою. В свободное от занятий время Моисей читал и переписывал святоотеческие книги. Он был первым устроителем скита. В 1825 г. иг. Даниила перевели настоятелем в Добринский мон., рязанской епархии. 12 сент.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2188...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010