Такими же блестяще аргументированными речами являются выступления собеседников в " Пире " , где даже неслыханная по силе воображения выдумка Аристофана о человеческих половинках все таки есть логос, умственно и целенаправленно сконструированный, а не миф (189c – 193d). Таков и знаменитый плод категориально–умозритрльных дедукций жрицы Диотимы об Эроте, сыне Пороса и Пении. Явно просвечивающая здесь, бросающаяся в глаза аллегория и дальнейшая цепь доказательств иерархийности красоты делают рассказ Диотимы логосом (201d) . Столь же непреложным, издавна достоверным, доказанным логосом служит для Платона история древних афинян и Атлантиды (Tim. 21b – 25d). В диалоге, специально посвященном описанию острова атлантов, исторически правдивая, с точки зрения присутствующих, повесть Крития именуется логосом (108d). Отметая всякое сомнение в абсолютной доказанности существования Атлантиды, здесь особенно подчеркивается, что " рассуждения " (logoys) о небесных и божественных предметах одобряются при " малейшей их вероятности " наряду с придирчивой проверкой того, что рассказывается о " смертном и человеческом " (107d). Платон, однако, несмотря, казалось бы, на признание различия мифа и логоса, никак не может остановиться на их принципиальном разграничении и противопоставлении. Наоборот, иной раз миф со всей неуемностью вымысла дополняется подробными рассуждениями и размышлениями, как это происходит в " Государстве " , где история полулегендарного Гига и его волшебного кольца, то есть настоящее предание, миф (II 359b – 360d), сопровождается разного рода замечаниями, включаясь в цепь чисто теоретического рассуждения, и потому в заключение именуется уже логосом (361b). Рассказ о людях–куклах в руках богов (Legg. I 644c – 645b) в своем чистом, беспримесном виде именуется мифом (645b), но, как только кончилось его изложение и вступила в силу связь с общим ходом мысли, с анализом главной темы, он тут же получает название " размышления " (logismos), или рассуждения (diatribë 645c). Бывает и так, что противопоставление мифа и " разумного основания " (logon, Protag. 324d) – только внешнее, а по сути дела, то и другое используется для доказательства одного тезиса. В этом смысле мифологический вымысел и строгое доказательство (logon) выступают в необходимом единстве (Prot. 328c) . В песнях (ëdais), мифах (mythois) и рассуждениях (logois) даже следует " выражать как можно более одинаковые взгляды " (Legg. II 664b), имея в виду, что прекрасные " рассуждения " (logoi) и " мифологические рассказы " (mythologiai) (Hipp. Mai. 298a) воздействуют одинаково прекрасно.

http://predanie.ru/book/219667-iae-viii-...

" Красота же, как сказано, блистала, существуя вместе с видениями [того мира]. Придя сюда [на землю], мы восприняли и блеск самым ясным образом при помощи самого ясного из наших чувств. Ведь зрение у нас, из всех органов чувственного восприятия, изощрено более всего, но оно не видит разумностей; ибо, если бы оно достигло лицезрения какого-либо ясного своего отображения, оно бы возбуждало сильную любовь и все иное, что к любви относится " . " Недавно посвященный, много узревший из того, что там [на небе] находится, увидев божественное лицо, близко красоту воспроизводящее, или увидев подобную же форму (idean) тела, сначала испытывает дрожь, им овладевает страх, вроде тамошних страхов, а затем он начинает смотреть на того, кого бы увидел, с благоговением, словно на божество; если бы его не страшила людская молва об его чрезмерном увлечении, он стал бы предмету своей любви приносить жертвы, как бы божественному кумиру " . И вот эта зрительность, осмысленная и телесная, позволяющая максимально охватывать являющееся идеальное, она оказывается необходимым и для всех прочих идей, хотя бы они по своему содержанию были и выше нее. " Истина " , " правда " , " добро " без нее никак не являлись бы. С этой точки зрения многое в диалоге Платона " Тимей " хотя и строится по законам красоты, но имеет скорее натурфилософское и, в частности, телеологическое значение, чем эстетическое. Для красоты нужна видимая явленность. Хромоногость безобразна не потому, что она неудобна хромому, но сама по себе, просто как ущерб в симметрии человеческого тела, независимо от прочего (Tim. 87e). Это же касается прекрасных цветов, звуков, форм, людей, картин, рисунков, статуй; и только относительно законов и занятий возникает сомнение в их чувственной явленности (Hipp. Mai. 298a). Интересна в этом смысле платоновская аналогия сна и бодрствования. " Кого же называешь ты истинным?.. Любящим созерцать истину... Так как прекрасное и безобразное противны между собою, то их - два... А когда их два, то каждое не есть ли одно?..

http://predanie.ru/book/219661-iae-ii-so...

   Григорий Богослов, свят. Песнопения таинственные. Слово 4, о мире//Григорий Богослов, свят. Собрание творений. Т. 2. С. 26.    Он же. Слово 6, об умных сущностях//Там же. С. 30. Ср.: Tertulliani. Adversus Marceonem//PL. Т. 2. Col. 297C-298A. Рус. пер. см.: Тертуллиан. Против Маркиона. С. 11. Кн. II, 10.    Gregorii Magni. Homiliarum in Evangelia libri duo. 34. 9//PL. T. 76. Col. 1251A.    См.: Василий Великий, свят. Беседы. 11//Василий Великий, свят. Творения. Т. 2. С. 170. Ср.: Григорий Нисский, свят. Большое огласительное слово. Гл. 6//Григорий Нисский, свят. Догматические сочинения. Т. I. С. 18.    См.: Иоанн Дамаскин, преп. ТИПВ. С. 190. Кн. 2. Гл. 4.    См.: Григорий Богослов, свят. Песнопения таинственные. Слово 6, об умных сущностях//Григорий Богослов, свят. Собрание творений. Т. 2. С. 30—31.    Августин, блаж. О Книге Бытия. Кн. 10. Гл. 14.//Августин, блаж. Творения. Т. 2. С. 597.    Лосский В. Н. Догматическое богословие. С. 252.    Феофан Затворник, свят. Толкование на Послание к Ефесянам. 6, 12//Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника. Толкования посланий апостола Павла. Послание к Ефесеям. М., 1998. С. 460—461.    См.: Иоанн Сергиев, прот. Полное собрание сочинений. В 7 т. Т. 2. СПб., 1994. С. 599.    Иоанн Дамаскин, преп. ТИПВ. С. 188. Кн. 2. Гл. 3.    См.: Немесий Эмесский. О природе человека. С. 29. Гл. 1.    См.: Basilii Magni. Ennaratio in prophetam Isaiam//PG. T. 30. Col. 608C. Рус. пер. см.: Василий Великий, свят. Толкование на пророка Исаию. 14//Василий Великий, свят. Творения. Т. 1. С. 428—429.    Иоанн Златоуст, свят. К Стагирию, подвижнику, одержимому демоном. Слово первое. 4//Полное собрание творений св. Иоанна Златоуста. Т. 1. Кн. 2. С. 174—175.    Цит. по: Вениамин (Федченков), митр. Всемирный светильник преподобный Серафим Саровский. М., 2007. С. 170. РАЗДЕЛ II. ПРАВОСЛАВНОЕ УЧЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ... Глава 1. Сотворение человека 1.1. Сотворение человека Богом    Свв. отцы обращают внимание на то, что при творении мира ангельского, мира вещественного и, наконец, при творении человека Бог действовал различным образом. Мир ангельский, говорит преп. Исаак Сирин, был сотворен Богом «в молчании». Вещественный мир вызван от небытия к бытию творческим Божественным: «Да будет!» И только перед творением человека Бог как бы останавливается.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

На основании слов Апокалипсиса о драконе, который своим хвостом увлек с неба третью часть звезд и поверг их на землю (Андрей Кесарийский (VI-VII вв.) (см.: Андрей Кесарийский, св. Толкование на Апокалипсис. Минск, 2007. С. 103. Гл. 33). 650 Григорий Богослов, свят. Песнопения таинственные. Слово 4, о мире//Григорий Богослов, свят. Собрание творений. Т. 2. С. 26. 651 Там же. С. 30. Слово 6, об умных сущностях. Ср.: Tertulliani. Adversus Marceonem//PL. Т. 2. Col. 297C. Рус. пер. см.: Тертуллиан. Против Маркиона. С. 11. Кн. II, 10. 652 См.: Феодорит Киррский, блаж. Сокращенное изложение Божественных догматов. С. 32. [Гл.] 8. Ср.: Кирилл Иерусалимский, свят. Поучения огласительные. II, 4//Кирилл Иерусалимский, свят. Поучения огласительные и тайноводственные. С. 20—21.00 653 См.: Gregorii Magni. Moralium libri, sive explication in librum B. Job. XXXII. 23.47//PL. T. 76. Col. 664C-665B. 654 Иоанн Дамаскин, преп. ТИПВ. С. 190. Кн. 2. Гл. 4. Ср.: Григорий Нисский, свят. Большое огласительное слово. Гл. 6//Григорий Нисский, свят. Догматические сочинения. Т. II. С. 17—18. 655 Григорий Богослов, свят. Песнопения таинственные. Слово 4, о мире//Григорий Богослов, свят. Собрание творений. Т. 2. С. 26. 656 Он же. Слово 6, об умных сущностях//Там же. С. 30. Ср.: Tertulliani. Adversus Marceonem//PL. Т. 2. Col. 297C-298A. Рус. пер. см.: Тертуллиан. Против Маркиона. С. 11. Кн. II, 10. 657 Gregorii Magni. Homiliarum in Evangelia libri duo. 34. 9//PL. T. 76. Col. 1251A. 658 См.: Василий Великий, свят. Беседы. 11//Василий Великий, свят. Творения. Т. 2. С. 170. Ср.: Григорий Нисский, свят. Большое огласительное слово. Гл. 6//Григорий Нисский, свят. Догматические сочинения. Т. I. С. 18. 659 См.: Иоанн Дамаскин, преп. ТИПВ. С. 190. Кн. 2. Гл. 4. 660 См.: Григорий Богослов, свят. Песнопения таинственные. Слово 6, об умных сущностях//Григорий Богослов, свят. Собрание творений. Т. 2. С. 30—31. 661 Августин, блаж. О Книге Бытия. Кн. 10. Гл. 14.//Августин, блаж. Творения. Т. 2. С. 597. 662 Лосский В.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4139...