А. Гордиенко, Г. К. Маркина//НИС. 2003. Вып. 9(19). С. 507-644. Лит.: Успенский В. И., Успенский М. И. Древние иконы из собр. А. М. Постникова. СПб., 1899; Бочаров Г. Н., Горина Н. П. Об одной группе новгородских изделий кон. XV - нач. XVI в.//ДРИ. 1977. [Вып.:] Проблемы и атрибуции. С. 291-320; Сорокатый В. М. Иконография Никиты и Иоанна Новгородских в XVI в. и взгляды Н. П. Кондакова на происхождение икон рус. святых//Охраняется государством: III Рос. науч.-практ. конф.: Сб. мат-лов (нояб. 1993 - июнь 1994). СПб., 1994. Вып. 5. Ч. 2. С. 105-123; он же. Икона «Никита и Иоанн Новгородские в молении»//Иконы Твери, Новгорода, Пскова, XV-XVI вв. М., 2000. С. 191-194. Кат. 44; Макарий (Веретенников), архим. Макарьевские соборы 1547 и 1549 гг. и их значение//Рус. худож. культура XV-XVI вв. М., 1998. С. 5-22; Гордиенко Э. А. Новгород в XVI в. и его духовная жизнь. СПб., 2001; Игнашина Е. В. Древнерус. лицевое и орнаментальное шитье в собр. Новгородского музея: Кат. Новг., 2003; Стерлигова И. А. Священные вложения в новгородских напрестольных крестах XVI-XVII вв.//Ставрографический сб. М., 2003. Кн. 2. С. 114-127; она же, сост. Декоративно-прикладное искусство Вел. Новгорода: Худож. металл XVI-XVII вв. М., 2008; Игнашина Е. В., Комарова Ю. Б. Рус. икона XI-XIX вв. в собр. Новгородского музея: Путев. М., 2004; Маясова Н. А. Древнерус. лицевое шитье: Кат./ГММК. М., 2004; Чернин С. Б. Средневековый культ св. Никиты, Новгородского епископа, в социокультурном контексте//Вестн. СПбГУ. Сер. 2: История. 2006. 3. С. 18-20; Образы и символы старой веры: Памятники старообрядческой культуры из собр. Русского музея. СПб., 2008; Петров А. С. Древнерус. шитые пелены под иконы XV-XVI вв.: Типология, функция, иконография: Канд. дис. М., 2010. Ркп. М. А. Маханько Рубрики: Ключевые слова: ЕВФИМИЙ II Вяжицкий (нач. 80-х гг. XIV в. (?)-1458), архиеп. Новгородский и Псковский, свт. (пам. 11 марта, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ИОАНН (Илия; † 1186), свт. (пам. 7 сент., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в соборе Новгородских святых), архиеп.

http://pravenc.ru/text/2565346.html

церк. истории Новгорода (кон. X - 70-е гг. XI в.)//ВЦИ. 2015. 3/4(39/40). С. 207-274; он же. Новгородская епископия в кон. XI - 1-й трети XII в.: Печерские постриженики на севере Руси и начало эпохи полит. преобразований//Там же. 2016. 3/4(43/44). С. 165-213; он же. Новгородский свт. Нифонт, княжеская власть и Киевская митрополия (30-50-е гг. XII в.)//Там же. 2017. 3/4(47/48). С. 237-278; Чаусов А. И. Изменения в системе антирелиг. пропаганды в 1954-1955 гг.: (На примере Новгородской обл.)//Вестн. Новгородского гос. ун-та. Сер.: История. Филология. 2009. 52. С. 21-23; Чумичева О. В. Соловецкое восстание 1667-1676. М., 2009; Никитина Н. И. Новгородское жен. епарх. уч-ще//Зап. Филиала РГГУ в г. Вел. Новгород. Вел. Новг., 2010. Вып. 8. С. 360-368; она же. Жен. епарх. уч-ще: От религ. воспитания к пед. образованию//Вестн. Новгородского гос. ун-та. Сер.: Педагогика. Психология. 2011. 64. С. 48-51; Бабкин М. А. Священство и царство (Россия, нач. XX в.- 1918 г.): Исслед. и мат-лы. М., 2011; Григорьева И. Л., Салоников Н. В. Новгородская ДС: 1740-1918 гг.//Вестн. Новгородского гос. ун-та. Сер.: Гуманит. науки. 2011. 63. С. 34-38; Кафедра новгородских святителей/Сост.: Г. С. Соболева. Вел. Новг., 2011. Т. 1-3; Страхова Я. Война обратила людей к вере//София. 2011. 2. С. 5-14; Тарасов А. Е. Церковь и подчинение Вел. Новгорода//НИС. 2011. Вып. 12(22). С. 71-109; Алексеев А. И. Религ. движения на Руси посл. трети XIV - нач. XVI в.: Стригольники и жидовствующие. М., 2012; Романова Е. В. Массовые самосожжения старообрядцев в России в XVII-XIX вв. СПб., 2012; Новгородская митрополия: Справ.-путев. Вел. Новг., 2013; Смирнов И. Кирилловский у. в годы Первой мировой войны//София. 2014. 2. С. 11-18; Страна Див: Энцикл. Окуловского края/Авт.-сост.: Е. Н. Романова, Л. Э. Бриккер. СПб., 2014; Антипов И. В. Новгородский Владычный двор в XIV-XV вв.: Новые данные и перспективы изучения//НИС. 2015. Вып. 15(25). С. 45-57; Назаренко А. В. Архиепископы в Рус. Церкви домонгольского времени//ДРВМ. 2015.

http://pravenc.ru/text/2577765.html

В 1956 г. в связи с празднованием 100-летнего юбилея ГТГ была награждена орденом «Знак почета», позднее - медалью «За трудовую доблесть». Значительным было участие М. как автора в капитальном академическом издании «История русского искусства» (под ред. И. Э. Грабаря и В. Н. Лазарева; 1953-1958). Так, в 3-м т. ей принадлежит объемный по информации и анализу очерк «Укрепление русского централизованного государства и превращение его в многонациональное», а также разделы «Московская живопись XVI в.», «Местные школы живописи XVI в.», «Миниатюра XVI в.» (в соавторстве с М. М. Постниковой-Лосевой), «Скульптура и резьба XVI в.», «Живопись кон. XVI - нач. XVII в.», «Шитье XVI - нач. XVII в.». В 4-м т.- «Резьба и скульптура XVII в. (в соавторстве с Н. Н. Померанцевым и Постниковой-Лосевой), «Живопись XVII в.» (в соавторстве с И. Е. Даниловой), «Миниатюра и орнаментальные украшения рукописей (в соавторстве с Постниковой-Лосевой). М.- автор многочисленных статей о древнерусских художниках XVI-XVII вв. и очерков об этапах развития древнерус. искусства в БСЭ (2-е изд., послевоенное; 1956). Итоговым трудом исследователя стал 2-томный «Каталог древнерус. живописи: Опыт ист.-худож. классификации» собрания ГТГ (в соавторстве с В. И. Антоновой; 1963), где М. написала разделы по живописи Новгорода, Пскова и художественных центров иконописания XVI в., а также раздел во 2-м томе «Живопись XVII в.». Осталось незавершенным обширное исследование «Принципы и методы раскрытия памятников древнерусской станковой и темперной живописи» (хранится в ОР ГТГ. Ф. 174/25). Личный архив М. в 90-х гг. XX в. был передан ее сыном в Музей фресок Дионисия в Ферапонтовом мон-ре. Соч.: Памятник новгородской деревянной резьбы XIV в.: Людогощенский крест//Сообщ. Ин-та истории искусств. М.; Л., 1954. 4/5. С. 145-166 (соавт.: В. Н. Лазарев); Древнерус. живопись Н. Новгорода//ГТГ: Мат-лы и исслед. М., 1958. Т. 2. С. 28-36; Живопись XVII в.//История рус. искусства. М., 1959. Т. 4. С. 345-466 (соавт.: И. Е. Данилова); Икона Петра и Павла новгородского Софийского собора//Из истории рус. и западноевроп. искусства: Мат-лы и исслед. М., 1960. С. 81-102 (соавт.: В. В. Филатов); Раскрытие памятников древнерус. станковой темперной живописи//Памятники культуры: Исслед. и реставрация. М., 1960. Вып. 2. С. 171-190 (соавт.: А. Б. Зернова); Каталог древнерус. живописи XI - нач. XVIII вв.: Опыт ист.-худож. классификации. М., 1963. 2 т. (соавт.: В. И. Антонова); Искусство Моск. Руси: 2-я пол. XV-XVII вв. М., 1965; Стенопись Благовещенского собора Моск. Кремля 1508 г.//ДРИ. М., 1970. [Вып.:] Художественная культура Москвы и прилежащих к ней княжеств, XIV-XVI вв. С. 174-206. Монументальная и станковая живопись//Очерки рус. культуры XVI в. М., 1977. Ч. 2. С. 310-351; Кр. путев. по древнерус. станковой живописи и шитью Новгорода и Пскова (1926)//НовгАВ. 2009. Вып. 8. С. 100-145 (соавт.: Е. И. Силин, Н. А. Реформатская).

http://pravenc.ru/text/2563862.html

Ильинское Малоярославецкого р-на), в 2006 г. им же зарегистрировано некоммерческое партнерство «Светлодар». В 2005-2010 гг. возникли «экологические поселения» последователей движения в Малоярославецком и Дзержинском р-нах, в стадии создания подобные поселения в Козельском и Кировском р-нах. Вслед. аморфности философско-религ. основы движения в таких поселениях объединяются люди с разным мировоззрением - от близких к язычеству до близких к христианству. Арх.: ГА Калужской обл. Ф. 32. Оп. 13. Д. 703. Т. 1; ГАКО. Ф. 62. Оп. 6. Д. 559-560, 562; Там же. Ф. 62. Оп. 7. Д. 166-167, 1028. Лит.: Малинин Д. И. Калуга: Опыт ист. путев. по Калуге и главнейшим центрам губернии. Калуга, 1912, 1992; Морозова Г. М. Калуга: Прогулки по старой Калуге. Калуга, 1993; Религия, свобода совести, гос.-церковные отношения в России: Справ./РАГС. М., 1997. С. 233; Болдин И. В. и др. Археология Калужской области. Калуга, 1999; Вощенкова Н. С., Гусев А. А., Писаренко И. С. Церковь и гос-во: Калужская епархия в синодальный период развития РПЦ. Калуга, 2000; Калужская энциклопедия: Справ. Калуга, 2000; Береснев И. А., Красин В. М. Социальная деятельность религиозных объединений в Калужской обл.//Гос.-конфессиональные отношения в регионах России: Опыт соц. партнерства и профилактики религ.-полит. экстремизма: Мат-лы Всерос. науч.-практ. конф., 8-9 февр. 2008 г. М., 2008. С. 227-232; Зубов Д. Ю. Народы Востока и Калужский край: Ссыльные и военнопленные мусульмане в Калужской губ. во 2-й пол. XIX - нач. ХХ в. Калуга, 2009; Ислам в центрально-европ. части России: Энцикл. словарь. М., 2009. С. 103-104; Красин В. М. Высылка с Кавказа суфийских шейхов тариката кадирийя: (По мат-лам регион. архивов)//Восток: Афро-азиатские общества: История и современность. 2010. 4. С. 134-138; Пуцко В. Г. Храмы Калуги по данным церковных описей 1800 г.//Мат-лы науч. конф., посвящ. 90-летию Гос. архива Калужской обл. Калуга, 2010. С. 455-477; «Храм этот по своему великолепию может быть поставлен наряду с московскими»: К 100-летию Никольской старообрядческой церкви в с.

http://pravenc.ru/text/1320159.html

А. Вологодская икона: Центры худож. культуры земли Вологодской XIII-XVIII вв. М., 1995. [С. 190-191]. Кат. 116-117; Глебова А. А., Маймасов С. Б., Петрова Т. Г. Древнерусское искусство в собр. Вологодского музея-заповедника. Путев. по экспозиции/ВГИАХМЗ. М., 20082. С. 141, 145-146. Ил. 115, 116); на сохранившейся гравировальной доске и напечатанной с нее гравюре резцом (1777), исполненной по заказу архим. Феодосия (Буйкова) (ТОКГ); на иконе 40-50-х гг. XIX в., созданной осташковским иконником для часовни поселья Ниловой пуст. Сиговка (ныне находится в ц. Казанской иконы Божией Матери в с. В. Котицы Осташковского р-на Тверской обл.); на иконе 1902 г. письма иконописца из Торжка Н. И. Новосёлова из ц. Божией Матери «Всех скорбящих Радость» при имп. стекольном заводе в С.-Петербурге (вклад осташковского мещанина В. И. Хрусталёва, ГЭ; см.: Косцова А. С., Побединская А. Г. Русские иконы XVI - нач. XX в. с изображением мон-рей и их основателей: Кат. выст./ГЭ. СПб., 1996. С. 50-52, 128. Кат. 45; Русские житийные иконы XVI - нач. XX в.: Кат. выст./ГЭ. СПб., 1999. С. 102-107. Кат. 23); на иконе нач. XXI в. иконописца из Твери В. Михайлова (музей «Наследие преподобного Нила» Ниловой пуст.). Подобные композиции встречаются на хромолитографиях «Прп. Нил Столобенский, в житии» 1880 г. мастерской Троице-Сергиевой лавры (издано «тщанием» настоятеля Ниловой пуст. архим. Арсения - РГБ, музей «Наследие преподобного Нила» Ниловой пуст., частное собрание) и 1903 г. московской мастерской И. А. Морозова (из собр. А. И. Буркина, музей «Наследие преподобного Нила» Ниловой пуст., см.: Барсегян (Куксинская). 2017. С. 526, 529, 538-540). В клеймах Н. изображен у мощей прп. Нила, иногда в профиль, стоящим отдельно или с братией на молебне, а также с больными, свидетелями чудес, и др. молящимися. На нем традиц. монашеские облачения - мантия, подрясник, епитрахиль, в руках - раскрытая книга. Голова Н., как правило, не покрыта (на вологодской иконе он в клобуке), длинные с проседью или седые волосы лежат на плечах, борода средней величины.

http://pravenc.ru/text/2564858.html

Нилова пустынь: Мон-рь и мир. М., 20173; она же. Владимирская-Селигерская икона Богоматери: История и архетип чудотв. образа//III Дёминские чт.: Тез. докл. М., 2018. С. 19-20; Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 96; Иконы из частных собраний: Рус. иконопись XIV - нач. XX в.: Кат. выст./ЦМиАР. М., 2004. С. 168-169, 234. Кат. 124, 125; Гадалова Г. С. Лит. памятники, посвященные прп. Нилу Столобенскому в тверских хранилищах//Нил Столобенский: Животворящие истоки: Мат-лы науч. конф. Тверь, 2005. С. 34-39; Комашко Н. И. Русская икона XVIII в. М., 2006. С. 188-189, 198-199, 329, 330. Кат. 160, 171; Ступени мастерства: Кат. икон, реставрированных студентами Рос. академии живописи, ваяния и зодчества, 1997-2007 гг. М., 2007. С. 192-195. Кат. 47; Глебова А. А., Маймасов С. Б., Петрова Т. Г. Древнерус. искусство в собр. Вологодского музея-заповедника: Путев. по экспозиции/ВГИАХМЗ. М., 20082. С. 141, 145-146. Ил. 115, 116; Тысяча лет рус. паломничества: Кат. выст./ГИМ. М., 2009. С. 290-293. Кат. 846-857; Нило-Столобенская пуст.: Новые открытия: Из истории Спасо-Андроникова мон-ря: Сб. ст./Сост.: Т. В. Барсегян. М., 2010. (Труды ЦМиАР. Т. 4); Святые земли Русской/ГРМ. СПб., 2010. С. 184-187, 230-231. Ил. 112-114, 143; Прил. к альбому: Компакт-диск/ГРМ. СПб., С. 292-296, 343-344, 349-350, 356-359. Кат. 258-261, 300, 305, 310-312; Музей рус. иконы: История собрания, обзор коллекций, новые поступления и открытия. М., 2011. С. 64-65, 132. Ил. 73, 143; Чубур А. А. Из истории духовного подвига пустынножительства: Мифы, факты и «белые пятна» в житие прп. Нила Столобенского//История в подробностях. М., 2014. 5(47). С. 50-57; Русские святые: Избр. иконы из колл. Ф. Комарова. М., 2016. С. 303-306. Кат. 57; Русские святые: Кат. выст./Авт.-сост.: М. Н. Шаромазов, О. В. Силина. Ярославль, 2014; Образы рус. святых в собр. Исторического музея. М., 2015. С. 280-287, 378-381, 390-399. 66, 67, 90, 93; Новые открытия рус. иконописи: К 10-летию основания Музея рус. иконы: Кат. выст. М., 2016. С.

http://pravenc.ru/text/2577609.html

фасаде. В храмовом строительстве кон. XX - нач. XXI в. используются различные архитектурные традиции, прежде всего из наследия Сев.-Зап. Руси (Новгород, Псков). По образцу одноглавых квадратных в плане новгородских храмов XV в. с пощипцовым покрытием, с декором в виде щипцов и лопаток был реконструирован кладбищенский храм во имя Виленских мучеников в Таураге (1933, 1989, архит. В. В. Ефимов). О традициях европ. средневек. архитектуры напоминают 3-частные композиции из окон, вписанные в треугольные фронтоны, и люкарны на фасадах одноглавой, с шатровой колокольней ц. в честь Иверской иконы Божией Матери в Паланге (2000-2002); многоярусная композиция самого наоса с повышенными сводами в рукавах креста и с пощипцовыми перекрытиями в угловых частях наоса восходит к деревянному рус. зодчеству. Покрово-Никольский собор в Клайпеде (2000-2005, автор обоих проектов - архит. Д. А. Борунов) имеет также сходство с новгородскими и псковскими храмами позднего средневековья. В его конструкции воспроизведены повышенные арки, облик определяют простые сферические и полусферические формы барабанов, выделенных полуциркульными фронтонами рукавов креста, скупой декор в виде лопаток на углах и нишах фасадов. К углу здания примыкает звонница с таким же характером завершений. Арх.: ЛитГИА. Ф. 382, 439, 605; Альбом Виленских церквей, вновь построенных и перестроенных. 1866//РНБ. Отд. эстампов. Ист.: Резанов А. И., Чагин Н. М. Собрание проектов, утвержденных г. министром внутренних дел, на постройку правосл. церквей в Белорусских губерниях. СПб., 1863; ПРСЗГ. 1874. Вып. 6: Вильна; АВАК. 1893. Т. 20; Извеков Н., свящ. Стат. описание правосл. приходов Литовской епархии. Вильна, 1893. Лит.: Крачковский Ю. Ф. Правосл. святыни г. Вильны. М., 1897; Виноградов А. А. Путев. по г. Вильне и его окрестностям. Вильна, 1904; Жиркевич А. В. Акад. Н. М. Чагин. Вильна, 1911; Миловидов А. И. Церковно-строительное дело в Сев.-Зап. крае при гр. М. Н. Муравьеве. Вильна, 1913; Михайлов Б. Значение литов. архитектуры и задачи ее исследования.

http://pravenc.ru/text/2110567.html

Канонизация святых. М., 19032. С. 118, 235, 241, 252, 256, 424-425; Кузнецов И. И., прот. Свв. блаженные Василий и Иоанн… С. 1-400; Спасский Ф. Г. Рус. литургическое творчество. П., 1951. С. 231-232; Δημητρακπουλος Θ. Αρσνιος Ελασσς (1550-1626). Βος κα ργο. Συμβολ στ μελτη τν μεταβυζαντινν λογων τς Ανατολς. Αθνα, 1984; Пыляев М. И. Старая Москва. М., 1990. С. 275-278; Баталов А. Л. Моск. каменное зодчество кон. XVI в. М., 1996. С. 15, 24-26, 122, 170, 172-173, 175, 221-222, 229-234, 244, 311; Тимофеева Н. Н. Иностранные путешественники XVI - нач. XVIII в. о Покровском соборе//Страницы худож. наследия России XVI-XX вв. М., 1997. С. 89-101; РГАДА: Путев. М., 1999. Т. 4. С. 92, 126, 136, 148; Калиганов И. И. Георгий Новый у вост. славян. М., 2000. С. 354, 357 (л. 598 об.- 601 об.), 463 (л. 493-499), 466 (л. 274 об.- 281 об.), 470 (л. 240-250), 473, 476 (л. 345 об.- 355 об.), 479 (л. 382-392 об.), 482 (л. 290-312 об.), 490, 583 (л. 716-716 об.), 588 (л. 568-573), 598 (л. 483 об.- 488), 603 (л. 419-422), 609 (л. 226-233 об.); Давиденко Д. Г. Моск. Симонов мон-рь: АКД. М., 2000. С. 15-16. К. Ю. Ерусалимский Иконография В. Б. изображался старцем, полностью обнаженным, иссушенным воздержанием, с седыми кудрявыми волосами и такой же бородой, что соответствовало сведениям жития и вошло во мн. иконописные подлинники: «Власы сед, курчеват, брада седа, невелика, курчевата же, наг весь, в левой руце платок свиток, а правая молена, персты вверх, власы с ушей» (подлинник XVIII в., изданный С. Т. Большаковым). В нек-рых подлинниках форма бороды В. Б. сравнивается с формой бороды св. Иоанна Предтечи, ап. Павла, Алексия, человека Божия, или прп. Пафнутия Боровского, а цвет волос определяется как рыжеватый. В составленном В. Д. Фартусовым «Руководстве к писанию икон...» (1910) традиц. иконография В. Б. дополнена изображением хартии с текстом жития святого. Святые блаженные Максим и Василий. Икона. XVIII в. (ГИМ) Святые блаженные Максим и Василий. Икона. XVIII в. (ГИМ) Самым ранним изображением В.

http://pravenc.ru/text/150789.html

По инициативе игум. Каллисты указом Синода от 13 февр. 1867 г. в К. м. была открыта рукодельная школа. Поступающие в школу девушки в течение 2 лет проживали в мон-ре за его счет и обучались золотошвейному мастерству, вышиванию по канве, живописи, украшению икон фольговыми ризами. Обучением занимались мастерицы-монахини и послушницы, на живописном отд-нии преподавали также учителя рисования из средних учебных заведений Казани, выпускники АХ. Ежегодно школу оканчивали 20-25 девушек, вместе с ними учились и послушницы. К. м. стал важным центром производства священнических облачений, икон, окладов. Часть икон и окладов бесплатно передавалась в бедные храмы, часть - продавалась паломникам. Мн. выпускницы школы, не остававшиеся в мон-ре, получали соответствующие дипломы и открывали частные школы рукоделия, преподавали рукоделие в земских и городских школах. В 1915 г., когда у обители был изъят Крестовоздвиженский корпус, прием в школу был прекращен. Е. В. Липаков, Э. П. Р. Архитектурный ансамбль монастыря в XVI-XIX вв. Первые постройки К. м. были деревянными. Спустя 20 лет после основания К. м. во многом благодаря деятельности митр. Ермогена началось каменное строительство. Каменный храм с престолом, посвященным явлению чудотворной Казанской иконы, и 2 приделами, Успения Пресв. Богородицы и св. кн. Александра Невского, был возведен за 1 строительный сезон - заложен в апр. и освящен 27 окт. 1595 г. О его облике можно судить по гравюре XVIII в. ( Фролов Г. В. Путев. по храмам и монастырям г. Казани. Каз., 2005. С. 99) и косвенно - по архитектурному облику соборного храма в казанском в честь Преображения Господня мон-ре , к-рый возводился в тот же период и, очевидно, теми же московскими мастерами. На гравюре виден больших размеров кубический храм с 5 главами, центральная расположена чуть выше боковых. Барабаны были световыми, их высокие грушевидные купола должны быть отнесены ко 2-й четв.- сер. XVIII в. Вероятно, в тот же период была изменена кровля собора с 4-скатным перекрытием вместо сводчатого. Фасады были разделены лопатками-пилястрами, несущими арки-закомары. На местных жителей новый собор произвел большое впечатление, как «предивный». Очевидно, тогда появились надвратные церкви, престолы которых составили храмовый ансамбль обители.

http://pravenc.ru/text/1319812.html

многофигурных композициях 2-й пол. XVI в., скорее всего воспроизводящих сложные программы московских произведений. М. В. (с не совсем обычной для него длинной бородой) и Феодор присутствуют на одной из икон «диптиха» кон. XVI в. из Входоиерусалимской ц. в Каргополе с изображениями св. воинов, мучеников, мучениц и св. правителей, в т. ч. равноапостольных имп. Константина и кн. Владимира (ВГИАХМЗ; Глебова А. А., Маймасов С. Б., Петрова Т. Г. Древнерус. искусство в собр. Вологодского музея-заповедника: Путев. по экспозиции. М., 2004. С. 86, 91. Ил. 68). Иной, более сложный состав персонажей имеет многорядная икона «Деисус с избранными святыми» (частное собрание), которая, судя по изображению канонизированного в 1588 г. блж. Василия Московского, создана в Москве в кон. XVI в. (Divine Treasures. 2014. N 1023). На ней представлен сонм Вселенских и Русских святых разных чинов, причем фигуры М. В. (в шапочке с опушкой из белой ткани) и Феодора вместе с образами серб. святых Симеона и Саввы вынесены на поля, что указывает на их особое значение. Судя по иконографическим признакам (облик бородатого средовека или старца, княжеская шапка, шуба и крест в деснице), вырезанная из кости фигура неизвестного князя на лицевой стороне запрестольного Киликиевского креста из Спасо-Прилуцкого мон-ря близ Вологды (1-я пол. XVI в., ВГИАХМЗ) также может изображать М. В. Помещенная рядом с ней поздняя фигура бородатого святого без головного убора, с пальмовой ветвью - атрибутом мученика - скорее всего заменяет первоначальный образ боярина Феодора. Во 2-й пол. XVI в. к этому стандартному иконографическому типу, очевидно, добавился новый вариант - изображения обоих Черниговских святых с непокрытыми головами. Его редким примером являются фигуры М. В. и Феодора на полях новгородской иконы «Явление Божией Матери прп. Александру Свирскому»; кроме них здесь представлены Новгородские святители Иоанн и Никита (Художественный музей Синебрюхова, Хельсинки; Hommage to St. Alexander of Svir. 1996. N 38). Возникновение этого варианта, к-рый противоречил сложившейся традиции и рекомендациям иконописных подлинников, но выражал идею смиренной молитвы князей, отложивших свои земные венцы, предвосхищает процесс распространения нового типа княжеской иконографии в искусстве XVII в.

http://pravenc.ru/text/2563732.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010