Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АФАНАСИЙ (Пузына Александр Юрьевич, кн.; † 15.12.1650), еп. Луцкий и Острожский Западнорусской митрополии . В 10-20-х гг. XVII в. кн. Пузына проявил себя на сеймах активным борцом против унии (см. Брестская уния ). В 1632 г. волынской правосл. шляхтой избран епископом Луцким и Острожским. 15 марта 1633 г. кор. Владислав IV передал А. Жидичинскую архимандритию, 18 марта подтвердил избрание его епископом. Вскоре благодаря поддержке короля и правосл. шляхты А. отобрал у униатского Луцкого еп. Иеремии (Почаповского) часть церковных имений. Однако по постановлению сейма 1635 г. епископом Луцким был признан Иеремия (Почаповский). В 1636 г. совместно с митр. свт. Петром (Могилой) А. выразил готовность участвовать в переговорах о создании зависимого от Рима «русского» (Киевского) патриархата. После смерти в окт. 1637 г. Иеремии (Почаповского) А. занял Луцкую кафедру, отказался выполнить приказ кор. Владислава IV о передаче кафедрального собора в Луцке назначенному администратором епархии униатскому еп. Иосифу (Мокосию-Баковецкому) . 20 апр. 1638 г. король подписал акт, подтверждавший все права А. на Луцкую кафедру, акт предполагалось огласить во время планировавшегося объединительного собора православных и униатов. По инициативе А. в Кременце в 1638 г. было выпущено новое издание соч. Сильвестра (Косова) «Дидаскалия, или Наука о семи таинствах», а во Львове - «Поучение новоосвященному иерею». В том же году А. созвал в Луцке собор духовенства, на к-ром обязал духовенство пользоваться указанными изданиями. В 1643 г. А. при содействии правосл. шляхты добился назначения своим преемником мелецкого архим. Иосифа (Чаплица). В 1647 г. А. участвовал в выборах митр. Сильвестра (Косова) и тогда же вместе с частью правосл. иерархов готов был начать переговоры с униатами по вопросу создания униатского Киевского патриархата. Весной 1648 г., по нек-рым данным, А. поддержал восстание под предводительством Б. Хмельницкого . Лит.: Голубев С. Т. Киевский митр. Петр Могила и его сподвижники. К., 1893. Т. 2; Nagielski M. Puzyna Alexander//Polski sownik biograficzny. Wrocaw, 1986. T. 29; Блажейовський Д. Iepapxiя Киïвськоï Церкви (861-1996). Льbib, 1996. С. 230. Л. В. Соболев Рубрики: Ключевые слова: ААРОН (Еропкин Афанасий Владимирович, в схиме Алипий [Олимпий]; ок.1663 – 1740), еп. Карельский и Ладожский, викарий Новгородской епархии

http://pravenc.ru/text/76924.html

братстве с пожалов. двух монаст. сел), 141 (Ж. гр. 1599 г. Римскому выходцу Петру Аркудию на село Торокань, принадлежав. м-рю); V, 6 (Ж. гр. 1633 г. Вилен. Троиц. м-рю на влад. То­роканскою волостью); “Волын. епарх. в.”, 1867 г., 4; “Памятники для разбора древн. актов”, II, ч. 2, Отд. 1, 41 (под духовною Киев.-Богоявл. братству в 1631 г. подписался Афанасий Пузына, еписк. Луцкий и Острожский, архимандрит Жидичинский); “Архив юго-зап. России”, ч. 1, т. IV, 330, CXLV (назначение в 1710 г. ревизии м-ря Жидичинского); т. VI, 22, XIII (судебное решение 1537 г., по тяжебн. делу архим. Жидичинского Варсонофия с кн. Богушем Корецким; перед Варсонофием был архим. Иона), 32, XVI (декрет 1542 г. кн. Сангушковича по жа­лобе архим. м-ря Варсонофия о земле), 45, XIX (решение дела 1545 г. по жалобе архим. м-ря Макария кн. Ив. Масальского о присвоении монаст. земель и обидах), 47, XX (решение де­ла 1547 г. по жалобе архим. м-ря Ионы на кн. Ив. Масальского), 49, XXI (королев. лист 1547 г. еписк. Луцкому Феодосию о несборе серебщизны в имениях м-ря), 59, XXVIII (домогание 1570 г. Андрея Русина, владыки Пинского и Туровского, завладеть м-рем Жидичинским, по смерти архим. Ионы), 78, XLI (дело 1594 г. о насильствен. вторжении в м-рь, побоях и грабе­же; архим. Жидичинский, Гедеон Болобан, епи­скоп Львовский и Галицкий), 110, LIII (напоминальный лист 1596 г. Григорию Балабану от еписк. Терлецкого об оставлении им м-ря), 111, LIV (записка 1596 г. еписк. Львовского Геде­она Балабана об уступке им м-ря своему пле­мяннику Григорию, в иночестве Гедеону Бала­бану), 116, LVII (лист 1596 г. Сигизмунда III к старосте Луцкому об отобрании м-ря от Ге­деона и Григория Балабанов, проклятых на Брест. соборе), 117, LVIII (лист 1597 г. старосты Луцкого Григорию Балабану с приказанием уда­литься из м-ря), 128, LXIII (жалоба 1597 г. Федора Балабана о вооруженном нападении на м-рь и об опасностях, угрожающих брату его Григорию), 130, LXIV (донесение 1597 г. об отобрании м-ря и о вооруженном сопротивлении Григория Балабана), 133, LXV (жалоба 1597 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

С 1619 г. горожане и шляхта делали вклады в пользу братства. К 1648 г. Л. б. получило в качестве пожертвований ок. 100 тыс. злотых. Наиболее крупным был вклад грека Мозеллы - 72 830 злотых (известны вклады также от 44 шляхтичей). В Луцке братство владело 5 дворами, несколькими каменными зданиями, «грунтами» (Сасковский, Кандибовский, Богушевский, Войтеховский, Божковичовский, Зубцевский), двором в Бродах. Л. б. принадлежали части имений в селах Луцкого повета (Дроздни, Семеренки, Гудчий Брод). Братский мон-рь также имел владения, в нек-рых случаях невозможно отделить имущество мон-ря от имущества братства. Деньги расходовались на построение храма и на его нужды, на содержание госпиталя, школы, поддержку бедных, в т. ч. за пределами братства. Значительное место в деятельности Л. б. в этот период занимали хозяйственные операции: кредитные, операции с недвижимостью. Учет доходов и расходов Л. б. вел один из монахов Братского мон-ря. На годовых общих собраниях финансовый отчет о деятельности Л. б. предоставлял игумен, в ведении к-рого находились деньги братства. Управление имениями, денежные и торговые операции осуществляли миряне - члены Л. б. В этот период в Л. б. имели место конфликты коррупционного характера. В 1640 г. Древинский заявил о том, что сделанное им в 1632 г. пожертвование на братскую школу (50 злотых) туда не поступило. В 1639-1643 гг. преподаватель братской школы свящ. Павел Грановский не получал платы (100 злотых в год) и подал жалобу на братчиков в суд. Во время восстания под рук. Б. М. Хмельницкого униат Александр Мокосий-Дениско, мон. Дерманского мон-ря, перешел в Православие. Осенью 1648 г. при поддержке казацкого войска он вернул в Православие храмы в Кременце. Благодаря поддержке волынской шляхты Мокосий-Дениско стал игуменом луцкого Братского мон-ря. 1 февр. 1650 г. он вернул в Православие Жидичинский мон-рь, контролировал др. институты правосл. Церкви. Некоторые из волынских шляхтичей - ктиторы Л. б. боролись против восставшего казачества в польск. войске. Кн. Ю. Пузына в 1648 г., находясь в осажденном казаками Замостье, написал завещание, в котором засвидетельствовал свою верность Л. б. и просил похоронить его в братской церкви.

http://pravenc.ru/text/2110934.html

Даже главный трибунальный суд, куда немедленно с жалобами на Потея и Рутского обратились Сенчила, братство и русские члены магистрата, принял сторону православных и присудил Потея и Рутского к уплате штрафа за своевольные их действия 101 . Но сила сломила всю эту энергию. Отправляясь в поход под Смоленск, король Сигизмунд III со всем своим двором прибыл в Вильну, и находясь под влиянием бывшего при нём папского унция Симонетта, настаивал на своих решениях, принятых во вред православным. Король не обратил внимания, ни на решение главного трибунала, ни даже на сильный протест против замыслов Потея западнорусского дворянства, во главе которого стояли такие известные люди, как князь Александр Пузына, дворяне Василий Харевский, Ворыковский, Давид Солтан и другие 102 . В мае 1609 года, собравшийся в Вильне задворный короловский суд, (состоявший из католического духовенства) придавая всему делу вид гражданского возмущения, отменил в —48— угоду короля решение трибунального суда 103 , и Потей, опираясь на королевское решение последовавшее в июле 1609 г., мог безнаказанно приступить к отобранию от православных всех их церквей 104 . Возмутительное дело отобрания церквей было поручено двум королевским дворянам: Войтеху Сенковскому и Яну Караевскому, которые приступили к исполнению в начале августа 1609 года при содействии нескольких сот вооружённых гайдуков. По заявлению современников отобрание церквей сопровождалось целым рядом тяжких насилий над священниками, их семействами и домашними, разбитием замков и высаживанием церковных дверей, забиранием церковного имущества и скарба священников; наконец все двенадцать церквей были отобраны у православных, – названных в акте упомянутых дворян «бунтовщиками», – и в половине августа от имени короля, как наивысшего подавца и оборонца церквей Божиих, переданы во власть Потея 105 . Затем со стороны короля воспоследовала новая несправедливость по отношению православных, а именно в августе того же 1609 года был обнародован королевский указ, предписывавший всем так называемым медовым братствам, до того времени уделявшим часть своих доходов в пользу православного Троицкого братства, отдавать эту часть униатскому братству 106 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Fasc. 1. P. 285-291; Пузына И. Флорентийский Вселенский Собор и участие на нем Исидора, митр. Московского//Рус. католический вестник. Лувен, 1952. 2. C. 11-14; Hofmann G. Quellen zu Isidor von Kiew als Kardinal und Patriarch//OCP. 1952. Vol. 18. S. 143-157; idem. Untersuchung über die Konzilsrede Isidors von Kiev am 14. Nov. 1438//SBN. 1957. Vol. 9. P. 227-232; Ζακνθηνς Δ. Α. Μανουλ Β Παλαιολγος κα καρδινλιος Ισωρος ν Πελοπποννσω//Mélanges offerts à Octave et Melpo Merlier. Athens, 1957. Т. 3. P. 45-69; Gill J. The Council of Florence. Camb., 1959; idem. Isidore " s Encyclical Letter from Buda//Miscellanea in honorem Cardinalis Isidori: (1463-1963). Romae, 1963. P. 1-8. (Analecta OSBM. Ser. 2. Sect. 2. Vol. 4); idem. Personalities of the Council of Florence And Other Essays. Oxf., 1964. P. 65-78; Laurent V. Isidore de Kiev et la Métropole de Monembasie//REB. 1959. Vol. 17. N 1. P. 150-157; Μανοσακας Ι. Μ. Η πρτη δεια (1456) τς βενετικς Γερουσας γι τν Ελλνων τς Βενετας κα καρδινλιος Ισδωρος//θησαυρσματα. 1962. Τ. 1. Σ. 109-118; Duj ev I. Un fragment des «Notitiae episcopatuum Russiae» copié par Isidore Ruthenus//ЗРВИ. 1968. T. 11. С. 235-241; Halecki O. From Florence to Brest (1439-1596). Hamden, 19682. P. 44-69; Krajcar J. Metropolitan Isidore " s Journey to the Council of Florence//OCP. 1972. Vol. 38. P. 367-387; Morrissey Th. E. Isidore of Kiev: A Fragment of a Letter from the State Library in Munich//Analecta OSBM. 1973. Vol. 8. Fasc. 1-4. P. 63-66; Фонкич Б. Л. Московский автограф митр. Исидора//ПКНО, 1974. М., 1975. С. 14-15; он же. Греческо-русские культурные связи в XV-XVII вв. М., 1977. С. 10-23; он же [Fonkic B. L.]. Ein unbekanntes Autograph des Metropoliten Isidoros von Kiev//BZ. 1989. Bd. 82. S. 96-101; Kresten O. Eine Sammlung von Konzilsakten aus dem Besitze des Kardinals Isidor von Kiev. W., 1976; R ö ll W. Ein zweiter Brief Isidors von Kiew über die Eroberung Konstantinopels//BZ. 1976. Bd. 69. N 1. S. 13-16; Š ev enko I. Intellectual Repercussions of the Council of Florence// Idem.

http://pravenc.ru/text/674888.html

В деятельности Л. б. время от основания до 1648 г. считается периодом наивысшего подъема. В братстве была широко представлена богатая и влиятельная правосл. шляхта, к-рая проводила свои решения на уездных сеймиках, поддерживала братство материально. В этот период к братству принадлежало не меньше 76 светских лиц, среди к-рых были представители 4 княжеских родов (Пузыны, Воронецкие, Курцевичи и Святополк-Четвертинские) и 55 шляхетских семей. 9 чел. принадлежали к роду Гулевичей, 3 - к роду Зубцевских, по 2 чел.- из семей Боговитинов, Гуляницких, Древинских, Еловицких, Кульчицких, Смиковских, Ушак-Куликовских. Ключевую роль в создании и ранней истории Л. б. сыграл владимирский подкоморий кн. Юрий Пузына. Среди членов Л. б. в этот период были: волынский подстолий Кшиштоф Еловицкий, волынский чашник Лаврентий Древинский , луцкий подсудок Михаил Гулевич-Воютинский, луцкий войт Андрей Загоровский, кременецкий подсудок Григорий Ушак-Куликовский и др. Участие в шляхетских сеймиках, подача протестаций и жалоб на преследование православных говорят о функции братства, не прописанной в уставе,- общественно-политической деятельности (этим правосл. братства отличались от католических и более поздних униат. мирянских организаций). Важнейшей сферой деятельности Л. б. в 1-й пол. XVII в. было противодействие распространению унии и католицизма, наиболее активно действовали члены братства Л. Древинский, И. Курцевич (см. Иосиф (Курцевич) ), С. Гулевич-Воютинский и др. При участии названных братчиков были проведены политические акции в защиту Православия (выступления на сеймах, обструкция униатов на волынских сеймиках, защита церквей и мон-рей). В 20-х гг. XVII в. православные отбили неск. нападений католиков на Братский мон-рь и госпиталь. В 1627 г. произошло столкновение с иезуитами возле мон-ря. Конфликты продолжались и позднее: в 1634 г. члены братства Юрий и Михаил Пузыны составили протестацию в связи с погромом Братского Крестовоздвиженского мон-ря. В 1639 и 1644 гг. нападения повторились.

http://pravenc.ru/text/2110934.html

не имел права вести судебный процесс без участия епископа. В ответ на эти претензии на 1-е заседание Люблинского трибунала 7 авг. 1642 г. вместе с И. прибыл Луцкий и Острожский еп. Афанасий (Пузына) , а также бывш. почаевский свящ. Иаков Железо, к-рый также имел претензии к Фирлею в связи с нанесенными священнику побоями. Еп. Афанасий и его ближайшие сподвижники - правосл. луцкие дворяне А. Еловицкий и М. Гулевич старались примирить враждующие стороны, очевидно ради недопущения конфликта между православными и протестантами в условиях притеснения обеих конфессий католиками. Еп. Афанасий настоял на решении спора в третейском суде, о чем подписали соответствующий акт. Третейским судьей был назначен «суперарбитр» С. Лащ, галичанин, к-рый уже в янв. 1643 г. начал следствие. Однако судья, будучи протестантом, принял сторону Фирлея, из-за чего 18 июня 1643 г. по инициативе И. дело было возвращено в Люблинский трибунал. Декретом от 17 нояб. 1643 г. трибунальный сейм Волынского воеводства предписал Фирлею возместить обители убытки. Фирлей опротестовал декрет, и дело вернулось в Люблинский трибунал, по решению которого 5-6 сент. 1644 г. тяжбу обители с Фирлеем рассматривал смешанный третейский суд, что, впрочем, не принесло результатов. 27 июня 1646 г. Фирлей принес присягу в Люблинском трибунале, что взятые им из Почаевского мон-ря вещи сгорели в его Козинском замке. По решению трибунала 28 февр. 1647 г. И. и Фирлей заключили мировую сделку. В марте того же года Фирлей подписал «акт примирения» и в знак своей готовности компенсировать обители убытки выдал на имя И. расписку, будто он взял у него в долг 2 тыс. злотых. Так завершилась тяжба по поводу движимого имущества обители, ее итогом стало частичное возвращение похищенного. И. не мог настаивать на пересмотре дела, поскольку Фирлею благоволил польск. кор. Владислав IV, , пожаловавший в 1645 г. шляхтичу с. Смидин (в совр. Старовыжевском р-не Волынской обл.) (ЦГИАК. Ф. 28. Оп. 1. Д. 78. Л. 231-232). По поводу нерешенного земельного спора между И.

http://pravenc.ru/text/578150.html

5 . Нужно было необыкновенное благоразумие, твердость воли, много такта и осторожности, чтобы при таких обстоятельствах не только управлять вновь устрояющейся обителью, но даже лично сохранить веру отеческую. Но преподобный Иов давно уже был искушен в этом деле во время своего двадцатилетнего управления Дубенским Крестовоздвиженским монастырем. Потому, сделавшись игуменом Почаевским, он сразу обратил свое внимание на все главнейшие потребности обители, и таким образом не только упрочил её благосостояние и неприкосновенность, но и возвысил ее в ряду других современных ей обителей как на Волыни, так и в пределах всего юго-западного края России. Прежде всего, без сомнения, для этой цели необходимы были надлежащий средства материальные. Будучи современником Гойской, Домашевских и других, еще не совратившихся в унию и латинство православных обывателей Волыни, особенно в окрестностях Почаевской обители, преподобный Иов, святостью своей жизни и примерным благочестием, по неволе располагал их сердца к себе и к своему монастырю, и этим многих из них заставлял благодетельствовать обители на украшение храмов Божиих, улучшение быта иноков и т.п. Так, в 1640 году урожденная пани Куликовская Анна Александрова Добрынская пожертвовала в обитель преподобного Иова «посяг свой (приданное) сто злотых, на хвалу Божию, дабы она отправляема была за душу её, по её смерти». 344 В 1617 году некто Сергий Петрович, мещанин Кременецкий записал на «пречистую Почаевскую (т.е. церковь успения) до монастыря полтораста злотых, дабы за душу его Господа Бога молили». 345 «В 1648 году урожденный пан Иван Жабокрицкий записал на Почаевскую обитель двести злотых с имения своего Жабокрик с тем условием, чтобы эти деньги под условием отцовского благословения были отданы вельможному в Боге его милости отцу Иоанну Железу, игумену Почаевскому, для совершения молитвословий за его душу». 346 В 1649 году урожденный пан Юрий Пузына пожертвовал в обитель преподобного Иова «злотых сто» с тем, чтобы «иноки, в том монастыре обретающиеся, сорокоусты, т. е, сорок служб Божиих (или литургий) по обряду своей церкви отправили» и т.п. Надобно думать, что по мысли же преподобного Иова, Анна Гойская, особым предсмертным (завещанием своим от 21 марта 1617 года, снова подтвердила за обителью Почаевскою все свои пожертвования, и для большей верности, может быть по требованию самого же Иова, «облятовала» (заявила) оное в 1620 года и записала в градских книгах Кременецких, и т.п.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

461 Прот. Алексей (Александрович) Селезнев (1870–1951), псаломщик в Св.-Михайловском храме в Каннах (1895–1927). В 1927 г. – священник, настоятель церкви в Канн-ля-Бока (1927–1950). С 1946 по 1949 гг. – в юрисдикции МП., затем вернулся в русский Экзархат КП. 462 О. Димитрий (Владимирович) Кузьмин-Караваев (1886–1959), первый муж матери Марии (Скобцовой), известный литератор, перешел в католичество в Москве в 1920 г. Выслан из СССР в 1922 г., учился в Риме, принял священство, был настоятелем русского католического прихода в Берлине. С 1934 г. – в интернате Св. Георгия в Намюре (Бельгия), который перебрался в Париж в 1940 г. С 1949 г. преподаватель в интернате Св. Георгия (в Медоне). 463 Князь Петр Михайлович Волконский (1861–1947) перешел в католичество в эмиграции. Историк русского католичества. 464 Ген. Александр Иванович Спиридович (1873–1952), б. начальник Киевского жандармского управления, автор известных воспоминаний; историк и филолог Александра Михайловна Петрункевич (1873–1965); археолог и искусствовед Александр Петрович Калитинский (1879–1946); историк и искусствовед князь Иван Владимирович Пузино (Пузына) (1888–1960); дипломат и историк светл. князь Петр Петрович Волконский (1872–1957); педагог, философ, филолог и религиозный деятель Михаил Николаевич Гаврилов (1893–1954); известный философ и богослов Борис Петрович Вышеславцев (1877–1954). Все они – видные культурные деятели российского зарубежья. 465 Др. Курт Райхель был официальным представителем немецкого правительства в Париже по культурным делам. 467 Сергей Михайлович Осоргин (1888–1957), корнет, участник Первой мировой войны, регент хора церкви Свв. Константина и Елены в Кламаре. После войны переехал в США. 468 Василий Борисович Ельяшевич (1875–1956), профессор юридического факультета С.-Петербургского университета, промышленник. Эмигрировал во Францию. В 1935 г. купил имение в Бюсси-ан-От (деп. Йонна), предоставлял его для отдыха представителям творческой интеллигенции эмиграции. В 1946 г. передал имение во владение Покровской женской обители.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Целью создания К. б. было «утешение и утверждение в благочестии российскому роду сыном всходнего православия». Подробного перечня «повинностей и порядков» членов братства в «Уписе» нет. «Святое милосердное братство» должно было содействовать его членам в утверждении в благочестии, обучать полезным наукам, защищать вдов и сирот, оказывать помощь «падшим» людям, важными функциями были организация школы, больницы и др. (в связи с каритативной функцией К. б. необходимо отметить существование в Речи Посполитой с XVI в. католич. братств «святого милосердия»). Ставилась задача содействовать утверждению «честнаго иноческаго жития», вероятно, под опекой братства должен был находиться Богоявленский монастырь. Братчики были обязаны финансировать деятельность объединения и защищать его, для каждого члена братства был определен размер взноса в зависимости от материального достатка. Так, Даниил Стрибиль обязался давать 10 золотых ежегодно, Григорий Дегиловский - лошадь или «камин воску» (24 фунта), Иван Путята - «що буде можна» и т. п. В «Уписе» названы по именам первые члены К. б.: буд. Киевские митрополиты - архим. Киево-Печерского монастыря св. Петр (Могила) (вступил 11 марта 1631) и префект киевских братских школ Сильвестр (Косов) , наместник монастыря свт. Николая Иоиль, архим. Трехтемировского мон-ря Иосиф (Курцевич) , иеромонахи Феодосий (Оранский), Антоний (Горбацкий) и Иоиль, буд. Луцкий и Острожский еп. Афанасий (Пузына) , киево-печерские иноки Исаия (Трофимович-Козловский) , Софроний (Почаский), Антоний (Пацевский), Афанасий (Ивашковский), Иларион (Симовский), Арсений (Бережницкий), буд. архим. Киево-Печерского мон-ря Захария (Копыстенский) (вступил 4 янв. 1616), шляхтичи (?) Андрей Литинский (выходец из Галиции), Даниил Стрибиль, Григорий Дегиловский, младший братчик Иван Путята. Нек-рые имена (Иосифа (Курцевича), Петра (Могилы), Сильвестра (Косова) и др.) были внесены в документ после 1616 г. Из сочинений Кассиана Саковича известно, что в К. б. вступил гетман Сагайдачный со всем Запорожским войском, сделав для братства значительное пожертвование; П.

http://pravenc.ru/text/1684575.html

  001     002    003