В еврейском тексте стоит perfectum: «земля вант опустошена» – , и «осталась () дщерь Сиона», и потому греческий и латинский (γκαταλειφθσεται, derelinquetur) не следует считать основанием для того, чтобы понимать стихи 5–9 в отношении к будущему времени: хотя, следуя греческому тексту, отцы Церкви обыкновенно видели в стих. 5–9 пророчество. Косвенным образом сказанное о времени написания отдела 40–66 гл. (вскоре по удалении Сеннахерима из страны) подтверждается еще некоторыми псалмами. В 2Пар.29:30 сказано: «и сказал царь Езекия и князья левитам, чтобы они славили Господа (при очищении храма) словами Давида и Асафа прозорливца». Псалом 95-й подтверждает приведенное свидетельство книги Паралипоменон. Этот псалом в греческой Библии надписывается: «хвалебная песнь Давида на построение дома». В евр. Библии надписания нет. По-видимому, псалом 95-й и вообще ряд псалмов 92–99 (а также 45–48) составлены по подражанию псалмам Давидовым и Асафовым (после же присоединены к Давидовым и Асафовым; место их в собрании псалмов и одинаковое богослужебное употребление могли подать повод и к вышеупомянутому надписанию в греч. Библии) – в то время, когда Езекия повелел очищать храм и «славить Господа словами Давида и Асафа прозорливца». В частности, в Пс.95:7–9 находится буквальное заимствование из псалма Давидова 28-го, может быть, написанного «при обновлении дома», как следующий псалом 29-й, а в Пс.94 -м 7–8 ст. – заимствование из псалмов Асафа 80:12–14, 8; 78:13; в Пс.96:6 – из псалма 49:6; ср. еще в псалмах 94–96 речь о превосходстве Господа пред богами (ср. Ис.36, 37 глл., 40 и дал.) с псалмом Асафовым 49:1, речь о суде Господа над всею землею... (ср. Ис.41:1 и др.) и т. д. в тех и других. Может быть в Асафовом псалме 72, слова 9 ст.: «и Ассур пристал к ним» (врагам Израиля) вставлены именно при царе Езекии, применительно к сходным обстоятельствам времени – около нашествия Сеннахерима («возвышают реки волны свои» Пс.92:3 , ср. 45:5; ср. Исаии 28:2; 59:19). Если псалмы 92–99 составлены в то время, когда Езекия дал повеление «славить Господа словами Давида и Асафа», то сходство некоторых мест отдела 40–66 гл. Исаии с этими псалмами легко объясняется тем, что пророк, писавший главы 40–66, был один из этих воспевающих Господа, проникнут был одним с ними настроением. Из сходных мест особенно обращают внимание: Пс.95:11–12; 97:7–8 и Исаии 49:13; 42:10–12; 52:9; Пс.97:1, 2, 3 и Ис.52:10 ; ср. еще Пс.98:5 и Ис.60:13 . – Во всей вообще книге пр. Исаии мы видим (особенно в гл. 59, 55, 32, 29 кон., 26 нач. и др., – паралл. места отчасти были указаны при изложении), что пророк был проникнут воззрениями, иногда образами, и самим тоном книги Притчей. Не был ли пророк одним из тех «мужей Езекии», которые собрали притчи Соломона, царя иудейского, начиная с 25-й главы? (см. Притч.25:1 ). Вообще очень вероятно, что пр. Исаия был одним из главнейших деятелей в области религиозного писательства при Езекии, по Эвальду, в то время очень широко резвившегося 316 .

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

Божье владычество абсолютно Он хочет того, что Сам избирает, и исполняет все, что пожелал. Никто не может остановить Его руку или помешать исполнению Его замыслов.    Разумные Божий творения, ангелы и люди обладают свободой воли (властью самим решать, что им делать). Если бы это было не так, мы не были бы существами нравственными, ответственными перед Богом Судьей, и было бы невозможно проводить различие, как это делает Писание, между порочными целями, которые ставят себе люди, и благими намерениями Бога, полновластно управляющего человеческими действиями, оказывающимися не чем иным, как предусмотренными способами достижения Его целей (Быт 50:20, Деян 2:23, Деян 13:26—39). Однако сам факт существования свободы воли поражает нас своей таинственностью: контроль Бога над нашими свободными, совершаемыми по нашему собственному усмотрению поступками является столь же полным, как и Его контроль над всеми прочими явлениями, но мы не знаем, как это происходит. Однако Бог, несмотря на Свое абсолютное всевладычество, не является создателем греха. Напротив, Бог даровал существам нравственным способность соизмерять их помыслы, слова и поступки критериями Его праведности.    В Пс 92 о абсолютном всевладычестве Бога говорится, что оно 1) обеспечивает стабильность вселенной защищая ее от сил хаоса (Пс 92:1—4), 2) подтверждает достоверность всех Божьих слов и повелений (Пс 92:5) и 3) призывает всех людей поклоняться Его святости (Пс 92:5). Весь псалом выражает радость, надежду и уверенность в Боге. Синкретизм и идолопоклонство    Хотя существует только один Бог и только одна истинная вера, именно та, которой учит Библия, наш отступнический мир (Рим 1:18—25) всегда изобиловал различными религиями. Вековая тяга к синкретизму (усвоению аспектов одной религии другою и их смешению) оказывает влияние и на нас. Более того, в наше время, благодаря возобновлению аналитических попыток объединения религий и процветанию так называемых «религий нового века», в которых на популярном уровне смешаны восточные и западные идеи, синкретизм проявляет себя особенно ярко.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Как мало вероятна эта или подобные ей теории происхождения Псалтири, достаточно можно видеть из предложенных далее общих замечаний, а еще более из очевидной произвольности всей этой теории, и потому мы считаем излишним останавливаться на ее разборе. 1766 Так, напр. в группе Асафовых псалмов 72–82 сопоставляются между собою псалмы 72, 77, 80 и 81 из Давидовы времени, 73 и 78 из времени разрушения Иерусалима Халдеями, 74 и 75 из времени Езекии, 76 и 79 из времени пред наступлением плена, и 82 из времени Иосафата. Вероятные признаки сродства этих, равно как и других псалмов, на основании исследований разных ученых указаны в сочинении Делича: Symbolae ad Pss illustrandos isagogicae p 57 sq. 1780 См. изд. Св. Синод. Руков. к чт. Св. Пис. В. и Н. Зав. – митр. Амвросия (по 4 изд. стр. 101) и Начерт. Церк. Библ. Ист. Филарета (по 2 изд. стр. 374). Может быть в виду несомненной уверенности нашей Церкви в достоверности этого предания, Прот. Павский (в Обозр. Пс. стр. 15) и не считал нужным останавливаться на вопросе о времени заключения Псалтири, ограничившись только двумя словами: «во время Ездры она довершилась». (См. выше в введ. к исслед.). 1781 Иос. Флав. с Apion lib пар. 7–8. См это свидетельство выше в заключении истории псалмопения, стр. 85–86, прим. 2. 1783 В Преосв. Филарет Митр. Моск., игнорируя заключительные славословия частей Псалтири и считая признаками пятичастного разделения ее только лишь заключительные восклицания: аминь и аллилуия, находит такое разделение Псалтири произвольным и полагает, что оно тем же признакам правильнее было бы разделить ее на семь частей: 1) Пс. 1–40 с заключ. восклицанием: аминь и аминь; 2) Пс. 41–71 – аминь и аминь; 3) Пс. 72–88 – аминь и аминь; 4) Пс. 89–105 – аминь, аллилуиа; 5) Пс. 106–116 – аллилуиа; 6) Пс. 117–134 – аллилуиа и 7) Пс. 135–150 – аллилуиа. Между сими пределами разделения – замечает он далее, – видно точное и тонкое соответствие. Аминь заключает три первые книги; аллилуиа оканчивает три книги последние; средняя книга, как связь двух троичностей, соединяет оба признака разделения: аминь, аллилуиа (Руков. к позн. Кн. Пс. в Чт. Общ. люб. Дух. просв. 1872, 1. Стр. 9. Тоже в Введ. в Св. Кн. В. Зав., В. Преосв. Арсения, стр. 92–93). – Не трудно однако заметить, что предлагаемое седмичастное деление Псалтири, при кажущейся с первого взгляда его правильности, не более как схоластическая тонкость, не имеющая основания в самой Псалтири и даже не отличающаяся логическою последовательностью: так как, если из одного окончания псалмов словом: аллилуиа заключать об указании им особой части Псалтири, то логически следовало бы признать подобные же указания отдельных частей и в псалмах: 112, 113, 115, 145, 147, 148 и 149, которые все, точно также как и 116, 134 и 150 оканчиваются словом аллилуиа, и вообще никак не менее последних псалмов годятся быть заключительными псалмами отдельных частей Псалтири.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Vishny...

Ис 52:13–15; 53:1–12; 54:1 Прокимен, глас 6 Положили меня во рве глубочайшем,/во тьме и тени смертной. Стих: Господи, Боже спасения моего, днём я взывал, и в ночи – пред Тобою. Пс 87:7, 2 К Коринфянам послания святого Апостола Павла чтение, зачало 125б. Аллилуия, глас 5 Стих: Спаси меня, Боже, ибо дошли воды до души моей. Стих: Поношения и несчастья ожидала душа моя. Стих: Да помрачатся глаза их, чтобы не видеть. Пс 68:2, 21а, 24а Евангелие от Матфея, зачало 110б. Сугубая ектения. «Сподоби, Господи, в вечер сей:» Ектения Просительная. И далее как обычно. И после возгласа поем: Стихиры на стиховне, глас 2 Когда с Древа мертвым,/Аримафеянин снял Тебя, Жизнь всех,/он со смирною и полотном/Тебя, Христе, приготовил к погребению/и с любовью порывался сердцем и устами/тело Твое нетленное облобызать,/но, сдерживаясь страхом,/радостно взывал к Тебе:/«Слава снисхождению Твоему, Человеколюбец!» Стих: Господь воцарился,/благолепием облекся. Пс 92:1а Когда в гробнице новой/за весь мip Ты был положен, Искупитель всех,/ад, всяческого осмеяния достойный,/Тебя увидев, устрашился,/засовы были разбиты, сломлены врата,/гробницы отверзлись, мертвые восставали./Тогда Адам с благодарностью/радостно взывал к Тебе:/«Слава снисхождению Твоему, Человеколюбец!» Стих: Ибо Он утвердил вселенную,/и она не поколеблется. Пс 92:1в Когда в гробнице плотию/Ты добровольно заключен был, Христе,/по природе Божественной оставаясь вездесущим,/и, неопределимый, внутренние покои смерти затворил/и опустошил все царские чертоги ада,/тогда и эту субботу/Божественным благословением, и славой,/и Твоим сиянием Ты почтил. Стих: Дому Твоему подобает святыня,/Господи, на долгие дни. Пс 92:5б Когда Силы небесные/созерцали Тебя, Христе,/ как обманщика беззаконными ложно обвиняемым,/и камень гроба, запечатанный руками,/которые Твои нетленные ребра пронзили копьем,/трепетали они пред неслыханным долготерпением Твоим;/но вместе и спасению нашему радуясь, взывали Тебе:/«Слава снисхождению Твоему, Человеколюбец!» Слава, и ныне, глас 5: Тебя, одевающегося светом, как одеждою,/Иосиф, сняв с Древа с Никодимом,/и видя мертвым, нагим, не погребенным,/начав в глубоком сострадании погребальный плач,/с рыданиями возглашал:/«Увы мне, Сладчайший Иисусе!/Тот, Кого недавно узрев висящим на Кресте,/солнце мраком облекалось,/и земля от страха колебалась,/и разрывалась завеса храма./Но вот, я ныне вижу Тебя/ради меня добровольно принявшим смерть./Как я буду погребать Тебя, Боже мой,/или как полотном обовью?/И какими руками прикоснусь к нетленному Твоему телу?/Или какие песни буду петь ради Твоей кончины, Милосердный?/Прославляю страдания Твои,/воспеваю и Твое погребение с воскресением, восклицая:/Господи, слава Тебе!»

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=994...

Возвеселил… восхищаюсь – дарование радости и ответное выражение восторга. Творением… делами рук Твоих– весь спектр деяний Божьих, в том числе сотворение, провидение и спасение; помышления Твои – замысел Божий. 7 Несмысленный – бездуховный, так называемый натуральный человек (см. также: Пс. 48:11; 72:22 ). Невежда – человек, не способный проникнуть глубже того, что лежит на поверхности жизни. 8 Трава… цветут – нечестивые процветают, но только для того, «чтобы исчезнуть на веки». Слово чтобы еще больше подчеркивает их неизбежную участь. 10 С библейской точки зрения, нечестивые (8) становятся врагами Бога (враги Твои). В итоге, известное изречение – Господь ненавидит грех, но любит грешника – нуждается в корректировке: противящиеся Ему узнают, что Он Сам противится им. 13 Праведник – тот, кто в правильных отношениях с Богом. Пальма… кедр противопоставлены траве (8) и являют собой образ достоинства, силы, устойчивости. 14 Насажденные – буквально «пересаженные, перенесенные» в новое место по замыслу и исполнению Садовника. В доме… во дворах – находящиеся в Его присутствии и под Его Божественной охраной. 16 Возвещать – непрестанно провозглашать: с годами духовность укрепляется. Неправда – отклонение от нормы, противоположность истине. Твердыня, т. е. скала – метафора, заимствованная из Исх. 17:1–7 . Псалом 92, 93. Место веры и место молитвы От образа Царя, властвующего ( Пс. 92:4 ) над стихией возвышающих «голос свой» речных и морских волн, псалмопевец переходит к работе Судии земли ( Пс. 93:2 ), управляющему миром, в котором нечестивые… величаются и попирают Его народ ( Пс. 93:4–5 ), но где Его верховное правление осуществляется через Божественное провидение ( Пс. 93:10,12 ) и еще ожидает своего окончательного свершения ( Пс. 93:15,23 ). Духовная реальность Божественного царского величия ( Пс. 92:1 ) противостоит узурпации земного престола нечестивыми, гордыми ( Пс. 93:2,20 ). Народ Божий торжественно и со священным благоговением возносит славу своему Царю ( Пс. 92 ); в мире, где царит произвол и хаос ( Пс. 93 ), он в Господе видит праведного Судию.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Псалом 96 Надписание, составленное переводчиком, предполагает, что древний псалом Давида пелся в то время, когда страна отмечала свое возрождение после вавилонского плена. Ст. 1. Господь воцарился – см. примеч. к пс. 92:1; ...земля ...острова – взор Псалмопевца охватывает весь мир. Ст. 2. Облако и мрак – воспоминание о явлении Бога на горе Синай (см.: Исх. 19:18; 24:17 ; Втор. 5:4; 9:10; 18:16 ). Ст. 5. Горы – символ устойчивости, тот же образ см.: Мих. 1:4 ; Наум. 1:5 ; ...Господа всей земли – подчеркивается сила Бога как Владыки вселенной (ср.: Мих. 4:13 ; Зах. 4:14; 6:5 ). Ст. 7. Поклонение изваяниям строго воспрещалось Моисеевым Законом (см.: Лев. 26:1 ). Ст. 8. Сион – зд.: жители Иерусалима; ...дочери Иудейские – города и селения Иудеи; ...о праведных судах Твоих – см. примеч. к пс. 95:10. Ст. 10. ...возненавидьте зло – этот мотив настойчиво звучит у пророков (см.: Ис. 1:16 ; Ам. 5:15 ). Ст. 11. Свет – символ спасения (см.: Ис. 9: 2 ) и благословения Божия (см.: Ис. 58:8, 10; 60:1 ); ...чист –букв. «прям, прав».   Псалом 97 Ст. 1. ...рука – см. примеч. к пс. 88:11. Ст. 1–3. Под спасением исторически может подразумеваться освобождение от вавилонского плена. Святые отцы видят в этих словах пророчество о спасении, которое принес миру вочеловечившийся Сын Божий. Ст. 3. ...Иакову ...дому Израилеву – исторически имеется в виду древнееврейский народ (см. примеч. к пс. 77:5); св. отцы относили это наименование к христианам. Ст. 4. Радостный крик был знаком приветствия (см.: 1Цар. 10:24 ). Ст. 6. В серебряные чеканные трубы трубили по Закону Моисееву для созыва всех членов общины (см.: Чис. 10:2 ); в трубы трубили и при возведении царя на царство (см.: 3Цар. 1:39 ; 4Цар. 11:14 ). Ст. 8. Реки да восплещут руками – знак радости, образ ликования природы (ср.: Ис. 55, 12 ).   Псалом 98 Ст. 1. Господь воцарился – см. примеч. к пс. 92:1; ...парящий на Херувимах – одно из определений Бога (ср.: 1Цар. 4:4 ), в победной песни Давида после избавления от врагов воспевается Бог, восседающий на Херувимах и летящий на крыльях ветра (см.: 2Цар. 22:11 ); о Херувимах см. примеч. к пс. 17:11.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

                        когда вздымаются волны его, Ты укрощаешь их. «Управляешь гордыней (геут) моря» – геут может означать: 1) «величие» (Божие; Пс.93 /92:1); 2) «вздымание» («столб дыма»; Ис.9:17 ); 3) «гордыня» ( Пс.17 /16:10). Укрощение гордыни моря – иносказание о диаволе (см. Пс.74 /73:13). О падших ангелах говорится иносказательно, например, через образ морской глубины, куда они пали: «левиафан» – житель «моря, великого, пространного» ( Пс.104 /103:25,26); он называется также «большая рыба» ( Ион.2:1 ). В Книге Иова он «чудовище моря – «рахав» ( Иов.9:13 ; Иов.26:12 ). Другое имя сатаны – морское животное таннин: «или я море, или я таннин, что Ты учинил на меня охранение?» ( Иов.7:12 ). Выразительный образ: бушующее море, как обозначение сатанинских сил, находим в гневной речи Господа к Иову: «Я сказал (морю): доселе дойдешь и не прибавишь. И здесь Он поместил в гордыню 472 волны твои» ( Иов.38:11 ); последнее предложение LXX истолковали: «в тебе самом сокрушатся волны твои». Гордые волны восстают друг на друга – не только внешним пределом ограничены силы зла: злоба сокрушается злобой. Так устроил Господь, в этом смысле Он (как сказано в Псалме) «управляет гордыней моря – укрощает 473 волны, когда они вздымаются». Победа над диаволом – такова: Пс.88:11             Ты сокрушил рахава, как пронзенного,                         мышцею силы Твоей Ты рассыпал врагов Твоих. Рахав – одно из имен диавола ( Пс.87 /86:4; Ис.51:9 ; Иов.26:12,13 ). Как уже говорилось, «пронзать» (пронзенный) указывает на сакральное действие: 1) о Мессии сказано: «Он пронзен за беззакония наши» ( Ис.53:5 ; ср.: Пс.77 /76:11; Иов.39:30 ; Пс.69 /68:27); 2) победа над диаволом передается тем же глаголом «пронзил» ( Иов.26:13 ; Ис.51:9 ; Пс.89 /88:11). Казнь Христа была «пронзением», и поражение диавола – тоже было «пронзением». Казнь Христа была задумана как заклание диаволу, подобно тому, как Каин «заклал» (σφαξεν) Авеля ( 1Ин.3:12 ); и поражение диавола было сакральным действием, как говорится в Откровении о «звере, восходящем из моря»: «увидел я одну из голов его как закланную» (σφαγμνην) в смерть» ( Откр.13:1,3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

В еврейском тексте Пс. 45:6 (44:7) стоит выражение – – престол Твой, Боже. Поскольку в еврейском языке падежей нет, (Бог, Боже) также может обозначать вокатив. При чем именно для Псалмов более характерна конструкция с вокативом, когда (Бог, Боже), как и в Пс. 45:6 (44:7), стоит в середине фразы: «Мы размышляли, Боже, о благости Твоей посреди храма Твоего» ( Пс. 48:9 (47:10)); «На мне, Боже, обеты Тебе; Тебе воздам хвалы» ( Пс. 56:12 (55:13)). И встает главный вопрос, действительно ли ο θεος принадлежит к престолу Сына, а не к Сыну. Некоторые допускают перевод Евр.1:8 как у Свидетелей Иеговы. Но все же, необходимо выяснить по каким причинам какой-либо из этих вариантов перевода не состоятелен, поскольку истина – это только один вариант и не может быть двусмысленной. В данном случае, поскольку идет речь о греческом языке и идет цитата из Ветхого Завета, приходится рассматривать, как употребляется выражение ο θρονος σου (трон Твой) в Септуагинте. Оно встречается три раза: «Престол Твой, Боже, вовек; жезл правоты – жезл царства Твоего». ( Пс. 45:6 (44:7)). Этот стих цитируется в Евр.1:8 , и он является объектом разногласий. «Престол Твой утвержден искони: Ты – от века». ( Пс. 93:2 (92:2)); «Ты, Господи, пребываешь во веки; престол Твой – в род и род». ( Плч.5:19 ). В двух последних фрагментах ясно говорится, что престол является Божьим и вечным. Очевидно, что во всех этих трех стихах идет речь об одном и том же престоле Господа Бога. Следовательно, аналогичным образом в Пс. 45:6 (44:7) естественно подразумевается престол Господа Бога, а вовсе не престол как Бог, или что Бог является престолом для кого-то «во веки веков». Так и в других местах Септуагинты просто ο θρονος (трон) показывается принадлежащим Богу или царской линии и являющимся вечным. Также эта фраза в Септуагинте встречается в форме винительного (τον θρονον σου) и родительного (του θρονου σου) падежа: 3Цар. 1:47; 5:5 ; Пс. 89:4,14 (88:5,15); 132:11,12 (131:11,12). В каждом случае эта фраза используется независимо, то есть она никогда не определяется другим понятием, что «престол твой» – это есть что-то другое, «трон» нигде никогда не сопоставляется с Богом или кем-то еще. Таким образом, библейское употребление этой фразы не дает почвы для перевода Евр.1:8 и Пс.45:6 (44:7) в интерпретации Свидетелей Иеговы.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/tajnoe-t...

потому вселенная тверда. Господь Создатель и Хранитель мира. Поэтому силам зла, распада и хаоса (ст. 3,4) не дано овладеть им. 92 Ты от века. Господь несотворен и безначален. Он Сам всегда был и будет в начале и началом всего. Такое понимание вечной природы Бога полностью противоположно теологическим воззрениям народов Месопотамии и Ханаана, у которых одни божества сменялись другими во главе пантеона. Эти изменения божественной иерархии отражали изменения общественной жизни. 92 реки. Водная стихия издревле символизировала силы зла и разрушения (см. ком. к Пс. 28,3.10; 45,4 ). возвышают... голос свой. Силы разрушения всецело подвластны Иегове и также славят Бога. 92 Откровения Твои несомненно верны. Постоянство и нерушимость миропорядка поддерживаются вечной властью Божией. Незыблемость и правда Божественного закона столпы его нерушимости. Глава 93 Пс. 93 Псалмопевец призывает Господа обратить Свой суд на головы самонадеянных грешников, презревших волю Божию. 93 Боже отмщений. Псалмопевец знает, что Богу ненавистно зло, и поэтому Он воздает совершающим его. 93 Восстань. См. ком. к Пс. 3,8; 7,7 ; статью «Бог есть свет: святость и справедливость Бога». 93 Доколе..? См. ком. к Пс. 6,4 . 93 вдову и пришельца... и сирот. Положение этих людей было особенно уязвимо. Они не могли рассчитывать на поддержку и помощь семьи или какой-либо социальной группы. Библейское законодательство особо подчеркивает обязанность царя и всего общества защищать этих людей и помогать им. 93 не увидит Господь. Нечестивцы полагают, что им сопутствует преуспеяние потому, что Богу неведомы их злые дела. 93 будете умны. Грешники станут умны, когда избавятся от иллюзии, что Богу неведомы их коварные замыслы или что Он бессилен против них. 93 знает мысли человеческие. Господь всеведущ; Ему известно все, вплоть до самых сокровенных помыслов, таящихся в глубине человеческого сердца (89,8). 93 Блажен человек, которого вразумляешь Ты. Праведник с любовью внимает Божественным наставлениям, ибо знает, что они ведут к его же собственному благу ( Евр. 12,1–13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

В.Ф. Федоров, М.И. Шишова А.Ф. Лосев. Имяславие Имяславие – одно из древнейших и характерных мистических движений православного Востока, заключающееся в особом почитании имени Божьего, в истолковании имени Божьего как необходимого, догматического условия религиозного учения, а также культа и мистического сознания в православии. I. История вопроса а) Современное имяславие коренится не только в первых столетиях христианства, но обнаруживается как характерная черта и в ряде древних религий, в первую очередь в религии Ветхого Завета. Так, в Ветхом Завете имя Божие является Его силой и энергией и неотделимо от самого Бога. Имя это вечно (Исх. 3:15); третья заповедь закона запрещает употреблять имя Божие напрасно (Исх. 20:7); строго запрещено осквернение имени Божьего (Лев. 18:21; 20:3; 22:1–2; 24:16); оно славно и страшно (Втор. 28:58–61); мы находим далее роскошное и обстоятельное описание Соломонова храма, дома имени Божьего (2 Пар. 2:1:3, 1.3; 4, 11; 5, 1. 13–14; 7, 1–3; 6, 2. 5–6–10. 34. 38; 7, 11. 16.20); но особенно восхваляется имя Божие в Псалмах. Оно величественно по всей земле (Пс. 8:2.10), оно защищает в беде (Пс. 20:2), побеждает колесницы и коней (Пс. 19:8–10), именем Божьим достигается искупление (Пс. 54:3; 116:4); поклоняется ему вся земля (Пс. 66:4; 44:6; 118:10–20); оно благословенно во веки веков (Пс. 72:18–19; 113:2); служение Богу – это служение Его имени (Пс. 68:5; 92:2; 103:1; 106:47; 114:9; 118:26–27; 134:1; 148:21; 149:13), оно великое и страшное (Пс. 99:3; 11:9) и т. д. На эту тему особенно важно исследование: W. Heitmüller. In Namen Jesu. Eine sprach – und religionsgeschichtliche Untersuchung zun Neuen Testament, Göttingen, 1903. Хотя книги Нового Завета представлены на греческом языке, однако понимать их следовало бы с учетом и древнееврейской традиции. И тогда обнаруживается, что и Новый Завет тоже полон мистики имени. В первую очередь вера в имя Божие – это заповедь. «А заповедь Его та, чтобы мы веровали во имя Сына Его Иисуса Христа» (I Ин. 3:23; 5:13).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010