—143— и очернить нас: дабы и в том, чем хвалятся, что мы не получаем ничего, между тем как имеют они, оказались (такими же) как и мы, у коих есть нужда, и (однако ж) мы не взяли ничего. 11: 13. Итак, не прельщайтесь ими ради той скромности, которой облекаются они лицемерно: ибо таковые лжеапостолы суть и деятели коварные, преобразующиеся в (принимающие внешний вид) Апостолов Христовых. 11: 14–15. Как и сатана различно преобразовался в (принял внешний вид) Ангела света, в то время, когда говорил Господу нашему на крыле (храма): «если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедал о Тебе» ( Мф.4:5–6 ; Лк.4:9–10 ср. Пс.90:11–12 ). Так преобразует он различным образом служителей своих как служителей правды, когда они оказываются не из Двенадцати и не из Семидесятидвух Апостолов: коих конец в самом конце будет по делам их, кои здесь соделали. 11: 16. Опять говорю, то есть хвалюсь. Но поскольку этого вы еще не слыхали от меня, то пусть не сочтет кто меня безрассудным, если именно сочтете меня безрассудным за то, что я не воздержался от похваления. Если не так, то хотя бы как какого-либо из неразумных примите меня. 11: 17. Ведь и (сам) я знаю, что то, что говорю (скажу), конечно не говорю (скажу) в 1395 Господе 1396 , но как в неразумии, в этом именно месте 1397 похвалы (Апостола). —144— 11: 18. Поскольку многие пришли к вам, и были приняты некоторые из нас 1398 . 11: 19–21. Если сами вы благоразумны 1399 и снисходите вашею мудростью и охотно выслушиваете похвальбу, которой они выставляют самих себя у вас, – так уже и унижайте себя пред ними, чтобы лучше служить им. Притворяясь, они поядают вас. Хотя ничего не берут от вас, как и некоторые из тех, и однако ж всячески обирают вас. Некоторые же превозносятся над вами, как бы начальники, и в лице даже вас бьют. Итак, поскольку все то, чего мы не сделали вам, делают вам они ради славы вашей, то мы и оказались почти бессильными в таких делах, дабы предохранить вас от сего. Поскольку же в этих самых апостолах их, кои были евреями, нашел повод говорить против них, то и ведет речь о тех, кои смело хвалились именем Авраама. В чем кто дерзает хвалиться, в неразумии говорю 1400 , дерзаю и я.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

2. Если Елисея, для такого только случая, окружало воинство ангельское, то что сказать о Павле? Пророк Давид говорит: " Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его " (Пс. 33:8), и еще: " На руках понесут тебя, да не преткнешься о камень ногой твоей " (Пс. 90:12). Но что я говорю об ангелах? Сам Владыка был с ним, когда он выходил (из темницы). Его не видал и Авраам. Он не был и с Авраамом; но (теперь) Он сам дал обетование: " Я с вами во все дни до скончания века " (Μф. 28:20). Явившись Павлу, сказал: " Не бойся, но говори и не умолкай, ибо Я с тобою, и никто не сделает тебе зла " (Деян. 18:9,10). И во сне Он явился ему и сказал: " Поспеши и выйди скорее из Иерусалима, потому что здесь не примут твоего свидетельства обо Мне " (Деян. 22:11). Так дивные святые и всегда исполнены великой благодати, а особенно тогда, когда подвергаются опасности за Христа, когда делаются узниками (за Него). Как на доблестного воина приятно смотреть и во всякое время, а особенно, когда он стоить и сражается подле самого царя, так представляй себе и Павла, которого можно было видеть учащим и в узах. Здесь расскажу то, что, между прочим, пришло теперь мне на мысль. И блаженный мученик Вавила был в узах за то же, за что и Иоанн, – за обличение царя в беззаконии, и, умирая, приказал положить эти узы вместе со своим телом, похоронить себя в узах, и теперь оковы лежат вместе с прахом: такова была любовь его к узам ради Христа! " в железо вошла душа его " (Пс. 104:18), сказал пророк об Иосифе. Да и женщинам случалось испытать узничество. А мы не хотим связать самих себя! Я советую принять не это (узничество Павлово), – так как теперь не такое время, – но ты, не связывая рук, свяжи свой ум. Есть и еще узы, и кто не носить одних, понесет другие. Слушай, что говорить Христос: " Связав ему руки и ноги " (Мф. 22:13). Чтобы не подвергнуться этому узничеству, возложим на себя те узы. Потому (Павел) и сказал: " Итак, я, узник в Господе, умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны " . И опять: глава у нас Христос. Он совоскресил и спосадил нас на небесных, несмотря на то, что мы так враждебны Ему и сделали столько зла. Велико это звание и к великому (направлено оно)! Велико не потому только, что (Он призвал нас) из такого состояния, но и потому, что призвал на такие дела и таким образом.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

69. «Научи нас так счислять дни наши, чтобы нам приобрести сердце мудрое.» (Пс. 89:12). Мудрое сердце Большинство людей не имеют никакого богатства, Многие люди не имеют никаких чинов, Множество людей не стяжало никакой славы. Редкие люди умеют жить без мыслей о богатстве, чинах и славе. 70. «…Кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом» (Мф. 20:26-27). Два сапога – пара Два сапога заспорили. Правый сапог говорит левому: «Ты не такой, как я. У тебя – все наоборот». А левый сапог отвечает: «Нет, это у тебя все наоборот. И вообще, я прекрасно проживу и без тебя». Пришел хозяин, одел сапоги, притопнул ногами и говорит: «Эх, вот это обувка. Правильно люди говорят: два сапога – пара». 71. «Наставь меня, Господи, на путь Твой, и буду ходить в истине Твоей; утверди сердце мое в страхе имени Твоего.» (Пс. 85:11). Постоянство в добром Плохая привычка – ненадежный помощник, Дурную привычку гони – хорошую воспитывай. Хорошее воспитание – не временное, а постоянное, Постоянство в добром навыке – опора всей жизни. 71. «И свет во тьме светит, и тьма не объяла его.» (Ин. 1:5). О мальчике, который боялся темноты Маленький мальчик боялся темноты, и когда ложился спать, подолгу не мог заснуть. Он пожаловался на свой страх матери: «Мама, в темноте я не вижу тебя, и мне становится страшно». – «Но ты ведь чувствуешь, что Твоя мама рядом?» – «Да, мамочка». – «Тогда в темноте ты постоянно помни об этом, и тебе не будет страшно». 73. «За то, что он возлюбил Меня, избавлю его; защищу его, потому что он познал имя Мое.» (Пс. 90:14). Один раз увидеть Достаточно один раз увидеть, чтобы полюбить: Горное озеро, окруженное соснами, Снежные хребты с облаками, плывущими над ними, Ивы, опустившие ветви в пруд, Людей, помогающих друг другу в беде. 74. «Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою.» (Рим. 1:18). Смышленый попугай Один человек купил говорящего попугая, который оказался очень смышленым. Хозяин позволял попугаю говорить все, что угодно, потешаясь над его высказываниями. Постепенно он привязался к своему питомцу и всюду, то и дело, рассказывал о нем. Узнав о забавной птице, друзья попросили этого человека показать им ее.

http://isihazm.ru/1/?id=110

Естественный Промысл есть такой образ промышления о мире, когда бытие и силы тварей поддерживаются в бытии Богом посредством дарованных сил и законов, и судьбы Божий приходят в исполнение по естественному течению вещей, от Бога установленному, только под промыслительным надзором Божиим. " Ты поставил землю, и она стоит " (Пс. 118, 90). В Пс. 148, 6 о солнце, звездах и всех родах существ сказано, что Бог " поставил их на веки и веки; дал устав, который не прейдет " (Пс. 148, 6). 2.7.2. Сверхъестественный образ промышления Сверхъестественный Промысл есть промышление и управление миром посредством чудес. Чудеса — это поразительные действия или события, имеющие истинную причину вне естественных сил и законов природы, в сверхъестественном действии Божием, совершаемые Богом для достижения важных религиозных целей. В Свщ. Писании для обозначения чудес используются два слова: " силы " и " знамения " . Слово " силы " содержит указание на то, что чудо есть проявление силы Божией, что действительная причина этого события лежит вне естественных законов природы. Слово " знамение " указывает на символическое значение чудесных действий, ибо чудеса совершаются Богом не ради их самих, а преследуют определенные религиозные цели, имеют учительное значение. В Свщ. Писании слово " силы " встречается в Мф. 11, 20-23, когда Господь обличает Галилейские города, Вифсаиду, Хоразин и Капернаум: " Если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они во вретище и пепле покаялись " . Эти слова обычно понимаются в том смысле, что много физических сил затратил Господь, проповедуя в этих городах. Однако в действительности здесь имеются в виду силы в смысле чудес, совершенных Спасителем в этих городах. " Апостолы же с великою силою свидетельствовали о воскресении Господа Иисуса Христа " (Деян. 4, 33). Это значит, что свидетельство апостолов подтверждалось и сопровождалось чудесными действиями. Слово " знамение " встречается, например, в Мф. 12, 39 — фарисеи просят у Христа знамения. Господь отвечает:

http://sedmitza.ru/lib/text/431691/

XI. О почитании святых Ангелов Пример библейских святых мужей поучает нас воздавать Ангелам Божиим честь и поклонение, призывая их в молитвах наших, как стоящих у престола Божия и всегда видящих лицо Господне, как небесных за нас ходатаев. Вот, например, ангелы избавили Лота и его семейство от сожжения ( Быт.19 гл.); Ангел же ободрил Гедеона на избавление евреев от мадианитян ( Суд.6 гл.), Ангел подкрепил пророка Илию хлебом и водой. Что Ангелы помогают людям и в душевном спасении, и в делах житейских, об этом свидетельствуют: ветхозаветный патриарх Иаков, когда говорит: «Ангел, избавляющий меня от всякого зла, да благословит отроков сих» (т.е. детей Иосифа; Быт.48:16 ). Царь Давид воспевал: «Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его и избавляет их» ( Пс.33:8 ), «Ангелам Своим заповедает о тебе – сохранять тебя на всех путях твоих» ( Пс.90:11–12 ), а апостол Павел называет Ангелов «служебными духами, посылаемыми на служение для тех, которые имеют наследовать спасение», т.е. помощниками в деле спасения людей ( Евр.1:14 ). Даже такие величайшие события, как благовещение Деве Марии ( Лк.1:26–35 ) и первое благовестие о воскресении Господа Христа ( Мф.28:1–8 ), совершено было Ангелами; а по свидетельству первомученика Стефана и апостола Павла даже закон на Синае преподан был евреям чрез Ангелов ( Деян.7:53 ; Гал.3:19 ; Евр.2:2 ). Ходатайство Ангелов за людей видно и из 12 гл. Книги Товита, где Ангел сказал (Товиту): «когда молился ты и невестка твоя Сарра, возносил я память молитвы вашей пред святого» (ст.12). Ещё яснее о ходатайстве Ангелов за людей пред Богом говорится в Книге прор. Захарии: «И отвечал Ангел господень, и сказал: Господи Вседержителю! Доколе Ты не умилосердишься над Иерусалимом и над городами Иуды, на которые Ты гневаешься вот уже семьдесят лет? Тогда в ответ Ангелу... изрёк Господь слова благие, слова утешительные» ( Зах.1:12–13 ). Не ясно ли отсюда, что Ангел молился за людей и Господь не только слышит и приемлет это ходатайство, но и исполняет по сему ходатайству, изрекает ходатаю «слова утешительные».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

По определениям Твоим все стоит доныне ( Пс.118:90–91 ), – поставил их (солнце, луну и звезды) на веки и веки; дал устав, который не прейдет ( Пс.148:6 ; ср. 118:89–91; Иер.33:20, 25 ), или: Он повелевает солнцу Своему восходить… и посылает дождь на праведных и неправедных ( Мф.5:45 ), подавая нам с неба дожди и времена плодоносные ( Деян.14:17 ) и др... В мире нравственном к явлениям естественного промысла относится, когда, напр. за развратною жизнью следует расстройство здоровья и потеря спокойствия, по непреложному закону правды Божией, указанному Премудрым: чем кто согрешает, тем и наказывается ( Прем.11:17 ). Очевидно, в действиях естественного промысла Божия естественные силы природы, действуя по установленным для них законам, являются орудиями воли Божией, исполнителями Его миропромыслительных намерений. Но, исполняя планы Божественного мироправления, силы естественные не стесняются Божественною силою в действиях своих по данным им законам и мир не теряет относительной своей самостоятельности. Исключить совершенно самостоятельность и самодеятельность мира и всякое явление в мировой жизни относить к Богу, как к непосредственной причине, значило бы отождествлять и смешивать силу Божию с силами тварнымы (т. е. впадать в пантеизм). В явлениях естественного промысла соприсутствие Божие миру и Его деятельность в нем закрыты постоянством и неизменностью мирового порядка, а потому не для всех ощутительны. С особенною ясностью открывается промышление Божие в событиях сверхъестественных или чудесах, о которых свидетельствует и слово Божие, и история церкви. 249 В слове Божием эти видимые обнаружения всемогущества Божия во вселенной называются: силами (δυνμεις; – Мф.11:20–23; 13, 58 ; Мк.6:5–14 ; Деян.4:33; 19, 11 и др.) – для означения силы Божией, как действующей причины чудес, также знамениями (σημεα – Мф.12:38, 39 ; Ин.2:11, 18; 6:30 и мн. др.) – т. е. видимыми знаками, очевидными свидетельствами того, что в чудесах говорит и действует непосредственно, или в лице Своих посланников.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

69. Часто одно слово истребляет плач; но было бы чудно, если бы одно же слово и возвращало оный. 70. Мы не будем обвинены, о братия, не будем обвинены, при исходе души нашей, за то, что не творили чудес, что не богословствовали, что не достигли видения, но, без сомнения, дадим Богу ответ за то, что не плакали беспрестанно о грехах своих. Степень седьмая. Сподобившийся достигнуть ее и мне да поможет; ибо сам он получил уже помощь, омывшись на сей седьмой степени от скверн века сего. Антиоха из Галатии, монаха Лавры Святого Саввы,. Пандекты Богодухновенного Святого Писания Слово 90. О плаче 74 Плач – сопричастник нестяжательности и всем нам подходит и полезен. Ибо он не только производит добродетели, но и сохраняет их. И после отшествия отсюда становится причиной вечной радости и ходатаем утешения, по слову Господнему для тех, которые до конца его [здесь] содержат. Ибо о нем, прежде всего да просим Господа, чтобы даровал нам его непрестанно во все время нашей жизни. Ибо любители плача обладают им с постоянством и в молитве укрепляются; и таковые облачаются в оружия света ( Рим.13:12 ) и слышат: Как нагревается твоя одежда, когда Он успокаивает землю от юга? ( Иов.37:17 ), враги же таковых одеждутся яко одеждою студом своим ( Пс.108:29 ), а наследники плача, как сказано, небесная радость, наслаждение неизъяснимое и слава неизглаголанная. Об этом и Екклезиаст нас учит, говоря: Лучше ходить в дом плача, нежели ходить в дом пира ( Еккл.7:2 ), и опять: Сердце мудрых – в доме плача, а сердце глупых – в доме веселья ( Еккл.7:4 ), и далее: Не устраняйся от плачущих, и с сетующими сетуй ( Сир. 7:37 ). Пророк Амос же говорит: Вот наступают дни, говорит Господь Бог, когда Я пошлю на землю голод, – не голод хлеба, не жажду воды, но жажду слышания слов Господних, ( Ам.8:11 )и восплачется земля( Зах.12:11 ) и те, кто на ней. Теперь же исполняется пророчество сие на наших временах, ибо вси уклонишася, вкупе непотребни Быша ( Пс.52:4 ). Посему и Исаия говорит: оставьте меня, я буду плакать горько; не усиливайтесь утешать меня в разорении...

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Novyj_B...

Не то ли самое написано в книге псалмов: «он (речь переходит к мессианскому царю) будет обладать от моря до моря и все реки до концов земли; падут пред ним жители пустынь и враги его будут лизать прах; цари Фарсиса и островов принесут дань; цари Аравии и Саввы принесут дары; и поклонятся ему все цари; все народы будут служить ему... и будут давать ему от золота Аравии... будет обилие хлеба на земле, наверху гор; плоды его будут волноваться, как лес на Ливане, и в городах размножатся люди, как трава на земле»! ( Пс.71:8–11, 15–16 ср. Пс.44:13 ; Ис.54:12 и др.) Можно привести гораздо более мест из священных книг с таким же содержанием, но и указанных, думаем, достаточно для того, чтобы видеть и убедиться, что вещественные блага мессианского царства, предносились и священным авторам, в обрисовке их они едва ли уступают авторам апокрифов и апокалипсисов, т.е. – в силе образов, в живости картин и яркости красок. Конечно, у священных авторов царству Мессии приписываются и великие духовные блага; но не отсутствуют они, как мы видим из приведенных мест, и в книге Сивилл. Сюда, например, относятся предсказания об обращении языческих народов к истинному Богу, подчинению Его святому закону (ст. 716–719), о постановлении пророков истинного Бога в качестве праведных царей и судей земли (ст. 782), о прекращении войны, уничтожении зла и общем мире даже среди животного царства, у кровожадных зверей с домашними и травоядными (ст. 788–792). Последние стихи прямо примыкают к пророку Ис.11:6–9 ; ср. Ис.2:3–4 ; Мих.4:2 . 112 Суммируя в одно целое отдельные мессианские и эсхатологические элементы, рассеянные в кратко рассмотренных нами апокалипсисах, мы получаем такую картину. Пред наступлением спасения, к которому относились все чаяния Израиля пленного и после-пленного, ожидались бедствия и скорби: страшные явления в природе и восстание врагов против Иерусалима (апок. Варух. 27–29 ; Енох.90:1–14; 3Езд.5:1–12, 6:20–24 и др.; 3 Сивил. 673–689) 113 . За бедствиями последует явление Мессии. Уяснению представлений апокалипсисов о личности Мессии помогают имена, прилагаемые ими к Мессии.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

Потому-то все, просвещенные Св. Духом, были полны и великого смирения, и великого мужества. Св. прор. Давид, сказавши про себя: «я же червь, а не человек» ( Пс.21:7 ), дерзновенно говорит: «Если я пойду и долиною смертной тени (посреди ада), не убоюсь зла, потому что Ты со мной» ( Пс.22:4 ) и в псал. 90-м высказывает такое великое упование и бесстрашие души, живущей под кровом Вышнего, что все, читающие этот псалом с верою, проникаются таким же духом неустрашимости. Так исполненные мужеством христиане шли безбоязненно, с открытым лицом на пытки, на растерзание зверями, переносили страшные мучения без колебаний – так что своим мужеством поражали, и удивляли зверских мучителей. Это те непобедимые и неустрашимые смиренные слуги Христа, «которые верою побеждали царства… заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи». А другие из них за Христа «были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке» или во имя правды и праведности «скитались.., терпя недостатки, скорби, озлобления… те, которых весь мир не был достоин» ( Евр.11:33–38 ). Они были сильны тою чудотворною верою, которая движет горы ( Мф.17:20 ). Мужество необходимо христианам и в обычной жизни, – во все дни жития, потому что каждый христианин есть воин Христов, и кто не хочет быть воином, – тот не может быть христианином. Господь сказал, что Он принес меч на землю ( Мф.10:34 ), и основанная Им Церковь на земле называется «Церковью воинствующей»: она ведет величайшую войну, непрерывную и неустанную борьбу с диаволом, с ложью, с грехом – вообще с царством тьмы ( Еф.6:12 ). Христианин обязан принять участие в этой борьбе и должен потому надеть на себя все оружие, как добрый воин Христов, – иначе и сражаться нельзя: «Облекитесь во всеоружие Божие… в броню праведности… возьмите щит веры… и шлем спасения... и меч духовный, который есть Слово Божие» ( Еф.6:11–18 ). Наши военачальники – предводители невидимые: Сам Господь, св. Ангелы и Царица Небесная – «Взбранная Воевода» со всеми святыми, а на земле, – пастыри Церкви и благовестники. Наши крепости суть святые храмы Божии – наше знамя есть святой Крест. А наши враги – это наши грехи и похоти ( Иак.1:14 ), диавол и чада тьмы, т.е. еретики, язычники и явные грешники, соблазнители и развратители.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Ivanovsk...

Итак, устрашимся (говорит святитель Иоанн Златоуст ) и положим великое старание о жизни своей и не станем думать, что он, не производя теперь чудес, по сему самому имеем менее благодати. Ибо от чудес никогда ничего не пребудет нам, т.к. ничего не убудет и от того, что мы не творим их, если только заботимся о всякой добродетели. За чудеса мы сами остаёмся должниками перед Богом, а за жизнь и дела – Бога имеем должником... Есть люди, которые ищут знамений и говорят: «почему ныне знамений нет? Почему тогда все крещаемые говорили языками, а ныне уже нет?» Но если ты верующий, каким должен быть, если любишь Христа, как следует любить, то ты не имеешь нужды в знамениях; ибо они даются более неверным. В то время люди, как недавно отставшие от идолов, были более несмысленны, ум их был более туп и груб. Они не знали даже, что благодать духовная и созерцаема одной любовью. Поэтому тогда и были знамения. Те тогда не поверили бы, если бы не получили знамения, как залог веры, так что знамения давались им не как верующим, но как ещё неверным, чтобы они сделались верными. Краткое объяснение мест Священного Писания, извращаемых иномыслящими с Православной Церковью при отрицании ими чудес и знамений Мф.4:6–7 . «И говорит Ему (диавол): если Ты Сын Божий, бросься вниз; ибо написано:«Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногой Твоей» ( Пс.90:11–12 ). Иисус сказал ему: написано также: «не искушай Господа Бога твоего» ( Втор.6:16 ). Объяснение. Для рода лукавого не совершается чудес и знамений, кроме знамения Ионы пророка: Мф.12:39:16:4 ; Мк.15:29–32 ; чудеса бывают для людей смиренных и сознающих своё ничтожество пред Богом: Мф.8:9:9:22 . Мф.7:22–23 . «Многие скажут Мне в тот день: «Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?» И тогда объявлю им: «Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие». Объяснение. Это осуждение относится не к тем, которым Сам Господь сказал: «Больных исцеляйте, мёртвых воскрешайте»: Мф.10:8 , а к ложным «чудотворцам»: Деян.19:13–16:13:6:11 , и к «живущим по плоти»: Рим.8:5–6 . Церкви, основанной Иисусом Христом, дано не только чудеса творить: Деян.19:10 , но и вязать и разрешать грехи: Мф.16:18–19 , а о чудесах сказано: Мф.17:20 ; Ин.14:11 . Ср. Ин.4:48 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010