Псалом 96 Надписание, составленное переводчиком, предполагает, что древний псалом Давида пелся в то время, когда страна отмечала свое возрождение после вавилонского плена. Ст. 1. Господь воцарился – см. примеч. к пс. 92:1; ...земля ...острова – взор Псалмопевца охватывает весь мир. Ст. 2. Облако и мрак – воспоминание о явлении Бога на горе Синай (см.: Исх. 19:18; 24:17 ; Втор. 5:4; 9:10; 18:16 ). Ст. 5. Горы – символ устойчивости, тот же образ см.: Мих. 1:4 ; Наум. 1:5 ; ...Господа всей земли – подчеркивается сила Бога как Владыки вселенной (ср.: Мих. 4:13 ; Зах. 4:14; 6:5 ). Ст. 7. Поклонение изваяниям строго воспрещалось Моисеевым Законом (см.: Лев. 26:1 ). Ст. 8. Сион – зд.: жители Иерусалима; ...дочери Иудейские – города и селения Иудеи; ...о праведных судах Твоих – см. примеч. к пс. 95:10. Ст. 10. ...возненавидьте зло – этот мотив настойчиво звучит у пророков (см.: Ис. 1:16 ; Ам. 5:15 ). Ст. 11. Свет – символ спасения (см.: Ис. 9: 2 ) и благословения Божия (см.: Ис. 58:8, 10; 60:1 ); ...чист –букв. «прям, прав».   Псалом 97 Ст. 1. ...рука – см. примеч. к пс. 88:11. Ст. 1–3. Под спасением исторически может подразумеваться освобождение от вавилонского плена. Святые отцы видят в этих словах пророчество о спасении, которое принес миру вочеловечившийся Сын Божий. Ст. 3. ...Иакову ...дому Израилеву – исторически имеется в виду древнееврейский народ (см. примеч. к пс. 77:5); св. отцы относили это наименование к христианам. Ст. 4. Радостный крик был знаком приветствия (см.: 1Цар. 10:24 ). Ст. 6. В серебряные чеканные трубы трубили по Закону Моисееву для созыва всех членов общины (см.: Чис. 10:2 ); в трубы трубили и при возведении царя на царство (см.: 3Цар. 1:39 ; 4Цар. 11:14 ). Ст. 8. Реки да восплещут руками – знак радости, образ ликования природы (ср.: Ис. 55, 12 ).   Псалом 98 Ст. 1. Господь воцарился – см. примеч. к пс. 92:1; ...парящий на Херувимах – одно из определений Бога (ср.: 1Цар. 4:4 ), в победной песни Давида после избавления от врагов воспевается Бог, восседающий на Херувимах и летящий на крыльях ветра (см.: 2Цар. 22:11 ); о Херувимах см. примеч. к пс. 17:11.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Таковы например: трагическое описание смерти Саула (1Цар.31 гл.), отношение Давида к Вирсавии и Урии со всеми его последствиями (2Цар.11—12 глл.), война с Авессаломом с исходом ее (2Цар.15—18 глл.), перепись народа и моровая язва (2Цар.24 гл.). Всякий читатель при чтении указанных отделов легко заметит, что все это могли излагать лишь очевидцы событий с полнейшею точностью. Благодарственная песнь Давида (2Цар.22 гл.) помещается в значительнейше сходном виде в Псалтири (Пс. 17-й) и имеет, таким образом, за себя «двух свидетелей.» Во многих надписаниях псалмов содержатся сокращенные, а иногда и полные, повествования об описываемых в книгах Царств событиях (Пс.3:7, 17, 33, 50, 51, 53 и мн. др.). Обычно свидетельствам надписаний соответствует, особенно по тону, характеру, мыслям и чувствам, и содержание самых псалмов (напр., псалмы 3, 17, 50, 51, 62 и мн. др.), а иногда и по упоминаемым в псалмах историческим лицам и событиям видно такое же соответствие (Пс.51; 53; 59). Мессианское обетование Давиду (2Цар.7:14—16), как выше сказано, воспроизводится во многих пророческих книгах, а кроме того в псалмах (Пс.77:70—72; 88:21—38; 131:1—5:11—12:17; 143:10) воспроизводится и вся жизнь его в связи с этим обетованием и освещаемой им дальнейшей историей иудейских царей (Пс.88:39—53). Можно сказать, что 3 и 4 книги Царств также излагают всю последующую историю иудейского и израильского царств в связи с тем же обетованием, и таким образом, оно уже имеет не «двух» только, а очень «многих» свидетелей, переходящих из Ветхого и в Новый Завет (Мф.1:1; Лк.1:32).    В числе «внешних» свидетелей могут быть указаны упоминаемые священным историком и точно обозначаемые им, как всем его читателям известные, вещественные памятники: большой камень на поле Иисуса Вефсамитянина (1Цар.6:18); камень Авен-Эзер (1Цар.7:12); также собственные имена, данные разным лицам и местам, в воспоминание о совершившихся при них или на них событиях: Самуил (1Цар.1:20), Ихавод (внук Илия — 1Цар.4:21), Села-Гаммахлекоф (1Цар.23:28), Хелкаф-Гадурим в Гаваоне (2Цар.2:16), Ваал-Перацим (2Цар.5­­ Ис.28:21), «Поражение Озы» (2Цар.6:8).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3799...

Злом в собственном и строгом смысле должно считать грех, нарушение свободою человеческою воли Божией; то же, что мы называем физическим злом (неурожаи, пожары, бури, землетрясения и др. бедствия, наблюдаемые на земле), не есть само в себе зло; таковым оно является только для грешных людей; хотя оно, действительно, попускается от Бога, но посылается от Бога для исправления людей и возбуждения их к добру, а потому есть добро. Грехи же, следствием которых бывает так называемое физическое зло, все происходят от злоупотребления свободой разумных тварей, которую Бог создал доброю и, даровавши им, уже не отнимает, попуская и ее злоупотребления, так как ею собственно уславливается и добро нравственное; без нее оно не могло бы существовать, а Сам Он есть высочайшее благо, которое исключает всякое зло, как свет исключает тьму, бытие – небытие. Всемогущество воли Божией Воля Божия, будучи безусловно свободною в своих желаниях и действиях и определяясь в своей деятельности представлениями об одном высочайшем добре, ничем не ограничивается и в выполнении своих решений, или иначе – обладает всемогуществом. Это есть такое свойство, по которому Бог приводит в исполнение все угодное Ему без всякого затруднения и препятствия, так что никакая сторонняя сила не может удерживать или стеснять Его действования. Св. Писание весьма часто говорит о всемогуществе Божием. Оно называет Бога Господом сил ( Пс.23:10 ), Богом сил, Которому по силе нет равного ( Пс.88:9 ), единым сильным ( 1Тим.6:15 ; Иер.32:1819 ), Вседержителем ( 2Кор.6:18 и др.), у Которого «не изнеможет всяк глагол» (...) то же, что дело ( Лк.1:37 ). Приготовляя Авраама к имеющему быть повелению и обетованию, Бог говорит о Себе: «Я Бог Всемогущий» ( Быт.17:1 ). Во вне всемогущество воли Божией, по изображению Писания, сначала открылось в творческом произведении всего того, что Богу угодно было создать: «вся елика восхоте (Господь) сотвори» ( Пс.113:11 ), и сотворил все единым словом: «Той рече, и быша, Той повеле, и создашася» ( Пс.32:9 ) Затем оно постоянно открывается в делах никогда не прерывающегося владычественного промышления Божия о тварях: в промышлении общем всемогущество Божие проявляется в сохранении бытия и силы тварей и направлении их со всею их жизнию и деятельностью к предназначенным им целям ( Пс.103:2730 ; 1Пар.29:1112 и др.), а в промышлении особенном – в чрезвычайных действиях, совершаемых для особенных целей, каковы чудеса: «Благословен Господь Бог Израилев, творяй чудеса един» ( Пс.71:18; 76:14 и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

Таким образом, единственное, что можно вывести из филологического анализа слова , это – представление пустоты. Поэтические описания его дополняют это представление некоторыми подробностями. Прежде всего, шеол представляется, как определенное пространство, а не как способ существования душ умерших. Образно он представляется местом, куда ведут определенные пути ( Пс.68:16 ); он огражден стенами ( Ис.38:10 ) и имеет ворота ( Ис.38:10 ; Иов.10:21 ). Шеол представляется находящимся внизу, именно под землею ( Пс.138:8 ; Ис.7:11 ; Ис.14:9 ; Притч.15:24 ), в какой-то величайшей глубине, и называется поэтому бездной или преисподней ( Пс.87:7 ; Притч.1:12 ; Притч.27:20 ; Иез.26:20 ). Он глубже вод океана ( Иов.26:5 ) и по своему пространственному положению противоположен небу ( Иов.11:8 ; Ис.7:11 ; Ис.14:13–15 ). Далее шеол изображается, как место мрака, и в этом отношении также противоположен небу. Он называется поэтому темным местом ( Плч.3:6 ), тьмой ( Пс.142:3 ), мраком ( Пс.87:7 ), землею тьмы и тени, свет которой как мрак ( Иов.10:20–21 ). Шеол служит местом пребывания всех умерших. Кто из людей, восклицает Псалмопевец, жил и не видел смерти, избавил душу свою от руки преисподней ( Пс.88:49 )? Благочестивые патриархи со смертью переходят в шеол ( Быт.37:35 ), туда же сходят Корей, Дафан и Авирон, наказанные за возмущение против Моисея ( Чис.16:33 ). Поэтому шеол называется домом собрания всех живущих ( Иов.30:23 ). Туда переселяются не только евреи, но и язычники: у пророков находим поэтические изображения вступления в шеол царей вавилонского ( Ис.14 ) и египетского ( Иез.32 ) 160 . Ко времени явления Спасителя религиозная мысль евреев соединила представление о шеоле, как общем жилище всех умерших, с идеей загробного воздаяния и стала мыслить шеол разделяющимся пространственно на две части: геенну–место мучения нечестивых, и рай, или лоно Авраамово – место блаженного покоя 161 . Это воззрение, хотя и не содержащееся в ветхозаветных книгах, но вполне основывающееся на них, нашло себе место в известной притче Спасителя о богаче и Лазаре.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollonij_Temn...

Тов. 12:8 Иак. 5:15 Мк. 11:24 Слово 7-е. О пощении и смирении Мф. 9:14 Ис. 58:5-9 Иоиль 2:12-15 Ион. 3:10 Лк. 5:35 Лк. 2:37 Иудифь 8 Пс. 68:11 Пс. 34:13 2Кор. 5:5 Рим. 12:12; Кол. 4:2 2Кор. 11:27; 1Кор. 9:27 Деян. 1:14 Толкование на Мф. 4:2 Толкование бл. Феофилакта на Лк. 4:2 Лк. 6:12 Ин. 11:42 Толкование блаженного Феофилакта Пс. 138:15 Мф. 26:41 Иак. 1:2 2Цар. 12:16; Пс. 34:13 Дан. 9:2-4 Деян. 10:30 Деян. 10:11 Деян. 13:2 Деян.13:3 Кол. 3:12 Святой Исаак Сирский. Слово 1-е Святой Исаак Сирский. Слово 56-е Пс. 84:11-14; 88:15 Душеспасительный совет этот принадлежит преподобному Варсонофию Великому. Ответ 261-й 1Ин. 5:14  Слово 1-е в неделю Цветоносную Радуйся зело, дщи Сионя, проповедуй дщи Иерусалимля: се Царь твой грядет тебе праведен и спасаяй, той кроток, и всед на подъяремники и жребца юна Более нежели за четыреста лет до события Божий пророк произнес пророчество о событии, которое мы сегодня воспоминаем и празднуем. Господь наш Иисус Христос, окончив Свою проповедь на земле, совершил торжественное вшествие в царственный град Иерусалим, в град поклонения истинному Богу, в град по преимуществу Божий. Господь совершил это вшествие как Царь и победитель, чтоб увенчать свое служение решительным подвигом: поражением смерти смертью, снятием клятвы с рода человеческого посредством принятия этой клятвы на Себя. Он совершил вшествие в царственный град на жребяти осли на неже никто же николи же от человек вседе, чтоб возвратить человечеству утраченное праотцем нашим царское достоинство, возвратить это достоинство восшествием на крест Укротилось неукрощенное жребя под чудным Всадником. На жребя апостолы возложили свои ризы; вышедший навстречу и сопутствовавший Господу многочисленный народ вопиял в восторге: Осанна Сыну Давидову! благословен грядый Царь во имя Господне По мановению Господа провозглашен Царь во имя Господне, — не по случаю, не по сознанию и произволу человеческому. Тот же народ, по прошествии четырех дней, уже вопиял о провозглашенном сегодня Царе: Распни, распни его, не имамы Царя, токмо Кесаря

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

62:8. В тени крыл. См. коммент. к Пс. 56:2 . 64:5. Во дворах храма. Хотя храмовый комплекс в первую очередь принадлежал сословию священников, каждый член еврейского общества мечтал «пребывать» в присутствии Божьем (см.: Пс. 83и 95:8). О важной роли храмовых пределов как места пребывания божества свидетельствует тот факт, что там проходили моления и судебные процедуры, когда кто-то произносил клятву «перед богом» (см. кодекс Хаммурапи). В данном псалме наряду с концепцией «избранности» подчеркивается близость к Яхве и Его могуществу. Более подробная информация приводится в коммент. к Пс. 22:6 . 64:8. Укрощающий моря. Это выражение относится к власти Яхве над водным хаосом (как в Быт. 1:2–10 и Пс. 92:3 ). Весьма вероятно, что израильский псалмопевец пользуется терминологией, заимствованной из религиозных эпосов Месопотамии (из эпоса «Энума элиш» о сотворении мира, в котором Мардук побеждает Тиамат, богиню первозданного океана) и Угарита. В угаритском эпосе описывается великая борьба Ваала с Йамму, богом моря. Использование сюжета космической борьбы в других псалмах (72:15; 88:9,10) служит еще одним свидетельством того, что израильские авторы использовали мифологию других культур, однако делали это с целью демонстрации превосходства Яхве над всеми остальными богами. См. коммент. к Пс. 106:29 . 64:13. Пустынные пажити. Воспевая дарованное Богом плодородие, псалмопевец даже в пустыне видит злачные пажити. В сезон дождей пустыня действительно покрывается однолетними и дикими цветами, тогда как в другое время там произрастают лишь карликовые кустарники, наподобие белого саксаула (Haloxylon persicum). Они растут на солоноватых и песчаных почвах вдоль русел временных потоков (вади) и на вершинах склонов, где содержится больше влаги. 65:10. Переплавил, как переплавляют серебро. См. коммент. к Прит. 17и 25:4. 66:2. Освети нас лицем Твоим. Сияние, свет, исходящий от божественного лика, в израильской и месопотамской традиции считался во многих случаях опасным для человека (см. коммент. к Исх. 16:10,11 и 33:18–23). В данном случае этот образ не таит угрозы, а явленная Богом сила дарует покой и умиротворение. Аналогичным образом, в гимне посвященном восшествию на престол Ур-Намму (3-я династия Ура, ок. 2000 г. до н. э.), монарх обретает право на власть, когда Энлиль обращает к нему «свой светлый лик». См. коммент. к Пс. 79:4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

«О церемониях византийского двора» имп. Константина Багрянородного. Согласно Типикону Великой ц., пасхальное бдение совершалось вечером в Великую субботу и все еще включало таинство Крещения оглашенных; однако Крещение совершалось еще и в эту субботу утром, а также неделей ранее - в Лазареву субботу; вероятно, крестить множество детей во время пасхальной службы стало уже неудобно (более того, Типикон Великой ц. содержит и примечание о том, как совершать бдение вообще без Крещения - Mateos. Typicon. T. 2. P. 90). Днем в Великую субботу в храм Св. Софии приходил император и переоблачал св. престол к П., а затем оставлял традиц. годовое приношение на содержание храма и совершал каждение; перед уходом император раздавал поощрение клирикам, лобызался с патриархом и принимал от него благословение ( Const. Porphyr. De cerem. I. 44; см.: Дмитриевский. 1907. С. 144, 158-160). Отдельно отмечено, что патриарх также кадил весь храм ( Mateos. Typicon. T. 2. P. 84) - ср. с аналогичным вниманием к каждению перед пасхальной всенощной в древней традиции Иерусалима согласно грузинскому переводу иерусалимского Лекционария. Пасхальное бдение открывалось 3 антифонами: 1-й из Пс 85, 2-й не описан, 3-й - из Пс 140. Совершался вход с Евангелием, и патриарх восходил на горнее место. После прокимна из Пс 65 начинались чтения из ВЗ. В отличие от древних иерусалимских памятников, указывающих 12 чтений, Типикон Великой ц. перечисляет 15: Быт 1. 1-5; Ис 60. 1-16; Исх 12. 1-11; Иона 1. 1 - 4. 11; Нав 5. 10-15 (в изд. Х. Матеоса этот отрывок, упоминаемый в Типиконе Великой ц. только по первым и последним словам, отождествлен с Нав 11. 5-15, что крайне сомнительно как из-за неподходящего содержания, так и потому, что в Профетологиях и Паремийниках это чтение - из Нав 5); Исх 13. 20 - 15. 19; Соф 3. 8-15; 3 Цар 17. 8-24; Ис 61. 10 - 62. 5; Быт 22. 1-18; Ис 61. 1-10; 4 Цар 4. 8-37; Ис 63. 11 - 64. 4; Иер 31. 31-34; Дан 3. 1-88 [LXX]. Серия паремий неоднородна и распадается на неск. частей. Во-первых, паремии разделены на блоки 3+3+4+5. После 3-й паремии в Типиконе Великой ц. указан прокимен из Пс 26; после 6-й пели с припевом (его также воспринимали как «прокимен») песнь Исхода, которая сама по себе является частью 6-й паремии; после 10-й паремии - прокимен из Пс 92; последняя паремия завершается песнью отроков с припевом, прямо обозначенным как «прокимен». Во-вторых, первые две и последняя паремии также выделены из всей серии: во время 2-й паремии патриарху предписано спуститься с горнего места, оставив на своем троне Евангелие, и идти в баптистерий для совершения Крещения, а во время последней паремии - возвратиться с новокрещеными обратно в храм. В-третьих, паремии с 8-й по 14-ю Типикон Великой ц. вообще не считает обязательными: если патриарх вернется в храм раньше, чем начнут читать последнюю паремию, чтецам предписано пропускать чтения с 8-го по 14-е и переходить сразу к ней.

http://pravenc.ru/text/Пасху.html

Як-4 2М-105 ТБ-7 4М-40 Су-2 М-88, 89 ДБ-ЗФ 2М-88 Итого: Бомбардировщиков Штурмовики Ил-2 АМ-35А Морские МДР-6 2М-62 Итого боевых самолетов Транспортные ПС-84 КМ-62ИР Учебные самолеты УТИ-26 М-105П УТИ-4 М-25В УТ-2 М-11 300310 У-2 М-11 С-2 М-11 Итого учебных [...] 3 . Обязать Наркомавиапром выпускать истребители с дальностью не менее 1000 км на 0,9 максимальной скорости: Миг-3 и Лагг-3 с 1 января 1941 года, а Як-3 с 1 апреля 1941 года. 4 . Установить Наркомавиапрому следующую программу выпуска моторов в 1941 году: Тип мотора Всего на 1941 г. В том числе по кварталам 1 кв. 1942 г III кв. Всего моторов В том числе: Моторы боевой авиации М-105 М-105П АМ-35А М-62 ИР Итого моторов боевой авиации Моторы учебной авиации М-25В Итого моторов учебной авиации Моторы глиссерные ГАМ-34 БС [...] 6 . Обязать Наркомавиапром выпускать моторы М-105 и М-105П со сроком службы 150 часов с 15 марта 1941 г., моторы АМ-35А – со сроком службы 150 часов с 15 мая 1941 года и моторы М-88 – со сроком службы 150 часов с 1 марта 1941 г. [...] 8 . Установить, что при 100% выполнения заводом установленной ему месячной программы самолетов, моторов и винтов руководящий состав завода (директор, начальники цехов, главный инженер, заместитель директора по материально-техническому снабжению, начальник производства и главный технолог) получает премию в размере месячного оклада, при условии выполнения программы предыдущего месяца не менее чем на 90%. 9 . Принятием настоящего Постановления считать исчерпанными все ранее вынесенные решения в отношении серийного производства самолетов и моторов на 1941 год. 10 . Разрешить Наркомавиапрому довести к 1 октября 1941 года запасы материалов до 2-месячной нормы. Предложить Экономическому совету руководствоваться настоящим указанием при квартальном планировании фондов. 11 . Разрешить Наркомавиапрому тов. Шахурину прекратить с 1 января 1941 года ремонт самолетов и моторов, находящихся на вооружении ВВС, обязав НКО обеспечить этот ремонт на своих ремонтных базах. Председатель Совета Народных Комиссаров

http://azbyka.ru/otechnik/6/1941-god-v-d...

По отношению к типологическим событиям Ветхого Завета Диодор использует один термин, который с тех пор стал отличительным признаком антиохийского экзегетического предания – «предначертывать» (σχηματζειν) или «предначертание» (σχηματισμς). К примеру, слова Псалмопевца: «Просиот Менеидам Tu языки достояние Твое, и одержание Твое концы земли» ( Пс.2:8 ) – он объясняет так: «Это предначертание, возвещающее о вочеловечении Господа. Ибо если в словах о Нем подразумевается какое-либо нисхождение, то речь идет о Его вочеловечении и домостроительстве» 831 . Термин «предначертание» выразительно подчеркивает историчность прообраза (σχμα), подразумевая при этом, что «предначертывающие» события являются подлинным указанием на будущие исторические деяния Божии. Предначертание необходимо, поскольку только таким образом люди смогут по прежде указанным признакам узнать пришедшую истину, конечно, только при помощи «созерцания». В прямо мессианском смысле Диодор истолковывает только четыре Псалма целиком, но при этом во многих отдельных стихах из Псалмов он находит – при «более созерцательном» их понимании (θεωρηματικτερον) – мессианские прообразы и пророчества ( Пс.88:5,8,29,30,37; 17:51; 79 :16b; 117:22; 131:11). Он приводит также примеры свидетельств Ветхого Завета, которые в Новом Завете истолковываются в мессианском смысле (например, Пс.21:2 = Мф.27:46 ; Пс.21:19 = Лк.23:34 ; Пс.68:22 = Мф.27:48 ; Пс.15:8 –11b= Деян.2:31 и др.). Кроме того, ему известны мессианские толкования Псалмов или псаломских стихов других авторов, из которых одни он отвергает, а другие считает удачными. При том, что далеко не все Псалмы или ветхозаветные обетования Диодор принимает за мессианские, он с некоторой долей преувеличения утверждает: «Большинство Божественных Писаний содержат в себе намеки на Господа Иисуса Христа» 832 . В частности, в следующих событиях и лицах Ветхого Завета Диодор видит прообразы Нового Завета: фраза на еврейском «сад савек» (=оставление) ( Быт.22:13 ) «являет» таинство Креста; место принесения в жертву Исаака, возможно, указывает на место распятия; страдания Исаака ясно прообразуют собой Страсти Христовы 833 . Псалом 23:7–10 прямо относится к Вознесению Господню 834 . Простертые руки Моисея прикровенно указывают на образ Креста 835 ; Адам – это прообраз Христа 836 ; лествица Иакова «являет» сошествие Господа 837 ; Авель и Каин «уподобляются» иудейской синагоге и Церкви 838 ; Исав и Иаков являются прообразами, соответственно, иудеев и христан 839 ; рука Авраама, положенная на стегно, есть «знамение» воплощения Бога от его семени 840 ; Псалом 44:17b подразумевает вселенскую проповедь апостолов 841 ; Псалом 44:10 говорит о харизматических дарованиях Церкви 842 ; 9-й стих этого же Псалма указывает на великолепие христианских храмов 843 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/tolkova...

117) при Пс.113:5 : «что ти есть море, яко побегло еси, и тебе Иордане, яко возвратился еси вспять» – изображен Спаситель почти по шею в воде, ниже на стороне отвернулась обнаженная фигура старца – это Иордан, а в самом низу стоят два бронзовые идола зеленоватого цвета. Как в Венской рукописи Диоскорида VI в. море изображено в мифологическом образе Амфитриты; так и в Лобковской Псалтыри при Пс.88:10 : «ты владычествуеши державой морскою, возмущение же волн его ты укрошаеши» – изображен Христос в ладье с учениками во время бури, а внизу женщина, с распростертыми руками: это море, как значится в надписи: θλασσα; на стороне же стоит в воде по щиколотки безбородый юноша, в правой руке держит трубу на плече, а левой закрывает рот: это ветер, как значится в подписи: νεμος. Обе фигуры в розовом одеянии и в таких же шапочках (л. 88). Кроме того, еще несколько раз встречается в этой рукописи олицетворение ветров и вод; из отвлеченных понятий – олицетворение милостыни, в царском одеянии (л. 35). Но особенно важно для истории искусства олицетворение Ада в античных формах, только уже не бога Аида, или Гадеса, а толстого и мясистого Силена, обнаженного, лысого старика, с коротенькой бородой, как он, напр., сидя, с каким-то зверским сластолюбием хватает руками одну из грешных душ, изображенных в виде обнаженных детских фигурок (см. рис. 19), при Пс.9:18 : «да возвратятся грешницы во ад, вси языцы забывающие Бога» (л. 8. об.). Рис. 19. Из Хлудовской Псалтыри Ад в виде того же античного типа упитанного Силена, изображен в Сошествии во ад, которым обозначается в восточной иконописи воскресение Господне (л. 63). Этот Силен представлен поверженным стремглав, ногами вверх; на его препоясанном чреве, в золотом ореоле, Иисус Христос правой рукой берет Адама, седого старика, в белом одеянии; позади Ева , молодая румяная женщина, в красном одеянии. Средневековой символ, в виде баснословного зверя единорога, которого, по учению физиологов, или Бестиариев, будто бы укрощает только непорочная дева – символ Богородицы, – изображен при Пс.91:11 : «вознесется яко единорога рог мой»: сидит девица в синем одеянии, с распущенными волосами; к ней подбежал единорог и стал ей одной лапой на колени (л.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010