Пс.85:8. Несть подобен Тебе в бозех, Господи, и несть по делом Твоим.    Не только Сын Божий говорил о Себе уничиженно, когда и Бог Отец, не воспринявший плоти, делает то же самое. И Он, ради спасения слушающих, попустил сказать о Себе много уничиженного; поставил Себя выше языческих богов — чрез сравнения Себя с ними. Все это недостойно Бога, но достойно в других отношениях: Он столько человеколюбив, что для нашего спасения пренебрегает выражениями, подобающими Его достоинству (Златоуст). Пс.85:9. Вси языцы, елики сотворил еси, приидут и поклонятся пред Тобою, Господи, и прославят имя Твое.    Истину этого пророчества показали события, последовавшие по вочеловечении Бога и Спасителя нашего (Феодорит). Пс.85:10. Яко Велий еси Ты, и творяй чудеса, Ты еси Бог един.     «Чудеса» Божии непостижимы; как Слово Божие сошло на землю и не отлучилось от Отца. Пс.85:11. Настави мя, Господи, на путь Твой, и пойду во истине Твоей: да возвеселится сердце мое боятися имене Твоего.    Пророк просит страха пред Ним — ибо отсюда приходит к нам истинная радость сердцу и душе (Златоуст). Пс.85:12. Исповемся Тебе, Господи Боже мой, всем сердцем моим, и прославлю имя Твое в век:    Истинное «исповедание» — в том, чтобы отвергнуть грех от всей души и никогда уже не возвращаться. Прежде исповедания грехов Пророк не велит прославлять Бога, ибо желает, чтобы «имя» Божие произносили «устами чистыми» (Златоуст). Пс.85:13. Яко милость Твоя велия на мне, и избавил еси душу мою от ада преисподнейшаго.    Зная, насколько велика «милость» Божия к грешным, пророк не устыдился «исповедания» грехов: ибо кто исповедует свой грех, тот не только получает пощаду и прощение, но ожидает и награды — освобождения «души от ада присподнейшего», т.е. от геенны (Златоуст). Пс.85:14. Боже, законопреступницы восташа на мя, и сонм державных взыскаша душу мою, и не предложиша Тебе пред собою.    Обижающий ближнего не представляет Бога пред своими глазами; и поступает так не в силу неведения — но вследствие дерзости (подобно разбойникам в пустыне, знающим о судьях и судах). Таких людей Пророк назвал «законопреступниками» и «сонмом державных», за их злоумышления против души; ибо в собственном смысле это есть демоны (Златоуст).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Пс.85:9–10 .  Вси языцы, елики сотворил еси, приидут и поклонятся пред Тобою, Господи, и прославят имя твое, яко велий еси Ты и творяй чудеса, Ты еси Бог един Здесь пророчествует о вере язычников. Приидут к Тебе, говорит, верою сами язычники. «Покланяется» же «пред Богом» тот, кто сознает, что Бог видит его. «Пред Богом» же всякое место владычествия его. «Прославят», т. е. будут восхвалять и превозносить Тебя все язычники, говоря, что Ты поистине велик и что Ты единый Бог, творящий чудеса. Пс.85:11 .  Настави мя, Господи, на путь Твой и пойду во истине, Твоей Путем Господним называет практическую добродетель, истиною же созерцательную. Кто приведен Богом к первой из них, легко может перейти и ко второй. Об этом пути и истине найдешь и в псалме 24-м в словах: «пути Твоя, Господи, скажи», и в другом месте: «настави мя на истину Твою» ( Пс. 104:3 ). Да возвеселится сердце мое боятися имене Твоего Возвеселится не мирскою радостию, но при трепетании пред именем Твоим. Смотри, какая странная радость. Страх Твой, говорит, да будет мне радостию. В другом же месте говорит: «да возрадуется сердце ищущих Господа». Ищет же Бога тот, кто боится Его. Впрочем не только страх Божий, но и простое воспоминание о нем радует благочестивых и верующих: «помянух Бога», говорит Давид, «и возвеселихся» ( Пс. 76:4 ). Пс.85:12 .  Иповемся Тебе, Господи Боже мой, всем сердцем моим Буду т. е. благодарить. И прославлю имя Твое в век т. е. всегда. Пс.85:13 .  Яко милость Твоя велия на мне Велия вместо многая. И избавил еси душу мою от ада преисподнейшаго По отношению к Давиду под «адом преисподнейшим» разумей грех, прелюбодеяние и убийство Урии. По отношению же к Езекии понимай угрожавшую ему близкую смерть, от которой он чудесно избавился. Можно также под адом разуметь и всякую опасность, угрожающую от видимых или невидимых врагов. Пс.85:14 .  Боже, законопреступники восташа на мя Законопреступниками были и враги Давида, строившие против него козни и Ассирияне, осаждавшие царя Езекию, и наконец законопреступниками могут быть названы и все как видимые, так и невидимые враги наши.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Е.А. Авдеенко Кафизма XVII Псалом 118 (119) отличается от прочих количеством стихов и тем, что «всякий из 176 стихов говорит что-нибудь о законе Божьем, называя его разными именами» (ПсСвОт). Псалом составлен по 22 буквам еврейского алфавита, каждая из которых содержит 8 стихов. Пс.118:78             Да постыдятся (зло-)намеренные, ибо ложью оклеветали меня,                         я размышлял о повелениях Твоих. «Злонамеренные» зед – также: наглые; те, кто грешат не по неведению и не по ошибке ( Пс.19 /18:14). «Оклеветали» – по значению корня: искривили, извратили, накрутили, наковеркали. На праведника восстают те, кто сознательно и искусно пользуются ложью. «Размышлял» – действиям клеветников противопоставлено действие «размышления», «сетования», «беседы» (значения глагола сиах) со своим сердцем ( Пс.77 /76:4,7,13). Спорить с теми, кто лжет на праведника, – абсолютно бессмысленно 551 . О действиях «злонамеренных» говорит следующий стих: Пс.118:85             Выкопали мне (зло-)намеренные ямы,                         что не по Учению Твоему. Судилище над Иисусом происходило вопреки Закону (Учению-Торе), и не по неведению или ошибке, –        Христа засудили противозаконно и злонамеренно. Пс.118:86             Все заповеди Твои – истина;                         ложью – преследовали меня; помоги мне. Противопоставлены Божья «истина» (эмуна) и " ложь» (шекер) человеков 552 . Пс.118:95             Дожидали меня нечестивые, чтобы погубить меня,                         [но] я свидетельствами 553 Твоими проникался 554 . Сила «ждать» (кава) есть праведность как один из трех видов надежды (см. комм. к Пс.25 /24:20). Но и враг с такой же неотступностью «ждет» момента, чтобы праведника убить. Сила «ждать» Божьей правды будет крепче, если знать, как «ждет» нечестивый враг твоей смерти. Пс.118:119             [Как] изгарь Ты упразднил всех нечестивых земли,                         посему я возлюбил все свидетельства Твои. Испытание человека сравнивается в Писании с переплавкой; так происходит отделение чистого от примесей (см. Пс.11 /10:5; Пс.17 /16:3). «Изгарь» (окалина, шлак) – побочный продукт переплавки, от которого нужно тщательно выплавленный металл отчистить ( Притч.25:4 ). Пророк Исаия говорит Израилю:

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

Кто же были псалмопевцами, составившими Псалтирь? В частности, о писателях и происхождении псалмов, согласно выработанным современной западной ортодоксальной, католической и протестантской, и русской богословской литературой, обстоятельным доводам, можно дать следующие сведения. Вторым по времени жизни и первым по количеству составленных им псалмов псалмопевцем был Давид, соединявший в общем сознании с своим именем преимущественно наименование псалмопевца. В Новом Завете именем «Давид» нередко называется вся Псалтирь ( Евр.4:7 ; Деян.2:25 ). В надписаниях, существующих в нынешнем еврейском тексте, Давиду приписываются 73 псалма: 3–31, 33–40, 50–64, 67–69, 85, 100, 102, 107–109, 121, 123, 130, 132, 137–144. Кроме того многие псалмы, не надписанные в нынешнем еврейском тексте именем Давида, согласно ясному новозаветному свидетельству (напр., о Пс.2 ­­ Деян.4:25; 13:33 ; о Пс.94 ­­ Евр.4:7 ) и другим ясным указаниям в их содержании и языке, приписываются также Давиду, так что более половины Псалтири принадлежит ему и по этой принадлежности справедлив и ныне термин: «Псалтирь Давида». Кроме того, этот термин справедлив и потому, что и другие псалмопевцы, особенно из современников Давида, излагают свои чувства и мысли очень сходно с Давидом и являются как бы посредниками его в священном псалмопении. Посему, как имя Самуила не несправедливо носят 1–2 Царств, так и имя Давида Псалтирь. Кроме надписания свидетельством происхождения вышеуказанных псалмов от Давида служит весьма нередкое в них совпадение с историческими и биографическими обстоятельствами Давида, известными из ветхозаветных книг (напр., псалмы 3, 7, 8, 17, 18, 21, 50 и др.), и с вызванным ими настроением Давида, ясно отражающимся в псалмах. Происхождение некоторых псалмов от Давида подтверждается ясным на это указанием в ветхозаветных (напр., о Пс.17 ­­ 2Цар.22 гл.) и новозаветных (о Пс.109 ­­ Деян.2 и Мф.22:43 ; о Пс.40 ­­ Деян.1:16–20 ; о Пс.15 ­­ Деян.2:25–28 ; о Пс.31 ­­ Рим.4:6–8 ; о Пс.68 ­­ Рим.11:9–10 ) книгах. Затем, доказательством происхождения от Давида псалмов, надписанных его именем, служит нередко соответствие их частным историческим событиям в жизни Давида, а также и вообще духу, всему духовному облику Давида, как он изображается в ветхозаветных исторических книгах, например Пс.50 и 2Цар.12 гл.; Пс.3 и 2Цар.15–16 и т. п. Согласно также свидетельству ветхозаветных ( 2Цар.7 гл.) и новозаветных книг ( Мф.22:23 ) о мессианских обетованиях, данных Давиду и отражавшихся на его настроении ( 2Цар.7:16–29 ), и о многих мессианских псалмах, приписываемых ему в Новом Завете ( Деян.2:25–31; 4:25 ), можно думать, что и большинство (кроме 71-го) мессианских псалмов от него же произошли (псалмы 2, 8, 15, 21, 39, 68, 109). Все Давидовы псалмы проявляют его глубокую веру в Бога и в Его постоянное промышление о человеке, в особенности среди страданий и опасностей в земной жизни людей богобоязненных.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Согласно Исх 34:6-7, Имя Божье: 1) JHWH; 2) Бог; 3) человеколюбивый; 4) милосердый; 5) долготерпеливый (буквально: «медленный на гнев»); 6) великий в любви ; 7) и истине; 8) сохраняющий любовь в тысячи (родов); 9) прощающий вину; 10) преступление; 11) и грех; 12) но не оставляющий без наказания; 13) Наказывающий вину отцов в детях и в детях детей до третьего и четвертого (рода). Это выраженное в третьем лице исповедание веры рассматривается как самое исчерпывающее во всем Ветхом Завете. В отличие от других так называемых «исторических символов веры» (в первом лице, как, к примеру: «Я JHWH, Бог твой, который вывел тебя из земли Египетской», Исх 20:2), этот имеет характер полной «пропозиции»: не касается откровения Бога в истории Израиля, а описывает, если можно так говорить, Его природу, которая и есть Его Имя. Как таковая эта формула – самая универсальная из всех ветхозаветных керигматических формул . Этот отрывок «тринадцати атрибутов» имеет различные репризы и находит развитие в Торе (Числ 14:18; Втор 7:9), в Пророках (Наум 1:3; Иоиль 2:13; Иона 4:2) и в Псалмах (Пс 85:15; 102:8; 144:8). В первом из этих псалмов предикат «великий в любви» повторяется два раза:               Ибо Ты, Господи (Адонай), благ и прощаешь ,             велик в любви ко всем, призывающим Тебя (Пс 85:5).               Но Ты, Господи (Адонай), Боже щедрый и благосердый,             долготерпеливый и великий в любви и истинный (Пс 85:15).   Очевидно, псалмопевец рассуждает здесь о Моисеевом исповедании и перерабатывает его. С какими акцентами? Вторая цитата практически идентична тексту книги Исход, из которого перечисляет первые семь предикатов. Но первая цитата – оригинальная версия псалмопевца. Говорится, что величие любви Бога содержится в благости, в прощении, в слышании тех, кто призывает Его. Другими словами, 85-й псалом формулирует исповедание книги Исход, адаптируя его к требованиям молитвы. Ради этого изменяется лицо с третьего на второе: «Ты, Господи... велик в любви». Переход от «он» к «ты» – очень решающий переход: если подойти строго, о Боге нельзя говорить в третьем лице, с Ним можно говорить лишь лицом к лицу. Равно и Бог не обращается ко всем одинаково. В любом случае, мне не дано знать, как Он говорит другим. Знаю лишь то, как Он говорит мне, знаю лишь Его любовь ко мне:

http://bogoslov.ru/article/3540495

Ст.14. Ты сокрушил еси главу змиеву, дал еси того брашно людем Ефиопским. Феодор. под змием разумеет Египет, под главою – вождей. После потопления фараона с воинством в море ефиопляне удобно могли побеждать Египет и пользоваться его богатствами. Ст.15. Ифамския. По Феодор. – древние. Пс.74:19. Глас грома Твоего в колеси. По Феод., ударами грома Господь связал колеса колесниц египетских в Чермном море; ибо так повествует Моисей (исх.14:12,2). Пс.77:8. Не увери с Богом духа своего: духом не был верен Богу. Ст.13. На поле Танеосе, потому что в Танисе был дворец фараонов, и там Моисей производил казни. Феодор. Ст.31. Избранным израилевым занят. То есть сильных остановил низложивши. Ст.33. Лета их со тщанием – с бесплодным тщанием насытиться египетских брашен. Ст.37. Ниже уверишася в завете Его – не были верны Его завету. Пс.78:11. Снабди сыны умерщвленных. Враги избили много рабов Твоих; по крайней мере, спаси тех, которые остались в живых. Афан. Пс.79:14. Уединенный дивий. По Феодор.: вепрь пустынный, дикий, который жесточе других, он означает Навуходоносора. Пс.80:6. Языка, его же не ведяше, услыша. Народ, вышедши из Египта, услышал язык, которого прежде не знал. По Афан.: это глас Божий на горе. Ст.8. В скорби призвал Мя еси, и избавих тя, услышах тя в тайне бурне. В тайне бури – время скрытого нападения, когда среди мрака ночи Ангел погубляющий поразил первенцев египетских, Я слышал вопль твой; то есть этим доказал, что услышал вопль твой. Пс.82:14. Положи яко коло, то есть чтобы находились в беспрестанном смятении. Пс.85:11. Да возвеселится сердце мое боятися имени Твоего. То есть чтобы я радостно творил Твои заповеди, а не с принуждением. Ст.14. Сонм державных – сильных. Пс.87:6. В мертвых свободь. Феодор.: не приял рабства смерти, как раненый на войне, был предаваем погребению. Иисус Христос, когда был мертв, пребыл свободным, потому что не имел греха, который бы сделал Его повинным смерти, но свободно предавал душу: область имам положити душу мою, и область имам паки прияти да ( Ин.10:18 ). Ст.13. Егда познана будут во тме чудеса Твоя, и правда Твоя в земли забвенней.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Ternovs...

Пс.85:9 . Вси языцы, елики сотворил еси, приидут и поклонятся пред тобою, Господи, и прославят имя твое: Пс.85:10 . яко велий еси ты и творяй чудеса, ты еси Бог един. Мы сказали негде, что когда Пророки проповедуют о пришествии языков, то всегда мысленно взирают на Христа, до пришествия Коего открыл Бог одни токмо начала славы Своея, которая наконец проповедию Евангельскою распространилась по всей вселенней. Будущее звание языков не сокрыто было и от Давида: но понеже Иудеям неприятна была сия новость, и они не могли спокойно слышать, что язычники приидут, и вместе с сынами Авраама поклонятся Богу, и притом без всякаго различия будут иметь участие в небесном учении: сего ради, умягчая слово, глаголет, что и язычники от Бога сотворены и что не должно странным казаться то, ежели и они, озарившись светом истины, познают наконец Творца своего. В следующем стихе паки повторяет вышереченную причину, то есть, что слава Божия от величия дел познается, и что сей есть наилучший способ, по которому можно преуспеть в науке благочестия. А дабы сия наука была нам приятнее и никогда не наскучила, сего ради нарицает дела Божия величественным именем чудес, хотя слепые и безумные люди не уважают их. Между тем прилежно заметить должно, что слава Божества единому токмо приличествует Богу: ибо нигде не обрящем ни такой премудрости, ни такой силы, ни такой правды, каковыя сияют в чудных делах Бога. Сего ради Пророк не оставил сказать: Ты еси Бог един. Пс.85:11 . Настави мя, Господи, на путь твой, и пойду во истине твоей: да возвеселится сердце мое боятися имене твоего. Паки обращается к молитве и просит Бога, дабы духом разума направил его к добродетельной жизни, а духом крепости утвердил в подвиге сем. И не глаголет: «научи мя путем Твоим», так как бы прежде чужд был всякаго учения, но настави мя на пути Твоя: поскольку чувствовал, что еще окружен был многим мраком неведения, и потому просит разгнать сей мрак, дабы мог удобнее ходить путем истины, то есть, путем закона Божия, якоже и инде глаголет: открый очи мои, и уразумею чудеса от закона Твоего ( Пс. 118:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

139 сохраняет такую традицию: первые два стиха относит он к Диодору, 3-й Евсевию 4 и 5 стихи – Афанасию, 6 – Аполлинарию, 7 – Феодориту, три следующих – Евсевию 11 стих – Дидиму, 12 – Евсевию; в комментарии псалма 89 – два фрагмента Кордерия и Миня: один из них, по Paris Gr 139, принадлежит Диодору, другой – анонимному автору и Евсевию. Фрагменты толкования на пс. 90 распределяются в Paris Gr. 139 между Афанасием, Евсевием, Феодоритом, Кириллом Александрийским и Исихием. Три фрагмента толкований на пс. 91 отнесены к Кириллу Александрийскому , на 92 пс. – Исихию, на 93 пс. – Дидиму, Кириллу и Исихии и т. п. 1138 . Однако указанное разногласие Paxis Gr. 139 не может совсем подрывать достоверность мнения Кордерия, который на основании своих манускриптов приписывал фрагменты толкований на пс. 81–95 Диодору. Смешение фрагментов и обозначений авторов – это обычные литературные факты в истории древней письменности. Тот же Paris Gr. 139 и подтверждает некоторые фрагменты коллекции Кордерия, как произведение Диодора. В последнее время в историях произведений Диодора придаётся особенное значение ms. Coislin 275 1139 . Последний, между прочими фрагментами толковании на псалмы, заключает и фрагменты толкований Диодора на псалмы 81–89, соглашаясь во многом с Paris Gr. 139 1140 . Это соотношение Paris Gr. 139 и Coislin. 275 служит выяснению в известном смысле научной ценности фрагментов и коллекции Кордерия, подтверждая некоторые из них. Обращаясь к содержанию фрагментов коллекции Кордерия, нужно сказать, что они не могут поддерживать мысли о единстве их автора. Есть много признаков того, что авторы фрагментов не только были различные лица, но и самых противоположных направлений. Поэтому, если можно удостоверять антиохийское направление относительно таких фрагментов, как например, толкование псалмов 83–85, пс. 86 2, 5, 6 стихи, 89, 94 псалмов, то относительно 11 стиха пс. 87, 5, 11, 25 стихов 88 пс., 90 и др., где мысль экзегета ежеминутно уносится к пророческим созерцаниям, это сказать трудно.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/di...

Сотворение земных зверей и человека. Мозаика собора в Монреале (Сицилия). XII в. Сотворение земных зверей и человека. Мозаика собора в Монреале (Сицилия). XII в. Лишившись в результате грехопадения высшего Б., или блаженства , каковым в раю было непосредственное богообщение, человек стал искать Б. в тварях, «хороших для пищи и приятных для глаз» (Быт 3. 6). Однако, утратив возможность вполне наслаждаться земными Б. (Еккл 2. 24; 5. 14; 11. 2-6), неспособный делать только добро и не грешить (Еккл 7. 20), человек испытывает неудовлетворенность (Еккл 5. 9 сл.; 6. 7). Поэтому вся жизнь ветхозаветного человека была направлена на восстановление прежнего богообщения путем исполнения Закона. Представление о благости единого Бога, доступное отдельным ветхозаветным праведникам (Ною, Аврааму, Иакову, Иосифу и др.), открывается всему Израилю во время исхода из Египта: Яхве предстает как освободитель, избавитель от смерти (Исх 3. 7 сл.; 18. 9), приводящий в Землю обетованную, «землю добрую» (Втор 8. 7-10), «текущую молоком и медом». Условием обретения Б. Бог ставит верность Его Завету (Втор 8. 11-19; 11. 8-12). В идее Завета выражена глубинная связь между физическим и моральным Б. народа и отдельного человека и его верностью Богу: забывая Бога, перестав Его любить и нарушив Завет с Ним, Израиль немедленно лишается этих Б., хотя через покаяние может обрести их вновь (Ос 14. 2-3). С течением времени в ветхозаветном сознании все более укореняется представление о том, что верность Богу не обязательно ведет к земному преуспеянию. Все чаще поднимается вопрос о страдании праведных и благоденствии нечестивых, Отрок Яхве оказывается гоним, а пророки убиваемы (Ис 53; Иер 12. 1 сл., 15. 15-18; Пс 21, 72; Иов 23-24). Именно через опыт страдания, смысл к-рого неясен с первого взгляда, постепенно обретается путь к отрешению от непостоянных и обманчивых Б. мира сего; истинное Б. обретается в Боге, Который один остается верен, когда все потеряно (Пс 21. 20; 118. 71; Иер 20. 11). При этом Закон, открывающий путь к Б. (Втор 30. 15), сам начинает переживаться человеком как Б. (Пс 118. 72). Божественная благость в ВЗ стала предметом вдохновенного молитвенного славословия, воплотившегося в библейских песнях и псалмах, воспринятых христ. богослужебной традицией: «Славьте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его» (Пс 117. 1), «Вкусите и увидите, как благ Господь!» (Пс 33. 9), «Ибо Ты, Господи, благ и милосерд и многомилостив ко всем, призывающим Тебя» (Пс 85. 5), «Благ и праведен Господь» (Пс 24. 8, см. также: 2 Пар 5. 13; 1 Езд 3. 11 и др.).

http://pravenc.ru/text/149255.html

Значение Кумрана для богословия канона ясно проявляется в случае с псалмами. В Кумране засвидетельствованы почти все 150 масоретских псалмов (они разбросаны по различным рукописям). Кроме того, найдены: известный из LXX Пс.151 , известные из сирийской традиции Пс.154 и 155, а также «обращение Сиона», гимн Создателю (все в 11Q5 a ]), эсхатологический псалом и «обращение Иуды» (в 4Q88 f ]). Все эти тексты без исключения скомбинированы с известными библейскими псалмами таким образом, что необходимо предположить, что и они обладали каноническим значением. Большая часть рукописей подтверждает, в существенных чертах, масоретскую последовательность псалмов. Примечательна растущая, начиная с Пс.89 (т.е. в 4-й и 5-й книгах псалмов), неопределенность. В эти книги включаются и «апокрифические материалы». На этом основании был сформулирован тезис (Флинт) о том, что свитки Писания из Кумрана сохранили две разных версии книги Псалмов: начиная с Пс.89 , традиция Псалтири разделяется. Одна версия, содержащаяся в большинстве копий ( Пс.89–150 ), принадлежит традиции, ведущей, в конечном итоге, к масоретскому тексту. Другая версия, представленная 11Q5 (11QPs a ), содержит Пс.89–151 , а также 10 «апокрифических» дополнений в немасоретской последовательности. Против данного вывода, однако, свидетельствует мессианская ориентация композиции (Дамен), по причине которой 11Q5 не может уже рассматриваться в качестве свидетельства текучести масоретской Псалтири в I в. по Р.Х. Возможно, он был «особым свитком», составленным для литургической цели, а потому не имеет значимости для богословия канона. 3.9 Тексты из Масады, Нахаль-Хевер и Мурабба с ат Среди рукописей, найденных в иродианской крепости Масада у Мертвого моря, находится 13 весьма отрывочных экземпляров с библейскими ссылками. Эти рукописи принадлежат, в основном, последнему зелотскому гарнизону (66–74 гг. по Р.Х.) и удостоверяют наличие в Масаде библейских текстов, имеющих первостепенное значение для критики текста. Имеющиеся библейские тексты ( Быт.46:7–11 ; Лев.4:3–9, 8–12 ; Втор.33 ; Иез.35:11–38:14 ; Пс.81:3–85:10; 147; 150 ) являются свидетелями протомасоретской текстовой традиции. Рукопись MasPs b (M 1103–1742) была написана во 2-й половине I в. до Р.Х. и интересна для истории канона тем, что ставит Пс.150 в конец, явно предполагая Псалтирь со 150-ю псалмами и отличаясь тем самым от 11Q5 (11QPs a ). Еврейский (!) свиток Сираха из Масады содержит Сир.39–44 и идентичен тексту из каирской генизы. Далее, из Масады происходят апокриф Бытия (50–25 гг. до Р.Х.), апокриф Иисуса Навина, возможно также апокриф Есфири (Mas 1m), еврейская версия книги Юбилеев и копия кумранских песен субботней жертвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vveden...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010