Пс.76:5 .  Ты не даешь мне сомкнуть очей моих; я потрясен и не могу говорить. «Предваристе стражбы очи мои». Стражбами называет отделения ночи, по истечении которых стрегущие передают друг другу стражу. А сим выражает бдение, продолжающееся всю ночь. «Смятохся и не глаголах». То же сказано и в сорок первом псалме: «ко мне самому душа моя смятеся» ( Пс.41:7 ). Не удержался я, чтобы не высказать помыслов своих другим. Пс.76:6 .  Размышляю о днях древних, о летах веков минувших. «Помыслих дни первые, и лета вечная помянух, и поучахся». Обновлял я в памяти прежния Твои благодеяния, размышлял, скольких благодеяний сподобились от Тебя предки наши: как избавились от египетской работы, как перешли Чермное море, как овладели землею, обетованною отцам. Пс.76:7 .  Припоминаю песни мои в ночи, беседую с сердцем моим, и дух мой испытывает: «Нощию сердцем моим глумляхся, и тужаше дух мой». Разсуждая ночью сам с собою, доведывался я, почему столько промышлял Бог о наших предках и презирает нас злостраждущих? При сем размышлял и о следующем: Пс.76:8 .  Неужели навсегда отринул Господь, и не будет более благоволить? Пс.76:9 .  Неужели навсегда престала милость Его, и пресеклось слово Его в род и род? «Еда во веки отринет Господь: и не приложит благоволити паки?» «Или до конца милость Свою отсечет?» Ужели совершенно отрекся от нас, и признал нас чуждыми Своего попечения? «Сконча глагол от рода в род». А Симмах перевел так: «окончил слово о каждом роде». И того убоялся я, говорит Пророк, что наперед из начала произносит определения о каждом роде, ведая дела каждаго рода. Пс.76:10 .  Неужели Бог забыл миловать? Неужели во гневе затворил щедроты Свои? «Еда забудет ущедрити Бог? или удержит во гневе Своем щедроты Своя?» Но снова утешал я себя, разсуждая, что щедролюбивый Бог не потерпит предать как бы некоему забвению дела наши, и как бы некоею стеною преградит гневом источники милости. Пс.76:11 .  И сказал я: «вот мое горе – изменение десницы Всевышнего». «И рех, ныне начах: сия измена десницы Вышняго», то есть, сам я был для себя виновником таковой перемены. Я грехом породил наказание, посему в себе имею начало бедствий. Теперь начал я вразумляться десницею Вышняго, которая вместо прежних благодеяний налагает на меня тяжкия наказания. Ибо изменою десницы Божией Пророк назвал наказание, потому что деснице Вышняго обычно подавать блага. Но и сими помыслами я не удовольствовался, говорит он, а привел себе на память благость Владыки, что и выражает:

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Псалом 139 Псалом по надписанию в еврейской, греческой и латинской Библиях принадлежит Давиду. Его содержание сходно с Пс.57 и Пс.63 . Заключение во всех трех псалмах почти по букве одинаково. Изображение в псалме врагов Давида коварными, притеснителями, составляющими козни и злословящими его, сходно с теми чертами, которые мы уже неоднократно встречали в псалмах из эпохи гонений Авессалома, почему и этот псалом нужно считать писанным в данное время, когда еще Давид не убежал из Иерусалима, но видел все то, что предпринимали против него его враги. Сохрани меня, Господи, от врага, льстивого в речах, злого в сердце, моего притеснителя, который разложил на меня сети и тенета (2–6). Покрой меня от него и да погибнет мой враг, как бы в огне (7–11). Я верю, что Господь не даст торжествовать нечестивому, защитит невинных и непорочные найдут в Нем покровительство (12–14). Пс.139:3 .  они злое мыслят в сердце, всякий день ополчаются на брань, «Всякий день ополчаются на брань» – каждый день проводят во вражде ко мне и преследованиях кознями. Пс.139:4 .  изощряют язык свой, как змея; яд аспида под устами их. Указание средств, которыми пользовались враги против Давида. Они возбуждали против него народ клеветой и льстивыми заискиваниями пред ним. Пс.139:8 .  Господи, Господи, сила спасения моего! Ты покрыл голову мою в день брани. «Сила спасения моего» – в Тебе моя сила, только от Тебя, а не от человека, жду помощи и защиты. «Покрыть голову... в день брани» – защитить от удара врага, спасти. Пс.139:9 .  Не дай, Господи, желаемого нечестивому; не дай успеха злому замыслу его: они возгордятся. Так как враги мои делают зло, то пусть последнее покроет их головы, т. е. пусть мои враги понесут заслуженное ими: как моя правда явится мне защитой от них, так их злые поступки да погубят их. Пс.139:12 .  Человек злоязычный не утвердится на земле; зло увлечет притеснителя в погибель. Вера Давида в гибель своих врагов покоится на вере в торжество правды: зло не может быть награждено Богом, а потому злоязычные мои враги непременно погибнут. Пс.139:14 .  Так! праведные будут славить имя Твое; непорочные будут обитать пред лицем Твоим. «Обитать пред лицем» Господа значит или пользоваться всегда Его защитой, как бы жить под кровлей жилища Его, или – благодарить Его за оказанную защиту молитвой пред местом Его обитания, пред Кивотом Завета, в Его скинии. Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т./Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009./Т. 3: Исторические книги. Учительные книги. - 960 с./Псалтирь. 190-536 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Псалом 85 Этот псалом содержит молитву Давида к Богу об избавлении от переживаемых им опасностей при преследовании врагов. Общность описания своего состояния и отсутствие каких-либо точных исторических указаний на время происхождения псалма дают одинаковое основание считать его написанным или в гонения от Саула, или от Авессалома. Последнее вероятней, так как восставших на него Давид называет «скопищем мятежников» ( Пс. 85:14 ), каковыми были все его враги в восстание Авессалома, так как они шли против своего законного царя. Услышь и защити, Господи, меня уповающего только на Твою милость, так как Ты благ ко всем призывающим Тебя (1–6). В день скорби я обращаюсь к Тебе, как единому истинному Богу, пред которым преклонятся все народы (7–10). Наставь меня, Господи, следовать истине Твоей и я восхвалю Тебя за Твое спасение (11–13). Враги мятежные восстали на меня и я обращаюсь к Тебе многомилостивому: помилуй, спаси меня и устыди врагов (14–17). Пс.85:1 .  Приклони, Господи, ухо Твое и услышь меня, ибо я беден и нищ. «Беден и нищ» – нахожусь в бедственном, материально-обездоленном положении и беззащитном. Пс.85:4 .  Возвесели душу раба Твоего, ибо к Тебе, Господи, возношу душу мою, Дай мне веселье, спаси меня от врагов. Ищу защиты от Тебя, так как только Тебе одному я посвятил свою жизнь ( «к Тебе возношу душу мою») и Тебе ее вверяю. Пс.85:7 .  В день скорби моей взываю к Тебе, потому что Ты услышишь меня. Так как моя надежда на Тебя искренняя и глубокая, то я уверен, что Ты услышишь мою молитву. Пс.85:8 .  Нет между богами, как Ты, Господи, и нет дел, как Твои. Пс.85:9 .  Все народы, Тобою сотворенные, приидут и поклонятся пред Тобою, Господи, и прославят имя Твое, Пс.85:10 .  ибо Ты велик и творишь чудеса, – Ты, Боже, един Ты. Содержат ясное и точное исповедание веры Давида – Ты, Господи, единый и истинный Бог, неизмеримо превосходящий языческих божеств. Эта истина, содержимая сейчас только евреями, со временем сделается достоянием всего мира и всех народов. Пс.85:11 .  Наставь меня, Господи, на путь Твой, и буду ходить в истине Твоей; утверди сердце мое в страхе имени Твоего.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

братис, гди, избави дш мою, спси м ради млти твое: 5. Обратись, Господи, избавь душу мою, спаси меня ради милости Твоей, 5 . Обратись, Господи, от правосудия к милосердию, от гнева и ярости к милостям и щедротам Твоим, избавь душу мою от тяжких страданий; спаси меня не ради каких-либо моих заслуг, но ради милости Твоей (ср. Пс.50:3 ), – по свойственному Тебе состраданию к измученному страданиями грешнику (ср. Пс.102:8–14 ) и для того, чтобы он, по своём избавлении, мог всегда прославлять Твое милосердие к нему ( Пс.137:2; 91:3 ). к нсть въ смерти поминай теб, во ад же кто исповстс теб; 6. ибо в смерти нет памятования о Тебе: во гробе кто будет славить Тебя? 7. Утомлен я воздыханиями моими: каждую ночь омываю ложе мое, слезами моими омочаю постель мою. 7 . Тяжкие страдания, усиливаемые страхом смерти и ада, с лишением возможности прославлять Господа, поражают псалмопевца глубокою скорбью, которая не даёт ему покоя ни днём, ни ночью. Стараясь скрывать свою скорбь от людей, дни он проводит в тяжёлых вздохах, которые надрывают грудь его и доводят его до изнеможения; а по ночам, оставаясь без свидетелей, он весь отдается излиянию своего горя и проливает потоки слез, омывая ими постелю свою, напоминающую ему о тяжком преступлении его ( 2Цар.11:4 ), за которое он теперь тяжко страдает. и. Смтес рости ко мо, бетшахъ во всхъ вразхъ моихъ. 8. Иссохло от печали око мое, обветшало от всех врагов моих. 8 . От такой печали, вследствие постоянного плача, притупилось его зрение (ср. Иов.17:7 , Пс.30:10 ); а присоединяющиеся к тому неприятности со стороны коварных врагов, с злорадством объявляющих его совершенно оставленным от Бога (ср. ст. 9–11), еще более увеличивая печаль его, преждевременно состарили его, так что он видом своим напоминает дряхлого старика. Смтес рости (π θυμο) ко мо,=помутилось зрение мое, от представления грева Божия (Златоуст). Но слово θυμς у 7– толк. может значить щлесь (сходно с евр.-халд.-русск.) печаль или огорчение, как синоним слов λγμα ( Еккл.2:23 ), πνθος (5:16) πνος ( Пс.9:35 ), θλιψις ( Пс.30:10 ) и противоположное слову γλως смех ( Еккл.7:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Однако совершенный Давидом грех не есть намеренное и сознательное желание оскорбить Бога, но является следствием временного господства в нем той греховной склонности, которая вложена в него с самого рождения, т. е. наследственного первородного греха. Пс.50:8 .  Вот, Ты возлюбил истину в сердце и внутрь меня явил мне мудрость [Твою]. «Внутрь меня явил мне мудрость», т. е. духовно меня просветил, сообщил то откровение через пророка, которого я своими силами не мог бы узнать. – «Вот, Ты возлюбил истину». Господь любит только истину, а потому эту истину Он желает видеть и в людях. Для поддержания в них влечения к истине Им и даются откровения людям. Пс.50:9 .  Окропи меня иссопом, и буду чист; омой меня, и буду белее снега. Пс.50:10 .  Дай мне услышать радость и веселие, и возрадуются кости, Тобою сокрушенные. Пс.50:11 .  Отврати лице Твое от грехов моих и изгладь все беззакония мои. Пс.50:12 .  Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня. Пс.50:13 .  Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отними от меня. Пс.50:14 .  Возврати мне радость спасения Твоего и Духом владычественным утверди меня. Чтобы служить истине и быть достойным последующих откровений от Бога, Давид и молит об очищении своего греха, как через окропление иссопом (соком растения) делались годными к употреблению одежды и предметы и лица оскверненные ( Лев. 14:6–7, 49–52 ), и о том нравственном просветлении, которое бы сделало его белее снега. Такая милость Бога наполнила его радостью и весельем. О восстановлении в себе чистоты и прежней праведности (12), о приближении и примирении с Богом, Давид и молит Бога. Под «Духом... Святым» можно разуметь или вообще благоволение Бога к Давиду, или ниспослание Духа Святого, Третьего Лица Св. Троицы (13). – «Дай мне услышать радость и веселие» – дай мне возможность порадоваться спасению, прощению от Тебя. – «Духом владычественным» – то же, что и Духом Святым (14). «Утверди» – сделай меня твердым в следовании Твоим заповедям. Пс.50:15 .  Научу беззаконных путям Твоим, и нечестивые к Тебе обратятся.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Пс.35:4 .  слова уст его – неправда и лукавство; не хочет он вразумиться, чтобы делать добро; Пс.35:5 .  на ложе своем замышляет беззаконие, становится на путь недобрый, не гнушается злом. От отсутствия в нечестивом страха Божия зависит и то, что все его слова, поступки и помыслы направлены к неправде, лукавству и злу. Так как деятельность нечестивого имеет целью личный интерес, мелочный, то и приемы его действий основаны на лжи, строении козней, чему он отдается даже в ночное время – время покоя для других людей. Пс.35:6 .  Господи! милость Твоя до небес, истина Твоя до облаков! Пс.35:7 .  Правда Твоя, как горы Божии, и судьбы Твои – бездна великая! Человеков и скотов хранишь Ты, Господи! Бог управляет миром по законам милости и правды. «Милость и истина Его до облаков и неба; правда.., как горы.., и судьбы – бездна великая!» Сравнения, употребленные автором, имеют целью показать, что в Боге – вся истина и вся правда и что только ими Он управляет всем миром, человеком и скотом. Пс.35:8 .  Как драгоценна милость Твоя, Боже! Сыны человеческие в тени крыл Твоих покойны: «Сыны человеческие» – все люди. «В тени крыл» – под сенью, покровительством Бога – тоже, что и под крыльями наседки, которая ревниво оберегает своих птенцов. Так и Бог печется о всем живущем и особенно о человеке. Пс.35:9 .  насыщаются от тука дома Твоего, и из потока сладостей Твоих Ты напояешь их, «Тук... дома Твоего», «поток... сладостей» – образы, указывающие на богатые дары природы, которые даны в пользование человеку. Пс.35:10 .  ибо у Тебя источник жизни; во свете Твоем мы видим свет. «Во свете Твоем мы видим свет». Так как ранее говорилось о внешних богатых источниках счастливого существования на земле, которые получаются от Бога, то означенное выражение должно, согласно с контекстом речи, понимать так: нашим благополучием ( «видим свет») мы обязаны Твоей милости ( «во свете Твоем»). Пс.35:12 .  да не наступит на меня нога гордыни, и рука грешника да не изгонит меня: «Да не наступит на меня нога гордыни». Источник праведности человека заключается в страхе Божием. Гордыня – свойство, противоположное ему. Она поддерживает в человеке стремление жить по своей воле и влечениям, а не в согласии с заповедями Господа. Смысл выражения тогда будет таким: сохрани меня, Господи, от своеволия, как причины отчуждения человека от Тебя, ибо тогда Ты не будешь хранить меня. Можно разуметь под гордыней вообще человека нечестивого, и весь стих представит молитву к Богу о спасении от неправедных врагов.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Пс.54:5 .  Сердце мое трепещет во мне, и смертные ужасы напали на меня; Пс.54:6 .  страх и трепет нашел на меня, и ужас объял меня. Пс.54:7 .  И я сказал: «кто дал бы мне крылья, как у голубя? я улетел бы и успокоился бы; Пс.54:8 .  далеко удалился бы я, и оставался бы в пустыне; Пс.54:9 .  поспешил бы укрыться от вихря, от бури». Возмущение жителей и недовольство Давидом приняло уже такие размеры, что последний желал с быстротою голубя уйти в пустыню, чтобы успокоиться от постоянно гнетущих его ожиданий грубого нападения со стороны врагов. Сравнение с голубем, самой быстрой из птиц по своему полету, указывает на степень опасности, которой подвергался Давид. Он ждал «вихря» и «бури», т. е. взрыва возмущения, которое уже было хорошо подготовлено. Пс.54:10 .  Расстрой, Господи, и раздели языки их, ибо я вижу насилие и распри в городе; Сила врагов, а отсюда и степень опасности для Давида, зависела от их сплоченности, почему Давид и молит Господа «расстроить врагов». Молит и о том, чтобы Господь поселил в них несогласие и раздор, и чтобы сделал бесплодными их усилия для достижения цели своих злых желаний (гибели Давида), как бесплодна была попытка послепотопных людей, за смешением их языков, докончить Вавилонскую башню ( «раздели языки их»). Враги заслуживают такой гибели. Давид уже видит, как временное преобладание их в Иерусалиме сопровождалось развитием «насилий и распрей» в городе, т. е. раздоров, какие они внесли в жизнь, Пс.54:11 .  днем и ночью ходят они кругом по стенам его; злодеяния и бедствие посреди его; Пс.54:12 .  посреди его пагуба; обман и коварство не сходят с улиц его: Более частное указание господствовавших в то время настроений в жизни Давид указывает в словах: «злодеяния и бедствие, ...обман и коварство» посреди его города. Под злодеянием нужно разуметь общее указание на самоуправство врагов Давида, проявлявшееся в грубом нарушении закона Моисеева, с которым должно было сообразоваться всякое распоряжение и управление; «бедствие» – страдание, которое указывает как на беззащитность каждого ищущего правды, так и на то, что враги Давида преследовали личную выгоду, не справляясь с тем, будет ли через это тяжело другим, или нет. «Обман» – взяточничество, коварство, ласкательство, лицеприятие. На стенах, равно как и на площадях и в воротах города обыкновенно производилось у евреев, как и у всех восточных народов, судебное разбирательство и обсуждение дел общественных: таким образом, как в общественных, так и в судебных делах тогда царили в Иерусалиме произвол и самоуправство.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Пс.72:3 .  Я позавидовал безумным, видя благоденствие нечестивых. «Яко возревновах на беззаконныя, мир грешников зря». Как огнем меня жгло, когда видел, что живущие злочестиво и беззаконно пребывают в мире и великом счастии. Пс.72:4 .  Ибо им нет страданий до смерти их, и крепки силы их. «Яко несть восклонения в смерти их». Акила перевел так: «нет страданий в смерти их». А Симмах: «не помышляли о смерти своей», то есть испытуемые в опасностях не отрекались от себя самих. Слово же: «восклонение» ( ννευσις) означает отречение; ибо, намереваясь отречься от чего-либо, обыкновенно восклоняем голову. «И утверждения в ране их», то есть, не надолго приближается к ним скорбное. Пс.72:5 .  На работе человеческой нет их, и с прочими людьми не подвергаются ударам. «В трудех человеческих не суть, и с человеки не приимут ран». Все дела у них текут благоуспешно, не несут они ни трудов, ни бедствий, ни наказаний, подобно другим людям. Пс.72:6 .  Оттого гордость, как ожерелье, обложила их, и дерзость, как наряд, одевает их; «Сего ради удержа я гордыня их до конца: одеяшася неправдою и нечестием своим». Отсего вдались они в кичливость и надмение и, не страшась наказаний за прежние грехи, увлеклись в большее беззаконие. Словом: «одеяшася» Пророк изобразил множество неправды, как бы отвсюду их окружающей. Пс.72:7 .  выкатились от жира глаза их, бродят помыслы в сердце; Пс.72:8 .  над всем издеваются, злобно разглашают клевету, говорят свысока; Пс.72:9 .  поднимают к небесам уста свои, и язык их расхаживает по земле. «Изыдет яко из тука неправда их». Тук, как говорили мы неоднократно, означает благосостояние и благополучие. Посему, говорит Пророк, пребывая в таком благоденствии, со всею небоязненностию отваживаются делать неправду. «Преидоша в любовь сердца их». «Помыслиша и глаголаша в лукавстве, неправду в высоту глаголаша»: «Положиша на небеси уста своя, и язык их прейде по земли». Недовольно для них делать неправду людям, но словами и помыслами, как стрелами, стараются поражать и самое небо. Дает же сим разуметь Пророк хулы на Бога, злословие о народе Божием и поругания божественнаго храма. Но яснее выразил сие в псалме сорок первом: «быша слезы моя мне хлеб день и нощь, внегда глаголатися мне на всяк день: где есть Бог твой» ( Пс.41:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Пс.85:5.   Яко Ты, Господи, Благ и Кроток, и Многомилостив всем призывающым Тя. Как «благ» — Господь сострадателен, как «кроток» — поддерживает падающих во грехах. «Милует всех призывающих» Его чрез нищелюбие, добродетели, веру и слезы. Те, следовательно, кто не призывает Бога, не могут быть и помилованы. Итак, молитва служит для нас и оружием, и убежищем, и дверью спасения (Златоуст). Пс.85:6.   Внуши, Господи, молитву мою, и вонми гласу моления моего. «Внуши» — сочти достойной твоего слуха, «Господи, молитву мою» и «вонми» — окажи милосердие молящемуся (Златоуст). Пс.85:7.   В день скорби моея воззвах к Тебе, яко услышал мя еси. «Скорби» часто убивают молитву и приводят человека к пренебрежению ею, но Давид, напротив, взывал сильнее и прилежнее не от отчаяния — но от твердой веры в молитву. Повторение же всякой молитвы — есть благовонная жертва перед Богом (Златоуст). Пс.85:8.   Несть подобен Тебе в бозех, Господи, и несть по делом Твоим. Не только Сын Божий говорил о Себе уничиженно, когда и Бог Отец, не воспринявший плоти, делает то же самое. И Он, ради спасения слушающих, попустил сказать о Себе много уничиженного; поставил Себя выше языческих богов — чрез сравнения Себя с ними. Все это недостойно Бога, но достойно в других отношениях: Он столько человеколюбив, что для нашего спасения пренебрегает выражениями, подобающими Его достоинству (Златоуст). Пс.85:9.   Вси языцы, елики сотворил еси, приидут и поклонятся пред Тобою, Господи, и прославят имя Твое. Истину этого пророчества показали события, последовавшие по вочеловечении Бога и Спасителя нашего (Феодорит). Пс.85:10.   Яко Велий еси Ты, и творяй чудеса, Ты еси Бог един. «Чудеса» Божии непостижимы; как Слово Божие сошло на землю и не отлучилось от Отца. Пс.85:11.   Настави мя, Господи, на путь Твой, и пойду во истине Твоей: да возвеселится сердце мое боятися имене Твоего. Пророк просит страха пред Ним — ибо отсюда приходит к нам истинная радость сердцу и душе (Златоуст). Пс.85:12.   Исповемся Тебе, Господи Боже мой, всем сердцем моим, и прославлю имя Твое в век:

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2800...

Пс.91:7 .  Человек несмысленный не знает, и невежда не разумеет того. Пс.91:8 .  Тогда как нечестивые возникают, как трава, и делающие беззаконие цветут, чтобы исчезнуть на веки, – Пс.91:9 .  Ты, Господи, высок во веки! Пс.91:10 .  Ибо вот, враги Твои, Господи, – вот, враги Твои гибнут, и рассыпаются все делающие беззаконие; Пс.91:11 .  а мой рог Ты возносишь, как рог единорога, и я умащен свежим елеем; Пс.91:12 .  и око мое смотрит на врагов моих, и уши мои слышат о восстающих на меня злодеях. Пс.91:13 .  Праведник цветет, как пальма, возвышается подобно кедру на Ливане. Такое чувство и настроение писателя питается величием и недосягаемостью для человеческого понимания дел, совершаемых Богом. Многие события по естественному человеческому пониманию могут вселять в него опасения и тревогу, тогда как они приводят к иному результату и концу. Так, напр., умножение и процветание нечестивых является угрозой праведнику, на самом же деле они гибнут по воле Божией, а праведник возносится, чем ясно указывается, как неведомы и глубоки дела и помышления Господа. Писатель здесь разумеет, вероятно, те опасения и тот страх, который навели на евреев и Езекию многочисленные и богохульствующие над его верой в Бога полчища Сеннахерима. По естественному соображению гибель Езекии и Иерусалима казалась неминуемой, по Божественному же определению и воздействию погибли враги, а «рог» «праведника» вознесся, и через это нападение врагов, значение Езекии не только не умалилось, но имя его сделалось настолько известным среди других народов и положение Еврейского государства так упрочилось, как славна на Востоке за свою плодовитость пальма или как прочен кедр, краса и гордость лесов Ливана. Пс.91:14 .  Насажденные в доме Господнем, они цветут во дворах Бога нашего «Насажденными в доме Господнем» являются праведники, живущие верой в Иегову и цветущие от этой веры. Здесь указание на то, что каждый праведник, как в данном случае Езекия, прибегающий искренне к Божественной помощи, не бывает оставлен Им, а получает от Него неожиданную и сверхъестественную помощь. Так было с ассириянами, в одну ночь по воле Бога погибшими в количестве 185 тысяч.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010