Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВСЕДНЕВНЫЕ АНТИФОНЫ [греч. ντφωνα καθημεριν], один из 3 типов антифонов , образующих энарксис (начальную часть) Божественной литургии . Как и 2 др. типа литургийных антифонов (изобразительные и праздничные), В. а. включают 3 антифона, перемежаемые ектениями; после 2-го поется тропарь «Единородный Сыне» , в конце 3-го совершается малый вход . Текст В. а. основан на Пс 91, 92 и 94. 1-й антифон состоит из стихов Пс 91. 2, 3, 4 и 16,   и     с припевом          . 2-й антифон - из стихов Пс 92. 1ab, 1c, 5 с припевом            ; на       поется тропарь «Единородный Сыне». При исполнении первых 2 антифонов рус. богослужебные книги предписывают петь их 1-й стих дважды: сначала до половины, затем полностью (это след визант. практики исполнения антифонов). 3-й антифон состоит из стихов Пс 94. 1, 2-3, 4 и 5 с припевом                      , после чего поются входный стих (Пс 94. 6 с тем же припевом (см. также ст. «Приидите поклонимся» )), во время к-рого священнослужители входят в алтарь, и тропари и кондаки по входе,       к-рых и является заключительным       3-го антифона. Появление В. а. в составе литургии следует относить к VII-VIII вв.: если в «Мистагогии» прп. Максима Исповедника (ок. 630) еще говорится просто о том, что литургия начинается с малого входа, то в «Церковной истории» Псевдо-Германа К-польского (ок. 730) упоминаются В. а. ( Mateos. Célébration. P. 42). Первоначально, вероятно, в состав службы вошел только 3-й из совр. В. а., образовавший входной псалом литургии (из-за слова «приидите» стихов Пс 94. 1 и 6, указывающего на момент входа); впосл. к нему были прибавлены еще 2 антифона, основанные на псалмах, предшествующих Пс 94 в Псалтири (Пс 93 пропущен как не соответствующий радостному характеру службы; см.: Ibid. P. 48-49). В рукописях Евхология, начиная с древнейших из сохранившихся (кон. VIII в. и далее), 3 антифона сопровождаются 3 молитвами (см. ст. Энарксис ).

http://pravenc.ru/text/155478.html

787. αγριωπς (γριος – дикий, ψ, взгляд, лицо) – дикий на вид. 788. γαορω, обыкн. в общ. з., – гордиться, хвастаться. С греч. все: «дикий(,) неудержимо гордящийся». 789. σεμνος – непочтенный, непристойный. 790. βακχεω – совершать праздник Вакха, находиться в вакхическом восторге, неистовствовать; поэт. сл., проз, поздн.; прич. наст., а в нек. рук. – аор. 1. 791. ξοιστρω усил. οστρ()ω (οστρος – овод, жало) – колоть жалом, приводить в бешенство; прич. наст. общ. з. род. п. м. ρ. согласовано с «мир», но в нек. рукописях вин. п. ж. р. согласовано с «грех». 792. греч. род. самост., что выражает и слав. перевод, или определение к «грех»: «грех беснующагося мира». 793. πανσθενς – всесильный, всемогущий; поздн.сл. (у христ пис. с Климента Алекс. III в.). 794. χαθαιρω – снимать, низвергать, уничтожать. 795. Прим. 211. 796. ρχυς – сеть (небольших размеров, вогнутая, для ловли зайцев и т. п.; вообще сеть – δχτοον). 797. против гностиков. 798. Ср. ирм. 3 и песни 4 троп. 2. 799. ВК. 81, 498. 800. ςειχονζω – точно изображать; поздн. сл. 801. РБ. 89, 330. 802. περφυης – сверхъестественный, необыкновенный; др. – слав. «превелие». 803. ВК. 90, 621. 804. φληω – жечь, сожигать. 805. Прим. 513. 806. РБ. 49, 69. 807. ποδομα – погружаться. 808. Вв, 56, 236. 809. Вв. 772. 810. РБ. 104, 438. 811. Перифраз Дан. 3, 57. «И превозносите во все века» в греч. нет для ирмоса и 1 тропаря; в др. – слав. нет всюду «все». 812. Еврейское и вообще семитическое выражение вм. «Вавилон»; ср. Ис. 23, 10; Пс. 136, 8 и мн. др. 813. δορκτητος – приобретенный копьем, завоеванный, пленный: др. – поэт. сл., проз. поздн. 814. πας – дитя, мальчик, отрок, юноша, сын, слуга, раб. 815. Вв 610. 816. λιτανεω – просить, умолять, у христ. пис. с в. VI – совершать религиозную процессию. 817. РБ. 100, 415. 818. πνθος – печаль, горе. 819. Вв. 56, 237. 820. παρακλνω – наклонять, изменять. 821. ργανον – орудие, инструмент. С греч. все: «скорбь отложила орудия песни». 822. Прим. 660. 823. νθος – незаконнорожденный (такими у афинян считались и дети от брака с иностранкой), поддельный; в греч. мн. ч. с предл. ν – в. след. «среди чужих детей».

http://predanie.ru/book/220333-rozhdestv...

Востани, поучися в нощи, в начале стражбы твоей, пролей, яко воду, сердце твое пред лицем Господним, воздвигни к Нему руце твои о душах младенец твоих, разслабленных гладом в начале всех исходов» ( Плч. 2:18–19 ); чтоб и против нас не было сказано: «восплакася земля, и растленна бысть вселенная, восплакашася высоцыи земли. Земля бо беззаконие сотвори живущих ради на ней, понеже преступиша закон, и измениша заповеди, разрушиша завет вечный. Сего ради проклятие пояст землю, яко согрешиша живущии на ней. Сего ради убози будут живущии на ней, и останется человеков мало» ( Ис. 24:4–6 ); или сие: «еще мало да идут и падутся вспять, и в беду впадут, и сокрушатся, и пленени будут... яко рекосте: сотворихом завет со адом и с смертию сложение» ( Ис. 28:13–15 ). Если будем избегать сего, то веруем, что «в свое время возсияет звезда от Иакова, и востанет человек от Израиля, и погубит князи Моавитские и пленит все сыны Сифовы» ( Числ. 24:17 ). «И не будет к тому дому Израилеву остен горести и терн болезни» ( Иез. 28:24 ). «И бысть часть Господня, людие его Иаков: уже наследия его Израиль» ( Втор. 32:9 ); и еще: «дам труд их праведником, и завет вечен завещаю им. И познается во языцех семя их, и внуцы их посреди людей: всяк видяй я познает я, яко сии суть семя благословенное от Бога, и радостию возрадуются о Господе» ( Ис. 61:8–9 ). Чрез пророка же Иеремию говорит Господь: «аще премолкнут законы сии от лица Моего, то и род Израилев престанет быти язык пред лицем Моим во вся дни» ( Иер. 31:37 ). 49 . Итак, исследуем пути наши и обсудим шаги наши; и потечем в след вони ведения, скрывая всегда глаголы истины в сердцах своих, чтоб быть «непорочными в пути и ходить в законе Господнем» ( Пс. 118:1 ). Да не устрашает нас немощь тела и долговременность труда; (ибо не вечно будем жить здесь, по сказанному): «отцы ваши где суть и пророцы? Еда во веки поживут? обаче словеса Моя и законы Моя приемлете, елико Аз заповедаю в Дусе Моем рабом Моим пророком, иже постигнуша отец ваших» ( Зах. 1:5–6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Предполагаемые мною разночтения в еврейском тексте в объяснение общих отступлений от него нашей книги с переводом LXX не только возможны и естественны, но и находят для себя те или другие основания в самом еврейском тексте. Воспроизведём все эти разночтения (ср. стран. 48–56 и 62–78): 2Пар. 35:3 : , у LXX переведено: το γιασθναι ατος ср. 2Ездр. 1:3 : γισαι αυτος (т. е. переводчики производили еврейское слово от глагола , а не от прилагательн. ; ср. также Vulg.: sanctificabatur). 2VIap. 36:6: , у LXX по Александр. рукоп.: κα τ για 5 ср. 2Ездр. 1:6 : κα τς θυσ ας (т. е. читали ср. 2VIap. 35:13: у LXX: κα τ για и 2Ездр. 1:11 : κα τς θυσ ας). 2VIap. 35:9: , у LXX: δελφς ατο ср. 2Ездр. 1: 9 : δελφς (т. е. читали , а не ). 2Пар. 35:12 : , у LXX: ες τ πρω ср. 2Ездр. 1:11 : τ πρωιν ν (т. е. читали , вместо : ср. также 1Ездр. 3:3 : , у LXX: τ πρω и 2Ездр. 5:49 : τ πρωινν; 1Цар. 11:5 : , у LXX: μετ τ πρω, т. е. опять читали ). Чтение лежит также в основе сирского и арабского переводов 6 . 2Пар. 35:13 : , у LXX: κα εοδ θη ср. 2Ездр. 1:12 : μετ εωδ ας (т. е. производили еврейское слово от а не от ). 2VIap. 35:25: , у LXX: ο ρχοντες κα α ρχουσαι ср. 2Ездр. 1:32 : ο προκαθ μενοι σν γυναιξν (т. е. читали : ср. также Пс. 68:26 : у LXX: ο ρχοντες, т. е. опять читали ). 2Пар. 36:6 : у LXX: κα π γαγεν ατν ср. 2Ездр. 1:40 : κα π γαγεν (т. е. читали ср. также Vulg.: duxit). 2VIap. 36:17: , у LXX: ν χερσν ατν ср. 2Ездр. 1:53 : ες τς χερας ατν (т. е. читали , вместо, ; ср. Vulg: in manibus ejus). 1Ездр. 4:2 : , у LXX и 2Ездр. 5:66 : κα ατ (т. е. читали , что и подтверждает ). 1Ездр. 5:12 : , у LXX и 2Ездр. 6:15 : ες χερας (т. е. читали , вместо . Vulg.: in manus). 1Ездр. 6:4 : , у LXX: ε ς ср. 2Ездр. 6:25 : καινο ν ς (т. е. читали , вместо ; ср. Vulg.: novi, а перевод. Лютера: еипе). 1Ездр. 7:25 : , у LXX и 2Ездр. 8:23 : το θεο (т. е. читали ): сравн. далее в том же 25 ст. и след. 26 ст. , у LXX: το θεο (т. е. читали ), а во 2Ездр. 8:23 ,. 24: το θεο σου (т. е. чит. ).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sharap...

Видя, что все в мире условно и случайно, и восходя через непрерывный ряд следствий и причин далее и далее, он невольно сознается, что этой цепи случайных существ, происходящих друг от друга, в бесконечность простирать нельзя (иначе будет нелепость), и что надобно наконец предположить существо первое, самобытное, которое само ни от кого не получило бытия, а есть первоначальная причина всего существующего. Как возможно такое существо, не имевшее никогда начала и существующее от себя и чрез себя, — мы вовсе не понимаем; но тем не менее чувствуем, что бытие Его есть необходимое требование нашего разума. Покоряясь этому-то требованию, самобытность Божию признавали даже и языческие философы. 3. Независимость Под именем независимости в Боге разумеется такое свойство, по которому Он и в существе, и в силах, и в действиях своих определяется только сам Собой, а не чем-либо сторонним, и есть самодовольный ( αυταρκης , ανενδες ), самовластный ( αυτεξοσιος ), самодержавный ( ατοκρατς ). Это свойство Божие вытекает уже из предыдущего. Если Бог есть существо самобытное, и все, что ни имеет, имеет только от Себя, то, значит, Он ни от кого и не зависит, по крайней мере, по бытию своему и силам. Но кроме того Священное Писание изображает независимость Божию и в чертах раздельных, - а) когда говорит, что Бог не нуждается ни в чем стороннем, напротив сам дарует всем все: Бог, сотворивший мир и всё, что в нем, Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворенных храмах живет и не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чем-либо нужду, Сам дая всему жизнь и дыхание и всё (Деян. 17:24—25; срав. Ис. 40:28). А первое чувство зависимости бывает в нас именно в то время, как только мы сознаем, что без внешней помощи мы обойтись не в состоянии. б) когда утверждает, что ничто стороннее и не может сообщить чего-либо Богу ни в отношении к Его бытию и совершенствам, ни в отношении к действиям. Кто уразумел дух Господа, и был советником у Него и учил Его? С кем советуется Он, и кто вразумляет Его и наставляет Его на путь правды, и учит Его знанию, и указывает Ему путь мудрости? (Ис. 40:13—14); или кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать? Ибо все из Него, Им и к Нему (Рим . 11:35—36). в) когда представляет нам Бога полным владыкой над всеми прочими существами, которого, след., никто и ничто не может к чему либо принудить. Моя вселенная и все, что наполняет ее (Пс. 49:12); Господи, Господи, Царю, Вседержителю! Все в Твоей власти, и нет противящегося Тебе, когда Ты захочешь спасти Израиля; Ты сотворил небо и землю и все дивное в поднебесной; Ты — Господь всех, и нет такого, кто воспротивился бы Тебе, Господу (Есфир. 4:17), ибо все служит Тебе (Пс. 118:91). г) когда, наконец, свидетельствует, что Бог, действительно, свободен от всякого внешнего принуждения и действует по изволению воли Своей (Еф. 1:11).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3596...

   Он говорит о Себе: «Я свет миру; кто после­дует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Ин 8:12). И еще: «Я Свет пришел в мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме» (Ин 12:46). И еще: «Суд же состоит в том, что Свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели Свет, потому что дела их были злы», и прочее (Ин 3:19). К этому Свету приступили апостолы и в след Его пошли, пошли святители, мученики, преподобные и все святые, и просветились, и ныне сияют, как светила во царствии Его.     «Приступим» и мы «к Нему, и просветимся, и лица» наши «не постыдятся» (Пс 33:6). Любовь к миру и грех есть тьма, — отвратимся от тьмы и обратимся к Свету этому, и возлюбим его, и прилепимся ему, и пойдем в след его, и не бу­дем ходить во тьме, но будем иметь Свет жиз­ненный. Всякий, удаляющийся от света, во тьме ходит, а приходящий к свету во тьме не пребудет. Свет есть Христос, и ходящий в след Христа не будет ходить во тьме; а не ходящий во след Его непременно во тьме будет и будет заблуждаться.    Рассуждай об этом.    Спасайся.    Спрашиваешь ты: что значит в след Хрис­та ходить? Христос ныне одесную Бога Отца сидит, — как же можем в след Его ходить?    Ответ:    1) Непременно все христиане должны в след Христа идти, как овцы в след Пастыря своего, как рабы в след Господа своего, как ученики в след Учителя своего, как воины в след Вождя и Царя своего, как члены духовные в след Главы своей. Надо им здесь соединен­ными быть со Христом, дабы и в будущем веке с Ним вместе быть сподобились. Кто здесь от­лучится от Христа, тот и там не будет с Ним.    2) В след Христа ходить не ногами, но серд­цем должно, то есть идти путем тесным и кре­стным, ибо это есть путь Христов. Он этим пу­тем шел и нам пример показал, как апостол его учит: «Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его» (1 Петр 2:21). Христос поучает нас словом и житием Своим смирению, терпению, кротости, любви и прочим прекрасным добродетелям. Будем же последовать Христу, то есть от Него будем учиться — смиряться, терпеть, кроткими быть, любить и прочее добро делать. Так последова­ли Христу все святые, и привел их в небесное отечество. Этим путем смирения и нам идти должно, если хотим в ту страну прийти, чего как себе, так и тебе от сердца желаю.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Приступим и мы к Нему, и просветимся, и лица наши не постыдятся (Пс 33:6). Любовь к миру и грех есть тьма, – отвратимся от тьмы и обратимся к Свету этому, и возлюбим его, и прилепимся ему, и пойдем в след его, и не будем ходить во тьме, но будем иметь Свет жизненный. Всякий, удаляющийся от света, во тьме ходит, а приходящий к свету во тьме не пребудет. Свет есть Христос, и ходящий в след Христа не будет ходить во тьме; а не ходящий во след Его непременно во тьме будет и будет заблуждаться. Рассуждай об этом. Спасайся.   Письмо пятьдесят третье Спрашиваешь ты: что значит в след Христа ходить? Христос ныне одесную Бога Отца сидит, – как же можем в след Его ходить? Ответ: 1) Непременно все христиане должны в след Христа идти, как овцы в след Пастыря своего, как рабы в след Господа своего, как ученики в след Учителя своего, как воины в след Вождя и Царя своего, как члены духовные в след Главы своей. Надо им здесь соединенными быть со Христом, дабы и в будущем веке с Ним вместе быть сподобились. Кто здесь отлучится от Христа, тот и там не будет с Ним. 2) В след Христа ходить не ногами, но сердцем должно, то есть идти путем тесным и крестным, ибо это есть путь Христов. Он этим путем шел и нам пример показал, как апостол его учит: Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его (1 Петр 2:21). Христос поучает нас словом и житием Своим смирению, терпению, кротости, любви и прочим прекрасным добродетелям. Будем же последовать Христу, то есть от Него будем учиться – смиряться, терпеть, кроткими быть, любить и прочее добро делать. Так последовали Христу все святые, и привел их в небесное отечество. Этим путем смирения и нам идти должно, если хотим в ту страну прийти, чего как себе, так и тебе от сердца желаю. Спасайся.   Письмо пятьдесят четвертое Напоследок представляю тебе, что Бог наш есть бестелесный и невещественный, и потому Он есть Дух наичистейший. Так о Нем свидетельствует Писание Святое: Бог есть Дух (Ин 4:24). Что Святое Писание говорит о Нем как об имеющем телесные члены, то не собственно Ему приписывает, но по снисхождению к немощи и слабости понятия нашего (так говорит), поскольку мы иначе не можем понять действий Его, силою Его совершаемых. Так руки, Ему приписываемые, означают всемогущую силу Его, очи – всеведение Его, уши – всего слышание, так как от Него ни слово, ни дело, ни помышление наше сердечное не утаится. И как про всех людей, так и про всякого человека, что делал, говорил, мыслил, и для чего делал то, и что делает, говорит и мыслит, и для чего, и что будет делать, говорить, мыслить, и для чего, – все Ему совершенно явно. Он не имеет рук, но все единым хотением и повелением делает, что хочет; не имеет очей, но все и в сокровенных местах, и в глубине сердца делаемое наблюдает и видит; не имеет ушей, но всякое слово, глас, пение худое и доброе слышит. Рассуждай об этом и берегись делать, говорить и мыслить того, что Ему противно.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

«Блаженны те, коим отпущены беззакония и коих покрыты грехи. Блажен муж, которому Господь не вменит греха» ( Пс.31:1–2 ). «Блажен помышляющий о нищем и убогом: в день лютый избавит его Господь» ( Пс.40:2 ). «Блаженны хранящие истину и творящие правду во всякое время» ( Пс.105:3 ). «Блажен муж, боящийся Господа: заповеди Его он сильно возлюбит», и прочее ( Пс.111 и след.). «Блаженны непорочные в пути, ходящие в законе Господнем. Блаженны изучающие откровения Его: всем сердцем взыщут Его», и прочее ( Пс.118:1–2 и след.). Еще люди блаженными называют тех, «сыновья коих – как отрасли, крепко укоренившиеся в юности своей; дочери их красивы и приукрашены, на подобие храма; житницы их переполнены, высыпается (зерно) через край; овцы их плодовиты, размножаются на пастбищах своих; волы их тучны; нет изъяна в ограде их, и не перебраться через нее, не слышны крики на площадях их: счастливым называют народ, имеющий все это». Но Бог, истинный Судия всего и Источник всякого блаженства ублажает тех, которые Господа Богом своим имеют и в Нем все блаженство свое полагают: «Блажен народ, почитающий Господа Богом Своим» ( Пс.143:12–15 ). Еще, показывая нам, что такое истинное блаженство и желая нас к тому привести, Бог говорит: «Блаженны нищие духом», то есть смиренные сердцем; «блаженны плачущие», то есть о грехах своих и окаянстве своем душевном; «блаженны кроткие», которые прощают согрешения ближним своим, не воздают злом за зло и не помнят зла; «блаженны алчущие и жаждущие правды», которые, не видя в себе никакой правды своей, желают правды о Христе Иисусе; «блаженны милостивые», которые ближних своих, как братьев своих, требующих милости, снабжают и помогают им, и прочее ( Мф.5:3–7 и след.). Еще ублажает Бог не тех, которые на обед или вечерю друг друга зовут, ибо воздаяние друг от друга приемлют, но тех, которые зовут нищих, увечных и всяких бедных, которые не имеют, что воздать звавшим, «ибо воздастся им в воскресение праведных» ( Лк.14:13–14 ). Видишь ли, христианин, как мнение человеческое погрешительное от святого Божия слова исправляется, и немощь душевная исцеляется.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Месть, мстить До тех пор пока люди нарушают Божьи заповеди, будут существовать обиженные, а причиненное зло – требовать отмщения. Существует неписаный закон М., которым руководствовался, в частн., Ламех, хваставшийся, что исполнил кровную М. ( Быт 4 и след.). I. В ветхозаветные времена у израильтян действовал закон воздаяния: «Око за око, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу, обожжение за обожжение, рану за рану, ушиб за ушиб» ( Исх. 21:24.25 ). Этот закон, т.о., устанавливал границы возмездия, которое не должно было превышать причиненного ущерба. «Кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека», – предостерегает Библия ( Быт. 9:6 ). В ВЗ действовал принцип кровной М., когда право возмездия предоставлялось самому человеку. Отмщение, которое осуществлял мститель за кровь (⇒ Кровная месть ), было хорошо известно в Израиле. Но такое воздаяние имело известные пределы, что выражалось в существовании ⇒ городов-убежищ , где могли укрыться люди, совершившие непреднамер. убийство ( Числ. 35:12 ; Втор. 19:1–13 ). II. Только Бог может наказывать за содеянное зло. «У Меня отмщение и воздаяние» ( Втор. 32:35 ; Рим. 12:19 ; Евр. 10:30 ), – говорит Он. Бог не случайно назван «Богом воздаяний» ( Иер. 51:6.56 ), ибо Он поражает Своих врагов ( Втор 32 и след.). В Библии говорится о том, что наступит «год возмездия» ( Ис. 34:8 ) и придет «день отмщения» ( Ис. 61:2 ; Иер. 46:10 ; Лк. 21:22 ). Этот день Божьего суда станет одноврем. днем облегчения для «робких душею» ( Ис. 35:4 ) и годом искупления для принадлежащих Богу ( Ис. 63:4 ). Христос при Своем Втором пришествии в славе также принесет отмщение тем, кто противился Благой Вести ( 2Фес. 1:8 ). Отсюда понятны обращенные к Богу призывы об отмщении, бытовавшие вплоть до времен НЗ. Так испытуются люди, которые не хотят ждать, пока Бог совершит возмездие (см. Пс. 124:3 ). «Где же ваш Бог?» – спрашивают христиан неверующие, когда речь идет о наказании за совершенное зло. В этот момент верующие могут впасть в искушение, молясь о том, чтобы сделалось известным «пред глазами нашими» Божье отмщение ( Пс. 78:10 ), или взывая: «Боже отмщений, Господи, Боже отмщений, яви Себя! Восстань, Судия земли, воздай возмездие гордым!» ( Пс. 93:1.2 ). Пр. Иеремия, которому жители его родного г. Анафофа грозят расправой, взывает к Господу: «Дай увидеть мне мщение Твое над ними!» ( Иер. 11:20 ). Даже ученики Иисуса, возмущенные отказом самарян пустить Иисуса в их селение, хотят призвать с неба Господне отмщение ( Лк 9 и след.). И на небе души мучеников вопиют «громким голосом, говоря: доколе, Владыка святый и истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу?» ( Откр. 6:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Свят только Бог. Он пребывает как в полной Своей непричастности к грешному миру, так и среди мира — в Своих святых. Так Моисей слагает песню Богу вместе с сынами Израиля после гибели египтян: «Кто, как Ты, Господи между богами? Кто, как Ты, величествен святостью, досточтим хвалами, творец чудес? Ты простер десницу Твою; поглотила их земля. Ты ведешь милостью Твоею народ сей, который Ты избавил; сопровождаешь силою Твоею в жилище святыни Твоей. […] Введи его и насади его на горе достояния Твоего, на месте, которое ты соделал жилищем Себе, Господи, во святилище, которое создали руки Твои, Владыка!» (Исх 15:11; и след.). В том и святость Божья, что Он посреди мира устроил Себе жилище, и из этого жилища исходит суд и спасение (Пс 99 и др.). В святыне, однако, святой соединяется со своим народом. Это происходит через примирение, которое достигается не иначе, как в святыне (Лев 16:16; и след.). Бог заключает завет со Своим народом. Он выделяет его, Он делает его Своим достоянием. «Святы будьте, ибо свят Я Господь, Бог ваш» (Лев 19:2;), и «свят Я Господь, освящающий вас» (Лев 21:8;). -Это то основание, на котором зиждется Завет. Все дальнейшие установления, которые даны народу и которые он должен хранить, имеют предпосылкой и целью святость Божью и общины Его. Как Бог в святости Своей чужд греха, так и община святых. Он Сам их избрал. Он сделал их Церковью Своего завета. Он соблюл их в святости и чистоте. Святость — храм, а храм — это тело Христово. Так в теле Христовом исполняется воля Божья об общине святых. Взятое из греховного мира в удел Бога, тело Христово — святыня Божия в мире. В ней живет Бог с Духом Святым. Как это происходит? Как Бог создает из грешных людей общину святых, неподвластных греху? Как Бог отводит упрек в неправедности, когда Он соединяется с грешником? Как оправдаться грешнику и как оправдаться Богу? Бог оправдывается Сам, принося доказательство Своей праведности. В кресте Христовом происходит чудо самооправдания Божия перед Собой и перед людьми (Рим 3:21; и след.). Грешник должен отступиться от греха, представ перед Богом. Но разделение с грехом дается грешнику лишь в смерти. Так велики грехи его жизни, что он должен умереть, освободиться от греха. Только так Бог восстанавливает справедливость — Он убивает грешника. И что же — грешник должен жить и быть святым перед Богом? Как это возможно?

http://predanie.ru/book/220779-sleduya-h...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010