32 . Но ты удивляешься этому событию? Удивилась ему и Сама Родившая. Ибо говорит Она Гавриилу: как будет Мне это, когда Я мужа не знаю? (ср. Лк.1:34 ). А он отвечает: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сын Божий (ср. Лк.1:35 ). Чистое и непорочное рождение. Ибо где дышит Дух Святой, там нет никакой нечистоты. Непорочно плотское рождение от Девы Единородного, хотя еретики прекословят этой истине. Обличит их Дух Святой, оскорбится ими сила Вышнего осенившая, станет против них Гавриил в день судный, постыдит их место яслей, принявшее Господа. Свидетелями будут на них пастыри, благовествовавшие тогда, и воинство Ангелов, хвалящих, воспевающих: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение ( Лк.2:14 ). Будут свидетелями храм, в который принесен был Он тогда в сороковой день, две горлицы, принесенные за Него, и принявший Его тогда в объятия Симеон, и бывшая при том пророчица Анна. 33 . Итак, когда Бог свидетельствует, свидетельствует вместе Дух Святой, и Христос говорит: За что ищете убить Меня? ( Ин.7:19 ), – то да умолкнут еретики, противоречащие человечеству Его. Ибо противоречат они Тому, Который говорит: осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня ( Лк.24:39 ). Да поклоняемся рожденному от Девы Господу, и да познают девы венец своего состояния, да познает и чин монашеский славу чистоты, ибо мы не лишаемся достоинства за чистоту. Хотя во чреве Девы был девять месяцев Спаситель, впрочем, мужем сделался тридцати трех лет. Потому если приемлет честь Дева за девятимесячное время, то гораздо более мы – за время многих лет. 34 . Все да проходим поприще чистоты при помощи благодати Божией, юноши и девицы, старцы и отроки ( Пс.148:12 ). Да не предаемся невоздержанию, но да хвалим имя Христово. Познаем славу чистоты, ибо она есть венец ангельский, вещь, превышающая человека. Будем хранить тело, имеющее воссиять подобно солнцу. Для малого удовольствия не оскверним сего столь славного тела. В краткое время, в один час совершается грех, а стыд через многие годы вечно продолжится. Старающиеся о чистоте – суть Ангелы, живущие на земле. Девы имеют часть с Марией Девой. Да отвергнут они всякое излишнее украшение, всякий нечистый взор, всякую небрежную поступь, всякий блеск одежды и приманку сладострастия – благовонные запахи. Благовонием же для всех да будет благовонная, с добрыми делами соединенная молитва и святость телесная, чтобы родившийся от Девы Господь как о нас, хранящих чистоту мужах, так и о достойных венца женах сказал: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду им Богом, и они будут Моим народом ( 2Кор.6:16 ; Лев.26:11–12 ). Слава Ему во веки веков. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

Но кто пренебрегает словами Господними, святые повеления Его считает ничем, кто нарушает и одну из заповедей Его малейших (Ср. Мф.5:19 ), как например, благий совет Его: внемлите же себе, да никогда отягчают сердца ваша объедением ( Лк.21:34 ), – над такими изрекается и в сей жизни еще сбывается страшное определение, о котором пророк сказал: да будет трапеза их в сеть и в соблазн, и в воздаяние им; да помрачатся очи их, еже не видети ( Пс.68:22, 23 ). Сие сбылось не над одним человеком, но над целым потомством патриарха Иакова, как говорит Писание: и яде Иаков, и насытися, и отвержеся возлюбленный, уты, утолсте, расшире, рассвирепе ( Втор.32:15 ). Когда отвергается человек от Господа сердцем своим, – а это тогда бывает, когда делается оно нечисто, бывает занято помышлением земным, – тогда ум его помрачается, и душа его ввергается во тьму и сень смертную. Ибо Господь говорит: ходяй по Мне, не имать ходити во тьме ( Ин.8:12 ); а кто не последует за Ним, не внимает Его уставам, о таких сказано: даде им Бог духа нечувствия, очи не видети и уши не слышати ( Рим.11:8 ). На них указывая, Господь говорит через пророка: огрубело сердце людей сих, и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят и не услышат, и не обратятся, чтобы Я исцелил их ( Мф.13:15 ). Так, значит, страшно состояние сих людей, которые не внимают предостережению Господню: смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объедением и пьянством, и заботами житейскими ( Лк.21:34 ). Предостерегая нас от огрубелости и нечувствительности сердца, апостол говорит: Духа не угашайте ( 1Фес.5:19 ). Горе же тому из нас, в ком благие чувства оцепенели, и дух, еже хотети и еже деяти благие дела (Ср. Фил.2:13 ), угас, – свет истины померкл в уме, помраченном попечением земных. Есть ли же им надежда на спасение? Жители великого города Ниневии, ожесточенные пред Богом грешники, подают пример собою и надежду, как могут и самые закоренелые во зле исправиться в три дня и спастись от предстоящей, уже определенной Богом погибели. Сокрушите сердца ваши, – говорит Писание таким, – и обратитеся ко Господу Богу, яко милостив и щедр есть, и раскаивайся о злобах ( Иоил.2:13 ). Приближитеся Богу, и приближится вам; постраждите и слезите и плачитеся; смех ваш в плач да обратится, и радость в сетование ( Иак.4:8, 9 ) Обратитеся ко Мне, – и Господь сказал, – всем сердцем вашим, в посте, и плаче, и рыдании ( Иоил.2:12 ), и дам вам сердце новое, и дух нов дам вам; и сотворю, да в заповедех Моих ходите, и суды Мои сохраните, – и будете Ми в люди; Аз же буду вам в Бога ( Иез.36:26, 28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Объяснение. Того, что здесь говорится, об умерших праведниках нельзя сказать. Их тела по смерти свидетельствуют о могуществе и славе Божией. Об этом говорится у того же Премуд. сына Сираха: Сир.48:12–15 , а потому при виде этого Божия могущества, бываемого чрез мощи святых угодников, мы сами должны прославлять Бога. Ис.8:19 . «И когда скажут вам: «обратитесь к вызывателям умерших и к чародеям, к шептунам и чревовещателям», тогда отвечайте: не должен ли народ обращаться к своему Богу? Спрашивают ли мёртвых о живых?» Объяснение. Язычники, о которых здесь говорится, не только спрашивали мёртвых о живых, но даже оракулов и истуканов, сделанных их же руками, думая узнать от них будущее. Православные же христиане никогда не обращались к мощам угодников Божиих с такими вопросами, а только оказывают им то или иное почитание, подобное тому, какое в Ветхом Завете оказал Моисей костям Иосифа: Исх.13:19 , и Иакова: Быт.50:7–9 , вынесши их с большими почестями из Египта в землю Ханаанскую. Иер.8:1–2 . «В то время, говорит Господь, выбросят кости царей Иуды, и кости князей его, и кости священников, и кости пророков, и кости жителей Иерусалима из гробов их; И раскидают их пред солнцем и луною, и пред всем воинством небесным (пред звёздами), которых они любили, и которым служили, и в след которых ходили, которых искали и которым поклонялись; не уберут их и не похоронят; они будут навозом на земле». Объяснение. Эти слова Иеремии не имеют никакого отношения к святым мощам угодников Божиих, которые пользовались уважением евреев: Быт.50:7–9 ; Исх.13:19 . Здесь Господь устами пророка обличает Иудеев за их идолопоклонство и коснение во зле: ст.4–5. За такое беззаконие, за то, в частности, что Иудеи приносили человеческие жертвы: Иер.7:30–34 , Господь накажет еврейский народ и даже давно умерших, между прочим, тем, что предаст кости их посрамлению: Иер.16:4:34:20 . В Священном Писании много есть доказательств богоугодности почитания святых останков угодников Божиих, божественного попечения об этих останках – нетлении их и чудесах, являемых чрез них: 1Кор.15:53 ; 2Тим.1:8–10 ; Пс.33:20–21:15:10 ; Деян.2:27 . Так как Христос был не только Бог, но и человек безгрешный, то и пророчество о нетлении тела Христова относится и к телам Его последователей: 1Кор.15:48–49 ; 2Кор.4:10–11 ; Мф.27:52 . Бог проявлял великие чудеса даже и чрез кости ветхозаветных праведников: 4Цар.13:21 ; Сир.49:12:48:14–15 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

" Хотя слово " грех " употребляется здесь (в словах " первородный грех " - П.В.) в переносном смысле и свидетельствует о болезненном состоянии человеческой природы, но не означает какой-либо нашей личной виновности. Мы виновны за свои личные грехи и ту греховную страстность, которая возникает в нас за невоздержание наше " (104:28). " Но дети Адама и Евы не были повинны в их преступлении и не могли сознать себя преступными только на том основании, что их родители были преступниками " (108:105). 62. Господь не оставляет грех без соответствующего наказания (см., например, Исх.34:7; Чис.14:18; Евр.2:2), за исключением отдельных случаев (см., например, Иез.33:14 -16). О наказании за грех также говорили царь Соломон и Иисус, сын Сирахов: " Суд над согрешающими следует всегда за преступлением неправедных " (Прем.14:31); " Не прилагай греха ко греху, ибо и за один не останешься ненаказанным " (Сир.7:8); " И хотя бы и один был непокорный, было бы удивительно, если б он остался ненаказанным " (Сир.16:11). " Во всяком грехе находится вина и наказание, как два червя в испорченном зубе или в трухлявом дереве скрываются. Вины (то есть греха) Бог не хочет, но наказания, действительно, для нас предустановляет, да теми предает нас на измождение (на казнь) " (107:477). " Грех в самом себе несет болезнь, наказание человеку. Страдания являются следствием грехов. В некоторых страстях причины страданий очевидны, например: в пьянстве, наркомании. В других, особенно душевных, это сложнее заметить, но они поражают человека не менее жестоко. Что только не сделали зависть, самолюбие, алчность и т.д. Не они ли порождают ссоры, вражду, убийства, войны и т.п.? " (105:129). 63. Из слов царя Давида к Господу можно сделать вывод о том, что согрешил именно Давид, а наказанию подверглись, помимо его самого, также и его подданные: " вот, я согрешил, я поступил беззаконно; а эти овцы, что сделали они? " (2Цар.24:16) - или: " я согрешил, я сделал зло; а эти овцы что сделали? " (1Пар.21:17) 64. " Господь, Бог наказывающий вину отцов в детях и в детях детей до третьего и четвертого рода " (Исх.34:6,7). См. также Исх.20:5; Лев.26:39; Чис.14:18,33; Втор.5:9; 12:25,28; 1Цар.2:33; 3:13,14; 2Цар.12:13,14; Пс.36:28; Ис.14:21; Иер.32:18; Плач.5:7; Прем.3:16.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/202/...

Цель эта настолько высока, что, естественно, человек поначалу боится её, считает недостижимой для себя. Тем не менее Бог помогает ему на пути к совершенству и постепенно возводит все выше и выше к Себе. Вот почему нередко Священное Писание уподобляет Церковь высокой горе (Пс. 2; Ис. 2:2—3, 11:1—10 и 26 гл.; Дан. 2:34). Став христианином, человек вступает на подножье горы. Его дальнейшая жизнь – это постоянное восхождение по лествице (лестнице) совершенствования. На самом верху Горы – Господь, окруженный сонмом праведников. Только в этом контексте понятным становятся слова ап. Павла, который пишет христианам: «Вы приступили к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства» (Ев. 12:23). Эти слова замечательны тем, что они удостоверяют в достижимости нравственного совершенства – конечно, в меру нашего существа. Итак, эти и многие другие места Священного Писания, убеждают в том, что спасение неразрывно связано с процессом духовного обновления. Рай, в первую очередь, – это состояние обновленной души. Бог милостиво призывает нас в Свое Небесное Царство, нам надо приложить усилие, чтобы достичь его. Поэтому: «Ищите же прежде всего Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мат. 6:19—34). «Мы сделались причастниками Христу, если только начатую жизнь твердо сохраним до конца» (Евр. 3:12—14). Бог призвал нас стать Его детьми. Естественно, Он желает, чтобы мы уподоблялись Ему. Грех совратил нас на гибельный путь. Христос пришел, чтобы исправить поврежденное. Он помогает нам вернуться на правильный, спасительный путь. Поэтому христианство – это не столько учение, теория, сколько путь, образ жизни. Поняв это, человек поймет и логичность, и целесообразность всего того, что составляет отличительную сторону Православия – его учение о подвиге и воздержании; его таинства, посты, богослужения и праздники; его церковную архитектуру, пение и живопись. Все это вспомогательные средства на пути духовного совершенствования, как сказано: «Все испытывайте, доброго держитесь» (1 Фес. 5:21).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2620...

726. Цветник. Поучение 32. Сведения о священноиноке Дорофее помещены в 1 части, в статье «Посещение Валаамского монастыря». 727. Весьма редкие получают соединение ума с сердцем вскоре после начатия молитвенного подвига, обыкновенно протекают многие годы между началом подвига и благодатным соединением ума с сердцем: мы должны доказать искренность нашего произволения постоянством и долготерпением. 728. Ср.: …роса растений, и земля извергнет мертвецов (Ис. 26:19). 729. Наставление 32. 730. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят (Мф. 5:8). 731. Наставление 29. 732. Наставление 4. 733. Наставление 11. 734. Наставление 11. 735. Наставление 6. 736. ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят (Мф. 7:8). Слово 28, гл. 56. 737. 1 Сол. 5:17. 738. Господи! отверзи уста мои, и уста мои возвестят хвалу Твою (Пс. 50:17). 739. …приносить Богу жертву хвалы, то есть плод уст, прославляющих имя Его (Евр. 13:15). Добротолюбие. Ч. 4. 740. Ответ 177. 741. Мф. 22:12–13. 742. Преподобный Варсонофий Великий и Иоанн Пророк, ответ 325. 743. Лествица. Слово 28, гл. 64. 744. Лествица Божественных даров инока Феофана. Добротолюбие. Ч. 1. — Каллист и Игнатий Ксанфопулы, гл. 54. Добротолюбие. Ч. 2. — Старца Серафима наставление 11. 745–746. Преподобного Варсонофия Великого и Иоанна Пророка ответы 264 и 274; Пс. 45:11. Приведенные здесь ответы даны преподобному авве Дорофею, который по благословению этих Отцов занимался непрестанною памятию Божиею, т. е. умною Иисусовою молитвою. Отцы завещали авве не ослабевать в этом подвиге, но сеять с надеждою, — ответ 263. 747. Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины (1 Тим. 2:4). 748. Лк. 12:49. 749. Ис. 6:7. 750. Притч. 3:34. 751. Ответ 111. 752. Слово о трезвении, гл. 1, 3 и 5. Добротолюбие. Ч. 2. Блаженный Никифор. Слово о трезвении и хранении сердца. Добротолюбие. Ч. 2. 753. Преподобный Симеон Новый Богослов. О третьем образе молитвы. Добротолюбие. Ч. 1. 754. Слово 28, гл. 45. 755. Добротолюбие. Ч. 1. 756. Поведание Затворника описано во 2 т. Аскетических опытов, в «Слове о Страхе Божием и о любви Божией».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1898...

179. И был вечер, и было утро: день один (Быт. 1:5). 180. Физика. 181. Зародыш мой видели очи Твои (Пс. 138:16). 182. Ср.: В начале бе Слово, и Слово бе к Богу, и Бог бе Слово. Сей бе искони к Богу. — В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога (Ин. 1:1–2). 183. Патерик Скитский. 184. Святой Иоанн Дамаскин. Изложение Православной Веры. Книга 2, 3. Об Ангелах. 185. Святой Иоанн Дамаскин. Изложение Православной Веры Книга 4, гл. 13. 186. Сущий (Исх. 3:14). 187. Это относится к одним плотским людям, в которых душа не оживлена действием Божественной благодати. Оживленные этим действием имеют о душе более ясное понятие. 188. Ипотезы [гипотезы]. 189. Трупом называется тело человеческое в первых степенях разложения по оставлении его душою, но еще не разложившееся окончательно. 190. Декарт и его последователи признают душу субстанциею, совершенно противоположной телу, не имеющею с ним ничего общего, не имеющею никакого отношения к пространству и времени; мы признаем такою субстанциею единого Бога. 191. Святой Иоанн Дамаскин. Точное изложение Православной Веры. Книга 4, гл. 13. 192. Мф. 6:27. 193. Мф. 5:36. 194. Ср.: Сей бе искони к Богу. — Оно было в начале у Бога (Ин. 1:2). 195. …если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными… Всякий, делающий грех, есть раб греха… Если Сын освободил вас, то истинно свободны будете (Ин. 8:31,34, 36;. 14:6). 196. Быт. 2:5–6. 197. Быт. 3:16. 198. Быт. 3:16–19. 199. Пс. 50:7. 200. Вереи ея заклепи вечнии — запоры ее (земли) навек (навсегда) стали мне преградой (Иона. 2:7). [Запорами земли пророк Иона называет подводные морские скалы, к которым пророк спустился, когда был брошен с корабля, и которые служат как бы преградою морю — Ред.]. 201. Откр. 22:11, 15. 202. Быт. 2:7, 22;. 3:11–12. Пс. 118:125;. 89:13, 16; 37 и пр. 203. Рим. 5:10. 204. …у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день (2 Пет. 3:8). 205. …ибо Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца (Ин. 6:38).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1898...

24:17-18). И это о враге. И: радуяйся о погибающем не обезвинится (Притч. 17:5). И еще: О, веселящиеся о злых и радующиеся о развращении злем! (Притч. 2:14). И опять-таки: Сетию уловятся веселящиеся о падении благоверных, и болезнь изнурит я прежде смерти их (Сир. 27(32)), и потому помни о днях темных, которых будет много (Еккл. 11:8). Непорочный же Иов говорит: Аще же обрадовахся о падении враг моих, и рече сердце мое: благоже (Иов. 31:29). И блаженный Павел, когда пишет к римлянам, то говорит: Если же некоторые из ветвей отломились, а ты, дикая маслина, привился на место их и стал общником корня и сока маслины, то не превозносись перед ветвями. Если же превозносишься, то вспомни, что не ты корень держишь, но корень тебя. Скажешь: «ветви отломились, чтобы мне привиться». Хорошо. Они отломились неверием, а ты держишься верою: не гордись, но бойся. Ибо если Бог не пощадил природных ветвей, то смотри, пощадит ли и тебя (Рим. 11:17-21). И прибавляет: Любовь… не радуется неправде, а сорадуется истине (1 Кор. 13:6). Посему не допустим, возлюбленные, чтобы при внушениях врага мы бы злорадствовали о бедах ближнего, чтобы и нам в те же самые [беды] не впасть. Но ведь и Иов говорит: ныне же и вы найдесте на мя немилостивно, убо видевше мой струп, убойтеся (Иов. 6:21). Мы же будем молиться вместе с Давидом, говоря: Не отвержи мене во время старости: внегда оскудевати крепости моей, не остави мене. Яко реша врази мои мне, и стрегущии душу мою совещаша вкупе, глаголюще: Бог оставил есть его, пожените и имите его, яко несть избавляй. Боже мой, не удалися от мене (Пс. 70:9-12); Да не возрадуются о мне враждующии ми неправедно и ненавидящии мя туне (Пс. 34:19). Но Твоей силой да возвратятся вспять и постыдятся… глаголющии ми: благоже, благоже (Пс. 39:15-16). Становиться же предметом насмешек и злорадства надлежит нам, а злорадствовать — книжникам и первосвященникам. Ибо сказано, что насмехались первосвященники вместе с книжниками, говоря: Других спасал, а Себя Самого не может спасти; если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста, [Col.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2687...

516. Лествица. Слово 7. 517. О первом образе внимания и молитве. Добротолюбие. Ч. 1. 518. Вышеприведенная статья. 519. 2 Кор. 11. 14. 520. Четьи-Минеи, 23 ноября. 521. Патерик Печерский. 522. Вышеприведенная статья. 523. Добротолюбие. Ч. 1. О прелести и проч. 524. Оборот речи, употребляемый жителями Петербурга. 525. Святой Исаак Сирский. Слово 65. 526. Преподобный Симеон Новый Богослов. Слово о вере. Добротолюбие. Ч. 1. 527. Орловской епархии. 528. Курской епархии. 529. Лествица. Слово 28, гл. 17. 530. Пс. 50. 19. — Слово о мнящихся от дел оправдитися, гл. 34. Добротолюбие. Ч. 1. 531. Лествица. Слово 4, гл. 82, 83. Преподобный Варсанофий Великий, ответ 275. Житие и наставления преподобного Аполлоса. Патерик Алфавитный. 532. О третьем образе молитвы. Добротолюбие. Ч. 1. 533. Житие преподобного Григория Синаита Добротолюбие. Ч. 1. 534. Предисловие к «Преданию, или Уставу Скитскому». 535. Отрывок письма старца Паисия к старцу Феодосию. Писания Паисия. Издание Оптиной Пустыни. 536.  Вы терпите, когда кто вас порабощает, когда кто объедает, когда кто обирает, когда кто превозносится, когда кто бьет вас в лицо (2 Кор. 11. 20). 537. 2 Кор. 10. 1. 538. Святой Исаак Сирский. Слово 36. 539. Собеседование преподобного Максима с преподобным Григорием Синаитом. 540.  Жертвы Ты не желаешь, я дал бы ее; к всесожжению не благоволишь (Пс. 50. 18). 541.  Жертва Богу дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже (Пс. 50 19). 542.  Тогда благоугодны будут Тебе жертвы правды, возношение и всесожжение; тогда возложат на алтарь Твой тельцов (Пс. 50. 21). 543. Мф. 4. 17. 544.  Пойдите, научитесь, что значит: «милости хочу, а не жертвы» (Мф. 9. 13). 545. Мф. 9. 12. Слово 6, о любви, гл. 16. 546. Святой Исаак Сирский. Слово 55. 547. Преподобный Григорий Синаит. Слова 108, 128. Добротолюбие. Ч. 1. Святой Иоанн Карпафийский, гл. 49. Добротолюбие. Ч. 4. 548.  Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием и служением Ангелов, вторгаясь в то, чего не видел, безрассудно надмеваясь плотским своим умом (Кол. 2. 18).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

В книге Судей сказано Вифлеемлянином, отцом молодой женщины, мужу её Левиту: " подкрепи сердце твое куском хлеба, и потом пойдете " (Суд.19:5). И опять Левитом старику Гаваонитянину: " у нас есть и солома и корм для ослов наших; также хлеб и вино для меня и для рабы твоей " (Суд.19:19). И в книге Руфь причиной возвращения Неемини и двух снох её из Моавитской земли в Вифлеем означено: " услышала на полях Моавитских, что Бог посетил народ Свой и дал им хлеб " (Руф.1:6). И опять Вооз сказал Руфи: " уже время обеда; приди сюда и ешь хлеб, и обмакивай кусок твой в уксус " (Руф.2:14). И в книгах Царств: " сказал Саул слуге своему: вот мы пойдем, а что понесем человеку Божию? Потому что хлеба не стало в сумах наших " (1Цар.9:7). И Самуил сказал Саулу: " встретишь мужей, восходящих к Богу в Вефиль: один несет трех козлят, другой несет три хлеба, а третий несет мех с вином " (1Цар.10:3). " И не ел хлеб Ионафан во второй день новомесячия " (1Цар.20:34). " И сказал Давид Ахимелеху священнику: и ныне, если есть у тебя под рукою хлебов пять. И отвечал священник Давиду и сказал: нет у меня под рукой хлебов простых, а только хлебы священные. И дал Авимелех священник Давиду хлебы предложения, потому что не было там другого хлеба " (см. 1Цар.21:2-6). И опять, Давид в Псалмах: " и хлеб сердце человека укрепит " (Пс.103:15). И: " хлеб ангельский ел человек " (Пс.77:25). И: " доколе будешь питать нас хлебом слёзным " (см. Пс.79:5-6)? И Соломон в Притчах: " цена блудницы, как и одного хлеба " (Притч.6:26); и " кто возделывает землю свою, тот будет насыщаться хлебом " (Притч.12:11). И Исайя: " Вот Владыка Господь Саваоф отнимет у Иерусалима и Иуды посох и трость, подкрепление хлебом и подкрепление водою " (Ис.3:1). И: " не буду " , говорит, " вождём твоим, потому что нет в доме моём ни хлеба, ни одежды " (см. Ис.3:7). И: " идите, вложим дерево в хлеб его " (Иер.11:19). В этих изречениях (ибо зачем приводить больше и удлинять речь?) какое, допустишь, имели другое представление о хлебе говорившие о нём, если не общее и нами уже изложенное? И если по твоему любомудрствованию он как род разделяется на виды, квасный и бесквасный, то почему каждый в отличие не обозначал предполагаемого вида прибавкой " квасный " ? Ибо ясно, что о нём все говорили.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/573/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010