3–41 (по евр. сч.), собранные самим Давидом Давидовы псалмы, с прибавлением Пс 2 -го, который, по ясному указанию в 7 ст на данной Давиду обетование, заступает место надписания его имени (И того 2 по 41=40 Псс.=4х10); 2) Псс. 42–50 (=3х3+40=49=7х7), – псалмы современников Давида и Соломона, собранные Асафом, с его 50 псалмом, который заступает место подписи его имени; 3) Псс. 51–7 (=7х3+49=70=7х10), – псалмы Давида, собранные Соломоном, с присоединением его 72 псалма вместо подписи его имени; 4) Пс. 73–85 (7+2х3 или 10+3=13+71=84=7х12), – псалмы современников Давида и Соломона, больше всего Асафовы. Это – четыре основные собрания; из них второе, третье и четвертое – елогимические, соответственно временам Соломона, которому однако, заметим, свойственны не только елогимические писания, как кн Екклезиаста, но также и иеговические, как книга Притчей и Псалмы 126 и 131-й. Затем следуют три собрания: 5) Псс. 86–100 (=15, т.е. 12+3 или 3х5); 6) Пс. 101–107 (=7 псс); 7) Псс. 108–118 (=11, т.е. 2х3+5), которые все, начинаясь Давидовыми, оканчиваются богослужебными псалмами из времени пред наступлением плена, не смотря на то, что, прибавим от себя, начиная с 105-го псалма, все последнего рода псалмы содержат в себе или молитвы об избавлении из плена и рассеяния, или благодарность Господу Богу за избавление. После того как эти три последние собрания соединены были с четырьмя первыми, приставлен был в начале их Пс. 1 -й. Эта древнейшая Псалтирь из времени предшествующего плену увеличена была потом: 8) Псс. 120–137 (=18, т.е. 3х5+3), – собранием песней степеней, оканчивающимся двумя богослужебными 135 и 136, с присоединением от автора Пс. 137 , следовательно после плена; и 9) Псс. 138–149 (=12), – новым дополнительным собранием Давидовых псалмов с прибавлением богослужебных от времени по возвращении из плена, с Пс. 150 -м, как заключительною песнью, собирателя. Оба эти собрания присоединены были к Книге Псалмов 1–118, с прибавлением впереди их 119 Пс., который есть распространение Пс. 1 -го, в духе субъективного благочестия.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Vishny...

10. Благодарение Богу за Его Отеческое наказание «Благо мне, Господи, что Ты смирил меня, чтобы я научился уставам Твоим!» ( Пс.118:71 ). Надобно от сердца признать, что великую милость оказывает нам Бог, когда Отеческим жезлом наказания нас бьет, хотя плоти нашей немощной и горестно. Ибо «Господь, кого любит, того наказывает» ( Евр.12:6 ). Поэтому не роптать, а благодарить Его должно за это. 11. Молитва о хранении языка «Положи, Господи, хранение устом моим, и дверь ограждения о устнах моих» ( Пс.140:3 ). Никаким телесным членом человек не согрешает так, как языком, особенно во время скорби и напасти весьма трудно его удержать. Потому должно от Бога помощи просить, чтобы помог нам управлять им, и говорить только то, что полезно, а о том, что вредно – молчать. 12. Молитва , взятая из псалма 50-го «Отврати лице Твое от грех моих и вся беззакония моя очисти» ( Пс.50:11 ). «Отче, Господи небесе и земли! Молю Тя верою во имя Единороднаго Сына Твоего: отврати лице Твое от грех моих, и обрати на Лице Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа, егоже послал еси «в мир грешники спасти, от нихже первый есмь аз» ( 1Тим.1:15 ), и Его благодатию и человеколюбием вся беззакония моя очисти, с Ним же благословен еси и с Пресвятым Твоим Духом вовеки, аминь». 13. Псалом 118-й весь учит нас, как усердно подобает нам просить Бога, чтобы Он наставил нас на путь Своих заповедей, и отверз ум разуметь чудеса Своего закона. 14. Общая молитва во время нашествия иноплеменников и во всяком общем бедствии: «Воскресни, Господи, помози нам и избави нас имене ради Твоего!» ( Пс.43:27 ). Вторая. «Боже, ущедри ны, и благослови ны, просвети лице Твое на ны, и помилуй ны!» ( Пс.66:2 ). Третья. «Благоволил еси, Господи, землю Твою, возвратил еси плен Иаковль. Оставил еси беззакония людей Твоих, покрыл еси вся грехи их. Укротил еси весь гнев Твой, возвратился еси от гнева ярости Твоея. Возврати нас, Боже спасений наших, и отврати ярость Твою от нас. Еда во веки прогневаешися на ны? Или простреши гнев от рода в род? Боже! Ты обращься оживиши ны, и людие Твои возвеселятся о Тебе.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

2Цар.12:13 ), и он прославляет Господа, как своего покровителя, охраняющего его от скорби, окружающего радостями избавления и являющегося ежу уже не грозным судиею, карателем беззакония, а милостивым Отцом, готовым снисходительно вразумлять, руководить и оберегать нетвёрдого в путях божественных и склонного к погрешностям своего сына. Вместо устрашающих угроз наказания ( 2Цар.12:10–12 ), он слышит теперь в своём сердце кроткий, отеческий успокаивающий голос Господа: не бойся, если в удовлетворение оскорбленной правды, ты и должен будешь испытать некоторые горькие последствия своего грехопадения: не как гневный мститель Я буду наказывать тебя (ср. Пс.6:2 ), но, как соединяющий правду с благостью ( Пс.24:8 ), Я только отечески вразумлю тебя моими наказаниями (ср. Прит.3:11, 12 ; Пс.118:71 ), наставлю тебя на правый путь исполнения божественного закона, по которому тебе нужно идти (ср. Пс.24:4–5 ), буду руководить тебя на этом при, постоянно устремляя на тебя око Мое, т. е. бодрствуя над тобою всеведущим промыслом (ср. Пс.10:4 ), чтобы оберегать тебя от опасностей заблуждения ( Пс.138:23–24 , ср. 18:14) или уныния (ср. Пс.30:23; 142:7 ). Русск. пер. 7–8 ст. соответствует еврейскому, который был одинаков, и у составителя Таргума, и у бл. Иеронима; но слав.-грек.-лат. пер. в 7 ст. имеет некоторые, хотя не существенные, разности, которые можно объяснить другим чтением и сочетанием слов тогдашнего не пунктированного, безраздельного текста. Так: 70 толк. слова (миццар циттерени=от скорби охраняешь меня) относили, в качестве определения, к начальным словам ст. и, кажется, читали первое в ж. р. (митарат), а последнее (тецюрени), производя от (облагать, осаждать) и подразумевая перед ним (ср. Вул. quae circumdedit те), отчего и произошел пер: «Ты прибежище мое от скорби, обнимающей меня». В следующем, затем, полустишии: (ронне фаллет тесовевени) первое слово, стоящее во мн. ч. в сопряж. с вторым, переводчики отделяли в особое обращение к Господу, читая его в ед. ч. с суфф. 1-го лица (ронни)=радость моя; второе, вм.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

45. СОБЕСЕДОВАНИЕ НА ПСАЛОМ 96, НА СЛОВА: « Господь воцарился, да радуется земля » (Пс. 96:1), И НА СЛОВА: « когда Он предаст Царство Богу и Отцу » (1 Кор. 15:24), и о таинстве крещения. 46. СОБЕСЕДОВАНИЕ НА ПСАЛОМ 100. 47. СОБЕСЕДОВАНИЕ НА ПСАЛОМ 101. «Молитва бедного, когда он унывает и изливает пред Господом моление свое» (ст. 1). 48. СОБЕСЕДОВАНИЕ НА ПСАЛОМ 102. 49. СОБЕСЕДОВАНИЕ НА ПСАЛОМ 103. 50. СОБЕСЕДОВАНИЕ НА ПСАЛОМ 104. 51. СОБЕСЕДОВАНИЕ НА ПСАЛОМ 105. 52. СОБЕСЕДОВАНИЕ НА ПСАЛОМ 106. 53. СОБЕСЕДОВАНИЕ НА ПСАЛОМ 107. 54. СОБЕСЕДОВАНИЕ НА ПСАЛОМ 118, О НЕПОРОЧНОМ. СТАТЬЯ 1. 55. СОБЕСЕДОВАНИЕ НА ПСАЛОМ 118. СТАТЬЯ 2. 56. СОБЕСЕДОВАНИЕ НА ПСАЛОМ 118. СТАТЬЯ 3. 57. СОБЕСЕДОВАНИЕ НА ПСАЛОМ 139. 58. СОБЕСЕДОВАНИЕ НА ПСАЛОМ 84. 59. СОБЕСЕДОВАНИЕ НА ПСАЛОМ 85. 60. СОБЕСЕДОВАНИЕ НА ПСАЛОМ 86. 61. СОБЕСЕДОВАНИЕ НА ПСАЛОМ 87. 62. СОБЕСЕДОВАНИЕ НА ПСАЛОМ 88. 63. СОБЕСЕДОВАНИЕ НА ПСАЛОМ 89. 64. СОБЕСЕДОВАНИЕ НА ПСАЛОМ 90. 65. СОБЕСЕДОВАНИЕ НА ПСАЛОМ 91. 66. СОБЕСЕДОВАНИЕ НА ПСАЛОМ 92. 67. СОБЕСЕДОВАНИЕ НА ПСАЛОМ 93. 68. СОБЕСЕДОВАНИЕ НА ПСАЛОМ 94. 69. СОБЕСЕДОВАНИЕ НА ПСАЛОМ 95. 70. СОБЕСЕДОВАНИЕ НА ПСАЛОМ 96. 71. СОБЕСЕДОВАНИЕ НА ПСАЛОМ 99. 72. ПОСЛЕСЛОВИЕ НА 5–Й ТОМ.   БЕСЕДА НА ПСАЛОМ 131 1 Песнь степеней. Помяни, Господи, давида и всю кротость его: 1 Песнь степеней. Помяни, Господи, Давида и всю кротость его: 2 яко клятся Господеви, обещася Богу иаковлю: 2 Как он клялся Господу, обещался Богу Иакова: 3 аще вниду в селение дому моего, или взыду на одр постели моея: 3 «Не войду в жилище — дом мой, не войду на одр мой, 4 аще дам сон очима моима, и веждома моима дремание, и покой скраниама моима: 4 Не дам сна глазам моим и дремания векам моим и покоя вискам моим, 5 дондеже обрящу место Господеви, селение Богу иаковлю. 5 Пока не найду места Господу, жилища Богу Иакова». 6 Се, слышахом я во евфрафе, обретохом я в полях дубравы: 6 Вот мы слышали, что оно в Евфрафе, нашли его в полях дубравы. 7 внидем в селения его, поклонимся на место, идеже стоясте нозе его. 7 Войдем в селения Его, поклонимся месту, где стояли ноги Его.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

«Какое зло? – сказать тебе словами Златоуста – или ты не знаешь, что злом можно называть один грех , который разлучает человека с Богом и соединяет со злым духом? Также и добрым назвать можно одну добродетель, которая приближает к Богу и прикрепляет к неизменному благу. Все прочее, что случается с нами в жизни, ни добром, ни злом нельзя назвать; ибо по собственному расположению каждого из нас может быть обращено в ту или другую сторону». Беден и нищ был Лазарь тот, который во время болезни лежал за воротами богача, поверженный как бы на съедение псам. Напротив же, богач оный, который презирал Лазаря, пользовался всеми благами жизни сей, – был в чести и славе, наслаждался здоровьем и богатством. Но как этому ничто не помогло освободиться от ада, куда по делам своим низведен был, так первому ничто не воспрепятствовало прийти к вечному покою, который он заслужил великодушным терпением всех бед; ибо Господь не упоминает ни об одной добродетели Лазаря как только о его злострадании в мире и великом терпении ( Лк.16:19–31 ). Не значит ли это, что нет на свете ничего такого, – что по ошибке мы, хотя и называем добром или злом, – откуда нельзя было бы извлечь добра; также нет ничего и такого, чего не мог бы человек обратить во вред себе. Собственное благоразумие или неразумие спасает и погубляет каждого из нас. Впрочем, то, что почитаем добром, легко отвлекает от Бога и погубляет нас; напротив же, бедствия, сокрушающие сердца наши и приводящие в смирение, скорее приближают нас к Богу и вечному блаженству. «Перед падением возносится сердце человека» ( Притч.18:12 ), – сказано в Писании. Но, как сказано еще: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» ( Иак.4:6 ); то не значит ли, что тот только удостоится благодати, кто сокрушится сердцем? «Близок Господь к сокрушенным сердцем и смиренных духом спасет» ( Пс.33:19 ), – возвещает нам Писание. «Благо мне, что я пострадал» ( Пс.118:71 ), – взывает и пророк Давид. Напротив же, о тех, которые благоденствуют в веке сем, он говорит, что «нет им страданий до смерти их: от того гордость, как ожерелье, обложила их, и дерзость, как наряд одевает их» ( Пс.72:4, 6 ). Как бы в доказательство великой дерзости таких людей, Евангелие представляет нам фарисеев–сребролюбцев, которые столь надменны были, что смели ругаться над словами Господа и смеяться над Ним ( Лк.16:14 ). Вот к чему скорее доводит благоденствие в мире сем, тогда как злострадания и скорби приводят человека в беспрекословное повиновение Воле Божией. «Прежде страдания моего я заблуждался, – взывал пред Богом и пророк Давид, – а ныне слово Твое храню» ( Пс.118:67 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Подобно и о других совершенствах Божиих рассуждай. § VIII Древние христиане молились Богу очень рано 53 или прежде восхождения солнечного. Христианине! восставай от ложа твоего рано, проливай тёплые молитвы о невежествах твоих, глаголя с Церковью : заутра услыши глас мой, Царю мой и Боже мой. Встань заутра, поучись словесам Божиим, пролей яко воду сердце твоё пред лицем Господним; воздвигни к нему руки твои о душе твоей, расслабленной грехами и мёртвой прегрешениями. 1) Давид говорит: и бых язвен весь день, и обличение мое на утренних ( Пс.72:14 ), как бы так сказал: ежеденно я некоторые бедствия претерпеваю или в рассуждении богатства, или в рассуждении здравия, или в рассуждении друзей; но обличение моё на утренних, то есть наказанием сим, или за грехи, или за погрешности мои от Бога посылаемым, на утренних, как только восстаю от сна, исправляюсь, и от последующих грехов отвлекаем бываю. Христианине! Аще тебя бедствия со всех сторон окружат, не отчаивайся, почитай, что они тебе от Бога посылаются или за грехи, или для испытания веры и постоянства твоего, и так при всяком злополучии воспевай ко Богу: благо мне, яко смирил мя еси, яко да научуся оправданием твоим ( Пс.118:71 ). 2) Пророк Давид говорит: от стражи утренния до нощи, от стражи утренния да уповает Израиль на Господа ( Пс.129:6 ). Как бы так сказал Давид: гораздо больше и гораздо горячее душа моя ожидает от Бога помощи, нежели стражи или караульные ожидают времени утреннего, в которое бы смениться от караула и уснуть; ибо им чрез всю ночь спать не позволительно было; и сим собственным своим примером возбуждал Израиля, да уповает на Господа, то есть, дабы крепкую надежду полагал в обещаниях Божиих, и во время напастей о милосердии Божии не отчаивался. Христианине! ты – Новый Израиль; и ты убо: в бедах, теснотах, гонениях, напастях не отчаивайся, но уповай на Бога: яко у Господа милость, и многое у него избавление ( Пс.129:7 ). Бог верных своих избавляет от бед: иногда от телесных, иногда от духовных, и отдаляет их или скоро и нечаянно, или помалу, или непосредственно, или вышеестественно, или чрез средства. Почто убо ропщешь, христианине! в бедах? Бог, поздно или рано, всех врагов покорит под ноги твои, и ты наступишь на аспида и василиска, и попрешь льва и змия. Твой убо долг надеяться точию на Господа: Божий долг есть побеждать врагов твоих. При всяком убо случае воспевай с Давидом: помилуй мя, Боже, помилуй мя: яко на тя упова душа моя, и на сень крилу твоею надеюся ( Пс.56:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Lebed...

Благочестивого царя часто навещали также пророки, напр. Нафан (2Цар.7:1—12). Все перечисленные лица, псалмопевцы и пророки, а также и другие старейшины и по духу «друзья» Давида, вероятно, составляли «судебный дом Давида,» упоминаемый в талмуде. Из псалмов Давида и близких к нему псалмопевцев: Асафа, Емана, Идифуна и др. видно, что все они отчетливо знали закон Божий, поучаясь в нем день и ночь (Пс.1:2), и выражали свои познания в своих богодухновенных гимнах. Ветхозаветный Моисеев закон и священная еврейская история были для них «слаще меда и сота,» «дороже золота» (Пс.18:11), доставляли им жизнь (118:50) и служили для них неисчерпаемым источником и предметом для псалмопения и хваления Господа (Пс.43; 47; 59; 67...). Несомненно, таким образом, что окружавшее Давида благочестивое общество изучало Священные ветхозаветные законоположительные и исторические книги, для чего, естественно и неизбежно предполагать, имело их у себя в немалом числе списков, снятых с Свящ. кодекса, хранившегося в скинии. Выше уже сказано было, что священные гимны и псалмы, составлявшиеся Давидом и его современниками, употреблялись уже при Давиде в богослужении скинии. Естественнее всего думать, что составителями сборника этих гимнов были сами вышеупомянутые друзья Давида. Священные псалмы в книгах Паралипоменон называются «словами Божиими,» а псалмопевцы «прозорливцами,» т.е. богодухновенными мужами (1Пар.25:6). Таким образом, с этим сборником издревле соединялось представление каноничности, священного его характера. В конце 71 псалма есть замечательная приписка (по ошибке в слав. переводе поставленная надписанием 72 псалма): окончашася песни Давида сына Иессеова. Очевидно, эта приписка указывает на конец сборника псалмов Давида, и так как в дальнейших частях есть не мало псалмов, принадлежащих несомненно Давиду же (напр. Пс.85; 93; 97—100...), то этот сборник, очевидно, существовал и закончен был ранее полного собрания всей Псалтири. Этот-то священный сборник, содержащий в себе псалмы пре имущественно Давида и его современников, обнимающий почти половину Псалтири (1—71 псалмы), мог быть составлен благочестивым «судебным домом Давида» и присоединен к каноническому кодексу законоположительных и исторических (Иисуса Навина, Судей, Руфь) книг.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3799...

Какое? В божественном Писании указывается много видов смирения: иногда этим именем называется кротость духа: " научитесь, – говорить напр. Христос, – от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем» ( Мф.11:29 ); иногда – смирение, происходящее от на­казания, посылаемого для нашего исправления, почему Давид гово­рит: «благо мне, что Ты смирил меня» ( Пс.118:71 ); иногда – смирение происходящее от наказания муками, вследствие которого наказанный становится достойным позора, как напр., когда говорится о диаволе: «Ты смирил..., как раненного, гордо го " ( Пс.88:11 ). Пророк мо­лит отвратить такое смирение от человека, дабы он не был от­вержен Богом, подобно тому как отвержен был диавол. Потому-то Симмах, вместо: «смирение», перевел: «осуждение». Высказав такую молитву, пророк, как и следует, представляет далее Бога отвечающим. «Ты сказал: возвратитесь, сыны человеческие». Если мы обратимся, то не будем повержены в смирение, подобно тому, кто подвергся неисцелимому недугу нечестия. «Ибо тысяча лет пред очами Твоими, Господи, как день вчерашний, который прошел, и... стража... ночная» ( Пс.89:5 ). Пророк ясно указывает на долготерпение Божие, в силу которого Бог дал людям возможность покаяния, и тысячу лет считает как один день, который уже прошел, – и не только как один день, а даже как ночную стражу; день – время большое... потому что ночь делят на четыре стражи. Итак, Бог не прекра­щает Своего долготерпения в течение всей жизни человека, потому что и тысяча лет у Него считается кратчайшим временем, и при­том – не настоящим, а уже прошедшим. «Ничтожны их года будут: как утренняя трава пропадает, по утру за цветет и отцветет, а к вечеру опадет, станет жесткой и за сохнет» ( Пс.89:6 ). Чьи лета? Грешников, о которых говорится и дальше. Последние хотя и пользуются благополучием долгие и многие годы, однако это благополучие не вечно. Уничижением пророк назы­вает благополучие нечестивых, потому что они полагаются и на­деются не на то, на что бы следовало, а на красоту, на богатство, на телесную силу, на вещи скоропреходящие и ничего нестоящее, – по­чему они и называются уничижениями. Вот почему и Даниил го­ворил Навуходоносору, что «над царством человеческим владычествует Всевышний Бог и поставляет над ним, кого хочет», и уничижение (презрение) людей воздвигнет на него ( Дан.5:21 ). «Ибо мы исчезли во гневе Твоем и... яростию Твоею потрясены» ( Пс.89:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

п.), – для этого, само собою понятно, требуется случайность истинно чудесная. Отвергать же чудесность божественную, чтобы на место её поставить иную, положительно не имеющую для себя никакого основания, очевидно, значит поступать в высшей степени странно. Что касается до ещё более странной теории приспособления, то она ещё менее возможна и ещё более немыслима. Такая высоконравственная личность, какою был Иисус Христос, даже по сознанию Штрауса, Ренана и т. п., никак не могла позволить Себе этих приспособлений. Потом, приспособляться должен был не один только Он, и не одни только Его последователи, а и враги Его, убийцы, которым уже не было никакого расчёта приспособляться к мессианским пророчествам Псалтири. Все показанные черты, которыми изображается Мессия в Псалтири, разбросаны по различным псалмам, но все существенные из них находятся в псалмах, которые принадлежали не множеству лиц, а излились из уст одного царственного певца Давида. Поэтому пророческое предызображение Мессии в Псалтири служит непререкаемым свидетельством о великом богатстве мессианских идей, одушевлявших Давида. Богатство же мессианских особенностей, известных Давиду, показывает, что мессианские надежды имели великое значение для души Давида. Он, можно сказать, жил и дышал ими постоянно. Вот почему мессианским характером запечатлено множество псалмов, написанных Давидом по поводу почти всех важнейших случаев его жизни. Так Давид пророчествовал о Мессии: находясь в бегстве от преследований Саула, в пустыне Маон (в 21 пс.), после освобождения от этого преследования (в пс. 68), при вступлении на царство (39), после завоевания Иерусалима, по поводу восстания на него старшего сына Адонии (109), при перенесении ковчега завета в Иерусалим (23), по поводу восстания на него многих народов (2), по случаю торжественных входов в Иерусалим с победы над различными врагами (117, 88, 131), по случаю восстания Авессалома (40), при вступлении Соломона на царский престол (71), по случаю брака Соломона (44). Давид кроме этого обращался к Мессии, пророчествовал о Нём, находясь в чувстве горести, при неизвестных обстоятельствах. Он возносился мыслью к Мессии Спасителю, представляя величие Божие и ничтожество человека (8), при мысли о греховности людской (129) и своей, (50, 142), чувствуя свою человеческую немощь, особенно дававшую себя знать в старости, когда надежда на помощь его обетованного, грядущего Потомка была для него самою животворною силою (118). И умирая, Давид говорил о Мессии ( 2Цар. 23:1–7 .). Таким образом постоянно и всё наводило Давида на мысль о Мессии. Мессианские идеи, поэтому, составляли душу его религиозной жизни. С мессианской точки зрения он смотрел и на всю религиозную жизнь, на счастливую жизнь отдельных праведников (пс. 1:6; 37:18, 23) и всего богоизбранного народа, с его теократией (32, 90, 56 и др. пс.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Как молоко, превращаясь в сыр, отвердевает, так и сердце гордых по причине беззаконий ожесточается. «Уты, утолсте, разшире: и остави Бога сотворшаго его, и отступи от Бога Спаса своего» (Втор. 32:15). Ибо сердце гордых — утучнено, а сердце святых утончено. Поэтому не смущайся, когда предан будешь жестоким и тяжким искушениям, смиряющим в жизни и научающим умерщвлять и порабощать тело, и ходить тесным и узким путем (Афанасий). Пс.118:71.   Благо мне, яко смирил мя еси, яко да научуся оправданием Твоим. Благоденствие не полезно нам: от него леность, гордость и диавол сильнее нападает. Оно производит больше зла, нежели бедствия. Поэтому Пророк и воздает благодарность суровым мерам Врача, как принесшим ему здоровье. Ибо нет ничего хуже гордости. Для того-то и бывают искушения и скорби, для того страдания и болезни, и посылаются многие несчастные обстоятельства, чтобы обуздать душу, которая легко надмевается и доходит до гордости. Если даже теперь, когда лежат на нас такие труды, мы грешим непрестанно, то на что не дерзнули бы, если бы Бог оставил нас при удовольствиях еще и в бездействии? «Всяцей бо злобе , — говорит Писание, — научила праздность» (Сир. 33:28). Это изречение подтверждают ежедневные события. Поэтому не только злым, но и добрым людям спасительно подвергаться уничижению и страданиям. Скорби содействуют святым к тому, чтобы быть смиренными и кроткими, ибо никто не может быть признан достойным познания «оправданий» Божиих, не будучи прежде смирен и угнетен многими скорбями. Поэтому-то священнопевец, находя удовольствия в скорбях, которые и называет здесь «смирением» , благоволил к немощам и нуждам, чтобы претерпением их удостоиться познания «оправданий» Божиих (Златоуст, Кирилл). Пс.118:72.   Благ мне закон уст Твоих, паче тысящ злата и сребра. «Благ» , ибо дает покой духу. Посредством «закона» евангельского Господь очищает душу, уготовляя Себе жилище в ней. А тленное богатство — «тысячи злата и сребра» , т.е. все сокровища мира, раздражают похоть корыстолюбия и жажду обогащения (Кирилл, Феофан).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2800...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010