В армянском переводе иерусалимского Лекционария (памятник отражает несколько более позднюю практику V в.) нет таких подробностей, какие описаны у Эгерии, но он дает представление о том, что в целом служба совершалась по тому же чину. Сначала — собрание в Мартириуме (антифон: Пс.142:10в; чтение: Деян.2:1-21 — о сошествии Святого Духа), в девять часов утра молящиеся переходят на Сион. Во втором часу после полудня собрание на горе Елеон, а именно — на месте Вознесения. После антифона и чтений (Апостол тот же, что и в Мартириуме, Евангелие: Ин.16:5-14 ; эти чтения о Святом Духе заменили чтения о Вознесении Господнем) совершается троекратное коленопреклонение. Во время собрания на Сионе поется антифон: Пс.142:10в и читается Евангелие: Ин.14:5-24 22 . От VII в. до нас дошел древнейший чин богослужения Пятидесятницы. В иерусалимском Лекционарии по версии VII—VIII вв. (в грузинском переводе) описание богослужения праздника начинается со службы в Соборной церкви (т. е. Мартириуме), где совершается Литургия. В некоторых рукописях описывается и вечерня, где указывается тропарь 3го гласа «Видехом свет истинный» (в византийской традиции это песнопение 2го гласа) и прокимен 5го гласа «Дух Твой благий наставит мя на землю праву» (Пс.142:10в, со стихом Пс.142:1 ). На Литургии поется тропарь 6го (по некоторым рукописям, 2го) гласа «Сын Твой воистину Тебя умилостивил», прокимен 3го гласа «Послеши Духа Твоего, и созиждутся…» ( Пс.103:30-31 , со стихом Пс. 103:1 ). Чтения: Притч. 14:27-15:4 ; Прем.7:15-29 , Ис.63:14в-16а, Соф.3:7-13 , Деян. 2:1-21 , 1Кор.12:1-14 , «Аллилуия» 5го гласа и Евангелие: Ин.14:15-21 . На умовение рук поется тропарь 4го гласа «Вознесся в Царство Твое, Господи» (это изменяемое песнопение Литургии апостола Иакова). В третьем часу пополудни все поднимаются на гору Елеон с пением псалма 147: «Похвали, Иерусалиме, Господа». На месте Вознесения Господня указан прокимен 3го гласа «Не отвержи мене от лица Твоего» ( Пс.50:13 ), то же чтение Деяний, что и на Литургии, «Аллилуия» 5го гласа «Вознесу Тя, Господи Боже мой, Царю мой…» ( Пс.144:1-2 ; в этом аллилуиарии можно видеть отголосок празднования Вознесения в пятидесятый день по Пасхе) и Евангелие: Ин.16:5-15 , затем совершается троекратное коленопреклонение. С места Вознесения молитвенное собрание спускается вниз, в церковь Воскресения, с пением псалма 64: «Тебе подобает песнь, Боже, в Сионе», в храме Воскресения прокимен «Дух Твой благий» и Евангелие: Ин.16:5-15 (по другой рукописи: сначала идут в храм Воскресения с пением псалма 135 и припевом: «Видехом свет истинный», а из храма Воскресения — на Сион, с пением псалма 64) 23 .

http://azbyka.ru/sluzhba-v-nedelyu-svyat...

Поистине, возвеселилась гора Сион и заторжествовали дщери иудейские ( Пс.47:12 )! Когда это, спрашивается? В то время, когда храм Божий принесён Богу в храме, когда Непорочная Отроковица (необычайное событие!) быстрыми шагами шла и вводилась в святое святых, чтобы жить там. Тогда торжествующие девы составили с ангелами духовный пир. Каким образом? Всеконечно «с веселием и ликованием» введенные в храм Царя. Где, для чего и к кому? Конечно, к Непорочной, к Деве Марии; ибо Она есть храм великого Царя. И поскольку дев этих, как неоскверненных, имела ввести в храм Царя, для почета и славы своей, сама Царица, то пророк и восклицает, говоря: «Приведутся девы за нею» ( Пс.44:15 ). Тогда приведены девы те, а когда придёт из Нее в славе своей Жених, тогда снова приведутся другие девы. Итак, Бог по намерению Своему, твердому во век, и по мыслям сердца Своего, продолжающимся из рода в род ( Пс.32:11 ), не забыл убогих своих ( Пс.9:33 ), но вспомнил милосердие Свое и милости Свои вечные ( Пс.24:6 ), и избрал колено Иудино ( Пс.77:68 ), чтобы восстановить престол раба своего Давида. Ибо, прежде нежели дан был закон и предсказали пророки, Иуда освободил Иосифа от горькой смерти, и за такое добро свое получил то безмерное воздаяние, что насажденные от семени его в доме Господнем во дворах Бога ( Пс.91:14 ) Иоаким и Анна произрастили Воспетую Богородицу Святую Марию. Веселитесь же, Иоаким и Анна, и славьте святое имя Его ( Пс.29:5 )! VI. Св. Тарасия, патриарха (+806 г.) константинопольского 35 Иоаким, богатый и праведный человек из двенадцати колен израильских, приносил дары свои в честь Богу. Но так как он не имел племени и был бездетен, то священники с оскорблением отстранили дары его из храма Господня, говоря: «Не следует тебе приносить их Богу, потому что ты не произвёл племени в Израиле». Иоаким, гнетомый печалью, вышел из храма Господня с потупленными в землю, от скорби, глазами, и, удалившись на гору один молиться Богу, с сокрушенным сердцем и болезненною душою взывал так: «Господи, Сердцеведец, Творец видимого и невидимого, простерший небо как шатер ( Пс.103:2 ), Словом Своим сотворивший солнце для светения днем и луну со звёздами для светения ночью ( Быт.1:16 ). Повелевший облакам орошать воздух, сокрывший как бы в сокровище дуновения ветров, обуздавший море песком и наполнивший его всякого рода рыбами, населивший землю бессловесными зверями и птицами и питающий их по своему намерению и повелению, произращающий по лицу земли траву, украсивший все деревья свойственными каждому цветами! Услышь Ты меня, Благоутробный, и даруй мне дитя. Дай мне залог плодородия, чтобы заградились льстивые уста, говорящие против праведного беззаконие с гордостью и презрением ( Пс.30:19 ). Таковы слова праведника, таковы мольбы праотца, таковы стенания болезненной души Иоакима!

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Какое вещество корабля и ладьи? Древо тленнейшее, древо малейшее , вещь утлая, всегда способная к гнилости и разрушению. Конечно, хитрец, или искусный художник, может скрепить дерево, может сделать огромный и превосходный корабль, но этот плавающий чертог тогда только бывает совершенно прочен и безопасен, когда оный вместе со строительною рукою человека устрояет Твой Промысл , Отец Небесный. Почему возможно мореплавание? Только потому, что Ты, Всемогущий, дал и в мори путь, и в волнах стезю крепкую. Для чего? Хощещи бо, да не будут праздна дела премудрости Твоея , — чтобы были зрители Твоей неизреченной славы, являемой на морях. Поистине, братие возлюбленные, дела премудрости Божией очевиднее и поразительнее на воде, чем на земле. Вода занимает несравненно больше пространства на земной поверхности, нежели суша; моря, озера, реки и источники со своими животными, растениями и драгоценными камнями, со своими воздушными и водными переменами составляют особый, неизмеримый мир чудес Божиих, которых не ведает суша и которые известны одним только мореплавателям. Сходящии в море в кораблях, творящии делания в водах многих, тии особенно видеша дела Господня и чудеса Его во глубине (ср.: Пс.106:23-24 ). «Ибо где преимущественно Господь, — спрашивает Пророк, — где Он как бы весь Сам Собою?» И ответствует: Господь на водах многих ( Пс.28:4 ). На водах многих Господь, когда Он вещает: «Мое есть море, Я создал его» (ср.: Пс.94:5 ); когда населяет его китами великими, гадами, ихже несть числа , творит животная малая с великими ( Пс.103:25 ). На водах многих Господь, когда Он полагает пределом морю песок, когда облаком одевает оное и повивает мглою (см.: Иов.38:8-10 ). На водах многих Господь, когда повелевает буре и становится тишина, и умолкают волны морские (см.: Пс.106:29 ), и море является необъятным зерцалом необъятной любви и благости Божией, в объятиях которой играют киты великие и весело плывут корабли к своим пристаням. Возвеселишася, яко умолкоша ( Пс.106:30 ). Особенно Господь на водах многих тогда, когда, по Его всемогущему слову, восстает дух бурный; когда возмогает вода и умножается зело-зело (см.: Быт.7:18-19 ), как во дни всемирного потопа, когда свирепые волны вздымаются подобно горам, восходят до небес и нисходят до бездн, и душа мореплавателей истаявает от бедствий, и они, несчастные, мятутся от несказанного ужаса, шатаются, яко пияный , и вся мудрость, все знание и силы их исчезают, не давая им никакой помощи (см.: Пс.106:25-27 ).

http://azbyka.ru/propovedi/besedy-ob-otn...

Египет знаменует состояние человеческого падения, состояние порабощения греху и падшим духам. Исшествием из Египта изображается отвержение греховной жизни, принятие веры во Христа, вступление в жительство по заповедям Христовым. Обетованная земля — небо; путешествие по пустыне — земная жизнь; хлеб небесный — Христос. Хлеб бо Божий есть сходяй с небесе, и даяй живот миру Отцы ваши, говорит Христос новому Израилю о ветхом Израиле, ядоша манну в пустыни и умроша. Сей есть хлеб, сходяй с небесе, да аще кто от него яст, не умрет вечною смертью ни во время земной жизни, ни по разлучении души с телом смертью тела. Аминь. Пс. 103:15 Преподобный Варсонофий Великий. Ответ 401-й. Преподобный Кассиан. Собеседование 9, гл. 21 Ин. 6:58, 48 Ин. 6:51-56 Ин. 6:60, 66 Ин. 6:63 Ин. 6:53 Быт. 2:23 Иов 31:31 Нравоучение 46-е в беседах на евангелиста Иоанна Святой Исаак Сирский. Слово 68-е Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение Православной веры, кн. 4, гл. 8 Заимствовано из Точного изложения Православной веры, кн. 4, гл. 13 Ин. 3:6 Ин. 1:12-13 Мф. 19:28; Тит. 3:5 Точное изложение Православной веры, кн. 4, гл. 13 Иоан. 6:56-57 Святой Иоанн Златоуст, нравоучение 45-е в беседе на евангелиста Иоанна Лев. 17:11 Мф. 26:27-28 Мф. 11:29 Лествица. Слово 25-е. Здесь посл. слова св. Иоанна Лествичника несколько дополн. аскетическим объяснением Пс. 22:5. Читается пред молитвами ко причащению Алфавитный Патерик. В молитве по 19-й кафизме читается: " Наслади душу мою Твоею честною кровию от горести, ею же мя сопротивник напои " Пс. 53:9 Пс. 22:5-6 Мысль эта имеется у святого Иоанна Дамаскина См. ссылку святых Кал-листа и Игнатия Ксанфопулов. Доброт., ч. 2, гл. 92 Ин. 6:27 Ин. 6:32-33 Ин. 6:48 Ин. 6:51 Ин. 6:55 Ин. 6:53 Новая Скрижаль. Ст. Дары святые приносятся по заповеди Послание 90-е к благородной Кесарии, кн. 3 Евр. 4:12 Точное изложение Православной веры 1Кор. 11:29 1Кор. 11:28 Лк. 18:14 Ин. 6:51 1Кор. 11:29 1Кор. 11:31 1Кор. 11:32 1Кор. 11:30 Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение Православной веры Святой Иоанн Златоуст.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

В поздний послепленный период роль Духа как вдохновляющей пророческой силы снижалась, однако сохранялись предупреждения самих пророков, и таким образом Дух становился эсхатологическим фактором для будущего Израиля, появляясь почти исключительно в апокалиптическом контексте. Учительная функция Премудрости особенно выявляется в Псалмах 31, 33 и 118, где Она наставляет на путь страха Божия, по которому должно идти. В Пс 118:29,30 путь истины ( » qeia ) противопоставляется пути лжи ( ), что показывает нам раннюю стадию развития учения двух путей, свойственного кумранской и раннехристианской литературе (см., например, Дидахе и Псевдо-Варнаву). То, что началось как простое различие между мудростью и глупостью, праведностью и неправедностью, верностью и неверностью, становится в эллинистический период напряженным выбором между истиной и ложью, между путем жизни и путем разрушения 49 . В стихах псалмов также можно найти параллели между Премудростью (Пс 103:24) и Духом (Пс 103:30) в смысле их созидательной силы. Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова довольно точно датируется 190–180 гг. до Р. Х. Премудрость, происшедшая прежде всех вещей, имеет своим источником Бога (см. Сир 1:1,4) и Его Слово (см. Сир 1:5). Здесь, избегая сектантства, намечается путь синтеза в себе еврейских и эллинистических элементов и утверждается необходимость их объединения 50 . Отец Иоанн Брек отмечает, что идентификация Премудрости с Торой в Сир наметила два отклонения в учительной традиции: часть традиции переросла в раввинистическое учение, а другая часть, представленная книгой Премудрости Соломона, ассимилировала эллинистические идеи, приготовляя путь для христианского гностицизма 51 . Самое важное богословское достижение книги Премудрости Соломона — это идентификация Премудрости со Святым Духом (например, Прем 1:4–5). Хотя, по мнению отца Иоанна, идентичность не является полной, но можно полагать, что Дух постоянно пребывает с Премудростью, наделяя Ее совершенными атрибутами (числом 21, равным произведению двух особых чисел 3 и 7, Прем 7:22–23).

http://pravmir.ru/pnevmatologiya-vethogo...

а) Промысл Божий обнимает всю вселенную и нашу землю со всеми ее силами и законами, — весь строй и порядок мировой жизни. Откровение учит, что Бог, как Творец, есть Господь неба и земли (Мф 11, 25), верховный Царь и Владыка вселенной. В руце Божией еси концы земли и высоты гор Того суть (Пс 94, 3–4; сн. 92, 1; 95, 10). Поэтому все во вселенной совершается по определениям воли Божией, как воли ее верховного Царя и Владыки. Тебе, Господи, величество и сила, — исповедует царь Давид, — яко Ты всеми, яже на небеси и на земли, владычествуеши… Ты над всеми начальстеуеши, Господи, начало всякого начала, и в руку Твоею крепость и власть, в руку Твоею милость, Вседержителю, возвеличити и укрепити вся (1 Пар 29, 11–12). Он творит все, угодное Ему на небеси и на земли, в морях и во всех безднах (Пс 134, 6; ср. 113, 11–12). Отсюда, — происходящие в мире явления и вообще весь целесообразный строй мировой жизни не есть необходимое и неизбежное следствие самодействующих стихийных сил природы, но действие управляющего ими при посредстве установленных законов промысла Божия. Бог, по свидетельству Писания, солнце Свое сияет…, и дождить на праведныя и на неправедныя (Мф 5, 45), сено сельное, суще днесь… одевает (6, 30), указывает путь для молнии громоносной (Иов 28, 26; 38, 25, 35), изводит ветры от сокровищ своих (Пс 134, 7) и пр. Частнее, все явления и перемены в мире вещественном сообразованы с путями промысла ο человеке, — служат целям нравственного мироправления Божия. Поэтому не случайно происходят в мире те или другие стихийные бедствия. Огонь и и град, снег, голоть, дух бурен творят слово Его (Пс 148, 8; сн. Сир 39, 36). Он творит ангелы Своя духи (ветры) и слуги Своя пламень огненный (Пс 103, 4). Господь одожди на Содом и Гоморр жупел (серу) и огнь от Господа с небесе, которыми были истреблены эти города (Быт 19, 4–25). В зависимости от целей нравственного мироправления Божия поставляются в Писании не только частные и местные перемены, но и перемены в состоянии всего мира вещественного, как происшедшие (проклятие земли за грех человека и всемирный потоп — Быт 3 и 7 гл.), так и имеющие произойти (при открытии царства славы — Рим 8, 19–22).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

В частности, перед сотворением жены Господь сказал: «Нехорошо быть человеку одному». Эти слова представляют собой глубокое определение того, что есть зло – одиночество, самоизоляция, замкнутость на самом себе, отсутствие общения. Литература. Алипий (Кастальский-Бороздин), архим., Исайя (Белов), архим. Догматическое богословие. С. 222–232; Давыденков О. , прот. Догматическое богословие. Ч. 3. С. 91–99; Макарий (Булгаков) , митр. Руководство к изучению христианского, православно-догматического богословия. С. 103–110. Вопрос 29. Понятие о Промысле Божием. Действия и виды Промысла (Пс.103:27–30; Деян.17:28; Евр.1:3; Пс.144:15–16; Мф.6:26–30). Предметы Божественного Промысла. Естественный и сверхъестественный способы промышления о мире Ответ. «Пространный катихизис»: «Промысл Божий есть непрестанное действие всемогущества, премудрости и доброты Божией, которым Бог сохраняет бытие и силы тварей, направляет их к благим целям, всякому добру вспомоществует, а возникающее чрез удаление от добра зло пресекает или исправляет и обращает к добрым последствиям». Само слово «Промысл» встречается в Священном Писании. По-гречески «Промысл» – πρνοια, латинское, соответствующее ему, слово – providentia, 17 поэтому говорят, что «все в мире провиденциально», т. е. промыслительно. В славянском тексте Промысл называется Божественным смотрением ( Прем.14:3 ). Святые отцы называли Божественный Промысл словом «попечение». Прп. Иоанн Дамаскин («Точное изложение...», кн.2, гл.29): «Промысл есть Божие попечение о существах». Для христианского миропонимания представление о Промысле, о промыслительной деятельности Бога совершенно естественно, оно вытекает из самих христианских представлений о Боге и Его отношении к человеку. Первое, что убеждает нас в существовании Божественного Промысла, есть молитва . Молитва как живое общение человека с Богом невозможна и бессмысленна без уверенности в попечительных действиях Бога в мире. Второе – это представление о Боге как абсолютной Личности. Личный Бог Откровения тем и отличается от безличных абсолютов философских систем и восточных религий, что Он не только все знает, но еще любит и выражает Свое отношение к тому, что находится вне Его.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Община: Аминь. Литургия-месса оканчивается обычным отпустом. Празднества «открытия», назначенные для молитвенного призывания Святого Духа, освящаются богослужением по уставу праздника Пятидесятницы. – После обычного начала следует «приветствие»: «Дух Господень наполняет вселенную приидите и поклонитеся», со стихами Пс.94 . «Переменное пение» (Wechselgesang) одно и то же, как для утреннего, так и для вечернего богослужения и поётся в таком порядке: Певец: Дух Господень наполняет всю землю. Община (повторяет то же). Пев. Дух истины научит нас всему. Общ. Наполняет всю землю. Пев. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Общ. Дух Господень наполняет всю землю. Пев. Дух истины, который от Отца исходит. Общ. О Сыне даёт свидетельство. Антифон к «хвалебной песни» поётся такой: «Прииди, Святой Дух, исполни сердца верующих Твоих и воспламени в них огонь Твоей любви» с прибавлением (в пасхальное время): «Аллилуйя». «Входное» во время литургии-мессы поётся такое: «Дух Господень наполняет всю землю и повсюду есть Он, говорящий премудро» ( Прем.1:7 ) с стихами: «Град твёрдо укреплён на горах святых; Господь любит врата Сиона. Господь создал его Всевышний. В нём говорит Господь на языках всех народов» ( Пс.86:2, 5, 6 ). «Слава в вышних Богу…». В «церковной», дневной молитве священник молится: О Боже, Ты, научивший сердца верующих чрез просвещение Духа Святого: подай нам, чтобы мы тем же Духом познали правое и всегда имели радость Твоего утешения. Чрез Господа нашего и Того же Духа Святого… «Послание» читается из Деян.8:14–17 ; «степенное»: Ты послешь Духа Своего и всё будет вновь сотворено, Ты обновишь лице земли ( Пс.103:30 ). Аллилуйя (2-жды). О Господи! как благ и приятен в нас Дух Твой. Аллилуйя (в дни поста и страстные «аллилуйя» выбрасывается). В дни Пасхи «степенное» поётся так: Аллилуйя (2-жды). Прииди, о Дух Святый, и исполни сердца Твоих верующих. Аллилуйя. Воспламени в них огонь Твоей любви. Аллилуйя. – «Евангелие» Ин.14:23–31 . «Дароприносительный стих»: Утверди, Боже, то, чтó Ты совершил в нас от храма Твоего святого ( Пс.67:29, 30 ) с прибавлением (в пасхальные дни): «Аллилуйя». В тайной молитве священнослужащий молится:

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/star...

Очевидно, под «книгами» здесь можно разуметь лишь Священные ветхозаветные книги, в числе коих была уже и книга пророка Иеремии, которую, конечно, много раз и прежде читал Даниил и занимался вычислением лет, на которые должен падать конец вавилонского пленения и запустения Иерусалима и храма (Иер.25:11; 29:10). Дальнейшая (в той же 9 гл. 3—23 ст.) покаянная молитва Даниила свидетельствует, что рядом с книгой Иеремии в «книгах» находились законоположительные, исторические и пророческие книги, излагавшие историю постоянного беззакония Израиля и противления судей, царей, князей, священников, отцов и всего народа, которые не слушали рабов Господних — пророков, преступили закон Господень, и излились на них проклятие и клятва, написанная в законе Моисея» (ср. Дан.9 гл., 7:10—11, 12, 16 стт.). Произнесенная Даниилом покаянная молитва составляет, как и речи Иезекииля, воспроизведение всей истории еврейского народа в его «противлении» Богу, закону и пророкам, и изложена языком законоположительных, исторических и пророческих ветхозаветных книг.    Кроме Иезекииля и Даниила, Священные списки находились и у других благочестивых пленников, рассеянных по разным областям обширного вавилонского царства. Из книги Товит видно, что израильским пленникам, жившим в Рагах, Экбатанах, Сузах и других местностях, не были неизвестны законоположительные (Тов.1:7; 3:1—6), исторические и пророческие книги, напр. Ионы (Тов.14:4,8), Исаии (Тов.13:16—18 ­­ Ис.60 гл.). Псалмопевцы — пленники вавилонские также, подобно Иезекиилю и Даниилу, находили себе утешение и вразумление в чтении всех Священных книг, законоположительных, исторических, учительных и пророческих, включая и Иеремию (Пс.104—105; Пс.78­­ Иер.10:25). Анания, Азария и Мисаил и вообще благочестивые люди — пленники, подобно составителям 118 псалма, дни и ночи поучались в Священных ветхозаветных книгах и услаждались их «сладостью» (Дан.3:28—30, 33, 35—36, 40; Пс.118:27, 103, 127 стт.). — По свидетельству Иосифа Флавия, даже Киру и его приближенным не были неизвестны ветхозаветные книги, например, книга прор.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3799...

95. См.: Ин. 14:10. 96. См.: Ин. 16:13. 97. См.: Ин. 11:41–44. 98. См.: Рим. 1:20; Прем. 13:5. 99. См.: Деян. 16:7. 100. См.: Евр. 1:1. 101. См.: Деян. 9:15. 102. См.: 1Тим. 2:7. 103. См.: spir. s. 2. 143. 104. См.: 1Кор. 12:29–30. 105. Цицерон в своем трактате «Лелий, или О дружбе» (21. 80) (см.: More–schini. Р. 259, not. 23). 106. См. у свт. Афанасия Александрийского: с. arian. 1. 22; у свт. Василия Великого: adu. Eun. 1. 23; у свт. Григория Богослова: hom. 23. 4; or. 6. 13. 107. См.: 2Тим. 1:12; 4:8. 108. См.: 1 Фес. 5:8; Еф. 6:10–17. Cp.: exp. ps. 118, 9. 17; 10. 34; 14. 16; expl. ps. 36, 52–57; 37, 43; 38, 32; 43, 1; Abr. 1. 2. 6; Iacob 1. 36; exp. Luc. 2. 29. 109. См.: Мф. 16:18. 110. См.: 1 Kop. 3:10. 111. Пунктуация в цитате дана в соответствии с латинским текстом «О Святом Духе» и текстом Септуагинты. — Примеч. ред. 112. См.: Ин. 1:32, 34. 113. См.: Мк. 1:10. 114. Ср.: sacr. 6. 2. 5. 115. Ср. у Оригена: com. in Ioh. 2. 11. 85; у Тертуллиана: adu. Marcion. 3. 17. 3; 4.18.4. 116. См.: Ин. 16:28; 1Тим. 1:15. 117. См.:Ин. 15:26; 16:7. 118. Подробнее об этом см.: fid. 5. 94–99. 119. См.: Ис. 48:6. 120. См. у Дидима Слепца: spir. s. 20. 121. Cp.: exp. Luc. 7: 92. 122. См.: Исх. 31:18. 123. См.: Ин. 10:30. 124. Cp.: exp. Luc. 7. 92, а также у Дидима Слепца: spir. s. 20. 125. Animalis (греч. ψυχικς) — душевный. Этот термин характерен для антропологии ап. Павла, подробнее см.: Moreschini. Р. 273, not. 2. 126. См.: 1Кор. 2:13–14. 127. См.: Пс. 117:16. 128. См.: 1 Kop. 1:24. 129. См.: Исх. 15:8. 130. См.: Исх. 14: 21–28. 131. См.: Исх. 13:21–22. 132. Cp.: sacr. 1. 6. 22; myst. 3. 13. 133. Дидим Слепец приводит тот же ряд цитат из Священного Писания (см.: spir. s. 53). 134. Ср.: Ис. 66:2. 135. Морескини вслед за Фаллером видит здесь цитату из Исх. 33:22 (см.: Moreschini. Р. 281, not. 1). 136. См.: Лк. 11:20; Мф. 12:28. 137. См.: Пс. 8:4. 138. Ср.: Иов. 10:8. 139. См.: 3Цар. 3:16–27. 140. См.: Гал. 5:22. 141. См.: Быт. 12:4–20. 142. См.: Числ. 11:25. 143. См.: Евр. 3:7–11.

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010