«Велики и дивны дела Твои [σου], Господи Боже [κυριε ο θεoς] Вседержитель, праведны и истинны пути Твои [σου], Царь [ο βασιλευς] народов». (Откровение 15:3, ПЕК). Ни одно место из Писания не поддерживает перевод Свидетелей Иеговы. Также следует обратить внимание: «... но престол [ο θρoνoς] Бога и Агнца будет в нем». ( Откр. 22:3 ). У Агнца, то есть Иисуса Христа общий престол с Богом Отцом, а не Бог является престолом Агнца. В контексте Евр.1:8 в следующих стихах Евр.1:10–12 по отношению ко Христу цитируется другой Пс.102:24–27 (101:2 6–28), где речь идет явно о Боге. Поэтому нет никаких препятствий для того, чтобы и в Евр.1:8 слово «Бог» прямо относить ко Христу, и отрицание христианского прочтения Евр.1:8 бессмысленно. Первородный В послании к Колоссянам Кол.1:15 Иисус Христос называется πρωτοτοκος – первородным. Но Свидетели Иеговы понимают слово πρωτοτοκος как первое творение и по-своему переводят этот стих: «Он – образ невидимого Бога, первенец из всего творения» ( Кол.1:15 , ПНМ). На этом они основывают свои доказательства, что Иисус был сотворен Иеговой, а значит не может быть Богом. «Нет, ведь в Библии ясно показывается, что во время своего дочеловеческого существования Иисус был сотворенной духовной личностью, точно так же, как ангелы были духовными личностями, сотворенными Богом. Ни ангелы, ни Иисус не существовали до их сотворения. Во время своего дочеловеческого существования Иисус был «рожденным прежде всякой твари» ( Кол.1:15 )». (Следует ли верить в Троицу? 1998 г., стр. 14). Свидетели Иеговы не учитывают особенностей значения оригинальных слов, и здесь они необоснованно целенаправленно подменяют понятие рождения на сотворение. В первую очередь интерпретацию Свидетелей Иеговы опровергает этимология греческого слова πpωτoτoκoς, которое образованно от слова τοκος, всегда означающее рождение, плод, потомство от той же сущности, что и родитель. Хотя оно может применяться и к неодушевленным предметам, суть остается, что рождаемое такое же, как и рождающее: человек от человека, семя от семени, деньги от денег. И если Иисус рождение от Отца, то Он имеет ту же божественную природу, что и Бог Отец.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/tajnoe-t...

150 . Sylvia Mary, sister. Symeon the New Theologian and the Way of Tears//StPatr 1970. 10. 431–436. (TU 107) же://One yet twö monastic tradition, East and West. Orthodox-Cistercian Symposium, Oxford Univ. 28.06–01.09.1973. 1976. 95–119. 151 . Symon, archim. Syméon le Nouveau Théologien – maitre de la théologie vécue//ВРЗПЭ 1967. 59. 148–159. 152 . Thebaiou A. γιος Συμεν Νεος θεολγος// Κιβωτς. 1952. 1. 257–261. 153 . Triantafullidis G. λλαμψις θεου φωτς. Θεσσαλονκη 1984. 154 . Tsilkankis Ν. Τ κοσμολογικ στοιχεα τς θεολογας Συμεν το Νου Θεολγου ς ναβαθμο τς θεας ζως// Θεολογα. 1986. 57. 590–607. 155 . Tsirpanlis S. The trinitarian and mystical theology of Symeon the New Theologian// κκλησα κα θεολογα. 1981. 2. 507–544. 156 . Turner H. J. M. St Symeon the New Theologian and dualist heresies: comparisons and contrasts//SVTQ 1988. 32(4). 359–366. 157 . Turner H. J. М. «А care-free and painless existence»? Observations of St Symeon the New Theologian on the monastic life//Sobornost 1990. 12(1). 40–46. 158 . Turner H. J. M. St. Symeon the New Theologian and spiritual fatherhood. Leiden; N. Y.; Köln 1990. XVI. 257. (Byzantina Neerlandica, Fasciculus 11). 159 . Völker W. Praxis und Theoria bei Symeon dem Neuen Theologen. Ein Beitrag zur byzantinischen Mystik. Wiesbaden 1974. XIV. 489. 160 . Ware T. Symeon der Neue Theologe//LTK 1964. 9. 1215–1216. 161 . Wirth P. Καινς Θεολγος//ОС 1961. 45. 127 sq. 162 . Wunderle G. Wesenszüge der byzantinischen Mystik aufgezeichnet an Symeon dem Jüngeren//Der christliche Osten. Geist und Gestalt. Ratisbonne 1939. 120–150. См. также 10 .34, 583; 13 .192, 193, 265, 437, 438. (Пс.-) Симеон Новый Богослов Неизв. автор широко изв. и влиятельного соч. предпаламитского пер. об исих. молитве. Метод священной молитвы и внимания Тексты и переводы Изд. греч. текста, с парал. франц. пер.: 163 . La méthode d’oraison hésychaste/Texte gr. et trad. fr. par Hausherr I.//ОС 1927. 9:2(36). 97–210. Греч. текст и франц. парал. пер.]. оттиск: Roma 1927. 1927. 52. 537. пер.://Вилинский. 401–409. [По ркп Моск. Синод. 950, л.101–108 об.]. пер.: в изд. Дионисия Загорея, слово 68 6 .27), и в Добротолюбии ( Φιλοκαλα. 5. θναι 4 1976. 81–89). [Пер. на новые европ. языки чаще делаются с др.-греч. подлинника].

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

Их красота есть их исповедание. Кто же сотворил прекрасное изменяемое, если не Тот, Кто прекрасен неизменяемо?». 1835 В приведенных выдержках исходной точкой для доказательства бытия Божьего служат отдельные части природы, поражающие своей разумностью, красотой, целесообразностью. Но к их числу относится и сам человек в полноте своего духовно-телесного существа, превосходящего совершенством своего устройства все окружающее его. Поэтому посылкой для телеологического доказательства служит у Августина не только природа, но и сам человек 1836 , как часть природы. Мир в гармоническом соотношении своих частей, в совершенстве и красоте своих форм всем без исключения подсказывает мысль о существовании Бога. Поэтому за исключением весьма незначительного числа людей с совершенно извращенной природой, ниспадающих до атеизма 1837 , весь род человеческий признает бытие Бога Творца мира. 1838 Космологическое доказательство бытия Божьего Исходный пункт телеологического доказательства – конкретные и частные обнаружения красоты и гармонии природы. В основе космологического доказательства лежит общее свойство вещей, их изменяемость, предполагающая неизменяемое начало, вызвавшее их к бытию. Блж. Августин дает этому доказательству следующую форму. Все существующее или только существует, но не живет, или существует и живет, но не мыслит, или, наконец, существует, живет и мыслит. Эти три вида бытия можно, однако, свести к двум: телу и жизни, так как и то, что только живет, но не мыслит (животные), и то, что живет и мыслит (человек), по справедливости называется жизнью. Но то и другое, т.е. как тело, так и жизнь, находятся в постоянном изменении, сущность которого состоит в увеличении или уменьшении интенсивности бытия. Бытие же всякой вещи обусловлено наличностью формы. Все отпадающее от бытия к небытию продолжает некоторым образом существовать, пока в нем остается сколько-нибудь формы. В случае же ее полной утраты, вещь превращается в ничто. Таким образом, всякая изменяемая вещь необходимо есть и формируемая. Но ни одна вещь не может формировать сама себя, потому что нельзя дать себе того, чего сам не имеешь. Следовательно, если тот или другой предмет уже имеет форму, то ему нет надобности получать то, что у него уже есть, а если не имеет, то не может получить от себя того, чего у него нет. Отсюда ясно, что ни одна вещь не может сама себе сообщить формы. Остается признать, что как тело, так и жизнь, поскольку они подлежат изменению, формируются некоторой неизменяемой и вечно пребывающей формой, о которой сказано: «Изменишь их, и изменятся; Ты же Сам Тот же и лета Твои не оскудеют» ( Пс.101:27–28 ). Совокупность изменяемых форм предполагает бытие формы неизменяемой. Если бы не существовало формы вечной и не подлежащей изменениям, то не было бы и изменяемых форм. Неизменяемая форма и есть Бог. 1839

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/tr...

Таким образом, будет некое изменение и превращение в Сыне, и Псалмопевец выскажет ложь, воспевая суетными словами: «небеса погибнут, Ты же пребываеши: и вся яко риза обветшают, и яко одежду свиеши я, и изменятся: Ты же тойжде еси, и лета Твоя не оскудеют» (Пс.101:27-28). Где же Он — «Тойжде», если Он вместе с нами подпадает переменам, и притом к худшему? Всуе будет Он и Сам восхвалять Себя в словах: «видите, видите, яко Аз есмь и не изменюся, и несть Бог разве Мене» (Мал.3:6). И разве недостаток Сына в таком случае не должен будет простираться и на Самого Отца, если Сын есть начертание и точный образ Отца? Таким образом, и Бог Отец будет у нас подвержен изменению и превосходство над всем иметь привзошедшим к Нему. Об остальном умалчиваю. Ведь первообраз необходимо должен иметь в себе то, что есть в образе. Но, устрашаясь таких трудностей и вместе нелепостей в этих умозаключениях, не скажут, конечно, что Он обладает приобретенным превосходством, напротив — признают это превосходство существенным и неотъемлемым. В таком случае, любезнейшие, как не согласитесь опять с нами, даже невольно, в том, что Сын, будучи Богом по природе, «над всеми есть», почему и «грядет» из единой сущности Бога и Отца? Ведь если в тварном бытии нет ничего такого, что не определялось бы силой «всего», а между тем Сын «над всеми есть», очевидно, как другой, вне всего и имеющий существенное превосходство над всем, а не как тожественный по природе со всем — то разве уже может не быть мыслим, как Бог Истинный? По существу будучи вне множества тварей и по природе не находясь в числе тварных бытий, чем же, наконец, Он может быть другим, как только Богом? Ведь мы не видим ничего (между Богом и тварью) посредствующего, поскольку дело касается сущности бытия, ибо тварь находится в подчинении, а Царем над ней мыслится Бог. Поэтому если Сын есть Бог по природе, а рожден Он неизреченно от Бога и Отца, то слово «свыше» означает природу Родившего, и потому над «всеми есть» Единородный, как оказывающийся (рожденным) из нее.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3517...

Мы чествуем Ее многочисленными песнопениями, празднествами, посвящением Ей храмов, похвальными наименованиями. Каждый из сих способов чествования представляет свои особенности. Указание на одну из таких особенностей мы увидим в наименовании Богородицы Неопалимою купиною, если ближе вникнем в повествование Моисея о явлении Бога в купине, служащей прообразом Богоматери. Когда Моисей, увидев горящую, но несгораемую купину, стал подходить к ней, чтобы удостовериться в действительности того, что он видел, то услышал из среды купины голос Господа: «не приближайся семо, иззуй сапоги от ног твоих: место бо, на немже ты стоиши, земля свята есть» ( Исх. 3:5 ). Какое чувство должно было возбудиться в душе Моисея, когда ему возбранено было приближаться к купине? Чувство благоговения. Запрещением близко подходить к купине Моисею дано внушение, что между ним и Господом Богом существует бесконечное расстояние. Он, Моисей, – тварь, во всем зависящая от Бога, а Бог есть Творец и Владыка всего сущего. Он – Земля и пепел, а Бог – самосущая Жизнь и источник жизни. Он грешник, а Бог – всесовершенная Святость и источник святости. Пред Его величием ничтожны бесчисленные миры небесные, по манию Его явившиеся на тверди небесной и Его силою и премудростию содержимые. Они «погибнут, Ты же (Господи) пребываеши. И вся якоже риза обетшают, и яко одежду свиеши их и изменятся: Ты же тойжде еси, и лета Твоя не оскудеют» ( Пс.101:27,28 ). Пред Царем неба и земли со страхом и трепетом предстоят безгрешные ангелы, сознавая смиренно безмерное расстояние по природе и совершенствам между ними и Им. Все это надлежало иметь в виду Моисею, когда ему повелено было не приближаться к купине. Цель повеления состояла в том, чтобы возбудить в нем благоговение к Явившемуся в купине. И, без сомнения, он во всей силе проникнулся при этом благоговением, подобно тому, как он впоследствии на Синае, слыша из уст Господа провозглашение десяти заповедей, говорил: «пристрашен есмь и трепетен» ( Евр. 12:21 ). Чувство страха и благоговения должно быть присуще каждому на всяком месте и во всякое время при мысли о вездеприсутствии Божием.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Пс. 29, 46, 69 17. В смятении душевном: Пс. 30 18. В душевном уязвлении: Пс. 36, 39, 53, 69 19. В утешение угнетаемым: Пс. 19 20. От порчи и колдунов: Пс. 49, 53, 58, 63, 139 21. Когда имеешь потребность исповедания истинного Бога: Пс. 9, 74, 104, 105, 106, 107,117, 135, 137 22. О прощении грехов и в покаянии: Пс. 6, 24,50,56, 129 23. В радости духовной: Пс. 102, 103 24. Когда слышишь, что хулят Промысл Божий: Пс. 13, 52 25. Когда видишь, что нечестивые благоденствуют, а праведные терпят скорби, чтобы не соблазниться: Пс. 72 26. В благодарность за всякое благодеяние Божие: Пс. 33, 45, 47, 64, 65, 80, 84, 97, 115, 116, 123, 125, 134, 145, 148, 149 27. Перед выходом из дома: Пс. 31, 28. В дороге: Пс. 41.42, 62, 42 29. Перед посевом: Пс. 64 30. От покраж: Пс. 51 31. От потопления: Пс. 68 32. От мороза: Пс. 147 33. В гонениях: Пс. 53, 55,56, 141 34. О даровании мирной кончины: Пс. 38 35. О желании переселиться в вечные селения: Пс. 83 36. По усопшим: Пс. 118 37. Если одолевает лукавый: Пс. 67, 142 38. О необычайном изменении дел: Пс. 67 39. Покаянные псалмы: Пс. 6, 31, 37, 50, 101, 129, 142 40. Когда одолевает грусть: Пс. 101 41. Мольба о том, чтобы Бог услышал молитву твою: Пс. 140 Псалмы на разную потребу По наставлениям святителя Димитрия Ростовского 1. О победе над злом и восторжествовании правды: Пс. 14, 33, 51, 53, 55, 56, 58 2. Об утешении и помощи: Пс. 58 3. О воспитании в духе веры и благочестия: Пс. 1, 11, 13, 14, 18, 23, 28, 35, 63, 103, 104, 121, 144 4. О воспитании в духе мужества: Пс. 9, 19, 20, 32 5. О воспитании в духе любви к отечеству: Пс. 132 6 . О воспитании в духе справедливости: Пс. 14, 36 7. О покаянии: Пс. 50 8 . Упование на милосердие Божие: Пс. 6, 31, 37, 38, 142 9. Мессианские псалмы: Пс. 51, 56, 58. Псалмы, читаемые при желании исправить человека от недостатков По наставлениям святого праведного Иоанна Кронштадтского Если хочешь кого исправить от недостатков, то возверзи печаль на Господа ( псалом 54 : «Внуши, Боже, молитву мою»; псалом 23 : «Господня земля, и исполнение ея») и помолись Ему, испытующему наши сердца и утробы ( псалом 7 : «Господи Боже мой, на Тя уповах»; псалом 10 : «На Господа уповах») от всего сердца, чтобы Он Сам просветил ум и сердце человека; если Он увидит, что молитва твоя дышит любовью и исходит от всего сердца, то непременно исполнит желание твоего сердца, и ты вскоре скажешь, увидев перемену в том, за кого молишься: «Сия измена десницы Вышняго» (псалом 76: «Гласом моим ко Господу воззвах»; псалом 11 : «Спаси мя, Господи»).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

11, 15, 22, 24, 26, 29, 30, 34, 37, 39, 56, 60, 68. 69, 70, 85, 101, 114, 118. 119, 122, 129 и 141) и еще чаще представляют изведение Адама из ада Спасителем, причем Спаситель всегда является на вратах адовых, как это принято на старинных изображениях воскресения Христова. Для полноты картины нередко присоединяется сюда фигура дьявола, сковываемого ангелом: такая мысль проведена миниатюристами во многих псалмах (пс. 7, 16, 20, 22, 23, 29, 38, 39, 40, 56 и проч.). Идея искупления развита миниатюристами во всех подробностях: мы видим здесь, как Бог Отец посылает Своего возлюбленного Сына на спасение рода человеческого (пс. 18, 19, 26), видим затем благовещение (пс. 30, 39, 44, 66, 84), введение Богоматери в храм (пс. 44), рождество Христово (2, 19, 43, 44, 90, 97, 104, 109), поклонение волхвов (пс. 67, 71), сретенье (пс. 82), бегство в Египет (пс. 111), крещеное Спасителя (пс. 22, 28, 31, 33, 41, 73. 76, 97, 113), преображение (пс. 88), воскрешение Лазаря (пс. 87), вход Господа в Иерусалим (пс. 7, 117), тайную вечерю и причащение (пс. 144), предательство Иуды (пс. 40, 49, 54) и его смерть на сучке, согласно с древними апокрифическими сказаниями (пс.108), суд над Иисусом Христом (пс. 21, 38, 54), поругание Спасителя (пс.54), распятие (пс. 4, 10, 21, 27, 30, 33, 34, 36, 37, 40, 41, 54. 55, 68, 73, 97, 106, 108), воскресение (пс. 7, 16, 20, 22, 23, 29, 38, 39, 40, 55, 65, 66, 92, 97, 106), вознесение (пс. 46, 56, 66, 107) и сошествие Св. Духа на апостолов в виде огненных языков (пс. 18). С иконографической точки зрения отмеченные миниатюры не представляют каких либо оригинальных особенностей: стоя на почве византийско-русского предания, миниатюристы воспроизводят те же самые иконографические формы, которые были приняты как в живописи монументальной, так и в производстве икон – деревянных и металлических. Тем не менее некоторые из миниатюр и с этой стороны представляют значительный интерес своими удачными вариациями и выбором редких сюжетов. Из них заслуживает внимания изображение благовещения в двух различных переводах: в одном Богоматерь представлена в момент явления архангела с веретеном в руках (пс.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

11. О законе Божием: 18, 118. 12. О суетности жизни: 38, 48, 89. 13. Об обязанностях правителей: 81, 100. 14. Пророческие псалмы: 2, 15, 21, 39, 44, 67, 71, 96, 109, 117. 15. Псалмы в честь Иерусалима и храма Иерусалимского: 14, 23, 67, 86, 131, 133, 134. 16. История народа Божия: 77, 105. 17. Псалмы о будущем Мессии, Господе Иисусе Христе: 2, 15, 21, 44, 68, 71, 109. 18. О лицах и событиях Ветхого Завета, прообразующих Новый Завет Господа Иисуса Христа и Его Церковь: 8, 18, 34, 39, 40, 67, 77, 96, 101, 108, 116, 117. 19. Хвалительные псалмы: 112, 113, 114, 115, 116, 117. Псалтирь. Репринтное издание Московской Патриархии, 1873 год Псалмы на разную потребу По советам и наставлениям преподобного Ефрема Сирина, святителя Афанасия Великого, преподобного Амвросия Оптинского и святителя Филарета Московского По советам и наставлениям святых отцов Церкви: преподобного Ефрема Сирина, святителя Афанасия Великого, преподобного Амвросия Оптинского, святителя Филарета Московского – в Псалтири можно выделить псалмы на разную потребу: 1. Чтобы уберечься от тяжких грехов: Пс. 18 2. Против нападений бесовских: Пс. 45, 67 3. При обвинениях и клевете, воздвигающихся на тебя: Пс. 4, 7, 36, 51 4. Когда видишь гордыню и злобу многих, когда нет у людей ничего святого: Пс. 11 5. Для смирения духа: Пс. 5, 27, 43, 54, 78, 79, 138 6. Когда враги продолжают искать твоей погибели: Пс. 34, 25, 42 7. В благодарность за победу над врагом: Пс. 17 8. Во время скорби и в несчастиях: Пс. 3, 12, 21, 68, 76, 82, 142 9. При унынии и в безотчетной скорби: Пс. 26, 90, 101 10. В защиту от врагов, в напастях, при кознях человеческих и вражьих: Пс. 3, 37, 2, 49, 53, 58, 90, 139 11. В о б стояниях, чтобы Господь услышал молитву твою: Пс. 16, 85, 87, 140 12. Когда просишь милости и щедрот у Бога: Пс.66 13. Если желаешь научиться, как должно приносить благодарение Господу: Пс. 28 14. Чтобы не скупиться и подавать милостыню: Пс. 40 15. Восхваляя Господа: Пс. 23, 88,92,95, 110, 112, 113, 114, 133, 138 16. В болезнях:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Пс.101:24.   Отвеща ему на пути крепости его: умаление дней моих возвести ми. Предполагая, что не много времени осталось прожить, Пророк просит Господа «возвестить» ему «умаление» , т.е. малочисленность дней, чтобы употребить тщательнейшее старание о душе (Дидим). Пс.101:25.   Не возведи мене в преполовение дней моих: в роде родов лета Твоя. «Возведением» Давид называет здесь разлучение души от тела, которая ведется через воздух. Смерть посылается по исполнении пределов жизни, которые для каждого назначил праведный суд Божий, благовременно предусматривая пользу для каждого из нас (Василий В.). Пс.101:26.   В началех Ты, Господи, землю основал еси, и дела руку Твоею суть небеса. То, что сказано у Давида об Отце, как Создателе, то Павел говорит о Сыне, как Творце (см. Евр. 1:10), будучи уверен в равночестности Отца и Сына. «Земля» не есть начало всего и не из нее все произошло, но основания ея имеют какое-то мысленное начало. Сказанное о Боге: «повешаяй землю ни на чемже» (Иов. 26:7), — показывает, что она занимает место в средине Вселенной (Златоуст, Дидим). Пс.101:27.   Та погибнут, Ты же пребываеши: и вся, яко риза обетшают, и яко одежду свиеши я, и изменятся. Пророк показывает — сколько ни прекрасен и велик мир, однако же — тленен, и именно по вине человека, по причине грехопадения. Так как человек получил смертное и подверженное страданиям тело, то и земля подверглась проклятию и тварь из-за человека претерпела зло и стала тленною; но когда тело человека будет нетленным, тогда и тварь сделается соответственно благообразию тела. Так Бог облекает тварь нетлением в свободу славы чад Своих (Златоуст). Пс.101:28.   Ты же тойжде еси, и лета Твоя не оскудеют. Пс.101:29.   Сынове раб Твоих вселятся, и семя их во век исправится. Все видимое творение временно и непостоянно — один только Вседержитель Господь Бог наш безначален и без конца. Отсюда размысли, что если все так тленно и ненадежно, то, приходя «пред лице Бога», ничего иного не приноси и не проси, кроме смирения и уничижения своего: ибо первый шаг к приобретению Божией милости есть смирение и покорность (Златоуст, Дидим).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2800...

Пс.101:26 . В началех ты, Господи, землю основал еси, и дела руку твоею суть небеса. Пс.101:27 . Та погибнут, ты же пребываеши: и вся яко риза обетшают, и яко одежду свиеши я, и изменятся. Пс.101:28 . Ты же тойжде еси, и лета твоя не оскудеют. Здесь подтверждает то же, что сказал выше, то есть, что не одна токмо жизнь человеческая, но и весь сей мир в сравнении с вечностию Бога есть не что иное, как скоро исчезающая тень (исключая однако церковь , о которой будет говорить несколько ниже, поскольку основана на Божием слове, и на покровительстве Того же Бога). Итак слова сии разделяются на три члена, из коих следуют три заключения: первое, что ежели самыя небеса ничто суть пред Богом, то тленность человеческаго рода есть такова же и потому достойна милосердия Божия; второе, что хотя небо и земля суть ничто пред Богом, но церковь , поскольку основана на вечной истине Бога, пребудет непоколебима во веки; третие, что хотя толь прекрасное и во всех частях соразмерное строение небес есть дело рук Божиих, но при всем том ни древность, ни толь стройный порядок не изъемлет их от погибели. Отсюду верные должны помыслить, коль тленно и ненадежно состояние их, и потому приходя пред лице Бога, ничего инаго да не приносят, кроме смирения и уничижения своего: ибо первый шаг к приобретению Божией милости есть смирение и покорность; на сем основании и Сам Бог обещал к нам милостив быть. Пс.101:29 . Сынове раб твоих вселятся, и семя их во век исправится. Сими словами Пророк означает, что он не потому просит сохранения церкви, поскольку она есть часть человеческаго рода, но поскольку Бог вознес ее превыше мира. Отсюду заключает, что церковь между всеми превратностями мира пребудет тверда и непоколебима: ибо хотя мы по грехам нашим праведно подпали Божию гневу и потому аки отсечены стали от источника жизни, но когда примиряемся с Богом, то благодать Его паки изливается на нас. Откуду следует, что верные, яко отрожденные духом, от смерти бывают свободны, поскольку Бог всегда пребывает тойже. Итак, глагол: вселятся – означает здесь вечное и непоколебимое наследие живота, а местоимение пред Тобою, являет, что спасение верных не по примеру мира, ниже по общему чину природы твердо есть, но по святому оному союзу, который соединяет их с Богом. Под именем семени разумеет сынов людей благочестивых, однако не тех, кои от плоти родилися и суть изверги, но тех, кои подражают вере родивших их. Впрочем не без намерения упоминает о семени, поскольку завет распространяется и на будущие роды. Ежели мы постоянно пребудем в вере и залог сей сохраним до смерти, то не будем сомневаться, что живот наш сокровен есть в Боге; и хотя бы безчисленныя смерти окружали нас, но мы, стоя на якоре веры, пребудем безопасны.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010