Содержание 1. Тебя ищу, Жизнь моя: без Тебя умираю.    О, да познаю Тебя, Господи, познавший меня; Тебя да познаю, сила души моей! Яви мне Себя, Утешитель мой, да узрю Тебя, свет очей моих.    Приди, радость духа моего, да узрю Тебя, веселие сердца моего. Тебя да возлюблю, жизнь души моей.    Явись мне, услаждение мое великое, утешение мое сладостное, Господь Бог мой, жизнь и вся слава души моей.    Тебя да обрету, желание сердца моего; за Тебя да держусь крепко, любовь души моей; Тебя да обыму, небесный Жених, великое внутреннее и внешнее радование мое. Тобою да обладаю, блаженство вечное. Тобою да обладаю во глубине сердца моего, блаженная жизнь, высочайшая сладость души моей.     «Возлюблю тебя, Господи, крепость моя! Господь — твердыня моя и прибежище мое, Избавитель мой» (Псал.17:2, 3), Тебя возлюблю Боже мой, Помощник мой, Столп крепости моей, сладостная Надежда моя во всех скорбях моих. Тебя да обыму, о Благо, без Которого ничто не благо; Тобою да наслажусь, о Всеблагий, без Которого нет высочайшего блага. Ты Слово «острее всякого меча обоюдоострого» (Евр.4:12.), отверзи сокровенности слуха моего, чтоб услышать мне глас Твой. Возгреми, Господи, с высоты гласом великим и крепким. Да возгремит «море и что наполняет его» (Псал.95:11); да подвигнется земля и все, что на ней.    Просвети очи мои, Свет непостижимый, «блесни молниею и рассей их» (Псал.143:6), да не видят суеты. «Пустил стрелы Свои и рассеял их, множество молний, и рассыпал их. И явились источники вод, и открылись основания вселенной» (Псал.17:15—16). Даруй зрение, которое бы узрело Тебя, Свет незримый.    Сотвори новое обоняние, которое бы текло «во след Тебе», о благоухание жизни, «в воню мира Твоего» (Песн.1:3).    Исцели вкус, чтобы он вкушал, познавал и различал, «Как много у Тебя благ, которые Ты хранишь» (Пс.30:20) в исполненных любви Твоей.    Дай сердце, которое бы о Тебе помышляло, — дух, который бы Тебя любил, — мысль, которая бы Тобою была занята, — смысл, который бы Тебя разумел, — ум, который бы постоянно и крепко прилеплен был к Тебе, высочайшая сладость, и Тебя премудро любил, о премудрая любовь!

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

88. ПОЧЕМУ СВ. ПИСАНИЕ ПРИПИСЫВАЕТ БОГУ ТЕЛЕСНЫЕ ОРГАНЫ? Бог есть Дух, однако св. Писание приписывает Ему телесные органы, например: сердце, очи, уши, руки. Св. Писание применяется в этом к обычному человеческому языку, а понимать надо в духовном и высшем смысле, например: сердце Божие значит благость, или любовь Божия, очи и уши означают всеведение, руки — всемогущество. 89. ГДЕ ОБИТАЕТ БОГ? Бог везде, но на небесах есть особое присутствие Его, являемое в вечной славе блаженным духам; также в храмах есть особое присутствие Его, благодатное и таинственное, благоговейно познаваемое, ощущаемое верующими и являемое иногда в особых знамениях. Иисус Христос говорит: Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди их (Мф 18:20). 90. КАК ПОНИМАТЬ СЛОВА СИМВОЛА “ВЕРУЮ ВО ЕДИНАГО БОГА ОТЦА”? Слова Символа: Верую во единаго (одного) Бога Отца следует понимать в смысле отношения к тайне Св. Троицы, потому что Бог один по существу, но троичен в лицах: Отец, Сын и Св. Дух, Троица единосущная и нераздельная. 91. КАК ГОВОРИТ СВ. ПИСАНИЕ О СВ. ТРОИЦЕ? Главнейшие изречения об этом в Новом Завете следующие: Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Мф 28:19). Три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино (1Ин 5.7). 92. О Св. Троице говорится и в Ветхом Завете, но не так ясно. Например: Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его — все воинство их (Пс. 32:6). Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф! вся земля полна славы Его! (Ис 6:3). 93. МОЖНО ЛИ ПОСТИГНУТЬ ТРИЕДИНСТВО БОЖИЕ? Бог один в трех лицах. Мы не постигаем этой внутренней тайны Божества, но верим в неё по непреложному свидетельству слова Божия: Божиего никто не знает, кроме Духа Божия (1 Кор 2:11). 94. КАКОВО РАЗЛИЧИЕ ЛИЦ СВ. ТРОИЦЫ? Между лицами Св. Троицы различие в том, что Бог Отец не рождается и не исходит от другого лица; Сын Божий предвечно рождается от Отца; Св. Дух предвечно исходит от Отца. 95. КАКОЕ ДОСТОИНСТВО ИМЕЮТ ЛИЦА СВ. ТРОИЦЫ? Три ипостаси, или лица Св. Троицы — совершенно равного Божественного достоинства. Как Отец есть истинный Бог, так равно и Сын есть истинный Бог, равно и Св. Дух есть истинный Бог; но притом так, что в этих трёх ипостасях явлен один триипостасный Бог.

http://sedmitza.ru/lib/text/432172/

89. Между славой настоящей и будущей такое же различие, как между сновидением и действительностью. 90. Между Ангелами и людьми невелико расстояние, если мы захотим утвердиться в добродетели. 91. Христианство требует и православного учения, и доброй жизни, а всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его ( Ин. 3:20 ) – боится обратиться к вере по тому самому, что не хочет показать доброй жизни. 92. Никто бы не остался язычником, если бы мы были христианами, как следует. 93. Господь хочет, чтобы христианин был для вселенной учителем, закваской, светом и солью, ибо все это приносит пользу другим. Учение делами убедительнее и достовернее, чем учение словами: одни смотрят на него, другие слышат о нем. И сила добродетели врагам заграждает уста. 94. У иудеев посредником был Моисей, как слуга в доме Божием, и им обещаны были земные блага – земля, кипящая медом и млеком, а у христиан – Сын Божий и обещает нам житие на небесах – земное, телесное оставить, а принять духовное. 95. Тело – творение Божие, а тление и смерть введены грехом, если благодать упразднит тление и смерть, то даруется нам тело небесное, вечное. 96. Пленил плен ( Пс. 67:19 ) – порабощенных греху Господь воссоздал благодатью, дал залог бессмертия. 97. Бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш придет. Но это вы знаете, что если бы ведал хозяин дома в какую стражу придет вор (тать, смерть) ( Мф. 24:42–43 ), поэтому все сокровища отправляй в Небесное Отечество. 98. Величайшее зло – смерть, – введенное диаволом, премудрость Божия обратила мученикам в честь и славу, ибо ею открывается рай. 99. Ты подвизаешься на земле, но награду получишь на небе, а здесь терпи. Если ты ищешь вечной славы, покоя и радости, то терпи бесчестие, скорби и отвергай временное. 100. Жизнь земная временна и скорби в ней временны, а будущая жизнь вечна и блаженство. Сотница третья 1. «Я признаю, – говорит святитель, – двух человеков, одного видимого и другого, скрывающегося в видимом. У нас есть внутренний человек, и что составляет наше совершенство, мы имеем в разумной душе, так что тело есть только орудие души человека, собственно же человеком является то, что составляет душу».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

   Другие могут сказать: «Но все равно, Авраам поклонялся истинному Богу, и евреи через Исаака, а мусульмане через Агарь являются потомками этого верного поклонника Бога». Здесь нужно разъяснить несколько подробностей: Авраам отнюдь не поклонялся Богу в форме безличного монотеизма иных религий, но в форме Святой Троицы. Мы читаем в Священном Писании: «И явился ему Господь у дубравы Мамре... и он поклонился до земли» (Быт. 18:1—2).    В каком виде был Бог, Которому поклонялся Авраам? В безличной форме или в зримом видении Триединого Божества? Мы, православные христиане, с благоговением произносим этот текст Ветхого Завета о явлении Святой Троицы в день Пятидесятницы, когда украшаем наши храмы ветвями, символизирующими древние дубы, и когда прославляем Святую Троицу, явившуюся древле в виде Трех Ангелов, так же как наш отец Авраам прославлял Его! Происхождение от Авраама по плоти было бы для нас бесполезно, если бы мы не были возрождены водами крещения в веру Авраамову. А вера Авраамова была вера в Иисуса Христа, как сказал Сам Господь: «Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался» (Ин. 8:56).    Такова же была и вера пророка царя Давида, который слышал, как Небесный Царь говорит о Своем Единородном Сыне: «Сказал Господь Господу моему» (Пс. 109:1; Деян. 2:34). Такова же была и вера трех отроков в пещи огненной, откуда они были спасены Сыном Божиим (Дан. 3:23—95); и святого пророка Даниила, который имел видение двойной природы Иисуса Христа в таинстве воплощения, когда Сын Человеческий пришел к Ветхому днями (Дан. 7:13). Вот почему Господь, обращаясь к потомству Авраама (биологически неоспоримому), говорит: «...если бы вы были дети Авраама, то дела Авраамовы делали бы...» (Ин. 8:39), а дела эти в том, «чтобы... веровали в Того, Кого Он послал» (Ин. 6:29).    Кто же тогда потомство Авраама? Сыны Исаака по плоти или сыны Агари египтянки? Исаак или Измаил — потомок Авраама? Чему нас учит Священное Писание устами Божественного Апостола? «Но Аврааму даны были обетования и семени его.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

      если он перешел на позицию первоубийцы Каина, который сказал Богу: «от лица Твоего я скроюсь» ( Быт.4:14 ). Каин нашел способ, как ему скрыться от Бога: «и исшел Каин от лица Господа и поселился в земле Нод на восток от Эдема» ( Быт.4:16 ). Когда Каин захотел скрыться от лица Божия, он не пошел от Бога, не пошел на запад… Восток – сторона Божественного присутствия, «Восток» – имя Божье 91 . Каин пошел на Бога, на Восток, против Бога. Каждый шаг на этом пути свидетельствовал волю Каина, чтобы Бог от него отвернулся… В Книге Иова говорится, что Бог не хочет видеть тех, кто не хочет видеть Его ( Иов.35:13; 36:13 LXX). Каин не пошел на запад от Бога, потому что знал, что милостив Господь. И действительно, когда Господь воплотился, Он «пришел к темному западу естества нашего» 92 и спас человека. В удаленности от Бога – на «западе» возможна милость, возможно богообщение и спасение 93 . Все это Каин последовательно и сознательно отвергает. Каин пошел на Восток, он начал строить свою историю, свою цивилизацию 94 . Замысел Каина удался: он и его потомки какое-то время жили обособленно и продуктивно 95 , можно сказать, Каин «скрылся от лица Божия» – или «Бог скрыл лицо Свое» 96 ( Пс.10:10 /9:32) от Каина. Так продолжалось до момента, пока потомки Каина не начали внедряться к «сынам Божиим» через своих дочерей ( Быт.6:1–4 ) 97 .        Каин на Церковь Божию не нападал, но его потомки стали вести себя, как лев «в засаде сокрытой» из псалма Давида. Каиниты пришли не с войной и насилием, а как смирные и слабые «дочери человеческие» – с имитацией поведения и с подменой духа: они «смирялись и склонялись», и в результате «пало достояние поклонников (ст.31) – тех, кто в сердце поклонялся Богу. Мистическая ошибка захватчиков была (и остается) в том, что они продолжают думать, как думал Каин: «от лица Твоего я скроюсь», Бог «скрыл лицо Свое». Этого уже никак не могло (и не может) быть, поскольку враг посягнул на церковное «достояние». Под видом «сокрушенных и смиренных» те, кто названы «сильные» (ст.31), охотятся на невинного, грабительствуют на весь мир и при этом думают: «забыл Бог».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

 Илия был ревнителем славы Истинного Бога и обличителем культа Ваала. Однако более 99 % (!) населения тогдашнего Израиля служили Ваалу. Пророка искали убить, и он был вынужден скрываться. И вот, преследуемый, находясь в безвыходном положении, Илия вопиял к Богу: «Возревновал я о Господе Боге Саваофе, ибо сыны Израилевы оставили завет Твой, разрушили жертвенники Твои и пророков Твоих убили мечом; остался я один, но и моей души ищут, чтоб отнять ее» (3 Цар. 19, 14). И Господь отвечал ему: «Я оставил между Израильтянами семь тысяч [мужей]; всех сих колени не преклонялись пред Ваалом, и всех сих уста не лобызали его» (3 Цар. 19, 18).  Эти слова Господа  были ответом на молитву и пророческое служение Илии, однако, может быть, ответом не окончательным. Окончательный ответ на молитву пророка можно усмотреть в событии обращения иудеев ко Христу по проповеди Илии в конце веков, во времена второго его пребывания на земле, когда соотношение спасенных и погибающих будет прямо противоположным: погибших семь тысяч, а спасенных – все остальные. Бог, таким образом, исполняет молитву праведника по прошествии долгих тысячелетий,  что совершенно не удивительно, ибо для Бога не существует времени и тысяча лет для Него – как день вчерашний и как стража ночная (Пс. 89, 5). 95 95 Обращает также на себя внимание, что семь тысяч человек по отношению к населению современного Иерусалима составляет около 1 % – как во времена пророка Илии по отношению ко всему Израилю.   Апостол Павел говорит, что если отвержение евреев стало причиной  примирения всего мира с Богом, то что будет принятие их, как не жизнь из мертвых? (Рим. 11, 15) И действительно, обращение евреев предшествует наступлению вечной жизни, то есть Царства Христова, о чем и говорится далее, в ст. 15.  14 Второе горе прошло; вот, идет скоро третье горе. Почему апостол Иоанн говорит о горе? Ведь дальше описывается, как небесная Церковь славословит Бога за явление Его Царства? Однако явление Царства Христа будет радостью только для любящих Его. Ненавидящие же Его взбунтуются, восстанут против Него, чем и навлекут на себя горе и гибель. Об этом говорится далее, в 11,18: губившие землю будут погублены праведным Божиим Судом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Аще изгониши мя днесь от лица земли, и от лица Твоего скрыюся, и буду стеня и трясыйся на земли и будет, всяк обретаяй мя убиет мя (Быт. 4:4—14). Из всего этого замечаем мы, что два жертвоприношения двух народов имели своё прообразование с самого начала. Наконец, когда Моисей в книге Левит предписывал священнические постановления: то мы находим там, что Израильскому народу повелено было приносить жертвы не в ином каком месте, как только в земле обетованной, которую Господь Бог должен был дать народу Израильскому и братьям его, с тем, что когда Израиль будет туда введён, то приносил бы там жертвы и всесожжения как за грехи, так и за души свои, но ещё повторю: нигде, кроме как в святой земле. Но зачем Дух Святой потом объявляет устами Пророков, что жертвы некогда приносимы будут по всему лицу земли и на всяком месте, как-то Малахия, один из двенадцати Ангелов-Пророков, предсказал: жертвы не приму от рук ваших; зане от восток солнца и до запад Имя Мое прославися во языцех, и на всяком месте фимиам приносится Имени Моему и жертва чиста (Мал. 1:11). Давид в псалмах своих также возглашает: принесите Господеви отечествия язык, (проповедь Апостолов действительно долженствовала пронестись по всей земле), принесите Господеви славу и честь, принесите Господеви славу имени Его; возмите жертвы и входите во дворы Его. Когда надобно умилостивить Бога жертвами духовными, а не земными, Пророк говорит нам: жертва Богу дух сокрушен. Также и в другом месте: пожри Богови жертву хвалы, и воздаждь Вышнему молитвы твоя (Пс. 95:7, 50:19, 49:14).Тут решительно возвещается, что благоприятна Богу духовная жертва хвалы, жертва Ему дух сокрушен; возвещается с одной стороны отвержение плотских жертв, о которыхИсайя отзывается так: что Ми множество жертв ваших, глаголет Господь? А с другой обеты духовных и благоугодных Богу жертв, как то говорит тот же Пророк: аще принесете Ми семидал всуе. Он присовокупляет: исполнен есмь всесожжений овних и тука агнцов и крове юнцов и козлов не хощу. Егда прострете руки (вашя) ко Мне отвращу очи Мои от вас, и не услышу вас.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3995...

Бог рассматривался как «Царь» Израиля со времени Судей (см.: Суд. 8: 22–23), а может быть, и перед этим (см.: Пс. 95: 10; 98: 1; 145: 10). Псалмы полны выражений, подчеркивающих верховную власть Бога над ходом истории. Во времена Иисуса многие рабби подчеркивали, что Царствие Божие над Израилем уже существует, даже при римском правлении. И действует это Царствие через Тору, или Закон. Рабби иногда обращались к людям с призывом «принять на себя Царствие Божие», и под этим они понимали принятие Торы и послушание ей как инструменту Божиему для управления людьми. При внимательном чтении Нового Завета мы видим, что существует смысловое напряжение в понимании Царства Божиего: с одной стороны, это то, что сейчас может сделать Бог в тех, кто принимает Его власть над их жизнями, с другой стороны, то, что Он в конце концов сделает через них в обществе в целом. Павел, например, говорит: «Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим. 14: 17). Чтобы быть частью Царствия Божия, необходимо дать Богу проявить Его полную власть над нашей жизнью. Но в то же время Павел время от времени связывает наступление Царствия Божия с событиями конца сего мира. Конец придет, когда Иисус «предаст Царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое [другое] начальство и всякую [иную] власть и силу» (1 Кор. 15: 24). Он явно ожидает, что Бог вмешается в историю и изменит ее ход. И это каким-то образом должно быть связано с наступлением новой общности, Царствия Божия. Совершенно открыто об этом говорится в Книге Откровения, где «царство мира соделалось царством Господа нашего и Христа Его, и будет царствовать во веки веков» (Откр. 11: 15). Итак, это важный элемент учения Самого Иисуса. Из книги «Собраны во Имя Мое. Царствие Божие как новая социальная реальность». Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев). М: Никея, 2022 Фото Станислава Марченко Поделиться в соцсетях Подписаться на свежие материалы Предания — Фонд учрежден в 2009 году для сбора средств и помощи нуждающимся. © 2008-2022 Благотворительный фонд «Предание».

http://blog.predanie.ru/article/arhimand...

В преддверии храма громоздились идолы и религиозная утварь, статуи богов стояли и на улицах городов. Из уст в уста передавались истории о том, как кому–то явился дух. Рассказы сопровождались советами, что в таких случаях лучше делать, чтобы не разозлить непрошеного гостя, а, наоборот, понравиться ему и услышать от него что–нибудь полезное. Когда человек проходил мимо идола или храма, он целовал свою руку, надеясь на благосклонность божества. И речь идет не только о жителях Афин, которых апостол Павел нашел «особенно набожными» (Деян. 17:22; примечательно, что он сказал это в похвалу, а не в осуждение). По всей империи в самом деле было много очень религиозных людей, которые свято верили, что земного успеха и благополучной загробной жизни можно добиться, если правильно вести себя с духами. Не все отличались такой твердостью убеждений, но и менее набожные полагали, что порядок в обществе, власть закона и императорский престол зависят от добрых отношений с традиционными богами. Именно поэтому цель общественной политики оказалась заключена в краткой латинской фразе «pax deorum», которую можно перевести как «спокойствие богов» или «мир с богами». В состоянии войны Неудивительно, что с религией многобожия (политеизмом) Бог Израилев находился в состоянии войны. Его народу запрещалось обращаться к иным богам, кумирам или духам. Священные книги иудеев полны рассказов о суровых наказаниях, которым подвергались идолопоклонники. «Ибо все боги народов — идолы, а Господь небеса сотворил» (Пс. 95:5). По–гречески «божество» — daimon, daimonion. С появлением христиан это слово приобрело отрицательный оттенок и стало использоваться для обозначения злых сил, чья власть над миром держится с позволения Бога или сохраняется в наказание. Приверженцы новой веры обращались к согражданам с пламенными призывами обратиться «к Богу от идолов, чтобы служить Богу живому и истинному и ожидать с небес Сына Его, Которого Он воскресил из мертвых, Иисуса, избавляющего нас от грядущего гнева» (1 Фесс. 1:96–10).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=728...

Владыка Макарий (Невский , архиеп. Томский, впоследствии митр. Московский, +1926), писал еще более полвека назад: «О постах и говорить нечего: ныне стыдится не тот, кто нарушает посты, а тот, кто соблюдает их» (69, 50). Пусть, однако, и он послушает, что говорит Священное Писание . «Не всякую стыдливость хорошо соблюдать и не все всеми одобряется по истине... Есть стыд, ведущий ко греху... Из лицеприятия не греши: не стыдись точного исполнения закона Всевышнего и Завета... и не стыдись хвалить» Бога ( Сир.41:20, 4:25, 42:1–2, 51:37 ). «Только бы не пострадал кто из вас, как убийца, или вор, или злодей, или как посягающий на чужое; а если как Христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь» ( 1Пет.4:15–16 ). «Взгляните на древние роды и посмотрите: кто верил Господу – и был постыжен?» ( Сир.2:10 ). «Боже мой! на Тебя уповаю, да не постыжусь [вовек]» ( Пс.24:2 ). 95 4. «Я живу с молодыми. Они – неверующие, и постов, конечно, не признают. Раньше, когда я постилась, они ворчали на меня. Теперь – ради мира в семье – не пощусь. Знаю, что грешу, но ничего поделать не могу...» Спрашивается: почему мне должно непременно подстраиваться под всегдашнее всеядение неверующих, если я верующий и, желая соблюдать посты, могу довольствоваться постной пищей?! По собственному убеждению мы избираем линию своего поведения в жизни (в том числе, разумеется, характер и меру питания), и никто не властен принуждать нас к тому, что противно нашей совести. Само «подстраивание» верующего под питание неверующих есть свидетельство того, что у самого подстраивающегося нет собственного убеждения в необходимости соблюдения поста (а это – следствие маловерия в Бога!) и потому он так легкомысленно им пренебрегает. 5. Чревоугодники (и сектанты всех толков), обыкновенно, в оправдание своего отказа от поста, ссылаются на слова Христовы (сказанные в ответ фарисеям, обвинявшим Его учеников в том, что они «не умывают рук своих, когда едят хлеб»): «не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека» ( Мф.15:2, 11 ). 96 Чревоугодие в этих словах старается найти предлог к уничтожению постов: «все можно есть во всякое время, только бы душа была чиста!» 97

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail-Truhano...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010