«Все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть». ( Мф.11:27 ); «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же». ( Евр.13:8 ). Божественный разум Сына Божьего нравственно неизменен и не подвержен греху. Поэтому логическое заключение, сделанное Свидетелями Иеговы, имеет большой недостаток незавершенности, ложные предпосылки и не учитывает различия в стадиях искушения: как непосредственного воздействия на личность, так и ответной реакции этой личности на воздействие (искушение). Необходимо последовательно разобрать эти понятия и выяснить как они соотносятся с обсуждаемой темой. Вначале искуситель пытается повлиять на объект искушения, привлечь внимание к своим предложениям и аргументам. Независимо от ответной реакции, это уже называется искушением. В соответствии с узким представлением адептов культов об искушении в контексте личности Христа, по отношению к Богу не может применятся искушение. Но обратившись к Писанию, становится очевидно иное. Сам Господь сказал: «все, которые видели славу Мою и знамения Мои, сделанные Мною в Египте и в пустыне, и искушали Меня уже десять раз, и не слушали гласа Моего». ( Чис.14:22 ); «ибо Он есть Бог наш, и мы – народ паствы Его и овцы руки Его. О, если бы вы ныне послушали гласа Его: ...где искушали Меня отцы ваши, испытывали Меня, и видели дело Мое». ( Пс.94:7,9 ); «где искушали [επερασαν] Меня отцы ваши, испытывали Меня, и видели дела Мои сорок лет». ( Евр.3:9 ). Священное Писание свидетельствует, что Всемогущего Бога искушали, то есть пытались искусить. Но Бог не поддается на искушения, и в этом вся суть вопроса. Это Его божественная неизменная природа. Никто не может искусить Бога в том смысле, чтобы повлиять на Него, но по своему неразумению некоторые люди пытаются это делать, естественно, безрезультатно. Поэтому, когда говорится, что Бога нельзя искусить, имеется в виду Его ответная реакция на искушение, а не сам процесс искушения по отношению к Нему.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/tajnoe-t...

Глава 4 Евр.4:1 . Посему будем бояться также и мы, чтобы... не оказался кто из нас отставшим и чтобы нам, благодаря нашему нерадению, не лишиться возможности войти в покой, – не в ту землю обетования, но в истинный покой Божий, который есть царство небесное. Ведь и мы имеем обетование чрез веру и духовное житие войти в царство, как они получили заповедь чрез закон, чтобы таким именно образом могли овладеть данною им землею тою: Евр.4:2 но не принесло им пользы слово закона слышанное, поскольку не было растворено верою слышавших. Евр.4:3 . Мы же войдем в самый покой, мы, уверовавшие во Христа и наделенные дарами (благодати) Его. Они же не вошли в этот покой, согласно клятве, которую дал Он чрез Давида, говоря: Я поклялся в гневе Моем,.. не войдут в покой Мой ( Пс.94:11 ). Суббота же и есть тот именно покой, о коем возвещено, ибо, когда в день седьмой совершены были все дела, сказано: Евр.4:4 покоиться заставил Бог в день седьмый... дела все. Поэтому, если евреи не упокоились, как и дела их, в седьмой день, то очевидно о них сказано: Евр.4:5 не войдут в покой Мой. Но субботний покой Апостол поставил прообразом истинного и вечного покоя, почему и сказал: Евр.4:6 остается... некоторым... войти в него, то есть уже не в тот покой (субботний), который служил преходящим прообразом, но в тот истинный покой, который прообразовательно был «благовествован» евреям, но они не вошли, поскольку не уверовали. А что должны быть две субботы, одна – прообраз, а другая – истинная, это видно из слов: Евр.4:7 опять другой день... определяет выражение «ныне» в устах Давида, говорящаго после столькаго времени от того времени, когда дана первая суббота: «ныне когда... глас Его ...слышите,.. не ожесточите сердец ваших», как те, кои погибли в пустыне и не вошли в покой Его. Ведь если бы Иисус сын Навин, давший им наследовать землю (обетованную), устроил бы их и дал бы им покой, то теперь (при Давиде) никоим образом не следовало бы говорить еще о покое какого-то другого дня: ибо вот Иисус дал им упокоение, введши их в обетованную землю, а между тем они не успокоились на этом совершенно, как Бог совершенно почил от дел Своих, если они находились в больших трудах и должны были долго воевать. Итак, если покой тот не был упокоением, так как даже сам Иисус, давший им этот покой, трудился в сражениях, – если это так, то есть, говорю, и существует, и «остается субботство» Бога, Который дает упокоение входящим в него,

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/to...

Да, можно, можно и тому, кто был весьма беспечен, вознаградить всю потерю прошедшего времени усиленным последующим усердием. Посему, говорит псалмопевец, « если бы вы ныне послушали гласа Его: не ожесточите сердца вашего » (Пс. 94:7–8). Этими словами он увещает и советует никогда не отчаиваться, но, пока мы здесь, иметь благие надежды, простираться вперед и стремиться « к почести вышнего звания Божия » (Фил. 3:14). Будем же так поступать и исследуем названия этого великого дара. Как неведение о величии сана делает беспечными тех, которые почтены им, так познание делает их признательными и располагает их к большему усердию. С другой стороны стыдно и смешно было бы, получивши от Бога такую честь, не знать, что значат ее названия. Но что я говорю об этом даре? Если ты станешь размышлять об общем имени рода нашего, то и отсюда получишь величайший урок и увещание к добродетели. Это имя — « человек » — мы определяем не так, как внешние (язычники), но как повелевает Божественное Писание. Человек — не тот, кто имеет только руки и ноги человеческие, и не тот, кто имеет только разум, но кто с ревностью упражняется в благочестии и добродетели. Так, послушай, что Писание говорит об Иове: сказав, что « был человек в земле Уц », оно не описывает его теми признаками, которыми описывают человека внешние, и не говорит, что он имел две ноги и широкие ногти, но, соединяя отличительные черты его благочестия, говорит: « непорочен, справедлив и богобоязнен и удалялся от зла » (Иов. 1:1), выражая, что это и есть « человек ». Так и другой говорит: « бойся Бога, и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека » (Еккл. 12:13). Если же название « человек » заключает в себе такое увещание к добродетели, то тем более название « верный ». Верным ты называешься потому, что веруешь в Бога и тебе самому Он верит, подавая оправдание, освящение, чистоту души, усыновление, царство небесное, все это Он вверил и предоставил тебе, а ты со своей стороны вверяешь и предоставляешь Ему другое: милостыню, молитвы; целомудрие и все прочие добродетели.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Души праведных на лоне Авраамовом. Роспись Успенского собора Княгина мон-ря. Владимир. 1648 г. Мастер Марк Матвеев Души праведных на лоне Авраамовом. Роспись Успенского собора Княгина мон-ря. Владимир. 1648 г. Мастер Марк Матвеев 2. Дыхание. Наиболее очевидным примером употребления древнеевр.   в значении «дыхание» являются слова: «Дыхание его (  ) раскаляет угли» (Иов 41. 13; ср.: LXX 41. 13: ψυχ ατο νθρακες φλξ). То же значение подразумевается, когда речь идет о том, как   покидает умирающего. Об умирающей Рахили говорится: «выходила из нее душа (  )» (Быт 35. 18). Подобную ситуацию описывает прор. Иеремия: «Лежит в изнеможении родившая семерых, испускает дыхание свое» (   - Иер 15. 9). На основании этих примеров можно предположить, что и в рассказе о том, как прор. Илия вернул к жизни сына вдовы в Сарепте Сидонской, речь идет именно о возвращении дыхания: «И простершись над отроком трижды, он воззвал к Господу и сказал: Господи Боже мой! да возвратится душа отрока сего (  ) в него! И услышал Господь голос Илии, и возвратилась душа отрока сего в него, и он ожил» (3 Цар 17. 21-22). В том же значении это слово используется и в составе выражения     (букв.- дыхание жизни), к-рое в синодальном переводе передается как «душа живая» (Быт 1. 20, 24, 30; 2. 7; 9. 10, 12, 15, 16), «душа животных» (Быт 1. 21), «живущее» (Лев 11. 10), «животные» (Лев 11. 46), «живущее существо» (Иез 47. 9). Представление о дыхании как об источнике жизни отражено в библейском повествовании о сотворении человека, где появление человека в качестве «души живой» (    ) описано как результат дарования ему Богом «дыхания жизни» (     - Быт 2. 7). На основе этого значения возникли метафорические выражения     букв.- «и сократилось дыхание», т. е. «терпение иссякло» (ср.: Числ 21. 4: «И стал малодушествовать народ»; Суд 10. 16: «И не потерпела душа Его»; Суд 16. 16: «душе его тяжело стало»; Зах 11. 8: «и отвратится душа Моя»), и     букв.- «продлю дыхание», т. е. «буду терпеть» (ср.: Иов 6. 11: «и какой конец, чтобы длить мне жизнь мою»). Наконец, контексты, ставящие   в подчиненное положение по отношению к   (кровь), считаются отражением предания о том, что не дыхание, а кровь есть источник жизни («душа тела в крови» - Лев 17. 11; «кровь есть душа» - Втор 12. 23; Лев 17. 14; ср.: Иез 22. 27; Иона 1. 14; Пс 71(72). 14; 93(94). 21; Притч 1. 18), что, вероятно, и послужило основанием для запрета на употребление крови в пищу (Быт 9. 4).

http://pravenc.ru/text/180712.html

Значит, слушание не принесло пользы слушавшим, по не уверовавшим, ибо не уверовавшие прогневали Бога, чрез что и погибли. Впрочем прогневали не все: Иисус, как сказано, и Халев уверовали, чрез что и спаслись. А так как, по вышеприведенным словам Давида, не уверовавшие оскорбили этим Бога, то и их наказал Тот, в Кого они не уверовали, и поклялся, что они не войдут в покой Его. Как то, так и это (Апостол) выясняет путем вопросов и ответов. На Кого, говорит, гневался Он четыредесять лет? Не на согрешивших ли? Да, именно. Согрешившими же называет не уверовавших в Него, ибо неверие есть грех , и притом тягчайший из грехов. «Ихже кости», или члены пали к пустыне. И еще спрашивает: кому Он клялся, что не войдут в покой Его? Не тем ли, которые не покорились Ему, не поверили, что они будут обладать землею обетованной? И мы видим, что они не могли войти в нее по причине неверия и за неверие все они погибли в пустыне. Так вот какой порядок мыслей у Апостола, начиная со слов: «неции же слышавше прогневаша» и включительно до слов: «яко не возмогоша внити за неверствие». Вообще он выразил ту мысль, что как тем неверовавшим не принесло пользы одно слушание словес Божиих, так и нам при неверии с нашей стороны обетованиям Христа не принесет пользы одно слушание проповеди Евангельской, напротив и мы будем лишены Его покоя, я разумею царство небесное, как те – земли обетованной. Евр. 4:3 . Входим бо в покой веровавшии. Как вошли в него Иисус Навин и Халев. Но откуда же видно, что и мы веровавшие входим в него? Яко же рече: Яко кляхся во гневе Моем: аще внидут в покой Мой ( Пс.94:11 ). Это видно из того, что тогда не поверившие словам Божиим не вошли. А если те не вошли, то остается же кому-нибудь войти; да и спустя столько лет после входа в землю обетованную поверивших (я разумею Иисуса Навива, Халева и детей поверивших) Он не сказал бы чрез Давида: «днесь, аще глас Его услышите, не ожесточите сердец ваших, яко же в прогневании». Притом, некоторые не получили бы заповеди не делать того же, что те сделали, если не хотят потерпеть то же, что те потерпели.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

И тот же апостол говорит: Благословен Бог... благословивший нас во Христе... так как Он избрал нас в Нем прежде основания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним ( Еф.1:3–4 ). Таким образом, и отсюда видим, что спасение совершается по предопределению Божию. Человек в земной жизни следует судьбе, какую назначил Бог, и не может ее изменить. Священник : В Священном Писании имеются места, которые нелегко постичь плотским разумом, или «кости», как образно называет их в своем сочинении «Жизнь Моисея» св. Григорий Нисский 94 . Вы же, сектанты, тщетно стремитесь разгрызть кости Писания молочными зубами ущербного учения вашего или, что то же, бросаетесь в морскую пучину, не умея плавать. То же произошло с Оригеном , Арием, Македонием, Несторием, Савеллием, Диоскором, Евтихием и другими зачинателями древних ересей. Но не Писание, а сами они были причиной своего потопления. Священное Писание бездонный кладезь премудрости Божией, и припадающие к нему должны сообразовываться с духовным своим возрастом. И как воду для утоления жажды телесной зачерпывают сперва из колодца ведром, затем переливают в кувшин и наконец в стакан, так же надлежит поступать, когда жажда духовная приводит нас к океану премудрости Божией. И если будем доискиваться последних ее глубин без очищения ума и сердца, то неминуемо впадем в гордыню и безумие. Смешон малолетней школьник, берущийся решать задачи, непосильные для иного учителя математики, но безмерно смешнее тот, кто берется толковать Писание умом дебелым и непросвещенным. Божественные пророки и апостолы, как и святые отцы Церкви Христовой, достигли чистотой жизни незлобия младенцев, а духовным разумением – возраста мужей совершенных (см.: 1Кор.13:11–12 ; Еф.4:13 ), но и они не надеялись исчерпать премудрость Божию, перед которой их ум в благоговении замирал. Из этого благоговейного изумления родились слова царя и пророка Давида: Как велики дела Твои, Господи! дивно глубоки помышления Твои! ( Пс.91:6 ) и великого во апостолах Павла: О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему? ( Рим.11:33–34 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/pu...

Когда Господь за неверие и безнравственность осудил Содом на погибель, Он послал двух Ангелов, чтобы они вывели Лота и его семью из города и спасли их (см.: Быт. 19, 12–16).Ангел спас Иакова от мести его брата Исава. А перед смертью Иаков говорил об Ангеле: Ангел, избавляющий меня от всякого зла, да благословит отроков сих; да будет на них наречено имя мое и имя отцов моих Авраама и Исаака, и да возрастут они во множество посреди земли (Быт. 48, 16).Ангел спас трех отроков в раскаленной печи вавилонской, куда они были брошены за отказ поклониться идолам и за поклонение единому истинному Богу (см.: Дан. 3, 19–24, 88–94). На каждой утрени мы вспоминаем это чудесное событие в песни седьмого и восьмого ирмоса.Ангелы спасли пророка Даниила во рву львином, куда он был брошен за непоколебимую веру в единого Бога. Львы ласкались к нему, как ягнята, а потрясенному царю Дарию пророк сказал: Бог мой послал Ангела Своего и заградил пасть львам, и они не повредили мне, потому что я оказался пред Ним чист, да и перед тобою, царь, я не сделал преступления (Дан. 6, 22).Мы привели несколько примеров, когда Ангелы служили исполнителями Божиих повелений, приведем и некоторые другие.Царь Давид, добрый раб Бога, однажды нарушил Божий закон, и послал Господь Ангела Своего с мечом, и погибло от меча того семьдесят тысяч израильтян. Лишь когда Давид покаялся и возопил к Богу о помиловании, прекратилось побоище.Ассирийский царь Сеннахирим пошел против всех укрепленных городов Иудеи и взял их. И он, и его полководцы хулили и оскорбляли имя Божие и призывали царя Езекию и его народ сдаться. Но Езекия, разодрав одежды и покрывшись вретищем, пошел в дом Господень и молился усердно: И вышел Ангел Господень и поразил в стане Ассирийском сто восемьдесят пять тысяч человек. И встали поутру, и вот, все тела мертвые (Ис. 37, 36). И увидев страшную картину своего побитого войска, Сеннахирим бежал в Ниневию, где был убит собственными сыновьями (см.: Ис. 37, 37, 38).Богодухновенный псалмопевец, умудренный примерами истории и своим собственным опытом, зная, какую роль играют Ангелы в жизни каждого человека и целого народа, говорит: Ополчится Ангел Господень окрест боящихся Его и избавит их (Пс.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1303...

Объясн. Эти слова доказывают, что уже в век апостольский отличался и почитался пред прочими днями недели день Воскресный, что подтверждается и другими местами Писания: Деян.20:7–8 ; 1Кор.16:1–2 . О замене субботы воскресным днём Мф.24:20 . «Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимой, или в субботу». Объясн. «Субботой» евреи называли не только 7-й день, а и вообще праздничный день: Лев.16:31:23:11–23 ; стало быть, здесь советуется избавиться от «бегства» зимой или в праздничный день. Апостол Павел в 1-й день недели (Воскресенье) учил и преломлял хлеб, а в Понедельник предпринял путешествие: Деян.20:7 ; о праздновании христианами воскресного дня, а не субботы говорится и в других местах Писания: 1Кор.16:1–2 ; Откр.1:10 ; Ин.20:19 . Евр.3:11:19 . «Посему Я поклялся во гневе Моём, что они не войдут в покой Мой ( Пс.94:7–11 )... Итак, видим, что они не могли войти за неверие». Объясн. Господь как бы так говорит: Я решительно заявил во гневе Моём, что они (Израильтяне) не войдут в покой Мой, т.е. в землю обетованную, которая должна была бы успокоить Израильтян, вступивших в неё после сорокалетнего странствования; подобно сему, не войдут в покой царствия небесного все неверующие и не повинующиеся заповедям Христовым: 1Ин.2:4 . Следовательно, здесь говорится не о субботе в собственном смысле, а о покое душевном. Ис.66:22–23 . «Как новое небо и новая земля, которые Я сотворю, всегда будут пред лицом Моим, говорит Господь, так будет и семя ваше и имя ваше. Тогда из месяца в месяц и из субботы в субботу будет приходить всякая плоть пред лицо Моё на поклонение, говорит Господь». Объясн. «Дары различны, но Дух один и тот же»: 1Кор.12:4:11 . Следовательно, через пророка Исаию говорил тот же Святой Дух, Который прорекал и чрез пророка Иеремию, почему противоречить друг другу они не могли. А пророк Иеремия говорит, что завет, заключённый Богом с евреями при выходе из Египта, тот завет, в котором говорится о субботе: Исх.16:23–26 , будет уничтожен, а будет заключён «Новый Завет»: Иер.31:31–32 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Подобными искажениями изобилует перевод Библии, данный в настольной для иеговистов книге «Новый мир». Силясь доказать свою ложь о смертности души, они прибегают к Священному Писанию : «После смерти, – Бог сказал Адаму, – возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься» ( Быт. 3:19 ). «Подумай, – толкуют «свидетели», – что это значит. Прежде, чем Бог создал его из праха, никакого Адама не было. Он не существовал, и после смерти Адам вернулся в прежнее состояние небытия» 94 . С этим преднамеренным упрощением, якобы следующим «букве» Библии, нельзя согласиться. Человек был создан для вечной, бессмертной жизни, и только преступление прародителей человечества положило начало смерти телесной, но не духовной в абсолютном значении этого слова. Лукавым молчанием обходят иеговисты конец 10-го стиха 3-й главы книги Бытия, где ясно сказано, что дух возвратится к Богу, который дал его. Речь идет именно о духе, а не дыхании жизни, которое – суть едино с телом человека. Очевидно, что по смерти человека к Богу возвращается личностный дух, в противном случае было бы сказано, что возвращается дыхание жизни. «Живые знают, что умрут, а мертвые ничего не знают… – оспаривают православных сектанты, – потому что в могиле, куда ты пойдешь, нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости» ( Еккл. 9:5–10 ). После смерти, уточняют они, «выходит дух его, и он возвращается в землю свою, в тот день исчезают все помышления его» ( Пс. 14:5,4 ). Мы еще вернемся к этим библейским стихам, а сейчас рассмотрим логическую обоснованность некоторых суждений сектантов о смертности души. Иеговисты утверждают, что Библия не содержит упоминаний о бессмертии души. Еврейские и греческие слова, с которых сделан перевод слова «душа», встречаются в Библии 858 раз; из них 753 – в Новом Завете. Еврейские и греческие слова, с которых переведено слово «дух», употреблены 851 раз. В Ветхом Завете – 466 и 385 раз – в Новом. В общей сложности эти слова встречаются в Библии 1709 раз, и ни разу, отмечают иеговисты, и ни в одном случае они не несут значения бессмертия.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/lozhnye-...

Псалмы можно разделить по следующим темам. 1 . Молитвенные псалмы – 16, 19, 24, 27, 39, 41, 54 и т. д. 2 . Покаянные псалмы – 6, 31, 37, 50, 101 и т. д. 3 . Хвалебные псалмы – 64, 94 – 99, 110 – 117, 145 – 150. 4 . Исторические псалмы – 77, 194, 105 и др. 5 . Мессианские псалмы – 21, 109 и др. 6 . Учительные псалмы – 1, 31, 33, 48, 118, 126, 127 и др. 7 . Псалмы паломников («песни восхождения» или слав.: «песни степеней») – 119 – 133. 8 . Алфавитные псалмы – 24, 33, 110, 111, 118 и т. д. Следует сказать, что это разделение весьма условно, так как один и тот же псалом может быть отнесен одновременно, например, к молитвенным псалмам и к учительным или к молитвенным и покаянным и т.п. 8.9. Экзегетика избранных псалмов Перейдем к более подробному рассмотрению некоторых мессианских псалмов. Псалом 2 В еврейской, греческой и латинской Библиях псалом не имеет в надписании имени царя Давида. Надписание в русском тексте Библии: «Псалом Давида». Оно основано на свидетельстве святых апостолов. После возвращения апостолов Петра и Иоанна с суда Синедриона, апостолы и другие члены первохристианской общины молились словами второго псалма, именуя их «словами Бога, произнесенными устами Давида». «Владыко Боже, сотворивший небо и землю, и море, и все, что в них! Ты устами отца нашего Давида, раба Твоего, сказал Духом Святым: что мятутся язычники и народы замышляют тщетное на Господа и на Христа Его ( Пс. 2, 1–2 .). Ибо поистине собрались в городе сем, на святаго сына Твоего Иисуса, помазанного Тобою, Ирод и Понтий Пилат с язычниками и народом израильским, чтобы сделать то, чему предопределила быть рука Твоя и совет Твой» ( Деян.4:2–5 ). Можно сказать, что эта молитва является первым христианским толкованием псалма. В псалме втором говорится о восстании «царей земли» против Господа и Помазанника (Помазанник по-гречески Христос) Его. Если рассматривать буквальный смысл псалма, то речь в нем идет о Давиде. Царствование Давида было временем постоянных войн. Предполагают, что речь идет об одновременной войне против Давида сирийцев и аммонитян. В псалме предсказывается неудача, которая постигнет врагов. Псалом имеет, как мы уже имели возможность убедиться, и мессианско-прообразовательный смысл. Из древних христианских святых отцов Иустин Философ и Ириней Лионский относили содержание псалма к Господу Иисусу Христу. Афанасий Великий толкует псалом достаточно подробно в мессианском смысле. На псалом второй имеется также толкование святителя Филарета Московского . Характерной его особенностью является тщательный разбор масоретского текста с привлечением прочтений из греческих переводов. 130

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/konspek...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010