Не то ли самое написано в книге псалмов: «он (речь переходит к мессианскому царю) будет обладать от моря до моря и все реки до концов земли; падут пред ним жители пустынь и враги его будут лизать прах; цари Фарсиса и островов принесут дань; цари Аравии и Саввы принесут дары; и поклонятся ему все цари; все народы будут служить ему... и будут давать ему от золота Аравии... будет обилие хлеба на земле, наверху гор; плоды его будут волноваться, как лес на Ливане, и в городах размножатся люди, как трава на земле»! ( Пс.71:8–11, 15–16 ср. Пс.44:13 ; Ис.54:12 и др.) Можно привести гораздо более мест из священных книг с таким же содержанием, но и указанных, думаем, достаточно для того, чтобы видеть и убедиться, что вещественные блага мессианского царства, предносились и священным авторам, в обрисовке их они едва ли уступают авторам апокрифов и апокалипсисов, т.е. – в силе образов, в живости картин и яркости красок. Конечно, у священных авторов царству Мессии приписываются и великие духовные блага; но не отсутствуют они, как мы видим из приведенных мест, и в книге Сивилл. Сюда, например, относятся предсказания об обращении языческих народов к истинному Богу, подчинению Его святому закону (ст. 716–719), о постановлении пророков истинного Бога в качестве праведных царей и судей земли (ст. 782), о прекращении войны, уничтожении зла и общем мире даже среди животного царства, у кровожадных зверей с домашними и травоядными (ст. 788–792). Последние стихи прямо примыкают к пророку Ис.11:6–9 ; ср. Ис.2:3–4 ; Мих.4:2 . 112 Суммируя в одно целое отдельные мессианские и эсхатологические элементы, рассеянные в кратко рассмотренных нами апокалипсисах, мы получаем такую картину. Пред наступлением спасения, к которому относились все чаяния Израиля пленного и после-пленного, ожидались бедствия и скорби: страшные явления в природе и восстание врагов против Иерусалима (апок. Варух. 27–29 ; Енох.90:1–14; 3Езд.5:1–12, 6:20–24 и др.; 3 Сивил. 673–689) 113 . За бедствиями последует явление Мессии. Уяснению представлений апокалипсисов о личности Мессии помогают имена, прилагаемые ими к Мессии.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

Потому-то все, просвещенные Св. Духом, были полны и великого смирения, и великого мужества. Св. прор. Давид, сказавши про себя: «я же червь, а не человек» ( Пс.21:7 ), дерзновенно говорит: «Если я пойду и долиною смертной тени (посреди ада), не убоюсь зла, потому что Ты со мной» ( Пс.22:4 ) и в псал. 90-м высказывает такое великое упование и бесстрашие души, живущей под кровом Вышнего, что все, читающие этот псалом с верою, проникаются таким же духом неустрашимости. Так исполненные мужеством христиане шли безбоязненно, с открытым лицом на пытки, на растерзание зверями, переносили страшные мучения без колебаний – так что своим мужеством поражали, и удивляли зверских мучителей. Это те непобедимые и неустрашимые смиренные слуги Христа, «которые верою побеждали царства… заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи». А другие из них за Христа «были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке» или во имя правды и праведности «скитались.., терпя недостатки, скорби, озлобления… те, которых весь мир не был достоин» ( Евр.11:33–38 ). Они были сильны тою чудотворною верою, которая движет горы ( Мф.17:20 ). Мужество необходимо христианам и в обычной жизни, – во все дни жития, потому что каждый христианин есть воин Христов, и кто не хочет быть воином, – тот не может быть христианином. Господь сказал, что Он принес меч на землю ( Мф.10:34 ), и основанная Им Церковь на земле называется «Церковью воинствующей»: она ведет величайшую войну, непрерывную и неустанную борьбу с диаволом, с ложью, с грехом – вообще с царством тьмы ( Еф.6:12 ). Христианин обязан принять участие в этой борьбе и должен потому надеть на себя все оружие, как добрый воин Христов, – иначе и сражаться нельзя: «Облекитесь во всеоружие Божие… в броню праведности… возьмите щит веры… и шлем спасения... и меч духовный, который есть Слово Божие» ( Еф.6:11–18 ). Наши военачальники – предводители невидимые: Сам Господь, св. Ангелы и Царица Небесная – «Взбранная Воевода» со всеми святыми, а на земле, – пастыри Церкви и благовестники. Наши крепости суть святые храмы Божии – наше знамя есть святой Крест. А наши враги – это наши грехи и похоти ( Иак.1:14 ), диавол и чада тьмы, т.е. еретики, язычники и явные грешники, соблазнители и развратители.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Ivanovsk...

107 Далее Давид сказывает о том случае, по которому он дает обещание постоянно прославлять Господа и приглашает других величать Его. Но от случая с собою он приглашает всех обращаться к Богу с молитвою о помощи во всех несчастиях, и обещает, что печаль, омрачающая их лице, изменится в радостное выражение, потому что обращающийся к Богу не отойдет от Него со стыдом, неуслышанный, и не представит случая стыдиться перед нечестивыми за свою надежду на Бога, как об этом нередко молился сам Давид, говоря, например, так: Господи! да не постыжусь, что я к Тебе взываю; нечестивые же посрамятся ( Пс.30:18 ). 108 Говоря о страдальце, который взмолился и был защищен Богом в его скорбных обстоятельствах, Давид, очевидно, разумеет себя, указывая этим яснее на то, что всякий, страждующий так же легко и скоро может быть избавлен от несчастий, если только он обратится за помощью к Богу, подобно указываемому праведнику (Давиду). 109 Еще более и прямее это наставление высказывается в словах: «Ангел Господень станет вокруг» …, в которых образно представляется могущественная сила Божия, которая защищает праведников так же, как защищают, охраняют царей и полководцев сотни и тысячи воинов, окружающих их со всех сторон … (ср. Пс.90:11–14 ). Бог защищает и через одного только Ангела лучше многих телохранителей, так как Он охраняет и душу и тело от всех врагов душевных и телесных. 110 Приглашение Давида вкусить и видеть доброту Божию, может быть, касалось, ближайшим образом находившихся с ним и евших хлебы предложения, как равно, поэтому же случаю могли быть сказаны слова о страданиях могучих (а по еврейскому тексту – львов), о голодании их, и об избытке во всем у праведников. Но можно думать и так, что в этих словах Давид приглашает всех опытом узнать Владычнюю благость (как говорит блаж. Феодорит) через обращение к Нему и получение всех благ, как земных, например пищи, так и всех других, которые так же необходимы человеку, как пища, и без которых человек не может не чувствовать недостатка, каковы дары умственные, нравственные, например спокойствие совести, происходящее от невинности, честности, доброго, любезного отношения к другим и т.п., что все так же составляет хлеб наш насущный, хотя и духовный. Это приглашение, может быть, возбужденное известным случаем, в начале обращенное к спутникам Давида, далее уже прямо обращается ко всем людям, когда говорится: «Страшитесь Господа» …

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

15). Так как же тут, братья, вам не попасться в эти сети? Как не впутаться в соблазны? Как? Вот так: если будете внимательны к самим себе, станете соблюдать заветы Писания и божественных отцов, осуждать сами себя, смиряться, порицать и обвинять только самих себя и не винить других. Так ангел Господень сказал Антонию, который недоумевал, как можно спастись от этих сетей: «Кто может избежать их? И сказал мне ангел: смиренномыслие». И всякий раз, братья, превыше всего пребывайте в молитве и просите Бога Его благодатью и помощью избавить вас и не только не ввести в соблазн братьев каким-нибудь своим грехом или преступлением, но и вам самому не соблазниться ошибками и прегрешениями других. Ибо Бог – единственный, Кто оберегает боящихся и любящих Его от любого соблазна и падения. Как говорит Сирах, «очи Господа – на любящих Его. Он – могущественная защита и крепкая опора, покров от зноя и покров от полуденного жара, охранение от преткновения и защита от падения» ( Сир.34:16 ). Бог велит Своим ангелам беречь Его рабов и носить их на руках, дабы те разумной ногой своей души не споткнулись о какой-нибудь камень соблазна. Как говорит Давид, «ибо Ангелам Своим заповедает о тебе – охранять тебя на всех путях твоих: на руках понесут тебя, да не преткнешься о камень ногою твоею» ( Пс.90:11–12 ). Пойте, наконец, всякий раз сей Давидов псалом: «Сохрани меня от силков, поставленных для меня, от тенет беззаконников» ( Пс.140:9 ), дабы, охраняемые Господней благодатью, вы не соблазняли других и сами не соблазнялись от братьев и без помех достигли дня воздаяния и удостоились Царства Небесного во Христе Иисусе, Господе нашем, Которому и слава, и сила со Отцом и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь. 132 Здесь я назвал «эфод» (Εφωδ), который сделал Гедеон, идолом, согласно тому, как перевел это Прокопий, а не священническим одеянием, как его перевел Феодорит. Есть три причины, почему перевод Прокопия предпочтительнее, чем перевод Феодорита. Во-первых, во многих изданиях то, что сделал Гедеон, называется «эфод», а не «эфуд», который и был священническим одеянием.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

167 Ср. Втор.26:14 : «я не ел от нее (десятины) в печали моей, и не отделял ее в нечистоте, и не давал из нее для мертвого». То есть, у иудеев был обычай раздавать милостыню ради умерших, но только эта милостыня не должна была быть из Божьей десятины. 168 Н. Варжанский приводит один интересный археологический факт, касающийся надгробий древних христиан: «В Иерополе доныне хранится камень, чудесно перенесенный из Рима по желанию равноапостольного Аверкия, скончавшегося около 167 года. Под этим камнем похоронен равноапостольный Аверкий, и на камне выбиты слова святителя, в которых он просит помолиться о нем весь синод» (Доброе исповедание, М.: Благовест, 1998 г., с. 308). Это ещё одно свидетельство того, что древняя Церковь молилась за усопших. 169 Поразительно само существование многих древних литургий, которые представляют собой последовательность молитв, которые нужно произносить за Богослужением. Протестанты же не только не имеет литургии; они, как правило, даже не знают такого слова – и это те, которые постоянно заявляют о том, что они вернулись к вере и жизни древней Церкви. 171 Бескровная Жертва – то есть Евхаристия, таинство Причастия. Кстати, православные до сих пор называют Евхаристию Бескровной Жертвой. Протестанты же понятия не имеют о том, что это значит – как далеко отошли они от жизни христиан первых веков. 173 Баптисты из новолуганской общины, в которой я около 1,5 года служил в качестве миссионера и проповедника, узнав о моем переходе в Православие, обвинили меня, кроме прочего, в спиритизме, поскольку, по их мнению, молитва к святым и Ангелам является вызыванием духов, то есть – спиритизмом. 174 Протестанты если и не всегда противятся, то и не учат, и не проповедуют, и, как правило, не хотят ничего знать об Ангеле Хранителе, который приставляется Богом к каждому человеку, тем более к святому, – хотя в Библии ясно об этом говорится: «Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его и избавляет их» ( Пс.33:8 ); «Ангелам Своим заповедает о тебе – охранять тебя на всех путях твоих» ( Пс.90:11,12 ); «не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?» ( Евр.1:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

16–17. Очи Господни на праведныя, и уши Его в молитву их. Лице же Господне на творящыя злая, еже потребити от земли память их. Как Премудрый и Всеблагой Промыслитель, Господь обращает свои очи – свой милостивый взор – на праведных, которые, храня в сердце страх Божий, непрестанно и неуклонно исполняют требования Его святого закона; и уши Его или Его слух и внимание – обращены к молитве праведных: посему Господь видит все нужды и слышит все вопли праведных и – от всех нужд и скорбей избавляет их (ст. 20). – Такова милость Божия к праведным. Лице же Господне – грозный и гневный взгляд Его – против делающих зло, чтобы истребить с земли память их, т. е. их и со всем их потомством. – Так спас Господь патриарха Ноя с семейством и погубил его гордых современников в водах всемирного потопа; спас праведного Лота из Содома и погубил его развращенных сограждан в волнах серного пламени... 18–19. Воззваша праведнии, и Господь услыша их и от всех скорбей их избави их. Близ Господь сокрушенных сердцем и смиренныя духом спасет. Так как уши Господни обращены к воплям молитвы праведных (ст. 16), то, как скоро праведные взывают к Нему в своей молитве, Он слышит их и от всех скорбей их, – какие они переживают и от которых просят избавления, – Господь избавляет их. Так сам Давид, испытывая всю тяжесть нищеты, воззвал к Богу, и Господь услышал его и спас его от всех бед его (ст. 7); так избавлял Он праотцев народа много раз при Моисее; так избавлял и древнейших патриархов (ср. Пс.21:5–6 ). Так избавляет Господь, ибо «Он близок к сокрушенным сердцем, и смиренных духом спасет», как и всегда спасал. 20–21. Многи скорби праведным, и от всех избавит я Господь. Хранит Господь вся кости их, ни едина от них сокрушится. Так как «очи Господни обращены на праведных», и промышление Господне всегда охраняет их то, как бы ни было много скорбей у людей праведных, от всех и всяких скорбей Господь избавит их. Господь хранит все кости их, так что ни одна из них не сокрушится – не сломается, не разобьется – ибо «Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его и избавляет их» (ст. 7–8) – Так охраняет Господь праведных и днем и ночью, дома и в пути, в мирное время и на войне: «Он избавляет их от сети ловца, от гибельной язвы, от ужасов ночи, от стрелы, летящей днем, от язвы, приходящей во мрак в, от заразы, опустошающей в полдень; падают около них тысячи и десятки тысяч, а к ним удары не приближаются... Ибо Господь Ангелом своим заповедывает о них, чтобы охранять их во всех путях: – на руках понесут их, дабы не преткнулись о камень ноги их» ( Пс.90:3,5–7,11–12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

28:17—18). 4. И это опять пусть сказано будет нами в более грубом смысле повествований. Но должно было сделать тонким то, что в истории кажется грубым. Перенося же предложенное к духовному созерцанию, мы опять скажем то, что новый и верующий народ, умосозерцаемый как бы в начатке, — в святых Апостолах, весьма старался избегать и удаляться от гнева убивающих, разумею иудеев. Переходя же как бы из города в город, он обручал себе общества языческие и очень желал как бы собирать их к себе посредством духовного и мысленного общения, подобно тому как и Иаков стремился к дщерям Лавана, когда Исав наводил страх на него и покушался совершить над ним дикое убийство. Когда же верующий народ успокоился во Христе, который есть «камень испытанный, краеугольный, драгоценный» (Ис. 28:16; сн.: Пс. 117:22; Мф. 21:42), — ибо это, думаю, значит то, что Иаков спал на камне, — то мы научены, что только верующие одни не будут на земле, но будут иметь союзниками и помощниками святых Ангелов, восходящих на небо и нисходящих оттуда. Сам Христос сказал в одном месте: «истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому» (Ин. 1:51). Это, думаю, значит лествица, по которой восходили и нисходили святые духи, «посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение» (Евр. 1:14). На лествице же утвержден Христос, причем как бы до Него достигают святые духи и Его имеют Начальником, не как подобного им, но как Бога и Господа. Сказал же в одном месте и Давид о всяком человеке, решившемся жить в помощи Вышнего: «ибо Ангелам Своим заповедает о тебе — охранять тебя на всех путях твоих: на руках понесут тебя, да не преткнешься о камень ногою твоею; на аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона» (Пс. 90:11—13). Ибо мы попрали змиев и скорпионов и наступаем на всю силу вражию, по власти, данной Христом. Так те, которые во Христе, достойны и Боговидения и дерзновенной надежды, что Он будет с ними и защитит их, и везде спасет, и явит плодоносными.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3512...

2.7. Образы Божественного промышления о мире Естественный образ Промысла    Естественный Промысл есть такой образ промышления о мире, когда бытие и силы тварей поддерживаются в бытии Богом посредством установленных Им сил и законов и судьбы Божии приходят в исполнение по естественному течению вещей, под промыслительным надзором Божиим. Ты поставил землю, и она стоит (Пс.118:90). В Священном Писании о солнце, звездах и всех родах существ сказано, что Бог поставил их на веки и веки; дал устав, который не прейдет (Пс.148:6). Сверхъестественный образ Промысла    Сверхъестественный Промысл есть управление миром и попечение о нем посредством чудес. Чудеса — это действия или события, имеющие истинную причину вне естественных сил и законов природы, в сверхъестественном действии Божием. Чудеса совершаются Богом для достижения важных религиозных целей. В Священном Писании для обозначения чудес часто используются слова:    а) силы:     Если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они во вретище и пепле покаялись (Мф.11:21);    б) знамения:     Род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка (Мф.12:39).    Слово силы содержит указание на то, что чудо есть проявление силы Божией и что действительная причина этого события лежит вне естественных законов природы.    Слово знамение указывает на духовно-нравственное значение чудесных действий, ибо чудеса совершаются Богом не ради их самих, а преследуют определенные религиозные цели, например могут иметь учительное значение.    Промышляя о мире сверхъестественным образом, Бог в то же время может использовать в своих целях и естественные силы природы. Примерами такого единства могут служить такие события, как переход евреев через Чермное море, казни египетские, чудесный улов рыбы на Галилейском озере и т. д. 2.8. Участие Лиц Пресвятой Троицы в деле Промысла    Убеждение в существовании Божественного промышления о мире может стать результатом естественного богопознания.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

33, 8); Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему; яко Ангелом Своим заповесть о тебе сохранити тя во всех путех твоих (Пс. 90, 10–11). Ангелы хранители Благословите Господа, вси Ангели Его, сильнии крепостию, творящии слово Его, услышати глас словес Его (Пс. 102, 20) — этими словами псалмопевец подтверждает нашу общую веру в то, что Ангелы укрепляют целые народы и каждого человека и помогают им. В ветхозаветные времена Архангел Михаил считался Ангелом хранителем израильского народа. Иисус Навин, увидев его близ Иерихона, подошел к нему и сказал ему: наш ли ты, или из неприятелей наших? Он сказал: нет; я вождь воинства Господня, теперь пришел [сюда]. Иисус пал лицем своим на землю, и поклонился и сказал ему: что господин мой скажет рабу своему? (Нав. 5, 13–14). А Даниилу Архангел Гавриил говорил об Архангеле Михаиле такие слова: И восстанет в то время Михаил, князь великий, стоящий за сынов народа твоего; и наступит время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди, до сего времени; но спасутся в это время из народа твоего все, которые найдены будут записанными в книге (Aai. 12, 1).Апостол Иуда описывает случай, когда Архангел Михаил говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле (Иуд. 1, 9): хранитель еврейского народа остался хранителем даже мертвого тела народного вождя.Отцы Церкви учат, что существуют Ангелы хранители людей, народов, стран, Церквей, и даже звезд и планет (см.: Откр. 2).Святой Иоанн Лествичник свидетельствует о своем Ангеле хранителе: " Всегда, когда я стремился к духовному возрастанию, являлся Ангел и наставлял меня " .А вот что говорит Василий Великий: " Наш Ангел хранитель не удалится от нас до тех пор, пока мы не отгоним его своими дурными делами. Подобно тому как дым отгоняет пчел или смрад отпугивает голубя, так же смрад греха гонит от нас Ангела, который хранит нашу жизнь " .Каковы Ангелы хранители детей, мы услышим немного позже из уст Самого Господа Иисуса Христа. Ангелы — служители Церкви Христовой Новый Завет полон Ангелов.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1303...

64.  …Иисус Христос пришел в мир спасти грешников, из которых я первый (1 Тим. 1. 15). 65.  …пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию (Мф. 9. 13). 66. Алфавитный патерик. 67. Ин. 8. 44. 68. Мф. 27. 42. 69. Рим. 4. 1, 6. 70. Святой Исаак Сирский. Слово 55. 71.  Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! (Лк. 18. 13). 72. Пс. 37. 7, 8. 73. Благовестник. 74.  Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится (Лк. 18. 14). 75.  …все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди (Мф. 23. 5). 76. Лк. 12. 1. 77.  Мф. 6. 78. Лк. 18. 13. 79. Святой Тихон Воронежский. Т. 14, письмо 4. 80. Лествица. Слово 28. 81. Ин. 1. 18. 82. Святой Петр Дамаскин. О семи умных видениях. Статья: Разделение молитвы всех разумов. Книга 1. Добротолюбие. Ч. 3. 83.  …Духом владычественным (Пс. 50. 14). 84. Заимствовано из толкования молитвы Господи помилуй старцем Паисием Нямецким. Писания старца Паисия. Издание Оптиной пустыни, 1847. 85. Преподобный Нил Сорский. Предисловие к Преданию. 86. «Постой мало (молча), дондеже утишатся вся чувства. Тогда сотвори начало не вскоре, без лености, со умилением и сокрушенным сердцем, рцы сие: Блажен муж, и прочее тихо и разумно, со вниманием, а не борзяся (не спеша): якоже и умом разумевати глаголемая». Наставления пред чтением Псалтыри. Псалтырь отдельною книгою. 87.  …созиждет Господь Сион, и явится в славе Своей. Призрит на молитву беспомощных, и не призрит моления их. Напишется о сем для рода последующего, и поколение грядущее восхвалит Господа (Пс. 101. 17, 18, 19). 88. Лк. 15. 10–32. 89.  …бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся (Лк. 15. 10). 90. Лк. 15. 11–13. 91. См. толкование блаженного Феофилакта. 92.  Так, нет воли Отца вашего Небесного, чтобы погиб один из малых сих (Мф. 18. 14). 93. Мф. 25. 31. 94. Еф. 2. 14. 95.  …ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать (Лк. 9. 56).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010