В сотворении мира явлено Триединство Бога. В Новом Завете говорится, что Бог Отец творил через Своего Сына: «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне… через Которого и веки сотворил» ( Евр 1:1–2 ). Сын Божий — то Слово, через Которое мир был приведен в бытие: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» ( Ин 1:1–3 ). По словам апостола Павла, Сын Божий «есть образ Бога невидимого… ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, – все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит» ( Кол 1:15–17 ). Священномученик Ириней Лионский образно называет Слово и Дух двумя «руками» Отца, которыми Он действовал при сотворении Поясняя участие каждого Лица Святой Троицы в творении, святитель Василий Великий говорит: «Отец есть предначинательная причина всего существующего, Сын — причина созидательная, Дух Святой — причина совершительная, так что волею Отца все существует, действием Сына все приводится в бытие, присутствием Духа все совершается… Посему представляй Трех: повелевающего Господа, созидающее Слово и утверждающего По словам преподобного Иоанна Дамаскина, в сотворении мира «мысль [Бога Отца], дополняемая Словом и завершаемая Духом, становится Бог сотворил мир по любви  — по Своему свободному произволению. Не было никаких внешних причин, которые вынудили бы Бога сотворить мир. Бог самодостаточен по Своей природе и не нуждается в творении ( Деян 17:25 ); Он вечно существовал до того, как появился мир ( Пс 89:3 ). Возникновение мира является следствием свободного Божественного волеизъявления: Бог, «не принужденный кем-либо, но по Своей воле и свободно сотворил Будучи Любовью ( 1Ин 4:8 ), Бог сотворил мир по преизбытку любви; Он привел в бытие мир, чтобы мир приобщился Его любви. Любовь Божия выражается и в сотворении мира, и в том, что Бог продолжает заботиться о нем.

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-pra...

Горе лжеучителям 2:20—22    В конце главы Апостол отмечает особую преступность этих еретиков, говоря, что «лучше бы им не познать пути правды» (ибо тогда самое неведение несколько извиняло бы их, как видно из Евангелия от Луки (12:48)), «нежели познав, возвратиться назад от преданной им святой заповеди». Апостол сравнивает их с псом, возвращающимся на свою блевотину и с вымытой свиньей, идущей снова валяться в грязи (ст. 20—22). Экзегетический разбор Второго Послания ПетроваТретья глава Лжеучители и лжеучения, о втором пришествии Христовом 3:1—15    В этой главе, носящей пророческий характер, св. Петр говорит о «наглых ругателях», которые смеются над ожиданием христианами второго пришествия Христова (1—4), а затем повествует о последних судьбах мира — будто бы подобно тому, как первый мир погиб в водах потопа, хотя тогдашним людям и казалось, что мир вечен и никакой гибели ему не угрожает, так и этот мир сгорит в огне.    Мир, созданный Словом Божьим, тем же Словом и сохраняется, но до времени, до «дня суда и погибели нечестивых человеков» (ст. 5—7). Что касается мнимого замедления пришествия Господня, то нельзя говорить об этом замедлении по отношению к Тому, для Кого нет времени и у Кого «один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день» (Пс. 89:5)». А если определение Божье о кончине мира до сего времени еще не исполняется, то причина этого только в Божественной любви и долготерпении к людям.    Господь «долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» (ст. 8—9). Наступит кончина мира неожиданно: никто не будет знать о времени ее — как «тать» (вор) ночью, по выражению, употребленному Самим Господом (Матф. 24:43). При такой постановке вопроса, закономерной представляется та мысль, что погруженные в сон греховный и беспечные при этом потеряют все, что имели (Матф. 13:12; ст. 10).    С приходом «дня Господня» последует преобразование мира огнем: «небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят» — нынешнее видимое небо перестанет существовать, как говорил об этом Господь в Матф. 24:35 и Тайновидец в Апок. 20:11. Под «стихиями» понимаются простейшие составные части природы. Все разрушится, но не уничтожится, а лишь преобразуется и обновится. Причем земля и все существующее на ней, все «дела», то есть природа и все, сделанное людьми, растения, минералы, животные, города, дома, орудия и учреждения все это будет страшным образом разрушено действием огня (ср. Аввак. 2:13).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2764...

достигает наивысшей интенсивности, после чего следует реакция: ослабление, упадок душевной энергии, выражающийся в печали, унынии. В таком случае более последовательно ставить печаль после Г., что и делают мн. св. отцы. Г., полагают нек-рые отцы Церкви, приводит к любостяжательности, сребролюбию ( Greg. Nyss. De virgin. 4//PG. 46. Col. 344). Сохранение страсти Г. в человеке, по словам свт. Игнатия (Брянчанинова), отнимает у него возможность к духовному преуспеянию (Т. 1. С. 510). Бог не внимает молитве гневливого (Т. 5. С. 92). Святитель повторяет слова прп. Исаака Сирина о том, что «молитва злопамятного - сеяние на камне» ( Isaac. Syr. Sermo 89). И свт. Иоанн Златоуст отмечал, что «станет ли кто молиться, он молится напрасно, если делает это во гневе и раздражении» ( Ioan. Chrysost. In Act. 17. 3). Страсть Г. удаляет из сердца важнейшие христ. добродетели: любовь к Богу и ближним, терпение, кротость, милосердие и проч. «Дух Святой не обитает там, где гнев» (Ibidem; ср.: Ioan. Climacus. 8. 14). По выражению прп. Ефрема Сирина , кто не легко принимает в себя духа вспыльчивости, делается обителью Духа Святого ( Ephraem Syr. Sermo de virtut. et vit. 9). «...Чистый, но приведенный в смятение гневом, ум не в силах предаться созерцанию, поскольку вещи как бы затемняются некими облаками, окутывающими их» ( Evagr. Capita cognoscitiva. 28). Истинное ведение дается только кроткому, гневливому - лживое (ср.: Idem. Cap. cogn. (=Skemmata). 57; ср.: Macar. Aeg. I 3. 4). «Гнев губит и разумных» (Притч 15. 1). Христианин не должен иметь Г., проявляющийся не только в действии, но и в помышлении. Это запрещает ветхий Закон: «Не враждуй на брата твоего в сердце твоем» (Лев 19. 17); «перестань гневаться и оставь ярость... ибо делающие зло истребятся...» (Пс 36. 8-9); «гневливый пусть терпит наказание, потому что, если пощадишь его, придется тебе еще больше наказывать его» (Притч 19. 19). Тем более запрещают Г. евангельские заповеди: «...всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду» (Мф 5.

http://pravenc.ru/text/165179.html

Еще в IV веке один из основоположников христианского богословия Василий Великий писал в своем «Шестодневе», что библейские «дни» нельзя понимать в смысле обычных земных суток, они представляют собой какое-то особое деление времени. Псалмопевец пишет: «Пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний, когда он прошел» (Пс.89:5). Все это свидетельствует о том, что библейское слово «иом» — это некоторый промежуток времени, в течение которого происходят изменения. Каждый космический «день» творения представляет собой не просто отдельный, следующий за другим, акт, но содержит в себе конкретный тип бытия, определенную ступень развития мира, нечто специфическое, что свойственно лишь ему, и означает определенную систему однотипных образований, возникших в мире. В каждом «иоме» содержатся периоды: сначала «вечер», потом «утро». Таким образом, вместо привычного, установленного нашей жизнью, порядка, когда мы начинаем день утром и заканчиваем его вечером, здесь иной порядок: сначала вечер, потом утро. Эта необычная для нас временная последовательность, по—видимому, указывает на то, что речь идет не об обычной хронологической смене явлений — начала и конца. Мы предполагаем, что слова «вечер» и «утро» символически означают границы качественно различных состояний бытия. Может быть, здесь выражается та мысль, что начало каждой ступени мироздания скрыто из глаз в темноте «вечера», т.е. конца предыдущего «дня». Становление нового происходит незаметно, в темноте следующей за вечером ночи, а «утром» оно является на свет как уже совершившийся акт. Завершит творение «утро», которое станет началом того нескончаемого «дня», в котором уже не будет «вечера». Все призвано к бытию в невечереющем, нескончаемом Царстве Славы, когда «Бог будет все во всем» (1Кор.15:28). День первый «И сказал Бог: ”Да будет свет!“, и стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один» (Быт.1:3—5). Стоящее в библейском подлиннике слово «ор» («свет») означает не только свет в обычном нашем понимании, но и свечение вообще, излучение. Это слово означает все виды физических взаимодействий, в том числе силу тяготения, то есть гравитацию.

http://azbyka.ru/katehizacija/vvedenie-v...

Молитва 1-я Согреших на небо и пред Тобою, Господи Боже Вседержитель, и уже несмь достоин нарещися сын Твой ( Лк.15:18–19 ), и несмь достоин воззрети и видети высоту небесную от множества неправд моих ( 2Пар.36 : молитва Манассии; 7) и славное имя Твое наименовать грешными моими устами. Ибо недостойным неба и земли соделал я себя, преогорчив Тебя, благого Владыку. Умоляю, умоляю Тебя, Господи, не отринь меня от лица Твоего и не отступи от меня, да не погибну. Ибо, если бы не покрывала меня милость Твоя, – погиб бы уже я и был бы теперь как прах пред лицом ветра, как будто никогда и не появлявшийся в жизни сей. С тех пор, как оставил я путь Твой, не встречалось мне доброго дня, потому что день, проведенный во грехах, хотя и кажется добрым, но на самом деле – горчайший из самых горьких дней. И отныне надеюсь на милость Твою, что подашь мне силы позаботиться о спасении моем. И ныне припадаю, молясь, помоги мне, уклонившемуся с пути правды. Излей на меня множество щедрот Твоих, как на блудного сына, потому что обесчестил я жизнь свою, расточив богатство благодати Твоей. Помилуй меня, Боже, и не гневайся на меня за худую жизнь мою. Умилосердись ( Пс.89:13 ) надо мной, как над блудницей, и мытарем, и разбойником. Они, будучи на земле, всеми были презираемы, но Ты, Господи, восприял их и соделал обитателями рая сладости. Посему приими покаяние и от меня, непотребного раба Твоего, потому что и я всеми презрен. А Ты, Господи, пришел не праведников, но грешников призвать к покаянию. Тебе подобает слава во веки веков! Аминь. Молитва 2-я, или исповедание Богу «Изцели мя, Господи, и изцелею» ( Иер.17:14 ). Единый, премудрый и милосердый Врач, умоляю благостыню Твою, исцели язвы души моей и просвети очи ума моего, чтобы уразуметь мне всегдашнее Твое о мне домостроительство! И поскольку сердце мое и ум мой объюродели (обезумели), то да исправит их благодать Твоя, эта истинная соль. Что скажу Тебе, Предведец, испытующий сердца и утробы? Ты один знаешь, что как земля безводная жаждет Тебя душа моя, и вожделевает Тебя сердце мое.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/mo...

Правда, прародители не умерли немедленно после грехопадения, но они не умерли потому, что смерть входила в человека не чрез самое вкушение, а чрез грех непослушания и потому с момента греха началось только первое ее действие, которое, ослабивши связь духа с телом, и произвело потом окончательное разделение того и другого. На ту же связь греха с смертью указывают и единичные факты. Чем наказывает Господь развратившееся пред потопом человечество? Он наказывает его смертью. Не вечно, говорит Он, Духу Моему быть пренебрегаемым человеками сими, потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет ( Быт.6:3 ). Чем наказываются от Бога бунтовщики: Корей, Дафан и Авирон, осмелившиеся не признать Священства Ааронова? Они наказываются смертью. Если они умрут, говорит Моисей обществу, как умирают все люди, и постигнет их такое наказание, какое постигает всех людей, то не Господь послал меня; а если Господь сотворит необычайное, и земля разверзет уста свои и поглотит их и все, что у них, и они живые сойдут в преисподнюю, то знайте, что люди сии презрели Господа ( Чис.16:29–30 ). Испрошенное у Господа поглощение бунтовщиков землею, или что тоже смерть немедленная, поставляется здесь в связь с общим за грех наказанием и является только восполнением его. Так же смотрели на смерть и другие ветхозаветные писатели. Вот, например, как изображает Псалмопевец жизнь нашу. Все дни наши, говорит он, прошли в гневе Твоем; мы теряем лета наши, каш звук. Дней лет наших – семьдесят лет, а при большей крепости – восемьдесят лет, и самая лучшая пора их – труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим ( Пс.89:9–10 ). Потому-то в книгах неканонических и высказывается уже с полною определенностью, что Бог смерти не сотворил ( Прем.1:13 ), что Бог создал человека для нетления ( Прем.2:23 ), что Он положил пред человеком жизнь и смерть, и чего он пожелает, то и дается ему ( Сир.15:17 ). В противоположность взгляду библейскому, признающему смерть явлением ненормальным, случайным, существует, как известно, другой взгляд, взгляд рационалистический, по которому смерть есть явление неизбежное, необходимое, вполне сообразное с законом природы 359 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Kudr...

С древнейших времен исповедание веры понималось как единство слова и дела, убеждений и образа жизни . О едином Боге В Символе веры сказано: верую во Единаго Бога – для того, чтобы отвергнуть ложное учение язычников , которые ду­мали, что богов много. Единого – значит одного и единственного: « Нет иного Бога, кроме Единого. Ибо хотя и есть так называемые боги, или на небе, или на земле, так как есть много богов и господ много, — но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им». ( 1Кор.8:4-6 ). О существе Божием Сущность Бога познать нельзя . Он выше всякого понимания. Бог « обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел, и видеть не может» ( 1Тим. 6, 16 ). Но нам надлежит стать «причастниками Божеского естества» ( 2Пет.1:4 ). Хотя Божественная сущность непознаваема, мы можем иметь знание о Боге из Откровения, иначе все богословие было бы бессмысленно. Оставаясь неприступным в Своей Сущности, Бог заботится о мире и общается с человеком через Свои энергии . Это учение сформулировали великие Каппадокийцы: святители Василий Великий , Григорий Богосло­в и Григорий Нисский (IV в.), использовав понятие «эн е ргии», действия. Энергия означает способность природы проявлять свое существо­вание вовне, делать его доступным познанию и приобщению. Учение Каппадокийцев было подтверждено свт. Григорием Паламой на Константинопольских Соборах 1341, 1347 и 1351 гг. Тема 14. О свойствах Божиих Из Священного Писания мы знаем, что Апофатический и катафатический методы не отрицают друг друга, а взаимодополняют. Бог есть Дух Господь Иисус Христос в беседе с самарянкой открывает нам исти­ну о Боге: «Бог есть Дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» ( Ин.4:24 ). Тема 15. Апофатические свойства Божии Вечность Будучи Сам Творцом времени, Бог пребывает вне времени и не зависим от него. «Прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты — Бог» ( Пс.89:3 ). «Ты, Господи, пребываешь во веки» ( Плач.5:19 ).

http://azbyka.ru/kratchajshij-katihizis

Сей день Богоявления и Крещения Сына Божия, Человеколюбца настолько славен и величествен, что сбылось на нем слово Псалмопевца – о том, что перед Богом один день, как тысяча лет ( 2Пет.3:8 ; Пс.89:5 ). Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню ( Мф.4:1 ). О князе мира сего И увел Дух Иисуса в пустыню, чтобы диавол искушал Его. Какой ужас после радости, какой мрак после света Богоявления! И какая загадка: Святой Дух, явившийся над Иисусом в виде незлобивого белого голубя; Святой Дух, по крещении исполнивший Иисуса всем[и благами], – Сей Самый Дух повел Его к диаволу на искушение. Для чего и по какой логике? Это ясно обнаружится лишь впоследствии. Здесь впервые в Новом Завете упоминается диавол. А доселе он не смел даже приблизиться к Иисусу. Кто такой диавол? Божие творение и творец зла, причина и источник греха, отступник от Бога и человеконенавистник. Его [существование] насчитывает очень много лет, простираясь в две хронологические эпохи: в ту, что [была] прежде создания мира, и [собственно] в историю сотворенного мира. Стар диавол, весьма стар – частично от времени, но еще больше от греха. И никогда не сможет он возвратиться в свою ангельскую юность. Когда Бог создавал духовный мир, мир Ангелов и прочих небесных Сил, то был сотворен и он [денница] как один из великих Ангелов. Так пишет о нем пророк Исаия: Как упал ты с неба, денница (в серб.: люцифер, денница. – Пер. ), сын зари! разбился о землю попиравший народы. А говорил в сердце своем: «взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера (в серб.: на горе собрания, в сонме богов на стороне северной. – Пер. ). Взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему» (в серб.: Выйду в высоту над облаками, облаками Ангелов, сравняюсь со Всевышним. – Пер. ). Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней ( Ис.14:12–15 ). Пророк Иезекииль дополняет вышеприведенное описание. Так говорит Господь Бог: ты печать совершенства, полнота мудрости и венец красоты... Ты был помазанным херувимом, чтоб осенять, и Я поставил тебя на то; ты был на святой горе Божией, ходил среди огнистых камней (в серб.: ходил посреди камней огненных, среди Ангелов.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Слышать можно, неразумные судят и о сем по-своему, говоря: с тех пор, как пророки возвещали об этом, прошла не одна тысяча лет, а кончины мира и доныне нет, потому будет ли еще?.. Что сказать на это? Одно должно быть известно нам, что небо и земля прейдут, а слова Господни не прейдут, чтобы не исполнились во всей силе. Если и не скоро они сбываются, хотя указывают на скорое исполнение, то причина одна, – что пред очами Господними и тысяча лет яко день един ( Пс.89:5 ). Пророки же предсказывали не от своего ума, но просвещаемые Божиим Духом, они возвещали то самое, чему учит и Господь наш. Те люди, которые верят откровениям Господним, всегда ожидают исполнения их, те не постыдятся, как и сказано, и мыслящие просветятся, аки светлость тверди, – и аки звезды вовек ( Дан.12:3 ). Потому Писание говорит нам: делайте дело ваше, и Господь мзду вашу во время свое ( Сир.51:38 ). Есть наследие служащим Господеви ( Ис.54:17 ), – сказал и пророк Исаия, – есть воздаяние праведным за скорби и злострадания их в веке сем. И иже приложищася ныне работати Господеви, и любити имя Его, введу их, – Господь сам говорит, – в гору святую Мою и возвеселю их в дому Моем. Се Аз творю веселие и радость людем Моим, и к сему не услышится в них глас плача, ни глас вопля; забудут бо печаль свою первую, и не внидет и на сердце. Будет бо небо ново и земля нова, и не помянут прежних, ниже взыдет на сердце их; но радость и веселие обрящут на ней ( Ис.56:6, 7; 65:16–19 ). Итак, никто пусть не говорит: суетен работаяй Богу ( Мал.3:15 ); что более, яко сохранихом повеления Его и идохом молитвенницы пред лицем Господа Вседержителя. Господь Сам о них возвещает: изберу их, им же образом избирает человек сына своего, добре работающа ему и увидите между праведным и между беззаконным, и между служащим Богови и не служащим Ему. Елицы изберут, яже Аз хощу, и содержат завет Мой, дам им в дому Моем места, и имя вечное дам им ( Вар.3:14, 17, 18 ; Ис.56:4, 5 ). Господь говорил ученикам своим: бодрствуйте, ибо не знаете, в которой час Господь ваш приидет ( Мф.24:42 ). А что вам говорю, говорю всем: бодрствуйте. Бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих бедствий и предстать пред Сына человеческого ( Мк.13:37 ; Лк.21:36 ). Вам известно, – говорил Он еще ученикам своим, – если бы знал хозяин дома, в какое время ночи придет к нему вор, то бодрствовал бы и не дал подкопать дом свой. Потому и вы будьте готовы, ибо в который час не думаете придет Сын человеческий ( Мф.24:43, 44 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Средствами для получения О. являются ковчег («ковчег откровения» - Исх 26. 33-34; 30. 6, 36; Лев 16. 13; Числ 17. 4): «...там Я буду открываться (  ) тебе и говорить с тобою над крышкою, посреди двух херувимов, которые над ковчегом откровения (     π τς κιβωτο το μαρτυρου)» (Исх 25. 22); скиния (Исх 28. 43; 29. 4; 30. 26; Числ 17. 7): «Когда Моисей входил в скинию собрания, чтобы говорить с Господом, слышал голос, говорящий ему с крышки, которая над ковчегом откровения (    ) между двух херувимов, и он говорил ему» (Числ 7. 89). Кроме того, важным местом для получения О. являлся Иерусалимский храм, инструментами О. были особые ритуальные предметы иудейских первосвященников - урим и туммим (Исх 28. 30; Числ 27. 21; 1 Цар 28. 6). Бог открывал Себя праотцам как     (в синодальном переводе «Бог Всемогущий» - см., напр.: Быт 17. 1), а со времени Моисея Он открылся народу Израиля со Своим именем Яхве: «Являлся Я Аврааму, Исааку и Иакову с именем «Бог Всемогущий», а с именем Моим «Господь» ( YHWH ) не открылся им» (Исх 6. 3). Именно О. Имени Божия стало одним из главных событий в религ. становлении народа Израиля: Яхве стал их Богом и их единственным спасителем (ср.: Ос 14. 4). Открыв Израилю Свое Имя, Бог избрал его, поклялся вывести его из земли Египетской и дать ему землю Ханаана (ср.: Иез 20. 5-7). Вслед за О. Имени Бог выводит Израиль в пустыню и там дарует ему через прор. Моисея Свои заповеди и закон. Бог открыл (   YHWH  ) прор. Самуилу, что он должен помазать царем Саула (1 Цар 9. 15-16; позже Бог указывает Самуилу на Давида, при этом приказ передан просто словами «И сказал Господь: встань, помажь его, ибо это он» - 1 Цар 16. 12). Бывшее «в третий год Кира, царя Персидского» прор. Даниилу явление описывается словосочетанием     («открылось слово» - Дан 10. 1); это откровение было истинным (     ληθινς λγος) «и великой силы» (Дан 10. 1; ср.: Пс 80. 6; 118. 14; 131. 12). В ветхозаветный период израильтяне, несмотря на все Божественные запреты, обращались за получением откровений и к языческим жрецам, колдунам, лжепророкам, чьи ответы однозначно характеризуются как ложные (Плач 2. 14; в евр. тексте используется словоформа   букв. «изречения»). Они могли даже исполниться, но, согласно Свящ. Писанию, осуществление предсказаний языческих жрецов - это испытание на верность Богу: «Если восстанет среди тебя пророк, или сновидец, и представит тебе знамение или чудо, и сбудется то знамение или чудо, о котором он говорил тебе, и скажет при том: «пойдем вслед богов иных, которых ты не знаешь, и будем служить им»,- то не слушай слов пророка сего, или сновидца сего; ибо чрез сие искушает вас Господь, Бог ваш, чтобы узнать, любите ли вы Господа, Бога вашего, от всего сердца вашего и от всей души вашей» (Втор 13. 1-3).

http://pravenc.ru/text/2581707.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010