Поэтому на восьмой день стирается драгоценное миро, снимаются белые одежды. Как офицер меняет парадный мундир на полевую форму и идет в бой, так и крещеный, сменив белые ризы на повседневные, благословляется молитвами восьмого дня на несение целожизненного подвига земной жизни, в которой «семьдесят лет, а при большей крепости – восемьдесят лет; и самая лучшая пора их – труд и болезнь» ( Пс.89:10 ). «Теперь внешние знаки и символы могут быть устранены, потому что отныне ничто внешнее уже не поможет; только внутреннее усвоение человеком дара благодати, веры и верности поддержит его» . Действительно, Бог, давший человеку все необходимое для жизни вечной, исполненной радости, остается бессильным перед человеческой свободой. Но человек может покориться Божьей благодати, и тогда сдавшийся на милость победителя человек понимает, что это «поражение» оказывается победой. Так сдается любимая своему возлюбленному и обретает радость любви. Поэтому последнее в крещении – это пострижение волос , в котором человек отдает Богу не то, что ему принадлежит, а самого себя. Богу не нужно наше, Богу нужны мы. Однако Бог не может взять нас, Он может получить нас от нас самих. Поэтому святость несовместима с рабством. Святой – прежде всего свободный. Когда человек освободился от греха страстей, человеческой зависимости и вверил себя Богу, он слышит: «Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями» ( Ин.15:15 ). Как трудно добиться этой свободы, как трудно сбросить с себя эту психологию комфортного рабства! Быть рабом в бостоновом костюме или свободным в рубище? Евреи, вышедшие из Египта, так и не смогли в своем поколении, кроме Иисуса Навина и Халефа, преодолеть эту психологию. Сносное рабство или свобода в жесточайшей борьбе? «И сказали им сыны Израилевы: о, если бы мы умерли от руки Господней в земле Египетской, когда мы сидели у котлов с мясом, когда мы ели хлеб досыта! ибо вывели вы нас в эту пустыню, чтобы все собрание это уморить голодом» ( Исх.16:3 ).

http://azbyka.ru/katehizacija/ispolnenie...

Правда, прародители не умерли немедленно после грехопадения, но они не умерли потому, что смерть входила в человека не чрез самое вкушение, а чрез грех непослушания и потому с момента греха началось только первое ее действие, которое, ослабивши связь духа с телом, и произвело потом окончательное разделение того и другого. На ту же связь греха с смертью указывают и единичные факты. Чем наказывает Господь развратившееся пред потопом человечество? Он наказывает его смертью. Не вечно, говорит Он, Духу Моему быть пренебрегаемым человеками сими, потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет ( Быт.6:3 ). Чем наказываются от Бога бунтовщики: Корей, Дафан и Авирон, осмелившиеся не признать Священства Ааронова? Они наказываются смертью. Если они умрут, говорит Моисей обществу, как умирают все люди, и постигнет их такое наказание, какое постигает всех людей, то не Господь послал меня; а если Господь сотворит необычайное, и земля разверзет уста свои и поглотит их и все, что у них, и они живые сойдут в преисподнюю, то знайте, что люди сии презрели Господа ( Чис.16:29–30 ). Испрошенное у Господа поглощение бунтовщиков землею, или что тоже смерть немедленная, поставляется здесь в связь с общим за грех наказанием и является только восполнением его. Так же смотрели на смерть и другие ветхозаветные писатели. Вот, например, как изображает Псалмопевец жизнь нашу. Все дни наши, говорит он, прошли в гневе Твоем; мы теряем лета наши, каш звук. Дней лет наших – семьдесят лет, а при большей крепости – восемьдесят лет, и самая лучшая пора их – труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим ( Пс.89:9–10 ). Потому-то в книгах неканонических и высказывается уже с полною определенностью, что Бог смерти не сотворил ( Прем.1:13 ), что Бог создал человека для нетления ( Прем.2:23 ), что Он положил пред человеком жизнь и смерть, и чего он пожелает, то и дается ему ( Сир.15:17 ). В противоположность взгляду библейскому, признающему смерть явлением ненормальным, случайным, существует, как известно, другой взгляд, взгляд рационалистический, по которому смерть есть явление неизбежное, необходимое, вполне сообразное с законом природы 359 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Kudr...

– Продолжая в главах IX и X объяснение свое о священнике великом, Апостол ( Ebp. IX, 24–28 ) напоминает, что «Он единожды принес Себя в жертву» и «восшел на небо, чтобы предстать за нас пред лице Божие». В следующей главе X, 5–7 Апостол приводит слова псалма 39-го ст. 7–9, в которых предрекается это действие любви Божией в словах: «Жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне 386 . Всесожжения и жертвы за грех неугодны Тебе. Тогда Я сказал: се иду, как в начале книги написано о Мне, исполнить волю Твою, Боже» 387 . «Так говорит Христос, входя в мир», говорит Апостол ( Евр. Х, 5 ). Таким образом псалом 39-й заключает в себе таинственное пророчество о воплощении Бога, любви ради к человечеству, чтобы принести Себя единожды в жертву искупления. Господь же наш Иисус Христос, «принесши одну жертву за грехи, навсегда воссел одесную Бога, ожидая затем, пока враги Его будут положены в подножие ног Его», говорит Апостол к Евр. Х, 12 – 13 со ссылкой на псалом 109-й, ст. 1. Евр. XIII, 6 приведены слова псалма 117, 6 388 . «Господь мне помощник и не убоюсь: что сделает мне человек?» Мы видим какая полнота учения о воплощении Бога Слова, Господа нашего Иисуса Христа заключается в выписке одних только псалмов, приводимых начертателем послания к Евреям, кроме других мест священного писания, приводимых им. Из этого мы видим, какое значение в ряду пророческих книг имеет Псалтирь. Окончим этот отдел изучения Псалтиря выпиской и из других посланий Апостольских, чтобы вполне уразуметь, что такое Псалтирь для церкви новозаветной: глас древний, глаголющий Духом Божиим о грядущих тайнах; «день дню передает речь и ночь ночи открывает знание», как говорить Псалмопевец ( Пс. 18 , ст. 3). Апостол Петр в 1Nemp. II, 3 говорит словами псалма 33, ст. 8, когда он обращается к новообращенным с словами: «Ибо вы вкусили, яко благ Господь» 389 . Тот же псалом (ст. 13 – 17) приводится Апостолом в гл. III-й 10–12 о благословении праведных. И 2Nemp. III, 8 – Апостол говорит словами псалма 89 ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Прославляя Воскресение Христово, мы с особой радостью принимаем и прославляем эту Его спасительную власть над нами. «Слава Воскресению Твоему, Христе, слава Царствию Твоему, слава смотрению Твоему, Едине Человеколюбче»! Христос воскресе! Светлая суббота. О росте и умалении Ин.3:22–23 Христос воскресе! Путь к воскресению Христову начался еще в раю, когда Бог утешил падших прародителей, пообещав, что некогда семя жены сотрет главу змия. Потом Бог через пророков и праведников долго готовил людей к пришествию Спасителя, а после Воскресения – через Апостолов и других святых помогал приходить к Нему. Бог вечен, и дело Его идет через тысячелетия, а дни человеческой жизни – «семьдесят лет, аще же в силах, осмьдесят лет» ( Пс.89:10 ). И каждый, кого избирает Господь, какое-то время находится как бы на самом гребне дела Божия, а потом неизбежно отходит в сторону. Но Божий человек всегда остается Божьим человеком. Сегодняшние чтения показывают нам примеры таких людей и в расцвете, и на исходе их служения. Вот Апостолы, исполненные Святого Духа, совершают чудесное исцеление. «И как исцелевший хромой не отходил от Петра и Иоанна, то весь народ в изумлении сбежался к ним». Что же плохого в том, что собрались люди? А, между тем, Апостолы как бы отталкивают их от себя, даже укоряют за то, что они собрались: «Что дивитесь сему, или что смотрите на нас, как будто бы мы своею силою или благочестием сделали то, что он ходит»? И далее Апостолы – нет, чтобы забыть все прошлое, – начинают еще и прямо обвинять собравшихся в преступлениях против Иисуса, Которого они «предали, и от Которого отреклись перед лицом Пилата, когда он полагал освободить Его. Но вы от Святого и Праведного отреклись, и просили даровать вам человека убийцу; а Начальника жизни убили». Апостолы знали, что истинных детей спасения, тех, кого призвал Бог , – не оттолкнешь словами справедливого укора, но скорее приведешь к умилению и покаянию. А отойдут, обидятся, разгневаются только те, кто сбежался поглазеть на них самих, как на невиданных чудотворцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Старая-престарая сказка Это старая-престарая сказка. Царь сказал верному слуге: «Пойди туда, не знаю, куда. Принеси то, не знаю, что». Тот пошел и принес. Царь встал, посмотрел и говорит: «Знаешь что? Унеси то, не знаю, что, туда, не знаю, куда». А верный слуга отвечает: «Поздно, Ваше Величество. Оно уже выбралось, не знаю, как. И теперь, с Вами будет, не знаю, что». 86. «Мы умерли для греха: как же нам жить в нем?» (Рим. 6:2). Не боится Не боится: Океан – акул, Лес – волков, Тюрьма – разбойников, Мудрый – недобрых мыслей. 87. «Посеянное же на доброй земле означает слышащего слово и разумеющего, который и бывает плодоносен…» (Мф. 13:23). Опыт и справочники Певцу нужен голос, а не руководство по пению, Один прием у врача лучше десятков справочников, Простое лекарство лучше сотен советов о лечении, Совет опытного рыбака лучше многих пособий по ловле рыбы. 88. «Человек подобен дуновению; дни его - как уклоняющаяся тень.» (Пс. 143:4). Самый короткий рассказ Самый короткий и самый грустный рассказ: Один мальчик не мог дождаться, когда же наконец он станет взрослым. С тех пор прошло шестьдесят лет. 89. «…Ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко.» (Мф. 11:30). Одна добрая улыбка Одна добрая книга лучше многих томов критики, Одно доброе слово лучше многих добрых книг, Один добрый взгляд лучше многих добрых слов, Одна добрая улыбка лучше многих добрых взглядов. 90. «… И в упорстве погибают…» (Иуд. 11). Расширение вселенной Если правда, что вселенная расширяется, то также расширяется и ум человека. Много времени пройдет, пока он остановится и начнет возвращаться в себя. Но это случается очень редко. 91. «…Кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него.» (Мк. 10:15). В мастерской часовщика Отец с сыном зашли к часовщику. У него по стенам мастерской висело множество часов с фигурками людей и животных. Там были медведи, зайчики, петушки и кукушки. Все это пощелкивало, щебетало, куковало, поводило глазами, размахивало руками и ногами. Мальчик удивленно спросил: «Папа, а это все живое?» – «Нет, сынок, – улыбнулся отец. – Здесь только один часовщик живой».

http://isihazm.ru/1/?id=117

Так мы дойдем и до отрицания Воплощения и «распятия при Понтийстем Пилате», ибо сам метод не ставит для себя никаких границ своего применения. Часто говорят, что древние евреи по своей грубости не смогли бы понять тонкостей эволюционной космологии, и поэтому им дали «примитивную» версию шестидневного творения. Удивительно, как можно, примитивизируя сложное мировоззрение, превратить его в свою полную противоположность, ибо учение о творении Богом мира и сказки о самопроизвольном его возникновении абсолютно несовместимы. С другой стороны, древние евреи были знакомы с эволюционными идеями. Все мифологии окружающих их народов (например, египтян или вавилонян) полны описаний бесконечных эпох и постепенной эволюции мира из хаоса, которым научил их Нимврод, сам в свою очередь вдохновленный сатаной. Ошибаются те, кто считает эволюционную мифологему «современной и прогрессивной». Если во времена пророков и св. Отцов она облекалась в одежды мифов, то ныне она же скрылась под наукообразным покровом, оставаясь по сути той же. Здесь справедливы слова Соломона: «Нет ничего нового под солнцем. Бывает нечто, о чем говорят “смотри, вот, это новое”, но это уже было в веках, бывших прежде нас» ( Екк.1,9–10 ). Какое же основание для своих измышлений подыскивают эволюционные христиане в св. Писании? Чаще всего они ссылаются лишь на два текста: «У Господа один день, как тысяча лет (здесь они обычно останавливаются), и тысяча лет как один день» ( 2Петр.3,8 ). Очевидно, что здесь идет речь не о днях творения, а о вечности Божией, не изменяющейся из-за течения реки времени и не подвластной ее водам. Об этом же говорит и следующий текст: «Пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний, когда он прошел, и как стража в ночи» ( Пс.89,5 ). Здесь также «забывается» вторая часть цитаты, благодаря чему теряется смысл этих слов. Если так понимать Библию , то получится, что и Христос пришел к ученикам по морю не в четвертую стражу ночи, а в четвертое ночное тысячелетие ( Мф.14,25 ), да и воскрес Он не в третий день, а в третью эпоху! Очевидна порочность подобных толкований Писания! Неудивительно при таком подходе к Откровению, что также сурово расправляются богословы-эволюционисты и со св.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Теперь ещё нет тех всех признаков, какие предварят кончину мира: Мк.13:24–25 ; Мф.24:30 . Мк.13:29–30 . «Так и когда вы увидите то сбывающимся, знайте, что близко, при дверях. Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как всё это будет». Деян.17:30–31 . «Итак, оставляя времена неведения, Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться, ибо Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную, посредством предопределённого Им Мужа, подав удостоверение всем, воскресив Его из мёртвых». Объясн. Оставляя времена неведения, Бог повелевает всем покаяться, т.е. сознать и исповедать свои заблуждения и грехи, чтобы начать новую жизнь: Мф.3:2–3 ; ибо Он назначил день (разумеется день всеобщего суда), когда каждый должен будет отдать отчёт в делах своих: Мф.25:31–46 . Неизбежность этого дня засвидетельствована многими местами Писания: Мф.24:30 ; Мк.13:26–27 ; 1Фес.4:16–17 и др. Иак.5:8 ; 1Пет.4:7–17 . «Долготерпите и вы, укрепите сердца ваши, потому что пришествие Господне приближается». Объясн. Слова эти были сказаны почти две тысячи лет тому назад, отсюда подтверждение непреложной истины, что у Господа тысяча лет, как один день, и наоборот: 2Пет.3:4:8 , а также, что день и час пришествия Господня неизвестен: Мф.25:13 ; Мк.13:32 ; 1Фес.5:1 . Апостол Павел внушает не спешить умом колебаться, будто уже наступает день Христов: 2Фес.2:2 . Евр.10:37 . «Ибо ещё немного, очень немного, и Грядущий приидет и не умедлит». Объясн. Эти слова не дают нам основания утверждать о скорости второго пришествия Господня потому, что у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день: Пс.89:5 ; 2Пет.3:8 . Притом же Сам Господь говорил, что мы не знаем ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий: Мф.25:13 ; Мк.13:32 ; тому же учил и апостол Павел: 1Фес 5:1–3 . Откр.6:12–13 . «И когда Он снял шестую печать, я взглянул, и вот, произошло великое землетрясение, и солнце стало мрачно как власяница, и луна сделалась как кровь; и звёзды небесные пали на землю, как смоковница, потрясаемая сильным ветром, роняет незрелые смоквы свои».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

То есть, если бы человек пребывал с Богом в общении (что символически изображается в Библии как вкушение плодов с Дерева Жизни), если бы человек укоренялся в осуществлении Божьей воли и Его планов, то он мог бы обрести бессмертие. Но если бы человек отступил от Бога, он бы подпал под воздействие бесовских сил, пытающихся весь мир ввести в хаос и погубить, и стал бы смертным. Какой же выбор сделали прародители? Они отступили от Бога, и в мир вошла смерть. Запрещая вкушать от Древа познания добра и зла (что опять же, если мы расшифруем символ, говорит о том, что человек не должен был познавать тайны мира без Бога), Господь обещал: В день, в который ты вкусишь от него, смертию умрешь ( Быт. 2:17 ). Умер ли Адам, умерла ли Ева в день, когда они вкусили плод с этого дерева? Физически – нет. Телом Адам жил еще девятьсот тридцать лет. Но в этот день в человеческую природу как яд вошла смертность. Человек не сразу растерял «жизненный потенциал». Библия говорит нам о постепенном «оскудении» жизненной силы в потомках Адама. Адам – 930 лет; Сиф – 912 лет; Енос – 905 лет и т.д., по убывающей. Лишь у некоторых отдельных потомков количество лет жизни чуть-чуть увеличивается, вообще же жизнь идет на убыль. Позже Священный автор вздохнет: Мы теряем лета наши как звук. Дней наших семьдесят лет, а при большей крепости восемьдесят лет… проходят быстро и мы летим ( Пс. 89:9-10 ). В пятой главе книги Бытие, где рассказывается о допотопных жителях, этих потомках Адама, оскудевающих жизнью, после упоминания о каждом праотце следует приговор Священного Писания: «И он умер!» Этими тремя словами, которые Богодухновенный текст повторяет восемь раз, подчеркивается, что смерть вошла в свои права и начинает господствовать над всем человеческим родом! Разве это не страшно? Разве можем остаться равнодушными мы, если смерть похищает наших детей и любимых людей, да и вообще сынов и дочерей человеческих?.. Церковь отвечает: Нет! Смерть – это катастрофа, это извращение Божественного замысла… Но Премудрый Бог и зло обращает к добрым последствиям. И смерть – не удивляйтесь – явилась благодатным даром милости Божией. Ведь если бы смерти не последовало, первые люди могли бы вкушать плоды Дерева жизни и никогда не умирать. Сам Господь говорит про Адама: как бы не простер он руки своей и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно ( Быт. 3, 22 ). Жить вечно – продолжая вечно грешить… Может ли быть худшее зло? А вечно грешить значит возрастать во зле, уподобляться бессмертному сатане.

http://azbyka.ru/parkhomenko/zhizn-za-po...

Тогда Езекия отворотился лицем к стене . Почему пророк не ука­зал причину болезни? Чтобы не обесславить праведника. По­думай теперь, что болезнь не дозволила ему идти в храм Божий и даже гулять, так как он смертельно болел, но он не был небрежен. Из этого нам должно научиться тому, что нам всегда нужны добрая воля, свобода и разумение. Почему же он обратился к стене? Чтобы тайно и спокойно иметь возможность говорить к Богу, когда не было иного утешителя.   3. О, Господи! вспомни, что я ходил пред лицем Твоим верно и с преданным Тебе сердцем и делал угодное в очах Твоих. И заплакал Езекия сильно . Почему же он не надеялся на свою добродетель? Потому что он видел лучшее, чем скорби. Гово­рит – пред лицем Твоим не для хвастовства и не для того, чтобы этим доставить себе славу человеческую, но с совершенным серд­цем. Он прибавляет слезы для того, чтобы как можно яснее показать, что он не только надеется на добродетели, но также имеет надежду получить спасение в милосердии Божием. Видишь ли, он не произносит многих слов, но только пока­зывает благочестие сердца. Так все здесь сосредоточено.   4-5. И было слово Господне к Исаии, и сказано: пойди и скажи Езекии: так говорит Господь, Бог Давида, отца твоего . Он не сказал: Господь твой; пророк имел в уме благочестие отца, кротость и смирение Давида. Я услышал молитву твою, увидел слезы твои, и вот, Я прибавлю к дням твоим пятнадцать лет . Научимся из этого тому, что относится к великому благочестию. Нам должно исследовать в отдельности: происходит ли кончина жизни вследствие болезни, или по душевным причинам, вследствие ли естественных недугов, или чьих-нибудь притеснений. Дни нашей жизни 70 или самое большее 80 лет (ср. Пс.89:10): здесь, говорят, предел природы, только доселе простирается человеческая природа. Хотя не всегда так бывает, но от немногих случаев не будем заключать ко всем. Обратим речь к иному. Смерть происходит от грехов, почему Писание говорит: пожить многое время, и чтобы прибавились тебе лета жизни (Притч.9:18); чтобы продлились дни твои на земле (Исх.20:12); не предавайся греху, и не будь безумен: зачем тебе умирать не в свое время (Екклез.7:17), и в ином месте: число дней твоих сделаю полным (Исх.23:26).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

У нас есть свой пробный камень – Священное Писание , истины которого непреложны и вечны в своей правоте, что многократно подтверждается самой жизнедеятельностью человека. а. Труд – вечное условие человеческого бытия Первое упоминание в Писании, пусть косвенное, о труде находим в заповеди – «в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься» ( Быт.3:19 ). Пот означает крайне тяжелое усилие человека для достижения каких-либо целей. Как земле естественно произрастить плод, так и человеку естественно трудиться для того, чтобы есть хлеб. «Пот лица» на всю жизнь – «Дней лет наших – семьдесят лет, а при большей крепости – восемьдесят лет; и самая лучшая пора их – труд и болезнь» ( Пс.89:10 ); «...все дни его – скорби, и его труды – беспокойство; даже и ночью сердце его не знает покоя...» ( Еккл.2:23 ). Пророк Иеремия, сетуя на дни, в которые зачат и рожден, восклицает: «Для чего вышел я из утробы, чтобы видеть труды и скорби, и чтобы дни мои исчезали в бесславии?» ( Иер.20:18 ). Современный русский язык предлагает нам три слова (понятия) для обозначения как будто бы одного и того же явления – труд, работа, дело. Мы часто употребляем эти слова как совершенно равнозначные, хотя если посмотреть на корневой смысл каждого из них, то не скроется их истинное значение – трудность, рабство и деятельность, что совершенно не одно и то же. «Этимологический словарь русского языка» (Фасмер М. – М.: Прогресс, 1987) говорит, что в древнерусском языке слово «труд» обозначало такой ряд явлений, как рвение, забота, страдание, скорбь. Западнославянские языки включают в этот ряд – хлопоты, тяжесть, досаду. Древнеисландский язык добавляет – испытание, беду, искушение. И, наконец, латинский – «толкать, теснить». Осознание труда как естественной жизненной тяготы, характерное для всех христианских народов, дает возможность утверждать, что понятием «труд» в Священном Писании обозначается скорбная тягота жизни падшего человека. Понимание труда как заповедной скорбной тяготы, обнаруживаемое в Священном Писании наряду со свидетельствами человеческой истории, придает такому пониманию неоспоримую истинность; причем в том, что язык человеческий и Священное Писание говорят о труде как о страдании, скорби и болезнях, нет никакого для труда осуждающего намека или нравственного неприятия труда, его греховности, ненужности.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010