Из Слова Божия мы узнаём, во-первых, что клятва установлена и освящена Самим Богом ещё для народа Израильского: «Господа Бога твоего, – говорит Бог чрез Моисея, – бойся и Ему (одному) служи (и к Нему прилепись), и Его именем клянись» ( Втор.6:13:10:20 ). «Если кто отдаст ближнему своего осла, или вола, или овцу, или какой другой скот на сбережение, а он умрёт, или будет повреждён, или уведён, так что никто сего не увидит, клятва пред Господом да будет между обоими в том, что взявший не простёр руки своей на собственность ближнего своего; и хозяин должен принять, а тот не будет платить» ( Исх.32:10–11 ; Иер.4:1–2 ). Ветхозаветные пророки предсказывали, что во времена Мессии даже и сами язычники будут клясться Именем Бога истинного. «Кто будет клясться на земле, – говорит прор. Исайя, – будет клясться Богом истины» ( Ис.65:16 ; ср. Ис.19:18 ). Во-вторых, Священное Писание ясно даёт видеть, что клятва была во всеобщем употреблении и в Ветхом и Новом заветах. Ею клянутся патриархи. Так, например, патр. Авраам клялся Богом Авимелеху ( Быт.21:23–24 ), клялся Моисей ( Нав.14:9 ), клялись Давид и Ионафан ( 2Цар.21:7 ; 3Цар.1:17:29–30 ). Клялся апостол Павел ( Рим.1:9:9:1 ; 2Кор.1:23 ; Гал.1:20 ; 1Фес.5:27 ; 1Тим.5:21 ; 2Тим.2:14:4:1 ). Клянутся Ангелы ( Дан.12:7 ; Откр.10:5–6 ). Клянётся, наконец, Сам Господь Бог . «Мною клянусь», – говорил Он Аврааму, обещая ему Своё особенное благословение ( Быт.22:16–18 ; Пс.88:4–5 ; Ис.45:23 ; Иез.33:11 ). Апостол Павел пишет; «Бог, давая обетование Аврааму, как не мог никем высшим клясться, клялся Самим Собою... Люди клянутся высшим, и клятва во удостоверение оканчивает всякий спор их. Посему и Бог, желая преимущественнее показать наследникам обетования непреложность своей воли, употребил в посредство клятву» ( Евр.6:13–17 ). Когда первосвященник иудейский обратился к Спасителю с вопросом, сопровождаемым клятвою, говоря: «заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, ты ли Христос, Сын Божий?» ( Мф.28:63 ), – то Спаситель не отверг этой клятвы, а уважил её, давши прямой ответ о Божестве Своём: «ты сказал; даже сказываю вам: отныне узрите Сына человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных» ( Мф.26:64 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Основание этой непоколебимости он поставляет в том, что Иисус Христос будет вечно препоясан правдою в суде, как Царь, и обвит истиною, как Пророк, учитель истинной веры ( Пс.88:15; 96:2 ), или в том, что царство Иисуса Христа будет царством совершенной справедливости, и Царь этого царства будет совершенно справедлив в суде и истинен в исполнении обетований. Изображение это взято с обыкновения восточных царей, которые по широким одеждам препоясывались драгоценным поясом, вытканным из золота, которое служит символом чистоты, твердости и царского достоинства ( Апок.1:13 ). в) Следствие строительства царства: цветущее состояние его, принадлежностями которого будут: 1) Мир, согласие, безопасность. Ст. 6. Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежат вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водит их. Ст. 7. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежат вместе, и лев, как вол, будет ест солому. Ст. 8. И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи. Ст. 9. Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей. Пророк говорит, что следствием прекрасного устройства царства Мессии, управляемого Им по законам справедливости, будет то, что в нем будет процветать не только совершенный мир, но и безопасность, так что и те, которые прежде были злыми врагами царства Божия, полюбят его, захотят присоединиться к его обществу, оставят свое варварство, хитрость, лукавство, жестокость, склонность вредить, переменят зверские нравы, добровольно, с кротостью, смирением подчинятся скипетру Мессии, при взаимном послушании и братолюбии будут исполнять закон Евангельской любви, безопасно будут пастись на пажитях небесного учения 28 . Под образом разных кротких животных и диких зверей Пророк представляет здесь 1) различие народов и 2) нравов человеческих. 1) «Это общение кротких и диких животных изображает соединение Иудеев и язычников в одну Церковь . Прежде пришествия Христова на землю, весь род человеческий разделялся на Иудеев и язычников.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Ekaterino...

Первородным на­зывается тот, кто имеет братьев, потому что он первен­ствует по происхождению, а единородный называется единород­ным потому, что не имеет братьев. Но есть единородный и в ином смысле; единородный тот, кто один рожден от кого-нибудь, а не один только произошел, как легкомысленно го­ворят еретики. Единородным, говорят, называется Спаситель потому, что только один был такой, как Он. Но в таком случае и Илия единороден, потому что один только был такой, что и разумно. Писание обычно называет единородным того, кто один только рожден от кого-либо, согласно с вышеука­занным значением слова. Слушай. Первородный, говорят, если не имеет братьев, есть единородный. Я укажу не одного, не двух, не трех, а многих первородных. Странное дело! Как может быть много первородных? Должен бы быть один. Я затянул речь о первородном и единородном; но решим во­прос. Бог называет первого верующего первородным в своем роде, не как первого среди других верующих, а как бывшего первым в свое время. Например, когда народ Из­раильский был в Египте, Бог говорил чрез Моисея: «Израиль есть сын Мой, первенец Мой. Я говорю тебе: отпусти сына Моего» (Исх.4:22—23). Вот первородный народ, потому что в то время он был первым народом, познавшим Бога. Позднее, после за­кона, после многих родов, явился Давид, и Бог возвещает ему, что от семени его явится Христос, и говорит так: «обрел Давида, раба Моего, елеем святым Моим помазал его. Он будет звать Меня: Ты — Отец мой. ...И Я первенцем поставлю его» (Пс.88:21, 27—28). Первенец Давид, первенец и народ. Первенец Адам в своем роде, первенцы Ной, Сим, первенец в своем роде Авраам, Моисей, Исаия, потому что они в свое время первенствовали благочестием. Из этого множества первородных собрана великая церковь, пребывающая на небе. «Но вы приступили, — свидетельствует Павел, — к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах» (Евр.12:22—23). Один из этих первородных есть Христос по плоти, по божеству Единородный.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3360...

Первородным называется тот, кто имеет братьев, потому что он первенствует по происхождению, а единородный называется единородным потому, что не имеет братьев. Но есть единородный и в ином смысле; единородный тот, кто один рожден от кого-нибудь, а не один только произошел, как легкомысленно говорят еретики. Единородным, говорят, называется Спаситель потому, что только один был такой, как Он. Но в таком случае и Илия единороден, потому что один только был такой, что и разумно. Писание обычно называет единородным того, кто один только рожден от кого-либо, согласно с вышеуказанным значением слова. Слушай. Первородный, говорят, если не имеет братьев, есть единородный. Я укажу не одного, не двух, не трех, а многих первородных. Странное дело! Как может быть много первородных? Должен бы быть один. Я затянул речь о первородном и единородном; но решим вопрос. Бог называет первого верующего первородным в своем роде, не как первого среди других верующих, а как бывшего первым в свое время. Например, когда народ Израильский был в Египте, Бог говорил чрез Моисея: «Израиль есть сын Мой, первенец Мой. Я говорю тебе: отпусти сына Моего» ( Исх.4:22–23 ). Вот первородный народ, потому что в то время он был первым народом, познавшим Бога. Позднее, после закона, после многих родов, явился Давид, и Бог возвещает ему, что от семени его явится Христос, и говорит так: «обрел Давида, раба Моего, елеем святым Моим помазал его. Он будет звать Меня: Ты – Отец мой. ...И Я первенцем поставлю его» ( Пс.88:21, 27–28 ). Первенец Давид, первенец и народ. Первенец Адам в своем роде, первенцы Ной, Сим, первенец в своем роде Авраам, Моисей, Исаия, потому что они в свое время первенствовали благочестием. Из этого множества первородных собрана великая церковь , пребывающая на небе. «Но вы приступили, – свидетельствует Павел, – к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах» ( Евр.12:22–23 ). Один из этих первородных есть Христос по плоти, по божеству Единородный.

http://azbyka.ru/otechnik/Severian-Gabal...

Самуил, являет собой образец суждений неосмотрительных о таком предмете Св. книг, который требует своего рассмотрения согласно с духом, смыслом и прямыми указаниями Божия Закона, – и своего разумения согласно основам истины о бытии и жизни человека и существ духовного мира в взаимном общем их отношении как к Богу, так друг к другу. Как непреложна есть сия истина для Церкви Божией земной: «всяко пророчество книжное по своему сказанию не бывает: не бо волею бысть когда человеком пророчество; но от Св. Духа просвещаеми глаголаша святии Божии человецы» ( 2Пет.1:20–21 ): так она же, эта истина, непреложна и для Лиц Церкви Небесной, именно для Ангелов Божиих и для душ святых Божиих человеков, потому что без Воли Божией и без откровения сей Воли Божией ни Ангелы Божии, ни души святых Божиих человеков не могут ни являться на земле «яве», ни «пророчествовать». Воля же Божия относительно откровения – «пророчества» Саулу уже ведома была в Церкви Небесной из сего изволения Божия, «и вопросил Саул Господа; но Господь не отвечал ему ни во сне, ни чрез урим, ни чрез пророков» ( 1Цар.28:6 ). 11 Полнота истины о так называемых «незаслуженных страданиях людей» ведению ветхозаветного человека в Церкви Божией не была открыта в слове Божием, так как «сей полноты ведения» ветхозаветный человек не мог своею личной верой ни воспринять, ни обнять. Для мысли и разумения даже ветхозаветного праведника «тайна» оных «страданий» разрешалась, с одной стороны, предпосылкой веры в безусловную «правду и правоту судеб Божиих» ( Пс.88:15; 93:15; 96:2; 118:75–137 ), каковая предпосылка веры, конечно, безусловно справедлива в конечной своей причине, – с другой стороны, предпосылкой упования на всегда безусловно спасительную для человеков цель оных страданий, хотя «разум» самых страданий, по непостижимости Божиих «судеб» и по «величию Божия суда» о людях, остается «непостижимым» для ведения человеческого ( Иов.37:23–24 ). В том и другом случае, в силу – указанных «предпосылок веры и упования», по сознанию ветхозаветного праведника, «блажен» всякий «человек, которого вразумляет Бог…, ибо Он причиняет раны, и Сам обвязывает их; Он поражает, и Его же рука врачует» ( Иов.5:17–18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/b...

«семь рогов и семь очей» – рог в Священном Писании является символом силы, власти, славы, высоты 41 , и потому семь рогов означают полноту и совершенство всего этого – означают всемогущество. Семь же очей говорят о принадлежащем Агнцу Божию всеведении.  41 Ср. Втор. 33, 17; 1 Цар. 2, 1; Пс. 88, 18 и мн. др. «которые суть семь духов Божиих, посланных во всю землю» – семь рогов и семь очей (то есть полнота власти и всеведения, усвоенная человеческой природой Христа) есть действие Благодати – всемогущей энергии Божества, – исходящей от Бога и в полноте своей пребывающей во Христе. Объясняя эти слова, святитель Григорий Палама говорит, что апостол Иоанн видит Христа «как Агнца, имеющего семь рогов и семь очей. Это же предвозвещая и прежде апостолов, Исаия ясно говорит, что на цвете, имеющем взойти от жезла из корене Иессеова, почиют семь духов (Ис. 11, 1–3). А когда Захария узрел семь светильников и над ними равночисленные им чашицы с елеем, то изъясняющий эти видения Ангел сказал ему: седмь сия очеса Господня суть, призирающие на всю землю (Зах. 4, 2–10), показывая, что эти семь духов суть присущие Богу по природе выступления и энергии, как и Григорий, получивший прозвание от богословия, впоследствии научил нас. Ибо Исаии угодно, говорит он, называть духами энергии Духа. Вслед же за ним и божественный Максим пишет, что они по природе присущи и Христу как Сыну Божию». (См. также. комм. на 1, 4.)  «посланных во всю землю» – Божественные нетварные энергии создали наш мир, и они же поддерживают его в бытии – все проникают, все оживляют, все создают, всем управляют, все обновляют. Совершенно же особым их действием является присутствие в Церкви: освящение, преображение и соединение с Богом истинных христиан, святых и праведников. Полнота Божественных энергий пребывает во Христе, в человеческой Его природе, почему и говорит Он апостолам: «Дана Мне всякая власть на небе и на земле» (Мф. 28,  18). Дана, конечно, по человечеству, ибо по Божеству она от вечности была с Ним. 7 И Он пришел и взял книгу из десницы Сидящего на престоле. 

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Слава, и ныне, глас 8. Подобен: Повеленное: Слава, и ныне, глас 8 Подобен: Повеление таинственное: Сокровенную молнию под плотию существа Твоего, Христе,/и Божественнаго благолепия на святей показал еси горе, Благодетелю,/просияв сущим с Тобою учеником,/и, разумевше нестерпиму сущу славу Твою, – Свят еси, – возопиша,/яко, неприступен сый, виден был еси плотию мирови,/Едине Человеколюбче. Молнию, сокрытую под человеческой плотью Твоею, Христе,/и Божественное благолепие/показал Ты, Благодетель, на святой горе,/просияв пред бывшими с Тобой учениками;/и, они, уразумев, сколь нестерпима слава Твоя, воскликнули:/“Ты свят, ибо, хотя и неприступен,/был во плоти видим миру,/Единый Человеколюбец!” Степенна, 1й антифон 4го гласа. Степенна, 1й антифон 4го гласа. Прокимен, глас 4: Фавор и Ермон/о Имени Твоем возрадуетася. Стих: Твоя суть небеса, и Твоя есть земля. Прокимен, глас 4 Фавор и Ермон/о имени Твоём возрадуются. Стих: Твои – небеса, и Твоя – земля. Пс 88:13Б, 12А Евангелие от Луки, зачало 45: Евангелие от Луки, зачало 45 Во время оно, поем Иисус Петра, и Иоанна, и Иакова, взыде на гору помолитися. И бысть, егда моляшеся, видение лица Его ино, и одеяние Его бело блистаяся. И се мужа два с Ним глаголюща, яже беста Моисей и Илия, явльшася во славе: глаголаста же исход Его, иже хотяше скончати во Иерусалиме. Петр же, и сущии с ним, бяху отягчени сном: убуждшеся же видеша славу Его, и оба мужа стояща с Ним. И бысть, егда разлучистася от Него, рече Петр ко Иисусу: Наставниче, добро есть нам зде быти, и сотворим сени три, едину Тебе, и едину Моисеови, и едину Илии: не ведый, еже глаголаше. Се же ему глаголющу, бысть облак, и осени их: убояшася же, вшедшим им во облак. И глас бысть из облака, глаголя: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, Того послушайте. И егда бысть глас, обретеся Иисус един, и тии умолчаша, и никомуже возвестиша в тыя дни ничесоже от тех, яже видеша. В то время Иисус, взяв Петра, и Иоанна, и Иакова, взошел на гору помолиться. И когда Он молился, сделался вид лица Его иным, и одеяние Его белым, блистающим. И вот, два мужа беседовали с Ним, – это были Моисей и Илия. Явившись во славе, они говорили о исходе Его, который предстояло Ему совершить в Иерусалиме. Петр же и бывшие с Ним отягчены были сном; но, пробудившись, увидели славу Его и двух мужей, стоящих с Ним. И было: когда они расставались с Ним, сказал Петр Иисусу: “Наставник, хорошо нам здесь быть! Сделаем три шатра: один Тебе, и один Моисею, и один Илии”, – не зная, что он говорит. И пока он это говорил, появилось облако и осенило их; и устрашились они, когда вошли в облако. И голос раздался из облака, говорящий: “Это – Сын Мой Возлюбленный: Его слушайте!” И когда прозвучал голос, оказался Иисус один. И они умолчали, и никому не возвестили в те дни ничего из того, что видели. Лк 9:28–36

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/preobrazh...

Слова грех остается на вас (ст. 41) соответствуют предупреждению в синоптических Евангелиях, что хула на Святого Духа, то есть приписывание исцеления действию бесовских сил, не прощается (Мк 3:28–29). У синоптиков также противопоставляются те, кому дано знать тайны Царствия Божия, и те внешние (Мк 4:10–11); говорится и о тех, кто имея очи, не видит (Мк 8:18), и о том, что служение Христа есть испытание для людей, в котором им дано устоять или пасть (Мк 8:38; Мф 11:6,21–24; Лк 7:23; 10:13–16 и мн. др.). Ту же тему у апостола Павла см. в Рим 9–11; 1 Кор 1:18,23–24; 2 Кор 2:15–16. В ранней Церкви история слепорождённого воспринималась как прообраз крещения, и слово fwmismTj ‘осве­ще­ние, свет’ часто обозначало крещение. Однако Евангелист не даёт никакого указания на такую связь (ср., наоборот, очевидное указание на Евхаристию в 6:51–56); в рассказе говорится не о таинствах, а о свете, тьме, вере, неверии и суде. Проходя — действие происходит в Иерусалиме, но скорее всего не в храме. Увидел человека, слепого от рождения — наряду с буквальным смыслом имеется метафорический: человечество по природе невосприимчиво к Свету, Который во тьме светит (1:5,9–11), и нуждается в прозрении. Кто согрешил, он или родители его? — и иудеи, и язычники верили, что причиной слепоты должен быть грех (необязательно совершённый самим слепцом). Согласно раввинистическому трактату (Шаббат 55a), смерть предполагает грех (толкование на Иез 18:20) и не может быть наказания без вины (толкование на Пс 88:33). Грех до рождения считался возможным, если, например, беременная женщина участвовала в языческом богослужении: при этом зародыш также, по иудейским представлениям, совершал грех. Хотя страдания, согласно той же традиции, нередко посылаются как испытание верности и знак Божественной любви, иудейским учителям трудно было признать таким испытанием слепоту, делающую невозможным изучение закона. Чтобы на нем явились дела Божии — ср. 11:4 (Эта болезнь не к смерти, но к славе Божией). Эти слова не означают, что рождение человека слепым находится вне власти Божьей, см.

http://pravmir.ru/evangelie-ot-svyatogo-...

Слово «свидетель» (греч. μρτυς) в церковной традиции часто переводится на славянский и русский как «мученик», и этим словом именуются мученики за Христа. Таким образом, мы видим, что первенцем и родоначальником сонма мучеников, пострадавших за истину Божию, является Сам Богочеловек Христос. Кроме того, выражение «свидетель верный» означает, что все, о чем Он свидетельствует, непременно исполнится. «Первенец из мертвых» – то есть первый, Кто победил смерть (ср. 1 Кор. 15, 20–23; Кол. 1, 18). Оживали умершие и раньше, например, сын наинской вдовы, Лазарь и др., однако все они возвращались лишь в прежнее смертное состояние, чтобы через какое-то время снова умереть. Воскресение же Христа есть переход человеческой природы в принципиально другое состояние – состояние бесконечной жизни.  Христос является Первенцем также и в другом смысле: Он есть Родоначальник нового человечества, Родоначальник и Отец Будущего века. Святитель Игнатий Брянчанинов говорит, что, подобно тому как Адам является отцом и родоначальником для всего ветхого человечества – в том числе и для Самого Христа по человеческой природе, – так Христос является Отцом и Родоначальником для всего нового человечества, имеющего войти в жизнь Будущего века, – в том числе и для самого Адама.  «Владыка царей земных» – эти слова являются мессианским титулом. О грядущем Мессии в псалмах сказано: «Я сделаю его первенцем, превыше царей земли» (Пс. 88, 28). «соделавшему нас царями» – через причастие Крови Христовой в Евхаристии христиане становятся кровными детьми Небесного Царя, приобретают царское достоинство. «и священниками» – то есть людьми, имеющими доступ к Богу, близость и общение с Ним.  7 Се, грядет с облаками, и узрит Его всякое око и те, которые пронзили Его; и возрыдают пред Ним все племена земные. Ей, аминь. «с облаками» – облако есть символ славы Божией, символ явления и присутствия Бога (ср. богоявления на Синае и на Фаворе). Выражение «с облаками» означает, что явление Христа будет со многой силой и славой.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

См. также об аде (преисподней): 1Цар. 2:6 ; 2Цар. 22:5–6 ; Иов.14:10–13, 11:7–8, 17:13–16, 21:13 ; Пс.48:15–16, 62:10, 87:4–7, 88:49 ; Песн.8:6 ; Иез.26:19–20, 31:14–18, 32:17–32 . Адам АДАМ: БРЕННОЕ СУЩЕСТВОВАНИЕ; В ПОТЕ ЛИЦА ТРУДИТЬСЯ; ВЕТХИЙ АДАМ; ГРЕХОПАДЕНИЕ; ДРЕВО ЖИЗНИ; ДРЕВО ПОЗНАНИЯ; ЕВА; ЗАПРЕТНЫЙ ПЛОД; ЗМИЙ-ИСКУСИТЕЛЬ; ИЗГНАНИЕ ИЗ РАЯ; КОСТЬ ОТ КОСТИ, ПЛОТЬ ОТ ПЛОТИ; МУЖ И ЖЕНА — ОДНА ПЛОТЬ; ОТ СОТВОРЕНИЯ МИРА; ПЛОДИТЕСЬ И РАЗМНОЖАЙТЕСЬ; ПО ОБРАЗУ И ПОДОБИЮ; ПОТЕРЯТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ОБРАЗ ; РАЙ В русской речи имя Адам существует и как собственное и как нарицательное 1 , означая в последнем случае человека вообще, «человека во плоти, грешника, падкого на соблазн. “И ты адам и я адам; все мы адамы”» (Даль. Посл.). Вошло в следующие словосочетания: адамова голова, адамово яблоко, адамовы времена (веки), ветхий Адам (Новый Адам), в костюме Адама, от Адама, дети (сыны) Адама, прародитель Адам. Адам — букв.: земля, краснозем (от евр. dmh). В евр. тексте Б. часто употребляется в значении «человек». Как собственное имя первого человека появляется в Быт.4:1, 25 . Книга Бытия открывается рассказом о сотворении мира (Шестоднев); в шестой день творения был создан человек. «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над зверями, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею…» ( Быт.1:26–28 ). Другое повествование книги Бытия излагает события несколько иначе: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» ( Быт.2:7 ). Рай (сад) в Эдеме стал местом, где надлежало жить человеку, возделывая и храня сад Господень и питаясь его плодами. Лишь «от дерева познания добра и зла» заповедано было ему не есть плодов во избежание смерти. Все животные земли и все птицы небесные получили от человека имена, соответственные своей сути. Помощником человеку стала жена, сотворенная из его ребра. Прародителям человечества даровано блаженное существование. Но человек, не устояв перед змеем-искусителем, срывает запретный плод, попирая тем самым заповедь Господню и давая возможность злу поселиться в своем уме и сердце. Отягощенный грехом человек изгоняется из рая: «И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят» ( Быт.3:23 ). Господь определяет дальнейшую судьбу Адама и его потомков: «В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься» ( Быт.3:19 , см. также Быт.17–18 ).

http://azbyka.ru/krylatye-frazy-novogo-z...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010