Писано в Воскресенскомъ монастыр. Примечания Л. 84 Да приложитъ ти Господь древняго Финееса... прободеши лукавое сердце и смышление... – Финеес – герой ветхозаветной истории – сын первосвященника Елеазара и внук Аарона. Отдельные эпизоды о его жизни и подвигах находим в нескольких книгах Ветхого Завета – Исх. 6:25 ; Числ. 25:1, 13; 31:6–8 ; Нав. 22:13 ; Суд. 20:28 ; Пс. 105:30 . В Священном Писании рассказывается следующее: когда моавитяне вовлекли израильтян в грехи против седьмой заповеди (за что были наказаны от Бога язвой), Финеес прославился тем, что собственноручно убил двух главных преступников: Замврия, начальника поколения Симеонова, и Хаану, дочь мадиамского начальника. За проявленную ревность Бог обещал ему, что священство навсегда останется в его роде. Впоследствии Финеес принял начальство над войском, разбившим в одной битве мадианитян. Финеес стоял и во главе посольства посланного к заорданским племенам с тем, чтобы потребовать объяснений об их участии в устройстве жертвенника вместо уже существовавшего в Силоме. И в этом деле Финеес проявил особенную ревность. По смерти Елеазара на Финееса было возложено первосвященничество, как раз в то время, когда колено Вениаминово было почти всё истреблено. При первосвященнике Илии первосвященство перешло в род Ифамара, но оно утвердилось в роде Финееса когда Соломон назначил Садока (он был родственником первосвященника Елеазара) первосвященником на место Авиафара (десятого первосвященника иудейского и четвёртого из рода первосвященника Илии). И ста Финеесь и угоди, и преста счь, и вмнися ему в правду в родъ и родъ до вка – Ср.: Пс. 105:30–31 . ...нечестиваго Лигарида ложь совершилася... яко папежника и злого человека. – См. л. 271 второго письма митрополита Афанасия к патриарху Никону . Л. 84об. Прокляты уклоняющиися от заповдей Твоихь. – Ср.: Пс. 118:21 . ...како человкамъ, а не Богу угодити... – Ср.: Еф. 6:6–7 . ...разсыплетъ Господь Богъ кости... – Ср.: Пс. 52:6 . ...бывь во Царград Сихурский... И нын стали слпы вс.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

3. Потому что сегодня открылись новый Мир и чудесный Рай , в Котором воплотился и от Которого родился Новый Адам ради воссоединения древнего и обновления всего мира; Новый Адам, Которого не обольстишь, но Который Сам перехитряет обманщика [диавола] и дарует свободу тем, которые по причине обольщения [их диаволом] подвергли себя рабству греха. Сегодня приготовлена на земле поразительная Книга, не начертания слов, но могущая носить Самое Живущее Слово; и слово не в воздухе носящееся, но Небесное; не обреченное на исчезновение, но внемлющих Ему похищающее от гибели; не от движения человеческого языка, но от Бога Отца превечно рождающееся. Сегодня видима бывает Одушевленная и Нерукотворенная Божия Скиния и Словесный и Духовный Кивот воистину нам посланнаго с небес Хлеба Жизни (см. Ин.6:32–33 ). Сегодня, как говорится в Псалме: Истина от земли воссияла ( Пс.84:11 по LXX) – истинная Красота сущего от начала человеческого благородства, – и правда с небес приникла ( Пс.84:11 по LXX), Та Правда, Которая и самого начальника неправды и сущего начала неправд изгнала, как неправедно осужденная и праведно осуждающая, и связавшая сильного в зле, и сосуды его похитившая и переплавившая их, и явившая их способными вместить в себе Божественную праведность; и таким образом, верою в Него [в Бога] оправдав пленников греха, восприяла их для вечного пребывания с Собой; князя же зла, связав неразрешимыми узами, предаст вечному и темному огню. Сегодня произрос, предсказанный в пророчестве, Жезл от корня Иессеева, от Которого Цвет... произойдет ( Ис.11:2 по LXX); Цвет, не подверженный увяданию, но и наше естество – увядшее и посему лишившееся неувядающего места наслаждения – снова призывающий и возводящий к цветению, и дарующий ему вечное цветение, и возводящий на небо, и вводящий в рай; Жезл же – при помощи Которого Великий Пастырь управил словесную паству на вечные пастбища; Жезл – опершись на Который, наше естество, сложив с себя древнейшую дряхлость и немощь, легко шествует на небо, оставляя землю внизу для тех, которые склонились долу, как лишенные опоры.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/ro...

Ты понял, жидовин, о ком в этой речи пророчествовал Моисей? Жившее тогда поколение израильтян не думало о спасении иных народов, но ты слушай, как пророчествовал великий Моисей, движимый Святым Духом: Господь Бог, сказал он, потому щедр и милостив, терпелив [и] истинен, что Ему предстояло облечься в плоть. Слушай же: к кому Он щедр, к кому милостив, к кому терпелив – не к тем ли, к кому Он явился истинно во плоти, «сохраняя правду и оказывая милость кому хочет»? Ибо Христос верно называется Хранящим правду. Как воскликнул Давид, движимый Святым Духом, в 84 псалме, «истина воссияет из земли, а правда приникнет с небес» ( Пс. 84:12 ). Истиной называется Богородица Дева, она воссияла от земли, ибо её отцом был Иоаким и матерью Анна из рода Давидова. Правдой, приникшей с небес, является воплотившийся от Девы Христос, как сказал великий Моисей, «истинно правду хранящий и оказывающий милость кому хочет». Если бы Господь нас не помиловал, то как бы мы, забытые, познали Господа? Если бы Он сам не оказал нам милости, то как множество народов узнало о Господе? Но он оказал нам милость, как захотел. Тогда Он сошёл на гору ради одного Израиля, теперь Он рождается от Пречистой Девы ради семидесяти народов 968 . Тогда Моисей принимает скрижали, видя Господа в облаке, теперь двенадцать апостолов осязали и обнимали Господа, воскресшего от гроба. Тогда скрижали с письменами разбиваются, теперь же данное Евангелие распространяется среди народов. Ты, возлюбленный Израиль, прошедший посуху Красное море, «променял славу Божию на изображение тельца» ( Пс. 105:20 ); теперь же прежде забытые народы, видя апостолов, несущих Христову благую весть, сбегаясь, встречают их и лобызают ступни святых апостолов, они променяли заблуждения отцов, апостолы же, посланные Господом, принесли им мир 969 . И тогда Бог был славим, а диавол отвергаем, но всё же древле не так, как теперь. Тогда Моисей, сойдя к народу и воспылав гневом, бросил скрижали, истребляет тельца и приказывает каждому убить своего ближнего 970 . Мы вопрошаем его: великий Моисей, доблестный вождь, возлюбленный Господом, почему эти люди, слышавшие глас Божий к тебе, не веруют? И отвечает нам Моисей во «Второзаконии», говоря: «Это люди глупые и несмыслённые, народ строптивый и развращённый. Сие ли воздаёте вы Господу? Но Он отомстит за их беззакония, и неправды, и грехи их, возлагая вину отцов на детей и внуков до третьего и четвёртого рода» ( Втор. 32:5–6 ; Исх. 34:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/paleja-...

По Иеремии (25, 11; 29, 10) – 70 лет, по Иезекиилю – 40 (4, 6); самое пленение продолжалось 48 лет. 299 Правда, некоторые критики, как Stade (Gesch. d. V. Isr. II, 209 сл.), Hakmann (Zukunftserwartung d. Jesaia 1893, 125–6), Cheyne (Introd. to the bookoof Isaiah 1895), Marti (Gesch. der isr. Religion 1897, 191) и др., признают позднейшее происхождение этих пророчеств; но, по справедливому замечанию Cornill " я (Einleitung d. A. T., 1896, 14, 6 сл.), именно эти места характерно отличаются от позднейших пророчеств о Мессии, и все развитие еврейского мессианизма становится непонятным, если не видеть начала его до пленения. Подлинность означенных мест признают также Smend (Lehrb. d. Alttest. Religionsgesch. 1893, 218 сл.), Wellhausen (Israel, u. Jьd. Gesch., 126) и Robertson Smith (The prophets of Israel, 302 сл.). Ср. также Dillmann, D. Proph. Jesaia 1890 и Mangold, lesaia u. seine Zeit., 1898, 41). Крайним представителем «гиперкритики» является Volz (die vorexil. Jahweprophetie u. d. Messias 1897), который путем смелых диссекций отрицает подлинность всех мессианических текстов до пленения и видит в Мессии исключительно политический идеал, искажая смысл не только религиозной истории, но и политического самосознания евреев. 300 Пс. 27, 8; 79, 18; 83, 10; 88, 39; 104, 15; Abb. 3, 13 и др. Сменд и Вельгаузен (207) указывают, что уже Климент Александрийский обратил внимание на эту черту в толковании на Пс. 19, 10: «Господи, спаси царя» – τοτεοτι τν ες βασιλα κεχρισμνον λαν, ο γρ μνον τν Δανδ. δι κα πγει " κα πκουσον μν . 301 Помимо царей Израиля «помазанником» именуется Кир. Ис. 45, I, первосвященник Лев. 4, 35, израильская община Авв. 3, 13. Пс. 84, 10; 89, 39, 52 и праотцы во множ. ч. 1 Парал. 16, 22. Пс. 105, 15. Помимо царей помазывались священники Исх. 28, 41; 30, 30; 40, 15 и пророки 3 Ц. 19, 16. Ньнп, Die messianischen Weissagungen d. israelitischjudischen Volkes (1899), 2, 2. 302 S. Guthe, Gesch. d. Volkes Israel 1899, § I. 303 См. Robertson Smith, The religion of the Semites (изд. 1894) – одна из лучших монографий по религиозной истории. 304

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=100...

Тов. 12:8 Иак. 5:15 Мк. 11:24 Слово 7-е. О пощении и смирении Мф. 9:14 Ис. 58:5-9 Иоиль 2:12-15 Ион. 3:10 Лк. 5:35 Лк. 2:37 Иудифь 8 Пс. 68:11 Пс. 34:13 2Кор. 5:5 Рим. 12:12; Кол. 4:2 2Кор. 11:27; 1Кор. 9:27 Деян. 1:14 Толкование на Мф. 4:2 Толкование бл. Феофилакта на Лк. 4:2 Лк. 6:12 Ин. 11:42 Толкование блаженного Феофилакта Пс. 138:15 Мф. 26:41 Иак. 1:2 2Цар. 12:16; Пс. 34:13 Дан. 9:2-4 Деян. 10:30 Деян. 10:11 Деян. 13:2 Деян.13:3 Кол. 3:12 Святой Исаак Сирский. Слово 1-е Святой Исаак Сирский. Слово 56-е Пс. 84:11-14; 88:15 Душеспасительный совет этот принадлежит преподобному Варсонофию Великому. Ответ 261-й 1Ин. 5:14  Слово 1-е в неделю Цветоносную Радуйся зело, дщи Сионя, проповедуй дщи Иерусалимля: се Царь твой грядет тебе праведен и спасаяй, той кроток, и всед на подъяремники и жребца юна Более нежели за четыреста лет до события Божий пророк произнес пророчество о событии, которое мы сегодня воспоминаем и празднуем. Господь наш Иисус Христос, окончив Свою проповедь на земле, совершил торжественное вшествие в царственный град Иерусалим, в град поклонения истинному Богу, в град по преимуществу Божий. Господь совершил это вшествие как Царь и победитель, чтоб увенчать свое служение решительным подвигом: поражением смерти смертью, снятием клятвы с рода человеческого посредством принятия этой клятвы на Себя. Он совершил вшествие в царственный град на жребяти осли на неже никто же николи же от человек вседе, чтоб возвратить человечеству утраченное праотцем нашим царское достоинство, возвратить это достоинство восшествием на крест Укротилось неукрощенное жребя под чудным Всадником. На жребя апостолы возложили свои ризы; вышедший навстречу и сопутствовавший Господу многочисленный народ вопиял в восторге: Осанна Сыну Давидову! благословен грядый Царь во имя Господне По мановению Господа провозглашен Царь во имя Господне, — не по случаю, не по сознанию и произволу человеческому. Тот же народ, по прошествии четырех дней, уже вопиял о провозглашенном сегодня Царе: Распни, распни его, не имамы Царя, токмо Кесаря

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Надежда эта отличалась даже суеверным характером (ср. Иез.11:3 ; Мих.3 ; Мих. 2 ). Но разрушение Навуходоносором храма и города показало народу, как суетна его надежда: ибо только в Иегове опора Израиля (ср. Ос.13:9 ). Однако возвратившиеся из плена были воодушевлены горячей надеждой, что с построением храма изольются на Израильский народ великие милости Бога, предсказанные пророками. Об этом свидетельствуют относящиеся к этому времени многие псалмы, напр., т. н. „песни степеней» ( Пс.110–120 ; Пс.122 ; Пс.124–125 ; Пс.127–129 , Пс.84 и мн. др.) 481 . Надежда не оправдалась: после плена опять началось время малых вещей и обыденных дел. Наступило полное разочарование в ожиданиях от нового храма. Впрочем, уже при самой постройке он казался многим далеко не столь славным, как храм Соломона (ср. Агг.2:3 ). Он не имел, затем, ковчега завета, который, по преданию, скрыл пр. Иеремия ( 2Мак.2:1–8 ), был лишен и других великих предметов. В Iep. Taanith говорится, что 2-й храм не имел 1) небесного огня; 2) ковчега завета; 3) Урима и Туммима; 4) елея помазания и 5) Святого Духа. Кроме того, 2-й храм не раз был попираем и оскверняем язычниками ( 2Мак.6:4 ). Все это сделало то, что народ потерял к храму почти всякое благоговение. Место храма заменяет для него синагога и закон, который чем больше возвышался в народном сознании, тем более закрывал храм как бы тенью своей. – Кроме храма великими опорами в жизни народа были его теократические органы – пророк, царь и первосвященник. Но после плена и они утратили свое прежнее значение. Дух пророческий прекратился, с отшествием из мира пр. Малахии. В тоскливом чувстве пророк верный только ждался в неопределенном будущем (ср. 1Мак.4:46 ; 1Мак.9:27 ; 1Мак.14:41 ). Царя у народа Израильская, после плена не жившего самостоятельной жизнью, вовсе не было. Наместник Иудеи, со времени неизвестно как исчезнувшего Заровавеля, не имел почти никакого значения для внутренней жизни. Возвышение Маккавеев было кратковременно и кончилось печальным финалом.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

83:12. Солнце и щит. И солнце, и щит служат защитой. Если в случае со щитом это очевидно, то в случае с солнцем подобное воззрение не представляется нам бесспорным. Тем не менее ассирийские цари, говоря о себе, как о защитниках страны, используют метафору солнца, простирающего над землей свои живительные лучи. 84:1. Заголовок. Сынов Кореевых. См. коммент. к Пс. 41:1 . 86:4. Раав. Раав – одно из морских чудовищ, уничтоженных Богом (см.: Иов. 26:12 ; Пс. 88:11 ; Ис. 51:9 ). И в вавилонском, и в угаритском мифах о творении верховное божество (Мардук в Вавилоне и Ваал в Угарите) сражается с морским чудовищем и убивает его, как это делает Яхве. В некоторых текстах Раав символизирует Египет ( Ис. 30:7 ). В других древних источниках имя Раав не встречается. 86:4. Список народов. Не следует думать, что здесь подразумевается определенная историческая ситуация, поскольку в тексте просто перечисляются народы, которые можно считать «знающими Яхве». В этот перечень включены такие великие державы, как Египет (Раав) и Вавилон, ближайшие соседи Израиля – Филистия (на юго-западе) и Тир (на северо-западе), и далекая Эфиопия (к югу от Египта). 86:6. Перепись народов. В древности в «царских городах» обычно размещалось правительство (состоявшее главным образом из родственников царя). Представители правящей верхушки, составлявшие основное население этих городов, пользовались определенными привилегиями, в том числе освобождением от налогов, принудительных работ и воинской повинности, не подлежали лишению свободы и владели самыми красивыми и комфортабельными домами. Подобными привилегиями (kidinnutu) пользовались вавилонские города Ниппур, Сиппар и Борсиппа, имевшие статус религиозных центров, и такие политические центры, как Ниневия и Вавилон. В данном стихе псалмопевец намекает на привилегированное положение тех, кто рожден «в Сионе». 87:1. Заголовок. Сынов Кореевых. См. коммент. к Пс. 41:1 . 87:1. Еман Езрахит. Наряду с Ефамом (в Пс. 88 ) Еман упоминается среди выдающихся мудрецов эпохи Соломона ( 3Цар. 4:31 ). При Давиде этот левит был назначен храмовым музыкантом ( 1Пар. 15:17,19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Далее вычеркнуто: Озарев. Далее зачеркнуто: То все камандующии. Написано над строкой. Далее вычеркнуто: вину Написано над строкой. Написано над строкой Далее слово неразборчиво. Написано над строкой. Написано над строкой. Далее зачеркнуто: для. Написано над строкой. Ландмилиция, в 1730 г. осуществлялся очередной набор. Написано над строкой. Далее зачеркнуто: И из тех полу. Написано над строкой. Далее зачеркнуто: Русанову. Написано над строкой. Написано над строкой. В рукописи слово написано дважды. Исправлено, в рукописи: оберагали. Так в рукописи. Исправлено, в рукописи: прибавать. Далее текст отчеркнут. Ин 1:1-3. Цитата в рукописи воспроизведена неточно. Пс 32:6, вольный пересказ. Быт 1:6. Быт 1:8. Пс 32:6. Быт 1:26. Ин 1:12. Цитата в рукописи воспроизведена неточно. Ин 6:56. Ин 6:53. Цитата в рукописи воспроизведена неточно. Написано над строкой. Одно или два слова скрыты печатью. Одно или два слова скрыты печатью. Слово написано над строкой. Пс 13:2-4. Далее вычеркнуто: обращаемых человеков к. Пс 48:11–15. Цитата в рукописи воспроизведена неточно. В рукописи слово заключено в скобки. Мф 13: 43. Так в рукописи. В тексте дата пропущена. Далее в рукописи стоит крестик. Далее зачеркнуто: житием. -84 Написано над строкой. Написано над строкой. Перед началом строки стоит крестик. -87 Написано над строкой. Написано над строкой Исправлено, в рукописи: ответвете. Далее текст отчеркнут. Новым почерком: (Л. 60) 1731 году мая в двадесят осмый день перед брегадиром и вице-губернатором господином Пашковым показанной поп Сава Дугин опасно наедине в особливой каморе о вышеписанном показании на вице-адмирала и ковалера Змаевича спрашиван. К изснянению (так в рукописи, должно быть: изъяснению.– С. Ш.) как ея императорского величества указы следуют, чтоб объявил о всем с явственным показанием. Имеет ли (Л. 60 об.) на то каких свидетелей. Поп Сава Дугин сказал, что-де кроме вышеписанного, что написал он своею рукою, свидетелей на оное никаких никакого явственного показания о вышеобъявленном брегадиру и вице-губернатору господину Пашкову за подозрением на него показывать не будет. А о всем о том подлинно с явственным показаньем и свидетелей объявит он, поп Савва, в Москве, где надлежит. Покровской поп Савва руку приложил.

http://sedmitza.ru/lib/text/6074361/

  См. Bauckham R. God Crucified and Other Studies on the New Testament " s Christology of Divine Identity. London: Cambridge, 2009. 1 Ен. 5:1-3; Кн. Юб. 2; 4Q422 1.i.6-12; 4Q504 viii.1-8; 11Q5 xxvi.9-15; 1QH ix.7-10. 1 Ен. 10:4-12; 16.1; 19.1; 22.4-11; 25.4; 45.2; 54.5-10; 84.4; 90.19-27; 94.9; Пс. Сол. 15:12. Пс. 66:4; 1QS iii.11; 1QS x.1-3; 4Q400-407; 11Q17; 4Q503; 1 Ен. 39:9, 12-13; 40:3-4; 57:3, 2 Ен. 66:4, 5. Hengel M. “ Sit At My Right Hand !”. The Enthronement Of Christ At The Right Hand Of God And Psalm 110:1 // Studies In Early Christology . Edinburgh : T & T Clark, 1995. P. 119-225. Hay D.M. Glory at the Right Hand: Psalm 110 in Early Christianity//SBLMS 18. Nashville: Abingdon Press, 1973. См.: Hurtado L.W. Revelatory Experiences and Religious Innovation in Earliest Christianity//Journal of Religion 80, 2000. P. 183-205. Единственным исключением является видение Стефана, в котором Сын Человеческий описывается как стоящий одесную Бога (Деян. 7:55). Учитывая, что в новозаветных текстах Христос описывается как сидящий одесную Бога, очевидно, что в данном случае Его положение не случайно и подразумевает вынесение осуждения несправедливым судьям Стефана по аналогии с Пс. 81:1, где Бог встает в сонме судей. См. Bauckham R. The Throne of God and the Worship of Jesus//The Jewish Roots of Christological Monotheism. P. 62. Ibid. P. 64, 65.   Ibid. P. 66,67. Ibid. P. 53. Букв. «во имя Иисуса» (греч. «εν τω ονοματι Ιησου»). Здесь «имя» Иисуса – Господь, как следует из 9 и 11 стиха. Ап. Павел заменяет здесь фразу «передо Мной» из Ис. 45:23 на «во имя Иисуса», сохраняя тот же смысл, что и в Ис. 45:23: признание всеми Иисуса как Господа в акте преклонения перед Ним. См. употребление этого выражения «во имя» в LXX: Пс. 43:9; 62:5, 104:3; 3 Цар 8:44, 18:24-26, 4 Цар. 5:11. Bauckham R. The Worship of Jesus in Philippians 2:9-11//Ralph P. Martin, Brian J. Dodd. Where Christology Began: Essays on Philippians 2. Westminster: John Knox Press, 1998. P. 130-132. В литературе эпохи Второго Храма слово Господь использовалось на иврите, арамейском и греческом языках как нормативный заменитель тетраграммы – священного Имени ЙХВХ. См.: Joseph A. Fitzmyer. To Advance The Gospel. New Testament Studies. Second Edition. Michigan/Cambridge: Grand Rapids, 1998. P. 222, 223.

http://bogoslov.ru/article/6025041

( Пс.109:5–6 ) 79 и победы которого так определяет пророк Исаия: Сего ради той наследит многих и крепких разделит корысти, зане предана бысть на смерть душа его, и со беззаконными вменися, и той грехи многих вознесе и за беззакония их предан бысть. ( Ис.53:12 ) 80 ? См. также: Пс.2:8–9 , Пс.67 , Пс.19 и др. 7) 7-й стих: Престол твой, Боже, в век века: жезл правости жезл царствия твоего 81 . Изречение это представляет самые сильные доказательства Мессианского значения 44-го псалма. – Здесь, 1) прежде всего воспеваемый в псалме царь прямо называется Богом. Комментаторы, не признающие 44-й псалом пророчеством о Мессии, при обяснении настоящего стиха думают найти выход в различных Филологических тонкостях. Так, стоящее здесь слово Elohim разбирают они грамматически в родительном падеже, а не звательном, как в наших переводах; хотя несомненно известно, что родительный падеж, как и всякий другой, в Еврейском языке не имеет никаких отличительных окончаний и различается от именительного или звательного только иногда и при том только шевою под первою буквою предыдущего существительного слова 82 , чего в настоящем случае нет (kissacha Elohim). При том подобного перевода не встречается ни у одного из древних филологов, даже иудейские переводчики древности согласны с нами, которых, кажется, нет оснований заподозривать и упрекать в какой либо предвзятой мысли относительно нашего места 83 – Справедливо заметил еще Кальвин: «Quod Iudaei lucum hunc depravant, quasi ad Deum fieret sermo, nimis putidum est; quod etiam alii – «Elohim» in Genitivo casu Legunt, ratione caret ac prodit eorum impudentiam, dum scrirturam turpiter lacerare non dubitant, ne Messiae divinitatem cogantur fateri 84 .. Впрочем толкование противников звательного падежа в 7-м стихе имеет различные видоизменения у разных комментаторов; – это еще более дает нам возможность убедиться в правильности нашего чтения, а) Де-Ветте и Гезениус перефразируют: «твой Божий престол всегда, и вечно стоит», т. е «твой, вверенный тебе Богом, престол».

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Poloteb...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010