2:19). Об этой тайне пророчествовал и Исайя, как верный свидетель, который от лица Христа говорит сие: возрадуюсь о Господе, и возрадуется душа моя о Боге моем, Который облачил меня в ризу спасения. и одежда правды окружает меня, как жениха, украшенного венцом, и как невесту, украшенную ожерельями своими (Ис. 61:10). Вот, сначала жених, а потом и невеста свидетельствует, что и у нее есть душа: чтобы показать, что она не принята без разумения, сердце (которое свойственно душе человеческой) показало, что она возрадовалась о Боге в то же время, как и о плоти, когда она была взята от лица человека, говоря: Сердце мое и плоть радовались Богу живому (Пс. 83:2). Но так как Господь воспринял начатки естества, как в теле Своем тело соединенных верных, так и в душе своей принял души всех верных чрез единство природы и благодать оправдания: чрез все это Церковь приобрела для себя брак вечного нетления, и чудесное таинство обручения, которое таково, что верный слуга Жениха сам хвалит невесту так что разумеют более от ума, чем от тела, говоря: ибо я обручил вас одному мужу, чтобы представить Христу целомудренной девлй. Но боюсь, как змей хитростью своей прельстил Еву, так и ваши чувства не повредятся и не отпадут от простоты во Христе (2 Кор. 11:2, 3). Там, следовательно, духовный прелюбодей стремится разрушить целомудрие девственного брака, где он видит, что верность брака должна быть сохранена для небесного супруга. Но апостол напрасно повелевает хранить целомудрие души, если человек, принятый от Бога, не имел в себе начатков этого соединения; особенно когда о главе и теле, Христе и Церкви учитель народов не перестает проповедовать одно и то же, говоря: по действию могущества силы Своей, которою Он воздействовал во Христе Иисусе, воскресив Его из мертвых и поставив Его одесную Себя на небесах выше всякого начальства, и власти, и могущества. и владычества и всякого имени, именуемого не только в этом мире, но и в будущем; и все положил под ноги Его, и поставил Его главою над всей Церковью, которая есть Тело Его, полнота Его , Который наполняет все во всем (Еф.

http://predanie.ru/book/221409-tvoreniya...

102 См. тексты в догматических руководствах: у м. Макария, т. I, Providence в Diet de Th. dogm. cath. и др. 105 Вот несколько текстов: Ис. 46, 10 11 «Я возвещаю от начала, что будет в конце, и от древних времен то, что еще не сделалось, говорю. Мой совет состоится, и все, что Мне угодно, Я сделаю. Я воззвал орла от востока, из дальней страны исполнителя определения Моего. Я сказал и приведу это в исполнение, предначертал и сделаю» Ср. 14, 24, 27. Пс. 138, 16 «Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было». Прем. И. c. Сир. 39, 25–26 : «Пред Ним дела всякой плоти, и невозможно укрыться от очей Его. Он прозирает из века в век, и ничего нет дивного пред Ним». Прем. Сол. 6, 7 «Господь сотворил и малого, и великого, и одинаково промышляет о всех». 12, 13 «Бога, который имеет попечение о всех». 107 Cp. интересную работу 3. Stufler. Gott, der erste Beweger aller Dinge. Innsbruck. 1936. Разбор разных воззрений по этому вопросу требовал бы монографического исследования, не вмещающегося в план настоящей работы, но можно сказать, что по линии этого вопроса пролегает основная ось современного католического богословия. 108 После более, чем полувекового обсуждения в комиссиях и конгрегациях «de aiuxiliis», совещание кардиналов 28 VII 1697 г. приняло предложение папы Павла V относительно того, что суждение по вопросам о разногласиях томизма и молинизма следует отложить, пока время не даст ясности, причем желательно в полемике избегать резкости. В таком виде вопрос остается и теперь, – добрый пример, как следует относиться к трактованию вопросов догматической сложности и трудности (ср. статью Molinisme в Dict. Theol. Cath. X, 2, 2164–5). 109 Вот некоторые основные тексты: Самое общее соотношение свободы и необходимости выражается так: Liberum arbitrium est causa sul motus, quia homo per liberum arbitrium seipsum movet ad agendum. Non tamen hoc est necessitate libertatis, quod sit prima causa sui id, quod liberum est... Deus igitur est prima causa movens et naturales causas et voluntares (S. Th. Ima. Q. 83, a. l).Ipse actus liberi arbitrii reducitur in Deum sicut in causam (Q. 23, a. 2).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

192.  Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем (Ин. 6. 56). 193.  …тела ваши суть члены Христовы (1 Кор. 6. 15). 194.  Тело же… для Господа и Господь для тела (1 Кор. 6. 13). 195.  …облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти (Рим. 13. 14). 196. Великий Сисой. См. Скитский патерик. 197. Деян. 5. 15. 198. Деян. 19. 12. 199. Каллиста и Игнатия Ксанфопулов о безмолвии и молитве, гл. 25. Добротолюбие. Ч. 2. 200.  …иная плоть у человеков, иная плоть у скотов (1 Кор. 15. 39). 201.  Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчились объядением и пьянством и заботами житейскими (Лк. 21. 34). 202.  …плоть… восторгаются к Богу живому (Пс. 83. 3). 203.  …всем сердцем… и всею душею, …всем разумением, и всею крепостию (Мк. 12. 30). 204.  …не свои? …куплены дорогою ценою. …Прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии. …Тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа (1 Кор. 6. 19, 20). 205. Ин. 6. 56. 206. 1 Кор. 6. 19, 20. 207. 1 Ин. 3. 24. 208. Ин. 7. 39. 209. Символ святого Афанасия Великого, патриарха Александрийского. Псалтирь с восследованием. 210. Лествица. Слово 1. 211. Гал. 5. 20. 212.  Помышления плотские… смерть, …вражда против Бога; …закону Божию не покоряются, да и не могут (Рим. 8. 6, 7). 213.  …омрачилось несмысленное их сердце; называя себя мудрыми, обезумели, …заменили истину Божию ложью… Потому предал их Бог постыдным страстям (Рим. 1. 21, 22, 25, 26). 214. Житие преподобного Ефрема Сирина. 215. Церковная история Флери. Том 2, кн. 27, гл. 28. 216. То же. Том 1, кн. 10, гл. 36 и кн. 11. 217. Послание 1 к Граллианам. 218. Святой Игнатий Богоносец. Послание к Филипписеям. 219. Святой Василий Великий называет падшего духа родителем страстных плотских слабостей. Молитвы от осквернения. Канонник. 220.  …упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю… А говорил в сердце своем: «взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой, буду подобен Всевышнему». Но ты незвержен в ад, в глубины преисподней. …Повержен вне гробницы своей… как труп (Ис. 14. 12–15, 19).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

47 Ср. Эккл. 1:2: «Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует,все суета!»; Эккл.1:14: «Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует,все суета!»; Эккл.2:11: «И вот, все суета и томление духа, и нет от них пользы под солнцем!». 49 Корректная этимология. Cp. Ernout A. MeiUet A. Dictionnaire etymologique de la langue latine. Paris, 1959. P.306. 51 Cm.: Aug. De civ. Dei.XIX. 19 c незначительными расхождениями (Лициниан не приводит подробный разбор этимологии слова “episcopus», содержащийся уАвгустина). См.также: Аврелий Августин . О граде Божием/пер.Киевской духовной академии. Минск, 2000. 54 Об этом писал Григорий в первой главе «Пастырского правила» Cm.: Greg. Magn. Reg. past. 1.1. Cp. постановления собора 653 г. Conc.Tolet. IV (a.655). Can. 25: «Sciant igitur sacerdotes scripturas sanctas et canones...». 55 Cp.: Greg. Magn. Reg.past. 111.27. Идеи Григория получили в Толедском королеваве законодательное оформление. Так, учааники Толедского собора 653 г. проходившего под председательством Исидора Севильского , запретили посвящать в епископский сан женившегося повторно,а также женатого на вдове или разведенной. Cm.: Cone.Tolet. IV (a.655). Can.19 De ördinatione episcopöruiv: “...qui non promoveantur ad sacerdotium ex regulis canonum necesario credimus inserendum: id est... qui secundae uxoris coniunctionem sortiti sunt aut numerosa coniugia frequentarunt, qui viduam vel marito relictam duxerunt aut corruptarum mariti fuerunt, qui concubinas ad fornicationis habuerunt...“. 57 Поскольку, как явавует из письма Лициниана, в Испании было очень мало не только образованных людей, но и элементарно умеющих читать, об основных догматах веры люди узнавали из проповеди священника. По всей видимости, и обучение священников тоже проводилось в устной форме. 66 Аллюзия на Пс.83:68 . В синодальном переводе такой фразы нет, там сказано: «Блажен человек, которого сила в Тебе и у которого в сердце стези направлены к Тебе,проходя долиною плача,они открывают в ней источники, и дождь покрывает ее благословением».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Dvoes...

II. Об Ангелах сказано: «Ибо Ангелам Своим заповедает о тебе – охранять тебя на всех путях твоих» ( Пс.90:11 ). III. У каждого человека есть свой Ангел Хранитель. Иисус Христос сказал: «Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лицо Отца Моего Небесного» ( Мф.18:10 ). Поэтому каждый из нас прибегает под охрану Ангела Хранителя и поступает по его внушениям. IV. Дьяволов мы называем также злыми духами. Они отпали от Бога и от Божией правды и полны лжи и грехов. Люди, возлюбившие ложь и творящие зло, соединяются с дьяволом и тем самым становятся, так сказать, его детьми. О том ясно говорит Господь Иисус Христос фарисеям: «Ваш отец диавол, и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» ( Ин.8:44 ). Будем избегать дьявольских покушений, чтобы не стать рабами греха. В искушении будем молиться. Наивысшего из дьяволов называют сатаной или веельзевулом, князем бесовским ( Лк.10:18 ; Мф.12:24 ). д) О человеке 81. Кого сотворил Бог после всего? После всего сотворил Бог человека; мужа Адама и жену Еву, наших прародителей. 82. Из чего состоит человек? Человек состоит из тела и бессмертной души. 83. Из чего сотворил Бог тело человека? Тело человека сотворил Бог из земного праха, т. е. из содержащихся в земле веществ ( Быт.2:7 ). 84. Чем было оживлено тело сотворенного человека? Тело человека было оживлено душой, т. е. дыханием Божиим ( Быт.2:7 ). Пояснение: В момент смерти душа покидает тело. 85. По какому образу сотворил Бог человека? Бог сотворил человека по образу и подобию Своему ( Быт.1:26–27 ). 86. В чем состоит в человеке образ Божий? Образ Божий в человеке состоит в том, что душа человека есть существо духовное и бессмертное, одаренное умом, свободной волею и совестью. 87. В чем состоит подобие Божие в человеке? Подобие Божие в человеке состоит в том, что человек может и должен в своей жизни стремиться стать подобным Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/...

Видишь ли, что, по обетованию, все будет изменено в нетление и тварь из рабства будет переведена в свободу (ср. Рим.8:21 )? Сколь велик, впрочем, тот день, о котором говорит святой Давид: лучше день един во дворех Твоих паче тысяч ( Пс.83:11 )! И верховный из апостолов, в свою очередь, говорит: у Господа один день как тысяча лет ( 2Пет.3:8 ). Также апостол Павел говорит: сообразуяся смерти Его, аще како достигну в воскресение мертвых ( Флп.3:10–11 ). Поэтому, братия мои, туда и мы будем направлять свой ум и сердце; туда перенесем свое влечение; туда переведем наши размышления и намерения; там подкрепим наши желания и наши просьбы, чтобы, занятые такими предметами, мы остались недостижимыми для 241 начальника этого века (ср. Еф.2:2 ), имеющего власть искушать нас, но не имеющего силы ниспровергнуть уже огражденных оружиями подвижничества. Я, смиренный, молюсь, чтобы вы не только избежали его, но и победили и получили венец правды во Христе Иисусе, Господе нашем, Которому слава и держава с Отцом и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь. Оглашение 110. О нашей жизни, производящей радость, и о том, чтобы не унывать в борьбе с противником Радуются только истинные монахи. Братия и отцы. Апостол предписывает всем и всегда радоваться в Господе ( Флп.4:4 ); радуются же, кажется, только истинные монахи, которые не заботятся ни о жене, ни о детях, ни о рабах, ни о деньгах, ни об имуществах, ни о чем другом, чем ревностно занимаются любящие плоть. Одна у них забота – как бы угодить Господу. Заботиться об этом и означает всегда радоваться в Господе. Ибо где брак, и рабство, и рождающиеся из этого беспокойства, это попечение лукаво, [еже] даде Бог сыном человеческим, еже упражднятися в нем ( Еккл.1:13 ), как сказано у Соломона; там неудобно радоваться в Господе, когда вышеназванное отвлекает ум от священной памяти о Боге, при которой [только] и возможно радоваться. Подвиг девства – величайший и превышающий природу. Так как и мы находимся в числе радующихся о Господе, то, братия, будем радоваться и сорадоваться друг другу, ожидая за девство и нестяжательность нашу вознаграждения от Бога Мздовоздаятеля, Который обещал дать награду даже за чашу холодной воды ( Мф.10:42 ), а не то что за такие великие и превышающие природу подвиги.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Если же Господь наделяет верных рабов своих каждого особым дарованием, – то это понятно и выяснено в Слове Божием. В Послании к Коринфянам Ап. Павел пишет: «дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и Тот же; и действия различны, а Бог один и Тот же, производящий все во всех. Но каждому дается проявление Духа на пользу. Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков» ( 1Кор.12:4–10; 27–30 ). Отсюда мы видим, что Церковь Христова, состоящая из многих членов (ст. 12–14, 20) назначенных к неодинаковому деланию (ст. 14–28), должна обладать и многообразными дарами Духа Св. Эти святые дары распределяются между верующими, смотря по их достоинству ( Еккл.2:26 ; 1Кор.7:7 ; Лк.19:13–26 ; особ. Мф.25:15 ) и нуждам ( 1Кор.12:7; 14:12, 14, 19 и др.). Такой порядок всегда хранил Господь и в Церкви православной, как о том повествует нам Листок. Слава же и благодарение Богу, дивному во святых своих ( 2Сол.1:10 )!… – Но этими святыми вы окончательно затмили от людей Христа! – опять возбужденным голосом заговорил Архипыч. Простой народ только и умеет молиться Божьей Матери, Николе да Флору с Лавром. О Христе он и не думает… Да и вы то плохо помните Его. Посмотрите, во всем Листке, какой у вас в руках, ни разу не помянуто имя Иисусово. Нешто это Евангельская проповедь?… – Тяжкие обвинения взводишь ты на нас, Архипыч! но мы их не заслужили. Мы не застилаем Христа от глаз народа: нельзя закрыть солнце, чтобы оно не светило мipy. И Христос, как духовное солнце ( Пс.83:12 ; ср. Ин.1:4–9; 12:35–36 ), постоянно во всех и над всеми нами ( Еф.1:23 ; Кол.3:14 : Фил.4:13 ). Он есть Владыка неба и земли ( Мф.28:18 ; Лк.10:22 ; Ин.3:23; 17:2 ; Фил.3:21 ), жизни и смерти ( Ис.22:22 ; Апок.1:18; 3:7 ). От Него льются нам потоки благодатных даров ( Иак.1:17 ; Рим.1:7; 16:24 ; 1Кор.1:3, 4 ; Гал.6:18 ; Еф.6:23 ; 1Сол.1:1 ; 2Тим.4:22 ; Тит.1:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

И пришел к ним Иосиф поутру, увидел их, и вот, они в смущении. И спросил он царедворцев фараоновых, находившихся с ним в доме господина его под стражею, говоря: отчего у вас сегодня печальные лица? Они сказали ему: нам виделись сны; а истолковать их некому. Иосиф сказал им: не от Бога ли истолкования? расскажите мне. Эти стихи образуют вступление к пересказу и толкованию снов обоих придворных. В состоянии тревоги за жизнь свою, всецело зависимую от каприза и произвола деспота-фараона, оба его царедворца, без сомнения, ожидали указания свыше на судьбу свою может быть именно во сне, так как египтяне, по Геродоту (2 кн., 83) гадание и предвидение будущего производили от божества и сновидения считали одним из средств откровения воли божества. Мидраш (Beresch. r. Par. 88, s. 432), на основании конструкции предложения ст. 5, говорит, что каждый вельможа видел сон свой и вместе толкование сна своего товарища, чем будто бы и объясняется, что, по ст. 16, хлебодар нашел, что Иосиф хорошо истолковал сон виночерпия. Но, не говоря о неестественности такого предположения, против него прямо говорит ст. 8, по которому истолкования снов не было дано ни одному из вельмож фараона. В этом 8 ст. высказываются неодинаковые воззрения вельмож фараона и Иосифа на источник снотолкования: первые готовы видеть его в научной мудрости и изучении школьном, последний указывает на Бога, как на единственный источник всякой мудрости и просвещения человека, чем внушает им относить последующее свое снотолкование единственно к Богу. Истолкование сна виночерпия Быт.40:9 . И рассказал главный виночерпий Иосифу сон свой и то сказал ему: мне снилось, вот виноградная лоза предо мною; Геродот отрицает существование и культуру виноградной лозы в Египте (2 кн., 77) и говорит, что египтяне вместо вина пьют пиво, приготовляемое из ячменя. Это свидетельство Геродота было одним из оснований для библейских критиков отодвигать составление кн. Бытия, рассказывающей в рассматриваемой главе (ср. Чис. 20:5 ; Пс. 77:47, 104:33 ) о виноградниках и виноградном вине в Египте, к позднейшему времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Имеющий прейти в жилище Христово, и наслаждаться светом небесного царствия, не должен плакать и скорбеть; но, питая истинную веру в обетование Господа, должен паче радоваться о таковом отшествии и преселении. Так, мы знаем, что и Енох, угодивший Богу, преложен был, как свидетельствует о сем книга Бытия: и ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его ( Быт. 5:24 ). Следственно, это есть признак угождения Богу, когда кто удостаивается получить исход из сего суетного века. Подобным образом, Дух Святой и устами Соломона внушает нам, что угождающие Богу, заранее вземлются и скоро освобождаются из сего мира, дабы, оставаясь в нем долее, не заразиться тлетворным его дыханием. Восхищен был, говорит Он, чтобы злоба не изменила разума его, или коварство не прельстило души его… душа его была угодна Господу, потому и ускорил он из среды нечестия. ( Прем. 4:11, 14 ). И в Псалмах, изображается душа, исполненная живой веры в Бога, поспешающей к Господу, как написано: Как вожделенны жилища Твои, Господи сил! Истомилась душа моя, желая во дворы Господни ( Пс.83:2–3 ). Да и подлинно, тому разве свойственно желать как можно долее оставаться в мире, кого он увеселяет, кого лукавый век сей привлекает к себе обманчивыми прелестями земного наслаждения. Поскольку мир ненавидит Христианина: то зачем ты любишь того, кто тебя ненавидит, и не следуешь за Христом, Который тебя и искупил, и любит? Святой Иоанн в послании своем увещевает нас, чтобы мы не исполняли плотских похотей, и не любили мира. Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего. И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек ( 1Ин.2:15–17 ). Возлюбленные братия! имея мысль чистую, веру твердую, добродетель постоянную, будем паче готовы к исполнению воли Божией, удалив от себя страх смерти, будем помышлять о бессмертии, которое следует за нею. Сим только образом докажем мы, что мы истинно верующие, если не будем скорбеть об отшествии в вечность своих сродников, и, когда наступит день собственного нашего воззвания из сей жизни, неукоснительно и благодушно пойдем на глас зовущего нас Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Ilinsk...

Источником всякого добра является Бог, а мы все — Его приставниками. От нас требуется верность полученным от Бога дарам и щедрость в раздаянии даров ближним. Если Господь видит в нас смирение к Нему и любовь к ближним, Он наделяет нас великими и богатыми милостями с тем, чтобы мы раздавали эти дары всем нуждающимся. Не потому ли у нас теперь мало ярких талантов писательских и иных, что люди употребляют их во зло: на то, чтобы отрывать людей от Бога и развращать их (граф Л. Н. Толстой, М. Горький). Почему отняты богатства от многих богачей? Потому, что эти дары Божии они тратили на разврат и прихоти свои, не обращая внимания на нужду горькую бедных, больных! «...по власти, данной мне Господом к созиданию, а не к разорению (2 Кор. 13:10).» Больше всего нуждаемся мы, сыны Церкви, на земле пребывающей, в духовном утешении. Земля, где мы живем, юдоль плача (Пс. 83:7). И в дни внешнего благополучия много скорбей у христианина — болезни тела, семейные неурядицы, скорби от завистников и клеветников и многое другое... А что говорить о временных гонениях на Церковь Божию, когда святые храмы у верующих отнимаются, а их пастыри насильно изгоняются... Христиане приходят в смущение и страх, как овцы, не имущие своих руководителей. В эти моменты скорби долг оставшихся на свободе православных пастырей и епископов — всячески утешать души верующих, по слову Господню: Утешайте, утешайте народ Мой, говорит Бог ваш; говорите к сердцу Иерусалима... Взойди на высокую гору, благовествующий Сион! возвысь с силою голос твой, благовествующий Иерусалим! возвысь, не бойся; скажи городам Иудиным: вот Бог ваш! (Ис. 40:1—2,9). К великому сожалению и позору немало есть среди числящихся в Православной Церкви и выставляющих себя ревнителями святого православия мирян, занимающих положение в Церкви (старосты, члены приходских советов), а также пастыри и даже епископы, которые сознательно сеют церковную смуту в сердца бедных верующих. Ради своего благополучия внешнего, заглушая голос совести, эти духовные убийцы душ верующих пользуются своим ответственным положением и не к созиданию церковному, а к разорению дел Божиих.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3774...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010