Наказание Вторым из обещанного было: познати наказание ( Притч. 1:2 ) 79 . А наказание есть некоторое полезное для души образование, которое часто очищает ее от пятен греха не без труда, и в это время кажется не радостью, а печалью: но после наученным через него доставляет мирный плод во спасение ( Евр. 12:11 ). Поэтому познати сие наказание не всякому уму возможно; потому что многие, отказавшись от трудности настоящего, по невежеству не ждут полезного окончания дела, но, огорчаясь суровостью прилагаемого о них попечения, остаются в недуге невежества. Потому достойны удивления слова праведных, которые говорят: Господи! не в ярости Твоей обличай меня и не в гневе Твоем наказывай меня ( Пс. 6:2 ). Они желают избыть не наказания, но гнева. Подобно этому и следующее: наказывай меня, Господи, но по правде, не во гневе Твоем ( Иер. 10:24 ). И: наказание Господне отверзает уши мои ( Ис. 50:5 ) 80 . Как малые дети, нерадивые к учению, после лоз, которыми высечет их учитель или приставник, сделавшись внимательнее, начинают понимать уроки, и то же слово, которого до побоев не слыхали, после боли от лоз, как бы через это отверзались у детей уши, и слухом приемлется, и удерживается в памяти, так бывает и с теми, которые не внимают Божию учению и презрительно относятся к заповедям. Когда Бог нашлет на них наказание, тогда те особенно Божия повеления, о которых всегда им было говорено и которые всегда оставляли они без внимания, приемлются ими, как в первый раз коснувшиеся их слуха. Поэтому сказано: наказание Господне отверзает уши мои... Поскольку же наказание вразумляет бесчинного, как сделал Павел, предавший сатане как мучителю, который вывертывает члены и бичует для того, да накажутся не хулити ( 1Тим. 1:20 ) 81 , и поскольку мятежного возвращает оно к долгу, подобно тому, о ком сказано, что последи пленения его покаяхся ( Иер. 31:19 ) 82 , то нужно знать силу наказания, к чему оно полезно. Потому Соломон, зная пользу его, советует: не оставляй юноши без наказания: если накажешь его розгою, не умрет; ты накажешь его розгою и спасешь душу его от преисподней ( Притч. 23:13, 14 ). Есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец? ( Евр. 12:7 ). Это наказание для рассуждающих здраво дороже множества денег. Потому Соломон говорит: приимите наказание, а не сребро ( Притч. 8:10 ) 83 , чтобы во время нужды, когда или тело больно, или домашние дела в расстройстве, не возыметь тебе лукавой мысли о Боге, но со многим терпением принимать Его удары, вразумляясь, в чем ты согрешил, и познав наказание, говорить: гнев Господень я буду нести, потому что согрешил пред Ним ( Мих. 7:9 ). И: благо мне, что Ты смирил меня ( Пс. 118:71 ). Таков был Павел, который говорит: нас наказывают, но мы не умираем ( 2Кор. 6:9 ). И: обличаемые от Господа наказываемся, чтобы не быть осужденными с миром ( 1Кор. 11:32 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

Например, гнев и вожделение суть порождения телесные. Плоды их, то есть действия, являются общими и для нас – разумных существ, и для зверей земных, ибо когда мы впадаем в праведный гнев, иначе говоря, упрекаем согрешившего ради его спасительного исправления, мы употребляем эти земные плоды, и тот вещественный гнев, которым мы сдерживаем грех и восстанавливаем справедливость, становится нашей пищей. А чтобы не показалось тебе, что мы делаем подобные выводы, исходя из своего собственного понимания, а не черпаем их из глубин Священного Писания , обратимся к книге Чисел и вспомним, что сделал священник Финеес, когда увидел, как мадианитянка и израильтянин у всех на глазах заключили друг друга в нечестивые объятия. Исполнившись гнева Божественной ревности, он вынул меч и пронзил их обоих ( Чис.25:7–8 ). Это действие вменил ему Бог в праведность, когда сказал Господь: «Финеес отвратил ярость Мою в ревности Моей» ( Чис.25:11–12 ) «и это вменилось ему в праведность» ( Пс.105:31 ). Таким образом, эта земная пища гнева становится нашей пищей, когда мы используем ее разумно ради праведности. Но если гнев воспламеняется неразумно и от него страдает невинный и обрушивается он на того, кто не сделал ничего плохого, то становится он пищей зверей полевых и змей земных и птиц небесных. Ибо и бесы, которые побуждают нас совершать дурные поступки и питаются ими, вскормлены этой пищей. Свидетельством этого является Каин, обманувший своего брата в гневе зависти. Подобным же образом мы должны думать о вожделении и личных привязанностях этого рода. Ибо когда «сердце мое и плоть моя восторгаются к Богу живому» ( Пс.83:3 ), вожделение – наша пища. Но когда мы возгораемся похотью к чужой жене или жаждем чего-то, принадлежащего нашему ближнему, вожделение становится пищей зверей. Примером этому могут служить страсть Ахава и поступок его жены Иезавели в отношении виноградника Навуфея Изреелитянина ( 3Цар.21 ). Следует обратить внимание на то, в каких словах Писание предостерегает нас. И хотя говорится, что Господь сказал о человеке: «Вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; – вам сие будет в пищу» ( Быт.1:29 ), о зверях не сказано, что «Я дал им это в пищу», но «будет им в пищу» ( Быт.1:30 ), так что согласно духовному пониманию, которое мы объяснили, эти предпочтения даны человеку Богом, но Бог говорит, что они также будут пищей и зверям земным.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Но в книге Судей есть одно выражение, по-видимому, опровергающее это предание. В 18:30–31 читаем: «и поставили сыны Дановы у себя истукан; Ионафан же, сын Гирсона, сына Манасии, сам и сыновья его были священниками в колене Дановом до дня переселения земли. И имели у себя истукан, сделанный Михою, во все то время, когда дом Божий находился в Силоме». Слова «до дня переселения земли» () как – будто указывают на удаление Данова колена в Ассирийский плен ( 4Цар.17:7 ), и, следовательно, на очень позднее происхождение книги Судей. Но с таким пониманием не согласны дальнейшие слова: «пока дом Божий был в Силоме». Дом Божий в Силоме опустел и потерял свое значение в глазах еврейского народа со взятием из него ковчега на войну с Филистимлянами при первосвященнике Илии. После этого ковчег уже не возвращался в Силом и, по выражению Иеремии, Господь «отверг скинию Силомскую» ( 1Цар.4:3–11;5–7:2 ; Иер.7:11–14 ; Пс.77:60 ). Сделовательно, «переселение земли», по взгляду священного историка, не могло быть позже начальных лет правления Самуила. Во всяком случае, современник Давида и Соломона упомянул бы о пребывании дома Божия не в Силоме, а на Сионе или Мориа (2Цар.6гл.; 3Цар.6 –8гл.; Пс.2:6;9:12;64:2 …). С таким пониманием указанного выражения согласны и другие справедливые соображения. Благочестивые цари Давид и Соломон не потерпели бы нечестивого идолопоклонства колена Данова, если бы оно существовало в их время. Иеровоаму не было бы нужды ставить в том же городе Дане нового своего идола – тельца ( 3Цар.12:2529 ), если бы там до его времени существовал истукан из эпохи судей. Ему было бы во всяком случае очень резонно воспользоваться этим «древним» культом и его священниками из Манассиина колена… Очевидно, к его времени ничего подобного уже не было. Нелишне, наконец, привести чтение некоторых рукописей вместо - ковчега, т.е. до дня удаления ковчега во время войны с Филистимлянами 82 . Итак, рассматриваемое выражение, а равно и некоторые другие, указываемые критиками 83 , не могут доказывать позднейшего происхождения книги Судей.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

О прекрасная музыка! О пресладкие песни! О дивное согласие Ангелов и людей, подобных Ангелам, поющих Господу, Создателю своему! «Благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой, и сотворил избавление ему, и воздвиг рог спасения нам в дому Давида, отрока Своего» (Лк 1:68—69). «Благослови, душе моя, Господа» (Пс.102:1—2)! «Благословен еси, Господи Боже отец наших, и препетый, и превозносимый во вся веки, и благословенно имя славы Твоея святое, препетое и превозносимое во веки» (Дан 3:52). Поспешим, возлюбленный христианин, поспешим на ту великолепную и дивную вечерю, и услышим там пресладкую небесную музыку, и сами уже не верой, как ныне, а лицом к лицу восхвалим Господа, Создателя и Искупителя нашего. «Господи, Боже Сил! Услыши молитву мою, внуши, Боже Иаковль! Защитниче наш! Виждь, Боже и призри на лице христа Твоего. Яко лучше день един во дворех Твоих, паче тысящ. Изволих приметатися в дому Бого моего, паче неже жити ми в селениих грешничих» (Пс.83:9—11). О том же    В этом мире, пришедшие на вечерю гости, насытившись, более уже не хотят есть и не едят. На той небесной вечери будет иначе. Будут есть и пить, но без сытости, будут вечерять, но всегда с желанием. Некая непрестанная, но пресладкая жажда в них будет. Будут насыщаться небесной пищей, но всегда ее будут хотеть. Будут видеть Бога лицом к лицу и тем сладчайшим лицезрением насыщаться, но никогда не насытятся, а всегда этого всерадостного и пресладкого насыщения будут желать. И чем более будут насыщаться этого лицезрения Божия, тем более и более будут его желать. Божие Лицо видеть — радость больше всякой радости, утешение больше всякого утешения, сладость больше всякой сладости. Это пища и питие святых Ангелов и избранных Божиих! Поэтому как от источника приснотекущего и животворящего будет река — непрестанное желание зреть Лицо Божие, и от того — непрестанная радость, веселье, утешение, наслаждение, восклицание и некое сердечное играние. И как река течет непрерывно и непрестанно, так непрестанно и непрерывно и блаженство небесной вечери потечет.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Псал.80 , ст.12 и далее. Но народ Мой не слушал гласа Моего, и Израиль не покорялся Мне; потому Я оставил их упорству сердца их, пусть ходят по своим помыслам [слав.: по начинанием сердец их]. И ныне можно видеть весьма многие примеры, что люди, желающие во всем следовать прихотям и страстям, попускаются от Бога ходить по начинанием сердец своих – за то, что они не послушали многократных внушений Божиих – оставить свой образ жизни и избрать лучший. 14 и далее ст. О, если бы народ Мой слушал Меня и Израиль ходил Моими путями! Я скоро смирил бы врагов их и обратил бы руку Мою на притеснителей их. Избранные Божие! Не замечали ли вы не раз в своей жизни, как скоро и легко Бог смирял врагов ваших и на оскорбляющих вас возлагал руку Свою крепкую? Они исчезали, как прах, а вы все остаетесь. Псал.81 . Доколе будете вы судить неправедно и оказывать лицеприятие нечестивым [слав.: и лица грешников приемлете (смотрите на лицо)]? Давайте суд бедному и сироте; угнетенному и нищему оказывайте справедливость; избавляйте бедного и нищего; исторгайте его из руки нечестивых. О златая правда! Когда ты водворишься между людьми? Когда можно насытиться тебя? Внегда 53 явитися нам славе Божией. Пс.82 , ст.11. Против гордости человеческой: люди бывают иногда как гной земный. 14–19. Боже мой! Да будут они, как пыль в вихре, как солома перед ветром [слав.: положи я яко коло, яко трость пред лицем ветра (коло и трость – синонимы)]. Как огонь сжигает лес, и как пламя опаляет горы, так погони их (врагов наших) бурею Твоею и вихрем Твоим приведи их в смятение; исполни лица их бесчестием, чтобы они взыскали имя Твое, Господи (да, иногда нужно исполнить нас бесчестием, чтобы мы стали искать Бога!), да познают, что Ты, Которого одного имя Господь, Всевышний над всею землею. Пс.83 . Коль возлюбленна селения Твоя, Господи сил! Конец всех желаний души моей – дом Господень; сердце мое и плоть моя радуются о Боге живом. Я, как птичка, нашел в храме Твоем приют или, как горлица, положил в храме гнездышко свое – свои любимые мысли, чувства и надежды: вот чем служат для меня алтари Твои, Господи сил, Царь мой и Бог мой! Блаженны живущие в доме Твоем: во веки веков будут хвалить они Тебя. В этом стихе пророк предсказал будущее: теперь или, лучше, – с древнейших времен, новозаветные священники хвалят Господа в дому Его и во веки веков будут хвалить Его – до скончания века.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Сколь счастливы мы, христиане, члены Православной Церкви, созданной и основанной Самим Спасителем, Богом нашим Христом Иисусом, «Который есть глава» ( Еф.4:15 ); «глава Церкви, и Он же Спаситель тела» ( Еф.5:23 ). И мы христиане, – «тело Христово, а порознь члены» ( 1Кор.11:27 ) И мы, будучи членами Самого тела Христова, опытно должны познавать, по сказанному: «Вкусите, и увидите, как благ Господь!» ( Пс.33:9 ). Да, поистине, благ Господь во всех проявлениях Своей любви к нам, грешным на земле. Слава Тебе Боже наш, Слава Тебе! Господи! Мне уже перевалило за 83 года и я уже переступил сказанное: «аще же в силах, осмьнадесят лет, и множае их труд и болезнь» ( Пс.89:10 ), потому хотелось бы просить Тебя: возьми меня в самые последние обители Твои, удостой быть в единении с Тобою; но зная волю Твою, благую, угодную и совершенную (ср. Рим. 12:2 ), я не смею своевольничать пред тобою, и только молюсь: да будет так, как хочешь Ты, Господи. Слава! Слава! Слава Тебе, Господи, за все! 1 «Да по грехам своим все мы достойны Его праведного гнева и наказания, и дивно, как Он так много и долго терпит нам, как Он не посекает нас, как бесплодные смоковницы. Поспешим же умилостивить Его покаянием и слезами» (Св. Иоанн Кронштадтский , Моя жизнь во Христе, М, 1899, т. 1, с. З). 3 Этот вопль: «Господи, помилуй!» – чаще всего слышится нами за богослужениями в православных храмах. Благо, если каждый христианин освоит навык всегдашнего чтения молитвы Иисусовой, или сей ее краткий вариант: «Господи, помилуй!». 6 «Человек питает гнев к человеку, а у Господа просит прощения. К подобному себе человеку не имеет милосердия, и молится о грехах своих. Сам, будучи плотию, питает злобу: кто очистит грехи его? Прости ближнему твоему обиду, и тогда по молитве твоей отпустятся грехи твои» ( Сир.28:3–5,2 ). 7 Отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом ума вашего и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости Истины» ( Еф.4:22–24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail-Truhano...

Тогда истинные рабы Божии «возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в царстве небесном» (Мф.8:11) и «будут есть и пить за трапезою Господней» (Лк.22:30); «насытятся от изобилия дома Господня, и потоком сладости Его будут напоены» (Пс.35:9), как об этом через пророка Своего Бог нам в утешение предвозвестил: «Вот, рабы Мои будут есть, рабы Мои будут пить, рабы Мои будут веселиться, рабы Мои будут петь от сердечной радости» (Ис.65:13-14). Еще обычай люди имеют в праздничные дни петь радостные песни. Тогда избранники Божии увидят «Бога лицом к лицу» (1Кор.13:12), «увидят Его» во славе Его, «как Он есть» (1Ин. 3:2) и будут единодушно хвалить, славить и воспевать Его без конца, сытости и труда. О, сколь светел, весел и радостен будет тот праздник, любезный христианин! Сколь вожделен день тот, в который увидим Бога лицом к лицу, Которого ныне видим, как зеркалом в гадании! «Блаженны живущие в доме Твоем: во веки веков они будут хвалить Тебя» (Пс.83:5-4), Царю мой и Боже мой. Этим случаем, христианин, и подобными ему учимся возводить ум наш и сердце к блаженной вечности и с искренней верой и усердием искать этого блаженства. CXXI. Видишь, что садовник очищает дерево, например, яблоню, или какое иное, — отрезает негодные сучки и отростки, которые дерево в бессилие приводят и препятствуют проращению плодов, могут же и иссушить его, если сначала их не обрезать. Всякий человек есть как дерево, у которого изнутри, из сердца исходят, как отрасли и сучки, помышления злые, похоть нечистая, гнев, злоба, сребролюбие, хищение, ложь, лукавство, лихоимство, роптание, хула и прочее, как говорит Христос: «Из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления» (Мф.15:19). Как садовник обрезает дерево и исходящие из него сучки негодные и отростки обрезает, чтобы они, когда вырастут, самого дерева не повредили, — так подобает всякому христианину обрезывать сердце свое и обрезывать помышления злые, как только начнут из сердца исходить и показываться, чтобы, возрастая, не повредили внутреннего духовного человека.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

«Я живу, – говорит Господь чрез пророка Исайю, – на высоте [небес] и во святилище, и также с сокрушенными и смиренными духом, чтобы оживлять дух смиренных и оживлять сердца сокрушенных... Вот на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим» ( Ис.57:15, 66:2 ). Надобно, чтобы надменное (от духа мира сего) и ожесточенное (от греховности) сердце в человеке было сокрушено, – чрез добровольное смирение, привлекающее дух благодати Божьей на обновление его сокровенной сути. Сердце сокрушается вследствие своего смирения и становится благоприятной жертвой в очах Божиих. «Жертва Богу – дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже» ( Пс.50:19 ). «Близок Господь к сокрушенным сердцем и смиренных духом спасет» ( Пс.33:19 ). «Сердце сокрушается от тройственного воздержания: от сна, пищи и телесного покоя. Ибо излишество оных производит сладострастие, сладострастие же принимает злые помыслы и противится молитве и подобающему служению» Богу (27, 83). 42 Человек сам должен вкусить духовную радость от соблюдаемого поста. Церковь от имени христианина молится: «Даруй и мне, Слове, почувствовать наслаждение от воздержания». 43 Несколько слов о вкусной и невкусной пище. Наиболее вкусной бывает та пища, которая с любовью и молитвою к Богу приготовляется и которая с благословением Божиим, молитвою и благодарением съедается. Ибо только Господь может изменять вкус пищи по желанию вкушающего и насыщать ею. У нечестивых – невкусны яства, хотя они и приготовляются первоклассными поварами. Именно к нечестивым обращено слово Господне: «едите, но не в сытость; пьете, но не напиваетесь» ( Агг.1:6 ). 44 У нас, христиан, исключается забота о вкусном приготовлении пиши; и поварам, даже самым искусным, на наших кухнях делать просто нечего, поскольку мы убеждены, что и вкус пищи и насыщение ею – от Бога. Практически это значит, что нам, для того, чтобы пища была вкусной и насыщала нас, следует обращаться к Богу с молитвой и просить Его благословения на пищу перед вкушением, а затем – благодарить Бога за насыщение ею. «Когда будешь есть и насыщаться, тогда благословляй Господа, Бога твоего» ( Втор.8:10 ). 11. Первые христиане в дни поста питались хлебом и водою

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail-Truhano...

   Мы смиренно молимся, чтобы эта книга, издаваемая Ватопедским монастырем, способствовала духовному преуспеянию народа Божиего к славе Святой Его Церкви, которая всегда порождала праведников и святых.    Написал 25 марта 1995 года в праздник Благовещения Госпожи нашей Богородицы архимандрит Ефрем и со мною во Христе братия в пребывающей под покровом Богородицы Святой великой Ватопедской обители. Введение    «Пустынным живот блажен есть божественным рачением воскриляющимся». Насколько подходят эти слаще меда слова тем, кто желает взять на себя Крест Господа нашего! А также и другие: «Коль возлюбленна селения Твоя Господи сил! Желает и скончавается душа моя во дворы Господни» (Пс.83:2—3).    Сладчайший наш , поскольку Он и «вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр.13:8), не только «во время оно», но и сегодня призывает Своих подвижников свидетельствовать о Его постоянном, живом и действенном присутствии, подтверждающем истинность Его обетовании: «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф.28:20).    Благочестивый обычай боголюбцев удаляться на безмолвие для того, чтобы, не отвлекаясь ни на что, служить Богу и всецело с Ним пребывать, существовал с самого начала как в период Закона, так и в последующий период благодати. Однако подобная практика приобрела организованный характер и достигла своего расцвета только после III века, благодаря тем благоприятным условиям, которые были свойственны пропитанной в весьма значительной степени христианским духом Византии.    Но все-таки основным мотивом того, что христиане, и особенно после прекращения гонений, предавались безмолвной жизни, являлась ревность по Богу. Именно она, эта ревность в предыдущую эпоху подвигала верных самим являться на мучение, выражая тем самым их совершенную любовь к Богу, и запечатлевать это свидетельство своей кровью. Эти пламенеющие, уязвленные стрелами божественной любви сердца, не зная, как проявить свое упорное стремление к Богу, обращались теперь уже к безкровному исповеданию, к добровольному мученичеству. Зная слова апостола Павла, что «те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями» (Гал.5:24), они перенесли место подвигов с арен амфитеатров в пустыни: «...скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли» (Евр.11:37—38). Одни в одиночестве, «только с Богом», другие по двое или по трое, третьи — группами, имея все в общем пользовании, союзом любви, которая есть «совокупность совершенства», соединенные (Кол.3:14), «сподобились обетовании», потому как всеми силами и средствами «творили правду» (Евр.11:33).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

В) Любовь к Богу, который прежде возлюбил нас, ниспославши своего единородного Сына для нашего спасения, и постоянно благодетельствует нам, подавая свои божественные силы для жизни и благочестия, должна быть деятельная, и составлять основание и постоянное выражение заповедей Божиих в жизни нашей, как говорит Господь: «кто имеет заповеди Моя, и соблюдает их, то любят Меня» ( Ин.14:21 ) и проникает все наши действия, по завещанию Апостола, заповедующего все совершать из любви (1Ин.). отсюда страх Божий, повиновение Богу и прославление Его и все отношения наши к Богу должны служить выражением нашей любви к Нему, которая должна быть на столько сильна в истинном последователе Христовом, чтобы, по слову Апостола, ни смерть, ни жизнь, ни ангелы, ни начала, ни силы, ни настоящее, ни будущее… никакая тварь не могли отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» ( Рим.8:38:39 ), зная, что «любящим Бога все содействует ко благу» ( Рим.8:28 ). Внешнее богопочтение выражается: а) В твердом исповедании своей веры в Господа, так чтобы ни обольщения, ни угрозы, ни мучение, ни самая смерть не могли нас заставить отречься от Него, в той благой надежде, что, как Он сам сказал, «если кто исповедует Меня перед людьми, и Я его исповедую перед Отцом моим небесным ( Мф.11:32 ), и потом в прославлении имени Божия жизнью сообразной с волей Божией. Примеры такой твердой веры в Бога представляет нам история Церкви в жизни и подвигах мучеников первых веков Христианства. б) В нахождении во храм к общественному богослужению и в богослужении частном, как необходимом средстве для укрепления самой вере, надежды и любви. Полезна и домашняя (частная) молитва, как стремление человека к единению с Богом, – но несравненно важнее молитва общественная, особенно в храме, где молитвенный дух поддерживается и укрепляется молитвенным настроением других, где все, совершающиеся перед глазами и видимое нами, напоминает нам о величии и святости места, и невольно влечет дух к высшему, небесному. Важность этой молитвы высказал и Сам Христос: «где два или три собралось во имя Мое, тут Я посреди них» ( Мф.18:20 ). И не напрасно пророк Давид взывает к Господу: «лучше один день в Твоем храме, Господи, нежели тысяча лет в домах грешников (пс.83:11). Святые – Василия В. и Григорий Богослов , когда жили в Афинах для своего образования, знали только две дороги – одну в школу, и другую – в храм. 3. В отрицании всего, нарушающего богопочтение

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/opyt-ob...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010