5 . Далее сказано: «Кто, как Ты, Господи, между богами? Кто, как Ты, величествен святостью, досточтим хвалами, Творец чудес?» ( Исх.15:11 ). В словах «Кто, как Ты, Господи, между богами» Бог не сравнивается ни с языческим истуканами, ни с демонами, присвоившими себе наименование богов, но имеются в виду те боги, которые называются богами по благодати и причастием к Богу. Об этих богах в Писании также говорится: «Я сказал: вы – боги» ( Пс.81:6 ), и еще: «Бог встал в сонме богов» ( Пс.81:1 ). И хотя они восприняли божественность от Бога и, по-видимому, получили это наименование по милости Божьей, тем не менее, никто из них не сравнится с Богом ни силой, ни природой. Хотя апостол Иоанн говорит: «Мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему» ( 1Ин.3:2 ) – Господу, разумеется, – это сходство относится не к природе, но к благодати. Например, мы говорим, что портрет имеет сходство с тем, чей образ изображен на картине. И в том, что касается внешности, говорят, что этот образ сходен, а в отношении сущности он сильно отличается. Ибо картина есть образ плоти и красоты живого тела, она – результат умения располагать на холсте воск и краски и лишена чувственности. Так и никто – «как Ты, Господи, между богами», ибо нет ни одного, кто невидим, ни одного, кто бесплотен, ни одного, кто неизменен, ни одного без начала и конца, ни одного творца всего, кроме Отца и Сына и Святого Духа. 6 . «Ты простер десницу Твою: поглотила их земля» ( Исх.15:12 ). Земля и сегодня поглощает нечестивых. Или ты не считаешь, что земля поглощает того, кто всегда мыслит о земном, у кого вечные земные попечения, кто только и говорит о земном, спорит о земном, желает земного и все свои надежды связывает с земным? Разве не поглощает земля того, кто не обращает свой взор к небесному, кто не думает о будущем, кто не страшится Божьего суда и не хочет обрести Его обетований блаженств, но все время помышляет лишь о настоящем и желает одного только земного? Когда увидишь такого, скажи: «Поглотила его земля».

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Объясн. Эти слова не дают основания отвергать законность судебных установлений, которые признаны Самим Господом: Ин.19:11 , и апостолами: Рим.13:4 ; 1Пет.2:13–14 . Тот же апостол Павел требовал для себя «суда Кесарева»: Деян.25:10–11 . Когда люди, по избранию и призванию законной власти, судят других подобных себе людей, то они решают лишь то: сделал ли известный человек то или другое дело и каким последствиям по закону он должен за это дело подвергнуться. 1Кор.6:1–2 . «Как смеет кто у вас, имея дело с другим, судиться у нечестивых, а не у святых?». Объясн. Апостол Павел не отрицает необходимости суда: Деян.25:10–11 , но только желает, чтобы христиане судились у христиан же. Живя в христианском государстве, где судьи поставляются из христиан благочестивым Государем, мы не можем опасаться того, что нас будут судить неверные, нечестивые, а не братья по вере. Конечно, лучше было бы, если бы между нами не было судебных дел, но если они существовали даже между христианами апостольского времени, то, значит, они составляют такое выражение человеческой немощи, которое свойственно всем временам; потому-то ни Господь, ни апостолы не отрицали государственных судебных учреждений: Ин.19:11 ; 1Пет.2:13–14 . Пс.81:1–3 . «Бог стал в сонме богов; среди богов произнёс суд. Доколе будете вы судить неправедно и оказывать лицеприятие нечестивым? Давайте суд бедному и сироте; угнетённому и нищему оказывайте справедливость». Объясн. Ссылаясь на слова псалма 81 ( Ин.10:34 ), Спаситель обличает фарисеев, которые во всём изыскивали повод к хуле на Него, между прочим и в том, что называет Себя Сыном Божиим, хотя это имя приличествует Ему не только как единосущному с Отцом: Ин.10:29 , но и как избранному и посланному от Бога учителю: Ин.10:36 . В Ветхом завете «богами» назывались богоизбранные судьи, потому что, подобно Господу, изрекали свои постановления: Исх.4:16:7:1 . О тяжбах Мф.5:39–40 . «А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щёку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобой и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Но любой человеческий художник творит из уже существующего материала – писатель имеет дело с языком, художник – с красками, музыкант – со звуками. Бог творит из ничего, материал, из которого создано мироздание, – это в буквальном смысле ничто. Как поют спасенные в книге Откровения, «Достоин Ты, Господи, приять славу и честь, и силу: ибо Ты сотворил всё, и всё по Твоей воле существует и сотворено» ( Отк.4:11 ). Творение мира – совершенно свободный, ничем не вынужденный акт Бога; из чистой щедрости Он желает разделить ту вечную жизнь, любовь и беспредельную радость, которой обладает Он сам, с сотворенными Им существами, ангелами и людьми. Мы призваны к обожению, то есть к тому, чтобы сделаться «причастниками Божеского естества» ( 2Пет.1:4 ) – но это задание, а не что-то, чем мы бы уже обладали. Именно об этом говорит и другой отрывок, который часто цитируют неоиндуисты, – «Иисус отвечал им: не написано ли в законе вашем: «Я сказал: вы – боги»? ( Иоан 10:34 ). Господь здесь цитирует Псалом 81, и нам стоит привести его полностью: «Псалом Асафа. Бог стал в сонме богов; среди богов произнес суд: Доколе будете вы судить неправедно и оказывать лицеприятие нечестивым? Давайте суд бедному и сироте; угнетенному и нищему оказывайте справедливость; Избавляйте бедного и нищего; исторгайте его из руки нечестивых. Не знают, не разумеют, во тьме ходят; все основания земли колеблются. Я сказал: вы – боги, и сыны Всевышнего – все вы; Но вы умрете, как человеки, и падете, как всякий из князей. Восстань, Боже, суди землю, ибо Ты наследуешь все народы» ( Пс.81:1–8 ). В контексте (который был хорошо известен слушателям Иисуса) смысл изречения «вы – боги» становится ясен: люди призваны к уподоблению Богу, в частности, мудрый и справедливый правитель призван подражать Богу и действовать от Его лица. Но, поскольку люди сворачивают на путь греха и противления, они отпадают от своего предназначения и поэтому «умрут, как человеки». Как пишет, толкуя это место, святитель Афанасий Великий , «Человек, как сотворенный из ничего, по природе смертен; но, по причине подобия Сущему, если бы сохранил оное устремлением к Нему ума своего, мог замедлять в себе естественное тление, и пребыл бы нетленным, как говорит Премудрость: «хранение законов утверждение нерастления» ( Прем. 6:18 ). Будучи же нетленным, он жил бы уже как Бог».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Hudiev/...

81:6). О, бесстыдство! О, крайнее безумие! Как во всем они показывают свое безрассудство! Когда мы вели речь о непостижимом, они усиливались присвоить себе то, что принадлежит одному Единородному, т. е. такое точное знание Бога, какое Он имеет о самом Себе; а теперь, когда у нас речь о славе Единородного, они усиливаются низвести Его до своего уничиженного состояния, утверждая, что и мы называемся сынами. Но это название вовсе не делает нас единосущными Богу. Ты только называешься сыном, а Он и есть таков; здесь название, а там дело. Ты называешься сыном, но не называешься « Единородным », как Он, не пребываешь в « лоне » Отчем, ты — не « сияние славы », не « образ ипостаси », не отображение Бога (Евр. 1:3). Итак, если тебя не убеждает сказанное прежде, то пусть убедит это и многое другое больше этого, что свидетельствует о Его высоком происхождении. Так, когда Он хочет показать одинаковость существа Своего с Родителем, то говорит: « видевший Меня видел Отца » (Иоан. 14:9); и об одинаковости Своей силы говорит: « Я и Отец — одно » (Иоан. 10:30); и о равенстве власти: « как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет » (Иоан. 5:21); и о тожестве почитания: « дабы все чтили Сына, как чтут Отца » (Иоан. 5:23); и о власти изменять законы говорит: « Отец Мой доныне делает, и Я делаю » (Иоан. 5:17). Еретики же умалчивают обо всем этом и, принимая имя « Сын » не в собственном смысле, на том основании, что и сами они почтены названием сынов, низводят Сына до одинакового с собой уничиженного состояния, повторяя: « Я сказал: вы — боги, и сыны Всевышнего — все вы » (Пс. 81:6). Если ты говоришь, что Сын Божий, называясь сыном, не имеет никакого преимущества перед тобой, и потому не есть истинный Сын Его, то и из названия « богом », данного тебе, ты, может быть, станешь заключать, что и Отец не имеет никакого преимущества перед тобой; потому что ты назван не только сыном, но и богом. Но, называясь богом, ты не осмеливаешься говорить, что это имя в применении к Отцу есть одно название, а исповедуешь, что Отец есть истинный Бог; так и в отношении к Сыну не дерзай указывать на самого себя и говорить: и я назван сыном, и как я не одного и того же существа с Отцом; ибо все приведенное из Писания показывает, что Он есть истинный Сын и одного и того же существа с Родителем.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Под «гордыми» можно разуметь или вообще языческих князей, пренебрежительно относившихся к евреям, или тех из евреев, которые обращали все свои усилия только на свое материальное обеспечение, не заботясь об общенародных нуждах и своей нравственной чистоте. Для всех них еврей, преданный своему народу и благочестивый, был помехой, которую им хотелось устранить. Пс.118:81 .  Истаевает душа моя о спасении Твоем; уповаю на слово Твое. Пс.118:82 .  Истаевают очи мои о слове Твоем; я говорю: когда Ты утешишь меня? Пс.118:83 .  Я стал, как мех в дыму, но уставов Твоих не забыл. Изображение тяжести переживаемых писателем нестроений жизни. – «Мех в дыму», точнее, мех на морозе, который от того твердеет, ломается и делается от него дым. «Мороз» здесь образ бедствий евреев, изнуривших последних. Пс.118:94 .  Твой я, спаси меня; ибо я взыскал повелений Твоих. «Твой я» – только Тебе одному предан и только от Тебя жду помощи и защиты. Пс.118:96 .  Я видел предел всякого совершенства, но Твоя заповедь безмерно обширна. «Я видел предел всякого совершенства». Все дела и начинания человека, ограничивающие их содержание и ценность пределами земной жизни могут быть совершенны и закончены, «заповедь же Господа безмерно обширна», она не может быть закончена человеком, никто не может сказать, что он достиг совершенства в законе, ибо заповеди последнего такой высоты, что мерилом, пределом их может быть только полное богоуподобление человека, т. е. бесконечное его развитие не на земле только, но и за гробом. Пс.118:98 .  Заповедью Твоею Ты соделал меня мудрее врагов моих, ибо она всегда со мною. Пс.118:99 .  Я стал разумнее всех учителей моих, ибо размышляю об откровениях Твоих. Пс.118:100 .  Я сведущ более старцев, ибо повеления Твои храню. Руководство заповедью Господа делает юношу разумнее учителей, сведущее старцев и мудрее врагов. Здесь указание, что псалом написан после устранения некоторых препятствий, какие встречались евреям во времена Ездры. Оставаясь преданными закону Бога, веруя в его помощь, истинные и благочестивые ревнители о благе народа не прекращали заботы о благоустроении его жизни и эти заботы часто увенчивались успехом, хотя встречали прямое противодействие со стороны врагов самарян и неодобрение со стороны учителей-старцев ( Агг. 1:1–15 ), которые подрывали энергию строителей второго храма и в некоторых нестроениях жизни видели знаки отвержения своего народа Богом, почему предвещали неудачу всем их предприятиям.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

в. На т, Гди, уповахъ, да не постыжс во вкъ: правдою твоею избави м и изми м. 2. На Тебя, Господи, уповаю, да не постыжусь вовек; по правде Твоей избавь меня; 2 . Первое полуст. сходно с Пс.24:1 б (русск.-евр. 2 а ; см. выше стр. 339). Правдою твоею избави м – по Твоей праведности и правосудию, Тебе свойственно, Господи, защищать невинность и правоту и не позволять неправде торжествовать над ними: поэтому избавь меня от несправедливых преследований врагов моих и не допусти им погубить меня (ср. ст. 16). Слова: и изми м, – т. е. тоясе что избавь или освободи меня (ср. слав.-русск. в ст. 3 и Пс.139:1 и 4, 143:7 и 11), – не читаются в евр.-халд. и сирск., в Син. код. и в Вульгате, – и внесены в текст из сходного места Пс.70:2 . г. Приклон ко мн ухо тво, ускор изти м: бди м въ бга защитител и въ домъ прибжища, спти м. 3. приклони ко мне ухо Твое, поспеши избавить меня. Будь мне каменною твердынею, домом прибежища, чтобы спасти меня, 3 . Приклон ко мн ухо тво – см. выше Пс.16 , стр. 227. ускор изти м... Продолжительность и тяжесть бедствий истощает терпение псалмопевца и приближает его к отчаянию (ср. ст. 11 и 23), поэтому он молит Господа поспешить избавлением его, пока он не упал еще духом, и, среди его скитаний в горах, послужить для него как бы твердою скалою, на которой бы он мог безопасно укрыться от преследования, или укрепленным замком (домом прибежища, букв. с евр. домом крепости, ср. Манд. и бл. Иерон., также 2Цар.5:7 ), которым бы враг не в силах был овладеть и т. обр. захватить его. д. к держава мо и прибжище мо ты: и имене твоег ради наставиши м и препитаеши м. 4. ибо Ты каменная гора моя и ограда моя; ради имени Твоего води меня и управляй мною. Изведеши м сти се, юже скрыша м: к ты защититель мой, Гди. 5. Выведи меня из сети, которую тайно поставили мне, ибо Ты крепость моя. 4–5. Молитва его основывается на уверенности, что Господь именно и есть та неприступная скала и неодолимая твердыня, в которой заключено его спасение, что Он Сам, ради Своего имени, т. е. но Своему правосудию (ср. ст. 26), милости и всемогуществу (см. объясн. на Пс.7:18 , стр. 139), будет руководить им и управлять, снабжая всем необходимым ( препитаеши м; – евр. зн. и направлять Исх.15:18 ; Пс.22:2 , – и снабжать, обеспечивать Быт.47:17 ) в его бедственной жизни, и выведет его из расставленной для него сети, т. е. избавит от незаметно подготовленной для него врагами опасности (ср. Пс.9:16 и 81).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Если ты, защитник иудейский, объяснишь мне это, то знаю, что постигаешь и непраздность Девы. Но ты чужд и тех и этих тайн; мы же и это радушно принимаем, и тому веруем. Объясни пророков и посмотри на проповедников пришествия». Да венчается проповедь! То, что Он совершил и претерпел, это они живо изобразили наперед за столько родов. Первый Давид умоляет: « Господи! Приклони небеса Твои и сойди » ( Господи, преклони небеса, и сниди ) (Пс. 143:5). И, по получении просимого, благовествует и говорит: « Наклонил Он небеса и сошел » ( приклони небеса и сниде ) (Пс. 17:10). И что Он имел явиться младенцем, говорит Исаия: « младенец родился нам » ( отроча родися нам ) (Пс. 9:6). Что Его матерь имела бежать с Ним в Египет: « Вот, Господь восседит на облаке легком и грядет в Египет. И потрясутся от лица Его идолы Египетские » ( се Господь седит на облаце легце, и приидет во Египет, и потрясутся рукотворенная Египетская ) (Ис. 19:1). Он справедливо назвал Деву легким облаком, так как она не приняла тяжести человеческого семени. Что Он намерен был креститься в Иордане, говорит Иеремия: « что будешь делать в наводнении Иордана? » ( како сотвориши в шуме Иорданском ) (Иерем. 12:5). И зачем нам (так) исчислять? Соединим целые пророчества в один светоч. О предуготовлении через проповедь Гавриил говорит: « Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною » ( се посылаю ангела моего перед лицом твоим, иже призрит на путь твой перед тобой ) (Мал. 3:1). О встрече Христа и Крестителя Давид говорит: « Милость и истина сретятся » ( милость и истина сретостеся ) (Пс. 84:11); и о приветствии Елизаветы к святой и непорочной Богородице: « правда и мир облобызаются » ( правда и мир облобызастася ) (ст. 11.) И опять об Иоанне и Господе: « истина возникнет из земли, и правда приникнет с небес » ( истина от земли возсия, и правда с небесе приниче ) (ст. 12). Об апостолах: « Я сказал: вы — боги » ( аз рех: бози есте ) (Пс. 81:6). О свидетельстве свыше: « Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя » ( сын мой еси ты, аз днесь родих тя ) (Пс.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Также весь стих приложим к евангельским событиям: « " Жезл силы» – спасительный Крест Христов, которым апостолы и святые проповедники покорили вселенную. «От Сиона» – послан Крест, ибо там Единородный принес Себя в жертву. «Господствуй посреди врагов Твоих» – пророчество: поставить Церкви среди городов, жертвенники – среди врагов, овец – среди зверей, агнцев – между волками» (ПсСвОт). Пс.109:5             Владыка одесную Тебя,                         Он поразит в день гнева Своего царей. «Владыка» адонай – имя Божие. «Одесную Тебя» – «Если Сын по правую руку Отца [»седи одесную Меня»; выше, ст.1], то, как говорится также, что Отец по правую руку Его? «Одесную» здесь не означает какого-либо места, но – единение Сына с Отцом и совершенное равенство» (ПсСвОт). Лица Божественной Троицы – равночестны (между Ними нет субординации). «В день гнева» – в день Суда. У Бога суд и милость – одно ( Пс.62 /61:12,13). Приближение Божье кто-то ощущает как милость и дар, кто-то – как гнев, суд, поражение. «Поразит царей» – все основы земного правления изменятся с Пришествием Мессии 546 . Пс.109:6             Он будет судить народы, наполнит [землю] трупами 547 … «Будет судить» дин – это суд милости и заступничества ( Пс.7:9 ). От суда заступничества (дин) отличается обычный суд шафат. Те, кто на обычном суде судит превратно, будут обычным судом судимы – от Бога. «Бог… среди богов судит (шафат): доколе будете судить (шафат) превратно?» ( Пс.82 /81:1,2). Все народы с Пришествием Мессии будут судимы заступнически, кроме тех, кто судил превратно в Израиле. «Он наполнит трупами» – как это совместно с судом милости и заступничества? Перед распятием Иисус сказал: «дщери Иерусалимские, не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших, ибо вот, приходят дни, в которые скажут: «блаженны неплодные, и утробы неродившие, и сосцы непитавшие!» Тогда начнут говорить горам: «падите на нас!» и холмам: «покройте нас!» Ибо если с зеленеющим (влажным) деревом это творят, то с сухим что будет?» ( Лк.23:29–31 ). Сказанное относится и к разрушению Иерусалима, и к Страшному Суду.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

Псалом 135 Все должны исповедовать благость и милость Божию – из века в век. Аллилуиа. То есть: «хвалите Бога». 1–9. Исповедайтеся Господеви, яко Благ: яко в век милость Его. Исповедайтеся Богу богов: яко в век милость Его. Исповедайтеся Господеви господей: яко в век милость Его. Сотворшему чудеса велия Единому: яко в век милость Его. Сотворшему небеса разумом: яко в век милость Его. Утвердившему землю на водах: яко в век милость Его. Сотворшему светила велия Единому: яко в век милость Его. Солнце во область дне: яко в век милость Его: луну и звезды во область нощи: яко в век милость Его. Исповдайтеся Господеви, или – прославляйте пред Господом дела Его, ибо Он Благ, ибо во век милость Его. – Прославляйте Бога богов, т. е. истинного Бога, который явил Себя некогда Богом – повелителем над всеми богами Египта и многих других стран, ибо те боги суть светила небесные – солнце, луна, или бездушные стихии: огонь, вода и пр., созданные истинным Богом и воле Его, как Творца, совершенно покорные (ст. 4 и сл.; ср. Пс.81:1 ; Пс.134:15–17 ). – Он Господь господствующих, ибо «низверг фараона и войско его в Чермное море, поразил царей великих и убил царей сильных» (ст. 13, 17–18 и сл.). – Он один сотворил чудеса великие, – тогда как боги Египетские все вместе не могли сделать ничего подобного: Он «разделил Чермное море и провел Израиля посреди его» и проч. (ст. 13–14). – Он сотворил небеса разумом или своею божественною Премудростью, – где все стройно и целесообразно, но особенно поражает взор человека течение светил небесных и назначение их (ст. 7–9, ср. Иов.28:20–27 ; Притч.8:12,22–30 ; Ин.1:1–3 ). – Он утвердил землю на водах, – так, что она отовсюду окружена водами морей и облаков (ср. Пс.23:2 ) – Он один сотворил светила великие, именно: солнце – во область дне, или для управления днем, а луну и звезды – для управления ночью, 10–15. Поразившему Египта с первенцы его: яко в век милость Его: и изведшему Израиля от среды их: яко в век милость Его: рукою крепкою и мышцею высокою: яко в век милость Его. Раздельшему Чермное море в разделения: яко в век милость Его: и проведшему Израиля посреди его: яко в век милость Его: и истрясшему фараона и силу его в море Чермное: яко в век милость Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Беседа 18 на псалом 49 66 Пс.49:1–2Псалом Асафа. Бог богов, Господь изрек, и призвал землю от востока солнца и до запада. Кто разумеется под именем богов в этом Псалме и других местах Св. Писания? – Общий предмет Псалма – изображение Бога, судящегося с иудейским народом. – Слава Сиона, как места откровения божественной благости, человеколюбия и ми­лостей. – В отличие от первого, не явного для всех, пришествия Сына Божия на землю, Псалмопевец изо­бражает второе, явное Его сошествие для суда пред лицем неба и земли. – Для чего названы преподобными подлежащее суду? – Божественная правда в осуждении не уверовавших во Христа иудеев; за что они распяли Христа? – Какие события указывали им на Его боже­ственность? – Господь обвиняет иудеев не за малочис­ленность жертвоприношений (они установлены по сни­схождению только к немощи иудеев), и не потому, что Владыка всего существующего имеет в них нужду. – Какая жертва действительно угодна Богу. – «И (тогда) призови Меня в день скорби твоей.» ( Пс.49:15 ) Грешник не должен учить других божественным законам. – Но так как все во грехах, а грешнику Бог запре­щает «проведывать уставы» Его, то кто же будет воз­вещать их? – Тяжкие грехи, указываемые Псалмопевцем, несовместимые с званием учителя божествен­ного закона, и нравственные наставления (не допускать до падения склоняющегося на грех, не злословить и не порицать не сделавшего ничего худого, не наносить себе вреда местью ближнему). – Обличение и предосте­режение Псалмопевца грешникам; средство смягчить гнев Божий и получить спасение. 1. И в другом месте тот же пророк говорит: «Бог стал в сонме богов»; и еще: «Я сказал: вы – боги» ( Пс.81:1, 6 ). Также Павел: «есть много богов и господ много» ( 1Кор. 8:5 ), и Моисей: «судей не злословь и начальника» ( Исх.22:28 ), и в другом месте: «тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих» ( Быт.6:2 ), и еще он же: «кто будет злословить Бога своего, тот понесет грех свой...; хулитель имени Господня должен умереть, камнями побьет его все общество» ( Лев.24:15, 16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010