175 “Тайноядение” (lathrofagia) — вкушение пищи монахом втайне от остальной братии. 176 Букв. “кто живут по своим собственным правилам” (греч. idiorrythmoi). 177 Ср. Гал. 6:3. 178 Ср. Пс. 50:12; Мф. 5:8. 179 Ср. Мф. 7:8. 180 Букв. “в умерщвленной жизни”. 181 Букв. “совершенно не родились от Бога, чтобы жить”. 182 Ср. 1 Кор. 15:47. 183 Ср. 1 Кор. 15:48. 184 Ср. Ин. 3:3. 185 Ср. Пс. 81:6. 186 Ср. Рим. 5:15—18. 187 Ср. Иак. 2:18. 188 Ср. Ин. 6:33. 189 Ср. Ин. 6:50. 190 Преп. Симеон ссылается на свои другие сочинения, где он говорил о том же. Например, в одном из гимнов он пишет: “Взяв (от нас) плоть, Он дал нам Божественного Духа” (Гимн 15, 122). 191 Т.е. делает новыми (греч. kainourgeo). 192 Ср. Ин. 10:10. 193 Преп. Симеон использует классические богословские термины homofyes (единоприродный), homoousios (единосущный), homodoxos (единославный), употреблявшиеся Св. Отцами для вырпажения единства между Отцом и Сыном. 194 По учению восточных Отцов Церкви, человек благодаря обожению становится “по благодати” тем, чем Бог является “по природе”. 195 В оригинале 25 строк гимна написаны двенадцатисложным ямбическим триматром, а остальные строки (26—127) — пятнадцатисложным политическим стихом. 196 Наименования Бога, приводимые здесь преп. Симеоном, основаны на Священном Писании: свет (ср. Ин. 8и др.), мир (Мих. 5:5), радость (Пс. 15:11; 1 Пар. 16:27), жизнь (Ин. 11:25), пища и питие (Ин. 6:55), одеяние (Пс. 103:2), покров (Пс. 31:7), чертог (Пс. 26:5), восток (Лк. 1:78), воскресение (Ин. 11:25), покой (Евр. 4:1—10), огонь (Исх. 24:17), вода (Иер. 2:13), река (Апок. 22:1), источник жизни (Иерем. 2:13; Пс. 35:10), поток (Пс. 35:9; 41:2), хлеб и вино (Мф. 26:26—28), пир (Мф. 22:2—10), сладость (Пс. 35:9), солнце (Пс. 83:12), звезда (Апок. 22:16), светильник (2 Цар. 22:29; Апок. 21:23). Подобное же перечисление встречаем у Дионисия Ареопагита (О Божественных именах 1.6). 197 Букв. “Это Единое есть Многое: оно разрушает и строит”. 198 Ср. Пс. 32:6. 199 Преп. Симеон как бы говорит от лица своих оппонентов, утверждавших, что Бога видеть невозможно.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3922...

8) Посему, книга Псалмов предвозвещает и Господне восхождение с плотию на небо, и говорит в псалме 23: «возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечная: и внидет Царь славы» ( Пс.23:9 ), и в псалме 46: «взыде Бог в воскликновении, Господь во гласе трубне» ( Пс.46:6 ). Возвещает и о седении одесную, говоря в псалме 109: «рече Господь Господеви Моему: седи одесную Мене, дóндеже положу враги Твоя подножие ног Твоих» ( Пс.109:1 ). В псалме же 9 присовокупляет и о погибели диавола, и восклицает: «сел еси на престоле, судяй правду. Запретил еси языком, и погибе нечестивый» ( Пс.9:5–6 ). Книга Псалмов не утаила и того, что Господь приял от Отца весь суд, но предвозвещает в псалме 71, что Он грядет быть Судиею всех: «Боже, суд Твой Цареви даждь, и правду Твою Сыну Цареву: судити людем Твоим в правде, и нищим Твоим в суде» ( Пс.71:1–2 ); в псалме же 49 говорит: «призовет небо свыше, и землю, разсудити люди Своя. И возвестят небеса правду Его, яко Бог Судия есть» ( Пс.49:4, 6 ); и в псалме 81: «Бог ста в сонме богов, посреде же боги разсудит» ( Пс.81:1 ). Во многих местах этой книги можно приобрести сведение и о призвании язычников, особенно же в псалме 46: «вси языцы восплещите руками, воскликните Богу гласом радования» ( Пс.46:1 ); и в псалме 71: «пред Ним припадут Ефиопляне, и враги Его персть полижут. Царие Фарсийстии и острови дары принесут, царие Аравстии и Сава дары приведут. И поклонятся Ему вси царие земстии, вси языцы поработают Ему» ( Пс.71:9–11 ). Но о сем как воспевается в Псалмах, так предвозвещается и в каждой из других книг. 9) Еще говорил старец: не безизвестно мне, что и в каждой книге Писания, преимущественно о Спасителе, предвозвещается то же, что во всех Писаниях. Это есть общий предмет, одно и то же согласие Духа. Но как свойственное другим книгам можно находить в книге Псалмов, так и свойственное этой последней нередко находится в других книгах. И Моисей пишет песнь, и Исаия песнословит, и Аввакум молится песненно. Также в каждой книге можно видеть и пророчества, и законоположения, и повествования; потому что во всех один и тот же Дух; и по уделению Духа, какое было каждому, каждый служит данной ему благодати, и исполняет дело свое, будет ли то пророчество, или законоположение, или историческая запись, или благодать псалмопения.

http://azbyka.ru/otechnik/Isihij_Ierusal...

В процитированном параграфе толкования на Пс.115 изложена суть того, как Августин понимал этот стих. В самом толковании на Пс.115 он не прибегает к смысловым контрастам между библейскими стихами, а сопоставляет Пс.115:2 с Пс.81:6–7 как близкие по смыслу. Однако в других случаях, когда приходилось объяснять значение стиха Пс.115:2 , Августин почти всегда сталкивает его с другим, противоречащим ему по видимости стихом Писания или даже с несколькими такими стихами. Самый полный набор цитат, которым противопоставляется и с которыми сопоставлялся Пс.115:2 , можно найти, как кажется, в проповеди 28А. Еще один яркий пример – проповедь 81. Здесь цитаты из Писания, запрещающие ложь, подобраны как ряд контраргументов, обращенных к воображаемому соблазнителю, который решился бы привлечь высказывание «всякий человек лжец» в качестве оправдания своей лживости: Итак, если кто говорит тебе: «Можешь лгать, потому что написано: Всякий человек лжец», – отвечай ему: «Я не лгу, потому что написано: Уста лживые убивают душу ( Прем.1:10 ). Не лгу, потому что написано: Ты погубишь всех, делающих беззаконие ( Пс.5:7 ). Не лгу, потому что сказано: «Не лжесвидетельствуй» ( Втор.5:20 ) 4 . Но и в других случаях путь, по которому предпочитает идти Августин при толковании этого стиха, – это путь противопоставления ему мест, явно с ним не согласных. Приведем в качестве примера проповедь 166 (после 409 г.), которую мы проанализировали в другом исследовании. Здесь стих Пс.115:2 сталкивается со стихом Послания к Ефесянам Еф.4:25 («Отложив ложь, говорите правду») 5 . Как и в других местах, где цитируется Пс.115:2 , в проповеди 166 это восклицание Псалмопевца, в понимании Августина, отражает то состояние, в котором находится падший человек, еще не обновленный благодатью. Как и во всех подобных случаях, здесь показывается, что у человека лишь один способ избавиться от лжи, присущей его падшему состоянию, – перестать быть падшим человеком и в этом смысле вообще человеком в привычном для падшего смысле слова и приобщиться к обновленной Христом природе.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Первое благословение перед еврейской Шемой, Йоцер 80 является прославлением Создателя в космическом ритме свет-тъма, с библейской ссылкой также на благо и пользу человека. Формуляр не единообразен, и находят столько же текстов, сколько и редакций 81 . В Амиде благословение 15–16 (5-ое в кратком Амиде) 82 является прошением принять молитву, сопровождаемым прошением принять службу. О последнем благословении Амиды мы будем говорить, когда речь пойдет о нашей молитве Еще один раз еврейская традиция налицо, хотя и не настолько заметная, чтобы позволить нам сделать окончательные выводы. 8-ая молитва Вечерни Эта молитва в большинстве рукописей, о которых мы будем говорить, называется «молитвой восьмого антифона»; она связана с Пс. 140 , и действительно повторяет большое количество его стихов 83 : Славянский Служебник: молитва входа: 1. Вечер, и заутра, и полудне= Пс. 54,18 2 . хвалим, благословим, благодарим и молимся Тебе, Владыка всех: 3 . исправи молитв у нашу яко кадило пред Тобою=ср. Пс. 140 ,2а, 4 . и не уклони сердец наших в словеса, или в помышления лукавствия= Пс. 140,4 , 5 . но избави нас от всех ловящих душы нашя=ср. Пс. 140,9 ; Пс. 123 ,7б, 6 . яко к Тебе, Господи, Господи, очи наши=11с. 140,8а 7 . и на Тя уповахом= Пс. 140 ,8б: 8 . да не посрамииш нас, Боже наш= Пс. 21 ,6б; Пс. 30,2 . В. как и Имея тот же возглас, что и и эта молитва могла некогда читаться с великой ектенией. Это возможно, как начало светильничной части Вечерни, после длительной псалмодии монастырского молитвенного собрания. Некоторые редкие рукописи дают как начальную молитву, но это нельзя считать древней практикой. Начало этой молитвы, оправдывая существование вечерней службы, псалом 54,18, который «предписывает» три времени молитвы, может также подсказывать начало службы. Эта молитва, которая со временем начала читаться тайно в момент входа (с Пс. 140,8 , согласно Константинопольскому Типикону, и с Пс. 116 , согласно Типикону св. Саввы), практически не отсутствует ни в одной рукописи Вечерни.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Как мало вероятна эта или подобные ей теории происхождения Псалтири, достаточно можно видеть из предложенных далее общих замечаний, а еще более из очевидной произвольности всей этой теории, и потому мы считаем излишним останавливаться на ее разборе. 1766 Так, напр. в группе Асафовых псалмов 72–82 сопоставляются между собою псалмы 72, 77, 80 и 81 из Давидовы времени, 73 и 78 из времени разрушения Иерусалима Халдеями, 74 и 75 из времени Езекии, 76 и 79 из времени пред наступлением плена, и 82 из времени Иосафата. Вероятные признаки сродства этих, равно как и других псалмов, на основании исследований разных ученых указаны в сочинении Делича: Symbolae ad Pss illustrandos isagogicae p 57 sq. 1780 См. изд. Св. Синод. Руков. к чт. Св. Пис. В. и Н. Зав. – митр. Амвросия (по 4 изд. стр. 101) и Начерт. Церк. Библ. Ист. Филарета (по 2 изд. стр. 374). Может быть в виду несомненной уверенности нашей Церкви в достоверности этого предания, Прот. Павский (в Обозр. Пс. стр. 15) и не считал нужным останавливаться на вопросе о времени заключения Псалтири, ограничившись только двумя словами: «во время Ездры она довершилась». (См. выше в введ. к исслед.). 1781 Иос. Флав. с Apion lib пар. 7–8. См это свидетельство выше в заключении истории псалмопения, стр. 85–86, прим. 2. 1783 В Преосв. Филарет Митр. Моск., игнорируя заключительные славословия частей Псалтири и считая признаками пятичастного разделения ее только лишь заключительные восклицания: аминь и аллилуия, находит такое разделение Псалтири произвольным и полагает, что оно тем же признакам правильнее было бы разделить ее на семь частей: 1) Пс. 1–40 с заключ. восклицанием: аминь и аминь; 2) Пс. 41–71 – аминь и аминь; 3) Пс. 72–88 – аминь и аминь; 4) Пс. 89–105 – аминь, аллилуиа; 5) Пс. 106–116 – аллилуиа; 6) Пс. 117–134 – аллилуиа и 7) Пс. 135–150 – аллилуиа. Между сими пределами разделения – замечает он далее, – видно точное и тонкое соответствие. Аминь заключает три первые книги; аллилуиа оканчивает три книги последние; средняя книга, как связь двух троичностей, соединяет оба признака разделения: аминь, аллилуиа (Руков. к позн. Кн. Пс. в Чт. Общ. люб. Дух. просв. 1872, 1. Стр. 9. Тоже в Введ. в Св. Кн. В. Зав., В. Преосв. Арсения, стр. 92–93). – Не трудно однако заметить, что предлагаемое седмичастное деление Псалтири, при кажущейся с первого взгляда его правильности, не более как схоластическая тонкость, не имеющая основания в самой Псалтири и даже не отличающаяся логическою последовательностью: так как, если из одного окончания псалмов словом: аллилуиа заключать об указании им особой части Псалтири, то логически следовало бы признать подобные же указания отдельных частей и в псалмах: 112, 113, 115, 145, 147, 148 и 149, которые все, точно также как и 116, 134 и 150 оканчиваются словом аллилуиа, и вообще никак не менее последних псалмов годятся быть заключительными псалмами отдельных частей Псалтири.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Vishny...

Аще же вол убодет мужа или жену, и умрет, камением да побиется вол той, и да не снедят мяса его, господин же вола неповинен будет ( Исх.21:28 ).   Бессловесными научает одаренных разумом, какое зло есть убийство. Вопрос 50. Почему укравшему тельца повелевается уплатить впятеро, а укравшему овцу – вчетверо (Исх.22:1)? Аще же кто украдет телца или овцу, и заколет или продаст, пять телцев да воздаст за телца и четыри овцы за овцу. ( Исх.22:1 ).   Потому что большие проступки заслуживают и больших взысканий. Так научил и Господь. Ибо говорит: «емуже дано будет много, много взыщется от него» ( Лк.12:48 ). Вопрос 51. Как должно разуметь сказанное: «богов да не злословиши» (Исх.22:28)? Богов да не злословиши и князю людий твоих да не речеши зла. ( Исх.22:28 ).   Богами называет судей, так как им предоставлено судить, подобно Богу всяческих. Яснее научил сему пророк Давид. Ибо, сказав «Бог ста в сонме богов, посреде же боги рассудит» ( Пс.81:1 ), присовокупил: «доколе судите неправду, и лица грешников приемлете? Судите сиру и убогу, смирена и нища оправдайте; измите нища и убога, из руки грешничи избавите его» ( Пс.81:2–4 ); потом продолжает обвинять: «не познаша, ниже уразумеша, во тьме ходят» ( Пс.81:5 ). Но показывает также и собственную Божию щедрость. Ибо сказано: «Аз рех: бози есте, и сынове Вышняго вси; вы же яко человецы умираете, и яко един от князей падаете» ( Пс.81:6–7 ). Так и здесь сказано: «богов да не злословиши и князю людий да не речеши зла». Вопрос 52. Почему запрещает есть мясо животного, пойманного зверем (Исх.22:31)? Люди святи будете Ми, и мяса звероядиннаго да не снесте, псом повержете е. ( Исх.22:31 ).   Научает израильтян жизни более разумной и советует не иметь ничего зверского, потому что звери не закапают того, что едят. Посему немного ниже повелевает иметь попечение и о врагах; и если заблудится вол человека, расположенного неприязненно, не проходить мимо него, но возвратить в дом неприятелю, и падшего осла его поднимать ( Исх.23:4–5 ); таковыми же благодеяниями домогаться примирения. А сим научает, что один Законодатель Ветхого и Нового Завета, что Давший закон Моисеев даровал и закон евангельский. Вопрос 53. Что значит сказанное: «да не явишися пред Господом Богом тощ " (Исх.23:15)?

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Вопрос 50. Почему укравшему тельца повелевается уплатить впятеро, а укравшему овцу — вчетверо (Исх. 22:1 )?    Потому что большие проступки заслуживают и больших взысканий. Так научил и Господь. Ибо говорит: емуже дано будет много, много взыщется от него (Лк. 12:48). Вопрос 51. Как должно разуметь сказанное: богов да не злословиши (Исх. 22:28 )?    Богами называет судей, так как им предоставлено судить, подобно Богу всяческих. Яснее научил сему пророк Давид. Ибо, сказав Бог ста в сонме богов, посреде же боги рассудит (Пс. 81:1), присовокупил: доколе судите неправду, и лица грешников приемлете? Судите сиру и у богу, смирена и нища оправдайте; измите нища и убога, из руки грешничи избавите его (Пс. 81:2—4); потом продолжает обвинять: не познаша, ниже уразумеша, во тьме ходят (Пс. 81:5). Но показывает также и собственную Божию щедрость. Ибо сказано: Аз рех: бози есте, и сынове Вышняго вси; вы же яко человецы умираете, и яко един от князей падаете (Пс. 81:6—7). Так и здесь сказано: богов да не злословиши и князю людий да не речеши зла. Вопрос 52. Почему запрещает есть мясо животного, пойманного зверем (Исх. 22:31 )?    Научает израильтян жизни более разумной и советует не иметь ничего зверского, потому что звери не закапают того, что едят. Посему немного ниже повелевает иметь попечение и о врагах; и если заблудится вол человека, расположенного неприязненно, не проходить мимо него, но возвратить в дом неприятелю, и падшего осла его поднимать (Исх. 23:4—5); таковыми же благодеяниями домогаться примирения. А сим научает, что один Законодатель Ветхого и Нового Завета, что Давший закон Моисеев даровал и закон евангельский. Вопрос 53. Что значит сказанное: да не явишися пред Господом Богом тощ (Исх. 23:15 )?    Когда идешь поклониться Владыке Богу, приноси дар по возможности. А нас учит слово сие, если имеем у себя достояние, молиться Богу, служа при этом нищим, если же избираем жизнь нестяжательную, иметь душу не скудную благами, но обогащенную добродетелью. Вопрос 54. Какие это праздники — праздник жатвы первородных и праздник скончания при исходе лета (Исх.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

80 Я снял с рамен его тяжести. Бог напоминает израильтянам о гнете египетского рабства и об избавлении от него. 80 из среды грома. Возможно, подразумевается богоявление на горе Синай ( Исх. 19,16–25 ). при водах Меривы. См. Исх. 17,1–7 ; Чис. 20,1–13 . 80 не поклоняйся богу чужеземному. Бог напоминает Израилю о первой и главной заповеди поклоняться только Господу ( Исх. 20,3 ). Израиль эту заповедь часто нарушал. 80 Я Господь, Бог твой. Этими же словами предваряются Десять Заповедей ( Исх. 20,2 ) основа отношений между Израилем и Богом, опирающихся на милосердную любовь, идущую впереди закона. 80 Израиль не покорялся Мне. Корни прискорбнейших моментов истории Израиля в том, что, забывая истинного Бога, он обращался к богам ложным. 80 О, если бы народ Мой слушал Меня. Хотя израильтяне отвергали Бога, Господь не желал расторгать Свой завет с избранным народом. Глава 81 Пс. 81 Толкование этого псалма встречается с рядом затруднений, особенно это касается упоминаний о «богах» в ст. 1 и 6. Вероятнее всего, под «богами» подразумеваются судьи, называемые так в книге Исход (21,6; 22,8.9). На человеческую, земную природу «богов» указывают ст. 6,7. Псалом этот трудно однозначно отнести к какому-либо определенному жанру, большая часть его слова Бога. Однако оканчивается псалом мольбой к Господу «восстать», что сближает его с плачами. 81 в сонме богов. См. вводные замечания к данному псалму, а также Пс. 137,1 . 81 Давайте суд бедному и сироте. Т.е. защищайте бедных и сирот (см. ст. 4). 81 Боже, суди землю. Поскольку земные судьи оказались неспособны утвердить правду Божию, Бог Сам должен сделать это. Глава 82 Пс. 82 Автор псалма говорит от лица всего богоизбранного народа. Он молит Господа защитить Его народ от врагов, грозящих разорить страну, призывает Его восстать и выступить против захватчиков. Хотя в псалме упоминаются некоторые конкретные враги Израиля (ст. 7–9), установить дату его создания невозможно (см. ком. к ст. 6). 82 Не премолчи... и не оставайся в покое. Основополагающий момент завета обещание Бога не оставлять Свой народ. С точки зрения автора, Бог покинул Свой народ перед лицом врага, поэтому псалмопевец начинает свою мольбу с просьбы к Господу явить Свое присутствие.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

1120 См.: Лк. 6:20. 1121 Ср.: Быт. 1:22. 1122 См.: Пс. 45 44:2. 1123 Ср.: Ис. 12:3. 1124 См.: Пс. 82 81:3—4. 1125 См.: Пс. 72 71:4. 1126 См.: Пс. 72 71:11. 1127 См.: Пс. 9:18—19. 1128 См.: Ис. 3:14—15. 1129 Вставка, по мнению Кройманна. 1130 См.: Лк. 6:21. 1131 См.: Ис. 5:26. 1132 См.: Ис. 49:10. 1133 См.: Ис. 65:13. 1134 См.: Лк. 6:21. 1135 См.: Ис. 65:14. 1136 Конъектура Кройманна. В рукописи: «Разгляди». 1137 См.: Пс. 126 125:5. 1138 См.: Ис. 61:1. 1139 См.: Мф. 5:3; Лк. 6:20. 1140 См.: Ис. 61:1. 1141 См.: Лк. 6:21. 1142 См.: Ис. 61:2. 1143 См.: Лк. 6:21. 1144 См.: Ис. 61:3. 1145 Игра слов: Наес si statim admissus Christus administravit. 1146 См.: Лк. 6:22. 1147 См.: Ис. 51:7. 1148 Конъектура Кройманна. В рукописи: «Так как Ему была предсказана гибель». 1149 См.: Ис. 52:5; Рим. 2:24. 1150 Источник цитаты неизвестен. 1151 О ненависти язычников к христианскому имени см. третью главу «Апологетика» Тертуллиана. 1152 Конъектура Кройманна. В рукописи: «и». 1153 См.: Лк. 6:23. 1154 Употреблен глагол suggillare. Выше действия Христа по отношению к преследователям пророков обозначались словами suggillans («укоряя») и suggillatio («укор», переведено: «укорять») (Tert. Adv. Marc., IV, 15, 1). 1155 См.: Лк. 6:24. 1156 Конъектура Кройманна. В рукописи: «громаду возведения обеих систем воспитания». 1157 См.: Втор. 30:19. 1158 Конъектура Кройманна. В рукописи: «его же». 1159 Конъектура Кройманна. В рукописи: «дабы мне также и в этом суждении показать Христа принадлежащим Творцу, обогащающему » 1160 Ср.: 3 Цар. 3:9—10. 1161 Ср.: 3 Цар. 3:13. 1162 См.: Лк. 6:24. 1163 Слова «Ибо, — говорит, — вы получили свое утешение, — конечно, от богатств, от их славы и доходов мира сего» Кройманн помещает сюда. В рукописи они находятся ниже, после слов «приписывает богатым пороки, сопутствующие богатствам». 1164 Другой возможный перевод: «Но пороки, сопутствующие богатствам, обращают в Евангелии на богатых то «Горе! " " . 1165 Конъектура Кройманна. В рукописи: «конечно». 1166 См.: Втор. 8:12—14.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3996...

Все они отличаются поучительным пророчественно-увещательным тоном – не только там, где псалмопевец прямо поучает или обличает своих современников (как в Пс.49, 72, 77:81 ), но и там, где он славит и благодарит Бога за явленные Им милости и благодеяния своему народу (как в Пс.74, 75:80 ), или умоляет о помощи и избавлении от постигших его несчастий (как в Пс.73, 76, 78, 79:82 ). Впрочем, только 5 псалмов: 49, 72, 77, 80 и 84, судя по их содержанию, могут быть приписаны пророку Асафу, современнику Давидову, остальные же должны быть отнесены к различным позднейшим временам, частью Иосафата ( Пс.82 ) и Езекии ( Пс.74 и 75), частию к последним временам существования царства иудейского от Манассии до Седекии ( Пс.76 и 79) и времени халдейского нашествия и разрушения Иерусалима ( Пс.73 и 78). Неизвестные по имени певцы из межени Асафа старались подражать ему в своих песнях и скрыли сбои имена под его именем, подобно как певцы из племени Кореева скрывали свои имена под общим фамильным названием сынов Кореевых. 5) Ефам, иначе называемый Идифумом (ср. 1Пар.6:31–32 и 44; 15:17, 19; 25:1–6 и 2Пар. 25:15 ), левит из племени Мерари, по устроении богослужения при Давиде и после него при Соломоне, подобно Асафу и Еману, состоял в звании одного из трёх главных начальников священного хора, управляя свящ. музыкою и пением при Моисеевой скинии в Гаваоне ( 1Пар.16:39, 41 и 42), с 6-ю чредами певцов и музыкантов, состоявших под управлением 6 сыновей его ( 1Пар.25:3 ). История отличает его именем царского прозорливца и мудреца, соперничествовавшего в мудрости с премудрым царём израильским, и точно также как Емана, вероятно по месту жительства, прозывает «Езрахитом» ( 3Цар.4:31 ). – В Псалтири Ефаму приписывается один псалом 88-й, который, судя по содержанию, надобно полагать, написан был им уже в глубокой старости в последние смутные годы царствования Соломона, или в первые годы царствования Ровоама. 6) Сыну и преемнику Давида, премудрому Соломону, по свидетельству надписаний, принадлежат два псалма 71 и 126, из коих первый, по всей вероятности, составляет вдохновенно-поэтическое изложение его молитвы к Богу в Гаваоне о даровании ему премудрости, а последний представляет поучительное выражение благодарности его к Богу за успешное окончание построения храма и вообще за благополучие своего царствования.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010