– Не будь, Ермил, дерзок языком, почитай царя, принеси жертву богам и избавь себя от мучения. Святой же, казалось, не только не чувствовал никакой боли во время сильнейших побоев, но еще смеялся над бессилием мучителя. Потом, возвысив голос, он громко сказал царю; – Множество ран примешь ты сам и страшную руку Божью познаешь на себе за то, что, оставив своего Создателя, обращаешься к глухим и немым богам, в особенности же – за то, что и других, как бы завидуя их спасению, хочешь насильственно привести к такой же погибели. После этого царь повелел отвести святого Ермила на три дня в темницу, рассчитывая, что он одумается и раскается в своей смелости. Мученик же по дороге воспевал: – «Господь за меня – не устрашусь: что сделает мне человек» ( Пс.117:6 ). «На Бога уповаю, не боюсь; что сделает мне плоть» ( Пс.55:5 ). При входе же в темницу он воспел: – «Пастырь Израиля! Внемли; водящий, как овец, Иосифа, восседающий на Херувимах, яви Себя, и приди спасти нас» ( Пс.79:2–3 ). И Господь не забыл раба Своего, но послал для утешения и укрепления его Ангела, который, явившись, сказал ему: – Ермил! Будь мужествен, говори, не умолкай и не бойся, ибо скоро ты одержишь победу над замыслами мучителя и получишь за страдание пресвятый венец свыше. Так Бог, вооружив Своего воина на подвиг, опоясал его силою, укрепил руки его на борьбу и дал мышцам его как бы медный лук и щит спасения. По прошествии трех дней царь снова потребовал Ермила на суд и сказал ему: – Раскаялся ли ты и согласен ли принести жертвы богам, чтобы освободиться от предстоящих тебе мук? Или ты все еще одержим безумием и сам готовишь себе погибель? Воин Христов во славу укрепившего его Господа, мужественно отвечал на это: – Царь! Я уже сказал тебе раз, и тебе следовало бы удовольствоваться моими первыми словами и более не спрашивать меня. У меня есть Бог Небесный; Им Одним я живу, ему готов принести себя самого в жертву, и от Него ожидаю получить великую помощь себе. – Посмотрю я, поможет ли тебе Живущий на небе, – сказал царь, и тотчас приказал шести сильным и жестоким воинам растянуть его на земле и нещадно бить.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Пасха. Воскресение Христово. Осталось 4 дня 6.4 Ребенок не знает, в чем смысл жизни, но умеет жить более мудро, чем взрослые. 76. «…Превращающего скалу в озеро воды и камень в источник вод.» (Пс. 113:8). Буря и обвал Бывает, что сильная буря вырывает из земли огромные деревья. Бывает, что крупный обвал в горах превращает бурную реку в большое тихое озеро. 77. «Сердце развращенное будет удалено от меня…» (Пс. 100:4). Мысли и собака Не держи в доме собаку, которая всех кусает. Не держи в сердце мысли, которые всех осуждают. 78. «…Но проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей, которой никто из властей века сего не познал…» (1Кор. 2:7). Среднеазиатский виноград в Забайкалье В далекую деревню в Забайкалье приехали к старикам родственники из Ташкента. Они привезли в подарок крупный среднеазиатский виноград. «Что это такое?» – удивились старики. «Как, что? Обычный виноград», – объяснили гости. Старики взяли осторожно по виноградине и попытались очистить ягоды от кожуры. «Не нужно так делать, – улыбнулись приезжие. – Виноград не чистят, его так едят». Старики недоверчиво съели по ягодке и воскликнули: «Это не виноград, а какое-то чудо!» – «Не чудо, а самый обыкновенный виноград», – засмеялись гости. «Это для вас он обыкновенный, а для нас это настоящее чудо», – воскликнули хозяева. 79. «…Коварного кровожадного и коварного гнушается Господь.» (Пс 5:7). Угарный газ и мысли в серде В старину случалось, что в деревенских избах зимой натопленную печь закрывали слишком рано. Тогда в комнате, мало-помалу, незаметно, начинал скапливаться угарный газ. Иной раз так угорали целые семьи. Точно так же, если сердце незаметно накапливает коварные дурные мысли и не исповедует их, оно умирает духовно, и помочь тогда человеку очень трудно. 80. «Отец Мой, Который дал Мне их, больше всех; и никто не может похитить их из руки Отца Моего.» (Ин. 10:29). Крестьянин и убежавший конь Купил крестьянин молодого, плохо обученного коня. Привязал его веревкой к колышку на лужайке и оставил пастись. Приходит вечером, а конь отвязался. Хозяин за конем, а конь – от хозяина, да все по кустам, да по оврагам. Бегал крестьянин за ним, бегал, устал страшно. Потом подумал: «Чего это я за ним бегаю? Пусть лучше он за мной побегает».

http://isihazm.ru/1/?id=134

6) Называется Церковь Христова виноградом, как поет пророк: Виноград из Египта Ты перенес, изгнал народы и посадил его (Пс. 79:9 см. еще: Иер. 2:21; 12:10; Мф. 20:1-16; Мк. 12:1-12; Лк. 20:9-18). Лоза в винограде этом – Христос, Сын Божий, Виноградарь – Бог и Отец Господа Иисуса Христа, как Сам Христос говорит: «Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой – Виноградарь» (Ин. 15:1). К истинной лозе этой прилепившиеся ветви – верные Его, которые верою и любовью к этой лозе присоединены, соком благодати ее оживляются, напоеваются и приносят плод. 7) Именуется Церковь Христова горой Господней, Сионом святым и верным, в котором Христос, Сын Давидов по плоти, с Отцом и Святым Духом жилище Свое имеет. Об этой Господней горе говорит пророк: Будет в последние дни явлена гора Господня, и дом Божий наверху гор, и возвысится выше холмов, и придут к ней все народы. И пойдут многие народы и скажут: «Придите, и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева» (Ис. 2:2-3 см. еще: Пс. 14:1; 2:6; 23:3; 47:2; 67:16; 73:2 и прочее). 8) Уподобляется Церковь Христова кораблю, который по морю мира сего плавает и стремится к тихому пристанищу вечного покоя. Ибо как корабль на море волнами, так Церковь Христова в мире сем бедами искушений непрестанно обуревается, но не погружается. Кормчий этого спасительного корабля – Сам Христос, Сын Божий, ветрам и морю повелевающий (Мф. 8:26-27). Этот великий и безопасный корабль прообразован Ноевым ковчегом, по общему учению Святых Отцов и учителей. Как святой Ной со всем своим домом в ковчеге спасся от всемирного потопа, а все, вне ковчега бывшие, погибли, так и ныне от потопа греховного гнева Божиего и вечного осуждения спасаются только те, которые в Церкви святой находятся, и истинными сынами ее пребывают. Прочие же все, вне пребывающие, погибают и потопляются в потопе адской бездны. В Святом Писании есть и иные имена и уподобления святой Церкви, но это оставляю читающим со вниманием Святое Писание. А приведенных примеров достаточно для наставления и душевной пользы простых людей.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Перевод с латыни Н. Холмогоровй под редакцией М. Касьян 1 Святитель Патрик, или Патрикий (V в.), просветитель Ирландии; о нем см. ниже статью о крещении Ирландии. — Ред. 2 Флп 2:10–11, в синод. переводе: …дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца. — Здесь и далее примечания переводчика. 3 Иер 29:12, в синод. переводе: И воззовете ко Мне, и пойдете и помолитесь Мне, и Я услышу вас; Пс 79:8, в синод. переводе: Боже сил! восстанови нас; да воссияет лице Твое, и спасемся! 13 Ис 49:6, в синод. переводе: …Я сделаю Тебя светом народов, чтобы спасение Мое простерлось до концов земли. 14 Иер 16:16, в синод. переводе: Вот, Я пошлю множество рыболовов, говорит Господь а потом пошлю множество охотников… 15 Ос 2:24, в синод. переводе (Ос 2:23): …и помилую Непомилованную, и скажу не Моему народу: “ты Мой народ”, а он скажет: “Ты мой Бог”! См. также: 1 Пет 2:10 — некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда непомилованные, а ныне помилованы; Рим 9:25 — Как и у Осии говорит: не Мой народ назову Моим народом, и не возлюбленную — возлюбленною. 16 Ос 1:10, в синод. переводе: …и там, где говорили им: “вы не Мой народ”, будут говорить им: “вы сыны Бога живаго”. См. также Рим 9:26. 19 Лев 24:16, в синод. переводе: и хулитель имени Господня должен умереть пришлец ли, туземец ли станет хулить имя Господне, предан будет смерти. 22 Пс 54(55):23, в синод. переводе: Возложи на Господа заботы твои, и Он поддержит тебя; ср. 1 Пет 5:7. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 4 мая, 2013 4 мая, 2013 8 июня, 2020 24 июля, 2019 29 июля, 2016 30 марта, 2016

http://pravmir.ru/ya-patrik-sovershenno-...

2Пар.3:10–13 ). По значению херувимы Святого Святых (скинии и храма) стояли в непосредственном отношении к благодатному присутствию здесь Иеговы, чем и объясняется ветхозаветный поэтический эпитет Иеговы «сидящий на херувимах», евр.: йошев (гак) херувим ( 1Цар.4:4 ; 2Цар.6:2 ; Пс.79:2,98:1 ). В других библейских местах херувимы выступают как живые существа наивысшего порядка в ряду тварей и так же, как в скинии и храме, непременно в ближайшем отношении к явлению славы Божией в тварном мире; так, они выступают: а) как стражи рая ( Быт.3:24 ; Иез.28:14–16 ) и б) как носители Бога в откровениях и богоявлениях ( Пс.17:11 ; 2Цар.22:11 ), особенно в видениях пророка Иезекииля ( Иез.1:4–24,9:3,10:4 ) и Ап. Иоанна Богослова ( Откр.4:7 ). С этим не согласуется ни мифологическое понимание херувимов (у Рима и др.), ни символические (у Бера и др.), и напротив, всю силу имеет церковно-традиционное воззрение на херувимов, как на ангелов высшего чина. См. подробнее у проф. А. А. Олесницкого , Ветхозаветный храм, с. 153–173 и у о. А. Глаголева , Ветхозаветное библейское учение об ангелах, с. 416–513. 3Цар.6:31 .  Для входа в давир сделал двери из масличного дерева, с пятиугольными косяками. 3Цар.6:32 .  На двух половинах дверей из масличного дерева он сделал резных херувимов и пальмы и распускающиеся цветы и обложил золотом; покрыл золотом и херувимов и пальмы. 3Цар.6:33 .  И у входа в храм сделал косяки из масличного дерева четырехугольные, 3Цар.6:34 .  и две двери из кипарисового дерева; обе половинки одной двери были подвижные, и обе половинки другой двери были подвижные. 3Цар.6:35 .  И вырезал на них херувимов и пальмы и распускающиеся цветы и обложил золотом по резьбе. Входы в Святое Святых (ст. 31–33) и в Святое (ст. 34–35). Вход в Святое Святых составляла дверь из масличного дерева, в простенке, шириной в 4 локтя (половина ширины стены) из 2-х половин, одна на наружной, другая на внутренней стороне амбразуры двери. Дверь эта имела некоторое украшение, евр.: айл, LXX: κρομα, лат.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Далее, просвещение лица Божия тотчас доставляет как помилование, если истинно то, что в познании Бога привзойдет причастие жизни вечной; ибо так сказал Спаситель Отцу Небесному и Богу: «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин. 17:3). А что лицо Бога и Отца есть Сын, Который и явился нам, в этом, как я думаю, никто нимало не может сомневаться; ибо Он есть образ и подобие и изображение Его (Евр.1:3; Кол. 1:15; 2 Кор. 4:4); чрез Него и с Ним познаем Отца, а с таковым познанием необходимо соединяется и помилование:потому что мы оправданы верою, и «не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости» (Тит. 3:5); и освобождены от тления и преобразованы в обновление жизни во Христе, по милосердию Божию. И в другом отношении, именно если мы силу слова обратим на иудеев, — они поистине помилованы, когда воссиял им Единородный. На них лежало как бы некоторое неудобоносимое и долженствующее быть свергнутым бремя, закон осуждающий и без милосердия наказывающий согрешающих. Помилованы же они, приобретши в позднее время, едва лишь чрез Христа оправдывающую благодать, пришествие которого сильно желая видеть, они взывали к Богу всяческих: «Боже сил! восстанови нас; да воссияет лице Твое, и спасемся!» (Пс.79:8). Итак, все мы помилованы в явлении Христа. Также и воздвижение лица Божия дарует мир, которого податель и присудитель есть Христос, предложивший и дарующий его верующим в Него как бы Свое собственное благо: ибо «мир Мой, — говорит Он, — даю вам, мир Мой оставляю вам» (Ин. 14:27). Когда как бы на высоте поставил Сына Отец, «дал Ему имя выше всякого имени» (Флп.2:9) и говоря: «седи одесную Меня» (Пс.109:1), тогда только, расторгнув разделявшую нас вражду, мы соединились в мире, посредством решимости — Его (Сына) иметь в своих мыслях и ходить в Духе, в Котором и чрез Которого мы явимся общниками «Божественного... естества» (2 Пет. 1:4), так как Христос связует нас в единство: ибо Он сказал Отцу: «да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» (Ин.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3514...

Не сам ли он взывает тебе на священной псал­тири: небеса поведают о славе Божией , а не естество Божие (Пс.18:1)? Не существо Божие изъясняют они, но возвещают славу Божию. Но не думай, что и премирные силы знают нечто большее. Спроси ангелов, — говорю: спроси, не потому, чтобы тебе предоставлено было беседовать с горними силами, но потому, что ты можешь получить врачество из Писания, обуздывающего твою дерзость. Спроси ангелов, спроси тогда, когда видишь их на земле ликующими, или воспевающими. Скажи им: чему новому вы учите? Что дивного вы возвещаете? И божественный лик тотчас ответит чрез божественные Евангелия: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение (Лк.2:14). Пришли на землю ангелы, и также не переступили пределов славы (Божией); а еретики не усумнулись пе­реступить их. Но не могут ли высшие силы, превосходнейшие ангелов? Я разумею архангелов; они — существа превосходней­шие. Спроси херувимов, этот царский престол: сидящий на херувимах , говорит Псалмопевец (Пс.79:2). Спроси херувимов, этот как бы камень сапфир, как бы нечто, похожее на престол , на котором сидит подобие человека (Иезек.10:1; 1:26). И был го­лос от херувимов, как бы шум многих вод , как бы глас: " благословенна слава Господа от места своего! " (Иезек.1:24; 3:12). 4. Видишь ли благоговение и херувимов? Они достигли славы Божией, и не переступили предела. Благословенна слава Господня . И притом как? От места своего , — чтобы показать тебе, что и от них она обитает в небесных местах и находится гораздо выше высшего достоинства небесных и невидимых сил. Они говорят не как находящиеся вблизи, но как стоящие далеко от божественного достоинства. Благословенна слава Господня от места своего — не потому, чтобы Бог имел место, — Он объемлет всякое место, — но местом Божиим называют они принадле­жащее Ему достоинство. Слышал ты голос и херувимов? Благословенна слава Господня, — и ничего больше они не возвестили. Ты же должен стоять окрест, чтобы знать возвещаемое Богом, потому что вокруг Него стояли Серафимы (Ис.6:2).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Так что же теперь? Вводить еще и две невесты?! Так окончательно запутывается гипотеза драмы буквалистов. Пастух-царь и именитая дщерь-скиталица могут быть поняты только в таинственно-аллегорическом смысле как один Жених и одна Невеста. Жених-Царь Песни Песней (1:3; 3:7; 7:6) есть «Господь господствующих и Царь царей, и те, которые с Ним (Невеста), суть званые (девицы) и избранные (наложницы) и верные (царицы)» ( Откр. 17:14 ), составляют Его Церковь . «Господь – царь на веки, навсегда» ( Пс. 9:37 ). Жених-пастух Песни Песней (1:7; 6:2.3) – есть Тот, Кому вопиет Давид: «Господь – Пастырь мой; я ни в чем не буду нуждаться: Он покоит меня на злачных пажитях и водит меня к водам тихим» ( Пс. 22:1–2 ). А Сам Господь говорит: «Вот, Я Сам отыщу овец Моих и осмотрю их. Как пастух поверяет стадо свое в тот день, когда находится среди стада своего рассеянного, так Я пересмотрю овец Моих и высвобожу их из всех мест, в которые они были рассеяны в день облачный и мрачный. И выведу их из народов... и буду пасти их на горах Израилевых» ( Иез. 34:11–13 ). Возвещается и о грядущем Мессии! «И поставлю над ним одного пастыря, который будет пасти их, раба Моего Давида; он будет пасти их и он будет у них пастырем» ( Иез. 34:23 ). 10 Это сбылось на Том, Кто сказал: «Я есмь пастырь добрый» ( Ин. 10:14 ). И есть, наконец, текст псалма 79:2, где Господь одновременно именуется и пастырем и царем: «Пастырь Израиля! внемли; водящий, как овец, Иосифа, восседающий на Херувимах, яви Себя». Господь и пастырь, водящий подобно Иакову-Израилю Свой народ; Он и царь, как на престоле, восседающий на Херувимах, подобно Иосифу, владычествовавшему в Египте. Господь – Он и Иаков и Иосиф, Он и Пастух и Царь в одном Лице. А что дочери Иерусалимские не знали царя (5:8), так это часто бывает, что душа не знает Бога. Так старец Силуан Афонский († 1938 г.) говорил, что многие знают о Боге (о Царе!), и почти никто Его не знает. «Редкие души знают Тебя, и мало с кем можно говорить о Тебе: больше спасаются люди верою.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

79. «…Потому что немудрое Божие премудрее человеков, и немощное Божие сильнее человеков.» (1Кор. 1:25). Не спится Мать уложила шестилетнего сына спать и ушла к себе в комнату. Через некоторое время она пришла поглядеть, спит ли он. Но мальчик все еще ворочался. «Ты не спишь, мой родной?» – спросила мама. «Почему-то никак не могу, – пожаловался мальчик. – Закрываю глаза и стараюсь изо всех сил заснуть, но чем больше стараюсь, тем хуже получается». – «Нет, так делать не надо, мой родной, – улыбнулась мама. – Ты стараешься заснуть, это тебе и мешает. А ты просто спи – и все. Хорошо?» 80. «…Но и тьма не затмит от Тебя, и ночь светла, как день: (перед Лицом Твоим одинаково темны) как тьма, так и свет.» (Пс.138:12). Не повредит Никакой ветер не повредит траве, она лишь прижмется к земле, Никакая буря не замутит воду в колодце, Никакой шторм не взволнует морские глубины, Никакие обстоятельства не сокрушат чистое сердце. 81. «…Ничего [не делайте] по любопрению или по тщеславию…» (Флп.2:3). Истина отвергает тщеславного Море выбрасывает мусор на берег, Пыль в воздухе долго не держится. Злой собаке не долго бегать по улицам. Истина всегда отвергает тщеславного человека. 82. «Если же тело твое все светло и не имеет ни одной темной части, то будет светло все так, как бы светильник освещал тебя сиянием.» (Лк. 11:36). Храни целомудрие Тот, кто хранит целомудрие: Обретает детство без конца, Наследует юность без разочарований, Имеет великое утешение в зрелости, А к старости открывает в себе неиссякаемый источник счастья. 83. «Кто мне на небе? и с Тобою ничего не хочу на земле.» (Пс. 72:25). Если не стремишься к Истине Если не стремишься к Истине, то для тебя Твой дом станет – тюрьмой, Твоя работа – каторгой, Твои друзья – разбойниками, Твои дурные мысли – безжалостными палачами. 84. «…Закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти.» (Рим. 8:2). Поиски топора В деревенской семье неприятность – потерялся топор. Вся семья с ног сбилась, ищут – не найдут. Один хозяин не переживает, сидит себе у печи на лавке. «Отец, топор потерялся», – говорят ему жена и сноха с мужем. – «Потерялся – найдется», – отвечает хозяин. «А сейчас-то что нам делать без топора? – спрашивают у него. – Даже дров для печи нарубить нечем». – «А вы попросите топор у соседа». Побежали к соседу, пока по двору бежали, нашли топор у собачьей конуры – щенок утащил.

http://isihazm.ru/1/?id=122

В ВЗ Бог предстаёт как пастырь Своего народа: Пс 22:1; 79:2; Ис 40:11; Иер 31:9. О Давиде (или Мессии, происходящем из его рода) говорится как о пастыре в Пс 77:70–72; Иез 37:24; Мих 5:4. В Иер 2:8; 10:21; 12:10 звучит тема неверных пастырей, нерадеющих о Божьем стаде. Противопоставление неверных пастырей и Бога как истинного пастыря дано в Зах 11:4–9, а в Иез 34 это дополняется темой Давида (34:23) как пастыря, посланного Богом. В Ис 63:11 Моисей назван пастырем овец Божиих. В раввинистической литературе и у Филона Александрийского (Жизнь Моисея 1:60–62) встречается мысль, что Моисей сначала был испытан как пастырь овец и лишь затем послан в качестве пастыря к народу; Филон говорит, кроме того, что Бог есть пастырь Своего народа и ставит также пастырем Своего первородного Сына, или Слово (О земледелии 50–54). Наконец, образ Мессии-Пастыря обнаруживается в синоптических Евангелиях: Мк 6:34=Мф 9:36; Мф 18:12–14, ср. Лк 15:3–7; Мк 14:27=Мф 26:31; Мф 25:32, в Евр 13:20 и в 1 Пет 2:25; 5:4. Пастырь добрый полагает жизнь свою за овец — в противоположность вору, который отнимает у них жизнь. Выражение полагать жизнь ( yuc»n) характерно для Иоанна (10:11,15,17–18; 13:37–38; 15:13; 1 Ин 3:16). Предсказание о смерти см. Мк 8:31; 9:12,31; 10:33–34,38,45; 12:8 и параллельные места у других синоптиков. За овец (см. ещё 10:15) — предлог за ( у Иоанна всегда в таких случаях выражает цель смерти: отдам за жизнь мира (6:51), лучше нам, чтобы один человек умер за людей (11:50–51; 18:14), я душу мою положу за Тебя (13:37, слова Петра), если кто положит душу свою за друзей своих (15:13). Ст. 12 Наемник… видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит — ср. с рассказом юного Давида о его недавнем пастушеском прошлом (я гнался за ним и нападал на него и отнимал из пасти его 1 Цар 17:34–36). И волк расхищает овец, и разгоняет их — ср. поражу пастыря, и рассеются овцы (Мк 14:27, цитата из Зах 13:7) и прощальные слова Павла эфесянам в Деян 20:29 (по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада).

http://pravmir.ru/evangelie-ot-svyatogo-...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010