Например, в приговоре о Манассии священный историк вспоминает слова Господа: «если израильтяне будут поступать согласно со всем тем, что Я повелел им, и со всем законом, который заповедал им раб Мой Моисей»... Но они не послушались ( 4Цар.21:8 ). Еще: «Иоас не истребил детей убийц своего отца, как написано в книге закона Моисеева: не должны быть наказываемы дети за преступления родителей» ( 4Цар.14:6 ; 2Пар.25 ­­ Втор.24:16 ), а особенно (излагаемый в 4Цар.17 и 25 глл.) суд священного историка над всей историей израильского и иудейского царства ясно напоминает суд самого законодателя – Моисея ( Лев.26 ; Втор.32 ). С приведенными свидетельствами исторических книг вполне согласны свидетельства других отделов ветхозаветного канона. Так, псалмопевцы находили для себя утешение и наставление в изучении Пятикнижия. Оставляя праздные беседы, Давид поучался вместо того в законе Господнем день и ночь ( Пс.1:2 ) и находил, что изучение Господня закона обращает души, веселит сердце, просвещает очи; закон Господень есть «свидетельство», каким признавал свои книги Моисей ( Пс.18:8–9 ­­ Исх.25:16 ; Втор.31:9, 24 ). Особенно же прославляется изучение Божия закона в Пс.118 . Тщательное с любовью изучение Моисеева закона неизбежно отражалось и на писаниях псалмопевцев. Согласно постановлениям последнего, Давид порицает ложную клятву, месть, злодеяние ближнему, ростовщичество, взяточничество ( Пс.14 и 23­­ Исх.22:25; 23:7–8 ; Лев.5:4; 27:18 ; Втор.16:19–20 ). Исторические повествования Пятикнижия повторяются нередко с дословной точностью у псалмопевцев, например, история творения мира и человека ( Быт.1 гл. ­­ Пс.8; 24:12; 32:6; 135:4–9 ), история патриархов ( Пс.46:10; 80:6 ), обетование Иуде ( Быт.49 ­­ Пс.59:9 ), синайское законодательство ( Пс.80:1–6 ), сорокалетнее странствование ( Пс.77:13–34; 135:16 ) и победы над Сигоном и Огом ( Пс.135:17–20 ). В 104 и 105 псалмах воспроизводится почти вся история еврейского народа, излагаемая в Пятикнижии, и рассматривается согласно теократическому воззрению Моисея.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Отдельные изречения Книги Псалмов, объясняемые об Иисусе Христе священными писателями Нового Завета и святыми Отцами и учителями Церкви, с достаточной полнотой и обстоятельностью изображают как самое Лицо Спасителя, так и разные события искупительного служения Его. Он есть истинный Бог (17, 32; 49, 3; 117, 26–27), Сын Божий (2, 7; ср. Евр. 1, 5 ; Пс. 109, 3 ), Отчее Слово (32, 6; 106, 20). Во многих псалмах предуказывается пришествие Его к человекам (13, 2, 7; 17, 10; 52, 2; 66, 2; 79, 2; 101, 20) во плоти (45, 5), прикровенное (96, 2), славословимое Ангелами (88, 6; 96, 6), для добровольного исполнения воли Божией о спасении людей (39, 7–9; ср. Евр. 10, 5–9 ; Пс. 67, 25 ). Возвещается также, что по плоти Он произойдет из колена Иудина (77, 68), от рода Давидова (17, 51; 88, 4–5; 30, 36–38; 131, 17), и будет истинным человеком (86, 5) и сыном человеческим (8, 5–6; ср. Евр. 2, 6 ; Пс. 79, 16 ). Приписываются Ему многозначительные имена, как то: муж десницы Божией (79, 18; 89, 12; 97, 1), Спаситель (13, 7; 61, 3; 129, 6), Законоположник (9, 21), Источник Жизни (35, 10), Краеугольный камень (117, 22), Первенец, высокий паче царей земных (88, 28), Великий Учитель правды и истины (39, 10–11), Сама правда (93, 15), Истина (84, 11), Свет (4, 7). Слово Евангелия (147, 4) Он будет предлагать в притчах (48, 5; 77, 2; ср. Мф. 13, 3 ; Ин. 16, 25 ) и распространит учение Свое через апостолов во всем мире (18, 3–6; ср. Рим. 10, 18 ). Особенно же много указаний в псалмах на последние события земной жизни Господа нашего Иисуса Христа: предсказываются вход Его в Иерусалим (8, 3; ср. Мф. 21, 15 ; Пс. 117, 26 ), злоумышление иудеев (2, 1–2; ср. Деян. 4, 24–25 ; Пс. 11, 2–5; 40, 6–9; 108, 3–5 ), предательство Иуды (7, 15–16; 37, 12; 40, 7, 10; ср. Ин. 13, 18 ; ; ср. Деян. 1, 20 ). Обстоятельства страданий Иисуса Христа изображаются в псалмах с такою поразительною точностью, что некоторые изречения писаны царственным пророком как бы у самого подножия Голгофы и Креста, так что между событием и пророчеством видно иногда не только полное, но даже буквальное соответствие (напр.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Matveevs...

73 . Боже, во Святем Иисусе, Сыне Божием, путь Твой, ибо приводит к Отцу. Много чудес было Иакову и Иосифу, а евангельская проповедь, яко молния, осветила всю вселенную. В разуме пророческого озарения Давид от лица Христа взывает внимать евангельскому закону. В притчах ганания – где тайны возвещает иному роду христианскому. Бог не избрал ни Иосифово, ни Ефремове колена, в идолопоклонство впадшие золотым тельцом, ни скинию Силомскую, а избрал колено Иудино, исповедующее Бога, и Сион – Церковь Христа, и Давида в пастыря. 74 . Пророк оплакивает разрушение Иерусалима и древнего храма и просит Спасителя мира очистить грехи народа, овец пажити Своей, да возвестим хвалу Твою. 75 . Боже сил, призри с небесе и посети виноград ( Пс.79:15 ) с Десницею Отчею и Сыном Человеческим – Иисусом Христом. 76 . Радуйтеся Богу душею и телом, то есть в псалтирь с гусльми, в новомесячии ( Пс.80:13 ) – в день Богоявления Христа. Аз бо есмь Господь Бог Твой Христос, изведый Израиля из земли Египетския ( Пс.80:11 ) и Распятый, и Воскресший. 77 . Христос взывает, что в воплощении Его среди людей мнози стали друзи Его и братие Его – «Аз рех: бози есте и сынове Вышняго вси» – по благодати усыновления и обожения. Дух через Давида взывает: Воскресни, Боже Христе, суди земли ( Пс.81:8 ) – людям земнородным, яко Ты во всех языцех, верующих во Христа. 78 . В псалме 82 пророк возвещает о временах антихриста, когда восстанут на верных потомки Идумейска, сыны Исава, Исмаилите, от Агари рожденныя, Моав – сыны Лотовы, и агаряне, и иноплеменники, и ассирийцы. 79 . В день предсубботний – пятницу, псалом прославляет Крест Христов, когда сотворен был Адам. Ибо теперь мы людие Его, Христа, и овцы пажити ( Пс.99:3 ) Пастыря Христа Бога. 80 . Вино веселит сердце ( Пс.103:15 ) и Хлеб – тайна Тела и Крови Христовых. В псалмах закон Божий упоминается как заповеди, свидения, оправдания, словеса судеб, пути, стези, советы. 81 . Христос воспевается яко блажен Муж, иже греха не сотвори; жезл есть Крест Христов, узы Его – закон Божий. Христос уснух, спах, возтах ( Пс.3:6 ) – в воскресение, и поразил Крестом врагов. И знаменася на нас свет Лица ( Пс.4:7 ) Бога Отца – Христос Господь, даровавший таинство пшеницы и вина – причащение.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

Пасхальное бдение, как и в Иерусалиме, представляло собой вечерню с большим числом паремий (всего 15), во время к-рых Патриарх крестил оглашенных и после к-рых совершалась Божественная литургия. Вечерня, как и в др. дни, начиналась с антифонов в нартексе и входа в храм (известны слова входных тропарей: «Живоносное Твое восстание славим», «Спасительное Твое восстание славим» - Мансветов. С. 244-246; Bertoni è re. P. 124). После «Господи, воззвах» был вход в алтарь и начинались чтения: прокимен из Пс 65, паремии Быт 1. 1-5 и Ис 60. Во время 2-й паремии Патриарх, оставив вместо себя на горнем месте Евангелие, уходил в большой баптистерий, а чтение паремий продолжалось. Патриарх переоблачался в белый стихарь и белую обувь; Крещение начиналось сразу с каждения купелей (по одной для мужчин и для женщин) и освящения воды (все подготовительные чины были совершены заранее, в течение Великого поста и Страстной седмицы) и завершалось собственно погружением в воду, Миропомазание происходило уже в храме. По Типикону Великой ц. непременно прочитывались только первые 7 паремий (Быт 1. 1-5; Ис 60. 1-16; Исх 12. 1-11; Иона 1. 1 - 4. 11; Нав 5. 10-15; Исх 13. 20 - 15. 19; Соф 3. 8-15; с прокимном из Пс 26 после 3-й паремии и пением в составе 6-й паремии песни Моисея с припевом Исх 15. 1b и славословием в конце). Если Патриарх и новокрещеные медлили в баптистерии, читались также паремии с 8-й по 14-ю (1 Цар 17. 8-24; Ис 61. 10 - 62. 5; Быт 22. 1-18; Ис 61. 1-10; 2 Цар 4. 8-37; Ис 63. 11 - 64. 4; Иер 31. 31-34; с прокимном из Пс 92 после 10-й), в противном случае эти паремии отменялись. Последняя, 15-я, паремия (Дан 3. 1-88 (LXX)) никогда не отменялась, а входившая в ее состав песнь вавилонских отроков исполнялась нараспев с припевом Дан 3. 57b и служила знаком для переоблачения священнослужителей в белые ризы. Патриарх и новокрещеные прибывали ко входу в храм (точнее, в часовню ап. Петра) и начинали петь «Елицы во Христа» (Гал 3. 27), во время чего Патриарх совершал Миропомазание. Затем Патриарх и новокрещеные входили в храм, при этом пелся Пс 31. Патриарх и сослужащие входили в алтарь, и совершалась Божественная литургия сразу с «Елицы во Христа» (вместо Трисвятого); прокимен не пелся, Апостол - Рим 6. 3-11, вместо аллилуиария - Пс 81 со стихами, Евангелие - Мф 28. 1-20, пелась обычная херувимская (т. о., в IX в. в к-польском последовании В. с. еще не было заимствования из литургии ап. Иакова -херувимской «Да молчит всякая плоть»), причастен - Пс 77. 65 ( Mateos. Typicon. Vol. 2. P. 82-91; см. также: Bertoni è re. P. 124-126; Дмитриевский. Древнейшие Патриаршие Типиконы. С. 160-164; Крещальная литургия. С. 109-126). В. с. в православном богослужении с XI в.

http://pravenc.ru/text/150073.html

231.  Ибо жертвы Ты не желаешь, — я дал бы ее; к всесожжению не благоволишь. Жертва Богу — дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже (Пс. 50. 18, 19). 232. Слово 55. 233.  …не оправдится пред Тобой ни один из живущих (Пс. 142. 2). 234.  …чист в суде Твоем (Пс. 50. 6). 235.  …не входи в суд с рабом Твоим (Пс. 142. 2). 236. Лествица. Слово 28, гл. 1. 237.  Будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением (Кол. 4. 2); сличи: Флп. 4. 6. 238.  Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе (1 Сол. 5. 17, 18). 239.  Посему, как вы приняли Христа Иисуса Господа, так и ходите в Нем, будучи укоренены и утверждены в Нем и укреплены в вере, как вы научены, преуспевая в ней с благодарением (Кол. 2. 6, 7). Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь. Господь близко. Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом (Флп. 4. 4–6). 240. Слово 28, гл. 17. 241.  …меч духовный, который есть Слово Божие (Еф. 6. 17). 242. Заимствовано из Лествицы. Слово 28, гл. 1. 243. Алфавитный патерик и Достопамятные сказания о авве Агафоне, гл. 9. 244. Святые Отцы говорят: «Никогда не прими, если б ты увидел что-либо чувственное или мысленное, вне или внутри тебя: будет ли это вид Христа, или Ангела, или какого святого, или мечтательное изображение света в уме. Пребывай не веруя этому и не благоволя о этом. Непрестанно блюди ум твой необразным, незапечатленным чем-либо при посредстве воображения, безвидным, внимая единственно словам молитвы». Добротолюбие. Ч. 2. Каллиста и Игнатия Ксанфопулов о безмолвии и молитве, гл. 75. 245. Алфавитный патерик. 246.  Призри на страдание мое и на изнеможение мое и прости все грехи мои (Пс. 24. 18). 247. Каноник. Издание святой Киево-Печерской Лавры. 248. Преподобный Симеон Новый Богослов. О трех образах молитвы. Добротолюбие. Ч. 1. 249. Слово 27, гл. 33. 250. Слово 27, гл. 77. 251. В Слове о трех образах молитвы, о третьем образе. Добротолюбие. Ч. 1. «Да упражняется в псалмопении, сиречь, да молится усты».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

75 . Синай 958 (X в.) (Дмитриевский, II, 21) (Веч.А, Паннухис): а. «мол. на заре»: без рубрики. б. – «мол. на заре 2, 3 ». в.=«мол. 4 антифона». г.=«мол. на заре». д.=«мол. на заре 7: Пс. 50 ». е.=«мол. на заре 8 ». =«мол. 9, 10: Хвалите, отпуст». з.=«главопреклонения». Нужно заметить отсутствие отсутствующей уже в других рукописях. Это единственная молитва, с и в которой назван Христос, даже если это сделано только в форме обращения к Отцу: Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа. В Вечерне также, единственная молитва, ссылающаяся на Новый Завет [V], отсутствовала в большинстве рукописей, не непосредственно константинопольских; она отсутствует в нынешней службе. 76 . Гротт. Г β XIV (XIII в.) (Паннухис): а. «последование утрени»: б. Благословено царство, шестопсалмие. в. – нумерованы. (11 лист случайно попавший?): отрывок молитвы для усопших, Пс. 50 антифонный, прокимен и Евангелие для каждого дня недели. г. конец молитвы д. после призыва диакона. е. Ελογετε γιοι. ς ωθινς μν εχς πρςδεξαι Κριε ες τν πουρνιον σο βασιλεαν... Если нынешний л. 11 заменил другой, тогда можно предположить, что этот последний содержал и, принимая во внимание свободное место, может быть также 77 . Синод. гр. 261 (279) (266) (XIV в., Иоанна Кантакузина ) 230 (Веч.Е): а. «мол. на заре»: б. – кажется без рубрик. в.=«мол. 7: Пс. 50 ». г.=«мол. 8, 9». д.=«мол. 10, 11: Хвалите, Слава в вышних». е. Рукопись D 6b) 78 . Афины 664 (XV в.)="" txt " > а. «мол. на заре»: б.=«мол. 1, 2, 3 антифонов». в.=«мол. на заре 4, 5 антифонов», г.=«мол. 6 антифона». д.=«мол. 7 антифона». е.=«мол. на заре 8, 9». =«мол. Евангелия утрени». з.=«мол. 10 ». и.=«Хвалите, главопреклонения». к. следует последование: Пс. 117 и песнь Исаии. Мы поместили эту рукопись в категорию b), а не с), хотя следует за потому что Евангелие во всяком случае помещено после Пс. 50 . В этой рукописи 6 первых молитв предназначены для того же числа антифонов, которые могли бы еще быть антифонами Песненного последования, или, более вероятно, шестью «славами» двух кафизм.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

3) И уповайте, – говорит, – на Господа (Пс 4:6). Так покаявшись, и исправившись, и творя волю Божию, уповайте на Господа. Близки по смыслу к этому и слова другого псалма: Уповай на Господа, и делай добро (Пс 36:3). 4) Отсюда учимся, что тщетно и суетно упование того, кто такой жертвы не приносит Богу, а уповает на Него. Надо непременно исправить себя покаянием, и покорить волю свою воле Божией, и тогда уповать на Господа. 5) Постараемся и мы, возлюбленный, приносить жертву правды, и так возложим упование наше на Господа, и упование наше нас не посрамит. Спасайся о Христе.   Размышление IX Слова мои услышь, Господи, уразумей зов мой. Внемли гласу моления моего, Царь мой и Бог мой!Ибо Тебе помолюсь я, Господи, и прочее (Пс 5:2-3). Чему здесь в этом псалме учимся? Ответ. 1) Видим, как Давид святой Господу молился. 2) Учимся по его примеру и мы также молиться Господу Богу нашему. 3) Если молимся Богу: Слова мои услышь, Господи, и прочее, то и мы должны помнить и исполнять то, что Бог нам говорит: Внимайте, люди Мои, закону Моему; приклоните ухо ваше к словам уст Моих (Пс 77:1). Если хотим, чтобы Господь услышал нас, молящихся, то должны и мы слушать Его повеления и заповеди Его исполнять. Без этого тщетной бывает наша молитва. Ибо грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает (Ин 9:31). Внимай, что далее поет тот же Псаломник: Ибо Ты Бог, Которому неугодно беззаконие, не водворится у Тебя лукавый, и не пребудут беззаконники пред очами Твоими; Ты возненавидел всех совершающих беззаконие, погубишь всех говорящих ложь; мужа кровожадного и льстивого гнушается Господь (Пс 5:5). 4) Также, если говорим Ему: Господи, Царь мой и Бог мой! – то должны, как Господу, Царю и Богу нашему, покоряться, повиноваться, и послушание искреннее оказывать, и служить. Ибо какой раб господину, и поданный царю своему послушание не оказывает? Только злой и лукавый. 5) Отсюда видим, что человеку, который истинным сердцем к Богу не обратился и в покаянии не находится, но в грехах пребывает, чтение псалмов и прочих молитв ничем не поможет. Обратимся же, возлюбленный, всем сердцем к Богу, и будем подражать Давиду в покаянии его, и тогда с пользой для себя будем петь или читать святые его псалмы и молиться. Очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием (2 Кор 7:1). В молитве к Богу святому и праведному приступаем, и перед Ним стоим, и с Ним беседуем. О, сколь велико дело сие! Будем же и мы святы, потому что Он свят (1 Петр 1:16), и сотворим правду, уклоняясь от всякой неправды, как апостол увещевает: Да отступит от неправды всякий, исповедующий имя Господа (2 Тим 2:19),– чего как себе, так и тебе усердно желаю. Спасайся.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Рассмотрим же и сказанное Аввакумом. «Бог, – говорит он, – из Фемана придет, и Святой из горы тенистой чащи. Покрыла небеса добродетель Его, и разума Его исполнилась земля» ( Авв.3:3 ). «Бог от Фемана придет» – значит придет со светом своей божественности. «И Святой» указывает на человека, которого воспринял Христос. «Из горы тенистой чащи» – так он называет Приснодеву Марию: она «гора» как возвышающаяся над всеми, несравненно превосходящая всех причастных рождающей природе, за исключением у нее неизреченно родившегося во плоти; и потому что от этой горы был камень – Христос ( 1Кор.10:4 ), прообразом которого был камень, напоивший ваших отцов в пустыне ( Пс.77:15–16 ): как тот досыта всем дал напиться, так и этот мысленный камень всем щедро и изобильно сообщил божественное слово. «Тенистая же роща» сказано, чтобы дать почувствовать прикровенность и плохую различимость, т. е. указать на трудную постижимость нового образа рождения. «Покрыла небеса добродетель Его» – пророк сказал здесь не о чувствами воспринимаемых небесах, но небом назвал небесные силы, чтобы тем самым показать, что Тот, Кого родит Дева, несравненно превзойдет ангелов и всех всяческой добродетелью. Не плотской природой, имеется в виду, превзойдет Он ангелов, ибо в этом отношении Он уступает им. На это и Давид намекает словами: «Умалил Его малым чем перед ангелами», т. е. плотской природой; но за добродетель «славою и честью, – говорит, – увенчал Ты Его» ( Пс.8:6 ) – за претерпение смерти. Ведь после Его смерти и воскресения Отец увенчал Его честью и славой как некоей наградой за низвержение губителя всех, дьявола. После этого он добавляет: «Все покорил Ты под ноги Его» ( Пс.8:7 ). Сказав «все», он ничего из сущего не оставил за пределами подчиненности Ему – я имею в виду ангелов, людей и всякую тварь. С этим согласуются ведь и слова божественного Моисея: «Да поклонятся Ему все ангелы Божии» ( Евр.1:6 ; Пс.96:7 ). А почему Сын Девы не только превзошел, но и «покрыл» добродетелью ангельскую природу, ясно из того, о чем мы, если ты помнишь, говорили. Надеюсь, ты помнишь наш разговор о том, что ни один человек от века не способен воспринять все дарования Святого Духа, за исключением Господнего человека. Ибо один человек получает одно из дарований, другой другое, превзошедший же природу и пределы объяснимого Человек, воспринятый Сыном Божиим, получил все дары Святого Духа, все благодати.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kantakuz...

В Пятикнижии И. упоминается редко: в кн. Исход имеется косвенное указание на его службу у египтян (Исх 1. 8) и говорится об исполнении Моисеем последнего желания И. (Исх 13. 19; ср.: Быт 50. 25). В Книге Иисуса Навина (Нав 24. 32) это упоминание дополняется свидетельством погребения останков И. в Сихеме (ср.: Быт 33. 19). О продаже И. в рабство известно из Пс 104. 17, в стихе 22 сказано, что при дворе фараона И. «наставлял вельмож его по своей душе и старейшин его учил мудрости». Вероятно, что в контексте 80-го псалма имя И. является собирательным для всего Израиля (ср.: Пс 79. 2). И. упоминается либо в связи с коленами Ефрема и Манассии (Быт 49. 22, 26; Втор 27. 12; 33. 13; Иез 47. 13; 48. 32 и т. д.), либо в связи с сев. Израильским царством в целом (Иез 37. 16, 19; Ам 5. 15; 6. 6; Пс 77. 67). В Книге премудрости Иисуса, сына Сирахова, сказано, что «не родился такой муж, как Иосиф, глава братьев, опора народа» (Сир 49. 17). В Прем 10. 13 И. назван «праведником», которого ни при каких жизненных обстоятельствах не покидала божественная премудрость, она «принесла ему скипетр царства» и «даровала ему вечную славу» (Прем 10. 14). И. в Новом Завете упоминается 4 раза. Во вступлении к рассказу о Христе и самарянке сказано, что Христос приходит в Сихарь «близ участка земли, данного Иаковом сыну своему Иосифу» (Ин 4. 5). Св. первомч. Стефан в защитительной речи перед синедрионом после описания истории Авраама (Деян 7. 2-8) и краткого упоминания об Исааке и Иакове (Деян 7. 8) обращается к истории И. (Деян 7. 9-18), чтобы показать непрерывность обетования и Божественного Промысла в истории, наследниками к-рого теперь стали христиане. Первомч. Стефан отмечал, что во всех бедствиях И. «Бог был с ним» (Деян 7. 9; ср. слова о Христе в Деян 10. 38). В Послании к Евреям (Евр 11. 22) И. представлен как один из ветхозаветных праведников (Евр 11. 2), свидетелей подлинной веры в Бога (Евр 11. 1). Особо подчеркиваются последние слова И. (об исходе из Египта и указания относительно захоронения его останков), они имеют значение как предвозвестие исхода евреев из Египта. Благодаря вере И. эти события стали необходимым условием для реализации пророчества о приходе в землю обетованную (Быт 50. 24-25). В Откр 7. 8 упомянуто колено И. среди 144 тыс. «запечатленных праведников». И. в кумранских текстах

http://pravenc.ru/text/578394.html

2) Утешение нищие в нищете своей получают от имени Христова, которое, хотя многие богатые, скупостью плененные, презирают, однако многие с радостью и усердием в слух и сердце принимают, и так отворяют двери милосердия просящим ради Него. Это имя для них более всякого сокровища мира сего, это имя их питает, одевает, напаивает и успокаивает; с этим именем везде им дом, трапеза, одежда, утешение, где только ни имеются христолюбивые сердца. Богатый часто приходит в скудость; но нищий с именем Христовым всегда равен, доволен и богат. На это драгоценнейшее сокровище надеяться, им утешаться должны нищие. 3) Хотя Бог, как Щедрый и Милостивый, обо всех промышляет, но о нищих, как беспомощных, особенно. Ибо называется Отцом сирых и Судией вдовиц (Пс. 67:6; Ин. 14:18). И еще сказано: Сироту и вдову примет (Пс. 145:9). Почему во многих местах Писания читаем, что о них нам заботиться, им помогать, им, просящим, подавать повелевает и вменяет то Себе, что нищим доброхотно подается. Милующий нищего взаймы дает Богу (Притч. 19:17). И Христос говорит: Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне (Мф. 25:40). 4) Христос, Сын Божий, будучи богат, обнищал, дабы мы обогатились Его нищетою (2 Кор. 8:9). От этого великое утешение нищим проистекает, что Христос, у Которого весь мир в руке, Царь неба и земли, волею обнищал, так что Сын Человеческий, как Сам о Себе сказал, не имел, где приклонить голову (Мф. 8:20). Ибо они нищетой своей Ему сообразуются, когда ее с благодарением терпят. 5) Как богатые, так и нищие не случайно бывают, но как богатство, так и нищета – от Господа (Сир. 11:14). Итак, что от Бога, не может быть зло, но добро. 6) Как всякое бедствие, так и нищету может Бог Своим человеколюбием или прекратить, или облегчить, – что и на самом деле бывает, когда из праха поднимает бедного и из брения возвышает нищего, чтобы посадить его с князьями, с князьями народа Своего (Пс. 112:7-8). Так воздвиг Иосифа из темницы и посадил выше князей египетских. Так избрал Давида, раба Своего, и взял его от стада овец (Пс. 77:70).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010