Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЕЗДНА [Евр.  ,  ; греч. βυσσος], библейское понятие, имеющее в зависимости от контекста разные смысловые оттенки. Основным его значением в ВЗ является «мировой океан» или «подземное собрание вод», из к-рого берут начало реки и источники. В этом качестве Б. сближается по смыслу с «водой, которая под твердью» из повествования кн. Бытия о сотворении мира (Быт 1. 7). В Септуагинте (за исключением Ис 44. 27, Иов 41. 23, Иов 36. 16) слово « βυσσος» служит переводом евр.  . В ряде случаев Б. используется как понятие, параллельное «воде» или «водам» (Быт 1. 2; Иов 38. 30; Иез 31. 4; Иона 2. 6; Авв 3. 10; Пс 76. 17) и «морю» (Ис 51. 10; Пс 105. 9; 134. 6; Иов 28. 14; 38. 16), при этом особенно подчеркивается глубина водного пространства (Пс 70. 20; 106. 26; ср.: Ис 51. 10; Иона 2. 3-6). О Б. как о подземных водах особенно ярко говорится в повествовании о всемирном потопе (Быт 7. 11 и 8. 2 ), где есть сопоставление «источников великой бездны» с «небесными окнами» (ср. Втор 33. 13; Ис 44. 27; Иез 31. 4, 15). Иногда Б. описывается как грозная хаотическая сила, укрощаемая Богом (Пс 76. 17 и Ис 51. 10 ). Но воды Б. могут быть и даром и благословением Божиим (Быт 49. 25; Втор 33. 13; Пс 77. 15). При всем своем устрашающем и подавляющем величии Б. всегда находится во власти и под контролем Творца, к-рый распоряжается ею по своей воле: так, в молитве иудейского царя Манассии есть упоминание о том, что Господь запер и запечатал Б. Своим «страшным и славным именем» (ст. 2; см. 2 Пар 36). В аккад. (ассиро-вавилонской) традиции Вавилон мыслился построенным на «вратах бездны (аккад. apsû - Апсу)», где Б.- это воды Хаоса, предшествовавшего творению. Вавилонская космология называет Апсу муж. началом, «первейшим зачинателем» наряду с «всепорождающей женской праформой» Тиамат, когда они «свои воды воедино смешали» («Энума Элиш» I, 3-5). В 4-м поколении богов появляется Эа (шумер. Энки), буд. владыка Апсу. Движение молодых богов внутри чрева Тиамат приводит к нарушению царящего там безмолвия и покоя: они «взбаламутили ее чрево, своим весельем они омрачили (будни) Небесных Покоев, их крик не приглушал (даже) Апсу» (I, 21-25). Апсу это движение так «опостылело» (I, 37), что он предлагает Тиамат погубить молодых богов. Однако всеведущий Эа разгадывает его планы и проливает Дремоту на «блаженно уснувшего» Апсу и усыпляет его (I, 62-65). Связав его, он предает Апсу смерти. Над ним Эа размещает свои божественные покои (71), к-рым присваивается имя Апсу, определив их как святилище (76). Именно в этом «святилище судеб и чертоге предначертаний» (79) будет зачат буд. верховный бог Мардук, впосл. победитель Тиамат.

http://pravenc.ru/text/77808.html

Пс.68:26             Да будет двор их оставлен,                         в шатрах их да не будет поселенца. «Двор» – стан, «огороженное» пространство (также для скота) у оседлых и кочевых народов ( Быт.25:16 ). «Оставлен» – ср.: «да оставлены будут… говорящие мне: ага! ага!» ( Пс.40 /39:16; глагол означает «быть оставленным» и «ужасаться»). Это пророчество исполнилось над Храмом и Иудеей, как видим из слов Спасителя:        «се оставляется вам дом ваш пуст» ( Мф.23:38 ) – ρημος : «пустынный (покинутый, брошенный)». Пс.68:27             Ибо Кого Ты поразил, они преследуют,                         и о ране пронзенных Твоих они толкуют. «Поразил» наха – «попустил Бог быть пораженным от иудеев Христу» (св. Афанасий Великий ). Толкование совершенно верное, оно подтверждается, если разобрать значение отдельных еврейских слов. »Рана» махов – также: боль, скорбь. Слово входит в имя Мессии: Он – иш маховот «муж скорбей» (ран) из пророчества Исаии ( Ис.53:3 ). «Скорби (раны) наши – Он понес их. А мы считали, что Он постигнут, поражен (наха) Богом и усмирен» ( Ис.53:4 ). Слова из Псалма «кого Ты поразил» могут означать также, что так думали люди, присутствовавшие на казни: «что Он Богом поражен». «Пронзенные Твои» – халалим , те, кто пошли за Пронзенным. В Книге Иова последнее из семи символических животных – Орел ( Иов.39:30,36 ). Орел – стоит на высоте, неподвижен, видит всю землю, ориентирован на юг (это сторона противников Божьих) 381 . Орел здесь – символ осознанного богоборчества и самого диавола. «И птенцы его пьют кровь: где пронзенные, там и он» ( Иов.39:30 ) – где пронзенные, там и диавол. Птенцы Орла пьют живую кровь «пронзенных» халалим. О Мессии сказано у Исаии: «Он пронзен (халал формация poal) за беззакония наши» ( Ис.53:5 ). Дети Орла – это усыновившиеся диаволу 382 ; некогда они слетелись к месту казни Пронзенного на кресте. Так было на Голгофе, так будет перед Вторым Пришествием Христовым: «где будет труп, там соберутся орлы» ( Мф.24:28 ; Лк.17:37 ). См. Пс.77 /76:11).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

Увы Мне, Сынъ Мой, и Меня! Какое надгробное и погребальныя песни воспою Тебе? Я больше не являюсь Стамной, потому что душепитательная Манна въ гробъ изливается. Я уже больше не являюсь Неопалимой Купиной (Исх. 3, 2 сл.), потому что невещественнымъ огнемъ Твоего гроба Я всецело спалена. Я уже больше — не златой Светильникъ, потому что Светъ Мой поставленъ подъ спудъ (Матф. 5, 15). О, какъ много явилъ Мне Сильный (Лук. 1, 49)! Изъ всехъ родовъ Ты избралъ Меня. Пророческими языками предвозвестилъ Меня. Имея придти съ небесъ, путемъ известнымъ Тебе Самому, Ты откладывалъ Свое въ не имея достойнаго Сосуда, могущаго принять Божество. Себе единому Ты обручилъ Меня, даже и прежде Моего Я была приведена на светъ жизни, и на кратчайшее время пребыла съ Моими родителями. И вместе съ темъ, какъ я попрощалась съ материнскимъ молокомъ, я разсталась съ Моими родителями, и вся была принесена Тебе въ даръ, и была помещена въ храме, чтобы стать чистейшимъ Храмомъ для Тебя. Отецъ Мой и мать Моя оставили Меня, Ты же Меня (Пс. 26, 10), и кормилъ чрезъ Ангела, и, какъ говоритъ Давидъ: Хлебъ яде человекъ (Пс. 77, 25). Я видела Ангела Первостоятеля, который говорилъ со Мной, какъ съ Владычицей, котораго, когда увиделъ раньше, пришелъ въ чувствъ и онемелъ (Лук. 1, 5–23). И возрадовался младенецъ во чреве (Елисаветы) и своимъ обменялся покланяясь Тебе, бывшему тогда въ Моемъ чреве (Лук. 1, 39–45). Ты разрешилъ въ Меня законы природы. Ты зачался безъ семени, какъ зналъ, и после соблюлъ Меня Девой. Ты сделалъ Меня матерью, о чаде веселящейся, по пророка Давида (Пс. 112, 9), ставшаго, посредствомъ Меня, богоотцемъ; и высшей всехъ дщерей, которыхъ Соломонъ сокровеннымъ образомъ представилъ (Песн. 6, 7–8). Мне, хотя и весьма бедной въ благъ, цари принесли рабское . Ты явилъ Меня шире небесъ, отъ Которой Ты, Солнце славы, И минуя все прочее чудесное, совершенное въ Меня, (Я скажу, что Ты сделалъ Меня блаженнейшей во всемъ человечестве, и чрезъ Меня Ты сделалъ то, что и небесный сталъ исполненнымъ. А теперь, не знаю почему, все это смешалось и затмилось, и медъ смешался для Меня съ полынью. И ныне Я побуждаюсь умереть вместе съ Тобою и быть похороненной вместе съ Тобою, и сойти вместе съ Тобою даже до ада. Светлымъ Облакомъ, предвидя, пророкъ наименовалъ Меня (Ис. 19, 1), вместо облаковъ, проливающей слезы. He обо Мне ли и это было предсказано: Оставится дщерь яко куща (шатеръ) въ винограде» (Ис. 1, 8)? Потому что, вотъ, какъ сорванный виноградный гроздъ предо Мною лежитъ чистый Гроздъ жизни, живоносную Кровь, какъ вино, веселящее сердца верныхъ (Пс. 103, 15). Увы, сей камень, какъ бы железомъ Твоею мощною Рукою, духовными шипами ранитъ Мое сердце. О, почему у Меня не разорвется грудь, и тогда въ более таинственномъ смысле я, вместо этого, высеку, какъ бы въ камне, гробъ для Тебя; какъ бы снова Тебя въ Моихъ внутренностяхъ, и въ Моемъ сердце упокою Тебя? Я — Камень неразрывный отъ Камня, несущаго Мою Жемчужину, Который, на усвоился Мне.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=680...

Исх 14:15–31. 103 Исх 15:22–26. 104 Исх 16:1–36. 105 Исх 17:8–16. 106 Исх 17:12. 107 Исх 24:18; 34:28; Втор 9:9–18. 108 Чис 21:35; Втор 2:26 — 3:17. 109 Исх 14:15–31. 110 Пс 77:13. 111 Пс 32:7. 112 Пс 113:7–8. 113 Исх 15:8. 114 Быт 1:9. 115 Пс 23:7–9. 116 Нав 3. 117 4 Цар 2:8–15. 118 Нав 3:17. 119 Нав 6. 120 Нав 12:24. 121 Нав 10:12. 122 Евр 11:33. 123 Притч 20:6. 124 Иов 27:5–6. 125 Мк 5:34. 126 Мф 9:28–29. 127 Мк 9:24. 128 Мф 8:8–10; Лк 7:1–10. 129 Мк 5:23–42. 130 Ин 11:23–27. 131 Мк 16:18. 132 Мф 22:21. 133 Мф 14:31. 134 Мф 17:20; Мк 11:22–23; Лк 17:5. 135 Мф 14:28–31. 136 Мк 16:17–18. 137 Евр 11. 138 Мф 13:8; Мк 4:9; Лк 8:8. 139 Мф 25:21. 140 Например, Антонелли: N. Antonelli, Sancti Patris nostri Jacobi, episcopi Nisibeni, Sermones. Rome 1756. 141 См. о ней сл. статью: Д. Е. Афиногенов, Завет и Царство (Историософия Афраата)//Вестник древней истории, 1 (1994), с. 176–187. 142 T. D. Barnes, Constantine and the Christians of Persia//The Journal of Roman Studies 75 (1985), p. 133–134. 143 R. Murray, Symbols of Church and Kingdom. A Study in Early Syriac Tradition. Cambridge, 1975. P. 144 См. главу «Когда наступит царствование Антихриста?» в книге проф. А. Д. Беляева «О безбожии и Антихристе», ч. 1. Сергиев Посад, 1898. 145 См. статью: Craig E. Morrison, The Reception of the Book of Daniel in Aphrahat " s Fifth Demonstration, «On Wars»: http://syrcom. cua. edu/Hugoye/Vol7No1/HV7N1Morrison. html. 146 G. Lafontaine, CSCO 382=Scriptores Armeniaci 7 (1977), 88–114 [арм. текст]; CSCO 383=Scriptores Armeniaci 8 (1977), 46–60 [перевод]. 147 Издание: F. M. E. Pereira, Jacobi, episcopi Nisibeni, Homilia de adventu regis Persarum adversus urbem Nisibin//Orientalische Studien Th. Noldeke zum siebzigsten Geburtstag gewidmet. GieBen 1906, p. 877–892 [текст основан на одной из двух дошедших рукописей, без перевода]. 148 Аграфон, встречается также в Псевдо–Климентинах (см.: A. Resch, Agrapha (Texte und Untersuchungen 30). Leipzig, 1906. Agraphon 82, p. 106–107); ср. Мф. 18, 7; Рим. 3, 8. 149

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Войско израильтян делилось на пятидесятки ( 1Цар. 8:12 ; 4Цар. 1:9–14 ). Число шестьдесят шесть (66) Шестьдесят шесть – двойная шестерка. Существует шестьдесят шесть канонических книг Священного Писания. Протестанты отказались от неканонических книг Писания и тем самым свели число книг Библии с 77 на 66. Не говорят ли сами числа о том, каким духом они были движимы, совершая это сокращение?.. Число семьдесят (70) Семьдесят не имеет самостоятельного значения, но как семь, умноженное на десять (70=7 x 10), как «увеличенная семерка» означает полноту. Семидесятидневное оплакивание почившего Иакова ( Быт. 50:3 ). Семьдесят дней плача о покойном. Семьдесят лет длилось вавилонское пленение Израиля ( 2Пар. 36:21 ; Иер. 25:11–12 ). Семьдесят лет – средний срок жизни человека. «Дней лет наших – семьдесят лет» ( Пс. 89:10 ). Семьдесят седмин лет – круг времени – ожидания Мессии в пророчестве Даниила ( Дан. 9:24 ). Все эти примеры говорят о семидесяти как некой полноте времен. Но семьдесят – это и полнота благодатного пастырства и апостольства. Так уже при Моисее было избрано семьдесят старейшин народа, помазанных Духом Божиим на это служение ( Исх. 24:1 ; Чис. 11:16,25 ). Христос избрал на апостольское служение семьдесят учеников ( Лк. 10:1 ). И, как Дух, бывший на Моисее, почил на семидесяти старейшинах, так Дух Христов почил на Его семидесяти апостолах. Прообразом этому были семьдесят финиковых деревьев при Елимских водах ( Исх. 15:27 ). Число семьдесят семь (77) Семьдесят семь – двойная семерка, число полноты. Семьдесят семь книг составляют полноту Священного Писания. 66 канонических и 11 неканонических книг (66 + 11=77). Число восемьдесят (80) Числом 80 (дважды по сорок) означается в Священном Писании иногда высокий возраст. Так Моисей был восьмидесяти лет призван на служение своему народу ( Исх. 7:7 ). К этому Бог готовил его сорока годами высших школ Египта и сорока годами пустынножительства. Восемьдесят лет – возраст человека при большей крепости ( Пс. 89:10 ). Число сто сорок четыре (144)

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Это исполняет Ефрем, так что когда будет вооружен и вполне готов к войне, и сам вместе с народами будет поражен стрелами Господа; первый разделивший народ, – Иеровоам, – был из его колена ( 3Цар.12:19,25 ). Под этим нужно разуметь еретиков, что более полно показывает Осия пророк ( Ос.5 и Ос.6 ) и то, что мы сказали выше: Сыны Ефрема, напрягающие лук и стреляющие в день войны обратились назад ( Пс.77:9 ). Ибо когда Господь возбудит сынов Сиона, т. е. сынов Церкви, тогда разбиты будут и учители противных [Церкви] догматов, и все утверждения философов, и все доводы язычников, потому что сам Господь есть меч сильных, о котором говорится: Препояшься, Сильный, мечем Своим по бедру Своему, – величием Своим и красотою Своею, напряги лук, выступай поспешно и царствуй, ради истины, и кротости, и правды, и изведет Тебя чудесно десница Твоя ( Пс.44:4–5 ). Этим мечем поражаются Ефиопляне, о которых написано: И вы, Эфиопляне, будете поражены мечем Моим ( Соф.2:12 ); после поражения их мечем Христовым они отложат темный цвет и радостно будут восклицать: Будет слава Господа Бога нашего на нас ( Пс.89:17 ) этого же ожидает себе и Давид после покаяния: Ты омоешь меня, и я сделаюсь белее снега ( Пс.50:9 ). Это тот меч, о котором пишет Апостол: Живо слово Божие и действенно, и может пронзать более, чем всякий обоюдуострый меч, и достигать до разделения души и духа ( Евр.4:12 ). Зах.9:14–15 . И Господь Бог явится над ними и, как молния, понесется стрела Его, и Господь Бог возгремит трубою и выступит в вихре полудня. Господь воинств будет покровительствовать им, LXX: И Господь Бог явится над ними, и, как молния, понесется стрела Его, и Господь Бог всемогущий вострубит трубою и изыдет в движении страшного гнева Своего. Господь всемогущий будет защищать их. – И это место [Иудеи] относят ко временам Маккавеев, потому что, когда они боролись против Антиоха и одерживали над ним верх, то поражение и победа были делом Божиим: Он, Сильный, выступал в битве и могущество Его являлось для побежденных и врагов подобным молнии: и по рассеянии врагов смертоносным вихрем Он покровительствовал народу Иудейскому.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Поскольку оставила Господа дщерь Сионя, то и она оставится. Но Господь сохраняет еще к ней Свое человеколюбие, именует ее дщерью, называя прежним именем, какое имела до своего отчуждения. Оставится, яко куща в винограде. Для охранения плодов в виноградниках ставятся кущи. Посему, когда виноградник изобилен свойственными ему плодами, о куще заботятся и прилагают всякое попечение, чтобы сторож смотрел из нее, не обирают ли винограда проходящие мимо; когда же виноградник бесплоден, то необходимо небрегут об охранении винограда. Посему Бог угрожает израильскому народу оставлением за то, что не приносит надлежащих плодов. Убоимся и мы стать бесплодными, чтобы не остаться без Божия призрения! Страж наш есть Дух Святый. Когда душа приносит плоды, достойные вечных житниц, Дух пребывает с нею, охраняет ее и отражает козни уединеннаго дивия (ср.: Пс. 79, 14). Но когда произращает грозд желчи и приносит грозд горечи (ср.: Втор. 32, 32), тогда Дух оставляет бесплодную душу, и она попирается зверонравными помыслами и скотскими пожеланиями всякого рода. Писание же нередко в переносном смысле называет виноградом Израиля, например: Виноград из Египта пренесл еси (Пс. 79, 9), и виноград бысть Возлюбленному (Ис. 5, 1), и Аз же насадих тя виноград плодоносен, весь истинен (Иер. 2, 21). А ежели Израиль — виноград, то куща сего винограда — дом и, может быть, храм. Ибо он называется селением славы (ср.: Пс. 25, 8) и селением, идеже вселися в человецех (ср.: Пс. 77, 60). Посему пока виноград сей приносил многие плоды, стояла и куща для сбережения плодов. Но поскольку Насадивший его ждал, да сотворит гроздие, и он сотвори терние (ср.: Ис. 5, 2), которым увенчали Господа, и весь обратился в горечь, ибо сотворил грозд желчи и грозд горести, почему и в снедь Господу дали желчь, то за сие оставлена куща винограда. Ибо сказано: Се, оставляется вам дом ваш пуст (Мф. 23, 38). Тогда исполнилась сия угроза, ибо Израиль оставлен, как куща в винограде; с тех пор уже заповедано и облаком, еже не одождити на виноград (ср.: Ис.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

Алчба и жажда есть болезненное чувство голода и внутренняя потребность пищи и пития. Но, как человек состоит из двух существ, тела и души, и потому, как пища есть телесная и душевная: так и алчба, и жажда бывает не только телесная, но и душевная. Алчба и жажда телесная есть страдание от чувственного голода, или от недостатка пищи и пития для тела. И таковые алчущие и жаждущие суть те, которые, по крайней нищете и бедности, часто не имеют дневного пропитания. Жалостна участь сих страждущих, особенно невинных и незлобных детей; болезненно чувство недостатка пищи и пития, от которых зависит не только здравие, но и жизнь тела; посему-то Господь всем определяет пищу, повелевая земле произращать плоды, и, кажется, с особенной заботливостью «дает пищу алчущим» ( Пс.145:7 ), и «брашно посла им до сытости» ( Пс.77:25 ). Но эти алчущие и жаждущие не могут принадлежать к лику блаженных, особенно, ежели они, как язычники, только и пекутся о том, что есть и что пить, не возвергая печали на Господа, Который питает ( Пс.54:23 ), и не имея сыновнего страха к Щедрому и Милостивому Отцу, Который пищу дает боящимся его» ( Пс.110:5 ). Есть высший род алчущих и жаждущих телесно. Это Христианские постники, которые добровольно в известное время отрекаются от употребления пищи и пития, и определяют себя на голодное страдание. Таковая алчба и жажда, таковой пост, заповеданный церковью и освященный Спасителем и всеми Праведниками, может усвоить нам блаженство алчущих и жаждущих, ежели только он есть плод веры, средство укрощения страстей, очищения грехов и имеет целью освящение духа. Но есть алчба и жажда, которой мучится душа; есть голод, который угрожает душе вечной смертью . К несчастью, мы редко этот голод чувствуем. Алкание и жаждание души нам кажется одним воображением. Устремивши все мысли, желания и чувства к временному и земному, мы только и заботимся о том, чтобы питать, поить и одевать плоть свою; а о пище, о питии и об одежде для души своей нимало и не помышляем. Итак, чтобы возбудить в нас попечение о душе, Спаситель указывает нам на голод духовный, и заставляет нас искать пищи и пития, свойственных душе.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Nordov...

Вопрос 29. Почему пророк манну наименовал хлебом ангельским (Пс. 77:25 )?    Потому что при служении ангелов дарована манна. А естество бесплотное не имеет нужды в пище. Так, манна названа хлебом небесным (Пс. 77:24), потому что нисходила свыше, не с самого неба, но из воздуха. Так, и птицы, носящиеся по воздуху, называются небесными. Вопрос 30. Почему названа манной?    Увидевшие ее в первый раз спрашивали друг друга: что это такое? И сей вопрос «что это такое?» обратили они в название, потому что так переводится слово манна. То же показывает и история. Ибо сказано: узревше сынове Израилевы, реша друг ко другу: что есть сие? Не ведяху бо, что бяше (Исх. 16:15). Посему вопрос сделался именем. Слова же: аки мука с медом (Исх. 16:31) Симмах перевел «как печеное с медом». Гомор (Исх. 16:16) была еврейская мера; законодатель же извещает, что это десятая доля трех мер бяше (Исх. 16:36), а Иосиф сказал, что содержит в себе три с половиною аттической котилы. Вопрос 31. Почему остававшаяся до другого дня манна портилась?    Потому что оставлять ее было нарушением закона. Ибо, научая израильтян жизни, свободной от забот, Бог обещал каждый день снабжать необходимою пищею, но они, не поверив, некоторую часть собранного сберегли на следующий день, почему сбереженное воссмердеся (Исх. 16:20). А что произошло сие не от свойства манны, свидетельствует о сем суббота, в которую собранное в пяток соблюдалось невредимым; о том же свидетельствует манна, чрез многие роды сохранявшаяся в ковчеге. Вопрос 32. Почему не снабжал Бог манною в дни субботние?    Поелику одним израильтянам постановил законом проводить в покое субботу, то самим делом научал сохранять заповедь. Но не останавливал течения естества, потому что и в субботу солнце и луна восходят, а также облака изливают дождь, ветры дуют, жены и всякого рода бессловесные рождают детей. Вопрос 33. Какое оружие употребляли в дело израильтяне, сражаясь с Амаликом?    Когда египтяне потонули, тела их вместе с оружием выброшены были на берег. Завладев сим, израильтяне употребляли в дело в сражениях.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

конструкц., как у Ис.33:15 ) видеть зло» (все нравственно-нечистое противно очам славы Его – существа святейшего, как свету тьма сн. Ис.3:8 ; 1Ин.1:5 ; 2Кор.6:14 ) 74 , «и смотреть на злодейство (тех, кто в подданстве у неправды) 75 Ты не можешь (ст. 13)» – без того, чтобы не остановить или не наказать его: так начинает пророк пред Святым Израилевым свое новое умозаключение, языком т. е. песни псаломской (яко Бог не хотяй беззакония Ты еси: не приселится к тебе лукавнуяй, ниже пребудут беззаконницы пред очима твоима, возненавидел еси вся делающия беззакония – Пс.5:5,6 ), которая воспитала не одно поколение поклонявшихся во святом храме ( Авв.2:20 ) и живо представлялась всякой душе благочестивой в положении пророка. «Для чего же Ты смотришь на преступников (суд Божий предрекаемый, – от халдеев, так изображаемых и у Ис.21:2 ; Ис.24:16 , – пророк созерцает, как уже наступивший), молчишь (остаешься зрителем праздным, как Суд.18:9 ; 4Цар.2:5 ), когда пожирает (крайне угнетает) беззаконный того, кто праведнее его (ст. 13)». Не то хочет сказать пророк, чтобы «угнетаемый был вполне праведен (perfecte justus), но по сравнению – что он праведнее своего притеснителя 76 » безбожного (ст. 11). Пророк ведет речь свою в той же силе, «в какой праведными могут быть названы Содом и Гоморра в сравнении с Иерусалимом (сн. Мф.11:24 ), мытарь в сравнении с Фарисеем ( Лк.18:14 ), грешник в сравнении с диаволом» 77 . Исключительное понятие о языческом мире, как грешном и безбожном ( Гал.2:15 ; Еф.2:12 ), в виду Божественных преимуществ народа избранного (сн. Рим.3:1,2 ; Рим.9:4,5 ), – не чуждо и апостольского времени 78 . «И (этим, т. е. тем, что не останавливаешь и не наказываешь притеснения, – Кирилл Ал.) делает людей такими, как рыбы в море, как движущиеся 79 в воде (что должно подразумевать ради предыдущего слова и ближ. контекста, – животные малые и большие в море великом и пространном – Пс.68:35 ; Пс.103:25 ), у которых нет властителя» (ст. 14), – которые, по еврейскому о сем царстве животных представлению, «не подражают другим животным, ходящим стадами и под одним начальником, как войско с предводителем 80 », но суть бесцарни (сн.

http://azbyka.ru/otechnik/Moisej_Golubev...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010