Святой Стефан сказал кудеснику: — Ты захотел того, что превосходит мои смиренные силы, но я надеюсь на щедроты и милость Всесильного Бога, ищущего спасения всех. Он ради славы святого Своего имени может чудесно сохранить меня живым и целым в огне и в воде. Да утвердится этим чудом в вере предстоящий народ, а ты посрамишься со своими бесами, на которых надеешься. Сказавши это волхву, святой Стефан обратился к народу: — Благословен Господь, возьмите огонь, принесите сюда и зажгите вот эту, особо стоящую, пустую с открытым входом хижину, а я, взявшись за руки с кудесником, войду в нее. И потом был принесен огонь, и строение зажжено. Преподобный же Стефан, воздев руки к небу, помолился Богу такими словами: — Владыко многомилостиве, «Подай нам помощь в тесноте, ибо защита человеческая суетна» (Пс 59:13), посли милость Твою, яви человеколюбие Твое, покажи силу Твою, да разумеют предстоящие люди истинную веру и познают, яко Ты еси истинный Бог Един, и аз раб Твой: «ибо вот, враги Твои шумят, и ненавидящие Тебя подняли голову» (Пс. 82:3). «Поднимают к небесам уста свои, и язык их расхаживает по земле» (Пс. 72:9). Сего ради «покажи на мне знамение во благо, да видят ненавидящие меня и устыдятся, потому что Ты, Господи, помог мне и утешил меня» (Пс. 85:17). Ты Бог, утешающий нас во всякой скорби нашей Утешителем Твоим Духом Святым, с Ним же благословен во веки, аминь. По окончании своей молитвы, он сказал народу: — Мир вам, братия, спасайтесь, просите и молите обо мне. Ибо я ради святой веры готов умереть. Теку на предлежащий мне подвиг, уповая на Начальника веры и Совершителя Иисуса. Обратившись же к кудеснику, он сказал ему: — Пойдем вместе, взявшись за руки, как обещались. Но кудесник, испугавшись муки от сильного, пылавшего огня, не хотел идти. Тогда преподобный, схвативши его крепко за одежду, тащил с собою в огонь насильно. Он же упирался, пятился назад и, падая на землю, кричал, что сгорит тотчас же в огне, как сено и сухие ветви. Тогда народ с досадою начал кричать ему, чтобы он шел в огонь согласно собственному предложению. Но он умолял оставить его.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

В Библии мы повсюду находим слова, свидетельствующие о той роли, которую играет сердце в деле познания. Мы встречаем эти слова как в Ветхом завете: «Помышления сердца их были зло» [Быт. 6:5] «Не дал вам Господь сердца, чтобы разуметь» [Втор. 29:4] «Вы знаете всем сердцем вашим» [Нав. 23:14] «Даруй же рабу Твоему сердце разумное» [III Цар. 3:9] «Размыслите в сердцах ваших» [Пс. 4:5] «Изрекут... размышления сердца моего - знание» [Пс. 48:4] «Бродят помыслы в сердце» [Пс. 72:7] «Мудрость почиет в сердце разумного» [Притч. 14:33] «Мудрость войдёт в сердце твоё» [Притч. 2:10] «Безумие в сердце их» [Еккл. 9:3] «Сердце легкомысленных будет уметь рассуждать» [Ис. 32:4] «Не уразумели этого сердцем» [Ис. 42:25] «Чтобы ты узнал помышления сердца твоего» [Дан. 2:30] так и в Новом: «Для чего вы мыслите худое в сердцах ваших?» [Мф. 9:4] «Помышляли в сердцах своих» [Мк. 2:6] «Да откроются помышления многих сердец» [Лк. 2:35] «Видя помышления сердца их» [Лк. 9:47] «Для чего такие мысли входят в сердца ваши?» [Лк. 24:38] «Слово Божие... судит помышления и намерения сердечные» [Евр. 4:12] Наличие двух проводников познавательной силы свидетельствует о нарушении целостности духа. «Мы должны, - продолжает Зеньковский, признать факт раздвоения познавательной силы в человеке: рядом с разумом и его идеями стоит сердце с его озарениями - в этих озарениях нам может открыться глубочайшая истина» Может ли разум претендовать на «знание истины»? Или он имеет отношение только к им самим же созданным искусственным конструкциям? Впрочем, и здесь, как мы выяснили в первых главах нашей работы, разум не способен разрешить тех проблем и противоречий, которые перед ним встают. Откуда идёт этот предрассудок, что только знание, получаемое разумом, несёт человеку истину? Откуда это стремление превратить «веру» в «знание», истину откровенную в истину самоочевидную? Откуда, наконец, это вечное стремление всё доказать? Почему доказанная истина много ценней недоказанной? Здесь мы видим непримиримость между истиной Откровения и человеческими истинами. В Библии сказано: «погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну». Св. Писание не считается с законами, оно свободно от законов.

http://ruskline.ru/analitika/2015/04/23/...

294.  …наш ли ты, или из неприятелей наших? (Нав. 5. 13.) 295.  …так скажи Иоаву: «пусть не смущает тебя это дело, ибо меч поядает иногда тою, иногда сею; усиль войну твою против города и разрушь его». Так ободри ею (2 Цар. 11. 25). 296.  …продай одежду свою и купи меч (Лк. 22. 36). 297.  Господня — земля и что наполняет ее (Пс. 23. 1). 298.  …во всех местах владычества Его (Пс. 102. 22). 299.  И потому ревностно стараемся, водворяясь ли, выходя ли, быть Ему угодными (2 Кор. 5. 9). 300. Пс. 33. 9. 301.  …поел… шел сорок дней и сорок ночей до горы Божией Хорива (3 Цар. 19. 8). 302.  ….веяние тихого ветра… (3 Цар. 19. 12). 303.  …побеждающему дам вкушать сокровенную манну (Апок. 2. 17). 304. Письма 8, 9 — РНБ РО. Ф. 1927. 305.  …если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое… (Иак. 4. 15). 306.  …как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться? (Ин. 3. 4.) 307.  …удаляющие себя от Тебя гибнут; Ты истребляешь всякого отступающего от Тебя (Пс. 72. 27). 308. 1 Тим. 6. 20. 309. Пс. 2. 11. 310. Ответ святителя Игнатия на церемонное, благодарственное письмо инока Леонида, написанное по приказанию настоятеля N монастыря. — Примеч. П. А. Брянчанинова. 311. Российский Государственный архив древних актов (РГАДА). Ф. 1293. Оп. 1. 312. Свои «Записки» М. В. Чихачев писал от третьего лица. 313. См: Полное жизнеописание святителя Игнатия Кавказского. С. 66–67. 314. См.: Полное жизнеописание святителя Игнатия Кавказского. С. 148–150. 315. Письмо РГБ ОР. Ф. 425. К. 1. письма Святитель Игнатий Брянчанинов. Сочинения. Т. 7. Письма. М., 1993. 316.  Самарин Д. И. — дядя и крестный отец Дмитрия Александровича Брянчанинова — святителя Игнатия. 317.  Леонид и Ювеналий… — См. Настоящее издание, т. 6, с. 532 и 650. 318.  Отец Иустин (Татаринов) — о нем см. 308–321. 319.  Отец Архимандрит Игнатий (Малышев) — о нем см. 298–308. 320.  Старец Исаия — о нем см. 199–200. 321.  Исидор (Я. С. Никольский; 1799–1892) — Митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский с 1860 г.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

3:15). Ибо написано: «явился ему Ангел Господень в пламени огня» (Исх.3:2). Но Писание, поставивши прежде в этом повествовании имя Ангела, потом вводит глас Божий, говоря: «сказал» Моисею: «Я Бог отца твоего, Бог Авраама» (Исх. 3:6); и немного ниже: «Я есмь Сущий» (исх. 3:14). Кто же это — вместе и Ангел и Бог? Не Тот ли, о Котором мы научены, что «нарекут имя Ему: Чудный, Советник» (Ис. 9:6)? Я думаю, что на это не нужно больше доказательств: для Христолюбцев довольно и этого указания; а для неизлечимых не будет никакой пользой от множества слов. Конечно, Господь соделался великого совета Ангелом после; но и прежде не почитал Он недостойным Себя называться Ангелом. Ибо, не в одном этом месте находим, что Господь наш наименован в Писании и Ангелов и Богом; но и Иаков, рассказывая женам о своем видении, говорит: «Ангел Божий сказал мне во сне» (Быт. 31:11); а потом, немного ниже, от лица того же Ангела: «Я Бог [явившийся тебе] в Вефиле, где ты возлил елей на памятник» (Быт. 31:13). Но там, при столпе, сказано было Иакову: «Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака» (Быт. 28:13). Итак, Тот же, Кто там назван Ангелом, здесь говорит, что Он явился Иакову. Из этого всякой ясно может видеть, что где один и тот же назван и Ангелом и Богом, там указуется Единородный, Который в каждом роде являет Себя человекам, и возвещают волю Отца святым Своим. Поэтому и в лице Того, Который, явившись Моисею, наименовал Себя Сущим, должно разуметь не иного, как Бога — Слово, Сущего в начале у Бога (Ин. 1:2).    Но говорящие «неправду в высоту» (Пс. 72:8) не устрашились наречь Сына не сущим. «Сказал безумец в сердце своем: (Пс. 13:1); а они, дерзнув наименование Бога не существующим, не только это помыслили, с лукавством (Пс. 62:8), и даже не усомнились предать писанию для последующего времени. А как они видят, что и самые бесы не отвергают бытия Божия (Иак. 2:19); то, возращаясь мыслью назад к прежнему времени, там исполняет свое нечестивое желание, хульно утверждая, что некогда не было Сына, как будто Он не существовал по Своему естеству, а приведен в бытие Богом по благодати.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4079...

702. См.: время всяцей вещи под небесем (Екк. 3:1). 703. Слово 11. 704. Преподобный Григорий Синаит посетил Афонскую Гору в XIV веке по Рождестве Христовом. В то время монашество в Палестине, особенно же в Египте, было почти уничтожено магометанами, покорившими своей власти Египет и Палестину еще в начале VII века. Во время святого Григория Синаита учение об умной молитве до крайности умалилось повсеместно. Его можно признавать восстановителем этого учения, как это сказано в кратком жизнеописании его, помещенном в Добротолюбии. И во времена Григория Синаита были иноки, достигшие великого преуспеяния в молитве, как, например, Максим Капсокаливи, жительствовавший в Афонской Горе — наставлениями его пользовался сам Григорий, называвший Максима земным Ангелом. Добротолюбие. Ч. 1. Преподобный Григорий научен умной молитве некоторым иноком острова Кипра; до знакомства с этим иноком он занимался исключительно псалмопением. Рукописное житие преподобного Григория Синаита. 705. Житие и писания молдавского старца Паисия Величковского. Издание Введенской Оптиной Пустыни, 1847 года. 706. …доселе дойдешь и не перейдешь… (Иов. 38:11). 707. Слово 28, гл. 17. 708. Там же, гл. 19. 709. Слово 4, гл. 93. 710. О мнящихся от дел оправдитися, гл. 34. Добротолюбие. Ч. 1. 711. Слово 28, гл. 51. 712. …но это трудно было в глазах моих, доколе не вошел я во святилище Божие (Пс. 72:16–17). 713. Гл. 14. 714. Лк. 17:21. 715. Святой Исаак Сирский. Слово 8. 716. Святой Исаак Сирский. Сл. 2. 717. тогда возложат на алтарь Твой тельцов (Пс. 50:21). 718. встань и ходи (Деян. 3:6). 719. Мф. 25:3. 720. Вкусите и увидите, как благ Господь! Блажен человек, который уповает на Него! (Пс. 33:9.) 721. Ответ 115. 722. …ожидающих движения воды (Ин. 5:3). 723. Я знаю, которых избрал (Ин. 13:18). 724. Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод и чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам (Ин. 15:16). 725. То есть по действию Божественной благодати.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1898...

71. «…Поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы.» (Еф.5:15-16). Теленок и грузовик Теленок был привязан к колышку на лугу. Наскучило ему с веревкой ходить, стал он пытаться вырваться, но все напрасно, только запыхался. Смотрит: по дороге в грузовике коров везут. И так ему грустно стало, так захотелось за ними побежать, чтобы они его с собой в машину взяли, что у него даже слезы на глазах выступили. Опустил он голову, стоит печальный и слышит, как хозяин с соседом разговаривает: «Видел, коров на бойню повезли?» – «Видел. А ты со своим теленком что делать будешь?» – «С телочкой-то? Пусть живет – хорошая-то корова всегда в хозяйстве нужна». 72. «Всем сердцем моим ищу Тебя…» (Пс. 118:10). Истину находят в сердце Мед из сот выкачивают в медогонке, Зерна перемалывают в муку на мельнице, Уголь из пласта добывают в шахте, Истину всегда находят только в сердце. 73. «Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены.» (Иак. 1:17). Кому доверять? Доверять свою жизнь можно только тому: Кто никогда не переменится, Кто никогда не подведет, Кто никогда не оставит, Кто всегда поможет. 74. «Велик Господь наш и велика крепость [Его], и разум Его неизмерим.» (Пс. 146:5). Без ног и без рук Добро – ни внутри, ни вовне, Правда – ни в многознании, ни в невежестве. Счастье приходит, не имея ног, Любовь все поддерживает, не имея рук. 75. «Буду славить [Тебя], Господи, всем сердцем моим, возвещать все чудеса Твои.» (Пс. 9:2). Чем ближе Чем ближе к морю, тем свежей воздух, Чем ближе к ульям, тем сильнее запах меда, Чем ближе к городу, тем ярче огни, Чем ближе к Истине, тем больше чудес. Комментарии Всего комментариев: 1 2014/01/10, 00:08:34 Your website has to be the elicortnec Swiss army knife for this topic. Sanjay Добавить комментарий: Подписка на новости и обновления При копировании или цитировании текста и фотографий необходимо давать активную ссылку http://www.isihazm.ru

http://isihazm.ru/1/?id=127

9:20)? Я указал на пример детей, а Павел привел еще гораздо лучший пример — горшечника и обделываемой им глины. Как глина принимает всякий вид, какой дают ей руки обделывающего ее, так и человеку должно поступать сообразно с тем, что повелевает Бог, и принимать с благодарностью то, что Он посылает, нисколько не противореча и не усиливаясь дознать (причину этого); потому что это непостижимо не для одних нас, но и для мужей святых и дивных, живших прежде нас. Так Иов говорил: « Почему беззаконные живут, достигают старости, да и силами крепки?» , и так далее (Иов. 21:7). И блаженный Давид сказал: « А я — едва не пошатнулись ноги мои, едва не поскользнулись стопы мои, — я позавидовал безумным, видя благоденствие нечестивых, ибо им нет страданий до смерти их, и крепки силы их; на работе человеческой нет их, и с [прочими] людьми не подвергаются ударам » (Пс. 72:2–5). После него Иеремия также говорил: « Праведен будешь Ты, Господи, если я стану судиться с Тобою; и однако же буду говорить с Тобою о правосудии: почему путь нечестивых благоуспешен, и все вероломные благоденствуют?» (Иер. 12:1). Недоумевали и спрашивали и они, но не так, как нечестивые, не ропща на Бога и не обвиняя в несправедливости за дела Его. Напротив, один из них говорил: « Правда Твоя, как горы Божии, и судьбы Твои — бездна великая » (Пс. 35:7), а другой, много страдавший, «во всем этом не произнес ничего неразумного о Боге » (Иов. 1:22); и в книге своей, рассуждая о творении и изъясняя непостижимость премудрости и домостроительства Божия, говорил: « вот, это части путей Его; и как мало мы слышали о Нем!» (Иов. 26:14). А Иеремия, предвидя, что иной может усомниться, пред вопросом своим высказывает такое суждение: « праведен будешь Ты, Господи », т. е. я знаю, что все совершается Тобою справедливо, но способа, каким это совершается, не постигаю. Что же, узнали ли они что–нибудь больше? Нет, они не получили даже и ответа, как изъясняет блаженный Давид в словах: « и думал я, как бы уразуметь это, но это трудно было в глазах моих » (Пс.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=681...

е. дней жизни своей, которые для живущих проходят как тень. Ибо не те продолжают дни свои, кои живут долгое время, а те, кои делают дни свои великими величием добрых дел. Поэтому и Иаков, как бы сознавая себя грешником, говорит: «малы и злы дни мои» ( Быт.47:9 ) и в псалме исповедающийся Богу говорит: «дние мои яко сень уклонишася и аз яко сено изсхох» ( Пс.101:12 ), говорит не потому, чтобы просил долгой жизни в настоящем мире, в котором всякое время жизни кратко и есть тень и образ – «убо образом ходит человек» ( Пс.38:7 ), – но потому, что боится за будущий век, чтобы не сократилась продолжительность жизни там, где есть истинная жизнь. Еккл.8:14 . Есть и такая суета на земле: праведников постигает то, чего заслуживали бы дела нечестивых, а с нечестивыми бывает то, чего заслуживали бы дела праведников. И сказал я: и это – суета! Есть суета, бывающая под солнцем, – что бывают праведники, – которых постигает то, чего заслуживали бы дела нечестивых, и бывают нечестивые, которых постигает то, чего заслуживали бы дела праведников. Сказал я, что и это суета. Между прочими явлениями суеты, которые в мире сопровождаются не одинаковыми последствиями, я заметил и то, что с праведными случается то, что должно бы случаться с нечестивыми и что нечестивые так счастливо живут в этом мире, что можно бы подумать, что они самые праведные. Евангелие представляет пример этого в богаче, облекавшемся в порфиру, и в бедном Лазаре ( Лк.16:19–31 ). И семьдесят второй псалом ( Пс.72 ) рассуждает по вопросу о том, почему праведных иногда постигают бедствия, а нечестивые благоденствуют. А вместо поставленного нами: «есть суета бывающая на земле» Симмах перевёл определённо, поставив: «трудно понять, что бывает на земле». Евреи сказанное о праведных, которых постигают бедствия, и о нечестивых, которых постигает то, что заслуживают дела праведных, относят к сыновьям Аарона и к Манассии, что первые принося жертвы погибли, а последний после столь великих зол и плена возвращён на царство. Еккл.8:15 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Кто ищет радостей века сего, которые доставляются душе не иначе, как через плоть и кровь, тот не Богу угождает, но себе, не на стороне подвижников Христовых, но живет и дышит с миром заодно; за то вместе с миром и погибнет. Истинно, истинно говорю вам, – говорил Господь ученикам своим, – вы восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется ( Ин.16:20 ). Если и ты радуешься, брат мой, радостью века сего, – наслаждаешься спокойствием плоти, утешаешься обилием благ временных, то верь, что ты на опасном пути, на стороне людей мира, которых удел в этой жизни ( Пс.16:14 ). Живущия по плоти, – сказано, – Богу угодить не могут ( Рим.8:8 ); всякое помышление их есть вражда на Бога; ибо ум их закону Божию не покоряется ( Рим.8:7 ). О тех, которые благоденствуют в веке сем, умножают богатство, пророк Давид говорит пред Господом и, конечно, справедливо: Так! на скользких путях поставил Ты их, и низвергаешь их в пропасти... Как сновидение по пробуждении, так Ты, Господи, пробудив их, уничтожишь мечты их ( Пс.72:18, 20 ). Не бывайте несмысленны ( Еф.5:17 ), – говорит нам слово Божие; будьте мудры ( Мф.10:16 ); оставите безумие и живи будете ( Прит.9:6 ). Какое же безумие? – спросит кто. Конечно, не благоразумие же есть сопротивление воле Божией: кто сопротивляется назначению Вышнего, – старается избегать скорбей, которые на пути спасения неизбежны, тот несмыслен, глуп и безумен. Всех таковых противников Божиих постигнет гнев Божий – вечная смерть, вечная мука. Но кто терпит скорби благодушно, тот, по слову Писания, терпит Господа (Ср. Пс.26:14 ); терпение же убогих не погибнет до конца: пред лицем человеческим аще и муку приимут, упование их бессмертия исполнено есть: и вмале наказани бывше, великими благодетельствовани будут ( Прем.3:4, 5 ). Потому и апостол Иаков пишет: блажен муж, иже претерпит искушение; заме искусен быв, приимет венец жизни, его же обеща Бог любящим Его ( Иак.1:12 ). Итак значит, не тот блажен, кто, возлюбив нынешний век, с радостью предается его быстролетным удовольствиям, ах! нет, – не он блажен; но тот, кто терпит все случающиеся в жизни сей скорби ради Господа и, искушаясь ими, как золото в горниле, очищается от всякой неправды: он уготовляет себя к наследию вечной радости! Блажен, кто терпит скорби ради Господа: он получит обилие радостей пред лицем Его во веки (Ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Не подумай, что муче­ники только за нас предстательствуют; напротив, и ангелы, когда постигают нас бедствия, умоляют за нас Бога, — и не только умоляют, но и получают ответ от Благодетеля. Пророк Захария говорит: и сказал мне Ангел, говоривший со мною (Зах.1:9,12). Вот молитва ангела: Господи Вседержителю! Доколе Ты не умилосердишься над Иерусалимом и над городами Иуды, на которые Ты гневаешься вот уже семьдесят лет (ст. 12)? Что же? Отверг ли Бог предстательство ангела? Совсем нет; но что же ему ответил? Тогда в ответ Ангелу , говорит Захария, говорившему со мною, изрек Господь слова благие, слова утешительные (ст. 13). Умолим Владыку ангелов, и Он пошлет одного ангела, ко­торый и рассеет все войско врагов. Мне понравилась и кар­тина, сделанная из воска и исполненная благочестия. Я видел на изображении ангела, прогоняющего тьмы варваров, видел попираемые варварские племена и Давида, который истинно вос­клицал: Господи, уничтожь образ их в городе Твоем (Пс.72:20). Пусть и в отношении нас скажет теперь блажен­ный Давид: да будет путь их темен и скользок, и Ангел Господень да преследует их (Пс.34:6), т.е., наших врагов. Бог умеет доставлять разные случаи к истреблению врагов. Много­численно было войско Сеннахирима, царя ассирийского, и, однако, один посланный ангел истребил 185 тысяч (4Цар. 19). Мы — люди — при помощи человеческих мыслей измеряем то, что случается, и говорим себе: что, если в наших областях не окажется ни одного воина? Что нам делать, если прежде, чем успеет явиться военачальник, всех нас истребят? В самом деле, ужели потому только, что ты придешь раньше, раньше придет и Бог (на помощь)? Ужели потому только, что ты не вездесущ, не вездесущ и Бог? Ужели Бог одно мо­жет сделать, а другого нет? Бездушное море покорилось и погрузило; неразумные рыбы покорились Петровой ловле; и ан­гел, если Бог повелит ему, разве не уничтожит всех врагов истины? Будем только бодрствовать, будем только про­сить, будем только умолять (Бога)! У древних повелевал один прекрасный полководец; или назову общеупотребитель­ным именем, чтобы он стал всем понятен: повелевал один стратиг иноплеменников — Сисара; о нем вспоминает и Давид, говоря: поступи с ними, как с Мадиамом и Сисарою, как с Иавимом при потоке Киссоне (Пс.82:10).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010