В число других предсказаний об обстоятельствах смерти Христа входят: 13) Его руки и ноги пронзили ( Пс. 21:17 ; ср. Лк. 23:33 ); 14) Его грудь пронзили ( Зах. 12:10 ; ср. Ин. 19:34 ); и 15) об одежде Его бросали жребий ( Пс. 21:19 ; ср. Ин. 19:23–24 ). Хотя оно было понято только как свершившийся факт, одно из самых точных библейских пророчеств предсказывает даже год смерти Христа. Даниил, говоря о плене Израиля и об искуплении греха, приводит свою покаянную молитву, в которой исповедует грехи своего народа ( Дан. 9:4–19 ); и тогда в видении ангел Гавриил даёт Даниилу следующее пророчество ( Дан. 9:24–26 ): Семьдесят седмин определены для народа твоего и святого города твоего, чтобы покрыто было преступление, запечатаны были грехи и заглажены беззакония, и чтобы приведена была правда вечная, и запечатаны были видение и пророк, и помазан был Святой святых. Итак, знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седмин и шестьдесят две седмины [...] И по истечении шестидесяти двух седмин предан будет смерти Христос. Как показывает контекст, Даниил знал, что речь здесь идёт о годах, поскольку перед этим «сообразил по книгам число лет» в сроке опустошения Иерусалима, раскрытое Богом Иеремии пророку и составляющее «семьдесят лет» ( Дан. 9:2 ). Затем Бог указал Даниилу, что пройдёт 70 х 7 лет до пришествия и смерти Мессии. Артаксеркс повелел Неемии восстановить Иерусалим ( Дан. 9:25 ; ср. Неем. 2 ) в 445/444 г. до Р. X. Именно от этого года, а не от более ранней даты, когда Кир разрешил только восстановление храма ( Езд. 1:3 ), отсчитываются в пророчестве Даниила 483 года до времени смерти Христа. Если взять как общепринятую дату распятия 33 г. по Р. Х. (см. Hoehner), то получится в точности 483 года: «Семь седмин» плюс «шестьдесят две седмины», то есть 69 х 7=483 года. 444 + 33=477. Добавляем шесть лет, чтобы компенсировать разницу в пять дней между нашим солнечным годом и лунным годом, принятым у Израиля (5 х 477=2385 дней, то есть 6 лет с небольшим).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

1463. 2 Пет. 1. 4. 1464. 1 Ин. 2. 23. 1465. Мф. 1. 18. 1466. Ин. 1. 14. 1467. Лк. 1. 31. 1468. См. житие Григория Акрагантийского. 1469. Папизм изобрел ужаснейшие пытки, ужаснейшие казни для человечества. Бесчисленные тысячи людей умерли в душных темницах, сожжены на кострах, замучены разнообразно. И это ужасное, дышащее убийством, жаждущее крови изуверство называется единым истинным христианством, и с исступленною ревностию стремится увлечь всю вселенную в свою ересь. От плод их познаете их, — сказал Спаситель о учителях и учении их. По плодам своим папизм весьма близко подходит к магометанству, обе эти ереси признают деянием веры и высшею добродетелию все злодеяния и все убийства, совершаемые ими во всяком обществе людей иного вероисповедания. 1470. Ин. 3. 20. 1471. 2 Пет. 1. 21. 1472. Мф. 7. 21, 23. 1473. Иак. 2. 26. 1474. Иак. 3. 11, 15. 1475. «Слово о Законе Духовном» преподобного Марка Подвижника, гл. 2. 1476. Слово 56. 1477.  Не подавайте соблазна… (1 Кор. 10. 32). 1478.  …на земле чужой (Пс. 136. 4). 1479. ОР РНБ. Ф. 550. Q1. 1520. Л. 239–242. 1480. ОР РНБ. Ф. 550. Q 1. 1520. Л. 222–228. 1481. ОР РНБ. Q. 1. 1520. Л. 274–279. 1482. Быт. 3. 5. 1483. ОР РГБ. Ф. 425 (П. П. Яковлев). К. 2. Ед. хр. 18. Л. 1 об. — 2. 1484. Ср.: Т. 1. С. 283. «Доказательство воскресения тел человеческих, заимствованное из действия умной молитвы». 1485. ОР РНБ. Ф. 550. Q. 1, 1520. Л. 284, 285. 1486. Евр. 12. 6. 1487. ОР РНБ. Ф. 550. Q. 1, 1520. Л. 283 об. 1488. ОР РГБ. ф. 425 (П. П. Яковлев). К. I. Ед. хр. 13. 1489. Мф. 7. 7. 1490. ОР РНБ. Ф. 550 Q. 1, 1520. Л. 280. 1491. Печатается по: Сергей Нилус. Полное собр. соч. Т. 3. Святыня под спудом. М., «Паломникъ», 2000. С. 23–24. — Ред. 550. Q. 1, 1520. Л. 280–282. 1492. ОР РНБ. Ф. 1493. ОР РНБ. Ф. 550. Q 1, 1520. Л. 87–88. 1494. ОР РГБ. Ф. 213 (Опт. Пуст.). К. 106. Ед. хр. 15. Л. 5 об. 1495. В ряду наиболее важных предметов, которыми должен заняться, по мысли епископа Игнатия, проектируемый им Собор Российской Православной Церкви, значится и преобразование духовно-учебных заведений с приспособлением их к задачам духовного воспитания и богословского образования. Преосвященный Игнатий проектирует в пункте 8 составление учебников для духовно-учебных заведений, с изъятием из них всего языческого и безнравственного. Печатаемые нами впервые «Уроки словесности», полагаем, иллюстрируют мысль владыки Игнатия о должном направлении преподавания этого предмета. — Примеч. Л. Соколова. [Текст печатается по: Л. Соколов. Епископ Игнатий Брянчанинов. Его жизнь, личность и морально-аскетические воззрения. Ч. II. Приложение. Киев, 1915. С. 70–82.]

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

В Евангелии от Матфея Господь говорит: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» ( Мф.16:24 , см. также Мк.8:34 ). Ср.: «…кто не несет креста своего и идет за Мною, не может быть Моим учеником» ( Лк.14:27 , см. также 9:23). Несть числа НЕСТЬ ЧИСЛА см. также КАК ПЕСКУ МОРСКОГО Оборот употребляется в значении: бесчисленное множество. Сохранившийся в варианте слав. Б ., он, в силу своей подчеркнутой архаичности, отличается от более нейтральных синонимов («нет числа», «без числа»), придает высказыванию (как правило, о явлениях обыденных) иронический оттенок. Как и другие обороты-гиперболы Б ., связанные с количеством чего-либо, кого-либо, указывает на многочисленность (чаще всего народа — см. 2Пар.12:3 ; Суд.6:5 ). В Псалтири он служит выражением творческой мощи Господа: «Как многочисленны дела Твои, Господи! Все соделал Ты премудро; земля полна произведений Твоих. Это море — великое и пространное: там пресмыкающиеся, которым нет числа» ( Пс.103:24–25 , см. также 70:16). Нет пророка в своем отечестве НЕТ (НЕСТЬ) ПРОРОКА В СВОЕМ ОТЕЧЕСТВЕ Оборот характеризует ситуацию, когда чьи-либо идеи, предложения отвергаются и не признаются только потому, что окружающие, в силу своей близости к человеку, не могут осознать масштаб его личности; человек, известный «в своем отечестве», там, где родился и рос, был участником повседневной жизни, не воспринимается как носитель высоких идей. Господь, «придя в отечество Свое, учил их в синагоге их, так что они изумлялись и говорили: откуда у Него такая премудрость и силы? не плотников ли Он сын? не Его ли Мать называется Мария и братья Его Иаков и Иосий, и Симон, и Иуда? и сестры Его не все ли между нами? Откуда же у Него все это? И соблазнялись о Нем. Иисус же сказал им: не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и в доме своем. И не совершил там многих чудес по неверию их» ( Мф.13:54–58 ). Сравни: «Иисус же сказал им: не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и в доме своем.

http://azbyka.ru/krylatye-frazy-novogo-z...

810. «Достопамятные сказания», об авве Пимене, гл. 70. 811. Слово 7, гл. 4. 812.  Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!» войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего (Мф. 7. 21). 813.  Любящие Господа, ненавидьте зло (Пс. 96. 10). 814. Добротолюбие. Ч. 2, гл. 11. 815.  Очистим себя от всякой скверны плоти и духа (2 Кор. 7. 1). 816. Быт. 3. 15. 817. Преподобный Кассиан. Кн. 4. О постановлениях для отрицающихся мира, гл. 37. 818. Четьи-Минеи, 1 апреля. 819. Слово 8. 820. Слово 7, гл. 31. 821. Преподобный Макарий Великий. Слово 5, гл. 14. 822. 2 Цар. 1.1–2. 823. Алфавитный патерик. 824. Алфавитный патерик и «Достополезные сказания», об авве Иосифе Напефосском, гл. 3. 825. Там же об авве Пимене, гл. 62. 826. Слово 2. 827. Рукописный Отечник. 828. Алфавитный патерик. 829. Книга VI о духе любодеяния, гл. 5. 830. Преподобный авва Дорофей Поучение 13. 831. Вопрос 252 и далее. 832. Ответ 255. 833. Преподобный Исаия Отшельник. Слово 27, гл. 2. 834. Преподобный Макарий Великий. Беседа 21. 835. Поучение 13, о терпении искушений. 836. Алфавитный патерик и «Достопамятные сказания», об Иоанне Колове. гл. 12. 837. Рим. 7. 23. 838.  Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его (Мф. 11. 12). 839. Слово 15, гл. 9, по переводу Паисия Нямецкого. 840. См.: Инока Феофана Лествица. Добротолюбие Ч. 1. Также главы преподобного Григория Синаита, Предание преподобного Нила Сорского и сочинения многих других святых Отцов. 841. Гал. 5. 24. 842. Преподобный Кассиан Римлянин, кн. 6, о духе любодеяния, гл. 19. 843. Эта статья заимствована преимущественно из 7-го слова преподобного Макария Великого. См. гл. 13–18. 844. Сир. 2. 1, 2, 4. 845.  Верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так, чтобы вы могли перенести (1 Кор. 10. 13). 846.  Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы — незаконные дети, а не сыны (Евр. 12. 8). 847.  Нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою главою, которая откроется в нас (Рим. 8. 18).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

810. «Достопамятные сказания», об авве Пимене, гл. 70. 811. Слово 7, гл. 4. 812. Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!» войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего (Мф. 7. 21). 813. Любящие Господа, ненавидьте зло (Пс. 96. 10). 814. Добротолюбие. Ч. 2, гл. 11. 815. Очистим себя от всякой скверны плоти и духа (2 Кор. 7. 1). 816. Быт. 3. 15. 817. Преподобный Кассиан. Кн. 4. О постановлениях для отрицающихся мира, гл. 37. 818. Четьи-Минеи, 1 апреля. 819. Слово 8. 820. Слово 7, гл. 31. 821. Преподобный Макарий Великий. Слово 5, гл. 14. 822. 2 Цар. 1.1–2. 823. Алфавитный патерик. 824. Алфавитный патерик и «Достополезные сказания», об авве Иосифе Напефосском, гл. 3. 825. Там же об авве Пимене, гл. 62. 826. Слово 2. 827. Рукописный Отечник. 828. Алфавитный патерик. 829. Книга VI о духе любодеяния, гл. 5. 830. Преподобный авва Дорофей Поучение 13. 831. Вопрос 252 и далее. 832. Ответ 255. 833. Преподобный Исаия Отшельник. Слово 27, гл. 2. 834. Преподобный Макарий Великий. Беседа 21. 835. Поучение 13, о терпении искушений. 836. Алфавитный патерик и «Достопамятные сказания», об Иоанне Колове. гл. 12. 837. Рим. 7. 23. 838. Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его (Мф. 11. 12). 839. Слово 15, гл. 9, по переводу Паисия Нямецкого. 840. См.: Инока Феофана Лествица. Добротолюбие Ч. 1. Также главы преподобного Григория Синаита, Предание преподобного Нила Сорского и сочинения многих других святых Отцов. 841. Гал. 5. 24. 842. Преподобный Кассиан Римлянин, кн. 6, о духе любодеяния, гл. 19. 843. Эта статья заимствована преимущественно из 7-го слова преподобного Макария Великого. См. гл. 13–18. 844. Сир. 2. 1, 2, 4. 845. Верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так, чтобы вы могли перенести (1 Кор. 10. 13). 846. Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы — незаконные дети, а не сыны (Евр. 12. 8). 847. Нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою главою, которая откроется в нас (Рим. 8. 18).

http://predanie.ru/book/186756-asketiche...

Айыы Тойон Иисус Христос т крн эппитин курдук, б. э. бастакы йэтин 70 сылыгар римляннар Таара Дьиэтин трдттэн урусхаллаабыттар. Таара Дьиэтин Ырааырдыы бырааынньыга ( евр . Ханука) – Сирия баылыга IV Антиох Епифан Таара Дьиэтин с сыл устата тэпсибитин-киртиппитин кэннэ, б. э. иннинээи 1164 с. хат ырааырдан, сибэтии гынан, Таараа анаабыттарын бэлиэтиир иудей бырааынньыга. Фарисейдар ( евр. перушим, арамей. перушайя) – былыргы Иудея олоор улахан сабыдыаллаах религиознай блх. Кинилэр Моисей Сокуонун, сиэри-туому, гэстэри экилэ суох тутуарга дьулуаллара, норуоттан эмиэ ону ирдииллэрэ, Аанньаллар, абааылар баалларын, лбттэр кэнээс тиллиэхтээхтэрин итээйэллэрэ. Хоруоп – Палестинаа лбт дьону хайа куохалайдарыгар эбэтэр очуос таастарга хаыллан ооуллубут улахан хаспахтарга – склептэргэ харайаллара. Бокуонньугу чгэй сыттаах арыынан оунуохтаан баран, тааска суулууллара уонна истиэнэни кыйа турар таас ыскаамыйаа уураллара. Кии ткйн эрэ баран киирэр намыах ааннарын, кыыл, ктр буулаабатын диэн, улахан сымара таастарынан блэтэллэрэ. Ардыгар хаспах таыгар кыракый сад ннэрэллэрэ. Эргэ Кэс Тыл ( грек. Палайа Диатэкэ, нууч . Ветхий Завет) – Таара Израиль норуотун кытта Синай хайатыгар оорсубут сблэиитэ. Бу сблэии быыытынан Таара дьону кытта ураты сыыаа киирэр, кинилэри ртн арааччылыах буолар, оттон дьон Кини этэр кэс тылын толоруохтаахтар. ЭРГЭ КЭС ТЫЛТАН ЦИТАТАЛАР ЫЙЫННЬЫКТАРА Мф 1:23 Ис 7:14; 8:8. 2:6 Мих 5:2. 2:15 Ос 11:1. 2:18 Иер 31:15. 3:3 Ис 40:3. 4:4 Втор 8:3. 4:6 Пс 90:11-12. 4:7 Втор 6:16. 4:10 Втор 6:13. 4:16 Ис 9:1-2. 5:21 Исх 20:13. 5:27 Исх 20:14. 5:31 Втор 24:1. 5:33 Лев 19:12; Числ 30:3. 5:38 Исх 21:24; Лев 24:19-20. 5:43 Лев 19:18. 8:17 Ис 53:4. 9:13 Ос 6:6. 10:36 Мих 7:6. 11:10 Мал 3:1. 11:14 Мал 4:5-6. 12:7 Ос 6:6. 12:21 Ис 42:1-4. 12:40 Иона 2:1. 13:15 Ис 6:9-10. 13:35 Пс 77:2. 15:4 Исх 20:12; 21:17. 15:9 Ис 29:13. 18:16 Втор 19:15. 19:4 Быт 1:27; 5:2. 19:5 Быт 2:24. 19:19 Исх 20:12-16; Лев 19:18. 21:5 Ис 62:11; Зах 9:9. 21:9 Пс 117:26. 21:13 Ис 56:7. 21:16 Пс 8:3. 21:42 Пс 117:22-23. 22:24 Втор 25:5. 22:32 Исх 3:6. 22:37 Втор 6:5. 22:39 Лев 19:18. 22:44 Пс 109:1. 23:39 Пс 117:26. 24:15 Дан 12:11. 24:29 Ис 13:9-10; 34:4. 24:30 Дан 7:13. 26:15 Зах 11:12. 26:31 Зах 13:7. 26:64 Пс 109:1; Дан 7:13. 27:10 Зах 11:12-13; Иер 19:1-13; 32:6-9. 27:34 Пс 68:22. 27:46 Пс 21:2.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

Гди, на нбс млть тво, и истина тво до блакъ: 6. Господи! милость Твоя до небес, истина Твоя до облаков! з. правда тво к горы сдьбы тво бездна многа: человки и скоты спсеши, Гди. 7. Правда Твоя, как горы Божии, и судьбы Твои – бездна великая! Человеков и скотов хранишь Ты, Господи! 6–7. Как ни велика злоба гонителя, как ни страшна сила господствующего в мире нечестия, но бесконечно больше их милость, истина и правда Божия, охраняющая и спасающая верующих. Господи! милость Твоя до небес, т. е. как неизмеримо велико пространство от земли до небес, или как высоко небо над землею, так велика милость Твоя ( Пс.102:11 ), даже к согрешающим (ст. 8–10; Пс.24:8 ), а тем более к боящимся Тебя ( Пс.102:11 и 17): поэтому Ты не можешь оставить меня и всех вообще верующих без Твоей помощи, и защиты (ср. Пс.49:15; 54:7 ) и не избавить их от угрожающего зла (ср. Пс.129:7–8 ). Истина Твоя, т. е. верность данным Тобою обетованиям (ср. Пс.24:10 ) – до облаков, т. е. тоже, что до небес (Зигабен, – так как выражение облака употреблено здесь= Пс.56:11; 107:5; 67:34–35 ; Втор.33:26 , – как синоним небес, в значении тверди, или свода небесного, – ср. Иов.37:18 ), или так же велика и беспредельна, как и милость Твоя: поэтому Ты не можешь не остаться верным Своему Завету и не подать обещанного избавления и спасения рабам своим (ср. Пс.88:29, 34–35 ). Правда Твоя, как горы Божии. – Правосудие Твое подобно самым высоким горам, которые в св. Писании, как и другие великие вещи ( Пс.64:10; 79:11; 103:16 ) обыкновенно называются Божиими, как всего громче проповедующие о творческой силе и величии Божием ( Пс.64:7; 67:16 ), т. е. – необыкновенно возвышенно и величественно ( Пс.70:19 ), чуждо низменных человеческих расчетов и соображений ( Иов.34:10–12 ; Иер.32:19 ; Втор.10:17–18 ; 2Пар.19:6–7 ; 1Цар.16:7 ) и, как те же гори, твердо и неизменно возвышающиеся от начала создания ( Пс.89:2 ; Притч.8:25 ) и потому нередко называемые вечными ( Авв.3:6 ; Вар.5:7 ), – твердо и непоколебимо ( Пс.110:3, 7–8 ), не подвержено изменяющимся условиям человеческой жизни и непостоянству человеческих мнений и убеждений ( Числ.23:19 ; Соф.3:5 ): поэтому Ты не можешь оставить праведного без награды и грешника без наказания.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

из пс. 87, 14; 70, 8 (=у нас); 50, 11–14 (в будни еще 12 респонсориев: из пс. 139, 1; 88, 1; 60, 9; 64, 1; 69, 1, содержащие прошения об избавлении от врагов, обетах Богу, о помощи Божией, наше Трисвятое и опять 5 респонсориев из пс. 102, 1–5 о милостях Божиих); 123, 8 (о помощи); священник произносит исповедание (confessio) в грехах Богу, разным святым с прошением к святым о молитвах (Confiteor); хор отвечает: «Да помилует (Misereatur) тебя Всемогущий Бог и, отпустивши грехи твои, приведет тебя к вечной жизни, аминь»; потом приносит исповедание хор, а священник дает такой же ответ с прибавлением: «Прощение (indulgentiam), разрешение и оставление грехов наших да даст нам Всемогущий и Милосердый Господь», и респонсории: «Сподоби, Господи, в день сей без греха сохранитися нам. Помилуй нас, Господи, помилуй нас», и пс. 32, 22; 106, 2, «Господь с вами». Молитва Богу Всемогущему о безгрешном и добродетельном наступающем дне, «Господь с вами…», «Благословим Господа, Богу благодарение» и чтение мартиролога и респонсории после него: «Честна пред Господем» (Пс. 115, 6), краткая молитва Пресв. Марии и всем святым об исходатайствовании от Бога помощи и спасения, опять Пс. 123, 8, Славу Отцу, Kyrie eleyson… Отче наш тайно с возглашением конца, респ. Пс. 89:16, 17 (=у нас на утрене на стиховне), молитва к Богу Спасителю мира о направлении и освящении сегодняшних чувств, речей и дел в заповедях Божиих, благословение: «lube, Domine, benedicere» (повели, владыка, благословить). «Дни и дела наши в Своем мире да устроит Господь Всемогущий, аминь». Краткое чтение из Сол. 3, 5, респ. опять из Пс. 123, 8 и заключительное благословение: «Благословен Бог. Господь нас да благословит и от всякого зла да защитит и к жизни да приведет вечной; и верных души милосердием Божиим да упокоятся в мире. Аминь» (Breviarium romanum, I, 24–43; II, 25–44; III, 23–41; IV, 24–42). 894. Старообр. уст., л. 18. Арсений, еп. Уральск. Устав практический, л. 86 об. 895. Ин. 19, 14; 18, 28. 896. «Насытишася сынов и оставиша останки младенцем своим» — имеют множество детей (многодетность считалась благом — не только вкусили этого блага, но и насытились им) и оставляют им наследство еще в малолетстве (имеют детей до старости).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

Так, у 70 соединяются разделенные в еврейском тексте псалмы 9 и 10 (в 9-й), 114 и 115 (в 113-й), и разделяются, соединяемые в еврейском тексте, 116 (на 114 и 115) и 147 псалмы (на 146 и 147). От этого происходит, что с 10-го по 113-й пс. у 70 числа псалмов на одно менее против еврейского текста, в начале 114 на два менее, с 116 по 147 опять на одно и с 148-го одинаковы. Принятое у 70 соединение девятого и десятого псалмов оправдывается алфавитным порядком их стихов, в остальных случаях ученые отдают предпочтение еврейскому делению. Но вообще, православному богослову, при чтении западной богословской литературы, в цитатах из Псалтири нужно принимать во внимание указанное деление и в своих сочинениях согласовывать его с делением псалмов по слав. и рус. переводам, чтобы не путать себя и читателей. В Православной церкви принято деление Псалтири на 20 кафизм: 1 каф. 1–8пс., 2 каф. 9–16, 3 каф. 17–23, 4 каф. 24–31, 5 каф. 32–36, 6 каф. 37–5, 7 каф. 46–54, 8 каф. 55–63, 9 каф. 64–69, 10 каф. 70–76, 11 каф. 77–84, 12 каф. 85–90, 13 каф. 91–100, 14 каф. 101–104, 15 каф. 105–108, 16 каф. 109–117, 17 каф. 118 пс., 18 каф. 119–133, 19 каф. 134–142, 20 каф. 143–150 пс. Это деление относится к 4 веку по Р.Х. и сделано применительно церковному чтению Псалтири за богослужением. От кого произошли и какое имеют значение и авторитет надписания псалмов? Из ветхозаветных книг видно, что священные писатели имели обычай, к сведению читателей, снабжать надписаниями свои книги и даже частные отделы их, например, пророческие речи на те или другие народы ( Ис.1:1;2:1;13:1 ; Иер.1:1;2:1;50:1 ; Авв.3:1 ), часть книг ( Притч.10:1;25:1 …) и т.п. Песни Давида и в исторических ветхозаветных книгах снабжены очень подробными надписаниями, сообщающими о писателе, цели, характере и историческом поводе к их произнесению ( 2Цар.22:1;23:1 ; 1Пар.16:8 ). По этой аналогии можно думать, что и псалмопевцы надписывали иногда сами свои псалмы, означая преимущественно, подобно пророкам свои имена и время или повод к произнесению псалмов.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Выражение (в чём его мысли) 506 70 перевели выражением: τν Χιστν ατο, – вместо очевидно прочитав: . На эту неточность перевода, которой лучше всего мог бы опровергнуть своих противников св. Афанасий, он не обратил внимания; но он защитил православный смысл этого трудно поддающегося толкованию, по переводу 70, места силой своего глубокого ума и знанием св. Писания. Приводя это место по 70, духоборцы говорили: «так как изречение сие упоминает о Христе, то сообразно с сим и наименованного Духа надобно представлять себе не иным как Духом Св.»; а из того, что о Нём говорится, как о созданном, они выводили далее заключение о тварности Его. Св. Афанасий до подробности разобрал эту аргументацию духоборцев, наглядно показал её несостоятельность и дал своё собственное объяснение означенного места. Прежде всего он обратился к слову πνεμα и рассмотрел различные его значения, чтобы определить тот смысл, в каком нужно понимать это слово у пророка Амоса в 4 гл. 13 ст. В результате его глубокого и обширного исследования различных значений слова πνεμα в св. Писании и рассмотрения различных добавлений к нему, когда оно употребляется для означения Св. Духа, оказалось 507 , что πνεμα в Писании означает дух человеческий ( Пс.76:7 ; Вар.3:1 ; Деян.3:86 ; Рим.8:16,17 ; 1Кор.2:11 ; 1Сол.5:23 ), дыхание ветра ( Быт.8:1 ; Ин.1:4 ; Пс.106:25; 148:7–8 ; Иез.28:26 ; Ис.7:2 ; 3Цар.18:45 ), также – смысл какого-либо места Писания ( 1Кор.3:6 ; Рим.7:14, 6, 25, 8:1–2 и др.) и, наконец, – направление или образ мысли ( Числ.14:24 ; Иез.18:31 ). Этим слоном обозначается и Дух Святый, но при этом значении слово πνεμα употребляется – или с одним из следующих и им подобных определений: το Θεο ( Быт.1:2 ; Числ.2:29 ; Суд.15:14 ; Мф.12:28 ; Рим.8:9 ; 1Кор.2:10–11, 3:16 и др.), Κυου ( Суд.3:10, 11:29, 13:24–25, 15:14 ; Ис.61:1 ; Мих.2:7 ; 2Кор.3:17 ), το Πατς ( Мф.10:20 ), το ϒο ( Гал.4:6–7 ), πα μο ( Иоил.2:28 ; Быт.6:3 ; Числ.11:29 ; Ис.30:1, 59:21 ; Зах.1:6 ), σο ( Пс.50:13, 142:10–11 ), ατο ( Ис.48:16, 63:9–10 ; Зах.7:12 ; 1Ин.4:13 ; Рим.8:9–11 ; 1Сол.4:8 ), παλητος ( Ин.15:26 ), τς ληϑεας ( Ин.15:26 ), τς χιτος ( Евр.10:29 ), το Χιστο ( 1Пет. 9:9–11 ; Рим.8:9–11 ; Фил.1:18–20 и др.), γιον ( Ин.20:22, 14:22 ; Мф.28:19 ; Деян.2:1–4,18, 21:11, 20:22 ; Еф.4:30 ; Евр.9:8, 13–14 , – или с определённым членом (τ πνεμα – Гал.3:2 ), и только в исключительных случаях Писание употребляет это слово для означения Св. Духа без всяких добавлений. Впрочем, в последнем случае всякие добавления заменяются ясностью речи Писания ( Лк.4:1 ; Мф.4:7 ; Лк.3:21, 22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Velik...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010