Ведь Бог сказал Аврааму: «благословятся в тебе все племена земные» (Быт.12:3), и Исааку: «благословятся в семени твоем все народы земные» (Быт.26:4) и то же Иакову (Быт.28:14); Давид же говорит: «благословятся в нем племена; все народы ублажают его» (Пс.71:17). А что Мессия должен был придти как ради племени Авраама, так и для спасения язычников, об этом некогда Иаков, благословляя Иуду, сказал так: «не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не придет Примиритель, и ему покорность народов» (Быт.49:10). И пророк Захария, возвещая дочери Сиона — Иерусалиму, пришествие кроткого Царя, сидящего на ослице и осленке, говорит: «тогда истреблю колесницы у Ефрема и коней в Иерусалиме, и сокрушен будет бранный лук, и Он возвестит мир народам» (Зах.9:10). Вот видите, что не только ради вас, иудеев, но и ради язычников должен был прийти Мессия. Думается мне, что Он пришел более ради язычников, чем ради вас, ибо вы Его не приняли, язычники же приняли Его, вы Его убили, язычники же уверовали в Него, вы Его отвергли, язычники же возлюбили Его; поэтому и Он отверг вас, язычников же призвал и в них прославляется. А что действительно ожидаемый Мессия уже пришел, вы можете убедиться в том чрез святого пророка Даниила [ 39 ]. Этому пророку в Вавилоне, в первый год царствования Дария, явился ангел Господень Гавриил и от сего времени до пришествия в мир Мессии назначил 7 седмин. Каждая седмина содержит 70 лет, а все — 490 лет. Так считает и ваш Талмуд. Как давно уже прошли эти годы? Если рассмотрите, то узнаете, что прошло уже более 800 лет, как исполнились седмины, сказанные Даниилу (Дан.2). — Спрошу вас еще и о том, — сказал Константин, — какое вы думаете было царство железное, о котором говорил Даниил Навуходоносору, когда объяснял ему сон о великом истукане? — Железное царство означало римское, — ответили иудеи. — А кого, — спросил философ, — означает камень, отторгнувшийся от горы без рук человеческих и сокрушивший этого истукана? — Камень означает Мессию, — ответили иудеи и при этом добавили, — если по сказаниям пророков и другим событиям, как ты говоришь, Мессия уже пришел, то почему же римское царство имеет власть и до сих пор? — Нет, — отвечал философ, — уже не держит власть, но прошло мимо, как и прочие царства.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Даже в книге Бытия сказано: „так совершены (сотворены Богом) небо и земля и все воинство их ( Быт.2:1 ). В книге Неемии читаем: „Ты, Господи, един, Ты создал небо, небеса небес и все воинство их, землю и все, что в ней, моря и все, что в них, и Ты живишь все сие, и небесные воинства Тебе поклоняются“ ( Неем.9:6 ). Псалмопевец говорит: „Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его – все воинство их ( Пс.32:6 ). Это тоже самое выражение, которое употреблено в повествовании о творении Адама (вдунул в лице его дыхание жизни. Быт.2:7 ). Исаия представляет замечательное место, в котором обитатели неба и земли описываются раздельно. „Я создал землю и сотворил на ней человека; Я – мои руки распростёрли небеса, и всему воинству их даль закон Я“ ( Ис.45:12 ). К этим —70— словам нужно присоединить следующие также находящиеся у Исаии. „Так говорит Господь, сотворивший небеса, Он, Бог , образовавший землю и создавший её; Он утвердил её; не напрасно сотворил её, Он образовал её для жительства“ ( Ис.45:18 ). В этом заявлении вдохновенного пророка не заключается ли та мысль, что земля была бы создана напрасно, если бы она не была способна к обитанию и не была бы обитаема? Не должно ли заключать отсюда, что если Создатель не мог создать напрасно миры нашей системы, то Он также не мог создать напрасно и миры системы звёздной, и что, следовательно, нужно признать, что эти миры созданы для обитания? Тот же дух истолкования находить в Новом Завете места, которые оказываются не только в полной гармонии с учением об обитаемости миров, но которых и нельзя объяснить без него. Когда апостол св. Иоанн говорит, что миры были созданы Словом Божиим, когда св. Павел учит, что миры суть создание Божие, нельзя предполагать, что здесь речь идёт о шарах инертной материи, на которых нет и не будет населения. Мы можем сказать, что священные книги далёкие от того, чтобы осуждать мнения об обитаемости миров по-видимому подтверждают это мнение. Постараемся получше понять вдохновенные обращения псалмопевца.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

— Дитя мое, не изнуряй тела своего неупотреблением пищи; такое суровое воздержание может причинить тебе болезнь. — Не принуждай меня к этому, мать моя, — отвечал на это отрок, — воздержание избавит меня от грехов. — Какие же грехи, дитя мое, — спрашивала мать, — имеешь ты, будучи в таких юных годах? Одна благодать Божия в тебе и никаких грехов мы не видим у тебя. На это отрок отвечал матери: — Мать моя! перестань говорить такие слова, послушай, что говорит Писание: пусть никто из людей не хвалится тем, что он безгрешен; без греха — Один только Бог (Рим.3:10,23; 1 Иоан.1:8,9). И еще: пища и питие не приблизят нас к Богу (1 Кор.8:8). Посему не будем питать тела своего, чтобы оно не стало врагом нашим. Такими словами уговаривал блаженный Иоанн мать свою. Хотя сам он был и неграмотен, но научен был данною ему благодатию Святого Духа, как сказал пророк: «Войду в размышление о силах Господа Бога; воспомяну правду Твою — единственно Твою» (Пс.70:15–16). После сего отец блаженного из села Пухова переселился в находившийся тоже в окрестностях Устюга город, по имени Орлец на реку Юг и здесь скончался. Тогда мать его отправилась в бывший там монастырь Живоначальныя Троицы, приняла иноческое пострижение и вскоре избрана была игумениею этого монастыря. Все время она имела сына при себе, но блаженный отрок, познав суету мира сего, принял на себя вид юродивого и мать, видя, что он так ведет себя, предоставила его воле Божией. После сего преподобный Иоанн ушел из монастыря и, пришедши в город Устюг, поселился вблизи соборной церкви Пресвятой Богородицы, честного Ее Успения в церковной сторожке. Бодрствуя по ночам, он возносил непрестанные молитвы Господу, а днем старался казаться людям юродивым и бегал по улицам, чтобы не узнали его притворства. Отдыхал он обыкновенно на навозе и ходил совершенно нагим, только на пояснице носил одно разорванное рубище. Но когда случалось ему одевать на себя рубашку, то и она всегда была ветха и никогда он не мыл ее. Много терпел преподобный от легкомысленных людей оскорблений, насмешек и побоев, постоянно терпел голод и жажду и при этом ни от кого ничего не брал. Однажды вследствие зимнего холода он влез в сильно раскаленную печь, лёг в ней на горящие угли, как на постель, и нисколько от этого не пострадал. Кроме сего он исцелил от горячки жену одного князя, по имени Феодора, прозванного Красным княгиню, по имени Марию.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

Из русских авторов наиболее подробный анализ второго дополнения сделали П. А. Юнгеров 169 и еп. Филарет (Филаретов) 170 . 2.3.6. Использование в богослужении . Иов. 2:9 читается на паремии, на вечерне в среду Страстной седмицы. Дополнение вместе с Иов.41:12–17 читается как паремия на вечерне Страстной Пятницы. Иов является невинным страдальцем и в христианской экзегезе понимается, как прообраз Христа. Иов, во время своих страданий, верил, что они прекратятся, и своё выздоровление понимал, как надежду на воскресение: «А я знаю, искупитель мой жив, и он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят его» ( Иов.19:25–26 ). Так же и Господь наш Иисус Христос предсказывал не только Свои страдания и смерть, но и тридневное воскресение: «Сын человеческий предан будет архиереям и книжникам, и осудят его на смерть, и поругаются ему, и уязвят его, и убиют его, и в третий день воскреснет» ( Мк.10:33–34 ). Иов, когда страдал, был, как заживо погребенный, его выздоровление стало похожим на воскресение из мертвых, и, тем самым, стало прообразом воскресения Христа. Можно увидеть связь между благополучным состоянием Иова – после тяжких испытаний и спасительными дарами – после страданий и крестной смерти Христовой 171 . Псалом 151 2.4. Псалом 151 . Канонический текст Псалтири в еврейской и христианской Библии состоит из 150 псалмов. Однако, православные издания Библии добавляют 151-й псалом, который считается иудеями, католиками и протестантами апокрифом. В церковнославянском переводе надписания указано, что «сей псалом особ писан, Давидов, и вне числа 150 псалмов, внегда единоборствоваше на Голиафа». Выбор из множества других неканонических псалмов и его место может говорить о его важности в сравнении с другими. То, что этот псалом стоит в конце Псалтири и написан «отдельно» (διγραφος), «вне числа», делает его своеобразным эпилогом всей книги 172 . 2.4.1. Содержание . По своему содержанию 151-й псалом – это автобиографическое повествование от имени Давида. Псалом предполагает знакомство читателя с библейским текстом, из которого черпаются идеи и фразы (напр., 1Цар.16–17 ; Пс.77:70–72; 88:20 ; Ср. 2Цар. 6:5 ; Деян.13:22 ). Как и многие псалмы, он написан с использованием параллелизмов.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

Когда человеку даруется покаяние, когда он исповедует не одними устами вместе со всею Церковью перед Чашею Христовой: «От них же, грешников, я первый», когда он видит ужас своего греха, он знает, что только Кровью Христовой может он стать праведным, омыться от всякой нечистоты. Ему открывается новая жизнь, где нет места греху, и он слышит голос Спасителя, что Царство Божие приблизилось и уже сейчас входит в сердца тех, кто неложно кается. Сретение Господне Утреня Лк, 8 зач., 2, 25–32 Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нем. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня. И пришел он по вдохновению в храм. И, когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд, он взял Его на руки, благословил Бога и сказал: Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля. Праздник Сретения Господня – встреча, для которой предназначен человек. С самого начала нам открывается чудо этой встречи. Старец Симеон, как сказано, «был муж праведный и благочестивый». Он был праведен по отношению к людям и благочестив по отношению к Богу. Одно идет с другим, и ничто не может быть за счет другого. Он «чаял утехи Израилевой» – жил ожиданием утешения Израиля, то есть пришествия Мессии. И ему было обещано Духом Святым не увидеть смерти до тех пор, пока он не встретит Бога Живого, Христа Господня. Нам открывается, для чего дается нам жизнь, что такое старость, и что такое смерть. Человек, не знающий Бога, боится всего этого. Молодость кажется ему единственным временем, когда можно быть счастливым, наслаждаться всеми радостями жизни. Но по мере того, как приближается старость, по мере того, как оставляют его силы, слабеют способности, приближается смерть, человек не может испытывать ничего, кроме растерянности, уныния, и страха. «Не отвержи мене во время старости, внегда оскудевати крепости моей» ( Пс.70:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Он говорил об Иуде Искариотском, ибо сей имел (μελλεν) предать Его, будучи один из двенадцати» (6:70). Избрал дьявола: такова тайна этого предопределения Иуды, каково бы оно ни было во всей его полноте. 30 Этот рок исполняется в главе 13-ой. Здесь еще раз и уже прямо подтверждается Христом мысль о предопределенности Иуды: «не о всех вас Я говорю: Я знаю, которых Я избрал». Это общее знание подтверждается и у синоптиков прямым предсказанием Господа об отречении ап. Петра и об оставлении Его другими апостолами, а также и о предательстве Иуды. Здесь оно еще соединяется с заверениями Петра в противном, хотя и не оправдавшимися: Мф. 26:31, 33–35, 69, 75 ; Мр. 14:27–31, 66–72 ; Лк. 22:33, 34, 54–62 . Христос далее так продолжает пророчество об Иуде: «Но да сбудется писание: «ядущий хлеб со Мною подъял на Меня пяту свою» ( Пс. 40.10 ). Теперь сказываю вам прежде нежели сбылось, дабы, когда сбудется, вы поверили, что это Я» ( Ин. 13:18, 19 ). Кроме всех этих свидетельств о предопределенности Иуды к предательству, можно сказать его обреченности, к тому в Четвертом Евангелии характерно отсутствуют все другие конкретные черты события, имеющиеся у синоптиков (ср., впрочем, 18:2–5). Но еще раз подчеркивается предустановленность совершающаяся, притом даже как будто без прямой к тому необходимости повествовательной: «Иисус же, зная все, что с Ним будет , вышел и сказал...» ( Ин. 18:4 ). Судьба эта является лишь частным примером для подтверждения мысли об общей предустановленности не только к погибели «сына погибельного», «да сбудется Писание ( Псал. 108:17 )...» ( Ин. 17. 12; 18:9 ), но и к спасению в других случаях. Именно так говорит Христос в речи евхаристической: «Все, что дает Мне Отец, ко Мне придет, и приходящего ко Мне не изгоню вон. Ибо Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Свою, но волю Пославшего Меня Отца. Воля же пославшего Меня есть та, чтобы из того, что Он Мне дал, ничего не погубить, но все то воскресить в последний день. Воля Пославшего меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (6:37–40).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Они были только каждогодным напоминанием о грехах и, следовательно, о той единой Великой Жертве, которою Христос раз и навсегда очистил грехи людские (ст. 1-4). Далее апостол приводит замечательные ветхозаветные пророчества, и прежде всего слова псалмопевца Давида, которыми великий Потомок его Мессия, входя в мир, выражает готовность отдать Свое Собственное Тело на страдание за людей после того, как Отцу Небесному станут неугодны ветхозаветные всесожжения и жертвы за грех: " жертвы и приношения Ты не восхотел; Ты открыл мне уши; всесожжения и жертвы за грех Ты не потребовал. Тогда я сказал: вот, иду; в свитке книжном написано о мне: я желаю исполнить волю Твою, Боже мой, и закон Твой у меня в сердце " (Пс. 39:7-9). В еврейском тексте вместо " уготовил мне тело " (как в переводе 70-ти) сказано: " Ты открыл Мне " , или собственно: " пронзил Мне уши " . Неизвестно, как произошла эта разница, но в обоих чтениях выражается одна и та же мысль о беспрекословном послушании Мессии Христа Небесному Отцу. В древности прокалывались уши тем рабам, которые, получив свободу, выразили желание навсегда остаться в услужении у своего господина: это было символическим знаком всецелой преданности (Исх. 21:5-6). Из этого пророческого изречения св. апостол делает вывод об отмене ветхозаветных жертв, вместо которых спасением человечеству послужила единая Крестная Жертва Иисуса Христа (ст. 5-10). Ветхозаветные жертвы, многократно приносившиеся священниками, не могли истребить грехов, Христос же, однажды принесши Себя в жертву за грехи, навсегда воссел одесную Бога и " навсегда сделал совершенными освящаемых " (ст. 11-14). Все это св. апостол подтверждает ссылкой на пророчество св. Иеремии о наступлении Нового Завета с забвением грехов и беззаконий человеческих Богом. " Где прощение грехов, там не нужно приношение за них " . Иными словами, с пролитием Крови Христовой Ветхий Завет с его сеновным священством и бессильными жертвами должен прекратиться. С 19 стиха десятой главы начинается уже вторая — нравственная часть послания св.

http://sedmitza.ru/lib/text/430658/

Опровержение возражений Сектанты говорят : 1) в Новом Завете храмов не должно быть: «Иисус же сказал им: видите ли все это? Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне; все будет разрушено» ( Мф.24:2 ; ср. Мк.13:2 ; Лк.21:6 ). В приведенном месте содержится пророчество Господа о разрушении иудейского храма (Зоровавеля). О новозаветных храмах. предсказывали пророки ( Иез.37:26–28 ; Ис.56:7 ; Ам.9:11 ; ср. Деян.15:16–17 ; Мал.1:11 ) и Иисус Христос ( Мк.11:17 ). Храм иудейский был разрушен (в 70 году по Рождестве Христовом), потому что жертвы, для принесения которых он был предназначен, упразднены Голгофской жертвой. Иисус Христос для совершения Святого Причащения избрал особую «горницу большую, устланную» ( Мк.14:15 ), чем предуказал на христианские храмы (о которых см. выше). 2) «Всевышний не в рукотворенных храмах живет» ( Деян.7:48; 17:24 ). Святой Стефан опровергает указанными словами заблуждение иудеев, полагавших, будто храм иерусалимский, по повелению Божию созданный, является для Бога необходимым, как жилище человеку, почему Он не допустит разрушить его. Апостол Павел ( Деян.17:24 ) говорит, что Бог, им проповедуемый, есть Творец мира, вездесущий, а не живет только в рукотворенных храмах, как думали язычники о своих богах – идолах. Сектанты понимают разбираемый текст в том смысле, будто Всевышний совсем не присутствует в храме, но ведь не сказано: в рукотворенных храмах не живет, а сказано: «не в рукотворенных храмах живет». Сектантское понимание отрицает вездеприсутствие Божие, о котором говорится в приведенных местах (ср. Ис.57:15, 66:1 ; Иер 23:24 ; Пс.138:7–10 ; 3Цар.8:27 ). О Своем благодатном присутствии в храмах говорит Сам Бог: «Я живу на высоте небес и во святилище» ( Ис.57:15 ). «Клянущийся храмом клянется им и Живущим в нем». ( Мф.23:21 ). 3) Поклоняться Богу надо в духе (без внешних форм поклонения), и храмы не нужны: «Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» ( Ин.4:24 ). 316 Самарянка спрашивала Господа: где должно поклоняться Богу, т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Подобно этому говорят другие пророки: «А я исполнен силы Духа Господня» ( Мих.3:8 ); «я не пророк и не сын пророка; я был пастух и собирал сикоморы» ( Амос.7:14 ), а потом: «и избрал Давида, раба Своего, и взял его от стада овец» ( Пс.77:70 ). Подобно этому говорится и здесь: «Господь Бог дал Мне язык мудрых, чтобы Я мог словом подкреплять изнемогающего». Языком он называет пророчества, и призывает к суду тех, которые слушали их с скорбным духом, чтобы они не думали, что это слова человеческой мудрости, но поистине слова Господни. «Каждое утро Он пробуждает, – говорит, – ухо Мое, чтобы Я слушал». Таким образом он показывает свое желание и многочисленные дары Божии. «Господь Бог открыл Мне ухо, – говорит, – и Я не воспротивился, не отступил назад» ( Ис.50:5 ), – показывая, что от Него происходит научение и премудрость. Справедливо говорится: «каждое утро Он пробуждает, пробуждает ухо Мое, чтобы Я слушал, подобно учащимся», так как эти слова не могут быть слышимы человеческими ушами, если уши не будут прежде приноровлены для таковых слов. Не занятием, но благодатью приобретается небесная мудрость, по мере веры каждого. «И Я не воспротивился, не отступил назад». Видишь ли, он показывает здесь свободу и свободное изволение. «Не воспротивился», – показывая, что он может и противиться, подобно тому, как противился Иеремия, который говорит: «было в сердце моем, как бы горящий огонь, заключенный в костях моих» ( Иер.20:9 ), показывая, что он говорит не от себя, но что это было пророчество. 6–11. «Я предал хребет Мой биющим» ( Ис.50:6 ). Акила говорит: «наносящим раны» а другие: «биющим». «И ланиты Мои поражающим». Другие говорят: «грабителям». Смотри, каково было Его послушание: «не воспротивился», говорит, хотя противоречие было возможно, и Он сам мог подтвердить, что такое слово сурово и невыносимо. Если кто не может терпеливо переносить оскорблений, то каким образом Я могу перенести такие наказания? Но этим пророк желает показать всем, что говорит не по своей воле и не по человеческому уму.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Подобно этому говорят другие пророки: а я исполнен силы Духа Господня (Мих.3:8); я не пророк и не сын пророка; я был пастух и собирал сикоморы (Амос.7:14), а потом: и избрал Давида, раба Своего, и взял его от стада овец (Пс.77:70). Подобно этому говорится и здесь: Господь Бог дал Мне язык мудрых, чтобы Я мог словом подкреплять изнемогающего . Языком он называет пророчества, и призывает к суду тех, которые слушали их с скорбным духом, чтобы они не думали, что это слова человеческой мудрости, но поистине слова Господни. Каждое утро Он пробуждает , говорит, ухо Мое, чтобы Я слушал . Таким образом он показывает свое желание и многочисленные дары Божии. Господь Бог открыл Мне ухо , говорит, и Я не воспротивился, не отступил назад , — показывая, что от Него происходит научение и премудрость. Справедливо говорится: каждое утро Он пробуждает, пробуждает ухо Мое, чтобы Я слушал, подобно учащимся , так как эти слова не могут быть слышимы человеческими ушами, если уши не будут прежде приноровлены для таковых слов. Не занятием, но благодатью приобретается небесная мудрость, по мере веры каждого. И Я не воспротивился, не отступил назад . Видишь ли, он показывает здесь свободу и свободное изволение. Не воспротивился , — показывая, что он может и противиться, подобно тому, как противился Иеремия, который говорит: было в сердце моем, как бы горящий огонь, заключенный в костях моих (Иер.20:9), показывая, что он говорит не от себя, но что это было проро­чество. 6-11. Я предал хребет Мой биющим . Акила говорит: нанося­щим раны; а другие: биющим. И ланиты Мои поражающим . Дру­гие говорят: грабителям. Смотри, каково было Его послушание: не воспротивился , говорит, хотя противоречие было возможно, и Он сам мог подтвердить, что такое слово сурово и невыно­симо. Если кто не может терпеливо переносить оскорблений, то каким образом Я могу перенести такие наказания? Но этим пророк желает показать всем, что говорит не по своей воле и не по человеческому уму. Да и каким образом он мог говорить что-либо по своему уму, когда его постигло столько наказаний? Лица Моего не закрывал от поруганий и оплевания .

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010