4:4-5), — ясно показывая, что Один Бог, давший обещание чрез пророков о Сыне, и Один Иисус Христос Господь наш, Который от семени Давидова по рождению Своему от Марии, и что Сей Иисус Христос есть предопределенный Сын Божий в силе по Духу Святыни чрез воскресение из мертвых, чтобы быть Ему перворожденным из мертвых, как он есть первородный во всей твари; Сын Божий, сделавшийся Сыном Человеческим, чтобы чрез Него нам получить усыновление, потому что человек носит, принимает и содержит Сына Божия. Поэтому и Марк говорит: «начало Евангелия Иисуса Христа Сына Божия, как написано у пророков» (Мк. 1:1), зная Одного и Того же Сына Божия Иисуса Христа, Который был возвещен пророками, Который есть Эммануил от плода чрева Давидова, «Вестник великого совета» (Ис. 9:6) Отца, чрез Которого Бог воссиял восток и даровал праведного дому Давидову и воздвиг ему рог спасения (Лк. 1:69) и «поставил свидетельство в Иакове», как говорит Давид, рассуждая о причинах Его рождения, «и положил закон в Израиле, да узнает Его иной род, дети, которые родятся от сих, и они восставая расскажут сыновьям своим, чтобы возложили надежду свою на Бога и взыскали Его заповеди» (Пс. 77:5-7). И опять ангел, благовествуя Марии, говорит: «Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь престол Давида Отца Его» (Лк. 1:32), исповедуя Того Самого, Который есть Сын Всевышнего, Его же и Сыном Давида. И Давид, зная чрез Духа устроение пришествия Его, по которому Он владычествует над всеми живыми и мертвыми, исповедал Его Господом, сидящим одесную Всевышнего Отца (Пс. 109:1).    4. И Симеон, который получил от Духа Святого обещание, что он не увидит смерти прежде, нежели увидит Христа Иисуса, принимая на руки Его, перворожденного от Девы, благословил Бога и сказал: «ныне отпущаешь раба Твоего, Владыко, по Слову Твоему с миром, ибо видели очи мои Спасение Твое, Которое Ты уготовал пред лицом всех народов, свет к просвещению язычников и Славу народа Твоего Израиля» (Лк. 2:29-32), сим исповедуя, что Младенец, Которого он держал в своих руках, Иисус, рожденный от Марии, Он есть Христос Сын Божий, Свет для всех и Слава самого Израиля, и мир и успокоение усопших.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

64.  …Иисус Христос пришел в мир спасти грешников, из которых я первый (1 Тим. 1. 15). 65.  …пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию (Мф. 9. 13). 66. Алфавитный патерик. 67. Ин. 8. 44. 68. Мф. 27. 42. 69. Рим. 4. 1, 6. 70. Святой Исаак Сирский. Слово 55. 71.  Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! (Лк. 18. 13). 72. Пс. 37. 7, 8. 73. Благовестник. 74.  Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится (Лк. 18. 14). 75.  …все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди (Мф. 23. 5). 76. Лк. 12. 1. 77.  Мф. 6. 78. Лк. 18. 13. 79. Святой Тихон Воронежский. Т. 14, письмо 4. 80. Лествица. Слово 28. 81. Ин. 1. 18. 82. Святой Петр Дамаскин. О семи умных видениях. Статья: Разделение молитвы всех разумов. Книга 1. Добротолюбие. Ч. 3. 83.  …Духом владычественным (Пс. 50. 14). 84. Заимствовано из толкования молитвы Господи помилуй старцем Паисием Нямецким. Писания старца Паисия. Издание Оптиной пустыни, 1847. 85. Преподобный Нил Сорский. Предисловие к Преданию. 86. «Постой мало (молча), дондеже утишатся вся чувства. Тогда сотвори начало не вскоре, без лености, со умилением и сокрушенным сердцем, рцы сие: Блажен муж, и прочее тихо и разумно, со вниманием, а не борзяся (не спеша): якоже и умом разумевати глаголемая». Наставления пред чтением Псалтыри. Псалтырь отдельною книгою. 87.  …созиждет Господь Сион, и явится в славе Своей. Призрит на молитву беспомощных, и не призрит моления их. Напишется о сем для рода последующего, и поколение грядущее восхвалит Господа (Пс. 101. 17, 18, 19). 88. Лк. 15. 10–32. 89.  …бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся (Лк. 15. 10). 90. Лк. 15. 11–13. 91. См. толкование блаженного Феофилакта. 92.  Так, нет воли Отца вашего Небесного, чтобы погиб один из малых сих (Мф. 18. 14). 93. Мф. 25. 31. 94. Еф. 2. 14. 95.  …ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать (Лк. 9. 56).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

68. «Но если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину.» (Иак. 3:14). Злобная собачка Когда у мужа был выходной, и супруги оставались дома, они часто ссорились и в раздражении говорили друг другу много обидного. Не в силах сдержать гнев, муж уходил из квартиры, чтобы прийти в себя. Возле подъезда, на лавочке, когда погода была хорошая, часто сидела старушка в то время, как ее маленькая собачка бегала неподалеку. И вот муж заметил, что иногда эта собачка злобно лает на него, а иногда, когда он возвращается с работы, не обращает никакого внимания. Он решил спросить старушку о странном поведении ее собаки. «Ах, мой дорогой, – рассмеялась старушка. – Моя воспитанница хорошо чувствует людей, которые разгневаны или раздражены, и всегда лает на них. А когда люди спокойны, она их даже не замечает». 69. «…И Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.» (Мф. 6:4). Тайное и явное К больному приходят мысли о его болезнях, К здоровому – о его женитьбе. К любителю удовольствий приходят мысли о наслаждении, К ищущему Бога – мысли о спасении. 70. «Итак, кто разумеет делать добро и не делает, тому грех.» (Иак. 4:17). Причины вещей Оттого, что ветер дует, на мельнице мука мелется, Оттого, что мяч круглый, он всем нравится, Оттого, что человек мягкий, с ним можно дружить, Оттого, что человек верный, ему можно доверять. 71. «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить.» (1Петр. 5:8). Если не быть осторожным Ветхая стена когда-нибудь обрушится, Высокая сосна когда-нибудь упадет, Змея, заползшая в дом, когда-нибудь укусит, Дурная мысль, если не быть осторожным, непременно доведет до гибели. 72. «Всегда видел я пред собою Господа, ибо Он одесную меня; не поколеблюсь.» (Пс. 15:8). Непоколебимость Струи водопада непрерывно падают вниз, Но сам водопад не падает. С моря на берег постоянно набегают волны, Но само море никуда не движется. Познай глубину сердца – и не поколеблешься. 73. «Он создал сердца всех» (Пс. 32:15).

http://isihazm.ru/1/?id=105

69. Часто одно слово истребляет плач; но было бы чудно, если бы одно же слово и возвращало оный. 70. Мы не будем обвинены, о братия, не будем обвинены, при исходе души нашей, за то, что не творили чудес, что не богословствовали, что не достигли видения, но, без сомнения, дадим Богу ответ за то, что не плакали беспрестанно о грехах своих. Степень седьмая. Сподобившийся достигнуть ее и мне да поможет; ибо сам он получил уже помощь, омывшись на сей седьмой степени от скверн века сего. Антиоха из Галатии, монаха Лавры Святого Саввы,. Пандекты Богодухновенного Святого Писания Слово 90. О плаче 74 Плач – сопричастник нестяжательности и всем нам подходит и полезен. Ибо он не только производит добродетели, но и сохраняет их. И после отшествия отсюда становится причиной вечной радости и ходатаем утешения, по слову Господнему для тех, которые до конца его [здесь] содержат. Ибо о нем, прежде всего да просим Господа, чтобы даровал нам его непрестанно во все время нашей жизни. Ибо любители плача обладают им с постоянством и в молитве укрепляются; и таковые облачаются в оружия света ( Рим.13:12 ) и слышат: Как нагревается твоя одежда, когда Он успокаивает землю от юга? ( Иов.37:17 ), враги же таковых одеждутся яко одеждою студом своим ( Пс.108:29 ), а наследники плача, как сказано, небесная радость, наслаждение неизъяснимое и слава неизглаголанная. Об этом и Екклезиаст нас учит, говоря: Лучше ходить в дом плача, нежели ходить в дом пира ( Еккл.7:2 ), и опять: Сердце мудрых – в доме плача, а сердце глупых – в доме веселья ( Еккл.7:4 ), и далее: Не устраняйся от плачущих, и с сетующими сетуй ( Сир. 7:37 ). Пророк Амос же говорит: Вот наступают дни, говорит Господь Бог, когда Я пошлю на землю голод, – не голод хлеба, не жажду воды, но жажду слышания слов Господних, ( Ам.8:11 )и восплачется земля( Зах.12:11 ) и те, кто на ней. Теперь же исполняется пророчество сие на наших временах, ибо вси уклонишася, вкупе непотребни Быша ( Пс.52:4 ). Посему и Исаия говорит: оставьте меня, я буду плакать горько; не усиливайтесь утешать меня в разорении...

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Novyj_B...

X. 142. Не хотел произносить таких слов, но я был вынужден выразиться таким вот образом, чтобы ты, услышав мрачное, смог избежать ужасного. 143. А когда надобно убегать? 144. Ныне день спасения (2 Кор. 6, 2). 145. Кто желает находиться рядом со Христом, пусть знает , что приходит пора, когда никто не может делать (Ин. 9, 4). 146 Приходит ночь, когда каждый получит соответственно тому, что он делал, живя в теле (2 Кор. 5, 10). 147. Приходит день, в который никто не может отложить [свои дела] на завтра. 148. Ибо в смерти нет памятования о Тебе: во гробе кто будет славить Тебя? (Пс. 6, 6). 149. Итак, братья, если таков рубеж и мы не можем пройти мимо или невозможно прошедшим остаться незамеченными, предстанем лицу Его со славословием (Пс. 94, 2). 150. Первыми предстанем [перед Ним], чтобы Он не опередил нас, представ пред нами. 151. Победим зло добром, чтобы не оказаться нам во зле. 152. Очистим себя от всякой скверны плоти и духа (2 Кор. 7, 1), чтобы, явившись чистыми пред Чистым, мы получили чистый венец через Иисуса Христа, Господа нашего, через Которого Отцу слава во веки веков. Аминь.   Источники Acta Pauli et Theclae//Les Actes de Paul et ses lettres apocryphes/introduction, textes, traduction et commentaire par L. Vouaux . Paris: Letouzey et Ané, 1913. Basilius Caesariensis (spuria). Homilia de virginitate //Amand D., Moons M. C. Une curieuse homélie grecque inédite sur la Virginité adressée aux pères de famille//Revue bénédictine. 1953. Vol. 63. P. 18–69, 211–238. Tertullianus . De baptismo// Tertullien. Traité du baptême/éd. F. Refoulé, M. Drouzy. Paris: Cerf, 1952. (SC; vol. 35). P. 63–97. Рус. пер.: Квинт Семптимий Флорент Тертуллиан. Избранные сочинения/сост. А. Столяров. М.: Прогресс, 1994. С. 93–105.   Литература Мейендорф И., прот. Византийское наследие в Православной Церкви. Киев, 2007. С. 263–288. Сидоров А. И. Святоотеческое наследие и церковные древности. Т. 4. Древнее монашество и возникновение монашеской письменности. М.: Сибирская благозвонница, 2014.

http://bogoslov.ru/article/6193363

—282— ственному человеку, несмотря на преобладание греховности, присущ закон внутренний, или свидетельство совести, отражающей в себе волю Божию, это видно из того, что по слову Апостола Павла, «язычники являют дело законное, написанное в сердцах своих, споспешествующей им совести и между собою помыслом осуждающим или отвещающим» ( Рим.2:15 ). На странице 69-й автор утверждает, что «подзаконный человек исполнение праведности полагает в самом себе, в своей воле и самую праведность считает своей собственной, от него происшедшей, ему принадлежащей, что дела, по его сознанию, имеют такую заслугу, которая сама собою, независимо от милости или благодати Божией, доставляет ему спасение и блаженство, что отсюда характерной особенностью такого человека является вера в свою личную безусловную самодеятельность, вера в себя, как единственного виновника праведности». Мнение автора справедливо, если иметь в виду фарисеев, которые, как замечает св. Лука по поводу направленной против них притчи Христовой о мытаре и фарисее «уверены были о себе, что они праведны и уничижали других» ( Лк.18:9 ). Почитать себя праведниками подобно фарисеям, сектантам позднейшего ветхозаветного времени, и свою праведность признавать достаточной для спасения, конечно, могли многие из подзаконных людей; но отнюдь не так думали, не так высоко ценили дела своей праведности лучшие подзаконные люди. Один из них так исповедает пред Богом: «не вниди в суд с рабом Твоим, яко не оправдится пред Тобою всяк живый» ( Пс.142:2 ). «Аще беззакония низриши Господи, кто постоит? яко у тебе очищение есть» ( Пс.129:3–4 ). К исповеданию виновности и безответности пред Богом располагал Давида и подобных ему подзаконных людей самый закон Моисеев. «Писано в законе: проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона» ( Втор.27:26 . Гал.3:11 ). И так как никто не мог похвалиться исполнением всех заповедей закона нравственных и обрядовых воздержанием не только от греховных дел, но и от воспрещаемых законом греховных пожеланий, то ясно, что никому, кроме фарисеев и подобных им не приходило в голову, «полагать в самих себе источник праведности, питать веру в свою личную безусловную самодеятельность, взирать на себя, как на единственного виновника праведности». Закон, правда, требовал от человека самодеятель-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Астрономия, история, топография, механика, физика, геометрия, даёт ответы на все эти вопросы. Но знание «созидает только тогда, когда ему предшествует и сопутствует добрая воля». Без этого «будут резать по правую сторону – и останутся голодными: и будут есть по левую – и не будут сыты, каждый будет пожирать плоть мышцы своей: Манассия – Ефрема и Ефрем Манассию, оба вместе – Иуду» ( Ис.9:20–21 ). «Сирияне с востока, Фелистимляне с запада, – будут они пожирать… полным ртом» ( Ис.9:12 ). Так сильный может, при одном холодном знании, «есть бессильного во весь рот» 67 . И едят! – сказал бы теперь почивший библеист. «Утерян секрет» – «быть довольным» 68 … Человечество опирается теперь на «три жезла» – на «опыт, разум и науку» 69 , с которыми и восходит на вершину гордости. И гордецы множатся, так как «у зла более пособников, нежели у добра» 70 . Гордость всюду. Гордость развивает «аппетит» к властолюбию, которое одновременно зовёт и к свободе от власти и, подменяя понятие христианской свободы, предлагает обществу хлеб, но «хлеб недопечённый» 71 . Аппетиты отдельных лиц превращаются иногда в аппетиты целых народов. Результат этого – «вечный голод» 72 . Такие народы нуждаются «в постоянной пище» – и они «объявляют войну против того, кто ничего не кладёт им в рот» ( Мих.3:5 ). Царства, стремящиеся к обладанию всем миром, прекрасно характеризуют пророки. «Эти царства требуют от всех безмолвного подчинения». И мир слышит речи самоуслаждения: «я – и никто, кроме меня» ( Ис.47:7,8:10 ); речи самоуверенности: «кто придёт ко мне»? ( Иер.49:4 ); речи пагубного насилия: «пади ниц, чтобы нам пройти по тебе»! и вот, хребет людей делается как бы землёй и улицей для этих проходящих великанов ( Ис.51:23 ); а только мирный заговорит, они – к войне ( Пс.119:7 ). Пресыщенных и вместе вечно голодных гордость облегает, как ожерелье, и дерзость одевает их, как наряд уже выкатываются глаза их от жира, а жадные помыслы всё ещё бродят в сердце. Они над всем надеваются, говорят свысока, поднимают к небесам уста свои, и язык их расхаживает по земле ( Пс.72:6–9 ) с высокомерной речью: «силою руки моей и моей мудростью я сделаю это.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vveden...

В число других предсказаний об обстоятельствах смерти Христа входят: 13) Его руки и ноги пронзили ( Пс. 21:17 ; ср. Лк. 23:33 ); 14) Его грудь пронзили ( Зах. 12:10 ; ср. Ин. 19:34 ); и 15) об одежде Его бросали жребий ( Пс. 21:19 ; ср. Ин. 19:23–24 ). Хотя оно было понято только как свершившийся факт, одно из самых точных библейских пророчеств предсказывает даже год смерти Христа. Даниил, говоря о плене Израиля и об искуплении греха, приводит свою покаянную молитву, в которой исповедует грехи своего народа ( Дан. 9:4–19 ); и тогда в видении ангел Гавриил даёт Даниилу следующее пророчество ( Дан. 9:24–26 ): Семьдесят седмин определены для народа твоего и святого города твоего, чтобы покрыто было преступление, запечатаны были грехи и заглажены беззакония, и чтобы приведена была правда вечная, и запечатаны были видение и пророк, и помазан был Святой святых. Итак, знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седмин и шестьдесят две седмины [...] И по истечении шестидесяти двух седмин предан будет смерти Христос. Как показывает контекст, Даниил знал, что речь здесь идёт о годах, поскольку перед этим «сообразил по книгам число лет» в сроке опустошения Иерусалима, раскрытое Богом Иеремии пророку и составляющее «семьдесят лет» ( Дан. 9:2 ). Затем Бог указал Даниилу, что пройдёт 70 х 7 лет до пришествия и смерти Мессии. Артаксеркс повелел Неемии восстановить Иерусалим ( Дан. 9:25 ; ср. Неем. 2 ) в 445/444 г. до Р. X. Именно от этого года, а не от более ранней даты, когда Кир разрешил только восстановление храма ( Езд. 1:3 ), отсчитываются в пророчестве Даниила 483 года до времени смерти Христа. Если взять как общепринятую дату распятия 33 г. по Р. Х. (см. Hoehner), то получится в точности 483 года: «Семь седмин» плюс «шестьдесят две седмины», то есть 69 х 7=483 года. 444 + 33=477. Добавляем шесть лет, чтобы компенсировать разницу в пять дней между нашим солнечным годом и лунным годом, принятым у Израиля (5 х 477=2385 дней, то есть 6 лет с небольшим).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

Ведь души их будут насильственно исторгнуты немилосердными Ангелами и получат приговор свой от Бога 65 . Ибо будучи пустыми, ради пустого утомлялись они в этом мире, творя [одно лишь] земное; а потому и отошли в погибель. Будучи на земле, не помнили они о Боге и не заботились о том, чтобы [всегда] держать в памяти страх Божий. Вследствие этого и Бог не заботится о них. Ибо праведен Бог и праведен суд Его. И когда придет Он судить мир, тогда воздаст каждому по делам его. Блаженно сердце, приемлющее это 66 . 20. В полночь встань и воспой Господа Бога твоего, ибо в этот час воскрес из мертвых Господь наш и воспел Отца [Своего]. Поэтому велено нам в этот час воспевать Бога. Встав [на молитву], прежде всего произнеси такой стих: Полунощи востах исповедатися Тебе о судьбах правды Твоея (Пс 118:62). [Затем] соверши молитву и начинай читать весь пятидесятый псалом до тех пор, пока не закончишь. Это пусть будет правилом тебе на каждый день. Псалмов же произноси столько, сколько можешь прочитать их стоя. После [каждого] псалма совершай молитву и коленопреклонение, со слезами исповедуя Господу грехи свои. После же трех псалмов говори Аллилуя . Если же вместе с тобой бывают [другие] девы, то пусть и они поют псалмы, и [таким образом] одна за другой совершайте молитву. К рассвету произносите такой псалом: Боже, Боже мой, к Тебе утренюю, возжажда Тебе душа моя (Пс 62:1). Затем, сделав [небольшой] перерыв 67 : Благословите, все дела Господни. Господа (Дан 3:57) и Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение (Лк 2:14) ; также: Тебя воспеваем, Тебя благословляем, Тебе поклоняемся и так далее. 21. Будем блюсти любовь, [ибо] она больше всего. Ведь [Гос­подь] говорит: “Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем своим, всею силою твоею и всею душею твоею, и ближнего твоего, как самого себя. На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки” 68 . [Также сказано]: Бог есть любовь (1 Ин 4:8) и Он прежде возлюбил человека 69 и Самого Себя предал за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония.

http://pravmir.ru/o-devstve-ili-o-podviz...

Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им. Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество от создания мира чрез рассматривание творений видимы, так что они безответны. Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце… И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму – делать непотребства» ( Рим. 1, 18– 21, 28 ). Чистые сердцем видят Бога всюду: в себе, в других, в каждом и во всем. Они знают, что «Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь» ( Пс. 18, 1 ). Они знают, что небеса и земля исполнены Его славой (ср. Ис. 6, 3 ). Они способны к наблюдению и вере, к вере и ведению (см. Ин. 6, 68–69 ). Только безумец может сказать в сердце своем, именно что в его сердце – нет Бога. И это происходит потому, что «они развратились и совершили гнусные преступления». Он не «ищет Бога». Он «уклонился». Он не «взывает к Богу». Он не «разумевает» ( Пс. 52, 1–4 ). Описание псалмопевцем этого безумного и причин его безумства было подытожено в святоотеческой церковной традиции утверждением, что причина любого человеческого невежества (неведения о Боге) – произвольное отвержение Бога, укорененное в гордой самовлюбленности. Согласно преподобному Максиму Исповеднику , «первородный грех» людей, который вольно или невольно заражает всех нас, – это «себялюбие». Эгоцентризм порабощает своего обладателя душевным и телесным страстям и погружает его в безумие, мрак и смерть. Человек становится слепым по причине его нежелания увидеть, поверить и блаженствовать в том, что ему даруется, – прежде всего слова и действия Бога, и Самого Бога в Его Слове и Духе, пребывающих в мире. Именно это обличал Христос, приводя слова Исаии, говорившего относительно неведущих Бога, что они имеют глаза, но не будут видеть; уши, но не будет слышать; и ум – но они не хотят понимать ( Ис. 6, 9–10 ). Мы должны это ясно видеть и хорошо это понимать. Знание Бога дается тем, кто хочет этого, тем, кто ищет его от всего сердца, тем, кто желают его более всего и кто ничего кроме этого не хочет.

http://azbyka.ru/otechnik/Foma_Hopko/bog...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010