Следует отметить, что существование нравственного закона у святителя иногда преобретает ярко выраженную космологическую окраску. Так, святой владыка напоминает, что сербский народ назвал Млечный Путь – Кумовой соломой. Святитель объясняет это так. В одном селе кум у кума украл солому. И хотя вора никто не схватил, по пути солома из охапки просыпалась и оставляла след. Это событие простой народ воздвиг на космическую высоту, сравнив огромное количество звезд с рассыпанной соломой. Но святитель в этой «народной догматике» 66 видит то, как простой народ понимает нравственный закон. Этот закон существует независимо от людей, и именно благодаря ему все тайное когда-нибудь станет явным, как грех кума 67 . Заметим, что учение о логосе, вложенном в естество твари, находится и в трудах других святых отцов. Так, преподобный Антоний Великий учит: «Как на листе в природе созданий читаю всегда Господне слово» 68 . «Бог от вечности видит и находит сообразыми с Своею премудростью и благостью Свои творения» 69 , – пишет святитель Филарет (Дроздов) . Это же учение можно встретить и в трудах святителей Григория Нисского 70 и Василия Великого . Последний, в частности, объясняя слова из 18 Псалма: «Небеса проповедуют славу Божию, о делах рук Его вещает твердь. День дню передает речь, и ночь ночи открывает знание. Нет языка, и нет наречия, где не слышался бы голос их. По всей земле проходит звук их, и до пределов вселенной слова их» ( Пс.18,2–5 ), говорит, что «небеса» и вся тварь «проповедуют славу Божию» тем, что следуют законам, установленным Творцом 71 . Интересно, что тема Логоса и логосов звучит и в трудах сербских богословов, которых можно назвать продолжателями духовного делания святителя Николая Сербского . Так, преподобный Иустин (Попович) учит: «Каждое живое существо неразрывно связано с первоисточником жизни, со Словом Божиим» 72 . В силу этого «каждая тварь, как логосное творение, непрестанно пишет Евангелие Слова – Господа Иисуса Христа. Его пишет каждый цветок, каждая травинка, кыждый мотылек, каждая птичка, а тем более человек – существо богоподобное, сообразное Христу» 73 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Слушайте, все грешники погибшие, слушайте сладчайший голос Евангелия! Оно обращается ко всем нам: Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее. Страшно нам быть в грехах пред Богом – Евангелие проповедует, что грехи нам отпускаются ради имени Христа и что Христос есть наше оправдание перед Богом. В тебе, Спаситель мой, Иисусе, Сыне Божий, оправдаюсь, Ты моя правда и освящение. Страшно нам быть под гневом Бога – Евангелие проповедует, что Христос нас примирил с Богом и, придя, благовествовал всем мир, дальним и ближним ( Еф. 2, 17 ). Страшна нам клятва законная, ибо все мы грешники. Она и временному, и вечному наказанию грешника подвергает. А Евангелие проповедует, что Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою ( Гал. 3, 13 ). Страшна нам смерть – Евангелие проповедует, что Христос есть наше воскресение и жизнь. Страшна нам геенна и ад – Евангелие проповедует, что Христос избавил нас от ада и всего того бедствия. Страшно нам отлучиться от Бога и вечного Его Царствия – Евангелие проповедует, что всегда с Господом будем ( 1Фес. 4, 17 ) в вечном Его Царствии. Это, благословенные христиане, сладчайший голос Евангелия: вкусите и увидите, как благ Господь ( Пс. 33, 9 )! Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не по гиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него. Верующий в Него не судится ( Ин. 3, 16–18 ). Благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой, и сотворил избавление ему, и воздвиг рог спасения нам в дому Давида, отрока Своего ( Лк. 1, 68–69 ). 2 . От нас требуется, христиане, чтобы мы эту небесную и сладчайшую весть, с неба присланную, благодарно приняли, и Бога, Благодетеля нашего, помиловавшего нас, всегда от чистого сердца благодарили, и Ему от благодарности святое послушание и угождение показывали. Ибо сама совесть увещевает и убеждает нас быть благодарными к благодетелю. Возлюбил Он нас, недостойных, возлюбим и мы Его, достойного всякой любви. Любовь требует не оскорблять любимого. Всяким грехом Бог оскорбляется. Уклонимся от всякого греха, и сотворим святую Его волю, и не оскорбим Его, благоутробного нашего Отца и Благодетеля. Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое; да приидет царствие Твое; да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли, и прочее ( Мф. 6, 10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Ты Христос, Сын Бога живаго?» (ст. 68–69). Вопрос. Какое заключение должно вывести из действий тех лиц, к которым были обращены слова Господа? Ответ. Если Иисус Христос имел намерение дать Своим последователям только хлеб и вино в воспоминание о Его смерти, почему Он не упомянул об этом, чтобы предотвратить удаление Его учеников и научать их истине? Можно ли допустить, чтобы Виновник истины оставил под сомнением и неведением один из самых важных догматов религии, которую Он пришел установить? Конечно, нет. Итак, Иисус Христос желал, чтобы слова Его были поняты в буквальном смысле. Иудеи и многие из учеников оставили Его, потому что не верили, что Он может дать Свою Плоть и Кровь, но двенадцать, которые знали, что Иисус Христос есть истинный Бог; что нет ничего невозможного для Него; что Он не может заблуждаться и вводить в заблуждение других, подчинили свой разум этой великой тайне, когда устами ап. Петра дали ответ: «Господи, к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни» (ст. 68). Мы верим всему, чему Ты нас научил, как бы это трудно ни было для понимания, ибо уверовали и узнали, «что Ты Христос, Сын Божий” (ст. 96). Вопрос. Если Иисус Христос хотел, чтобы слова Его были поняты не в буквальном смысле, а так, что Он даст хлеб и вино, то слушатели Его имели ли основание оставлять Его? Ответ. Конечно, нет. Такое понимание не заключало бы в себе ничего соблазнительного, и было бы менее удивительным, чем манна и пасхальный агнец Ветхого Завета. Вопрос. Если бы Иисус Христос употребил выражения «есть плоть и пить кровь» (ст. 53) в иносказательном смысле, то не противоречил ли бы Он этим понятиям Своих слушателей, иудеев? Ответ. Божественная мудрость Иисуса Христа никогда не могла прибегнуть к такой форме речи, ибо выражение: «есть плоть», когда оно употребляется в иносказательном смысле на языке Св. Писания всегда означает: «причинять кому большое зло, наносить жестокую обиду» (см. Пс.26:2 ; Иов.19:22 ; Еккл.4:5 ; Иак.5:3 ). Далее «есть плоть и пить кровь» человеческую на языке Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

У возлюбленного Моего был виноградник на роге, сыне елея. Так сообразно еврейскому тексту перевели Феодотион и Акила, Симмах же по своему обыкновению перевел яснее: у возлюбленного Моего был виноградник на роге, посреди оливковых деревьев. Но LXX перевели более мысль, нежели слово: у возлюбленного Моего был виноградник на роге, на месте тучном, или плодородном. И действительно, нет ничего тучнее земли обетованной, если будешь иметь в виду не некоторые гористые и пустынные места, а все ее пространство от ручья Египетского до великой реки Евфрата на восток и к северу до горы Тавра и Зефирова мыса в Киликии, который вдается в море. О роге же часто читаем, что он означает царство и могущество, как это есть в Евангелии: воздвиже рог спасения нам в дому Давида отрока Своего ( Лк. 1:69 ), и: о тебе враги наша избодем роги ( Пс. 43:6 ). И у Захарии четыре рога означают четыре могущественнейшие царства ( Зах. 1 ). Евреи это место изъясняют так: виноградник насажден Христом на роге, то есть, на месте крепком и высоком, которое называется сыном елея или потому, что нуждается в милосердии Божием и поддерживается Его помощью, или потому, что сообщило всем народам ясный свет боговедения. Стих 2. И Он огородил его, и очистил его от камней, и насадил в нем лозу Сорек, и построил башню посреди его, и устроил в нем точило. Посредством метафоры, как мы прежде сказали, виноградника, описывается народ Иудейский, который Он оградил помощью ангелов и очистил его от камней, – или от идолов, или от всего того, что могло препятствовать богопочитанию. И насадил в нем лозу Сорек, которую один Симмах перевел избранною, передавая, как мне кажется, не слово, а смысл, заключающийся в слове. Ибо Евреи говорят, что Сорек есть род самой лучшей виноградной лозы, который обильно и постоянно приносит плоды. Наконец, некоторыми Сорек переводится словом καλλκαρπος, которое мы можем перевести: красивейший плодами. И построил башню посреди его, то есть храм посреди города, и устроил в нем точило, которое, по мнению некоторых, означает жертвенник. Ибо как к точилу сносятся и там давятся ногами всякие виноградные ягоды, чтобы из них выжато было вино, так жертвенник принимает на себя приношения всего народа и пожирает закланные жертвы, сообразно тому, что о Вениамине, в колене которого находился храм и жертвенник, читаем: Вениамин волк хищник, рано яст еще, и на вечер дает пищу ( Быт. 49:27 ). Все, что говорится о винограднике, может быть применяемо и к такому состоянию души человеческой, когда она, будучи насаждена Богом на добро, принесла не добрые грозды, а дикие виноградные ягоды, и после этого предана зверям на попирание, и не приняла божественного дождя учений, потому что пренебрегла прежними дарами.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Что же? Продолжает ли он говорит о том, что наводило страх? Нет. А что? Он снова дает им отдохнуть и говорит: " и будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется " (ст. 21). Это сказано о Христе, как говорит Павел (Рим.10:13); однако Петр не решается высказать этого ясно. Но возвратимся к тому, что сказано выше. Прекрасно восстает Петр против смеющихся и издевающихся, говоря: " сие да будет вам известно, и внимайте словам моим " . А в начале он говорил: " мужи Иудейские " , называя, как мне кажется, иудеями тех, которые жили в Иудее. Предложим, если угодно, и сами слова Евангелия, чтобы ты узнал, каким вдруг сделался Петр. Вышла, говорит (евангелист), рабыня, " и сказала: и ты был с Иисусом Галилеянином " ; а он отвечал: " не знаю, что ты говоришь " , и когда снова спросили его, – " тогда он начал клясться и божиться " (Мф.26:69-74). 2. А здесь смотри, с каким говорит он дерзновением, с какою великою свободою. Он не похвалил тех, которые сказали: " слышим их нашими языками говорящих о великих делах Божиих " ; а, напротив, на ряду с другими отягощает и их своими сло­вами, желая сделать их более ревностными и представить свое слово чуждым лести. Это и всегда прекрасно наблюдать, так, чтобы при снисходительности слово было чуждо всякой лести, равно как и всякого оскорбления, что – не легко. Не без при­чины также устроено и то, что это совершилось в третьем часу: когда показывается блеск света, тогда люди еще не заняты бывают хлопотами об обеде, тогда – ясный день, тогда все на площади. Видишь ли слово, исполненное свободы? " И внимайте словам моим " . Сказав это, Петр ничего не прибавил (от себя), а присовокупил: " но это есть предреченное пророком Иоилем: и будет в последние дни " . Этим показывает, что уже близка и кончина. Оттого-то слова: " в последние дни " имеют некоторую особенную выразительность. Затем, чтобы не подумали, будто это дело касается только сынов, он присовокупляет: " и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут " . Заметь порядок: сначала сыны, как и Давид говорит: " вместо отцов Твоих были сыновья Твои " (Пс.44:17); и в свою очередь, Малахия: " и он обратит сердца отцов к детям " (Мал.4:6).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Остальное последование. Отпуст. Среда утром: (1) . Пс. 3 (,62 и 133). Слава Тебе, Боже. (2) . (XXXI): Пс. 63 (,64). Аллилуиа. (3) . (XXXII): Пс. 65 (,66). Ущедри мя, Господи. (4) . (XXXIII): Пс. 67 . Аллилуиа. Каждение. (5) . (XXXIV): Пс. 68 (,69). Спаси нас, Господи. (6) . (XXXV): Пс. 70 . Аллилуиа. (7) . (XXXVI): Пс. 71 (,72). Заступи мя, Господи. (8) . (XXXVII): Пс. 73 (,74). Аллилуиа. Вход в храм. Дан. 3,57–88 . Благословим Отца в конце песни. И ныне: Тебе неразрушимую стену. Синаксарион. Пс. 50 . Пентикостарион: Крест претерпел за меня , просвети душу мою молюся , Боже , и помилуй мя. Остальное последование. Отпуст. Среда вечером: (1) . Пс. 85 . Слава Тебе, Боже. (2) . (XXXVII): Пс. 73 (,74). Аллилуиа. (3) . (XXXVIII): Пс. 75 (,76). Сохрани мя, Господи. (4) . (XXXIX): Пс. 77 . Аллилуиа. (5) . (XL): Пс. 78 (,79). Милостив буди мне, Господи. (6) . (XLI): Пс. 80 (,81). Аллилуиа. (7) . (XLII): Пс. 82 (,83). Услыши мя, Господи. (8) . (XLIII): Пс. 84 . Аллилуиа. Пс. 140 . Кекрагарион: Исправи молитву мою , Господи, молюся и спаси мя. Не говорится о входе. Прокимен 560 . Остальное последование. Отпуст. Четверг утром: (1) . Пс. 3 (,62 и 133). Слава Тебе, Боже. (2) . (XLIII): Пс. 84 . Аллилуиа. (3) . (XLIV): Пс. 86 (,87). Помяни мя, Господи. (4) . (XLV): Пс. 88 . Аллилуиа. Каждение. (5) . (XLVI): Пс. 89 (,90). Сохрани мя. Господи. (6) . (XLVII): Пс. 91 (,92,93). Аллилуиа. (7) . (XLVIII): Пс. 94 (,95,96). Спаси нас, Господи. (8) . (XLIX): Пс. 97 (,98,99,100). Аллилуиа. Вход. Дан. 3,57–88 . Синаксарион. Пс. 50 . Пентикостарион: Из глубины беззаконий моих . возведи (мя) ,Господи , яко Петра из волн , и спаси мя. Хвалите ( Пс. 148,149 и 150). Тебе подобает песнь Богу. Остальное последование. Отпуст. Четверг вечером: (1) . Пс. 85 . Слава Тебе, Боже. (2) . (XLIX): Пс. 97 (,98,99,100). Аллилуиа. (3) . (L): Пс. 101 . Услыши мя, Господи. (4) . (LI): Пс. 102 . Аллилуиа. (5) . (LII): Пс. 103 . Милостив буди мне, Господи. (6) . (LIII): Пс. 104 . Аллилуиа. (7) . (LIV): Пс. 105 . Заступи мя, Господи.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Каждая служба совр.   открывается вступительными молитвами и гимном, соответствующим времени суток, затем следуют псалмы (согласно нумерации LXX): на утрене (19 псалмов): Пс 1-6, 8, 11-12, 14-15, 18, 24, 26, 62, 66, 69, 112, 142; в 3-й час (12 псалмов): Пс 19, 22-23, 25, 28-29, 33, 40, 42, 44-46; в 6-й час (12 псалмов): Пс 53, 56, 60, 62, 66, 69, 83-86, 90, 92; в 9-й час (12 псалмов): Пс 95-100, 109-112, 114-115; на вечерне (12 псалмов): Пс 116-117, 119-128; на повечерии (12 псалмов): Пс 129-133, 136-137, 140-141, 145-147; на службе «молитва завесы» (29 псалмов): Пс 4, 6, 12, 15, 24, 26, 66, 69, 22, 29, 42, 56, 85, 90, 96, 109, 114-115, 120, 128-133, 136, 140, 145 и Пс 118. 153-176; на ночной службе (31 псалом), состоящей из 3 полунощниц: 1-й (9 псалмов): Пс 3, 6, 12, 69, 85, 90, 116-118; 2-й (10 псалмов): Пс 119-128; 3-й (12 псалмов): все псалмы повечерия. Кроме того, каждая служба включает короткий отрывок Евангелия, тропари палестинского происхождения, к-рые часто имеют соответствия в совр. визант. богослужении (указание соответствий см. в работах: Burmester. 1936; Idem. 1973), 41 раз читается молитва «Господи, помилуй» , Трисвятое, «Отче наш», разрешительная молитва и общая для всех служб заключительная молитва. Нек-рые последования имеют др. добавления (напр., на утрене - великое славословие и Символ веры). Рус. перевод копт. Часослова, не вполне точный, можно найти в работе: Порфирий (Успенский). 1856. С. 49-94 (здесь же на с. 95-113 содержится перечень церковных праздников согласно копт. календарю; совр. копт. практику также отчасти отражает эфиоп. Часослов - см.: Тураев. 1897). Как правило, последования Часослова верующие знают практически наизусть. Когда их вычитывают в церкви, часто встречается практика распределения псалмов между молящимися, каждый из к-рых тихо произносит по псалму, что значительно ускоряет совершение богослужения в храме; впрочем, вернувшись в кельи, монахи повторяют все прочитанные в церкви последования, уже полностью произнося все псалмы каждого часа.

http://pravenc.ru/text/2057208.html

68 Я буду славить имя Бога. Как это часто бывает в псалмах, сетования и проклятия псалмопевца без всякого перехода сменяются радостной хвалой Господу. 68 будет это благоугоднее Господу, нежели вол. Вол самое дорогое из приносимых в жертву животных. Самому богатому жертвоприношению, которое может свершаться и без подлинной преданности Ему, Господь предпочитает чистосердечное раскаяние человека. 68 Увидят это страждущие и возрадуются. Избавление псалмопевца вселит надежду в души всех страждущих и гонимых, поскольку засвидетельствует им истинность их упования. 68 создаст города Иудины. Букв.: «восстановит». Последние два стиха были, по всей видимости, добавлены к псалму позднее во времена вавилонского пленения или сразу после возвращения из него. Глава 69 Пс. 69 Этот краткий псалом, в котором псалмопевец просит Господа как можно скорее явиться и спасти его, почти дословно повторяет Пс. 39,14–18 . 69 В воспоминание. Соответствующее древнееврейское слово, помимо данного места, встречается только в заглавии Пс. 37 . 69 Поспеши, Боже, избавить меня. Требовательный тон псалмопевца объясняется отчаянностью его положения. 69 Да будут обращены назад ... желающие мне зла! Т.е. остановлены и наказаны. 69 Я же беден и нищ. Речь идет не о материальном положении псалмопевца, а о состоянии его духа. Глава 70 Пс. 70 Первая часть этого псалма представляет собой плач человека, которого и в старости (ст. 9) продолжают преследовать враги. Однако в прошлом он испытывал на себе Божественное благословение (ст. 14–18) и потому заканчивает псалом словами твердого упования на Господа. 70 По правде Твоей. См. ком. к Пс. 30,2 . 70 твердыня моя и крепость моя Ты. Бог единственный, у Кого псалмопевец может искать спасения. 70 упование мое от юности моей. С высоты прожитых лет псалмопевец оглядывается на свою жизнь и размышляет над тем, каковы были его взаимоотношения с Богом на всем ее протяжении. 70 На Тебе утверждался я от утробы. В гиперболической форме псалмопевец говорит о том, что он никогда не мыслил себя вне связи с Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Пс.69:2.   Боже, в помощь мою вонми: Господи, помощи ми потщися. Это молитва против помыслов, от всякого рода бедствий и перед начинанием всякого полезного дела. Ибо без «помощи Божией» невозможно что-либо хорошо начать и окончить (Лествичник, Феодорит). Подобает нам в великом страхе и трепете со слезами Бога молить, и со умилением и с воздыханием молитвы Богу приносить, тихим и смиренным гласом (авва Памво). Пс.69:3.   Да постыдятся и посрамятся ищущии душу мою: да возвратятся вспять, и постыдятся хотящии ми злая. «Ищущие» причинить вред душам нашим есть преимущественно демоны и им подвластные люди, которые раздражают в нас желание худых дел и неприличных удовольствий. Но и те и другие ничего не могут сделать без нашего на то согласия (Феодорит). Пс.69:4.   Да возвратятся абие стыдящеся глаголющии ми: благоже, благоже. «Да возвратятся» тотчас со стыдом те, которые радовались прежнему моему падению (Афанасий). Пс.69:5.   Да возрадуются и возвеселятся о Тебе вси ищущии Тебе, Боже, и да глаголют выну: да возвеличится Господь, любящии спасение Твое. «Да возвеселятся любящие» Господа и да ликуют, воспевая благодеяния Его (Феодорит). Пс.69:6.   Аз же нищ есмь и убог, Боже, помози ми: Помощник мой и Избавитель мой еси Ты, Господи, не закосни. Та душа есть «нищая» духом, которая познает язвы свои, познает и окружающую ее тьму страстей — и всегда просит избавления у Господа. Переносит и труды, но не радуется ни о каком земном благе, а полагается на одного только небесного Врача и на Его врачевания (Макарий В.). КАФИСМА ДЕСЯТАЯ Давиду псалом, сынов Ионадавовых и первых пленшихся, не надписан у еврей, 70 Псалом этот составил Давид от лица сынов «Ионадавовых» , которые были мужи богобоязненные и праведные, строгие хранители заповедей отца своего, а добродетели их засвидетельствовал Сам Бог пророку Иеремии (см. Иер. 35:18—19). Поэтому и в надписании они воспоминаются на пользу всем, охотно повинующимся закону Божию, на обличение и исправление всем преступающим. Пророческое слово наставляет «пленять всяк разум в послушание Христово» (2 Кор. 10:5) в надежде освобождения от грехов и получения Царствия Небесного (Афанасий).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2800...

Пс.69:2. Боже, в помощь мою вонми, [п]и проч. Пс.69:3. Да постыдятся и посрамятся.   Да обманутся, говорит, в своем ожидании желающие смерти моей, и плодом их ожидания да будет стыд. Да возвратятся вспять, [п]и проч.   В этих стихах произносит опять проклятие на тех, которые злоумышляют против него и желают ему зла, и говорит им: услаждающиеся моими бедствиями со стыдом да обратятся в бегство, видя перемену в моем положении. Пс.69:4. Да возвратятся абие стыдящеся,    т.е. которые радовались прежнему моему падению, по причине наложенной на меня смертной клятвы. Пс.69:6. Аз же нищ есмь и убог,    то есть я лишен праведности упомянутых выше мужей, и живя в нищете, не имею богатства праведности, потому умоляю не лишить меня помощи Твоей. Помощник мой и избавитель мой еси Ты, Господи не закосни.    Я сподобился Твоего о мне промышления, и как можно скорее услышь меня, не медли исполнением моего прошения. Псалом 70 Давиду псалом, в конец, сынов Ионадавовых и первых пленшихся. Не надписан у Еврей.   Сыны Ионадавовы были мужи богобоязненные и праведные, строгие хранители заповедей отца своего, столько благочестивые и благонравные, что о добродетели их засвидетельствовал сам Бог пророку Иеремии (Иер. 35:13–19). При них было первое пленение Иерусалима халдеями. Могут же они представлять собою лице Апостольского лика, вполне соблюдшего заповеди Отца небесного и сподобившегося похвал в изреченных Апостолам блаженствах. По крайней мере и при них, то есть при Апостолах, было также первое пленение Иерусалима римлянами. Посему боголюбцы эти, т.е. Апостольский лик, в настоящем псалме представлены приносящими о себе Богу молитву и благодарение за то, что Он, когда утесняли их гонители за евангельскую проповедь, спас их от демонов, сих мысленных наветников, злоумышлявших против души их. При этом дают они обещание, освободившись от служения подзаконного, приносить Богу только жертвы хвалы. Пс.70:1. На Тя, Господи, уповах, да не постыжуся во век.    Особенною твердостью своей уверенности представляет упование свое на Бога.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2599...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010