Книги исторические, содержащие в себе преимущественно историю религии и жизни еврейского народа, сохранившего веру в истинного Бога, следующие: Книги учительные содержат в себе преимущественно учение о вере. К ним относятся: 13. Книга Иова. Она посвящена праведному Иову, который перенес страшные бедствия, но не возроптал на Бога. 14. Псалтирь. Состоит из 150 канонических псалмов, или священных песней, написанных по вдохновению Духа Святого. Существует также один неканонический 151й псалом, которого нет в еврейском подлиннике, он взят из греческого перевода Библии. Считается, что большая часть песней-псалмов написана царем Давидом. Их пение сопровождалось у евреев игрой на музыкальном инструменте, подобном арфе, называвшемся псалтирью, откуда и произошло название книги. В псалмах автор выражает благодарность Богу за Его благодеяния, молится Ему о помощи, просит прощения грехов. Поэтому псалмы, являясь прекрасными образцами молитвы, пелись за ветхозаветным богослужением. Звучат они и сегодня в нашей Христианской Церкви. Кроме того, в псалмах содержатся пророчества об Иисусе Христе; особо замечательны пророчества о том, что Мессия, Спаситель мира, будет Сыном Божиим ( Пс. 2:7; 109:3 ); Истинным Богом ( Пс. 44:7-8; 109:1 ); по человеческой природе Спаситель произойдет из рода Давидова ( Пс. 88:36-38 ); Он будет пророком ( Пс. 21:23; 39:10-11 ), первосвященником ( Пс. 109:4 ) и царем ( Пс. 71:7-8 ); что Мессия будет проповедовать в притчах ( Пс. 77:2 ), будет предан одним из ближайших к Нему лиц ( Пс. 40:10 ), умрет мучительной смертью ( Пс. 21 ), сойдет во ад ( Пс. 15:10 ), воскреснет из мертвых ( Пс. 70:20 ), вознесется на небо ( Пс. 67:19 ) и сядет одесную Бога Отца ( Пс. 109:1 ). Псалмы или их отдельные стихи входят в состав каждого православного богослужения. 15. Притчи Соломона. В этой книге содержатся краткие, мудрые и поучительные изречения Соломона о страхе Божием, о добродетелях и пороках. 16. Екклезиаст. Екклезиаст по-гречески — проповедник. Второе название этого произведения — книга плача. Оно содержит размышления царя Соломона о суетности жизни и раскаяние во грехах.

http://azbyka.ru/deti/zakon-bozhij

Еже затворити искушенныя сребром.   Сребро — Божественные словеса. Говорит же: «запрети» и мысленным, и чувственным врагам, чтобы проповедники Евангелия не были доведены до невозможности более проповедовать. Или так: «запрети» тем и другим, чтобы проповедники не были недопускаемы до проповеди. Расточи языки хотящыя бранем:    очевидно, разумеет народы в смысле духовном и брани воздвигаемые против Святых. Пс.67:32. Приидут молитвенницы от Египта: Ефиопия предварит руку свою к Богу.   После того как рассеяны и связаны мысленные враги, стекаются уже на проповедь египтяне и ефиопляне. Именем же египтян означает ревностных идолослужителей и противников жития израилева, а именем ефиоплян — пределы земли. Но, каким образом Ефиопия притекла на проповедь, можно видеть это в примере Евнуха ефиоплянина. Пс.67:33. Царства земная, пойте Богу.    Показывает, что и все прочие народы вместе с своими царями уверуют во Христа. Воспойте Господеви Пс.67:34. восшедшему на небо небесе.   Поелику в предыдущих стихах проповедал о страдании и сошествии Христовом во ад, то проповедует и о восшествии Христовом на небо. А присовокупленное «на востоки» сказано сравнительно. Ибо, как солнце, сокрывшись на западе, восходит на востоке, так и Господь как бы из глубин адовых восшел на небо небесе. Се даст гласу Своему глас силы.    «Гласом силы» называет глас, который воздвигнет всех мертвых, когда воскреснут по Его велению. Пс.67:35. Дадите славу Богови.    Так и Павел говорит: «прославите Бога в телесех ваших, и в душах ваших, яже суть Божия» (1 Кор. 6:20), потому что справедливость требует во всем прославлять Благодетеля. На Израили велелепота Его, и сила Его на облацех. Пс.67:36. Дивен Бог во Святых Своих: Бог Израилев, Той даст силу и державу людем Своим: благословен Бог.   Поелику псалом упомянул о втором Его пришествии, в которое воскресит всех мертвых, то открывает нам различные почести, какие возданы будут Святым, также различные чины Святых. И чины означает словами: «Израиль», «облака», «Святые люди», а почести показывает в словах: «велелепота», «сила», «дивное», «держава». Сверх же всего этого присовокупляет, что Бог «благословен». Ибо ясно, что Святые в тех обителях, то есть небесных, непрестанно будут благословлять Бога, подражая чину горних духов.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2599...

Анафора – повторение слова или выражения в начале каждой из следующих друг за другом строк или предложений для достижения риторического или поэтического эффекта: «Все народы окружили меня, но именем Господним я низложил их; обступили меня, окружили меня, но именем Господним я низложил их» ( Пс.17:1112 ). Литота – приуменьшение для увеличения эффекта, или подчеркивание идеи с помощью отрицания ее противоположности: «Жертва Богу дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже» (имеется в виду, что Бог примет) ( Пс.50:19 ). Ассонанс – созвучие гласных букв в различных словах, которое используется при повторении или преобладании отдельных гласных звуков. Это можно почувствовать только в оригинальном еврейском тексте (см. напр. Пс.47 :8а – (реадах ахацатам шам) – звук «а»; и Пс.112:8 – (лехошиеи им недивим им недивей амму) – звук «и»). Аллитерация – повторение букв или слогов, имеющих одинаковое звучание: «Молитесь за мир в Иерусалиме». (ивр., шаалу шелом ерушалайм) ( Пс.121:6 – пер. с англ). Акростих – прием, при котором каждый новый стих начинается с очередной буквы еврейского алфавита. Псалом 33 – это пример простого акростиха, при котором очередной стих псалма начинается с очередной буквы алфавита. Псалом 118 имеет более сложную структуру; в нем каждые очередные восемь стихов начинаются на одну и ту же букву еврейского алфавита. Сегменты акростиха, каждый из которых начинается с очередной буквы алфавита, могут включать половину стиха ( Пс.110111 ), целый стих ( Пс.24, 33:144 ), два стиха ( Пс.9:36 ) и восемь стихов ( Пс.118 ). К тому же псалмы 32,37,102 имеет 22 строки каждый, поскольку еврейский алфавит также имеет 22 буквы. Поэтический характер псалмов позволял любому человеку с легкостью использовать их и во время личной молитвы и в групповом поклонении. Многие псалмы, возможно, не было созданы для пения и переложения на музыку (например, Пс.1, 18, 118 , псалом о торе; и Пс.72 , псалом мудрости или псалом о теодицее). Но если даже псалом не был написан для пения, его текст можно было легко адоптировать для этих целей. Так некоторые псалмы приглашают поклоняющегося спеть под аккомпанемент музыкальных инструментов (см. Пс.67, 80, 136, 148:150 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vved...

Тоже пророки – Давид и Исаия предсказали, что Христа Спасителя будут презирать ( Пс.21:6; 68:7,9,20 ; Ис.49:7,53:3 ), что Он будет отвергнут братьями ( Пс.68:8 ; Ис.53:3 ), князьями и начальниками языческими и иудейскими ( Пс.2:1–2,117:22 ), будет для иудеев предметом ненависти, камнем претыкания и соблазна ( Пс.68:4,108:5 ; Пс.8:14 ). И эти пророчества исполнились на Иисусе Христе ( Мф.13:54–57 ; Мк.6:3,9:12,23:11 ; Ин.6:42,9:29 ; Рим.15:3 ; Мк.3:21 ; Ин.1:11,7:5 ; Мф.27:18 ; Мк.15:10 ; Ин.15:18–25 ; Мф.2:3–18 ; Лк.23:12 ; Деян.4:25–27 ; Мф.21:42–45 ; Ин.7:48,9:29 ; Деян.4:11 ; IKop.2:8 ; Мк.12:10–12 ; Лк.20:17–19 ; 1Пет.2:7–8 ; Рим.9:32–33 ). Пророки Давид, Исаия, Даниил, Моисей и Захария предсказали, что Христос Спаситель будет предан врагам одним из Его учеников ( Пс.40:9 ), оставлен своими учениками ( Зах.13:7 ), будет продан за тридцать сребреников ( Зах.11:12 ), что за эти деньги потом будет куплено поле горшечника ( Зах.11:13 ), что Он будет страдать и мучиться за грехи всего народа ( Ис.53:4,6–11,63:1–5 ), что Ему нанесут удары-побои по ланитам, будут плевать в лицо и оскорблять ( Ис.50:6 ; Мих.5:1 ; Пс.21:7–8 ; Ис.68:19–20 ; Пс.88:51 ). что Он будет обвиняем ложными свидетелями ( Пс.26:12,34:11 ), что Его руки и ноги будут прободены ( Пс.21:16 ; Зах.13:6 ), что Ему дадут пить уксус с желчью ( Пс.68:21 ), что Он будет как бы оставлен Богом ( Пс.21:1 ), поставлен в число злодеев ( Ис.53:12 ), с молчанием, будет терпеть это от своих гонителей ( Ис.53:7 ) и будет даже ходатайствовать за своих убийц ( Ис.53:12 ; Пс.108:4 ), которые осудят Его на смерть ( Ис.53:12 ; Дан.9:26 ). Из книг нового завета мы видим, что все эти пророчества сбылись на Христе Спасителе: предательство – Мф.26:23–25 ; оставление учениками – Мф.26:31,56 ; Мк.14:27,50 ; Ин.16:32 ; сребреники – Мф.26:14–16,27:9 ; Мк.14:10–11 ; Лк.22:4–6 ; поле горшечника – Мф.27:6–10 ; мучение за грехи народа – Мф.20:28,26:67 ; Мк.10:45,14:33–36 ; Лк.22:42,44 ; Ин.12:27 ; Деян.3:18 ; 1Пет.2:21,3:18 ; удары, плевание в лице и оскорбления – Мф.26:39–62,27:39–49 ; Мк.14:65,15:19,29–39 ; Лк.22:63–64 ; Ин.18:22,19:3 ; обвинение лжесвидетелями – Мк.26:59–62 ; Мк.14:55–60 ; Лк.23:10 ; прободение рук и ног – Мф.27:35 ; Мк.15:24 ; Лк.23:33 ; Ин.19:18,20:25–27 ; желчь и уксус – Мф.27:34.48 ; Лк.23:35–37 ; Ин.19:28–30 ; кажущееся оставление Богом – Мф.27:46 ; Мк.15:34 ; поставление в число злодеев – Мф.27:38 ; Мк.15:27–28 ; Лк.22:37,23:33 ; молчание перед гонителями – Мф.26:62,27:12–14 ; Мк.14:60–61,15:3–5 ; Лк.23:9 ; Деян.8:32–35 ; ходатайство за убийц – Лк.23:34 , осудивших на смерть – Мф.27:50 ; Мк.15:44 ; Лк.23:46 ; Ин.19:33 ; Деян.10:39,13:27–29 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Тот же авва Маркелл рассказал нам как бы о другом скитском старце (а это был он сам). Однажды ночью он встал для совершения правила. Начал правило – и слышит звук трубы как-бы на войне. Смущенный этим, старец размышлял: откуда этот звук? Воинов здесь нет, время мирное. Среди этих размышлений, он видит близ себя демона, который сказал ему: «Нет, теперь война! Если же не желаешь воевать и подвергаться нападениям, ступай – ложись и спи, и не потерпишь нападений». В другой раз старец говорил нам: «Поверьте мне, чада, ничто так не возмущает, не беспокоит, не раздражает, не уязвляет, не уничтожает, не оскорбляет и не вооружает против нас демонов и самого виновника зла сатану, как постоянное упражнение в псалмопении. Все священное Писание полезно и чтение его не мало причиняет неприятности демону, но ничто столь не сокрушает его, как Псалтирь. Подобно тому, как среди народа – если одна часть его прославляет царя, другая не оскорбляется этим, не вооружается против прославляющих и только, подвергшись оскорблениям, возмущается и поднимется против них, так и демоны: они не столько огорчаются и возмущаются чтением св. Писания, как пением псалмов. Упражняясь в псалмопении, мы с одной стороны возносим молитву Богу, с другой – проклинаем диавола. Так, мы молимся, произнося: «помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое» ( Пс.50:3 ); также: «не отвержи мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отъими от мене» ( Пс.50, 13 ); «не отвержи мене во время старости, внегда оскудевати крепости моей, не остави мене» ( Пс.70, 9 ). С другой стороны, проклинаем демонов: «да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его ненавидящии Его» ( Пс.67, 2 ); равным образом: «расточи языки, хотящия бранем» ( Пс.67, 31 ). «Видех нечестиваго превозносящася и высящася, яко кедры Ливанския. И мимоидох, и се не бе взысках, его и не обретеся место его» ( Пс.36, 35–36 ); еще: «меч... да внидет в сердца их» ( Пс.36:15 ); или также: «ров изры, и ископа и, и падет в яму, юже содела. Обратится болезнь его на главу его и у верх его неправда его снидет» ( Пс.7, 16–17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mosh/lug...

    «Сынове человечестии, доколе тяжкосердии? вскую любите суету и ищете лжи?» (Пс. 4:3).     «Если не обратитесь, Он оружие свое изощрит; лук Свой Он натянул и приготовил его, и в нем приготовил орудия смерти, стрелы Свои сделал для сожигаемых» (Пс. 7:13—14).     «В делах рук своих увяз грешник. Да возвратятся грешники во ад, все народы, забывающие Бога» (Пс. 9:17—18).     «Беззаконники же будут изгнаны, и семя нечестивых истребится» (Пс. 36:28).     «Как исчезает дым, да исчезнут: как тает воск от лица огня, так да погибнут грешники от лица Божия» (Пс. 67:3).     «Вот, удаляющиеся от Тебя погибнут» (Пс. 72:27).     «Воздаст им Господь за беззаконие их , и по лукавству их погубит их Господь Бог» (Пс. 93:23).     «Далеко от грешников спасение, ибо уставов Твоих они не хранили» (Пс. 118:155).     «Господь праведен: Он рассек выи грешников» (Пс. 128:4).     «Падут в сеть свою грешники» (Пс. 140:10).     «Хранит Господь всех любящих Его, и всех грешников истребит» (Пс. 144:20). Святой Златоуст об этом    Бог грозит грешникам потому, что не хочет их погубить: для того изъявляет гнев Свой, чтобы мы страхом исправляли себя и избежали бы вечной казни (Беседа о землетрясении).    Угроза казни обыкновенно больше обращает людей к исправлению, чем обещание награждений (Беседа 55 на евангелиста Матфея).    Если страх земного царя от столь многих зол нас отвращает, то гораздо больше Небесного Царя страх мог бы нас отвратить от зла, если бы мы часто слушали Писание (Беседа 2 на 2 Послание к фессалоникийцам).    Бог грозит нам казнью потому, что напоминание о ней есть как бы некое спасительное врачевство (Беседа 2 на 2 Послание к фессалоникийцам).    Не скоро бы согрешил человек, если бы всегда прилежно рассуждал о геенне, ибо говорится в Писании: «Во всех делах твоих помни о конце твоем, и вовек не согрешишь» (Сир. 7:39. — Беседа 2 на 2 Послание к фессалоникийцам).    О геенне больше мы должны рассуждать, чем о Царствии Небесном, ибо страх большую имеет силу, чем обещание (Беседа 2 на 2 Послание к фессалоникийцам).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4025...

М., 2003. С. 306-307; Баталова С. Мотивът за появата на чудния Елен в житието на св. Евстатий Плакида - инициация «преведена» на езика на агиографската легенда?//Cultura Animi: Изслед. в чест А. Николова. София, 2004. С. 342-348; idem. (Batalova S.). The Tradition of St. Eustachius Placidas in Latin//Scripta & e-Scripta: The J. of Interdisciplinary Mediaeval Studies. Sofia, 2005. N 2. Р. 325-353; Смирнова Э. С. Иконы Сев.-Вост. Руси: Ростов, Владимир, Кострома, Муром, Рязань, Москва, Вологодский край, Двина: Сер. XIII - сер. XV в. М., 2004. С. 199-206. О. В. Гладкова Гимнография Память Е. П. отмечается 9 нояб. в иерусалимском Лекционарии VII-VIII вв. ( Tarchnischvili. Grand Lectionnaire. T. 2. [Pars 1.] P. 39-40; [Pars 2.] P. 49-50), последование включает пение прокимна из Пс 67, Апостол Евр 10. 32-39, аллилуия со стихом из Пс 96, Евангелие Лк 21. В Типиконе Великой ц. IX-XI вв. ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 40) память Е. П. приходится на 20 сент., его последование включает прокимен из Пс 15, Апостол Еф 6. 10-17, аллилуиарий со стихом из Пс 36, Евангелие Лк 21. 12-19, причастен Пс 32. 1. В самой ранней сохранившейся редакции Студийского устава - Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г. ( Пентковский. Типикон. С. 284) - последование Е. П. имеет ряд праздничных особенностей: самогласен на вечерней стиховне, стихиры на хвалитех, пение на утрене «Бог Господь» и тропаря Е. П., светилен     после 9-й песни канона, на литургии служба, как в Типиконе Великой ц., аллилуиарий со стихом из Пс 33. Последование Е. П. в слав. студийских Минеях XI-XII вв. в целом соответствует указаниям Студийско-Алексиевского Типикона и включает 2 седальна, 2 цикла стихир-подобнов, 2-й из к-рых предназначен для пения на хвалитех, самогласен, в нек-рых списках помещается кондак с икосом ( Ягич. Служебные Минеи. С. 0162-0168). В слав. Стихирарях этого же времени имеется 4 самогласна великомученику. В последовании Е. П. в Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 280-281), отражающем малоазийскую редакцию Студийского устава, почти те же праздничные особенности, что и в Студийско-Алексиевском Типиконе; служба на литургии включает те же чтения из Апостола и Евангелия, прокимен из Пс 67 (как в иерусалимском Лекционарии), аллилуиарий со стихом из Пс 33, причастен на выбор - Пс 32. 1 или 111. 6b. Согласно одной из южноиталийских редакций Студийского устава, Мессинскому Типикону 1131 г. ( Arranz. Typicon. P. 28), 20 сент. соединяются последования Е. П. и попразднства Воздвижения Креста, к-рое продолжается по 21 сент. (согласно более ранним редакциям Студийского устава, праздник Воздвижения отдается 15 сент.), праздничные элементы последования Е. П. сохраняются (кроме светильна по 9-й песни). На литургии вся служба совпадает с приведенной в Типиконе Великой ц.

http://pravenc.ru/text/187479.html

Пророки Моисей, Давид, Исаия, Иоиль (за 700 лет), Амос (за 700 лет) и Захария пророчествовали, что смерть Христа Спасителя будет сопровождаться чудесами ( Иоил.2:30–31 ; Ам.8:9 ). что разделят Его одежды и будут бросать о них жребий ( Пс.21:18 ), что ни одна из костей Его не будет повреждена ( Исх.12:46 ; Чис.9:12,46 ; Пс.33:20 ), Он будет прободен ( Зах.12:10 ), похоронен будет богатыми ( Ис.53:9 ), тело Его не подвергнется тлению ( Пс.15:10 ), что он воскреснет и вознесётся на небеса ( Пс.15:10,23:7–10,67:18,109:1 ; Ис.53:9 ). В св. книгах нового завета видим исполнение и этих пророчеств: чудеса по смерти – Мф.27:45 ; Мк.15:33 ; Лк.23:44–45 ; разделение одежд – Мф.27:35 ; Мк.15:24 ; Лк. 23:34 ; Ин.19:23,34 ; – о целости костей – Ин.19:33,36 ; – о прободении – Ин.19:34,37 ; погребение богатыми – Мф.27:57,60 ; Мк.15:43–46 ; Лк.23:50–53 ; Ин.19:38–42 ; нетление тела – Деян.2:25–31,13:35–37 ; воскресение и вознесение на небеса – Мф.16:6,28:6–7 ; Лк.24:6,34,51 ; Ин.20:14 ; Деян.1:9,2:24,32–35,13:30,37 ; Еф.4:8–10 . Пророки; Давид, Исаия, Иеремия, Иоиль, Захария, Даниил и Михей предсказали, что Христос по своём вознесении на небо сядет одесную Бога Отца ( Пс.109:1 ), что Он пошлёт своим ученикам Святого Духа ( Пс.67:18 ; Иоил.2:28–29 ), что Он будет первосвященником на небе и ходатаем за грешников ( Зах.6:13 ), будет краеугольным камнем в Церкви ( Пс.117:22 ; Ин.28:16 ) и её верховным пастырем ( Ис.34:23,40:11 ), светом и спасением народов ( Ис.11:10,42:1,6,49:6,55:4–5 ) и будет царствовать с правдою над всеми народами вечно, ( Чис.24:17 ; Пс.2:7–9,44:6–7,71:2–8 ; Ис.9:6,11:4,42:3 ; Иер.23:5,33:15 ; Дан.7:14 ; Мих.7:4 ). И эти пророчества о Христе Спасителе исполнились и исполняются доселе, как мы видим из книг св. Писания нового завета: седение одесную Бога Отца – Деян.2:34 ; Рим.8:33–34 ; Евр.1:3,10:12 ; посольство Св. Духа ученикам – Деян.2:1–4,16:18 ; первосвященство и ходатайство на небе – Рим.8:33–34 ; Евр.7:25 ; краеугольный камень Церкви – Мф.16:16–18,21:42 ; Мк.12:10 ; Лк.20:17 ; Деян.4:11 ; INem.2:6–7 ; IKop.3:11 ; Еф.2:20 ; верховное пастырство в Церкви – Ин.10:11,14 ; Евр.13:20 ; 1Пет.2:25,5:4 ; свет и спасение народов – Мф.12:18,21 ; Мк.16:15–16 ; Лк.2:32,24:47 ; Ин.1:4–9,8:12,10:16,12:46 ; Деян.11:17–18,13:47 ; вечное с правдой царствование над всеми народами – Лк.1:32–33 ; Ин.5:30 ; Флп.2:9–11 ; Откр.19:11 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Пс.67:33 . " Заммир у Адонай» – последовательно не упоминается имя Ягве, ибо псалом элогистический. Стих кончается музыкальным указанием: «сел а » -диапсалма. Пс.67:34 . Из картины теофанической черта обычная: шествие Бога по небу. Небо здесь охарактеризовано словом кедем, что значит предел горизонта в пространстве и начало времен во времени. Часто употребляется в смысле восточного горизонта. Так и истолковано у LXX. Ларок е в бишм е шем е -к е дем – " восшедшему [τ ω @ πιβεβηχ τι] на небо небесе, на востоки «. В славянск. из греческой буквы извлечен даже местный смысл, как будто Бог «восходит» на небо. Между тем, евр. «ракав» означает просто «садиться» «в» или «на» орудие движения, будет ли то конь, колесница или любая, например, современная нам машина – мотор, авион. «Рокев» хорошо передано русским «шествующего», т. е. собственно: «едущего на чем-то». Но «кедем» неясно – «от века». Нужно выразить ту же идею отчетливее. Небеса здесь названы просто «кедем», т. е. небесами «исконными», «изначальными» в смысле их древности, их бытия от сотворения мира. Поэтому надо перевести: «Шествующему по небу, небу древнему». «Глас силы», это – конечно, тоже обычная черта картины теофании: звуки грома. Пс.67:35 . Могущество – «на облаках ». Сравн. Вторзк. 33, 26. 36 . Русский перевод без основания вставляет обращение 2 лиц: «ты». «Нор а Элог и м» (от «яра» – бояться, прич. Niph правильно переводится у LXX и у нас, в слав.: «Дивен Бог во святых [ ν το ι ς σ οις] своих». Но в евр. «миммикдаш е ха» нужно видеть не святых, а «микдаш», т. е. «святилище», а множ. число «микдашим» просто pluralis majestatis. Разумеются все величественные явления и свойства Бога Израилева в связи с Иерусалимским храмом, что и соответствует всей тенденции псалма. Русский перевод в этом пункте превосходит точностью перевод LXX. " Бар у х Элог и м – Блогословен Бог» – просто литургическая прибавка. В заключение, позволим себе дать перевод-метафраз всего псалма, на основе вышеприведенного комментария. Пс.67:2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashe...

В общем, и вся символика Хлудовской Псалтири следует канве, сотканной еще древнехристианским искусством на античном предании; мы встречаем здесь и олицетворения: рек 39 Иордана, также Иора, Дана (л. 75 об, Пс.76 ); Вавилонских рек, льющих воду из сосуда или изо рта, ветров (юноша дующий в трубу на нечестивого, л. 2); в сцене утишения бури Христом ( Пс.88 , л. 88), ветер изображен с трубою, закрывающим себе рот, это юноша в рубашке и колпаке; к Пс.134 , четыре ветра (образ 4 Евангелий), моря (женская фигура в той же сцене к Пс.88 ), Святого града Иерусалима (в сцене с Давидом, женская фигура в императорской тунике с лоронами и диадеме). Но изображение милосердия в виде женской фигуры и вместе широковетвистого древа, раздающей деньги монахам и нищим ( Пс.36 , л. 35), уже отличается поздне-византийскою манерою. Важнее образ ада: в виде античного Силена, колоссальная фигура плешивого старика, с обрюзглым, тучным телом, с саркастическою улыбкою, забирающего толпы грешников (л. 8, Пс.9 ); любопытная миниатюра (л. 102 об., Пс.105 ) представляет освобождение ангелом души из поверженного ада – прямо из его оскаленной пасти 40 . Также изображаются и прислужники ада, ο χθρο το Θεο, – черти, хотя рядом с человеческою фигурой демона видим уже мохнатых и крылатых страшилищ (л. 63, Пс.67 ). Но богословская тенденция воспользовалась этою символическою струею для своих особых целей и превратила ее в широкий поток аллегорий. Правда, и в этой сфере находим местами древнехристианскую простоту и ясность: образ крещеная, построенный на изречении Псалтири об олене, «стремящемся к источнику водному», представляет нам ( Пс.41 , л. 41) Давида и оленя по сторонам купели, – также как в мозаиках Равенны встречаем оленей по сторонам сосуда; но и в катакомбе Понциана 41 олень, пьющий воду из Иордана в сцене Крещения Христа, представляет аллегорию позднего книжного производства. Древне-христианскою свежестью отличается также известная по позднейшим копиям сцена 42 изведения воды в пустыне Моисеем, в которой на скале, источающей воду, изображен Иисус, и надпись ( Пс.81 , л. 82) поясняет, что скала и есть Христос.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010