Я уж не называю вас рабами, а друзьями...— не вполне точная цитата из Иоанн 15, 15. 573 ...не сменили одежды... — т.е. не приняли монашескую схиму. 574 Кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою.— Матф. 20, 26. 575 ...яд древнего змия...— подразумевается змий, соблазнивший Еву отведать плодов с древа познания добра и зла. 576 ...за зло мы привыкли воздавать добром, а не злом.— ср. Рим. 12, 17. 577 Кто Бог так великий, как Бог наш! —Пс. 76, 14. 578 Он открывает глубокое и сокровенное.— Дан. 2, 22. 579 Уловляет мудрых в лукавстве их.— I Коринф. 3, 19. 580 Стола — верхняя одежда, доходящая до пола. 581 Вот на Небесах свидетель мой...— Иов. 16, 19. 582 Антонин Пий (138—161) действительно известен своей лояльностью к христианам. Под Севером, очевидно имеется в виду Александр Север (222—235), поскольку Септимий Север (193—211) отличался враждебной политикой по отношению к христианам; автор, приурочив начало своего повествования ко временам Коммода, не смущается тем, что героиня, по-видимому еще не старая, продолжает действовать при Валериане (253—259) и Галиене (260—268). 583 Императоры — упоминание об императорах далеко не всегда свидетельствует о наличии двух императоров или даже императора и регента. 584 Исион — храм Исиды в Александрии. 585 Анфипат — здесь проконсул, или правитель провинции, т. е. должность римской администрации. 586 Викарий — гражданский правитель диоцезов, областей, на которые разделялись префектуры поздней Римской империи. 587 Синклитик — член синклита (сената), т. е. высший чиновник. 588 Корнилий — римский епископ (251—253); умер в изгнании. 589 Валериан и Галиен, императоры — см. примеч. к стр. 472. 590 Ибо страшно, право, страшно впасть в руки истинного царя и Бога живого.— Не вполне точная цитата из Евр. 10, 31. 591 ...как воск... они тают и гибнут от лица огня.— Ср. Пс. 67, 3: “Как тает воск от огня, так нечестивые погибнут от лица Божия”. 592 Тибр — река в Риме. 593 ...родили беззаконие...— фраза подсказана Пс. 7, 15: “Вот нечестивый зачал неправду, был чреват злобою и родил себе ложь”. 594

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=932...

Иероним: ducemus choros=поведём хоры, т. е. будем праздновать с пением и игрою хоров по образцу победного торжества после потопления Египтян, – Исх.15:20–21 , – как это и изображается в Пс.67:25–26 ). Вслед за тем они опять кратко повторяют молитву, чтобы Господь исполнил все прошения царя их, т. е. о благополучном ведении войны и о даровании победы. Во им Гда Бга нашег возвеличимс, т. е. «соделаемся славны и знамениты» (бл. Феодор.), между окрестными народами. Вероятно 70 толк. евр. слова (нигдол)=поднимем знамя (русск.-халд.), читали с перестановкою букв как (нигдал)=будем или сделаемся велики (сирск.: возвысимся). Слово Гда в евр. т. (=хал д. и бл. Иер.) не читается и прибавлено переводчиками в соответствие ст. 8 и другим местам Псалтири, где соединяются вместе оба имени Божия Иегова и Елогим, ср. Пс.7:2 и 4; 17:29 и др. з. Нн познахъ, к спс гдь своего: услышитъ съ нбс стаг своег: въ силахъ десницы 7. Ныне познал я, что Господь спасает помазанника Своего, отвечает ему со святых небес Своих могуществом спасающей десницы Своей. и. на колесницахъ, и на конехъ: мы же во им гда бга нашег призовемъ. 8. Иные колесницами, иные конями, а мы именем Господа Бога нашего хвалимся: . спти быша и падоша: мы же востахомъ и исправихомс. 9. они поколебались и пали, а мы встали и стоим прямо. 7–9. Воодушевительная речь первосвященника, или пророка, возвещающего народу откровение Божие об одержали победы в предстоящей войне. – В то время как происходило жертвоприношение и народ пел вышеизложенную молитву, первосвященник, или пророк, вероятно, от имени царя вопросил Господа об успехе предпринимаемой войны, как это обыкновенно делалось Давидом пред его походами ( 1Цар.23:2 и 4; 30:7–8; 2Цар.5:19 и 23–24), и, получив от Господа утвердительной ответ, в исполнение предписания закона ( Втор.20:2–4 ), обращается к народу и войнам с краткою речью, в которой и объявляет им о полученном от Господа обещании царю блистательной победы, изображая ее в живом пророческом созерцании, как бн уже совершившееся событие.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Еврей был обязан заступаться за вдову, относиться к ней с полной справедливостью, если дело ее было право ( Втор.27:19 ; Иер.7:6; 22:3 ; Зах.7:10 ; Ис.1:17–24; 10:1,2 ), — с милосердием и не удерживать в залоге ее одежды, если она даже была и не права ( Исх.22:25–27 ). Исполнение этих заповедей Моисей и пророки ставят выше жертвоприношений. Обманывающий вдову и ее притеснитель нарушал естественный закон, требующий от нас пощады слабому и человеку без опоры, какою является вдова, и такого нарушителя ждало возмездие Божественной правды: Сам Господь, Сила слабого, является Мстителем за обиду вдовы ( Мал.3:5 ; Пс.67:6; 145:9 ; Сир.35:15 — по славянской Библии). “Ни вдовы, ни сироты не притесняйте”, говорил евреям грозный голос Господа. “Если же ты притеснишь их, то когда они возопиют ко Мне, Я услышу вопль их; и воспламенится гнев Мой; и убью вас мечом, и будут жены ваши вдовами и дети ваши сиротами” ( Исх.22:22,23 ). Иногда нечестивец, обижающий вдову, думает про себя, что Господь не увидит его нечестия, и успокаивает себя следующими словами: “Не увидит Господь, и не узнает Бог Иаковлев”. — “Образумьтесь, бессмысленные люди, — отвечает таким людям псалмопевец, — когда вы будете умны, невежды? Насадивший ухо не услышит ли? и образовавший глаз не увидит ли? Вразумляющий народы неужели не обличит, — Тот, Кто учит человека разумению? Господь знает мысли человеческие, что они суетны” ( Пс.93:6–11 ). Молодая вдова, оставшаяся без детей, была обязана продолжить имя своего мужа, как это было и во времена патриархов. Брат покойного должен был жениться на его вдове, впрочем, только в таком случае, когда он жил в том же самом городе или месте ( Втор 25:5 ). Если он не хотел исполнить этого предписания, то подвергался унизительной церемонии, описание которой сохранила нам книга Второзакония ( Втор.25:7–10 — М). Если покойный не имел брата, обычай продолжить его имя приписывает это право его ближайшему родственнику. Но если этот родственник не хотел воспользоваться этим правом, он тоже должен был отказаться от него перед старейшинами; впрочем, здесь эта церемония не имела унизительного характера, а значила просто отречение от принадлежавшего ему права 76 . Если вдова, оставшаяся без детей, была вдовою первосвященника или разводною женою, брат ее покойного мужа не был обязан соединяться с нею браком.

http://azbyka.ru/zhenshhina-v-vethom-zav...

Тысячи тысяч служили Ему, и тьмы тем предстояли пред Ним.    Это не потому, чтобы было определенное число слуг Божиих, а потому, что большего количества не может выразить язык человеческий.    Это те тысячи и те мириады, о которых мы читаем в псалмах: «колесниц Божиих тьмы тем, тысячи тысяч несущихся, Господь в них» (Пс.67:18). И в другом месте: «творишь ангелами Твоих духов, служителями Твоими — огонь пылающий» (Пс. 103:4). Служение же ангелов двоякое: одни воздают награды праведникам, ведению других принадлежит каждое из мучений (cmciatibus). Суд сел, и раскрылись книги.   Совесть и дела каждого с обеих сторон, и с хорошей, и с худой, открываются пред всеми. Хороша та книга, которую мы часто читаем, книга живых. Но худа та книга, которую держит в руке обвинитель, который есть враг и мститель и о котором в Откровении мы читаем: «обвинитель братии наших» (Отк 12:10). Это та земная книга, о которой и пророк говорит: [имена] «на прахе да напишутся» (Иер 17:13). Дан.7:11. Видел я.., что за изречение высокомерных слов, какие говорил тот рог...   Суд Божий приходит для смирения гордости. Поэтому будет уничтожена Римская империя, потому что рог этот говорил высокомерно. И видел я, как был убит зверь... и тело его погибло.    В одном Римском государстве за богохульства Антихриста будут уничтожены все царства, и не будет земного государства, но будут жить святые и торжественно приидет Сын Божий, о Котором говорится: Дан.7:13. И вот с облаками небесными шел как бы Сын человеческий.   Кто в сновидении Навуходоносора изображается как камень, оторвавшийся без содействия рук, и возросший в большую гору, и сокрушивший глину, железо, медь, серебро и золото, тот теперь является в образе Сына человеческого, чтобы указать на принятие плоти человеческой Сыном Божиим, согласно с тем, что мы читаем в Деяниях апостолов: «мужи галилейские! что стоите, смотря на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, так же приидет, каким образом вы видели Его восходящим на небо» (Деян.1:11). Дан.7:13-14. И дошел до Ветхого днями, и подведен был к Нему, и дана была Ему власть, и честь, и царство.   Все сказанное о том, что Он был приведен к всемогущему Богу и получил власть, честь и царство, должно понимать согласно со словами апостола: «Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но умалил Себя, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Флп 2:6-8). Если бы ересь ариан обратила благочестивое внимание на все это, то не возвела бы на Сына Божия клеветы в неравенстве.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

12:16). Итак, если мы с нравами сих юношей точно сравним с одной стороны мрак иудейской жизни, а с другой — чистоту и свободное благородство общества из язычников, то мы скажем справедливо. Ибо Израиль был дикий, имевший ум приверженный к земному, был горд и войнолюбив, и весьма склонен к скверноубийству, подобно тому как и дикий, и убивавший зверей на охоте Исав. Так и пророческое слово взывает против них, что они «ставят ловушки и уловляют людей» (Иер. 5:26). А Сам Христос говорит о них, что «ибо они без вины скрыли для меня яму — сеть свою, без вины выкопали ее для души моей. Да придет на него гибель неожиданная, и сеть его, которую он скрыл для меня , да уловит его самого» (Пс. 34:7—8). Ибо они послали некоторых из фарисеев вместе с так называемыми иродианами (это были сборщики податей), искушая Его и говоря: «позволительно ли нам давать подать кесарю, или нет?» (Лк. 20:22; сн.: Мф. 22:17.) Таким образом и Израиль был подлинно ловец. А народ новый и верующий, подобно тому как и божественный Иаков, есть народ гражданственный и привязанный к домашнему очагу, кроткий и спокойный, простой и не лукавый, «живущим в шатрах» , как написано (Быт. 25:27). Ибо истинно можно сказать, что кротчайшее общество оправданных верою как бы записалось в какой славный и благоустроенный город — в Церковь, и в доме, крепко утвержденном и непоколебимом при всех искушениях, основало жительство во Христе и жизнь свою. И ум у верующих простой и от всякого двоедушия свободный. Для них очень ненавистно являться притворными в мысли и образе жизни. И о них, как я думаю, говорит в одном месте божественный Давид: Господь «одиноких вводит в дом» (Пс. 67:7). А единомысленным и является простой во Христе, который и в доме вселяется, тогда как к Израилю некто из святых пророков взывал: «от долгого пути твоего утомлялась» (Ис. 57:10). Итак, те, которые во Христе, как бы домом живут жительством и жизнью в святости и освящении. Такой жизнью они украшаются как бы каким венцом, надетым на голову, и такой образ жизни считают за благоденствие.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3512...

Астрономия, история, топография, механика, физика, геометрия, даёт ответы на все эти вопросы. Но знание «созидает только тогда, когда ему предшествует и сопутствует добрая воля». Без этого «будут резать по правую сторону – и останутся голодными: и будут есть по левую – и не будут сыты, каждый будет пожирать плоть мышцы своей: Манассия – Ефрема и Ефрем Манассию, оба вместе – Иуду» ( Ис.9:20–21 ). «Сирияне с востока, Фелистимляне с запада, – будут они пожирать… полным ртом» ( Ис.9:12 ). Так сильный может, при одном холодном знании, «есть бессильного во весь рот» 67 . И едят! – сказал бы теперь почивший библеист. «Утерян секрет» – «быть довольным» 68 … Человечество опирается теперь на «три жезла» – на «опыт, разум и науку» 69 , с которыми и восходит на вершину гордости. И гордецы множатся, так как «у зла более пособников, нежели у добра» 70 . Гордость всюду. Гордость развивает «аппетит» к властолюбию, которое одновременно зовёт и к свободе от власти и, подменяя понятие христианской свободы, предлагает обществу хлеб, но «хлеб недопечённый» 71 . Аппетиты отдельных лиц превращаются иногда в аппетиты целых народов. Результат этого – «вечный голод» 72 . Такие народы нуждаются «в постоянной пище» – и они «объявляют войну против того, кто ничего не кладёт им в рот» ( Мих.3:5 ). Царства, стремящиеся к обладанию всем миром, прекрасно характеризуют пророки. «Эти царства требуют от всех безмолвного подчинения». И мир слышит речи самоуслаждения: «я – и никто, кроме меня» ( Ис.47:7,8:10 ); речи самоуверенности: «кто придёт ко мне»? ( Иер.49:4 ); речи пагубного насилия: «пади ниц, чтобы нам пройти по тебе»! и вот, хребет людей делается как бы землёй и улицей для этих проходящих великанов ( Ис.51:23 ); а только мирный заговорит, они – к войне ( Пс.119:7 ). Пресыщенных и вместе вечно голодных гордость облегает, как ожерелье, и дерзость одевает их, как наряд уже выкатываются глаза их от жира, а жадные помыслы всё ещё бродят в сердце. Они над всем надеваются, говорят свысока, поднимают к небесам уста свои, и язык их расхаживает по земле ( Пс.72:6–9 ) с высокомерной речью: «силою руки моей и моей мудростью я сделаю это.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vveden...

Если ради грешника Сына Своего не пощадил, а на смерть предал, как грешника кающегося не примет? «Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего» (Рим 8:32)? Как не помилует нас, просящих у Него милости? Как не примет нас, обращающихся к Нему? Как не отпустит нам согрешений наших? Как не спасет нас? «Если Бог за нас, кто против нас?» (Рим 8:31). «Бог спасения нашего, Бог наш — Бог во спасение» (Пс.67:20—21). Не так отец, не так мать над больным чадом своим умилостивляется, как Милосердный Бог умилостивляется над грешником, в сокрушении и в болезни сердца к Нему воздыхающем. Тогда мятется утроба Его над ним, тогда милуя помилует его. Ибо каково величество Его, такова и милость Его. Слава щедротам Его! Слава благости Его! Слава человеколюбию Его! «Буди имя Господне благословенно отныне и до века! Хвалите Господа, все народы, прославляйте Его, все люди; ибо утвердилась милость Его на нас, и истина Господня пребывает вовек. Приидите, грешники, и припадем, и восплачем пред Господом, сотворившем нас; ибо Он есть Бог наш, и мы — народ паствы Его и овцы руки Его. Ибо у Господа милость, и многое у Него избавление, и Он избавит Израиля от всех беззаконий его» (Пс.116:1—2, 94:6—7, 129:7—8). Отсюда видишь, христианин, кому Евангелие с утешением своим приличествует, а именно, не блудникам, не прелюбодеям, не ворам, не хищникам и не грабителям, и не прочим людям, беззаконно живущим. Им говорится: «Сокрушайтесь, плачьте и рыдайте; смех ваш да обратится в плач, и радость — в печаль» (Иак.4:9). Когда это сделают, тогда и они Евангелием, как после поста пищей, утешаться будут. Тогда и их уязвленному сердцу Евангелие, как живительный пластырь к ране, приложится. Кому же Евангелие приличествует? Ответ: грешникам, от грехов обратившимся к Богу, за содеянные грехи болезнующим, суда Божиего боящимся, печалью сокрушенным, милости Божией ищущим и со смирением к Нему припадающим. Поэтому написано: «Покайтесь и веруйте в Евангелие» (Мк.1:15). Видим, что прежде покаяние предлагается, а потом Евангелие.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

И опять через пророка Амоса: «За то, что вы бьете убогих и берете от них подарки, вы построите украшенные дома, но не вселитесь в них; насадите прекрасные виноградники, не будете пить вина из них. Ибо Я узнал многое нечестие ваше и тяжкие грехи ваши: вы попираете праведного, принимая дары, и извращаете в суде дела бедных» (Ам.5:1-12). И Псаломник, Духом Святым движимый, жалуется к Богу и вопиет на такое бесчеловечие беззаконников: «Восстань, Судия земли, воздай воздаяние гордым! Доколе грешники, Господи, доколе грешники будут хвалиться? Будут произносить и говорить неправду, будут говорить все, совершающие беззаконие ? Народ Твой, Господи, они унизили и наследие Твое обидели; вдову и сироту умертвили и пришельца убили, и сказали: «Не увидит Господь, и не узнает Бог Иаковлев». И прибавляет в конце: «И воздаст им Господь за беззаконие их и по лукавству их погубит их Господь Бог» (Пс.3:2—7, 23). А святой апостол возвещает им плач и рыдание из-за лютых скорбей, грядущих на них, говоря: «Послушайте вы, богатые: плачьте и рыдайте о бедствиях ваших, находящих на вас. Богатство ваше сгнило, и одежды ваши изъедены молью. Золото ваше и серебро изоржавело, и ржавчина их будет свидетельством против вас и съест плоть вашу, как огонь: вы собрали себе сокровище на последние дни. Вот плата, удержанная вами у работников, пожавших поля ваши, вопиет, и вопли жнецов дошли до слуха Господа Саваофа» (Иак.5:1—4). Отсюда видим страшные Божий казни, бываемые за обиду вдов, сирот и убогих. Видим дома и города, то мечом и огнем поедаемые, то землею пожираемые. Видим, что питающиеся слезами убогих и сирот истребляются от земли живых, и нисходят в ад воспринять по делам рук своих. Ибо «Бог поругаем не бывает» (Галл.6:7): насколько Он Милостив, настолько и Праведен и является Мстителем ругателям ожесточенным; и чем грозит грешникам, то самим делом познает на себе нераскаянный беззаконник; и если в этом веке не познает, то в будущем не избежит страшного Божия Суда. Ибо Бог, хотя и всех Отец, однако более всего называется «Отцом сирых и Судией вдовиц» (Пс.67:6).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Исполнителям законов о благотворении сиротам Господь обещает свое благословение во всех делах рук их ( Втор.14:29 ). Когда Иудеям угрожала опасность пленения от Халдеев, Господь обещал избавить их от сей опасности под тем между прочим условием, чтобы они вперед не обижали сирот, вдов и пришельцев ( Иер.7:6, 22:3 ). «Будь сиротам вместо отца, – учит сын Сирахов, – и ты будешь сыном Вышнего; Он возлюбит тебя более, нежели мать твоя» ( Сир.4:10–11 ). Но горе притеснителям сирот, горе судиям, которые «подписывают жестокие решения, чтобы сирот ограбить» ( Ис.10:2 ). «Проклят, кто превратно судит сироту и вдову» ( Втор.27:19 ). Это одно из тех преступлений, за которые Господь грозил Иудеям опустошением государства и рассеянием их по лицу земли ( Ис.10:4 ; Иез.22:7, 15 ), и исполнил угрозу. Вопль обиженных сирот слышит Господь и детей обидчика делает сиротами: «если ты притеснишь вдову и сироту, то, когда они возопиют ко Мне, Я услышу вопль их, и воспламенится гнев Мой, и убью вас мечом, и будут жены ваши вдовами, и дети ваши сиротами» ( Исх.22:23–24 ); ибо сам «Бог сироте помощник» ( Пс.9:35, 145:9 ), сам «отец сирот» ( Пс.67:6 ). Притеснители сирот наказываются иногда Богом в лице потомков до третьего и четвертого рода. На вопрос: отчего на этих потомках, иногда людях честных, тяготеет гнев Божий, отчего они живут в нищете и унижении, во многих случаях может быть дан справедливый ответ: отец, дед, прадед обидели сироту или вдову, и вот бедствуют их дети, внуки и правнуки, которые впрочем не столько несут ответственность за чужую вину, сколько получают предостережение сами и своим положением предостерегают других не впадать в ту же вину. Так, Господь не только устрояет, чрез добрых людей, внешнее благосостояние сирот, но нередко и в нравственном отношении обращает к их благу сиротство. Велико несчастье для детей, если они в лице отца с матерью лишились руководителей к небесному отечеству, честных и благочестивых воспитателей. Но ведь не все таковы родители. Не все родители понимают и исполняют свою обязанность учить детей благочестию с ранних лет, не все подают детям добрый пример жизнью своей.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Источник: PhotoSight.ru. Автор: Evgeniy Kash Через всю Священную историю проходит образ разделения. Шестоднев являет нам картину последовательных разделений, через которые оформляется мироздание: разделение неба и земли, света и тьмы, дня и ночи, воды, которая под твердью, и воды, которая над твердью (Быт 1:7), моря и суши, выхождение из земли жизни и, наконец, вычленение человека из мира живого. Делится пространство, делится и время (суббота). Миру предстоит некоторый трудный рост, который не может быть свершен сразу и совместно. Из народов земли выделяется Израиль, но и самому Израилю предстоит пройти через внутреннее разделение. Здесь все — движение, и если массивность препятствует росту — тяжеловесный балласт отодвигают в сторону. «Я удалю из среды твоей тщеславящихся твоею знатностью, и не будешь более превозноситься на святой горе Моей. Но оставлю среди тебя народ смиренный и простой, и они будут уповать на имя Господне» (Соф 3:11-12). Так было с войском Гедеона – «народа с тобою слишком много, не могу Я предать Мадианитян в руки их, чтобы не возгордился Израиль предо Мною и не сказал: «моя рука спасла меня»» (Суд 7:2). И когда осталась горстка — Бог даровал этой горстке победу . А вот еще образ малого остатка: две маслины уцелеют на верхушке дерева (Ис 17:6). Если дерево срублено на девять десятых — все же оно не исчезнет (Ис 6:13). В самом Израиле должен быть выделен остаток: «Ибо хотя бы народа у тебя, Израиль, было столько, сколько песку морского, только остаток его обратится; истребление определено изобилующею правдою» (Ис 10:22). И сыну Исайи Бог дает символическое имя — Шеар-ясув «остаток спасется». Сам же остаток определяется в страданиях. Как человек переносит свою скорбь — вот критерий «нищеты духа». «Прежде страдания моего я заблуждался, а ныне слово Твое храню» (Пс 118:67). «Благо мне, что я пострадал, дабы научиться уставам Твоим» (Пс 118:71). Августин вполне ясно уточняет, кого можно назвать нищим: «Кто такие нищие духом? — Те, которые славят Бога, когда делают добро, и винят себя, когда поступают дурно» . Остаток — это люди, научившиеся узнавать исток своих бед в покаянном всматривании в себя . Таких людей немного. Но позднее латинская поговорка скажет: человеческий род живет немногими .

http://pravmir.ru/nishhie-duxom/

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010