Но да постыдит умствующих таким образом тот, кто имел тещу, а был чист и носил ключи Царствия. 67. Змий сладострастия многообразен: не вкусившим сласти греха он внушает, чтобы только однажды вкусили ее и перестали, а вкусивших коварный побуждает воспоминанием опять к совершению греха. Многие из первых, поелику не знают зла сего, бывают свободны и от борьбы; а из последних многие, как познавшие опытом сию мерзость, терпят стужение и брани. Впрочем, часто случается и совсем противное этому. 68. Иногда восстаем мы от сна чисты и мирны, и это бывает тайным благодеянием, которое мы получаем от святых ангелов, особенно когда мы уснули со многой молитвой и трезвением; иногда же встаем нечистыми и смущенными, причиной же сего бывают худые сновидения. 69. Видех нечестиваго, превозносящася и высящася, яко кедры Ливанския, и как он мятется и неистовствует против меня, и мимо идох воздержанием, и се, не бе, как прежде, ярость его; и взысках его, смирив помысл мой, и не обретеся место его во мне, или след его (см. Пс. 36, 35–36). 70. Кто победил тело, тот естество победил; победивший же естество, без сомнения, стал выше естества; а такой человек малым чим, или, если можно так сказать, ничем не умален от Ангел (см. Пс. 8, 6). 71. Нет ничего чудного, если невещественный борется с невещественным; но то поистине великое чудо, что дух, облеченный в вещество, враждебное ему и борющееся с ним, побеждает врагов невещественных. 72. Благой Господь и в том являет великое о нас промышление, что бесстыдство женского пола удерживает стыдом, как бы некой уздой; ибо если бы женщины сами прибегали к мужчинам, то не спаслась бы никакая плоть. 73. По определению рассудительных отцов, иное есть прилог, иное – сочетание, иное – сосложение, иное – пленение, иное – борьба и иное, так называемая – страсть в душе. Блаженные сии определяют, что прилог есть простое слово или образ какого-нибудь предмета, вновь являющийся уму и вносимый в сердце, а сочетание есть собеседование с явившимся образом по страсти или бесстрастно; сосложение же есть согласие души с представившимся помыслом, соединенное с услаждением; пленение есть насильственное и невольное увлечение сердца или продолжительное мысленное совокупление с предметом, разоряющее наше доброе устроение; борьбой называют равенство сил борющего и боримого в брани, где последний произвольно или побеждает, или бывает побеждаем; страстью называют уже самый порок, от долгого времени вгнездившийся в душе и через навык сделавшийся как бы природным ее свойством, так что душа уже произвольно и сама собой к нему стремится.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

    1:59. По закону обрезание должно было совершаться на восьмой день, это было особое событие, и иудейский обычай предписывал воспитывать ребенка по библейским канонам. Евреи обычно давали имя младенцу при рождении; свидетельства о том, что ребенка называли при обрезании, обычно более поздние. Но римляне давали своим детям имена на восьмой или девятый день (девочкам и мальчикам, соответственно), и Лука в данном случае либо переносит в свое повествование греко-римский обычай, либо, что более вероятно, подчеркивает его влияние на палестинских евреев. Возможно, наречение младенца было отложено из-занемоты Захарии, но см.: 2:21.     1:60—62. Детей часто называли в честь дедов, а иногда и отцов. В этом вопросе последнее слово было за отцом, а не за матерью; в римском обществе (в отличие от еврейского) отец даже имел законное право решать, останется ребенок в семье или будет выброшен на помойку.     1:63. Захария написал имя на деревянной дощечке, покрытой воском, — обычном для того времени материале для письма.     1:64—66. Рассказ о пророческом безмолвии и восстановлении речи после исполнения пророчества встречается также в Иез. 33:22.     1:67—79 Пророчество Захарии    В Ветхом Завете лишь тонкая грань отделяет вдохновенную хвалу от «пророчества (напр.: 1 Цар. 10.5:6; 1 Пар. 25:1—3), и часто, как в псалмах, наблюдается переход от одного к другому (45:2,11; 90:1,14).     1:67. Дух Божий в Ветхом Завете чаще всего связывался (хотя и не исключительно) с пророчествованием, и эта точка зрения бытовала в различных еврейских кругах и во времена Иисуса.     1:68. выражение «благословен Господь» встречается в ветхозаветных славословиях (напр.: 1 Пар. 16.36, 2 Пар. 6:4; Пс. 40:14; 71:18) и стало образцовым началом благодарственной еврейской молитвы в ответ на Божьи благословения. О том, что Бог посетил Свой народ, чтобы даровать искупление и совершить суд, говорили и пророки, и позднейшие авторы (ср. Свитки Мертвого моря). Слово «избавление» уподобляет этособытие с освобождением израильтян из египетского рабства, грядущее спасение И новый исход возвещали и ветхозаветные пророки.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Согласно Евергетидскому Типикону 2-й пол. XI в., представляющему малоазийскую редакцию Студийского устава, 10 дек. богослужебное последование М., Ермогена и Евграфа соединяется с рядовой службой Октоиха; назначаются отпустительный тропарь 4-го гласа Ο μρτυρς σου, Κριε (      ), кондак, канон авторства Иосифа, цикл стихир-подобнов, 1 дополнительный подобен и 1 самогласен; на литургии - прокимен Пс 67. 36, аллилуиарий Пс 33. 18, причастен Пс 32. 1, Апостол и Евангелие дня ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 335-336; ср. также указания на 10 дек. в Мессинском Типиконе 1131 г.- Arranz. Typicon. P. 69). В одной из древнейших сохранившихся редакций Иерусалимского устава - Sinait. gr. 1096, XII-XIII вв.- память М., Ермогена и Евграфа отмечается 10 дек. ( Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 35). В Типиконе серб. архиеп. Никодима 1319 г. помещен предназначенный для М., Ермогена и Евграфа отпустительный тропарь    ( Миркович. Типикон. Л. 65б). Согласно первопечатному греч. Типикону 1545 г., 10 дек. богослужебное последование М., Ермогена и Евграфа соединяется с рядовой службой Октоиха; на вечерне на «Господи, воззвах» к стихирам Октоиха присоединяются цикл стихир-подобнов и 1 самогласен М., Ермогену и Евграфу; указан отпустительный тропарь плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа Εγκρατεας τν παθν (    ); на утрене поются 2 канона Октоиха и 1 канон мученикам, по 6-й песни - кондак 3-го гласа Ως στρες λμποντες (Яко звезды сияющие...), на стиховне утрени на «Славу» поется самогласен М., Ермогену и Евграфу. В целом такие же указания содержатся на 10 дек. в московском первопечатном Типиконе 1610 г. и в последующих (в т. ч. в совр. Типиконе РПЦ); М., Ермогену и Евграфу назначаются также кондак 4-го гласа      и светилен. Последование М., Ермогена и Евграфа, содержащееся в совр. греч. и рус. богослужебных книгах, включает: отпустительный тропарь плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа Εγκρατεας τν παθν (    ); кондак 4-го гласа Τς στρατεας ρπασε (От воинства исхитил...) с икосом (Μηναον. Δεκμβριος. Σ. 136; ср.: Амфилохий. Кондакарий. С. 245), кондак 1-го гласа    (Минея (МП). Декабрь. Т. 1. С. 351; ср.: Σωφρνιος (Εστρατιδης), μητρ. Ταμεον Εκκλησιαστικς ποισεως//ΕΘ. 1940. Τ. 39. Σ. 430), кондак 4-го гласа      с икосом (Там же. С. 354; ср.: Амфилохий. Кондакарий. С. 213), канон авторства Иосифа Песнописца с акростихом Στερρος νυμν Μρτυρας στεφηφρους. Ιωσφ (Твердыя воспою мученики венценосныя. Иосифов) 1-го гласа, ирмос: Χριστς γεννται (    ), нач.: Στεφνοις δξης κοσμομενοι (Венцы славы украшаемии); цикл стихир-подобнов, седален, светилен (в греч. Минее 2 цикла-подобнов, 3 самогласна и дополнительный седален).

http://pravenc.ru/text/2563250.html

Заповеди Поучение 1. Что постигло человека за преступление заповеди Божией. (С. 36.) Поучение 1. Различие между ветхозаветными заповедями и благодатными. (С. 41.) Поучение 1. Исполнением заповедей мы очищаемся не только от грехов, но и от самых страстей. (С. 40.) Поучение 1. Причина, по которой доходит человек до преступления заповедей Божиих. Поучение 1. Чрез очищение себя, исполнением заповедей Божиих, человек приходит в свое естественное состояние. (С. 45–46.) Поучение 1. Заповеди даны всем христианам, и за несоблюдение оных мы не избегнем наказания. (С. 46.) Поучение 2. Совершенное смирение рождается в душе от исполнения заповедей. (С. 65, 67.) Поучение 14. Страх Божий побуждает душу к соблюдению заповедей, а соблюдением оных человек созидает себе дом душевный. (С. 202.) Поучение 17. Все заповеди стараемся мы исполнять ради любви и чистоты сердечной. (С. 235.) Поучение 21. Соблюдением заповедей святые приближаются к Богу. (С. 258.) Послания аввы Дорофея. Как за телами следуют тени, так и за исполнением заповедей – искушения. (С. 265.) Зло Поучение 1. Когда и от чего начало возрастать зло. (С. 36.) Поучение 4. Что значит: удержи язык твой от зла (Пс. 33:12). (С. 82–83.) Поучение 10, 11. Зло не есть что-либо самобытное, и как оно рождается в душе. (С. 154, 167.) Поучение 10, 11. Зло есть недуг души и получает бытие от нашего нерадения. (С. 154, 167.) Поучение 11. Чем истребляется и уничтожается зло. (С. 167.) Поучение 19. Даже и в шутку не должно делать зла. (С. 243.) Злоба Поучение 8. Изречение аввы Марка: «Злоба, питаемая помышлениями, раздражает сердце; убиваемая же молитвой и надеждой, сокрушает его». (С. 133.) Злопамятность Поучение 8. Не должно пренебрегать злыми мыслями, чтобы не впасть в злопамятность. (С. 132.) Поучение 8. Иное есть злопамятность, иное – гнев, и иное – раздражительность. (С. 133.) Поучение 8. Пример, показывающий различие между сими состояниями. (С. 133.) Поучение 8. Гнев, если закоснеет, обращается в злопамятность, и как от оной освободиться. (С. 139.)

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Таким образом, сопоставив терапевтов Филона с разными категориями служителей различных культов и с религиозными союзами, можно отметить, что для современников они не представляли, по-видимому, ничего удивительного. Терапевты не были жрецами официального иудейского культа, и казались окружающим такими же служителями и почитателями своего бога, в данном случае, Йахве, как и служители других религиозных обществ. Однако, необходимо указать при этом на то существенное отличие, которое ставит общину терапевтов в особое положение. Это ее социальные принципы. Ничего подобного, т. е. принципиального отказа от рабов и частной собственности, и организованного, особым образом, коллективного быта, мы не видим ни в одной из эллинистических культовых ассоциаций. Список сокращений ВДИ – Вестник древней истории ПС – Палестинский сборник ТОДЛ – Труды отдела древнерусской литературы BASOR – Bulletin of the American Schools of Oriental Research ChQR – the Church Quarterly Review HUCA – Hebrew Union College Annual IEJ – Israel Exploration Journal JAOS – Journal of the American Oriental Society JBL – Journal of Biblical Literature JIFS – Journal of the Israel Folklore Society JJP – the Journal of Juristic Papyrology JQR – the Jewish Quarterly Review JS – Journal des Savants RA – Revue Archéologique RB – Revue Biblique REJ – Revue des Etudes juives RHPhR – Revue d Histoire et de Philosophie Religieuse RHR – Revue de I Histoire des Religions RQ – Revue de Qumran PWRE – Real-Encyclopedia der klassischen Altertumswissenschaft (Berg. H. Pauli, G. Wissowa) SVT – Supplements to Vetus Testamentum ThLZ – Theologische Literaturzeitung VT – Vetus Testamentum ZfWTh – Zeitschrift fur Wissenschaftliche Theologie Список использованной литературы 1. Энгельс Ф., Бруно Бауэр и первоначальное христианство . К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, изд. 2, т. 19. 2. Энгельс Ф., Книга Откровения. К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, изд. 2, т. 21. 3. Энгельс Ф., К истории первоначального христианства. К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, изд. 2, т. 22. 4. «Послание Льва, митрополита Русского, к Римлянам или Латинянам об опресноках». Русская историческая библиотека. Пг. 1920, т. 36, ч. 2, вып. 1, стр. 73–101. 5. «Устав для всего общества Израиля в конечные дни», пер. К. Б. Старковой. ПС., вып. 4 (67), 1959, стр. 17–22. 6. Флавий Иосиф. «Иудейские древности», пер. Генкеля, т. 1–2, СПб, 1900. 7. «Хрестоматия по истории древней Греции», М. 1964. 8. «Antike Berichte über Essener», ausgewahlt von A. Adam, Berlin, 1961. 9. Apuleus L. Metomorfhosen oder der Goldene Esel. Lateinisch und Deutsch von Rudolf Helm. 4. Durchegs. Aufl. Berlin. Akad. Verl., 1959. 10. «Biblia Herbaica», ed. R. Kittel, Stuttgartiae, 1937. 11. «The Book of Enoch», tr. by B. Charles, Oxford, 1893. 12. «The Book of Jubiiees», tr. by B. Charles, LQR, 1893 t. V, s. 703–708; 1894, t. VI, s. 184–217; 1895, t. VII, s. 297–328. 13. «Corpus Hermeticum», vol. I-II, Paris, 1946, ed. par A. D. Nock et R. P. Frestugière.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obshhina...

45. Гр. ονοχους κα ονοχας-виночерпцы и випочерпицы заключает довольно ясный смысл (Быт. 40:1. 2 Пар. 9:4-у Соломона были. Неем. 1. 11) и имеет много аналогий в древней истории. Дан. 5:1-7. Есф. 1:1-10. Вино веселит сердце человека (Пс. 103:15). Насади виноград и веселися от него (Втор. 20:6). Так, с вином соединяется обычно „веселие“. И здесь виночерпии увеселяют людей. 46. Слав. мудрости соотв. σωφ-147, 159, σωφαν-альд., 157, 299, в др. нет. 47. Гр. σταθη-стояла, т. е. отдаваясь удовольствиям, не забывался и не увлекался ими, а относился к ним критически, как мудрец, ожидая, что „от этого будетъ“ и какая „польза“ будет. Слав. пребысть соотв. вульг. perseveravit. 48. Слав. моего соотв. μου ват., а в алекс. и др. нет. 49. Гр. μσθ-в значении πνος-в Пс. 77:46. 51. 104, 36. 44. 108, 11-т. е. что приобретено и нажито трудом. 50. Гр. μερς-земная награда за труд. 51. Гр. περσσεια-прибыль, см. прим. к 1, 3. 52. Призрех видети. 53. Гр. περιφορν-слав. лесть, букв. кружение. 54. Гр. ποιω-см. прим. к 3 ст. Слав. ед. ч. сотвори соотв. ποησεν-ват., альд., а в алекс. мн. ч. ποησαν. 55. Слав. в нем соотв. ατ (к βουλ)-альд. а в др. ατν. Т. е. какия последствия будут от его мудрого поведения? 56. Он ими все видит и предвидитъ… 57. Гр. κα καγε. 58. Слав. случай случится-συναντημα συναντσεται, т. е. смерть постигнет всех. 59. Гр. περισσν-слав. излише, т. е. невоспользовавшись еще тем опытом изучения мира и его явлений, какой дается верою и излагается Екклесиастом в 12, 7. 60. Под безумным разумеет, кажется, по смирению себя Екклесиаст. 61. См. 1, 11. 62. Хотя бы в смерти и ея характере было отличие мудрого от безумнаго. 63. Слав. мира соотв. τν κσμον-альд., в др. нет. 64. Гр. πστρεψα του ποτααξασθαι-обратихся отрещися-букв. обратился к тому, чтобы отказаться. 65. Гр. ν νδρεα-слав. в мужестве. 66. Гр. μερδια-награду земную, состоящую в пользовании имуществом, приобретенным трудом. 2, 10. 67. Букв. дни его скорбей, раздражения-забота его. 68. Т. е. ни днем, ни ночью человек не знает покоя и отдыха, а трудом его пользуется другой.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

В настоящий знаменательный день, братие, воспоминаем мы о скорбном событии, постигшем обитель нашу 56 лет тому назад, когда просвещенные и победоносные мореплаватели враждебно напали на нее и хотели сжечь ее и сравнять с землею. Не забыты еще молитвенные вопли и стенания в обители сей от угрожавших ей врагов, не изгладились и следы причиненных ими поражений. Трудно и невозможно было бы устоять беззащитной обители против 120 орудий, метавших в нее бомбами, гранатами, картечью и калеными ядрами. В то время сотрясались стены и загорались самые здания и храмы в обители сей так, что каждую минуту вековым строением обители грозила опасность разрушения. Между тем гроза сия миновала и не причинила ожидаемого вреда ни обители, ни укрывавшимся в ней. Кто же разрушил советы и злоумышления врагов, ослаблял силу орудий охлаждал в них огнь и уклонял направления ударов их? Кто сохранил обитель сию от разрушения, на которое обрекли ее озлобленные враги? Это – Ты Господь Бог наш, дивный во святых Своих ( Пс.67:36 ) и творящий чудеса по всей земли! Над спасенною обителью нашею исполнились слова милосердого Господа: призови Мя в день скорби твоея и изму тя ( Пс.49:15 ). Этому спасительному слову внимали не во времена только Давида, обращавшегося к молитве во всех нуждах своих, но и в обители сей, осаждаемой врагами. И духовное оружие иноков оказалось сильнее всех грозных орудий. Матерь Божия явилась защитницею погибавших. Она, всесильная Взбранная Воевода, с почивающими здесь небесными охранителями Зосимою и Савватием сделалась необоримою Стеною и заступлением за молящихся иноков, и Сама восприяла поранение на иконе Своей, в знамение Своего благосердия к молящимся во дни облегавшей их скорби. Пред этим дивным отражением неприятельского нашествия кто не сознавал тогда божественного покрова над обителью? Кто из верующих не сознает его и теперь после пяти десятилетий? Видена быша шествия Твоя, Боже, в охранении людей и зданий с их святынею и самыми птицами, обитающими тут в немалом количестве. Удивлялись могуществу Божию самые враги, истощившие силу и искусство над сокрушением твердости сей. Прославили Бога и Его Пречистую Матерь со святыми угодниками и те, кои видели над собою избавление от бед и напастей. Прославим Его и мы, воспоминающие о дивном событии сем, смиримся умом и сердцем под крепкую Десницу заступающего за нас Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sborni...

Поэтому давно явилось сомнение в подлинности и в некоторых кодексах масоретского и самаританского текста вместо него написано или или множество ( 2Пар. 9:6, 30:18 ). Однако это чтение менее уместно, чем то, которое имели пред собою LXX. Словом δμους последние передали или сонмы ( Чис.26:7–57 ) или (от Дан.11:12 ; Неем.7:17 ; Пс.67:18 ) десять тысяч, тьма. Это слово, в значении синекдохическом, когда известный вид числа полагается вместо неопределенного множества (ср. Пс.47:18 ; Дан.11:12 ), очевидно здесь вполне уместно как обычное в арамейских благословениях слово (ср. Быт.24:60 : сестра наша, буди в тысящи тем и да наследит семя твое среди супостатов). В Чис.10:36 вместо «народ» или «потомки» Израиля употребляется тоже тьма тысяч Израиля. Затем выражение и числом несомненно есть искажение и кто изочтет. В самом деле насколько неясно по смыслу, неуместно по контексту и не оправдывается какими-либо аналогиями, настолько вполне уместно и законно. Это чтение требуется и строем речи, и смыслом. Оно встречается в некоторых редакциях самаританского кодекса и несомненно предполагается Арабск. и Вульгатой, равно как и неизданной версией самаританско-арабского Пятикнижия. Следующий член «да умрет душа моя в душах праведных» в древних рукописях еврейского подлинника тоже писался или читался не одинаково. LXX вероятно читали , между тем в общепринятом дошедшем до нас масорет. тексте пишется вместо в душах, душа моя смертью. Чтение LXX представляется менее вероятным. Общепринятое масоретское чтение, выраженное в русском переводе, полагает завидным и вожделенным образ смерти «праведных», т. е Израильтян. Чтение LXX изображает желание пророка разделить с этим счастливым народом жизнь и смерть, что не согласно с историей отношений Валаама к Израилю. Последний член этого стиха: «и буди семя мое, якоже семя их» с точки зрения контекста представляется наиболее подходящим. Общепринятое соответствующее этому евр. выражение () несомненно подлинно. Но смысл имеет различный, сообразно с тем, в каком значении принимается слово – собственном или переносном.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/prorit...

64. Всеми силами будем убегать, чтобы ни видеть, ни слышать о том плоде, которого мы обещались никогда не вкушать; ибо удивляюсь, если мы считаем себя крепчайшими пророка Давида; чему быть невозможно. 65. Похвала чистоты столь велика и высока, что некоторые из отцов осмелились назвать ее бесстрастием. 66. Некоторые говорят, что по вкушении плотского греха невозможно называться чистым; а я, опровергая их мнение, говорю, что хотящему возможно и удобно привить дикую маслину к доброй. И если бы ключи царства небесного были вверены девственнику по телу, то мнение оное, может быть, имело бы основательность. Но да постыдит умствующих таким образом тот, кто имел тещу, а был чист и носил ключи царствия. 67. Змий сладострастия многообразен; невкусившим сласти греха он внушает, чтобы только однажды вкусили ее и перестали; а вкусивших коварный побуждает воспоминанием опять к совершению греха. Многие из первых, поелику не знают зла сего, бывают свободны и от борьбы; а из последних многие, как познавшие опытом сию мерзость, терпят стужение и брани. Впрочем часто случается и совсем противное этому. 68. Иногда восстаем мы от сна чисты и мирны, и это бывает тайным благодеянием, которое мы получаем от св. Ангелов, особенно когда мы уснули со многою молитвою и трезвением; иногда же встаем нечистыми и смущенными; причиною же сего бывают худые сновидения. 69. Видех нечестиваго превозносящася и высящася яко кедры Ливанския, и как от мятется и неистовствует против меня; и мимоидох воздержанием, и се не бе, как прежде ярость его; и взысках его, смирив помысл мой, и не обретеся место его во мне, или след его (Пс. 36, 35). 70. Кто победил тело, тот естество победил; победивший же естество, без сомнения, стал выше естества; а такой человек малым чим, или, если можно так сказать, ничем не умален от Ангел (Пс. 8, 6). 71. Нет ничего чудного, если невещественный борется с невещественным; но то поистине великое чудо, что дух, облеченный в вещество, враждебное ему и борющееся с ним, побеждает врагов невещественных.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/937/...

В своё время горы стали свидетелями того, как Исраэль вступил с YHWH в совершенно особые отношения – отношения завета. Синайские горы «слышали», как израильтяне торжественно пообещали исполнять условия этого завета и быть послушными своему Богу: Исх.19:8, 24:3, 7 . Ср. Втор.5:27 . Поэтому горы и должны быть свидетелями на этом процессе и «слушать» YHWH, который обвиняет свой народ в неблагодарности. Помимо Синая, с древней историей Исраэля связаны и другие горы – Нево, Кармэль, Гризим и Эйвал, Леванон и другие. И конечно, Цийон, «радость всей земли» ( Пс.48 /47:3). Слушайте, горы, тяжбу YHWH… В поэзии Танаха горы нередко персонифицируются: Быт.49:26 ; 2Цар.1:21 ; Иез.35–36 ; Пс.68 /67:17 и др. в Мих.6:2 (дважды) – существительное (в Мих.6:1 – глагол). См. комм. к Мих.6:1 . …постоянные основания земли! Спецификация прилагательного () зависит от существительного, с которым оно связано: если это река, то непересыхающая, если пастбище, то вечнозелёное, если народ, то древний и т. д. Здесь говорится об основаниях земли ( ) 293 , и в приложении к ним , очевидно, должны быть непоколебимыми, стабильными, постоянными. Основания земли – это то, что в самом низу, а горы и холмы ( Мих.6:1 ) – это то, что наверху. Таким образом, вся земля «сверху донизу», со всеми своими обитателями (ср. Мих.1:2 ) призывается слушать обвинительную речь YHWH против Исраэля. Ср. Ис.48:13 . В отличие от непостоянного, переменчивого народа Божьего, основания земли надёжны, постоянны, непоколебимы. несколько разрушает параллелизм стиха. Казалось бы, в параллели с (слушайте) должен был бы стоять какой-то синонимичный ему глагол, и некоторые критики (напр., авторы аппарата в BHS) предлагают на место поставить (и внимайте, и приклоните ухо). Однако такая эмендация не находит подтверждения ни у LXX, ни в Вульгате, ни в Пешитте, ни в Таргуме Йонатана. Древние переводы отражают вариант, представленный в МТ. Ибо тяжба у YHWH с народом Его, с Исраэлем входит в спор. YHWH и Исраэль – две стороны спора, а пророк, делегированный Господом, выступает организатором процесса. Судебному процессу, который обозначается термином , в отличие от процесса, обозначаемого термином , свойственна двусторонность, диалогичность. Если в YHWH выступает судьёй, то в Он – одна из тяжущихся сторон. Глагол (корень ), спорить, входить в спор, по мысли Вольфа 294 , как раз и подчёркивает диалогический характер тяжбы (): Мих.6:3–5 – выступление YHWH; Мих.6:6–7 – выступление Исраэля; Мих.6:8 – выступление YHWH.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kniga-...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010