Такое же отношение к псалмам Давида, особ. 21-му, 39-му, (37-му), 68-му имеют пророчества о «Рабе Господа». Более всего отразилось влияние означенных псалмов на гл. 49-ой, 50-ой, 52 кон., 53-ей. Так слова 49-ой главы, стиха 7-го: «говорит Господь... презираемому () всеми, поносимому народом рабу властелинов» и слова 52:14: «как многие () изумлялись, смотря на Тебя (ср. 53:2 – «мы смотрели на Него»), – столь – обезображен был паче всякого человека лик Его, и вид Его паче всех сынов человеческих» – не суть ли те же самые, что и слова псалма 21:7, 13, 18: «а я червь, а не человек: поношение у людей, презренный () у народа»?.. «Обступили меня множество () тельцов («народов» ср. ст. 29–30 или Пс.67:31 )... смотрят на Меня и делают из Меня зрелище»... А дальнейшие слова стиха 7-го 49-ой главы: «цари увидят и встанут, князья поклонятся ради Господа» (, ср. 52:15) и слова 6-го ст.: «Я сделаю Тебя светом народов, чтобы спасение Мое простерлось до концов земли» (или паралл. 45:22: «ко Мне обратитесь и будете спасены все концы земли» ) не находятся ли в полном соответствии с Пс.21:28 : «вспомнят и обратятся ко Господу все концы земли , и поклонятся пред лицом Твоим все племена народов, потому что Господу принадлежит царство, Он – Владыка народов. Вкусят и поклонятся все тучные земли» 366 . Слова (7-го) и 8-го стиха 49-ой главы («говорит Господь, который верен»): «во время благоволения Я услышал Тебя и в день спасения помог Тебе» – вполне соответствуют Пс.68:14 367 . – Слова 50:5: «Господь открыл мне ухо, и Я не воспротивился, не отступил назад», – очевидно, суть применение к Рабу Господа слов псалма 39:7, 8, 9: «Ты отверз Мне уши... и потому Я сказал: вот Я иду,.. Я хочу исполнить волю (ср. 53:10 Исаии) 368 Твою, Боже» 369 ; а дальнейшие слова псалма: «в свитке книжном написано о Мне... закон Твой у Меня в сердце... Я проповедую правду Твою в собрании великом», или псалма 21:23, 26 – напоминают слова параллельного места в 8-ой главе Исаии: «завяжи откровение , запечатай закон при учениках Моих» (ср. Евр.2:12, 13 ). Стих 7-ой 50-ой главы Исаии 370 соответствует в псалме 39-м стихам 14-му и 18-му 371 , 11-му, 3-му 372 и стиху 15-му. Ис.51:1 ср. также с Пс.39:3 или Пс.68:3, 15–16 . Изображение страданий в Ис.53:5, 4 и особ. в параллельном месте Ис.1:5–6 ср. с Пс.37:2–8 373 .

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

421. Гл. 93. 422. Гл. 94. 423. Гл. 108. 424. Гл. 112. 425. Гл. 113. 426. Гл. 114. 427. Гл. 115. 428. Гл. 116. 429. Гл. 117. 430. Гл. 118. 431. Гл. 122. 432. Гл. 123. 433. Гл. 125. 434. Гл. 126. 435. Гл. 127. 436. Гл. 128. 437. Гл. 132. 438. Гл. 133. 439. Гл. 137. 440. Гл. 143. 441. Гл. 144. 442. Гл. 146. 443. Гл. 147. 444. Гл. 151. 445. Гл. 152. 446. Гл. 156. 447. Гл. 159. 448. Гл. 160. 449. Гл. 161. 450. Гл. 163. 451. Гл. 164. 452. Гл. 165. 453. Гл. 167. 454. Гл. 169. 455. Гл. 170. 456. Гл. 171. 457. Гл. 172. 458. Гл. 173. 459.  [а беззаконные будут извержены] и потомство нечестивых потребится (Пс. 36. 28). 460. Гл. 174; …все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы (2 Тим. 3. 12). 461. Гл. 175. 462. Гл. 176. 463. Гл. 179. 464. Гл. 181. 465.  Сын Человеческий… воздаст каждому по делам его (Мф. 16. 27). 466. Гл. 184; Да даст тебе [Господь] по сердцу твоему (Пс. 19. 5). 467. Гл. 185. 468. Гл. 187. 469. Гл. 186. 470. Гл. 188. 471. Гл. 189. 472. Гл. 198. 473. Гл. 199; …научает кротких путям Своим (Пс. 24. 9). 474. Гл. 190. 475. Гл. 192. 476.  …когда исполните все поведенное вам, говорите: мы рабы ни чего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать (Лк. 17.10). 477. «Слово о думающих оправдаться делами», гл. 2. 478.  …Христос умер за грехи наши, по Писанию (1 Кор. 15. 3). 479.  …добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многими тебя поставлю: войди в радость господина твоего (Мф. 25. 23). Гл. 4. 480. Гл. 6. 481. Гл. 8. 482. Гл. 9. 483. Гл. 10. 484. Гл. 29. 485. Гл. 30. 486. Гл. 31. 487. Гл. 33. 488. Гл. 34; Пс. 50. 17. 489. Гл. 35. 490. Гл. 36. 491. Гл. 38. 492. Гл. 40. 493. Гл. 42. 494. Гл. 44. 495. Гл. 47; Мф. 5. 44. 496. Гл. 48. 497. Гл. 49. 498. Гл. 50. 499. Гл. 56. 500. Гл. 57. 501. Гл. 58. 502. Гл. 65. 503.  …по всей земле суды Его (Пс. 104. 7). 504. Гл. 66. 505. Гл. 67. 506. Гл. 68. 1 507. Гл. 69. 508. Гл. 75. 509. Гл. 78. 510. Гл. 79. 511. Гл. 82. Врачевали мы Вавилон, но не исцелился (Иер. 51. 9). 512. Гл. 83. 513. Гл. 85. 514. Гл. 88.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Прах в библейском тексте служит образным указанием на телесную, материальную, а значит, подверженную разрушению, недолговечную, смертную природу человека. Возвратиться в прах, быть взятым прахом — означает умереть. Человек, созданный Господом из праха земного, обречен (после грехопадения) возвращаться в землю, из которой он взят («Прах ты, и в прах возвратишься», — говорит Господь Адаму— см. Быт.2:7; 3:19 ). Многострадальный Иов, размышляя о смерти, часто прибегает к этому образу: «Твои руки трудились надо мною и образовали всего меня кругом, — и Ты губишь меня?» ( Иов.10:8–9 ). Кости человека «лягут в прах», плоть погибшая «возвращается в прах» (см. Иов.20:11, 34:15 , ср. 4:19–20). «…Я лягу в прахе; завтра поищешь меня, и меня нет» ( Иов.7:21 ); помыслы и надежды человека будут «покоиться с ним в прахе» ( Иов.17:15–16 ). И праведный и нечестивый «вместе будут лежать во прахе, и червь покроет их» ( Иов.21:26 ). Образ праха (суеты) — постоянный в Книге Екклесиаста — вбирает в себя мысль о неотвратимости и необратимости смерти: «Сказал я в сердце своем о сынах человеческих, чтобы испытал их Бог, и чтобы они видели, что они сами по себе животные: потому что участь сынов человеческих и участь животных — участь одна; как те умирают, так умирают и эти… Все идет в одно место; все произошло из праха, и все возвратится в прах» ( Еккл.3:18–20 , см. также 12:7). Превозносить (ПРЕ)ВОЗНОСИТЬ [ДО НЕБЕС] кого, что. ПРЕВОЗНОСИТЬСЯ Расхваливать, преувеличивать чьи-либо достоинства. Употребляется в ироническом контексте, когда хотят обратить внимание на несоответствие восторженных речей реальным качествам объекта. В тексте Б. понятие «превозносить» широко употребляется в переносном смысле — воздавать должное, давать оценку, осознавая истинный масштаб явления. Оно применимо, в первую очередь, по отношению к Господу: «Будь превознесен выше небес, Боже, и над всею землею да будет слава Твоя» ( Пс.56:6, 107:6 ). Господа «прославляет и превозносит» израильский народ, избавленный Им из египетского рабства (см. Исх.15:2 ), обязанность священников — «славословить, благодарить и превозносить Господа» ( 1Пар.16:4 ). Идеей превознесения Бога пронизаны хвалебные песни и псалмы царя Давида: «Да будет превознесен Бог, убежище спасения моего, Бог, мстящий за меня и покоряющий мне народы и избавляющий меня от врагов моих» ( 2Цар.22:47–49 ). Осознание величия Господа должно выразиться в слове: «Я воззвал к Нему устами моими и превознес Его языком моим» ( Пс.65:17 ); «Я буду славить имя Бога моего в песни, буду превозносить Его в славословии» ( Пс.68:31 ). Того же Псалмопевец ждет и от других: «Величайте Господа со мною, и превозноснесем имя Его вместе» ( Пс.33:4 , см. также Иов.36:24 ; Пс.29:2, 45:11, 67:5, 96:9, 98:5, 117:28, 144:1, 148:13 ; Ис.25:1 ; Дан.4:34 ; Фил.2:9 ).

http://azbyka.ru/krylatye-frazy-novogo-z...

«Воспойте Ему и пойте Ему, поведайте о всех чудесах Его» ( Пс. 104:2 ). «Воспойте» – обращая свои уста к произнесению гимнов; «пойте» – понимая то, что воспеваете, благода­рите Его гимнами и песнопениями, а тех, кто не знает сотворен­ных им чудес, научите. «Хвалитесь именем святым Его, да возвеселится сердце ищущих Господа» ( Пс. 104:3 ). Акила, вместо «хвалитесь», поставил: «гордитесь». Здесь предлагается увещание – не гордиться ни богатством, ни силой, ни властью, но полагать свою гордость в познании Бога и в Его мудрости. Это со­ветовал и божественный апостол: «хвалящийся, – говорит он, – хвались Господом» ( 1Кор.1:31 ). Об этом говорила и мудрейшая Анна: «да не хвалится мудрый мудростью своею» ( 1Цар.2:10 ). «Да возвеселится сердце ищущих Господа». Начав с исповедания, псалмопе­вец дошел до веселия. В самом деле, начало преуспеяния заклю­чается в исповедании своих грехов и в добрых плодах покая­ния, по слову пророка: «сотворите же достойный плод покаяния» ( Мф.3:8 ). Тогда мы будем иметь смелость призывать имя Его и удостоимся даров Его, наставляя и других в том, что сами знаем; потом, удостоившись радости о Боге, мы будем в состоянии воспевать и прославлять Его, и, наконец – изъяснять тайны божественного Писа­ния, потому что в этом заключаются Его чудеса. Тогда-то, достигши всего этого, мы будем похваляться именем Его. Итак, надежда на Бога имеет своим плодом радость. «Взыщите Господа и укреп итесь " ( Пс. 104:4 ). И научая, как нужно делать это, он прибавил: «ищите лица Его всегда». Не раз или два, но в течение всей жизни должно искать помощи свыше и пользоваться ею; ищущие ее таким образом будут неодолимы и непобедимы. «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят» ( Мф.7:7–8 ). Что значит «искать»? Постоянно иметь в мысли. Ищущий постоянно обращает свой ум на то, чего ищет. Пророк и побуждает тех, кто будет проповедовать язычникам, постоянно искать Господа; и это должно было укрепить их, так что, будучи слабыми для того, чтобы исполнять повеления, они однако могли проповедать всем – и грекам, и варварам, согласно словам: «Господь дал слово благовествующи м с великою силою " ( Пс.67:12 ). Увещание же постоянно искать противополагается требованию закона Моисеева – три раза в течение года являться пред лице Господне (Второз.16:16). Но как Самуил – по истории – служа в скинии свидения, видел лицо Бо­жие ( 1Цар.3 ), так преуспевающие всегда в исследовании догматов и совершении добродетели постоянно ищут лица Его, желая чистым умом увидеть Того, Кто есть образ ипостаси Отчей ( Евр.1:3 ), образ Бога невидимого ( 2Кор.4:4 ), – почему тот, кто видит Его, тотчас видит Отца ( Ин.14:9 ). «Вспоминайте знамения Его, которые Он сотворил, чудеса Его и изречения уст Его " ( Пс. 104:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Зах.9:2–4 . И также [ни] Емаф в пределах его и Тир, и Сидон, ибо они собрали себе премудрость в весьма великой степей. И устроил Тир укрепление свое и нагромоздил серебра, как земли, и золота, как уличной грязи. Вот Господь овладеет им и поразит силу его на море, и он будет пожран огнем. LXX: Емаф в пределах его, Тир и Сидон, ибо они стали слишком мудрыми. И устроил Тир укрепление свое и собрал серебро, как землю, и золото, как придорожную грязь. Посему Господь овладеет им и потрясет крепость его на море, и сам он будет уничтожен огнем. – Емаф, что значит χλος, т. е. негодование, – есть тот самый город, который от Антиоха Епифана ( Επιφανε) получил имя Епифании и есть ныне город Келесирии. Итак и этот город, и Тир, и Сидон будут в пределах Дамаска, или в пределах земли Адрах, чтобы веровать в Господа и Спасителя, Которому сказано от Отца: Проси у Меня, и дам Тебе народы в наследие Твое и во власть Твою пределы земли ( Пс.2:8 ). Дочери этого Тира, т. е. души верующих во Христа, принесут царю дары, так что исполнится написанное: Почтут Его дочери Тира дарами ( Пс.44:13 ). И когда будет устроен град Божий, – Церковь , – о котором Псалмопевец предвозвещает: Преславное сказано о тебе город Божий ( Пс.86:3 ), – тотчас последует и остальное: Вот инородные и Тир, и народ Эфиопский, они рождены там ( Пс.86:4 ). Об инородных говорится в двух псалмах: Мне инородные служат, или покорены. Об Эфиоплянах мы читаем у пророка Софонии: Чрез реки Ефиопии, оттуда будут приносить дары мне ( Соф.3:10 ), и в Псалме: Эфиопия протрет руки свои к Богу ( Пс.67:32 ) А о Тире говорится в Евангелии: Горе тебе, Хорозаим, горе тебе, Вифсаида, потому что если бы в Тире и Сидоне были добродетели [или: силы], которые были в вас, то они некогда в рубище и пепле покаялись бы ( Мф.11:21 ). Из числа дочерей Тира и Сидона выступила на встречу Господу Спасителю та сирофиникийская хананеянка, – дочь которой страдала от демона ( Мк.7:25–30 ), – и посвятила [Господу] начатки веры Тирян и Сидонян, чтобы те, которые не уверовали во время Иисуса Христа, потому что еще не видали знамений и сил, потом через апостолов увидели и уверовали, и были обладателями того блаженства, которое обещал Господь в словах: Блаженны невидевшие и уверовавшие ( Ин.20:29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Молитва может быть в грех , и Таинство Причащения – во грех, как это было с Иудой-предателем: «после сего куска вошел в него сатана» ( Ин.13:27 ). Пс.108:8             Да будут дни его – малы,                         назначенному ему – да примет другой. «Да будут дни его малы» – малыми, сравнительно с вечностью, стали дни жизни Адама после грехопадения. Смерть тогда пресекла накопление греха. «Малыми» стали дни у изменников в том отношении, что только временем земной жизни 514 ограничена для них ценность жизни. «Назначенное» – это и материальный «запас», и властные «полномочия», и «посещение» Божие 515 . То, что в полноте было человеку назначено – само назначение жизни, призвание, дар, – примет другой. Сказанное относится и к «первому Адаму», во искупление греха которого пришел «последний Адам», Христос ( 1Кор.15:45 ), и к Иуде, апостольское достоинство которого перешло к другому лицу ( Деян.1:25 ), и к той части еврейского народа, которая осталась с иудеями. Израилю через Моисея сказал Господь: «если вы слухом послушаете голос Мой и сохраните завет Мой… вы будете у Меня царством священников и народом святым» ( Исх.19:5,6 ). Таково было «назначенное» – назначение Израиля, но Христос говорит иудеям: «отнимется от вас Царство Божие и дано будут народу, приносящему плоды его» ( Мф.21:43 ). Пс.108:9             Да будут сыны его – сиротами,                         и жена его – вдовой. «Сироты» и «вдовы» – предмет особого попечения Божьего: Он – «Отец сирот и Судья вдов» ( Пс.68 /67:6), и упомянут «судья» на таком суде (дин), который есть заступничество и милость (см. Пс.7:9 ). Что отец для сироты – то такой судья для вдовы. Как Бог допустит, чтобы за грех отца дети стали сирыми, а за грех мужа жена стала вдовицей? Такова сила греха человеческого, что он может иметь космическое значение (как это было после греха Адама и перед Великим Потопом) и может иметь значение для всей семьи и для всего народа. Если народ в лице предстоятелей и вождей пойдет за предателем Иудой, то в народе дети осиротеют от Бога Отца.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

Это те чудеса, которые Бог положил на земле, и тот же пророк призывает все народы к удивлению им, говоря: придите и видите дела Господа, — какие произвел Он опустошения на земле: прекращая брани до края земли, сокрушил лук и переломил копье, колесницы сжег огнем (Пс 45, 9, 10). Какое чудо может быть больше, как в самое короткое время из хищных мытарей сделаться апостолами, из жестоких гонителей самыми терпеливыми проповедниками Евангелия, так что ту самую веру, которую преследовали, потом распространяли даже пролитием своей крови? Это те дела Божии, о которых Сын Божий свидетельствует, что Он ежедневно вместе с Отцом делает, говоря: Отец Мой доныне делает, и Я делаю (Ин 5, 17). Об этих делах Божиих блаженный Давид, воспевая в духе, говорит: благословен Господь Бог, Бог Израилев, един творящий чудеса (Пс 71, 18). О них и пророк Амос говорит: смертную тень претворяет в утро, а день делает темным, как ночь (Ам 5, 8). Это именно есть изменение десницы Всевышнего (Пс 76, 11). Об этом спасительном делании Божием пророк молит Господа: утверди, Боже, то, что Ты соделал для нас! (Пс 67, 29). Я уже не говорю о тех тайных, сокровенных действиях Божиих, которые дух всех святых каждую минуту видит совершающимися внутри себя особенным образом, о том небесном излиянии духовного веселья, вследствие которого унылый дух живостью нечаянной радости возвышается к тем неведомым восторгам сердца, к неизреченным, неслыханным утешениям радости, коими мы, иногда цепенеющие в унылой бесчувственности, как бы от глубокого сна возбуждаемся к пламеннейшей молитве. Это есть та радость, о которой 484//говорится: того не видел глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку (1 Кор 2, 9), о которой блаженный апостол говорит тому, кто расслаблен земными пороками, привязан к человеческим страстям и не видит ничего из этих даров Божиих. Наконец, тот же апостол как о себе, так и о подобных ему, вышедших уже из сожительства человеческого, прибавил: а нам Бог открыл это Духом Своим (Там же, 10). глава 13 Одни испытавшие знают сладость целомудрия Итак, во всем этом, насколько дух возвысится в чистоте, настолько же возвышеннее будет созерцать Бога, и будет возрастать в нем больше удивление в самом себе, нежели раскрываться способность высказаться.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

107 . Воистину Святой Дух очистил нас от языческой нечистоты! Четвероногие звери и птицы – образ человеческого рода, который, подобно диким зверям, был облечен в животную свирепость, но Дух смягчил его Своим освящением. Велика благодать, изменяющая животное неистовство на духовную простоту. Ибо и мы были некогда несмысленны, непокорны, заблудшие, были рабы похотей и различных удовольствий ( Тит. 3:3 ), ныне же, благодаря обновлению Духом 66 , мы стали наследниками Христу 67 и сонаследниками ангелам. 108 . Провидя духом, что мы из животных, какими были, уподобимся небесным сущностям, святой пророк Давид сказал: Укроти лесных зверей ( Пс. 67:31 ), но речь здесь, безусловно, не о лесе, оглашаемом страшным ревом и топотом диких животных. Это лес, о котором написано: Мы нашли ее на полянах лесных ( Пс. 131:6 ). Это лес, в котором, как говорится в пророчестве, праведник процветет, как пальма, возвысится подобно кедру в Ливане ( Пс. 91:13 ). Этот лес, сотрясшись, низвел с вершин пророческих деревьев пищу небесного слова. В этот лес Павел вошел хищным волком 68 , а вышел пастырем. По всей земле проходит звук их ( Пс. 18:5 ). 109 . Мы были дикими зверями, и потому говорит Господь: Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные ( Мф. 7:15 ). Святой Дух очищает наши чувства от львиной свирепости, леопардового непостоянства 69 , лисьей хитрости и волчьей хищности. Велика благодать, превратившая землю в небо, и как сказал апостол: Наше же жительство отныне на небесах ( Флп. 3:20 ), а ведь мы прежде, подобно диким зверям, блуждали в лесах. 110 . Во многих местах Деяний апостол Петр показал, что Церковь создана Святым Духом. Ты читаешь: Сердцеведец Бог дал им свидетельство, даровав им Духа Святаго, как и нам; и не положил никакого различия между нами и ими, верою очистив сердца их ( Деян. 15:8–9 ). В этих словах важно, что как краеугольный камень 70 Христос объединил оба народа 71 , так и Дух Святой не разделяет, но соединяет сердца обоих народов.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

130). Твоим, говорит, озаряемый светом, я получил это познание; впрочем, и всем одержимым неведением и подобным младенцам Твой закон дарует разум. И явление евангельских слов просвещает не только совершенных, но и слабых. Указывают эти слова и на другое. Господь сказал: « славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам » (Мф. 11:25), разумея апостолов, потому что в злобе они были младенцами. « Уста мои я открыл и привлек в себя Дух, ибо заповедей Твоих я возжелал » (ст. 131). Устами здесь называет усердие души; оно–то и привлекает благодать духа. И в другом месте говорит: « открой уста Твои и Я наполню их » (Пс. 80:11). И божественный апостол молил, чтобы при открытии уст ему дано было слово (Еф. 6:19), а этот же пророк в другом псалме говорил: « Господь дал слово благовествующим с великою силою » (Пс. 67:12). Тоже сказал он и здесь: « уста мои я открыл и привлек в себя Дух, ибо заповедей Твоих я возжелал ». Когда Ты увидел, что я крепко держусь Твоих заповедей, Ты удостоил меня Твоей благодати. Итак те, которые любят заповеди Божии, открывая уста свои, исполняют их духом. Так и Давид, желавший заповедей Божиих, удостоен пророческой благодати, и открыв уста, говорил от полноты духа. А пренебрегающим заповедей Божиих сказано: « не будьте, как конь и мул, у которых нет разума и которых челюсти можно притянуть (лишь) уздою и удилами, когда они не приближаются к тебе » (Пс. 31:9); и: « много наказаний грешному » (Пс. 31:10). Итак, при внимании ко всему сказанному, да спасетесь вы помощью Божией и заступлением, и да спасет вас Господь Бог и в настоящем веке и в будущем. Аминь, да будет. Ему подобает слава и честь ныне, и во веки. СОБЕСЕДОВАНИЕ НА ПСАЛОМ 118. Статья 3–я « Призри на меня и помилуй меня, как поступаешь с любящими имя Твое » (ст. 132).   1. Блаженный Давид имеет обычай, — братие, пользоваться разнообразными способами для выражения того, что он пророчески воспевает. Так и в этом псалме одни и те же мысли об одних и тех же предметах он выражает многими способами.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

5:13). И Исаия: ненавидяй беззакония и неправды и руце отрясаяй от даров… и закрывает глаза свои, чтобы не видеть зла; сей вселится в пещере… хлеб будет дан ему и вода его верна(Ис. 33:15-18). И от лица Господа говорит: И на кого воззрю, токмо на кроткаго и молчаливаго, трепещущаго словес Моих? (Ис. 66:2). И Иеремия: Кто даст мне в пустыни виталище последнее; и оставлю люди сии? (Иер. 9:2). И опять-таки: Не седох в сонме их играющих, но бояхся от лица руки Твоея: на едине седях, яко горести исполнихся (Иер. 15:17). И Давид: Се, удалихся бегая и водворихся в пустыни (Пс. 54:8). И: [положих одеяние мое вретище (Пс. 68:12),] положих устом моим хранило, внегда востати грешному предо мною. [Онемех и смирихся, и умолчах от благ,] и опять-таки: онемех и не отверзох уст моих, яко Ты сотворил еси(Пс. 38:2, 3, 10). [Col. 1748] И Господь вселяет единомысленныя в дом (Пс. 67:7). Ибо муж мудр безмолвие бдит (Притч. 11:12); и:Мудрый человек будет молчать до времени (Сир. 20:7); и: Будь, как знающий и, вместе, как умеющий молчать (Сир. 32:10), по Писанию. И Екклесиаст: Если гнев начальника вспыхнет на тебя, то не оставляй места твоего (Еккл. 10:4). И Иоанн был в пустынях до дня явления своего Израилю (Лк. 1:80). Господь же, ставший нам во всем примером, удаляясь в пустынные места и молясь, говорил Своим ученикам: пойдите вы одни в пустынное место и отдохните немного (Мк. 6:31). Ему же слава во веки. Аминь.    Бдение — великое и прекрасное оружие, дарованное нам от Бога против диавола и ратующих вместе с ним темных от своей злобы духов. Оно украшается и укрепляется малоядением и трезвенным помышлением беседует с Богом. Ибо сытость и пресыщение чрева противоположны ему. Впрочем, и не только это, но еще и [эти последние] делают ум трусливым, вялым и легко уязвимым для прилогов нечистых страстей. Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою или в субботу (Мф. 24:20), то есть когда мы находимся в страстях и бездействии. Ежели мы воины Христовы, то мы желаем пройти путь бесстрастия и труда и противостать противнику нашему.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2687...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010