О подобных переживаниях во Святом Духе упоминает также дневник архиепископа Угличского Иосифа, где читаем: «Неожиданно находящий и умиляющий Дух Божий настиг меня ныне на словах: “Сокровище благих”... когда пред началом литургии я читал, воздев руки, молитву “Царю Небесный”. Тихое умиление и отрада пролились в мою душу обильной волной». Молитва, снимая силою Святого Духа твердейшую накипь самолюбия с нашего сердца, делает ему близкими, родными не только людей, но и окружающую природу, то есть деревья, траву, воздух, птиц, свет и прочее. Глава 3 При чтении Священного Писания , как и при молитве, искра силы Святого Духа нередко касается души читающего и движет его к чистоте. В таких случаях «всякая мысль (читаемых) священных слов осиявается благодатию» и сильна претворять волчий нрав в благочестивый. «Приемлемое верою слово Божие входит тогда внутрь, как огонь, и, воздействуя на добро, оживотворяет его» у внемлющих Писанию. Это происходит в связи с преданием читающими Духу Божию своего духа, сопредельного с Божественным. Оттого слово Божие входит в преданное Богу сердце с некоей сокровенной силой, разжженным и целительным. Его умилительную действенность производит невидимо именно Дух истины, «научающий всему» ( Ин.14:26 ) доброму. Он непосредственно изменяет сердца усердных к Божию слову и показывает им в букве духовных книг не просто истину, но истину, полную духовной теплоты. Указание на это дает само Священное Писание, говоря: «Слова Господни – сребро разжженное» (ср. Пс.11:7 ). Бог «дает гласу Своему глас силы» ( Пс.67:34 ). «Слова Мои, – свидетельствует Господь, – не подобны ли огню?» (ср. Иер.5:14 ). Глубина влияния священного чтения связана с мерой нашего собственного ревнования о чистоте сердца и молитвою ко Святому Духу о просвещении пред каждым случаем чтения и слышания Божия слова. С подготовкой такого рода воспринимающие духовные и спасительные мысли Библии или святоотеческих творений похожи на плодоносную землю, о которой Господь сказал: «а упавшее на добрую землю (семя) – это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце " (ср. Лк.8:15 ). Глава 4

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

Иезекииля о дивном существе, имеющем как-бы подобие человека, окруженном необычайным светом“ ( Иез. 1:26–27 ), и обетованием, данным Аврааму, Исааку и Иакову ( Быт. 12:2; 26:4; 28:14 ср. Агг. 2:7 ; Зах. 11:10 ). Великое откровение о страданиях Мессии ( Ис. 50:4–7; 52:14–15; 53:1–12 ) находит многочисленные аналогии в пророчествах предшествующего и последующего времени. Прежде всего мысль четвертого стиха 50 главы о безусловной и постоянной готовности Мессии-Раба исполнять волю Отца небесного находится в неразрывной связи со всеми христологическими предсказаниями, так как самый будущий факт пришествия Искупителя представляется выражением безусловной преданности воле Бога Отца. Частнее пророчество стоит в связи с постоянной готовностью исполнять волю Божию ветхозаветных пророков, служивших живыми прообразами Пророка-Мессии. В Свящ. Писании параллельным местом следует считать слова Господа: Пророка возставлю им от среды братии их, якоже тебе, и вдам слово Мое в уста Его, и возглаголет им, яко заповедаю Ему“ ( Втор. 18:18 ), и слова Сына Божия: Тогда рех: се прииду; в главизне книжне писано есть о мне: еже сотворити волю твою Боже мой восхотех и закон твой посреде чрева моего“ ( Пс. 39:8–9 ). Откровение о страданиях Отрока Мессии, во-первых, находится в тесной связи с историей страданий ветхозаветных пророков, прообразующих Мессию Искупителя; во-вторых, с откровением о пасхальном агнце ( Исх. 12:1–14 ), закалаемом в знак будущего заклание Богочеловека, с прообразовательными обрядами в день очищения ( Лев. 16:1–34 ) и с страданиями праведного Иова, имеющими также преобразовательный характер. В свящ. откровении аналогичными местами следует считать пророчества: Быт. 3:10; 49:11 ; Пс. 21; 39:7–9; 40:9–10; 68:1–37 ; Иер. 20:2; 26:8–11 ; Дан. 9:26 ; Зах. 9:9; 12:10; 11:13 . Выражение шестого стиха L главы: Я предал хребет Мой биющим и ланиты Мои поражающим; лица Моего не закрывал от поруганий и оплевания“, буквально предвозвещающее подробности страданий Иисуса Христа (Мф. 26:67–68; Лук. 22:64–65 ), не имеют аналогии даже в 21 псалме.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/proroc...

527 Лурье В. М. Идентичность человеческой личности, по Иоанну Филопону: физическое тело в пространстве и человеческое тело по воскресении//ΕΙΝΑΙ: Проблемы философии и теологии. СПб., 2012. 2 (URL: http://einai.ru/2012–02-Lurie.html (дата обращения 30. 11. 2013)). 529 Понимаемая как «обретение себя», но при этом не исключающая утраты значительной части «себя», напр., тела или памяти о земных событиях, как в системе Плотина. 533 Dihle A. The Theory of Will in Classical Antiquity. P. 66; Telepneff G. The Concept of the Person... P. 79–80. 536 Herodotus. Histories. I. 107/Ed. Hude C. Oxford, 1960: τροπυ σιχου; Plato. Respublica. 445 c/Ed. Burnet J. Oxford, 1978: ψυχς τρποι; Aristoteles. Historia Animalium. 588a, 20/Ed. Bekker I. Berlin, 1837–1870: ο περ ψυχν τρποι. См.: Liddell H., Scott R. A. Greek-English Lexicon. P. 1827. 537 «ν τρπον», «τν τρπον», «τ τρπ»: Быт. 26, 29; Исх. 2, 14; 13, 11; 40, 15; Иов. 4, 19; Пс. 41, 2; Дан. 2, 40; 2, 45; Ис. 5, 24; 10, 10; 52, 14; Притч. 9, 11; 23, 7; 4, 29; Мих. 3, 3; 5, 8; Иов. 4, 8; Мф. 23, 27; Лк. 13, 34, Иуд. 1, 7; Деян. 7, 28, 27, 25; «κατ πντα τρπον» («во всех отношениях»): Рим. 3, 2; «πντι τρπ» («как бы ни»): Флп. 1, 18; 2 Фесс. 3, 16. 540 «μονοτρπον» («единомысленный»): Пс. 67, 7; «φιλργυρος τρπος» («нрав несребролюбивый»): Евр. 13, 5. 542 S. Basilius Caesariensis. Homiliae in Hexaemeron . PG 29. 173 B: Μμησαι τς μελσσης τ διτροπον («подражайте пчелы образу» или особому свойству). 545 S. Basilius Caesariensis. Homiliae in Hexaemeron . PG 29. 189 А: τροπολογα; см. также: Adversus Eunomium. PG 29. 393 В, 713 С; Commcntarius in Isaiam prophetam. PG 30. 616 B); S. Gregorius Nyssenus. In Cantica canticorum. PG 44. 757 А, In Baptismum Christi. PG 46. 593 С; S. Maximus Confessor. Quaestiones et dubia. PG 90. 792 А, Ambiguorum liber. PG 91. 1365 В. Термин «τροπολογα» использовался и ранее церковными писателями ( Ориген , блж. Иероним) для обозначения одного из методов толкования Писания – тропологического (см: Wolfson H. A. The Philosophy of the Church Fathers. Harvard University Press, 1976. P. 65).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

Замечай таковых, о возлюбленный, и не бойся благочестивым обличением опечаливать сих ленивых; может быть, по причине этого огорчения они перестанут скитаться. Но смотри, чтобы с таким намерением понапрасну не опечалить души, которая от жажды приходит к тебе почерпнуть воды. Да и во всем нужен тебе светильник рассуждения. 66. Жизнь безмолвствующих и вообще монашествующих должна быть управляема совестью и разумом. Кто с разумом идет по сему пути, тот все свои тщания, вещания, помышления, хождение, движения и все, что ни делает, совершает ради Господа и в угодность Ему, в чувстве души и как бы перед лицом Господним. Если же он в этом бывает окрадываем, то еще не живет по правилам добродетели. 67. Отверзу, – говорит некто, – во псалтири ганание мое и волю мою, по несовершенству еще моего рассуждения (см. Пс. 48, 5). А я молитвой вознесу к Богу волю мою и от Него буду ждать извещения моего. 68. Вера – крыло молитвы; не имея сего крыла, молитва моя опять в недро мое возвратится (Пс. 34, 13). Вера есть несокрушимая крепость души, никакими благословными беспокойствами неколеблемая. Верующий – не тот, кто думает, что Богу все возможно, но кто верует, что получит от Него все, что просит. Вера получает и то, чего не смеет надеяться, как показал сие пример благоразумного разбойника на кресте. Матерь веры есть труд и правое сердце, ибо последнее делает ее несомненной, а первый созидает ее. Вера есть матерь безмолвника, и если он не будет веровать, то как станет безмолвствовать? 69. Узник, заключенный в темнице, страшится исполнителя казни, а безмолвствующий в келии рождает страх Божий, и не столько первый боится человеческого судилища, сколько второй – судилища вечного Судии. Много нужно тебе иметь страха в безмолвии, досточудный, ибо ничто лучше его не отгоняет уныния. Осужденный всегда ожидает того часа, когда судия приидет в темницу; истинный же делатель безмолвия ждет, когда приидет безотложная смерть. Первого тяготит бремя печали, а у второго не иссыхает источник слез. 70. Если ты приобретешь жезл терпения, то адские псы скорее перестанут бесстыдствовать перед тобой.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

34. Pag. 968. 35. Pag. 968. 36. Pag. 968. 37. Pag. 969. 38. Pag. 970. 39. Pag. 970. 40. Pag. 970. 41. Pag. 972. 42. Pag. 974. 43. Pag. 974. 44.  …сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже (Пс. 50. 19. Pag. 974). 45. Pag. 974. 46. Pag. 974. 47. Pag. 975. 48. Pag. 975. 49. Pag. 976. 50.  Злоба его обратится на его голову, и злодейство его упадет на его темя (Пс. 7. 17). 51. Pag. 976. 52. Pag. 1084. 53. Pag. 1071. 54. Pag. 1069. 55. Pag. 1069. 56. Pag. 1069. 57. Pag. 1067. 58. Pag. 1071. 59. Pag. 1069. 60. Pag. 1077. 61. Алфавитный патерик. 62. Pag. 1077. 63. Pag. 1077. 64. Преподобный Варсонофий Великий. Ответ 269. 65. Pag. 1073. 66. Pag. 1073. 67. Pag. 1073. 68. Pag. 1073. 69. Pag. 1075. 70. Pag. 1075. 71. Pag. 1075. 72. Pag. 1075. 73. Pag. 1075. 74. Pag. 1075. 75. Pag. 1075. 76. Pag. 1075. 77. Pag. 1075. 78. Pag. 1075. 79. Pag. 1075. 80. Pag. 1075. 81. Pag. 1076. 82. Pag. 1076. 83. Pag. 1076. 84. Pag. 1076. 85. Алфавитный патерик. 86. Pag. 1076. 87. Алфавитный патерик. 88. Pag. 1076. 89. Pag. 1076. 90. Pag. 1076. 91. Pag. 1076. 92. Pag. 1076. 93. Pag. 1076. 94. Pag. 1076. 95. Pag. 1076. 96. Pag. 1076. 97. Pag. 1076. 98. Pag. 1077. 99. Pag. 1077. 100. Pag. 1077. 101. Pag. 1077. 102. Pag. 1077. 103. Pag. 1077. 104. Pag. 1077. 105. Pag. 1077. 106. Pag. 1077. 107. Pag. 1077. 108. Pag. 1077. 109. Pag. 1077. 110. Pag. 1077. 111. Pag. 1077. 112. Pag. 1078. 113. Pag. 1078. 114.  …все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская (1 Ин. 2. 16). 115. Pag. 1078. 116. Pag. 1078. 117. Pag. 1078. 118. Pag. 1078. 119. Pag. 1078. 120. Pag. 1078. 121. Pag. 1080. 122. Pag. 1080. 123. Pag. 1080. 124. Лк. 12. 35. 125. Pag. 1080. 126. Pag. 1080. 127. Pag. 1080. 128. Pag. 1080. 129. Pag. 1080. 130. Pag. 1080. 131. Pag. 1080. 132. Pag. 1080. 133. Pag. 1080. 134. Pag. 1080. 135. Pag. 1080. 136. Pag. 1081. 137. Pag. 1081. 138. Pag. 1081. 139. Pag. 1081. 140. Pag. 1081. 141. Pag. 1081. 142. Pag. 1081. 143. Pag. 1081. 144. Pag. 1081. 145. Pag. 1081. 146. Pag. 1081. 147. Pag. 1081.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

У-на еще имеет на сей счет испытание, – сопротивление маменьки ее и немирство к С. Она делает сие хотя и по любви к дочери, желая и думая доставить ей сим спокойствие; но не понимает того, что при внешнем спокойствии не может дать душевного мира и спокойствия, без коих никакое внешнее благо не может утешить человека. Вы имели скорбь в С. по причине неимения келлии, но не было ли это искушение, приводящее вас к смире- нию? Колеблясь и смущаясь, невольно прибегаем к самоукорению и смирению, через что получаем в оном навык и успокаиваемся: «Во смирении нашем помяну ны Господь» ( Пс. 135:23 ); «Смиренным дает благодать» ( Прит. 3:34 ). Святой Пророк, благодаря Бога, что Он его смирил, сказал: «Благо мне, яко смирил мя еси, яко да научуся оправданием Твоим» ( Пс. 118:71 ), и  прежде даже не смиритимися, аз прегреших (ст. 67). И Господь, для снискания спокойствия, заповедал научиться от Него кротости и смирению ( Матф. 11:29 ). Видишь, какая польза от искушений? – ими приходим в смирение; а какого рода послать нам оные – это дело Божие, а не наше – делать выбор. Ты, может быть, бывала в В. Л. и С.; сравни беспристрастно все сии монастыри, т.е. тамошних С. и В. чин, образ и порядок, и сообрази удобство к жизни духовной; какой на сие сама себе дашь ответ? Касательно же келлии, неужели бы не мог Бог успокоить вас по сей части? Но, видно, еще не пришло время. Вручая тебя всесильному покрову Божию, остаемся недостойные твои богомольцы, многогрешнии Иеросх. Л. и И. М. 9 августа 1841 года. Письмо 462 Достопочтенная о Господе Т. У-на.! Ты пишешь, что хотя и мирно у вас по келлии, а когда что и случается, приписываешь виною сему свои грехи и не смеешь никого обвинить. Хотя же так и рассуждаешь, но между тем во всем немоществуешь и скорбишь; но можно ли, воюя со страстями, не иметь скорби, и, сражаясь с бесами за приобретение вечности, не быть когда и уязвленной? Ведь это путь такой: «Многими скорбями подобает нам внити в Царствие Божие» ( Деян. 14:26 ). Св. Апостол не говорит, чтобы не скорбеть, но чтобы в скорбях не стужать и не малодушествовать ( 2Кор. 4:8 ), но мужественно переносить оные и веровать, что оные посылаются по воле Божией на пользу нашу за грехи и к познанию немощи нашей; тяжелы же они нам бывают от худого нашего устройства и залога страстей, в коих мы укачествовались.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

В чём состоит это знамение по буквальному смыслу евр. о нём речи? Се... во чреве зачнетъ, – евр. соответствующие слова сходны здесь со словами Быт.16:11 : вот ты беременна. Там, по связи речи (ср. ст. 4), ясно, что речь идёт о наступившей уже беременности. Здесь связь речи допускает также мысль о наступившей уже беременности, но форма речи (прич. настоящего вр.) позволяет относить эту беременность и к будущему времени (ср. Пс.21:32; 101:19 ). Дева (70: παρθνος) – перевод евр. , которое, хотя по значению своему отличается от (=живущая в родительском доме и скрывающаяся от взоров посторонних людей, находящаяся ещё вне брачного сожития девица), но по употреблению почти тожественно с ним. Происходя от корня, сохранившегося в арабском языке, алима=быть крепким, полным, созревшим, имя это значит буквально: «взрослая женщина» и обыкновенно употребляется о женщине, ещё не познавшей мужа: Быт.24:43 . Исх.2:8 ; Песн.1:3 ср. 6:8. В Притч.30:19 слово это употреблено не в другом значении, потому что тут нет нужды под «девицей» разуметь ту жену блудную, о которой речь в следующем ст. и в Пс.67:26 тимпанницами могли быть названы не замужние непременно женщины (ср. Исх.15:20 ), но и девицы непорочные (ср. Суд.11:34 ). Согласно с таким употреблением слова алма, св. Отцы и учители Церкви единогласно полагают, что мать Еммануила была Дева непорочная и что только в таком случае рождение от неё Еммануила могло быть знамением. На вопрос, кто эта Дева? – можно отвечать не раньше, как определив, кто её сын, Еммануил. Пророк Исаия в Ис.8:8 обращается к этому Еммануилу во втором лице, как бы видя его пред собой, как бы лично говоря с ним. В ст. 15–16 детские годы Еммануила ставятся в связь с современными пророку Исаии событиями. Это значит, что Эммануил был современником Исаии. Кто именно – отвечают различно: 4) Самым несомненным представляется мнение, ведущее начало от Ев. Матфея ( Мф.1:22 и сл.), что в событии рождения Христа Спасителя от Девы исполнилось пророчество Исаии о рождении Еммануила.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

Видишь ли горячность любви и апостольское одобрение? Так и мы, и вы, братия мои, будем приветливо обращаться с преданными нам, подобно тем, дабы и Бог прославлялся, и мы просвещались, а не рассеивались и не смущались. Дошел до меня слух о вас троих 1147 , что вы соединились по случаю обращения бедного Леонтия, и прославил я, грешный, Бога и за его усмирение, если только он останется таким, и за ваши подвиги, ибо вы, как бы святые три отрока из огненной пещи ( Дан.3:51 ), вышли невредимыми из тяжких темниц, поразив мучителя. Но, доблестные мои, подвизайтесь еще и будьте готовы к искушениям даже до крови. Таков закон мученичества. Да будут благословенны ободряющие вас, внутренние и внешние! Мы, несчастные, опять были бичуемы, но приняли это с благодарностью и еще более благодушествуем. Поэтому вы не беспокойтесь о нашем смирении, но лучше радуйтесь и молитесь, чтобы нам иметь силу во всем, и переносить причиняемое властителями, и выносить нападения от невидимого [Col. 1293] врага, вместе с братом Николаем, который усерднейше приветствует вас. Поминайте воздыхания мои. Благодать с вами. Аминь. 411. К чаду Навкратию (II, 67) 1148 (573) Сверх чаяния и, однако, согласно с ожиданием я получил письмо твое, почтенный сын: первое по причине строжайшего заключения под стражею по приказанию императора, а второе по беспредельной благости человеколюбивого Бога, ради вас, святых, благоустрояющего дела и нас, грешных, хотя люди стараются делать притеснения. Что же скажу или что подумаю я, несчастный, как не следующее: вся кости моя рекут: Господи, Господи, кто подобен Тебе? Избавляяй нища из руки крепьших его ( Пс.34:10 )? Таковы первые слова от меня, несчастного, хотя и заимствованные из Давидовой песни. Во-вторых, прочитав письмо, я избавился от недоумения, когда узнал, что твое содержание под стражею таково, как ты известил. Я и прежде знал, что ты заключен один. Благодушествуй, брат, и радуйся, потому что в какой мере избыточествуют страдания Христовы в тебе и одинаково с тобою мыслящих и поступающих, в такой мере будет и утешение, и награда, и слава. И как открылись бы избранные сосуды (ср. Деян.9:15 ), если бы не было соблазнов по попущению от Бога, являющего, каковы производящие их, которые суть как бы плевелы, соблюдаемые для сожжения в вечном огне (см.: Мф.13:30 ), и испытывающего терпящих искушения, которые подобно солнцу воссияют в Царстве Небесном (см.: Мф.13:43 )? Итак, не удивляйся тому, что происходит каждый день, если один взят, другой заключен под стражу; одна подверглась бичеванию, другая отправлена в ссылку и прочее, совершающееся так или иначе. Спустя немного придет время воздаяния.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Этот честный крест прообразовало древо жизни, насажденное Богом в раю. Ибо так, как через древо вошла смерть (Быт.2,3), то надлежало, чтобы через древо были дарованы жизнь и воскресение. Иаков, поклонившись на конец жезла Иосифова (Быт.47,31), первый изобразил крест, и благословивши своих сыновей переменными руками (Быт.48,14), весьма ясно начертал знамение креста. То же прообразовали: жезл Моисея, крестообразно поразивший море и спасший Израиля, фараона же потопивший (Исх.14,16); руки, крестовидно простираемые и обращающие в бегство Амалика (Исх.17,11); горькая вода, услажденная древом (Исх.15,25); скала, рассекаемая (жезлом) и источающая воду (Исх.17,6); жезл, приобретающий Аарону достоинство священноначалия (Числ.17,8-9), змий, вознесенный на древе в виде трофея, как будто уже умерщвленный (Числ.21,9), в то время, как древо спасало тех, которые с верою взирали на мертвого врага, подобно тому, как Христос плотью, не знавшею греха, был пригвожден за грех. И великий Моисей (говорит) взывая: узрите живот ваш висящ на древе пред очима вашими (Втор.28,66). И Исайя говорит: прострох руце Мои весь день к людем непокоряющимся и противуглаголющим (Ис.65,2). О, если бы мы, поклоняющиеся кресту, получили удел с распятым Христом! Аминь.   Глава XII. О поклонении на восток Мы поклоняемся на восток не просто и не случайно. Но так как мы состоим из видимого и невидимого, т.е. духовного и чувственного естества, то приносим Творцу и двоякое поклонение, подобно тому как, (например), поем и умом, и телесными устами, крещаемся водою и Духом и двояким образом соединяемся с Господом, приобщаясь таинств и благодати Духа. Итак, так как Бог есть духовный свет (1Ин.1,5) и Христос в Писании называется Солнцем правды (Мал.4,2) и Востоком (Зах.3,8), то и должно посвятить для поклонения Ему восток. Ибо все прекрасное должно посвящать Богу, от Которого щедро изливается всякое благо. И божественный Давид говорит: Царства земная пойте Богу, воспойте Господеви, восшедшему на небо небесе на востоки (Пс.67,33-34).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/932/...

1221. Wensinck, цит. соч., p. 310. Ed. Theoloki, LV, p. 325. PG, t. 88, col. 804 AB. О даре слез смотри статью Lot-Borodina. Le mystero du don lo lai " mes dans l " Orient chreticii. Vie spiriluellle, XLVIII, n. 3 (1 sept. 1936), Etudes et documents, p. 65-110. PG, t. 88, col. 816. PG, t. 94, col. 976 A. Wensinck, цит. соч., p. 338. Там же, p. 320; ср. р. 211. Св. Макарий Египетский. Духовные беседы: PG, t. 34, col. 741 и сл. PG, t. 79, col. 1169 АВ [Русск. пер.; Добротолюбие, т. 2, изд. 3, М., 1913, с. 208.] Wensinck, цит. соч., р. 294-295. PG, t. 160, col. 1117 В. Св. Григорий Нисский, De instiluto christiano; PG, t. 46 col. 301 D. Ed Theotoki, XXXV, p. 229; LXIX, p. 402. Wensinck, p. 113. Св. Исаак Сирин, ed. Theoloki, XXXII, p. 206-207. Ed. Theotoki, LXXXV, p. 511. Ed. Theotoki, XXXII, p. 202. Там же. Слово 45, 10. PG, t. 88, col. 1096-1117, 1129-1160. Обе аскетические сотницы св. Психия Синайского опубликованы Минем, PG, t. 93, col. 1479-1544, среди творений Исихия Иерусалимского. См. статью G. Wunderle. La technique psychologiquc de l " Hesychasme bizantin. Etudes Carmelitaines, octobre 1938, p. 61-67. См. также важный источник по исихазму " Сотницы Каллиста и Игнатия " , опубликованный в немецком переводе Ammann, Wurzburg, 1938. Выпуск в свет этих двух работ знаменует начало более углубленных и беспристрастных работ об психазме, сильно недооцениваемом на Западе до наших дней. Священное Писание изобилует выражениями, относящимися к свету, к Божественному озарению, к Богу, Которому прилагается наименование Света. Для мистического богословия Восточной Церкви это не метафоры, не риторические фигуры, но слова, выражающие реальный аспект Божества. Если Бога называют светом, так это потому, что Он не может оставаться чуждым нашему опыту. " Гносис " - познание Божественного на его высшей ступени - это опытное восприятие нетварного света, и это восприятие само по себе есть свет - " во свете Твоем узрим свет " (Пс. 35, 10). Это то, что воспринимается в мистическом опыте, и то, чем воспринимают, будучи в нем.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1897...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010