Напротив, Он избавит их, и очень легко, и явит их более прежнего славными, соделав их подвиг упражнением в терпении для них. С этим согласен будет и божественный Павел, так написавший: «верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести» (1 Кор. 10:13). Да и сами подвергшиеся опасностям, и мужественно понесшие тяготы гонений восклицают в книге Псалмов: «Ты испытал нас, Боже, переплавил нас, как переплавляют серебро. Ты ввел нас в сеть, положил оковы на чресла наши, посадил человека на главу нашу. Мы вошли в огонь и в воду, и Ты вывел нас на свободу» (Пс. 65:10—12). Слышишь ли, как легко умеют они переносить то, чем испытываются? Они даже радуются, будучи объявляемы победителями, чрез самое испытание познанные в том, что они такое, и чрез терпение засвидетельствованные в своей высокой любви к Богу. Ибо говорят, что прошли сквозь огонь; потому что как известнейшие из курений, будучи подвергаемы действию огня, обнаруживают свойственное им благоухание: так и святая душа, подвергаемая некоторым образом действию огня чрез искушение и труд, представляет более ясное доказательство присущей ей многообразной добродетели. Впрочем, о всяком святом поет и говорит божественный Давид, что «Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его и избавляет их» (Пс. 33:8). А с другой стороны сам Податель помощи ясно говорит: «потому что он познал имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним Я в скорби; избавлю его и прославлю его, долготою дней насыщу его, и явлю ему спасение Мое» (Пс. 90:14—16). Что это такое за спасение Бога и Отца? Это — происшедший от Него Бог Слово, ради нас смотрительно соделавшийся подобным нам и явившийся в образе раба (Флп. 2:7). Так именовал Его Отец и чрез Исайю говоря: «И увидят народы правду твою и все цари — славу» Мою. «и спасение его — как горящий светильник» (Ис. 62:2, 1). Сын соделался для нас правдою и славою от Бога и Отца, а также и спасением; потому что в Нем мы оправданы и возведены в славу сыноположения (сн.: Рим.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3512...

16:24)     Постригающийся: «Вот я, Господи, хочу идти за Тобою и желаю исполнить Твою волю, но позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего и проститься с домашними моими» (Мф. 8:21; Пс. 39:9; Лук. 9:61).     Настоятель: «Христос, призывая, повелевает: предоставь мертвым погребать своих мертвецов, а ты иди за Мною, благовествуя Царство Божие, ибо, никто, возложивший свою руку на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царства Божия» (Мф. 8:22, 16:24; Лук. 9:60-62).     Постригающийся: «Готово сердце мое, Боже, готово сердце мое воздать Тебе обеты мои пред всем народом Твоим, Ты же, Господи, поспеши на помощь мне и прийми меня, как жертву непорочную, с любовью приносящуюся Тебе» (Пс. 56:8, 115:5, 69:2).     Настоятель: «Господь говорит: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, возьми крест свой и следуй за Мною, ибо всякий, кто ради Меня и Евангелия оставит дом, или братьев, или сестру, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, тот получит в сто раз более всего этого ныне и в будущем веке наследует вечноблаженную жизнь (Мф. 16:24, 19:29). А поэтому, сняв с себя ветхие одежды, будь готов к принятию нетленных, небесных, ангельских одежд».     Постригающийся: «Твой я, Господи, спаси меня и ради имени Твоего води меня и управляй мною; а я, всякий день исполняя обеты мои, буду вечно воспевать Твое имя» (Пс. 118:94, 30:4, 60:9).     Настоятель идет к царским вратам, а братия поет тропарь 1-го гласа: «Объятия отцовские раскрыть мне поспеши, блудно растратил я мою жизнь, безучастно смотря на неисчерпаемое богатство милостей Твоих, Спаситель, не презри теперь моего обнищавшего сердца, ибо к Тебе, Господи, в умилении взываю: «согрешил я, Отче, против неба и пред Тобою».     Во время пения тропаря постригающийся, пока идет за настоятелем до Царских врат, трижды распростирается, а у Царских врат, где приготовлено все полагающееся для пострига, лежит вниз лицом, усердно втайне молясь о прощении своих грехов и о принятии в число кающихся.    После пения тропаря, настоятель громко говорит ему: «Чадо, Милосердный Бог как чадолюбивый Отец, видя твое смирение и истинное покаяние, как блудного сына, принимает и тебя, кающегося и от всего сердца пред Ним припадающего».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3849...

«Бога не видел никто никогда; единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин. 1.18). Увидеть Бога Отца невозможно, «потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых» (Исх. 33.20). Эта возможность открывается только через Сына: «никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин. 14.6).   Христос также говорит: «Я и Отец одно» (Ин. 10.15), «видевший Меня, видел Отца» (Ин. 14.9). Таким образом, здесь мы имеем изображение совсем не однозначное — если можно так сказать, мы на Отца смотрим через Сына. Но все-таки благословляющий «отеческий» жест среднего ангела заставляет нас думать, что акцент поставлен на образе Отца («Сын есть Образ Отца»).   Одесную Бога Отца сидит Сын. Об этом в Библии говорится неоднократно: например, «сказал Господь Господу моему: сиди одесную Меня» (Пс. 109.1), или: «вы узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы» (Мк. 14.62), или: «Христос умер и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас» (Рим. 8.34) и т. д. Одежды второго ангела подтверждают такое толкование: телесного цвета гиматий прикрывает небесного цвета хитон, так как плотью человеческой Христос, сошед на землю, прикрыл свое Божество. Его жест означает приятие той чаши, которую благословляет Отец, это жест полного послушания воле Отца ( «быв послушен, даже до смерти, и смерти крестной» . Фил. 2.8). За его спиной возвышаются палаты — это символическое изображение жилища Авраама, но также, и в большей степени, это символ божественного домостроительства. Христос — краеугольный камень (Пс. 117.22; Мф. 21.42). Он созидает свою Церковь, которая есть Его Тело (Еф. 1.23).   Напротив второго ангела сидит третий, который облачен в одежды синего и зеленого цвета. Это третье лицо св. Троицы — Святой Дух. Зеленый цвет в иконописной символике означает вечную жизнь, это цвет надежды, цветения, духовного пробуждения. Линия его склоненной головы повторяет линию склоненной головы среднего ангела. Дух вторит Отцу, ибо Он от Отца исходит, согласно Никео-Цареградскому символу веры. Жест его руки словно способствует скорейшему принятию решения, Дух вдохновляет, освящает и утешает. Дух Святой в Писании назван Утешителем (греч. Παρακλητος) и он приходит и свидетельствует о Нем (Ин. 14.26; 16.7). За спиной третьего ангела изображена гора — это не просто элемент иконописного пейзажа, а гора духовного восхождения (Пс. 120.1), о которой Давид в Псалмах восклицает:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

Богу угодны наши молитвы о прощении грехов. Это очевидно из притчи о мытаре и фарисее. Мытарь просил только помиловать его («ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!», Лк.18:13 ) и ушел оправданным. Часто ли мы размышляем, сколько милосердия содержится в словах Господа: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят» ( Мф.7:7–8 ). Зная, как часто люди страдают маловерием, Спаситель побуждает нас к настойчивости примером вдовы, которая неотступно просила бессердечного судью. Господь заповедал нам: «должно всегда молиться и не унывать Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их? Сказываю вам, что подаст им защиту вскоре» ( Лк.18:7–8 ). О крещении беременных иеромонах Адриан (Пашин), насельник Сретенского монастыря Уважаемая Анастасия! Никаких препятствий для крещения беременной женщины нет. Естественно, что после рождения необходимо крестить и ребенка. Для Вас может быть интересной книга «Первые шаги в храме», электронная версия которой в скором времени будет опубликована на нашем сайте. Каково значение шестопсалмия? иеромонах Иов (Гумеров) Богослужение утрени посвящено молитвенному воспоминанию основных новозаветных событий. Время шестпсалмия символически изображает состояние человечества, погруженного в духовную тьму перед приходом в мир Спасителя мира. Свечи погашены. Горящие лампады напоминают мерцание звезд той Вифлеемской ночи, когда родился в вертепе Богомладенец. Поэтому шестпсалмие (греч. ексопсалмос) предваряется ангельским песнопением, которое слышали в ту ночь пастухи: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, во человецех благоволение» ( Лк. 2:14 . В состав шестпсалмия входят псалмы, равномерно взятые из всех частей Псалтири (3, 37, 62, 87, 102 и 142). «Псалмы выбраны однородного содержания и тона, господствующего в Псалтири; именно все они изображают преследование праведника врагами и его твердую надежду на Бога, лишь растущую ( Пс.3:8; 62:6 ) от увеличения преследований (пс.3:2–3; 37:7–8; 87:4–5) и в конце достигающую ликующего успокоения в Боге (пс.102)» ( М.Скабалланович .

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Впрочем, посмотрим, что говорит он в словах: « хвали, душа моя ». Эти слова и мы поем теперь вместе с Давидом, потому что хотя он не присутствует с нами телом, но присутствует духом. А что праведники действительно присутствуют и поют вместе с нами, об этом, послушай, как Авраам говорит богатому. Когда богач сказал: пошли Лазаря, чтобы мои братья, узнав о мучениях в аде, исправились, — он отвечал: « у них есть Моисей и пророки » (Лк. 16:29). Хотя Моисей и все пророки уже давно умерли телом, но их имели они в писаниях. Если ты, поставив бездушное изображение своего сына или друга, думаешь, что сам умерший присутствует при тебе, и воображаешь его посредством этого бездушного изображения, то тем более мы, чрез божественное Писание, наслаждаемся присутствием святых, имея в нем изображение не тел, но душ их, потому что изречения их суть изображения душ их. Ты хочешь убедиться, точно ли праведники живут и присутствуют? Никто не призывает мертвых во свидетели; а Христос призывает их во свидетели своего божества, и прежде всех самого Давида, чтобы научить тебя, что он жив. Когда иудеи недоумевали о Нем, Он сказал им: « что вы думаете о Христе? чей Он сын? Говорят Ему: Давидов. Говорит им: как же Давид, по вдохновению, называет Его Господом, когда говорит: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня » (Мф. 22:42–44)? Видишь ли, что Давид жив? Если бы он не был жив, то Христос не представил бы его свидетелем божества Своего. Притом не сказал: как же Давид, по вдохновению, называл , но: « называет », чтобы показать, что он и теперь присутствует и говорит чрез писания. Давид некогда пел псалмы, и мы теперь поем их вместе с Давидом. Он имел псалтирь с бездушными струнами, и церковь имеет псалтирь, устроенную из струн одушевленных. Наши языки суть струны этой псалтири, которые издают хотя различные звуки, но согласное благочестие. Жены и мужи, старцы и юноши, хотя отличаются друг от друга по возрасту, но не отличаются по псалмопению, потому что Дух, настраивая голос каждого, производить во всех одно согласное пение, как объяснил и сам Давид, призывая всякий возраст и всякий пол к этому согласному пению: « всякое дыхание », говорит он, « да хвалит Господа!» (Пс. 150:5). « Хвали, душа моя, Господа ». Почему он оставил тело? Почему не говорит ничего телу? Не разделяет ли он живое существо на две части? Нет; но он наперед побуждает распорядительницу. А что он не отделял тела от души, послушай, как он говорит в другом месте: « Боже, Боже мой! К Тебе с утра обращаюсь, возжаждала Тебя душа моя и сколь сильно плоть моя (стремилась) к Тебе в земле пустой, и непроходимой, и безводной!» (Пс. 62:2). Но, скажешь, покажи мне, где он призывал и тело к песнопению. Так, он говорит: « Благослови, душа моя, Господа и вся внутренность моя — имя святое Его!» (Пс. 102:1). Видишь ли, как и тело участвует в стройном пении? Что значит: « и вся внутренность моя — имя святое Его!» ? Нервы, говорит, кости, вены, артерии и все внутренности.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

" Избавляюще го от истления жизнь твою» ( Пс.102:4 ). Отведенных в Вавилон пленников Он освободил от рабства, но не избавил от тленной жизни; нам же Он даровал надежду воскресения, дал залог Духа и обла­чил нас в одежду нетления. «Ибо благодатью вы спасены через веру, – говорит божественный апостол, – и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился» ( Еф.2:8–9 ); и опять: «Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый. Но для того я и помилован, чтобы Иисус Христос во мне первом показал все долготерпение, в пример тем, которые будут веровать в Него к жизни вечной» ( 1Тим.1:15–16 ). Вот венец благо­дати и человеколюбия. Так и божественный Исаия от лица невесты взывает: «радостью буду радоваться о Господе, возвеселится душа моя о Боге моем; ибо Он облек меня в ризы спасения, одеждою правды одел меня, как на жениха возложил венец и, как невесту, украсил убранством» ( Ис.61:10 ). И немного спустя: «и будешь венцом славы в руке Господа и царскою диадемою на длани Бога твоего» ( Ис.62:3 ). Все это дары жениха, потому что невеста принесла одну только веру. " Исполняюще го благие желания твои, обновится, как у орла, юность твоя» ( Пс.102:5 ). Так как есть худые желания, которые и закон запрещает, то хорошо прибавил он: «благие», потому что испол­няет Господь благие наши желания. »Просите, – говорит Он, – и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят» ( Мф.7:7–8 ). «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» ( Мф.6:33 ). " Обновится, как у орла, юность твоя». Опять и это обновление нам даровал Господь – во святом крещении, когда, очистив старость греха, сделал нас, уже соста­рившихся (грехом), юными. Согласно с этим говорит Бог чрез пророка Исаию: «надеющиеся на Господа обновятся в силе: поднимут крылья, как орлы» ( Ис.40:31 ). Так как при создании мы получили божественный и царственный образ, а потом испортили и омрачили его всякого рода грехами, то пророческое слово и обещает нам вос­становление в царском достоинстве. Орел – царственная птица и считается царем птиц. Этим указывает нам и образ божественной славы, что она обновляется в нас отложением ветхого человека и облечением в нового, обновляемого в познании Творца. Так, гово­рит, будет обновлена твоя юность, что она всегда и впредь будет обновляться в нетленной жизни. Так как орел из всех птиц самая царственная и достигает в своем полете наибольшей высоты, а с другой стороны – из всех животных единственное способное смотреть на сияние солнечного света и выдерживать его, не закрывая глаз, то вполне справедливо обновление души, полет ее от земли на небо, и будущую жизнь ее в высочайшем свете, пророк срав­нил с природой орла. " Господь – творящий милостыни и судь бу всем обижаемым» ( Пс.102:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Когда Святой обличал таким образом заблуждение царя, Ликиний воскликнул: – Ты, как видно, ни к чему другому не способен, как только к тому, чтобы, по невоздержности своего языка, по дерзости и безумию, открыто глумиться надо мною. Отвечай же и говори прямо, принесешь ли жертву богам и подчинишься ли нашему приказанию, или же подвергнешь себя заслуживаемым тобой мучениям? – Ты уже слышал царь, что я отвечал, – сказал мученик Христов Ермил, – и ничего не услышишь от меня более; делай, что хочешь, исполняй – что задумал. Разгневанный Ликиний приказал растянуть святого нагим на земле и бить палками по животу. Святой среди истязания имел одну радость – во Христе и молился, возводя к Нему душевные очи: – «Поспеши, Боже, избавить меня, поспеши, Господи, на помощь мне» ( Пс.69:2 ). Терпение святого привело мучителя в еще большую ярость, и он приказал терзать живот его орлиными когтями: – Пусть видит, – сказал он, – своими глазами внутренности свои. Мученик же говорил: – «Сердце мое и плоть моя восторгаются к Богу живому» ( Пс.83:3 ). «Как туком и елеем насыщается душа моя, и радостным гласом восхваляют Тебя уста мои» ( Пс.62:6 ). Стратоник, смотря на такие нечеловеческие мучения святого Ермила, своего друга, и на растерзание утробы его, начал плакать. Увидев это, некоторые из окружающих тотчас донесли царю, говоря: – Темничный сторож Стратоник не скрывает своего участия в христианском заблуждении и своей дружбы с Ермилом, потому что жалеет и плачет о нем. Царь, призвав Стратоника, спросил: «друг ли ты Ермилу?» Стратоник не желая, как ученик истины, говорить неправды, и видя, что настало для него время совершить подвиг, назвал себя другом Ермила и христианином, обличил бездушие идолов и безумие поклоняющихся им и прославил единого Бога, Творца неба и земли. Разгневанный царь приказал обнажить Стратоника и бить его палками по всему телу. Среди мучений, страдалец возводил очи к своему другу, святому Ермилу, и говорил: – Молись обо мне Христу, Ермил, чтобы Он помог мне твердо и непоколебимо соблюсти веру и возвыситься над своими мучителями.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Считая вас блаженными, поистине можно сказать: «Блажени непорочнии в путь, ходящие в законе Господни» (Пс. 118:1); в этом законе поучится день и нощь. И будет яко древо, насажденное при исходищих вод, еже плод свой даст во время свое, и лист его не отпадет и вся, елика аще творит, успеет (Пс. 1:2—3). Вы, плодоносящие и словом, и делом, можете со всей откровенностью сказать Богу: «Да снидет брат мой в вертоград свой, и да яст плод овощий своих» (Песн. 5:1). Ведь каждый из вас, монахов, достойных любви Божией, есть вертоград Христов, в котором произрастают разнообразнейшие виды деревьев и который возделывается с помощью соблюдения закона и заповедей. Не являетесь вы дремучим лесом, в котором обитают дикие звери — стая супротивных сил, питающихся кровью. Ведь вы есть вертоград, защищенный дорогими камнями оплотом и крепостью [духовного] закона. Поэтому вы не стали добычей диавола, но, уловленные неводом Христовым, [были извлечены] из солёной смуты мира [сего]. IX. Сочетавшийся браком разделяется многими думами, как говорит [Апостол] Павел: Женатый заботится о мирском, как угодить жене) и разделился (1 Кор. 7:33). Вы же, стремление к Богу которых вызывает [у всех постоянное] удивление, живёте неотделимыми от Него, непрерывно повторяя сказанное Давидом [в порыве божественной] любви: «Прильпе душа моя Тебе, мене же прият десница Твоя» (Пс. 62:9). Поэтому жизнь свою вы проводите не [в заботах] о поместьях, домах и прочем имуществе; не стремитесь вы к обладанию и стяжанию их; не предаётесь [какому-либо] неразумному желанию, например, стремлению позлословить, сребролюбию или другой какой прелести. Наоборот, [вся жизнь ваша определяется] глаголами: «По Господу Богу твоему пойдешь, и к Нему прилепишься». Глаголы эти вы осуществили на деле. Пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною (Мф. 19:21) сила и этого изречения [Господа] стала явной в вас, поскольку без [всяких] колебаний презрели вы мир, отрекшись от мирских попечений, и целиком доверились Богу, глаголющему: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3891...

Так давайте же вместе соберемся на эту брань, поразим Гай острием меча и истребим всех обитателей хаоса, все противные силы. О, если бы и я мог прямо сейчас, когда несу вам слово Божье, поразить сердце грешника! Если бы я сделал это, то, несомненно, «острием меча» уст моих поразил бы разврат, уничтожил бы злобу, сдержал бы гнев, и если бы осталось еще что худое, то уничтожил бы его «острием меча», то есть словом уст моих, и не оставил бы «ни одного из них, уцелевшего или убежавшего». Ибо если мы истребим всех врагов наших, то поистине будем праздновать в этот день с Богом, будем торжествовать и веселиться, когда противник наш будет полностью побежден. Нечто подобное, видится мне, означено пророком в Псалтири, когда он говорит о себе: «С раннего утра буду истреблять всех нечестивцев земли, дабы искоренить из града Господня всех делающих беззаконие» ( Пс.100:8 ). Ибо если под «градом Господним» понимать Церковь , Бога живого, то учителя Церкви поражают и убивают «делающих беззаконие» – враждебных демонов и противные силы, которые понуждают людей грешить, – научая, наставляя и открывая тайны, сокрытые в Божественных Писаниях, в местах, подобных тому, которое мы сейчас рассматриваем; или если мы понимаем «град Господень» как душу каждого из нас, воздвигнутую Господом из «живых камней» ( 1Пет.2:5 ), то есть из многоразличных добродетелей, всякий святой и ревностный изгонит из этого города грешников, иными словами, «с раннего утра» истребит самые худые помыслы и порочные желания. Ибо праведник говорит: «Я вспоминаю о Тебе с раннего утра 12 , ибо Ты помощь моя» ( Пс.62:7–8 ). И что есть это утро, как не Господь наш Иисус Христос, Который есть «Свет истинный» ( Ин.1:9 ), восходящий в наших сердцах (ср. 2Пет.1:19 ), и Который, просвещая мрак нашего невежества, открывает таким образом нам тайны, чтобы «во свете [Его]мы видели свет» ( Пс.35:10 )? Когда ты читаешь в Священном Писании о битве праведников, об истреблении и жестоких убийствах, о том, что святые не щадят никого из своих непримиримых врагов, а если и пощадят кого из них, то осуждаются за грех , как осужден был Саул за то, что сохранил жизнь Агагу, царю Амаликову ( 1Цар.5:8 и далее), то должно тебе понимать эти войны праведных так, как я описал выше, – что ведутся они против греха. И как же воины эти сохранят свою праведность, если оставят в себе хоть малую толику греха? Потому о них и сказано: «Не оставили ни одного из них уцелевшего или убежавшего» ( Нав.8:22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Термин " душа " имеет в Библии несколько значений. Их недостаточно перечислить. В их внутренней сути и взаимосвязи раскрывается сложное целое - библейская антропология. 5.1.1. Душа - жизнь человека, антоним смерти Одно из часто встречающихся значений " души " - душа как жизнь, в смысле " живой человек " . Быть живым значит иметь душу, быть душой. И наоборот, " отдать " душу, " потерять " душу значит умереть. Быт.19:17: ...спасай душу свою, - говорит Господь праведному Лоту - чтобы тебе не погибнуть. Быт.35:18: ...выходила из нее душа, ибо она умирала. Тов.14:11: ...душа его оставила его на ложе; ...и сын с честью похоронил его. Иов.9:21: ...не хочу знать души моей, презираю жизнь мою. Эти примеры по смыслу пересекаются с " угрозой жизни " человека - " искать души " кого-нибудь значит в Библии преследовать с целью убийства. Пс.39:15: ...ищущие погибели душе моей! 37:13: ...ищущие же души моей ставят сети. То же в Пс.34:4; 53:5 и других. Поэтический и аллегорический язык Библии передает через такое понимание " души " целостное бытие человека, как живого существа. Очень часты вариации на тему смерти в терминах отделения души от тела: Иов.33:22: И душа его приближается к могиле, и жизнь его - к смерти. 33:28: Он освободил душу мою от могилы, и жизнь моя видит свет. Обратите внимание на то, что душа как бы " умирает " , приближается к смерти, к могиле. Это вовсе не отрицает бессмертия души. Это аллегория. В это понимание термина " душа " включается все земное бытие человека. Оттого и " душа " фактически значит " жить " , " быть живым " . Вот еще примеры: Пс.21:21: ...Избавь от меча душу мою; 30:14: ...умышляют исторгнуть душу мою; 62:10: ...ищут погибели душе моей. Этот же смысл мы встречаем и в Новом Завете: Мф.2:20: ...умерли искавшие души Младенца; Лк.12:20: ...в сию ночь душу твою возьмут у тебя; Деян.15:26: Человеками, предавшими души свои за имя Господа... Среди этих толкований встречается очень важная для Евангелия тема жертвенности, выраженная теми же словами: Мк.8:35: Ибо, кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/307/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010