Даже тот, кто был в мире со мной, на кого я надеялся, кто ест хлеб мой, заносит пяту надо мной . (κα γρ νθρωπος τς ερνης μου φ ν λπισα σθων ρτους μου μεγλυνεν π μ πτερνισμν) У синоптиков читатель должен сам вспомнить и понять связь слов Иисуса с Ветхим Заветом. В Евангелии от Иоанна (13:18) эта связь с Писанием указана в явном виде – предвозвещая предательство Иуды, Иисус говорит: « Но это происходит, чтобы исполнилось Писание: “Тот, кто ест Мой хлеб, занес надо Мною пяту свою” » (λλ να γραφ πληρωθ· τργων μου τν ρτον πρεν π μ τν πτρναν ατο) . Эпизод второй. Гефсимания. «Он взял с собой Петра, Иакова и Иоанна. Ужас и тоска охватили Его, и Он говорит им: “Душа Моя скорбит смертельно, побудьте здесь и бодрствуйте”» (Мк. 14:34; параллель – Мф. 26:38). Редкое и поэтическое выражение « душа Моя скорбит » (περλυπς στιν ψυχ μου) несомненно взято из Псалтири, где трижды (Пс. 41:6, Пс. 41:12, Пс. 42:5) как рефрен повторяются строки: Что скорбишь ты, душа? Что смущаешь меня? Уповай же на Бога: я еще буду славить Его! (να τ περλυπος ε ψυχ κα να τ συνταρσσεις με λπισον π τν θεν τι ξομολογσομαι ατ) Эпизод третий. Суд. Здесь черты невинного праведника псалмов проступают в облике Иисуса всё сильнее. «Многие давали лживые свидетельства против Него… Некоторые выступали и давали лживые свидетельства против Него, говоря…» (Мк. 14:56, 57; параллели – Мф. 26:59, 60). Лжесвидетели, обвиняющие праведника, – характерный мотив в псалмах невинного страдальца. Слова « выступали и давали лживые свидетельства » (ναστντες ψευδομαρτρουν) частично повторяют здесь лексику псалмов. Не отдавай меня на произвол врагов, ибо вот выступают свидетели лживые (Пс. 26:12). (μ παραδς με ες ψυχς θλιβντων με τι πανστησν μοι μρτυρες δικοι) Выступают свидетели лживые, о том, про что я не знаю, ведут допрос (Пс. 34:11). (ναστντες μρτυρες δικοι οκ γνωσκον ρτων με) «Первосвященник, выступив вперед, спросил Иисуса: “Тебе нечего ответить на их свидетельства против тебя?” Но Он промолчал и не отвечал ничего… Пилат снова спросил Его: “Тебе нечего ответить? Смотри, сколько против Тебя обвинений”. Иисус по-прежнему не отвечал…» (Мк. 14:60-61, 15:4-5; параллели Мф. 26:62-63, 27:12-14, Лк. 23:8-9).

http://pravmir.ru/strastnaya-pyatnitsa-i...

39 Несмотря на победу над Маврозомом, Феодор I был вынужден добровольно уступить по договору с султаном часть своих владе ний (города Хоны, Лаодокию и местности по течению Меандра) Мануилу ради безопасности на востоке и помощи от Иконии (Nic. Chon. Historia. P. 638. 65—69). 40 Намек на: Пс. 76:11. 41 Намек на: Втор. 14:2. 42 T. e. Никеи. 43 Давид Комнин, владевший всей Пафлагонией. Поход начался летом-осенью 1206 г 44 Пс. 97, 8 и намек на Пс. 113:3. 45 Имеется в виду река Сангарий. 46 Пандар был лучшим лучником в воине троянцев. См.: Homer. Il. 5, 95—289. 47 Гектор — сын Приама и Гекубы — был главным защитником Трои. О искусстве обороняться щитом см.: Homer. Il. 7. 237—238. 48 Лк. 23:30. Речь здесь, вероятно, идет о взятии Плусиады. 49 Неточная цитата из Мф. 27:42. 50 Хониат имеет в виду Давида, праотца Христа. 51 Там же. 143, 2; 15, 5. 52 Об алтаре Милосердия в Афинах см.: Pausan. I. 17, 1; Apollod. 2, 8, 1. Едва ли речь здесь идет о строительстве храма Феодо ром I. Вероятно, Хониат употребляет этот термин аллегорически. 53 Намек на: Рим. II:24. 54 Ираклия Понтийская была «столицей» владений Давида Комиина. 55 Сражение с латинянами под Никомидией. 56 Пословица. Ср.: Иероним. Против Иоанна Иерусалимского/PL. Т. 23, 407В, 14—15. 57 Пословица. 58 Союз между Давидом и латинянами был, вероятно, заключен вскоре после разгрома Синадина (см. примеч. 50), т. е. в конце 1205 — первой половине 1206 г. См.: Карпов С. П. Сочинения Никиты Хониата как источник по истории Трапезундской импе рии/Проблемы всеобщей истории. МГУ. 1971. С. 148. 59 Намек на: Пс. 26:12. 60 Император Генрих послал отряд латинян под командованием сенешаля Романии Тьери де Лоос в тыл Феодору I, угрожая Никее. См.: Виллардуэн Ж. Взятие Константинополя, 455; Nic. Chon. Historia. 640. 15—24. 61 Nic. Chon. Historia. P. 640, 24—26. 62 Давид Комнин в благодарность за помощь послал в латинский Константинополь несколько кораблей с хлебом, получив взамен 300 рыцарей, с помощью которых вернул Плусиаду и напал на владения Феодора I (Nic. Chon. Historia. P. 640, 30—42). Это произошло уже после возвращения Ласкаря в Никею и по этому в «Речи» об этом ничего не говорится.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3708...

Ветхозаветные пророчества о лице Иисуса Христа, по свойству своему требующие обстоятельного изъяснения, в предлагаемом исследовании приводятся без объяснения, как для соблюдения краткости в изложении предмета, так особенно потому, что это принадлежит другому месту в науке Созерцательного Богословия. Иисус Христос – учитель I. О звании Иисуса Христа, как Учителя и Просветителя всего мира, многократно было предсказываемо в Ветхом Завете. 1) В Псалме 21 Пророк от лица Мессии говорит: «повем имя Твое братии Моей: посреде церкве воспою Тя» ( Пс. 21:23 ); в Пс. 39 : «Закон Твой посреде чрева Моего. Благовестих правду в церкви велицей, ce устнам Моим не возбраню: Господи, Ты разумел еси. Правду Твою не скрых в сердце Моем, истину Твою и спасение Твое рех, не скрых милость Твою и истину Твою от сонма многа» ( Пс. 39:10–11 ). У Пророка Исаии обетованному Спасителю между прочими дарами приписываются и дары Учителя, как: «дух премудрости и разума, дух совета, дух ведения» (9:6; 11:2). «Господь, Господь даёт Мне язык научения, еже разумети, егда подобает рещи слово: положи Мя утро утро, приложи Ми ухо, еже слышати» (50:4). «Кто в вас бояйся Господа? Да послушает гласа Отрока Его» (10). «Се свидетельство во языцех дах Его» (55:4). «Дух Господень на Мне, егоже ради помаза Мя, благовестити нищим после Мя, исцелити сокрушенные сердцем, проповедати пленником отпущение, и слепым прозрение» и проч. (61:1), (слич. Лк. 4:18 ). 2) Пророк Исаия неоднократно называет Обетованного Спасителя светом языков и всего мира, и под. «И ныне доме Иаковле, прийдите, пойдем Светом Господним» ( Ис. 2:5 ). «Люди ходящии во тьме видеша Свет велий: живущие во стране в сени смертней, Свет возсияет на вы» (9:2). «Аз Господь Бог призвах Тя в правде; и удержу за руку Твою, и укреплю Тя, и дах Тя в завет рода (Израилева), во свет языков, отверсти очи слепых» (42:6). «Светися, светися Иерусалиме, прииде бо твой Свет»; «и слава Господня на тебе возсия» ( Деян. 13:47 , слич. Ис. 60:19 ). II. Евангельская История изображает Иисуса Христа великим и несравненным Учителем и Просветителем мира.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/o-t...

СогласноТипикону Великой церкви, во время вечерни Великой субботы обязательными к прочтению были только первые семь паремий (Быт 1. 1-5; Ис 60. 1-16; Исх 12. 1-11; Иона 1. 1 - 4. 11; Нав 5. 10-15; Исх 13. 20 - 15. 19; Соф 3. 8-15; чтение паремий перемежалось пением - после 3-й паремии пелся прокимен из 26-го псалма, а 6-й паремия и сама по себе завершалась песнью, к которой припевался припев Исх 15. 1b и прибавлялось славословие в конце). Но если Патриарх и новокрещеные медлили в баптистерии, к первым семи могли прибавляться еще семь (т. е. паремии с 8-й по 14-ю: 1 Цар 17. 8-24; Ис 61. 10 - 62. 5; Быт 22. 1-18; Ис 61. 1-10; 2 Цар 4. 8-37; Ис 63. 11 - 64. 4; Иер 31. 31-34; этот ряд дополнительных паремий также перемежался пением - после первых трех [т. е. после 10-й по общему счету паремий] пелся прокимен из 92-го псалма). Если же Патриарх вместе с новокрещеными успевал вернуться в храм к концу 7-й паремии, эти дополнительные паремии отменялись. Последняя, 15-я, паремия (Дан 3. 1-88 [по тексту LXX]), напротив, никогда не отменялась, поскольку она имела особую функцию: замыкающая эту паремию песнь вавилонских отроков исполнялась нараспев (с припевом Дан 3. 57b) и служила приветствием для прибывших в храм новокрещеных и знаком для переоблачения священнослужителей в белые ризы. По окончании песни отроков, когда Патриарх и новокрещеные уже стояли на положенном месте у входа в храм, певцы начинали петь Елицы во Христа, и в это время Патриарх совершал Миропомазание (в древней традиции Константинополя Печать дара Духа Святаго - помазание св. миром - ставилась только на лоб крещаемых). Затем Патриарх и новокрещеные входили в храм, при этом пелся Псалом 31 ( Блажени ихже оставишася ). Патриарх и сослужащие совершали вход в алтарь, и начиналась Божественная литургия - сразу с Елицы во Христа вместо обычного Трисвятого. На литургии не пелись ни прокимен, ни аллилуарий - Апостол (Рим 6. 3-11) читался сразу, а аллилуиарий был заменен 81-м псалмом. Апостол Великой субботы - тот же, что и в чине таинства Крещения ( Братие, елицы во Христа Иисуса крестихомся ), а Евангелие (Мф 28. 1-20) включает в себя не только обычное крещальное чтение, но и полный рассказ евангелиста Матфея о Воскресении Христовом, звучащий в храме единственный раз в году - в этот день. Пелась обычная херувимская 5 ,причастен - Пс 77. 65.

http://bogoslov.ru/article/399377

Царие земли – по изъяснению Деян.4:27 , пророк здесь разумеет Ирода и Понтийского Пилата. Но, а) если псалом объемлет царство Мессии во всех концах земли; б) царство, не ограничивающееся одним каким-либо народом, но всеми языками, следственно и веками; Пс.144:13 . в) пророк научает всех судящих земли повиноваться Царю: то изъяснение Апостола, приняв за средоточие, можно с пророком отселе возводить на всех царей Ветхозаветной церкви, и низводить по степеням веков на царей же до скончания мира, восстающих на Господа. И князи. По общему употреблению сего слова суть начальники, имеющие власть, в республиках правитель (ρχων), в иудейском народе старцы, занимающие место в великом Сенедрионе, так как Анна и Каиафа во время распятия Христова. В различных переводах можно видеть: сильные, вельмож, владыки и советники царей. Собрашася вкупе () производя от () тайна, или () основал, двоякое имеет значение. Но испытатели свойств еврейского языка совокупляют оное, и основание здания или храма ( Исх.45:2 ) твердое и глубокое, уподобляя тайному и глубокому совету, многими совещаниями утвержденному, прелагают: совещались вкупе. Поскольку тайный совет, как в здание основание, есть начальное расположение, на коем зиждутся прочие действия. Исполнение сего можно видеть в Евангелии, когда совещаемо было об отвержении Христа и учеников Его от сонмища ( Ин.9:22 ), желание умертвить Иисуса (11:47), и посрамлять Его вопросами ( Мк.12:31 ) так же в преграждении успехов Евангельской проповеди ( Деян.4:7 ). На Господа, – по ближайшему переводу, против Иеговы. Здесь Господь, в отношении к последующим словам, есть особенное лице от Иисуса Христа, Бог Отец, а потому советующиеся против Иеговы, вооружаются на Того, который есть верховное начало всех сущностей и тварей. И на Христа Его. Евр: против Мессии его. Название Мессии приписывается патриархам ( Пс.104:15 ), пророкам, так как Илия помазывал Елисея ( 3Цар.19:16 ) царям, как Саулу (12:3) и Киру ( Ис.45:1 ), первосвященникам, как Аарону ( Исх.29:7 ) и наконец сие имя усвоено единственному искупителю рода человеческого Иисусу, как пророку, царю и священнику, помазанному неземным елеем, но небесным, ( Пс.44:8 . Ис.61:1 ), коего прообразовали В.З. патриархи, пророки, цари и священники. Нет сомнения, что Давид в последнем значении употребил здесь сие слово; потому что Иегову соединяет с Мессиею, называет его сыном Иеговы, царем над языками и всею землею. См. еще Евр.1:5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Вот на это-то образно и указует им, употребив бич из веревок, ибо бичи суть знамение наказания. 2:17. Помянуша ученицы Его, яко писано есть: жалость дому Твоего снесть мя. Ученики мало по малу усовершенствуются в познании и, сравнивая писание с совершавшимися событиями, обнаруживают уже высокую степень разумения. 2:18. (Отвещаша же Иудее и реша Ему кое знамение являеши нам, яко сия твориши? Толпа Иудеев изумляется такой необычайной власти (Христа), а находившиеся в храме (начальники) заявляют свое неудовольствие, так как лишались не малых прибылей. Однако ж не могут обличить Его в том, что не хорошо говорит, повелевая, что божественный храм не должно обращать в дом торговли. Таким образом, устрояют замедление для удаления торговцев, под тем предлогом, что не следует так скоро повиноваться Ему и так неосмотрительно принять Его за Сына Божия, без удостоверения каким-либо знамением. 2:19. Разорите церковь сию. Тем, кои просят благ из благого произволения, Бог подает их благосердно, тем же, кои —216— приступают с искусительною целью, не только не подает щедро того, чего просят, но и подвергает их обвинению в лукавстве. Так, когда фарисеи, по известию других евангельских мест, требовали знамения, то Спаситель обличил их, сказав: род лукав и прелюбодей знамения ищет, и знамение не дастся ему, токмо знамение Ионы пророка: якоже бо бе Иона во чреве китове три дни и три нощи, тако будет и Сын Человеческий в сердце земли три дни и три нощи ( Мф.12:39–40 ). Что сказал тем, то и этим, только с малым изменением, ибо они, как и те, требуют, искушая. Но имеющим такое настроение отнюдь конечно не было бы дано и это знамение (Ионы пророка), если бы оно (воскресение Христа) не должно было быть для спасения всех нас. Надлежит знать, что это (изречение Господа) они сделали предлогом обвинения Его, облыжно говоря пред Понтием Пилатом, чего не слыхали: сей рече говорят, могу разорити церковь Божию ( Мф.26:61 ). Посему-то и сказал о них Христос у пророков: возставшие на мя свидетеле неправеднии, яжв не ведях, вопрошаху мя ( Пс.34:11 ), – и опять: яко возсташа на мя свидетеле неправеднии, и солга неправда себе ( Пс.26:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

8) Скупость вечному плену подвергает человека. Навузардан, раб царя Вавилонского, пришедши во Иерусалим и разоривши его, взял с собою в Вавилон всех богатых, – нищих же земли той, – оставил блюсти винограды и вертограды ( 4Цар.25:11–12 ): так в день страшного суда, диавол – адского воинства начальник, дракон оный, в Апокалипсисе упоминаемый ( Откр.12:3 ), лев иский кого поглотити ( 1Пет.5:8 ) – всех богатых, сребролюбцев нераскаянных и на свои богатства упование положивших, – поймет с собою к погибели вечной от лица Господня и от славы крепости его ( 2Сол.1:9 ). 9) Скупость Небесное Отечество забвению предаёт. Израильтяне, имевшие множество скота, для скотопитательной земли, близ Иордана жили, и не хотели идти в землю обетованную ( Чис.32:1–6 ): так скупые – по пристрастию к жизни сей – больше любят богатства, и сердце им прилагают ( Пс.61:11 ), и не желают перейти чрез Иордан бедствий и скорбей в Отечество Небесное, как повелевает Писание: многими скорбьми подобает нам внити в царствие Божие ( Деян.14:22 ). И так сии скупцы – по любви к своему скоту – презирают Отечество Небесное, по подобию тех Гергесинских жителей, которые Иисуса не желали видеть в своих пределах для того единственно, что Иисус Христос, изгнавши бесов от беснуемых, повелел им внити в стадо свиное ( Мф.8:32 ). 10) Скупость есть бесчестна и недостойнейшая имени христианина. Фемистокл, на брегу моря увидев золотые цепки и ожерелья, оставшиеся от мёртвых трупов, сказал идущему за ним: „понеже ты не Фемистокл, то подними сие», означая сим, что такие подлости, недостойны разумного мужа: так истинный христианин да скажет сребролюбивому: прими сие богатство и злато, потому что ты – неистинный христианин... И понеже стопы наши попирают землю – родительницу злата и бисеров, то посему и мы, стопами души нашей должны попирать богатство. И как очи наши и лице взирают на небо, так мы душою – поищем сокровищ небесных ( Мф.6:20 ). Фабий, посланникам, злато несущим, сказал: „Римляне не желают золота иметь, но господ золота, которые владеют золотом»: так Бог хочет, чтобы мы золотом владели, а не золоту служили.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Lebed...

Нечто подобное Боговоплощению происходит в жизни и деятельности Церкви Христовой. Если безграничная человеческая природа была воспринята Сыном Божиим в единство Его богочеловеческой Личности, то и омраченная последствиями грехопадения и нуждающаяся в уврачевании наша природа также воспринимается в единство богочеловеческого организма, именуемого Церковью . В этом таинственном теле Христовом, возглавляемом им Самим и одушевляемом Духом Святым, даровано нам все, потребное для жизни и благочестия ( 2Пет.1:3 ). Здесь «взирая на славу Господню», славу, открывающуюся и в Евангельском благовестии и во всем облике Церкви, которую, возлюбив, Христос представил Себе непорочной Невестой ( Еф.5:27 ), мы и сами «преображаемся в тот же образ от славы в славу» ( 2Кор.3:18 ). Цель Церкви – та же, что и у ее Божественного Основателя и Главы. Она состоит в открытии нам доступа к Отцу, в полном примирении нас с Богом во Христе ( Еф.2:13–14, 18 ), которое совершается через благодарное обновление и нравственное совершенствование, необходимое как для деятельного последования Христу в земных условиях, так и для неразрывно с ним связанного спасения и вступления в вечную жизнь. Через благовестие слова Божия, через таинства и другие священнодействия, через обогащение многовековым духовным опытом, через живое молитвенное общение с «торжествующим собором праведников, достигших совершенства» ( Евр. 12:23 ), Церковь делает нас причастниками благодати и истины. Здесь у источников воды живой ( Откр.21: 6 ) и у святейшей трапезы Господней ( 1Кор.10:21 ) душа христианина обретает успокоение в Боге ( Пс.61:2 ) и восстановление своих духовных сил. Здесь, объятый пламенем милующей и спасающей любви Божией начинает христианин «духом пламенеть» и решается беззаветно «служить Господу» ( Рим.12:11 ). Как Христос пришел не для того, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих ( Мф.20:28 ), так и Церковь Христова, движимая любовью, не ищет своего ( 1Кор.13:5 ) и не замыкается в себе, но в лице своих чад совершает в мире начатое Христом деятельное служение, направленное к созиданию Царства Божия – Царства справедливости, мира и радости во Святом Духе ( Рим. 14:17 ), которое, начинаясь в сердце человека ( Лк.17:21 ), должно неприметным образом распространяться (ст. 20), чтобы обнять собой всю область земных отношений и условий земного существования людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Но сами правила, по которым ведется игра, сомнительны. Фундаменталистский подход рассматривает Библию примерно так же, как мусульмане рассматривают Коран, который считается прямой речью Всевышнего, а Муххамед – передатчиком, но никак не автором. В отношении Библии это, однако, не так. Она не является от начала и до конца прямой речью Бога. Непогрешимость относится к тому, чему Библия , как целостное послание, учит. Она не означает, что в Писании не может быть ошибочных утверждений, – они там самым очевидным образом есть. Например, в Библии написано, что Бога нет. Является ли это утверждение безошибочным? Разумеется, нет. В псалме оно приписывается «безумцу»: «Сказал безумец в сердце своем: «нет Бога». Они развратились, совершили гнусные дела; нет делающего добро» ( Пс.13:1 ). В Библии содержатся призывы к совершению грабежей и убийств: «иди с нами, сделаем засаду для убийства, подстережем непорочного без вины, живых проглотим их, как преисподняя, и целых, как нисходящих в могилу; наберем всякого драгоценного имущества, наполним домы наши добычею; жребий твой ты будешь бросать вместе с нами, склад один будет у всех нас» ( Прит.1:11–14 ). В контексте понятно, что это слова «грешников», против которых отец предостерегает сына. Евангелие, несомненно, содержит и лживые слова – это слова сатаны, искушающего Господа ( Матф.4:3–10 ), лжесвидетелей, обвиняющих Христа на суде ( Матф.26:61 ), противников Христа вообще. Понимание того, чему Библия безошибочно учит, предполагает восприятие того или иного фрагмента в контексте библейского Откровения вообще. Писание имеет вполне определенную цель: «Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его» ( Иоан.20:31 ). Словом Божьим в абсолютном смысле является не текст, а Личность – Господь наш Иисус Христос . Библия – это боговдохновенное свидетельство о Христе, Который должен явиться (Ветхий Завет), и уже пришедшем (Новый). Это свидетельство возвещают нам люди, избранные для этой цели Богом, – пророки и апостолы, движимые Святым Духом. Святой Дух выступает гарантом того, что все истины, которые нужны для нашего спасения, передаются Писанием верно и со всей необходимой полнотой.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Hudiev/...

Так, в списке Типикона Великой ц. Patm. 266 (IX-X вв.) на предпразднство Рождества Христова (23 дек.) указан Е. «Вифлееме, благоукрасися» на подобен «Небо звездами», без указания гласа (Fol. 61), на сам праздник - Е. «Посетил ны есть с вышних Спас наш» (Fol. 64v-65) ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 34, 36). В Святогробском Типиконе по списку Hieros. S. Crucis. 43 (1122 г.), отражающем иерусалимские обычаи ок. X в., смешанные с различными заимствованиями из к-польской практики, Е. ежедневно поются на утрене; они сопровождаются указанием подобна или замечанием «самогласен», иногда с указанием гласа (см.: Παπαδπουλο-Κεραμες. Ανλεκτα. Σ. 14, 38, 141, 196). В качестве мелодической модели подобна здесь часто указывается 1-й воскресный Е., что позволило М. Н. Скабаллановичу предположить существование одного напева для всех 11 гимнов (см.: Скабалланович. Типикон. Вып. 2. С. 298). Состав Е. на дни Страстной седмицы более разнообразен по сравнению с содержащимся в принятой ныне редакции Триоди - каждый из дней имеет собственные Е. (ср.: Дмитриевский А. А. Богослужение Страстной и пасхальной седмиц во св. Иерусалиме IX-X в. Каз., 1894. С. 10, 36, 38, 56, 71, 87, 143, 166, 186, 198, 202, 206, 208, 212, 214). В Синайском Канонаре IX-X вв. (Sinait. gr. 150), описывающем богослужение согласно Типикону Великой ц. с элементами палестинского монашеского богослужения, для пасхальной утрени упоминается канон, но Е. не указан ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 173); в последовании песненной утрени, согласно рукописи Sinait. 973, 1153 г., гимнографический канон, напротив, не упоминается, но перед Пс 50 указано петь кондак, а Е. занимает место после библейских песней, малой ектении и молитвы, затем следуют хвалитные псалмы со стихирами, великое славословие, воскресный тропарь и Евангелие (см.: Дмитриевский. Описание. Т. 2. С. 89; Арранц. 1979. С. 104-105, 116). Об окончательном проникновении Е. не только в монастырскую, но и в кафедральную визант. традицию свидетельствует свт. Симеон Фессалоникийский, к-рый в описании песненной утрени не упоминает канон и Е., но ниже пишет: «Прежде на песненной утрени не пели их (канонов.- С.

http://pravenc.ru/text/189659.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010