Диакон: «Будем внимательны. Премудрость. Прокимен, глас…». Народ повторяет прокимен.     Прокимны восьми гласов.    Глас 1: «Ныне восстану, говорит Господь, поставлю в безопасности того, кого уловить хотят».     Стих: «Слова Господни — слова чистые» (Пс. 11:6-7).     Глас 2: «Пробудись, Господи Боже мой, для меня на суд, который Ты заповедал, и сонм людей станет вокруг Тебя».     Стих: «Господи, Боже мой, на Тебя я уповаю, спаси меня» (Пс. 7:7-8, 2).     Гл. 3: «Скажите народам: Господь царствует, потому тверда вселенная, не поколеблется».     Стих: «Воспойте Господу песнь новую; воспойте Господу вся земля» (Пс. 95:10, 1).     Гл. 4: «Восстань, Господи, на помощь нам и избавь нас ради милости Твоей».     Стих: «Боже, мы слышали ушами своими, отцы наши рассказывали нам» (Пс. 43:27, 2).     Гл. 5: «Восстань, Господи Боже мой, вознеси руку Твою, ибо Ты царствуешь во веки».     Стих: «Буду славить Тебя, Господи, всем сердцем моим, возвещать все чудеса Твои» (Пс. 9:33, 2).     Гл. 6: «Господи, воздвигни силу Твою и приди спасти нас».     Стих: «Пастырь Израиля, внемли! Водящий, как овец, Иосифа» (Пс. 79:2-3).     Гл. 7: «Восстань, Господи Боже мой, вознеси руку Твою, не забудь угнетенных Твоих до конца».     Стих: «Буду славить Тебя, Господи, всем сердцем моим, возвещать все чудеса Твои» (Пс. 9:33, 2).     Гл. 8: «Господь будет царствовать во веки, Бог твой, Сион, в род и род».     Стих: «Хвали, душа моя, Господа. Буду восхвалять Господа, доколе жив» (Пс. 145:10, 1-2).    В праздник поется праздничный прокимен.     Диакон: «Господу помолимся».     Народ: «Господи, помилуй».    Священник (9 молитва): «Воссияй в сердцах наших, Человеколюбивый Владыка, нетленным светом Твоего Богопознания; открой наши духовные очи для уразумения Евангельской Твоей проповеди; вложи в нас благоговейный страх к Твоим Святым заповедям, и мы, отвергши все свои плотские, грешные влечения, поведем жизнь духовную, все помышляя и делая для благоугсждения Тебе, Ибо свят Ты, Боже наш, и во святых почиваешь, и Тебе воссылаем славу, Отцу и Сыну и Святому духу ныне и всегда и во веки веков».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

И Исаия: И всех гордых погублю 83 ( Ис. 1:25 ). И Псалмопевец: Сего ради удержа я гордыня их до конца: одеяшася неправдою и нечестем своим ( Пс. 72:6 ) и: исчезоша, погибоша за беззаконие свое( Пс. 72:19 ). И еще: гордыня ненавидящих Тя взыде выну ( Пс. 73:23 ). Посему они прилагают всякое усердие, чтобы священные места Твои погубить и святыни Твои опустошить. Но протяни руки Твои на гордыню их до конца ( Пс. 72:6 ), да постыдятся гордии, яко неправедно беззаконноваша на нас ( Пс. 118:78 ). Ибо всегда гордые, как и отцы их в пустыне (ср. Ин. 6:31 ), сильно беззаконствовали, раб же Твой Давид от закона Твоего не уклонился ( Пс. 118:51 ), гордым оком и несытым сердцем, с сим на ядях( Пс. 100:5 ), ни вообще не живяше посреде дому моего помысел, творяй гордыню ( Пс. 100:7 ). И Приточник: Страх Господень ненавидит неправды, досаждения же и гордыни, и пути лукавых ( Притч. 8:13 ), и продолжает: Елико велик еси, толико смиряйся и пред Господем [ Col. 1573 ] обрящеши благодать ( Сир. 3:18 ) и: не возносися, да не падеши ( Сир. 1:30 ), потому что ненавистен Богу и человекам всяк гордый. И Иаков: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать ( Иак. 4:6 ). И прибавляет: Итак смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас ( 1Пет. 5:6 ). Посему убоимся, братия, и всяким хранением будем хранить свое сердце от смертоносного духа гордости. Потому что когда он возобладает над жалкой душой, [то поступает,] как некий жестокий тиран: захватив град великий и высокий, весь его разрушает и разоряет [до основания]. И самое достойное жалости то, что сей проклятый бес стремится низвергнуть в особенности совершенных, как было сказано, и взошедших на высоту добродетели и не допустить их возвратиться к покаянию. И как покаются те, которые всего диавола принимают в себя через гордость и делают противником себе Бога? Посему мы посредством смиренномудрия отразим беса гордости, приговаривая сами про себя слова Апостола, когда исполним какую-нибудь добродетель: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною ( 1Кор. 15:10 ); и опять-таки: не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего ( Рим. 9:16 ). И Господом сказано: без Меня не можете делать ничего ( Ин. 15:5 ). И тогда сможем услышать вновь от Господа: Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию; се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью ( Лк. 10:18–19 ). Ему же, Благому, подобает слава во веки. Аминь. 80 Древняя римская традиция триумфального шествия предполагала ведение пленников вслед за победителями для лицезрения граждан. 82 Страсть гордости (как, впрочем, и всякая другая порочная страсть) не прирождена человеческому естеству, но является противоестественной. Читать далее Источник: Всеобъемлющее собрание (Пандекты) Богодухновенных Святых Писаний/преп. Антиох Монах ; пер., коммент. П. К. Доброцветова ; ред. пер. Д. Е. Афиногенова. - Москва : Сибирская благозвонница, 2015. - 750 с. ISBN 978-5-91362-901-2 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Antioh_Palesti...

   Ешь, но не досыта, сдерживай себя, особенно избегай вкусных яств. А простую пищу всегда одобряй. И свое сердце всегда храни в смиренномудрии. Как сказал святой Давид, «жертва Богу — дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже» (Пс. 50:19). Он же добавил: «Я изнемог, и Он помог мне» (Пс. 114:6). А через пророка Исайю Господь говорил: «А вот на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духам и на трепещущего перед словом Моим» (Ис 66:2). «На Господа Бога я возложил упование мое» (Пс 72:28) и смиренно иду своим путем. И Господь «выведет, как свет, правду твою и справедливость твою, как полдень» (Пс 36:6).    Так брат, получив пользу и укрепленный назиданиями, разделил с анахоретом трапезу и ушел, ликуя о Господе и повторяя дорогой: «Да обратятся ко мне боящиеся Тебя и знающие откровения Твои» (Пс 118:79). «Строго наказал меня Господь, но смерти не предал меня» (Пс 117:18). Ибо «пусть наказывает меня праведник: это милость; пусть обличает меня: это лучший елей» (Пс 140:5). Он говорил про себя: «Возвратись, душа моя, в покой твой, ибо Господь облагодетельствовал тебя» (Пс 114:7) и прочее. И так он вернулся в келью и жил по заветам старца, став опытнейшим монахом. 6. Один брат много лет прожил за селением и ни разу даже не зашел в него.   – Сколько лет я тут живу, но даже ни разу не заглянул в селение, а вы туда все время ходите, — упрекал он монахов.    Братья рассказали об этом авве Пимену.    – Если бы это был я, — заметил старец, — то ночью пошел бы к селению, обошел его вокруг, лишь бы мой помысел не гордился тем, что я не хожу туда. 7. Старец анахорет, живший в пустыне, решил, что уже совершил все добродетели, и попросил Бога:   – Господи, покажи, может быть, мне чего-то не хватает, тогда я и это совершу.    Бог, желая смирить его помысел, сказал:    – Пойди к такому-то архимандриту, и что он тебе скажет то и делай.    Бог открыл архимандриту: «К тебе придет анахорет. Вели ему взять кнут и пасти свиней».    Анахорет пришел, постучался в дверь и вошел к архимандриту. Они облобызались и сели. Отшельник спросил:

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3712...

Ныне восстану, говорит Господь, поставлю в безопасности того, кого уловить хотят ( Пс. 11:6 ). Гл. 2. Востани Господи Боже мой повелением, имже заповедал еси, и сонм людей обыдет Тя. Пробудись для меня на суд, который Ты заповедал, сонм людей станет вокруг Тебя ( Пс. 7:78 ). Гл. 3. Рцыте во языцех, яко Господь воцарися, ибо исправи вселенную, яже не подвижится. Скажите народам: Господь царствует! потому тверда вселенная, не поколеблется ( Пс. 95:10 ). Гл. 4. Воскресни, Господи, помози нам и избави нас имене Твоего ради. Восстань на помощь нам и избавь нас ради милости Твоей ( Пс. 43:27 ). Гл. 5. Воскресни, Господи Боже мой, да вознесется рука Твоя, яко Ты царствуеши во веки. Восстань, Господи Боже мой, вознеси руку Твою, ибо Ты царствуешь во веки ( Пс. 9:33 ). Гл. 6. Господи воздвигни силу Твою, и прииди во еже спасти нас. Господи, воздвигни силу Твою и прииди спасти нас ( Пс. 79:3 ). Гл. 7. Воскресни, Господи Боже мой, да вознесется рука Твоя, не забуди убогих Твоих до конца. Восстань, Господи Боже мой, вознеси руку Твою, не забудь угнетенных Твоих до конца ( Пс. 9:33 ). Гл. 8. Воцарится Господь во век, Бог твой Сионе, в род и род. Господь будет царствовать во веки, Бог Твой, Сион, в род и род ( Пс. 145:10 ). По прокимне, – Всякое дыхание да хвалит Господа. Чтение воскресного Евангелия… По прочтении Евангелия – воскресная песнь (гл. 6). Воскресение Христово видевше, поклонимся Святому Господу Иисусу, Единому безгрешному. Кресту Твоему покланяемся, Христе, и святое воскресение Твое поем и славим; Ты бо еси Бог наш, разве Тебе иного не знаем, имя Твое именуем. Приидите вси вернии, поклонимся святому Христову воскресению; се бо прииде Крестом радость всему миру, всегда благословяще Господа, поем воскресение Его; распятие бо претерпев, смертию смерть разруши. Увидевши Христово воскресение, будем покланяться Святому Господу Иисусу, единому безгрешному, Христе! Мы покланяемся Твоему Кресту, воспеваем и прославляем святое Твое воскресение; ибо Ты – Бог наш, кроме Тебя другого мы не знаем и имя Твое призываем. Приидите, все верующие (христиане), поклонимся святому Христову Воскресению, ибо чрез крест (Его) настала радость для всего мира. Восхваляя всегда Господа, будем воспевать воскресение Его, ибо, претерпевши крестные страдания, смертью (Своею) Он уничтожил смерть (для людей).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Я не возбранял устам моим, Господи (Пс. 39; 10). Ты знаешь правду мою и истину мою. Язык мой будет проиоведывать правду Твою и хвалу Твою всякий день (Пс. 34; 28). Свет сияет на праведника и на правых сердцем веселие (Пс. 96; 11). Род правых благословится (Пс. 111; 2). Славою и честью увенчал его (Пс. 8; 6). Ибо Ты благословляешь праведника, Господи, благоволением, как ЩИТФМ, венчаешь его (Пс. 5; 13). Посетил нас Восток свыше просветить сидящих во тьме и тени смертной, направить ноги наши на путь мира (Лук. 1; 78–79). Прокимен на утрени, гл. 7: «Дорога в очах Господних смерть святых Его». Стих: «Что воздам Господу за все благодеяния Его ко мне». (Пс. 115; 6, 3). Кондак, гл. 5. «Славное усекновение Предтечи совершилось по особенному Божественному промышлению, чтобы он проповедывал и находившимся в аду пришествие Спасителя. Да восплачет же Иродиада, испросившая беззаконное убийство, ибо не закон Божий, не истинную вечную жизнь она возлюбила, но жизнь обманчивую и временную». 30 Августа. Перенесение мощей святого благоверного и великого князя Александра Невского. Тропарь, гл. 4: «Познай своих братьев русский Иосиф не в Египте, но на небе царствующий, благо–верный князь Александр, и прими их молитвы, умножая хлебные растения для людей изобильным плодородием на твоей земле, защищая молитвою города твоего владения и содействуя в борьбе своим единомышленникам– православным христианам». Прокимен, гл. 5 «Дорога в очах Господних смерть святых Его». Стих: «Что воздам Господу за все благодеяния Его ко мне». (Пс. 115; 6–3). 25 Сентября. Преставление Преподобного Сергия Радонежского Чудотворца. Тропарь, гл. 4: «Благодетельствующий подвижник, истинный воин Христа Бога, преподобный отец наш Сергий, ты усердно подвизался, перенося страдания и борьбу со страстями в земной жизни, явившись примером для своих учеников в посте, бдениях и непрестанном славословии. Поэтому и вселился в тебя Пресвятой Дух, благодатными дарами Которого ты украшен. Как имеющий дерзновение к Святой Троице, поминай мудро собранное тобою стадо и не забудь своих детей, как обещался».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=781...

Псалом 25 Давид по псалму представляется живущим около скинии, которую он мог посещать свободно, по своему усмотрению ( Пс.25:6, 8 ); кругом его были враги лживые, коварные ( Пс.25:4 ), и злонамеренные ( Пс.25:5 ), жаждущие крови и злодейств ( Пс.25:9, 10 ). Таким положение Давида могло быть только в начале восстания Авессалома до бегства его из Иерусалима, но не во время гонений от Саула, когда он не только беспрепятственно и открыто, как изображено в этом псалме, но и тайно не мог посещать скинии: за ним всюду следили и он находился в постоянном бегстве. Засвидетельствование Давидом в этом псалме «своей непорочности» ( Пс.25:1 ) пред Богом означает здесь не исповедание полной невинности пред Ним, а непричастности, незаслуженности и несправедливости тех обвинений, которые возводились Авессаломом и его сторонниками на него, как на несправедливого судью, кровожадного человека и дурного администратора. Рассуди и исследуй мое дело, Господи, чтобы показать незаслуженность моих бедствий (1–2). Я надеюсь на Твою милость, так как никогда не был соучастником в делах людей нечестивых (3–5). Как невинный, я буду ходить к Твоему жертвеннику, чтобы воспеть хвалу Тебе и говорить о Твоих чудесах (6–8). Не погуби меня вместе с кровожадными и мздоимцами, так как я непорочен и поступаю правдиво (9–12). Пс.25:1 .  Рассуди меня, Господи, ибо я ходил в непорочности моей, и, уповая на Господа, не поколеблюсь. «Рассуди меня, Господи, ибо я ходил в непорочности» – назначь надо мною и врагами моими суд, чтобы пред всеми показать мою невиновность в тех преступлениях, которые они возводят на меня. – «Уповая на Господа, не поколеблюсь» – моя вера в Бога, как Судью праведного, является основанием моей уверенности, что я не буду уничтожен врагами. Пс.25:2 .  Искуси меня, Господи, и испытай меня; расплавь внутренности мои и сердце мое, «Расплавь внутренности мои и сердце» – суди и исследуй меня не только со стороны поступков, но мыслей и чувств. Пс.25:4 .  не сидел я с людьми лживыми, и с коварными не пойду;

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Псалом 3 Кроме указания на автора псалма, в надписании говорится о поводе и времени написания последнего, именно – во время бегства Давида от Авессалома. Изображаемое в псалме внешнее и внутреннее состояние Давида настолько отвечает его положению во время гонений от Авессалома, что вполне отвечает и согласуется с приведенным в надписании указанием времени происхождения псалма. Точно указать, в какой момент был написан этот псалом нельзя, но можно думать, что уже после бегства его из Иерусалима, когда с Давидом была только небольшая группа преданных ему лиц, на стороне же врагов была громадная масса, энергично преследовавшая Давида, так что, по-видимому, нельзя было ожидать спасения для него ( Пс.3:3 ), и он сам опасался за свою жизнь ( Пс.3:6 ). В первой части псалма Давид (2–3) говорит о степени опасности для него от множества врагов, во второй (4–9) выражает свою веру в Бога и уверенность в получении спасения для себя и достойной кары врагов. Пс.3:2 .  Господи! как умножились враги мои! Многие восстают на меня; Пс.3:3 .  многие говорят душе моей: «нет ему спасения в Боге». «Как умножились враги мои!», выражение страха Давида пред возраставшим количеством его врагов. – «Говорят душе моей» – говорят о моей жизни, судьбе, сомневаются в возможности спасения для Давида, ввиду видимой его беззащитности и безвыходности положения. Пс.3:4 .  Но Ты, Господи, щит предо мною, слава моя, и Ты возносишь голову мою. Пс.3:5 .  Гласом моим взываю к Господу, и Он слышит меня со святой горы Своей. Предшествующая жизнь Давида, полная превратностей и многочисленных войн, наглядно убеждала его в том, что истинным его заступником, доставившим ему славу и победы, был и есть Бог , к Которому он обращается и в настоящем положении. Пс.3:6 .  Ложусь я, сплю и встаю, ибо Господь защищает меня. Пс.3:7 .  Не убоюсь тем народа, которые со всех сторон ополчились на меня. В том факте, что Давид, отовсюду окруженный врагами и с минуты на минуту ждавший своей гибели, однако ж «ложится, спит и встает» живым, он видит непосредственную божественную помощь, Его заступничество ( «ибо Господь защищает меня»), почему уже перестает бояться преследующих и отовсюду окруживших его врагов, и характер его молитвы к Богу изменяется, из скорбной переходит в торжественный гимн.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

СЛОВО 22. О COШECTBVI СВЯТОГО ДУХА НА СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ. В 1-м он сказал: «Ибо знает Господь путь праведных, и в законе Господа воля его, и закону Его он поучается день и ночь. И будет он как дерево, посаженное у источников вод, и не отпадёт его лист» ( Пс. 1:6, 2–3 ), то есть божественная вера, которую приняли язычники. В 18-м он сказал: «Всю землю обошла проповедь их, и до пределов вселенной слова их» ( Пс. 18:5 ). В 49-м он сказал: «Соберите Ему святых Его» ( Пс. 49:5 ). В 72-м он сказал: «Ибо они внезапно оказались одинокими» ( Пс. 72:19 ). В 93-м он сказал: «Блажен человек, которого Ты вразумишь, Господи, и наставишь в законе» ( Пс. 93:12 ). В 110-м он сказал: «В совете и в собрании праведных велики дела Господни – дать им наследие язычников» ( Пс. 110:1–2, 6 ). В 118-м он сказал: «Велик мир у любящих закон твой, и нет им преткновения» ( Пс. 118:165 ). В 138-м он сказал: «Мне очень дороги друзья твои, Боже, весьма надёжно их владычество» ( Пс. 138:17 ). СЛОВО кг. О ЗЫКЪ. Въ -мь рече: «да с осудть зыци предъ тобою, и поставиши законодавца надъ ними». Въ рече: «сего исповмь ти с въ зыцхъ, Господи». Въ 1207 рече: «въцарис Богъ надъ зыкы». Въ ми  рече: «слышите вси зыци, внушите вси живущи по вселенй – земнии же [и] сынове человчьсти, вкуп богатъ и богъ. Оуста же мо възглаголють премудрость, и сердца разумъ». Въ рече: «въстану рано, исповмъ ти с въ людехъ, Господи, и въспою теб въ зыцхъ». Въ ни рече: «вонми, пости всхъ зыкъ». Въ д рече: «възмтутьс зыци и ботьс». Въ рече: (л.201а) «въ всхъ зыцхъ тво. Възвеселтьс и възрадуютьс зыци!». Въ па 1208 рече: «ко ты наслдиши въ всхъ зыцхъ». Въ пе рече: «вси зыци, створи, придуть и поклонтьс предъ тобою, Господи». Въ че рече: «възвстите въ зыцхъ славу рцте въ зыцхъ: Господь воцарис, ибо исправи вселеную, же не Въ чз рече: «сказа Господь предъ зыкы кры правду свою». Въ ра рече: «И ботьс зыци имене Господн, и вси цари земьстии славы Въ рз рече: «въстану рано, исповмь ти с въ людехъ, Господи, и въспою тебе въ зыцхъ». Въ рече: «хвалите Господа, вси зыци, похвалите Въ рке: «тогда рькуть въ зыцхъ: възвеличилъ Господь створити съ нами».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/paleja-...

Пс.2:1 .  Зачем мятутся народы, и племена замышляют тщетное? Пс.2:2 .  Восстают цари земли, и князья совещаются вместе против Господа и против Помазанника Его. «Мятутся» – волнуются, «замышляют тщетное» – замышляют не осуществимое; «цари» – высшие правители государства, «князья» – военачальники. Под Помазанником Давид мог разуметь себя, так как он получил власть над народом еврейским от Бога через помазание его пророком Самуилом. Пс.2:3 .  «Расторгнем узы их, и свергнем с себя оковы их». «Расторгнуть узы» и «свергнуть оковы» выясняют цель восстания. Могущество Давида возросло до высокой степени. Чтобы положить конец его дальнейшему развитию, оставшиеся независимыми соседние языческие народы возбудили против Давида уже покоренные им племена и соединились с ними, чтобы общими силами сломить его распространявшуюся власть. Таким и было восстание аммонитян ( 2Цар. 10:6–13 ), которые возбудили против Давида и сирийцев ( 2Цар. 10:6 ), ранее уже покоренных Давидом ( 2Цар. 8:5–6 ). Пс.2:4 .  Живущий на небесах посмеется, Господь поругается им. Пс.2:5 .  Тогда скажет им во гневе Своем и яростью Своею приведет их в смятение: «Живущий на небесах» – по воле Господа и при непосредственно оказываемой Им помощи Давиду, это предприятие врагов вместо славы доставит им поругание и посмеяние, т. е. кончится неудачей, что действительно случилось и должно было случиться, так как враги вступали в борьбу с Богом, покровителем Давида, существом всемогущим. Пс.2:6 .  «Я помазал Царя Моего над Сионом, святою горою Моею» 1 Пс.2:7 .  воз­вещу определе­ние: Го­с­по­дь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя; Давид противополагает непоколебимую прочность своего престола неуспеху предприятия врагов; последние «самовольно» восстали на него, Давид же «помазан» Господом. Враги должны погибнуть, так как Давид получил такое обетование от Бога: «Ты Сын Мой: я ныне родил Тебя». В связи речи и применительно к историческому положению Давида в борьбе с сиро-аммонитянами это обетование может быть понимаемо, как ожидание Давидом помощи от Бога именно в данном случае, так как он сын Божий, т. е. находится под особенным Его покровительством, а естественно, что отец защищает сына, рожденного им (7).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Псалом 34 Псалом принадлежит Давиду и написан во время гонений от Саула. Так, напр., Давид говорит здесь о своей полной невинности пред Богом ( Пс.34:7, 12–15, 19, 20 ) и незаслуженности преследований; враги искали лишить его жизни ( Пс.34:4 ), строили против него козни ( Пс.34:7, 20 ). Подобным положение Давида было при Сауле. Господи! Выступи на мою защиту от врагов, замышляющих против меня зло (1–6). Пусть враги мои погибнут от посланного Тобою Ангела, а я всем существом моим буду восхвалять Тебя (7–10). За добро мое к ним и сочувствие они платят одним злом и лицемерием (11–16). Не дай восторжествовать надо мною одиноким моим врагам, злоумышляющим против меня (17–21). Ты видел мои незаслуженные страдания и радость врагов моим бедствиям; подвигнись на мою защиту и дай мне возможность всегда восхвалять Тебя (22–28). Пс.34:1 .  Вступись, Господи, в тяжбу с тяжущимися со мною, побори борющихся со мною; «Вступись, Господи, в тяжбу с тяжущимися со мною» – образ заимствован из человеческого суда, где каждой стороне предоставлялось право доказывать свою невинность фактами своей деятельности. Давид исповедует, что самый строгий суд не найдет в нем такой вины и не оправдает его врагов. Пс.34:2 .  возьми щит и латы и восстань на помощь мне; Пс.34:3 .  обнажи меч и прегради путь преследующим меня; скажи душе моей: «Я – спасение твое!» Образы Бога, выступившего на защиту Давида, заимствованы из порядка вооружения воина, идущего на битву. Пс.34:5 .  да будут они, как прах пред лицем ветра, и Ангел Господень да прогоняет их; Пс.34:6 .  да будет путь их темен и скользок, и Ангел Господень да преследует их, «Ангел Господень да прогоняет» и «преследует их» – указание одной стороны деятельности Ангела-хранителя: он изгоняет и преследует людей нечестивых, оберегая таким способом праведника от их нападений. – «Путь их темен и скользок» – их предприятия против праведника да будут неудачны, да встретят препятствия, подобно тому, как встречает их путешественник в темную ночь на скользком пути.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010