Псалом 94 Этот псалом в евр. Библии не имеет надписания, на что указано и в славянской Библии, причем добавление «хвала песни Давиду», как мы увидим, должно быть понимаемо в смысл: хвалебная песнь по образцу Давидовых. В псалме изображается необыкновенное народное ликование религиозного характера, выражавшееся в пении хвалебных и благодарственных гимнов Богу. Сущность и причина торжества заключалась в откровении Божественной воли всему народу (см. конец Пс.94:7 и Пс.94:8 ). Такой подъем в народе религиозного энтузиазма можем найти только во время Иосии, когда он восстановил истинное богопочтение и когда найденный первосвященником Хелкией автограф закона Моисеева был прочитан всенародно. Со временем Давида (как думают некоторые) содержание псалма не имеет связи: тогда, не было всенародного откровения воли Божией и такого общего, чисто религиозного ликования по этому поводу. Кто был писателем псалма, точно не известно, может быть сам Иосия. Весь псалом – хвалебно-благодарственная песнь Богу за откровение Его воли народу, причем последний приглашается автором к сердечному и постоянному следованию Его заповедям. Придите для славословия Господа, царя над всеми богами, творца земли, гор и морей (1–5). Будем молиться пред этим великим Господом, который есть Бог наш, а мы – овцы его паствы (6–7). Если бы нам сейчас послушать Его зова: «не оказывайте мне непослушания, как то было в пустыне, когда Я осудил вас на сорокалетнее странствование!» (8–11). Пс.94:1 .  Приидите, воспоем Господу, воскликнем [Богу], твердыне спасения нашего; Пс.94:2 .  предстанем лицу Его со славословием, в песнях воскликнем Ему, Полный религиозного воодушевления автор приглашает всех евреев торопиться исповедывать, восхвалять Бога гимнами в торжественном славословии. Пс.94:3 .  ибо Господь есть Бог великий и Царь великий над всеми богами. Пс.94:4 .  В Его руке глубины земли, и вершины гор – Его же; Пс.94:5 .  Его – море, и Он создал его, и сушу образовали руки Его. Пс.94:6 .  Приидите, поклонимся и припадем, преклоним колени пред лицем Господа, Творца нашего;

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

4 Кто не убоится Тебя, Господи, и не прославит имени Твоего? ибо Ты един свят. Все народы придут и поклонятся пред Тобою, ибо открылись суды Твои. Итак, сонм победителей зверя, мучеников за имя Христово, стоит на стеклянном небесном море. Они держат гусли, кифары Божьи, и поют победную песнь Моисея. Вспомним эту песнь из Исх.15 : Пою Господу, ибо Он высоко превознесся; коня и всадника его ввергнул в море. Господь крепость моя и слава моя, Он был мне спасением. Он Бог мой, и прославлю Его; Бог отца моего, и превознесу Его… Эту песню поют на каждой субботней службе. Эта песня составляет основу Шемы, иудейского символа веры . Мученики-победители поют песню, которую, как мы видели в Откр.14:3 , могли выучить только они. Эта песнь называется также «песнь Моисея, раба Божия, и песнь Агнца». Здесь мы имеем дело с так называемым типологическим истолкованием событий Ветхого Завета. Как Моисей был первым спасителем народа Израиля, так и Агнец, то есть Иисус Христос, явился новым Спасителем народа нового Израиля. Как Моисей вел народ по Чермному морю, так и Агнец ведет свой народ по небесному морю. Как там была одержана победа над фараоном египетским, так и здесь одержана победа над зверем-антихристом. Песнь построена по правилам библейского стихосложения как гимн хвалы единому и истинному Богу, подобный псалму. Она и составлена-то почти полностью из отдельных строчек псалмов Давида. «Велики и чудны дела Твои». – «Как велики дела Твои, Господи» ( Пс.91:6 ); «Велики дела Господни» ( Пс.110:2 ); «Он сотворил чудеса» ( Пс.97:1 ); «Дивны дела Твои» ( Пс.138:14 ). «Праведны и истинны пути Твои». – «Праведен Господь во всех путях Своих» ( Пс.144:17 ). «Кто не убоится Тебя, Господи, и не прославит имени Твоего?» – «Все народы, Тобою сотворенные, приидут и поклонятся пред Тобою, Господи, и прославят имя Твое» ( Пс.85:9 ). «Ты един свят». – «Нет столь святого, как Господь» ( 1Цар.2:2 ); «Да славят великое и страшное имя Твое: свято оно!» ( Пс.98:3 ); «Свято и страшно имя Его!» ( Пс.110:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

Псалом 141 По надписанию псалом в еврейской, греческой и латинской Библиях принадлежит Давиду и изображает то его состояние, которое он переживал в вертепе. Здесь разумеется пребывание Давида в Одолламской пещере. ( 1Цар. 22:1–2 ) во время гонений от Саула. Во время бедствий я взывал ко Господу и только в Нем искал защиты, так как около меня не было никакого защитника (1–4). Я взывал ко Господу: внемли моему воплю, избавь от притеснителей, и тогда праведные соберутся вокруг меня (5–7). Пс.141:2 .  излил пред Ним моление мое; печаль мою открыл Ему. «Излил... моление» – указывает на постоянную усиленную молитву Давида к Богу. Пс.141:3 .  Когда изнемогал во мне дух мой, Ты знал стезю мою. На пути, которым я ходил, они скрытно поставили сети для меня. Пс.141:4 .  Смотрю на правую сторону, и вижу, что никто не признаёт меня: не стало для меня убежища, никто не заботится о душе моей. Пс.141:5 .  Я воззвал к Тебе, Господи, я сказал: Ты прибежище мое и часть моя на земле живых. Пс.141:6 .  Внемли воплю моему, ибо я очень изнемог; избавь меня от гонителей моих, ибо они сильнее меня. «Изнемогал... дух» – когда я терял мужество, Ты, Господи, «знал стезю мою» – полюбил, одобрил мои действия, оказывал мне защиту и благоволение. – «Никто не признает меня» – не было никого из людей, кто бы был ко мне близок, от меня все сторонились. – «Не стало для меня убежища» – мне некуда было бежать, чтобы укрыться от врагов, почему я только в Тебе и ищу защиты. Пс.141:7 .  Выведи из темницы душу мою, чтобы мне славить имя Твое. Вокруг меня соберут­ся праведные, когда Ты явишь мне бла­го­деяние. «Выведи из темницы душу мою» – избавь меня от тяжелых бедствий, от стесненного положения, чтобы я мог славословить Тебя. Ко мне тогда (по миновании бедствий) присоединятся все праведники, которые ждут, наблюдают за ходом моей судьбы, чтобы, когда Ты «явишь мне благодеяние» – защитишь меня и воздашь должное моим врагам, присоединиться ко мне для Твоего восхваления. Псалмы 140 и 141 употребляются на вечерне. Как и в Пс.129 псалме здесь излагается молитва к Богу о спасении от бедствий, об исправлении молитвы наподобие «жертвы вечерней» ( Пс. 140:2 ) и об избавлении из всеми оставленного положения, беззащитного, каким бывает человек во время сна – (образ Ветхого Завета). Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т./Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009./Т. 3: Исторические книги. Учительные книги. - 960 с./Псалтирь. 190-536 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   Посему так же, как говорящий ложь оскверняет свои сердце и уста (потому что ложь прилежит неприятелю, ибо диавол — этоотец лжи (Ин. 8:44)), так и глаголющий истину освещается своими душой и телом и всеми членами, ибо истина — Христос. Наставляя непослушный народ, Захария говорит им: глаголите истину кийждо искреннему своему, истину и суд мирен судите (Зах. 8:16). И другой: Устне истинны исправляют свидетельство… хотящие же мира — возвеселятся (Притч. 12:19-20). Истину приобрети и не отступай от премудрости и научения, и истинного же уста исполнятся смехом (Иов. 8:21), то есть радостью. Давид: Господи, кто обитает в жилищи Твоем; или кто вселится во Святую гору Твою? (Пс. 14:1). И прибавляет: Ходяй непорочен и делаяй правду, глаголай истину в сердцы своем (Пс. 2:5), то есть от сердца. Ибо начало словес Твоих истина, и во век вся судьбы правды Твоея(Пс. 118:160). Ибо и дела рук Его истина и суд (Пс. 110:7); и: милость и истина предидет пред лицем Твоим (Пс. 88:15); и: наляцы, и успевай, и царствуй истины ради и кротости и правды (Пс. 44:5). Ибо во устех врагов [Col. 1629] моих несть истины, сердце их суетно, гроб отверст гортань их, языки своими льщаху. Суди им, Боже (Пс. 5:10-11). Говорит же и правдивый Иов: не солгах бо во словесех святых Бога моего (Иов. 6:10). И Приточник: Лучше нищ ходяй во истине, нежели богат ложь (Притч. 28:6); и: творити праведная и истинствовати угодна Богу паче, нежели жертв кровь (Притч. 21:3); Изнесу от устен правая, яко истине поучится гортань мой. Мерзки же предо мною устне лживыя (Притч. 8:6-7). Апостол же: Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу (Еф. 4:25), в нелицемерной любви, в слове истины (2 Кор. 6:6-7). Иоанн же говорит: Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе (1 Ин. 5:20), ибо глаголющий истину пребывает в Боге. «Посему следует, чтобы из уст человеческих исходила всякая истина, чтобы дух, который Бог поселил в этой плоти, истинным бы обрелся у всех людей, и так прославлялся бы Господь, обитающий во всех людях, что Господь истинен во всяком слове и нет никакой лжи у Него. Лживые же отвергают Господа и становятся обирателями Господа, не отдавая Ему залог, который приняли, ибо приняли дух нелживый. И если они его лживым вернут, то осквернят Божий залог и окажутся обирателями». Ибо хранящий истину может себе жизнь обеспечить, ибо он сохраняется истиной. Посему, очевидно, и по чину, честный отче Евстафие, вам преподнес я слово об истине. Ибо всегда во Христа облеченный, в Нем ты живешь и движешься (ср. Деян. 17:28) — и как истинный человек, и как неистовейший почитатель истины. [Теперь же я дерзну сказать, что это именно тебе объявил Рекший Фоме: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня (Ин. 14:6).] Ему же подобает слава с Отцом и Святым Духом во веки. Аминь.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2687...

852. Пс. 34:10. 853. Ин. 14:23. 854. Ин. 14:21. 855. Слово 58, по славянскому переводу. На эти слова преподобного Ефрема Сирина ссылается святой Иоанн Лествичник в «Лествице» своей: «Кто, прежде будущей славы, сподобился такого бесстрастия, какого сподобился святой Сириянин? Славный в пророках Давид говорит Господу: ослаби ми да почию (Пс. 38:14); Божий подвижник взывает: ослабь во мне волны благодати Твоей». Слово 29, гл. 8. В состояние, подобное описанному здесь, пришел юный инок Захария, которому дарована была за смирение его особенная, ощутительная благодать Святого Духа. См. «Достопамятные сказания» и Алфавитный патерик. Святой Иоанн Лествичник говорит: «Огнь, нисшедший в сердце, восстановляет молитву. Когда же она восстанет и вознесется на небо, тогда совершается сошествие огня в горницу души». Слово 27, гл. 45. О духовной теплоте см. в «Слове о Иисусовой молитве» (Аскетические опыты, том II). Эта теплота бывает иною в начале своем и иною в недостижимой полноте своей. 856. Служите Господу с веселием; идите пред лицо Его с восклицанием (Пс. 99:2). 857. Бога не видел никто никогда (Ин. 1:18). Слич. Мф. 5:8. 858. 1 Тим. 6:16. «Во свете живым неприступней», см. объяснение Иоанна Златоуста Аскетические опыты, т. 2, стр. 751. 859. …мрак под ногами Его. …Наклонил Он небеса и сошел… И воссел на Херувимов и полетел, и понесся на крыльях ветра. И мрак сделал покровом Своим… (Пс. 17:10–12). 860. Познайте, что Господь есть Бог, что Он сотворил нас, и мы — Его, Его народ и овцы паствы Его (Пс. 99:3). 861. Преподобный Марк Подвижник. О законе духовном, главы 13 и 14. 862. Входите во врата Его со славословием, во дворы Его — с хвалою. Славьте Его, благословляйте имя Его (Пс. 99:4). 863. …исполняйтесь Духом, назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу (Еф. 5:18–19). 864. Утренняя молитва по 12-ти Господи помилуй. 865. Пс. 18:10: Судьбы Господни истинны, оправданны вкупе [Суды Господни — истина, все праведны]. 866. Милость и истина сретятся, правда и мир облобызаются (Пс. 84:11).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1898...

   15. Ибо Бог Отец не бессловесен и не бездушен, мы считаем, что если Бог не является Отцом, то Он не премудр и чужд святости. Но Он имеет Слово всемогущее и живое, как свидетельствуют писания: «Слово Твоё», Господи, «утверждено на небесах»; «на веки», «в род и род» (Пс 118:89—90), и Духа Святого и живого, как свидетельствуют все писания. И мы знаем бесстрастного, мудрого и сильного Бога Отца, имеющего Премудрость воипостасную и силу — невещественного Сына Его и Слово собезначальное, «через Которого и веки сотворил» (Евр 1:2). Сей есть сияние славы Его, то есть, порождение сущности Его, и «образ ипостаси Его» (Евр 1:3), образ совечный и живой, Которым небеса утверждены. И веруем, что святой по естеству Сын, имеет источник освящения в Себе Самом силою собезначального Отцу Духа Святого, от Отца происходящего. Он же и ангелов освящает и всё творение содержит, ибо «Словом Господа утверждены небеса, как говорит Давид, а Духом уст Его — все воинство их» (Пс 32:6). И в книге Премудрости написано: «Боже отцов, сотворивший все Словом Твоим и Премудростию Твоею устроивший человека» (Прем.9:1—2). Иов же говорит: «Дух Господень создал меня, и дыхание Вседержителя» содержит меня (Иов 33:4). Ибо совместно сотворение и промышление Отца, Сына и Духа, как и единое божество Троих. И опять в книге Притчей написано: «Я — Премудрость обитающая, волей, помышлением и знанием Я призываюсь» (Притч 8:12) и «Мною царствуют цари и властители правят землёй» (Притч 8:16), «Она... приготовляет друзей Божиих и пророков» (Прем. 7:27) и ко [всему] этому говорит, что есть в Ней, конечно, Премудрости, Которая есть Сын, «Дух разумный Святый» (Прем.7:22), «сияние света вечного», разумеется [здесь] Отец, и «образ благости» Бога (Прем. 7:26). Видишь ли, что и Премудрость Божия, единородный Сын и Слово, есть живое сияние и ипостасный образ Бога, подобно же и Дух? Ибо Павел о Сыне говорит: «Сей есть сияние славы и образ ипостаси Его» (Евр 1:3), это же и в книге притч о Духе записано. Потому что Сын есть сияние вечного света — Отца, и Давид воспевает, говоря: «во свете Твоём узрим свет» (Пс 35:10), имеется в виду: в Духе Твоём — Сына. И снова о Сыне говорит: «всё Премудростию сотворил еси» (Пс 103:24) и: «Слово Твоё, Господи, утверждено на небесах; на веки», «в род и род» (Пс 118:89—90). И о Духе Святом: «пошлешь Дух Твой — созидаются, и Ты обновляешь лице земли» (Пс 103:30) и «дух правый обнови внутри меня и Духа Твоего Святаго не отними от меня» (Пс 50:12—13), «Дух Твой благий да ведет меня в землю правды» (Пс 142:10). И что же ещё более можно сказать? И Моисей и все пророки возвещают Слово и Дух Божий.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

    Стихиры на литии, гл. 2: «Просветивший Своим светом всю вселенную Ты, Благий, преобразился па высокой горе, показавши Своим ученикам силу Свою, что мир избавляешь от преступления. Поэтому взываем Тебе: Милосердный Господи, спаси наши души».     Слава и ныне, гл. 7: «Боговидец Моисей и Илия, неопально вознесшийся па огненной колеснице и конях на небо во время Твоего преображения, видя в облаке, свидетельствовали, что Ты, Христе, виновник закона и пророков и их исполнитель. С ними и нас удостой Твоего просвещения, Владыка, чтобы нам воспевать Тебя во веки».     Стихира на стиховне, гл. 1: «Тот, Кто в древности беседовал с Моисеем на горе Синае в кусте горящем, но не сгораемом, говоря: «Я есть Вечноживущий», ныне преобразившись на горе Фаворе пред учениками, показал им первоначальную красоту Своего лица, воспринявши на Себя человеческую природу, и, поставивши свидетелями такой благодати Моисея с Илиею, сделал их участниками радости, предвещающими славный конец через крестные страдания и спасительное воскресение».     Тропарь, гл. 7: «Преобразился на горе Ты, Христе Боже, показав славу Твою ученикам Твоим, насколько они могли ее видеть. Да воссияет и нам, грешным, свет Твой вечный, по молитвам Богородицы. Податель света, слава Тебе».     Величание: «Прославляем Тебя, Жизнеподатель Христе, и почитаем преславное преображение Пречистого Твоего Тела».     Стихи из псалмов: «Велик Господь и всехвален в городе Бога нашего на святой горе Его» (Пс. 47:2). «Смиренных возвышает Господь, а кротких поддерживает» (Пс. 146:6). «Кто взойдет на гору Гоподню или кто станет на святом месте Его?» (Пс. 23:3). «Господи, кто может пребывать в жилище Твоем, кто может обитать на Святой горе Твоей?» (Пс. 14:1). «Пошли свет Твой и истину Твою, да ведут они меня и приведут на святую гору Твою» (Пс. 42:3). «Вселенную и что наполняет ее Ты основал» (Пс. 88:12). «Фавор и Ермон о имени Твоем радуются» (Пс. 88:13). «Господи, будем ходить во свете лица Твоего и о имени Твоем радоваться весь день. И да будет благоволение Господа Бога нашего на нас от ныне и до века» (Пс.89:17).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   Кто, согрешая, не принимает наказания, тот всех беднейший (Беседа 6 к народу антиохийскому).    Казни, от Бога нам посылаемые, больше милосердию Его, чем гневу приписывать должно, поскольку Он, как заботливый Отец, все делает ради нашей пользы (Беседа 26 на Книгу Бытия, гл. 8).    Казнь, посылаемая грешникам от Бога в настоящем веке, облегчает вечную казнь в будущем веке (Беседа 26 на Книгу Бытия, гл. 7).    Бог посылает людям казнь за грехи гораздо более легкую, чем они заслуживают (Беседа на Книгу пророка Исайи, гл. 1).    Смотри об этом в рассуждении о любви к врагам, в рассуждении об узком и пространном пути, в рассуждении об искушении, в рассуждении о терпении. XXX. Терпение     «Претерпевший же до конца спасется» (Мф. 24:13).     «Терпением вашим спасайте души ваши» (Лк. 21:19).     «Братия, будьте долготерпеливы до пришествия Господня. Вот, земледелец ждет драгоценного плода от земли и для него терпит долго, пока получит дождь ранний и поздний» (Иак. 5:7).     «Не сетуйте, братия, друг на друга, чтобы не быть осужденными» (Иак. 5:9).     «В пример злострадания и долготерпения возьмите, братия мои, пророков, которые говорили именем Господним» (Иак. 5:10).     «От скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает» (Рим. 5:3—5).     «Терпение нужно вам, чтобы, исполнив волю Божию, получить обещанное» (Евр. 10:36).     «Терпение убогих не погибнет до конца» (Пс. 9:19).     «Уповающие же на Господа наследуют землю» (Пс. 36:9).     «Все уповающие на Тебя не постыдятся» (Пс. 24:2).     «Терпеливо уповал я на Господа, и Он внял мне и услышал молитву мою» (Пс. 39:2).     «Ради Тебя я потерпел поношение, стыд покрыл лицо мое» (Пс. 68:8).     «Покорись Господу и моли его. Не ревнуй преуспевающему в пути своем, человеку совершающему законопреступление» (Пс. 36:7).     «Уповай на Господа и храни путь Его , и вознесет тебя» (Пс. 36:34).     «И был, как человек не слышащий и не имеющий в устах своих обличения. Ибо на Тебя, Господи, я уповал; Ты услышишь, Господи, Боже мой» (Пс. 37:15—16).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4025...

Бог Ветхого Завета – это Бог Живой ( 1Цар. 17:26, 36 ; 4Цар. 19:16 ). Выражение «Жив Господь Бог» ( 3Цар. 17:1,12, 18:10, 15 и др.) было одной из наиболее распространенных форм упоминания о Боге в клятве или приветствии: упоминая Бога, человек как бы приводил Его в свидетели истинности своих слов. Сам Господь, обращаясь к народу израильскому, говорит: «Живу Я» ( Иез. 5:11 ). Бог всегда жив и активен, Он «не дремлет и не спит» ( Пс. 120:4 ), «не утомляется и не изнемогает» ( Ис 40,28 ). Его живое присутствие ощущается всем народом израильским и каждым членом этого народа. На Его присутствие откликается природа: перед лицом Бога «море... побежало, Иордан обратился назад, горы прыгали, как овны, и холмы, как агнцы» ( Пс. 113:3–4 ). Ветхозаветный Бог – это Бог «Святый» ( Ис. 57:15 ), имя Его «свято и страшно» ( Пс. 110:9, 98:3 ). Перед Святым Богом не могут стоять другие народы (см.: 1Цар. 6:20 ), а народ израильский предстоит святости Божией со страхом и трепетом. Между Богом и народом израильским заключен Завет, скрепленный святостью Бога. Поэтому народ называет Бога «Святый Израилев» ( Пс. 70:22 ; Ис. 5:24 ), а Бог, обращаясь к народу, называет Себя «среди тебя Святый» ( Ос. 11:9 ). Ветхозаветный Бог – это «Судия всей земли» ( Быт. 18:25 ); «Он будет судиться со всякой плотью, нечестивых Он предаст мечу» ( Иер. 25:31 ). «Бог – судия праведный... всякий день строго взыскивающий» ( Пс. 7:12 ); Он восседает на Престоле и производит суд (см.: Пс. 9:5 ); Он «одного унижает, а другого возносит» ( Пс. 74:8 ); Он воздает «возмездие гордым» ( Пс. 93:2 ). Справедливость Бога выражается в том, что Он щедро награждает за праведность и сурово карает за грехи. Яхве – «Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий правду и являющий милость в тысячи родов, прощающий вину и преступление и грех , но не оставляющий без наказания, наказывающий вину отцов в детях и детях детей до третьего и четвертого рода» ( Исх. 34:6–7 ). Бог Ветхого Завета – это Бог Единый и единственный: «Прежде Меня не было Бога и после Меня не будет. Я, Я Господь, и нет Спасителя, кроме Меня» ( Ис. 43:10–11 ). Бог – «ревнитель» ( Исх. 34:11, 20:5 ), не позволяющий поклоняться другим богам, воспринимающий народ израильский как Свою невесту (см.: Ис. 54:5 ; Иер. 2:2 ) и всякое уклонение Израиля в идолопоклонство как измену и блудодеяние ( Исх. 34:15–17 ; Ис. 1:21 ; Иез. 16:1–43 ). Настанет время, говорит Бог в книге пророка Осии, когда народ израильский отвергнет поклонение ложным богам и будет соблюдать верность Яхве, как жена мужу:

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Бог – Промыслитель мира Общий Промысл Божий о мире «Отец Мой доныне делает, и Я делаю» ( Иоан. 5:17 ). В этих словах Господа Иисуса Христа содержится истина постоянного промышления Божия о мире. Хотя Бог «почил в день седьмой от дел Своих» ( Быт. 2:2–3 ), однако не предоставил мир самому себе. Бог дает «всему жизнь и дыхание и все, – ибо мы Им живем и движемся и существуем» ( Деян. 17:25, 28 ). Сила Божия держит бытие мира и участвует во всех действиях сил сотворенных. Постоянство так называемых «законов природы» есть действие живой воли Божией, сами по себе они были бы бессильны и бездейственны. Все объято в мире Промыслом Божиим. Бог промышляет не только о великом и громадном, но и о малом, и, по-видимому, ничтожном, не только о небе и земле, ангеле и человеке, но и о малейших созданиях, птицах, травах, цветах, деревьях. Все Священное Писание наполнено мыслями о неусыпной промыслительной деятельности Божией. Божиим изволением стоит все необъятное пространство мира. Бог небо и землю наполняет (Иерем. 23:24). «Скроешь лице Твое " - и все придет в смятение ( Пс. 103:29 ). Промыслом Божиим живет растительный мир. Бог «покрывает небо облаками, приготовляет для земли дождь, произращает на горах траву (и злак на пользу человеку)» ( Пс. 146:8 ). Он не оставляет без Своей заботы полевых лилий, наделяя их и другие цветы изумляющей нас красотой ( Матф. 6:29 ). Промысл Божий распространяется на весь животный мир. «Очи всех уповают на Тебя, и Ты даешь им пищу их в свое время; открываешь руку Твою и насыщаешь все живущее по благоволению» ( Пс. 144: 15–16 ). Не оставляет Бог без Своего попечения и маленькой птички: «ни одна из них не упадет на землю без воли Отца Небесного» ( Матф. 10:29 ). Человек наиболее составляет предмет Божия Отеческого промышления на земле. Бог знает помышления каждого ( Пс. 138:2 ), чувствования ( Пс. 7:10 ), и даже вздохи (пс. 77:11), подает потребное всем, прежде чем у Него попросить о том ( Матф.6:32 ), и приклоняет ухо Свое к молитве просящего ( Пс. 85:1 ), исполняя просимое, если только оно проистекает из искренней и живой веры ( Матф. 17:20 ) и если согласно с благом просящего, заключающемся в искании Царствия Божия ( Матф. 6:33 ). Он направляет шаги человека, не знающего своего пути ( Притч. 20:24 ), он делает нищим и обогащает, унижает и возвышает, причиняет раны и Сам обвязывает их, поражает и врачует ( Иов.5:18 ). Любя праведных, Он щадит и грешных, «не до конца гневается, и не вовек негодует» ( Пс.102:8–9 ), но долготерпит, чтобы посредством Своей Благости привести их к покаянию ( Рим. 2:4 ). – Эта всеобъемлющая непрестанная деятельность Божия в мире выражена в Символе веры именованием Бога Отца «Вседержителем.»

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010