Близ места, где взяли Христа, спал один юноша (как думают, Марк, сын Марии, которой по преданию, принадлежал сад). Шум разбудил его. Он вышел, завернувшись в простыню, которою покрывался, и следовал за Господом. Воины заподозрили его и схватили; он едва мог спастись, оставив в руках их свое покрывало. § 88. Суд над Иисусом Христом у Первосвященника Анана или Анны (Ин.18, 13 19–24) «Зачем мятутся народы, и племена замы шля ют тщетное?» «Восстают цари земли, и князья совещаются вместе против Господа и против помазанника Его» ( Пс. 2, 1–2 ). По взятии Господа, воины повели Его не прямой дорогой, а дальним обходом (вдоль потока Кедрона), и привели к первосвященнику Анану. Этот первосвященник давно уже (около 20-ти лет) был отставлен от своей должности, но в это время жил в Иерусалиме и пользовался почетом, благодаря тому, что должность первосвященника занимал зять его Киафа, близкий к римским властям. Господа привели к нему или потому, как думают, что Анан был президентом синедриона, или для того, чтобы успеть собрать в доме Киафы надлежащее число членов судилища и подыскать лжесвидетелей. Анан придал такой видь делу, как будто Иисус Христос был главою каких-либо тайных заговорщиков с опасною целью, и спросил Его: велико-ли число Его учеников и в чем состоит Его учение. Господь отвечал ему: „Я говорил явно миру; Я учил в синагоге и храме, где всегда иудеи сходятся, и тайно не говорил ничего. Что спрашиваешь Меня? спроси слышавших, что Я говорил им; вот они (слуги архиерейские) знают, что Я говорил“ 79 . Этот ответ одному из слуг Анана показался оскорбительным для его господина, и он осмелился ударить Иисуса Христа по щеке, сказав: „как, то ты отвечаешь первосвященнику?“ Господь с кротостью и достоинством ответил ему: „если Я сказал худо, покажи, что худо; если же сказал хорошо, за что Меня бьешь?“ Анан не нашел ничего возразить на слова Господа и отослал Его связанным к первосвященнику Каиафе. § 89. Суд иудейского синедриона над Господом в доме первосвященника Каиафы. (Мф. 27, 56, 59–68: Марк. 14, 53, 55–65; Лук. 22, 54, 63–71; Ин.18, 24).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/s...

Будучи первопричиной всех и вся, Он требует прославления Себя. Поэтому в очень многих местах Священного Писания Он называется «Богом славы» ( Деян.7:2 ). Выше я уже говорил, что Бог желает славы Себе, поскольку, если вы будете воздавать славу Богу, первопричине ваших успехов как мастеров и учителей, то слава, воздаяемая Ему, возвращается от Бога к вам, причем в гораздо большей степени, чем вы получили бы сами, если бы удержали ее для себя, а не отдали Ему. Именно это обещает Бог Самуилу: «Я прославлю прославляющих Меня» ( 1Цар.2:30 ). Итак, провозглашайте вместе с Давидом: «Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу» ( Пс.113:9 ). И славьте вместе с премудрым Зоровавелем: «От Тебя мудрость, и Твоя слава, а я Твой раб» ( 2Езд.4:59 ). Ремесленникам не следует завидовать друг другу И последнее. Остерегайтесь, братья, завидовать другим мастерам, поскольку сходство природы и ремесла, как в любом деле, естественным образом объединяет похожих людей и побуждает их любить друг друга и взаимно радоваться удачам и преуспеванию друг друга. Как говорит Сирах, «всякое животное любит подобное себе, и всякий человек – ближнего своего. Всякая плоть соединяется по роду своему, и человек прилепляется к подобному себе» ( Сир.13:19–20 ). И продолжает: «Птицы слетаются к подобным себе» ( Сир. 27:9 ). А общей для всех философов аксиомой является изречение: сходство порождает дружбу 113 . И хотя сходство – причина любви и горячего стремления людей друг к другу, тем не менее завистник и ненавистник добра дьявол извращает эти понятия и не перестает такое сходство делать причиной ненависти, раздора и зависти, подвигая земледельца завидовать земледельцу, портного портному, горшечника – горшечнику, столяра – столяру, художника – художнику и так далее. Собратья по ремеслу и цеху завидуют друг другу. Как сказал поэт Гесиод: «Зависть питает гончар к гончару и к плотнику плотник, нищему нищий, певцу же певец соревнует усердно» 114 . Эта зависть имеет обыкновение развиваться у тех собратьев по ремеслу, из которых одни неуспешные и негодные, а другие успешнее и лучше их.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

До появления Иисуса появится Имам Махди, предводитель всех мусульман. Он будет находиться в мечети, когда туда войдёт Иисус. Они узнают друг друга и будут вместе молиться. Этот день ознаменует объединение войска мусульман и христиан в битве против дьявола, против антихриста. Поэтому нет ничего сверхъестественного в том, что я говорю, что мы – войско Иисуса. Мы воюем против сатанистов. И победа, которую мы сегодня одерживаем – это победа над темными силами». Просто невероятно: немного найдётся среди православных, кто с такою ясностью видит реальную апокалиптическую картину сегодняшнего дня. Так вот, как представляется, в самом этом народе, после того как Ахматом Кадыровым было положено отторжение от чеченского общества «плевел» – шайтанов, как называет их его сын Рамзан Кадыров, – всё четче проступают черты коллективного Имама Махди. К слову через пророков Всевышний называет племена, колена Израиля (другие народы) так, как будто бы это единый человек: смотрите, например, благословение Моисея коленам Израиля. Или вот здесь: «Мой Манассия, Ефрем крепость главы Моей, Иуда скипетр Мой» (Пс. 59:9); « И прекратится зависть Ефрема, и враждующие против Иуды будут истреблены. Ефрем не будет завидовать Иуде, и Иуда не будет притеснять Ефрема» (Ис. 11:13). Согласно православной эсхатологии, в конце времён явятся святые Енох и Илия, чтобы противостоять антихристу. Енох выступает как глава ветхозаветных праведников, предводитель «ветхозаветных сил». В Исламе же, по крайней мере, в его значительной части, ожидают явления Имама Махди. Представляется, что Енох и Имам Махди – это одна и та же эсхатологическая фигура. На взгляд автора, нохчи (вайнахи) в части своей «пшеницы» и есть этот ожидаемый Имам Махди, он же глава ветхозаветных праведников Енох. Человек, глубоко увязший в «кладовке мнений», даже неважно – книжник это или начётчик, услышав о таком «естественном ходе истории», как правило, сразу же восклицает: «С Неба сойдёт Енох, с Неба!». Однако для такого, так скажем, «театрального представления» этого события есть непреодолимое препятствие в виде грозного предупреждения Иисуса Христа: «Тогда некоторые из книжников и фарисеев сказали: Учитель! хотелось бы нам видеть от Тебя знамение.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/09/29/es...

Ибо у Отца и Сына одно и то же Естество и один и тот же образ бытия. Посему Я знаю Отца, ибо соблюдаю неизменный образ Существа Его. Такой оборот речи у Писания в обычае. Например, по-славянски говорится: «даждь нам помощь от скорби, и суетно спасение человеческо» (Пс. 59, 13). Здесь частица «и» употреблена вместо «ибо», и речь имеет такой смысл: дай нам помощь, ибо спасение от человека ненадежно. Так и в сих словах: Я знаю Его, и соблюдаю слово Его — частица «и» поставлена вместо «ибо». Ибо, говорит, Я соблюдаю слово Его. Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой, и увидел, и возрадовался. На это сказали Ему Иудеи: Тебе нет еще пятидесяти лет, — и Ты видел Авраама? Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я семь. Тогда взяли каменья, чтобы бросить на Него; но Иисус скрылся и вышел из храма, прошед посреди них и пошел далее. Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой, и увидел, и возрадовался. На это сказали Ему Иудеи: Тебе нет еще пятидесяти лет, — и Ты видел Авраама? Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я семь. Тогда взяли каменья, чтобы бросить на Него; но Иисус скрылся и вышел из храма, прошед посреди них и пошел далее. Здесь утверждает, что Он больше Авраама. Выше они говорили Ему: неужели Ты больше отца нашего Авраама? Здесь Он отвечает: да, Я больше. Он рад был увидеть день Мой, то есть считал его приятным, вожделенным и радостотворным, как день весьма благотворный и как день не малого кого-нибудь, не обыкновенного человека, но Большого. «Днем» называет Крест, ибо его прообразовал Авраам в принесении Исаака и в заклании овна. Как тот нес дрова, так Господь нес крест, и как Исаак был оставлен, а заколот овен, так Он, как Бог, пребыл вне страдания, а пострадал Человечеством и плотию. Провидя сей день Креста, как день всемирного спасения, Авраам возрадовался. Показывает и то, что Он добровольно идет на страдания, так как хвалит того, кто радовался о Кресте: ибо чрез него спасение вселенной. — Иные под «днем» разумеют все время явления Христа во плоти, которое провидя, Авраам возрадовался, что от него и его потомства произойдет Спаситель.

http://predanie.ru/book/68866-tolkovaniy...

Им справедливо сказал бы Пророк Исаия: уповают на суетная, и глаголют ложная, яко зачинают труд, и раждают беззаконие. Яица аспидска разбиша, и постав паучинный ткут, и хотяй от яиц их ясти, разбив запорток обрете, и в нем василиска. Постав их не будет в ризу, и не одеждутся от дел своих (Ис.59:4-6). Ибо не стыдятся ругаться над страданием Спасителя нашего Бога, Которым спасено все словесное естество; напротив того пустословием своим совращают веру некоторых, не взирая на гнев самого Господа, Который ясно выражает сие в притчах, и говорит: горе вам книжницы и фарисее лицемери, яко затворяете царствие Божие пред человеки. Вы бо не входите, ни желающих внити оставляете внити (Мф.23:13). Пророк, хотя и велик был, однако же человек, а потому сказал: обаче Бог избавит душу мою из руки адовы, егда приемлет мя (Пс.48:16). Единородный же Сын Божий, показывая полномочие Божества Своего, сказал: сего ради Мя Отец любит, яка Аз душу Мою полагаю, да паки прииму ю. Никтоже возмет ю от Мене, но Аз полагаю ю о Себе. Область имам положити ю, и область имам паки прияти ю (Ин.10:17.18). Ибо, прияв на Себя единосущное с нашим тело, дарует человекам победу. Не говорим, что плоть Слова снишла с неба, что спасение наше совершено в призраке и мечтательно. Да не будет сего! Но утверждаем, что Слово подлинно в действительности воплотилось от семени Давидова, согласно с Писаниями, как и Архангел Гавриил благовествовал Святой Деве и Богородице Марии, сказав: Радуйся Благодатная: Господь с Тобою. Она же смутися о словеси, и помышляше, каково будет целование сие. И рече Ангел Ей: не бойся Мариам: обрела бо еси благодать у Бога. И се зачнеши во чреве, и родиши Сына, и наречеши имя Ему Иисус. Сей будет Велий, и Сын Вышняго наречется: и даст Ему Господь Бог престол Давида отца Его, и воцарится в дому Иаковли во веки, и царствию Его не будет конца (Лк.1:29-33). Говорил же сие Архангел, давая тем разуметь, что Господь наш для спасения человеков соделается сыном Давидовым по плоти. Ибо писание говорит: не оскудеет князь от Иуды, и вождь от чресл его, дондеже приидут отложенная ему: и Той чаяние языков (Быт.49:10).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/756/...

Имя Божие свято и почитаемо. Не всегда бывает так в жизни. Но пророк Исаия видит, что во времена, когда блуждающие духом и непокорные язычники увидят в славе Божий народ, то они свято будут чтить имя Моё и свято чтить Святаго Иаковлева, и благоговеть пред Богом Израилевым ( Ис. 29:23 )! Эти времена наступили с пришествием Христа-Мессии. Да святится имя Твое – ежедневно молятся ныне все народы. Имя Божие страшно. Потому и угрожает чрез Моисея Бог: Если... не будешь бояться сего славного и страшного имени Ягве, Бога твоего, то Ягве поразит тебя и потомство твое необычайными язвами ( Втор. 28:58–59 ). Священно и страшно имя Бога Всевышнего! Имя Божие вечно. Вот и восклицает Давид: Ягве! Имя Твое вовек ( Пс. 134:13 )! Вечно имя Его, как вечен Он Сам! И, наконец, ради имени Своего действует Ягве Бог на благо Своему народу Израилю. Это понимали сами израильтяне. Так, после тяжкого поражения под Гайем, Иисус Навин, не зная причины происшедшего, разодрал одежды свои на себе, пал лицом на землю пред ковчегом завета и стонал пред Богом: Хананеи и все жители земли услышат о происшедшем поражении израильтян, и окружат нас, и истребят имя наше с земли. И что сделаешь (тогда) имени Твоему великому ( Нав 7:9 )? Воодушевленные хананеи истребят имя израильтян с земли обетованной, и что тогда будет с именем Ягве Бога? Ведь эти имена неотделимы. Не будет имени израильтян на той земле, не будет там и имени Бога Израилева. И вот, надеясь, что Ягве не попустит быть истребленным имени Своему, Иисус Навин надеется, что ради этого Он не попустит быть истребленным и им. Навин понимает, что все чудное происходит с израильтянами только ради имени Божия. И как бы немного хитрит – что сделаешь Ты тогда имени Своему великому без нас? А потому не оставь нас на посрамление хананеям-язычникам. Так имя Божие являет миру любовь Ягве Бога, Его славу, святость, страх, вечность. Ради этого имени действует Бог в мире. Имя Божие как присутствие Бога в мире Бог не живет в храмах рукотворенных, Он не имеет Своего земного вместилища. Великий Соломон при освящении Иерусалимского храма молится: ... Поистине, Богу ли жить на земле? Небо и небо небес не вмещают Тебя, тем менее сей храм, который я построил ( 3Цар. 8:27 ). И апостол Павел в Афинах в своей речи на ареопаге сказал: Бог, сотворивший мир и всё, что в нем, Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворенных храмах живет... ( Деян. 17:24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Итак, слово Божие, изреченное с любовью Единым Премудрым Богом (ср. Иуд.1:25 ), и нам надлежит выслушивать (или читать) с любовью. Непреходящие (ср. Мф.24:35 ) глаголы вечной жизни, произнесенные Богом, – Его «вечное Евангелие, чтобы благовествовать живущим на земле и всякому племени и колену, и языку и народу» ( Отк.14:6 ), – будучи «богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления и праведности», – может и нас умудрить «во спасение верою во Христа Иисуса» ( 2Тим.3:15 ). Глубочайшие истины бытия и жизни, веры и нравственности, важнейшие проблемы философии с любовью изливаются из уст Спасителя в таких простых словах, которые могут быть поняты всеми, желающими их понять, чтобы принять обращенную к ним любовь Божественную. Что же говорит Господь, чтобы нам, слушая Его слово, освящаться им, питаться им и, следовательно, жить во всей полноте жизни и спасаться? 3. Питаться духовно – исполнять слово Божие «Освящайтесь и будьте святы, ибо... свят Я Господъ, Бог ваш» ( Лев.11:44, 19:2 ). Истинная святость – существенное свойство Бога. «Свят Господь, Бог наш», по существу Своему ( Пс.98:9 ). Ибо только Бог – «един свят» ( Отк.15:4 ). Однако по благоволению Божию освящение сообщается и святость придается тому, кто приближается к Богу или соединяется с Ним. От Бога исходит всякая святость. Степень освящения и святости предметов и лиц – различна; их освященность и святость зависит от степени связи, соединяющей их с Богом, и, конечно, всегда оказывается производной от единственного Источника освящения и святости – Бога. 13 «Полнота Богообщения или облагодатствования есть святость» (31, 59). «Воля Божия есть освящение ваше», – читаем у ап. Павла. «Ибо призвал нас Бог не к нечистоте, но к святости» ( 1Фес.4:3, 7 ). Спаситель молится Отцу Своему Небесному о последователях Своих: «Освяти их истиною Твоею; слово Твое есть истина» ( Ин.17:17 ). И Он же говорит тем, которые, считая себя верующими, не живут по-Божьи: «Что вы зовете Меня: «Господи! Господи!» – и не делаете того, что Я говорю?» ( Лк.6:46 ). «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» ( Мф.7:21 ). Воля Божия есть, в сущности, Его собственное сокровенное желание, которое для живущих в мире становится известным через Самооткровение Бога – через Его слово.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail-Truhano...

Мученичество святых Климента, еп. Анкирского, и Агафангела. Миниатюра из Имп. минология на январь. 2-я четв. XI в. (Cod. Walters. 521. Fol. 207v) Мученичество святых Климента, еп. Анкирского, и Агафангела. Миниатюра из Имп. минология на январь. 2-я четв. XI в. (Cod. Walters. 521. Fol. 207v) Мученичество святых К. и Агафангела, как наиболее яркий пример страданий ради Христа и упования в немощи на Бога, стало одной из тем иллюстраций Псалтири. Так, в Лондонской (Феодоровской) Псалтири (Lond. Brit. Lib. Add. 19352. Fol. 163r, К-поль, 1066) маргинальная миниатюра с изображением К. и мч. Агафангела отнесена к тексту Пс 118 (92-95): «Если бы не закон Твой был утешением моим, погиб бы я в бедствии моем. Вовек не забуду повелений Твоих, ибо ими Ты оживляешь меня. Твой я, спаси меня; ибо я взыскал повелений Твоих. Нечестивые подстерегают меня, чтобы погубить; а я углубляюсь в откровения Твои». Имена мучеников подписаны киноварью. Они изображены в 3/4-м повороте, руки протянуты в молении, головы обращены вверх к благословляющей их из небесного сегмента деснице Спасителя. К. облачен в красно-коричневую с золотой разделкой фелонь, у него недлинная клиновидная борода и короткие гладкие седые волосы. Подобно Лондонской Псалтири проиллюстрирован 59-й псалом в Киевской Псалтири (РНБ. ОЛДП. F. 6. Л. 806, 1397), где фигуры святых расположены на полях возле строф 13-14: «Подай нам помощь в тесноте, ибо защита человеческа суетна. С Богом мы окажем силу, Он низложит врагов наших». К. изображен с едва проявившейся проседью в темных волосах, с густой клиновидной бородой, облачен в охристо-золотистую фелонь. Предположительно К. представлен на созданном в К-поле Арбавильском триптихе (резные пластины из слоновой кости, кон. X - сер. XI в., Лувр, Париж), где помещен рядом со свт. Иоанном Златоустом на внешней стороне правой створки в верхнем ряду. Образ К. входит в обширную программу шитых изображений Большого саккоса митр. Фотия (10-е гг. XV в., Византия, ГММК), он представлен в числе др. святителей на оборотной стороне левого рукава (2-й ряд сверху), в паре со свт. Анфимом Никомидийским. Частица мощей К., закрытая металлической пластиной с гравированным изображением святого, включена в состав Кийского креста-мощевика (1656, ц. прп. Сергия Радонежского в Крапивниках, Москва).

http://pravenc.ru/text/1841335.html

Но сказать они не могут. Отсюда очевидно, что как все прочее, так и все затмения происходят по повелению Творца. " Скоро услышь меня, Господи, дух мой исчез, не отвращай лица Твоего от меня, (а иначе) я уподоблюсь сходящим в могилу " (ст. 7). Что говоришь ты? Побуж­даешь врача спешить к уврачеванию тебя? Нет; но стражду­щие души, равно как и больные люди, обыкновенно призы­вают врачей, хотя еще не пришло время, и требуют скорее доставить исцеление. Так и он просит и присовокупляет причину: " дух мой исчез " . Бог может и из мертвых воскре­сить, а тем более избавить прежде смерти; но, как я сказал, здесь обнаруживается слабость природы. Псалмопевец знал, что для Бога все легко, но не мог переносить удара бедствий. " Не отвращай лица Твоего от меня, (а иначе) я уподоблюсь сходящим в могилу " . Другой (неизвестный переводчик, см. Ориг. Экз.): не скрой лица твоего от меня (μη κρψης). А от­чего бывает это отвращение? Сам Бог говорит чрез Исаию: " рука Господа не сократилась на то, чтобы спасать, грехи ваши отвращают лице Его от вас " (Ис.59:1–2). Итак, когда мы сделаем что-ни­будь греховное, то Он отвращается от нас. " Чистым очам Твоим " , го­ворить пророк, " не свойственно глядеть на злодеяния, и смотреть на притеснение Ты не можешь " (Авв.1:13). Потому Он отвращается и от людей надменных: " на кого Я призрю " , говорит, " на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим " (Ис.44:2)? Итак, будем приобретать эту добродетель, чтобы обратить к себе лицо Его, чтобы нам не впасть в бездну зла среди великой тьмы. Можно и упавши восстать; и потому падающие не должны оставаться лежащими. Грех по свойству своему есть ров, содержащий в себе свирепых зверей и исполненный мрака. Поэтому спустим туда цепь Писаний, приложим старание, и мы скоро восста­нем, если упали. Но как мы можем начать путь? Если, упавши, не будем беспечными и не станем отчаиваться, но будем воспевать пророческие слова: " разве, упав, не встают " (Иер.8:4); и еще: " если голос Его услышите, не ожесточайте сердец ваших " (Пс.94:7,8), и препоясав себя такими мыслями, выйдем вон.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1071...

Но сказать они не могут. Отсюда очевидно, что как все прочее, так и все затмения происходят по повелению Творца. « Скоро услышь меня, Господи, дух мой исчез, не отвращай лица Твоего от меня, (а иначе) я уподоблюсь сходящим в могилу » (ст. 7). Что говоришь ты? Побуждаешь врача спешить к уврачеванию тебя? Нет; но страждущие души, равно как и больные люди, обыкновенно призывают врачей, хотя еще не пришло время, и требуют скорее доставить исцеление. Так и он просит и присовокупляет причину: « дух мой исчез ». Бог может и из мертвых воскресить, а тем более избавить прежде смерти; но, как я сказал, здесь обнаруживается слабость природы. Псалмопевец знал, что для Бога все легко, но не мог переносить удара бедствий. « Не отвращай лица Твоего от меня, (а иначе) я уподоблюсь сходящим в могилу ». Другой (неизвестный переводчик, см. Ориг. Экз.): не скрой лица твоего от меня (μη κρψης). А отчего бывает это отвращение? Сам Бог говорит чрез Исаию: « рука Господа не сократилась на то, чтобы спасать, грехи ваши отвращают лице Его от вас » (Ис. 59:1–2). Итак, когда мы сделаем что–нибудь греховное, то Он отвращается от нас. « Чистым очам Твоим », говорить пророк, « не свойственно глядеть на злодеяния, и смотреть на притеснение Ты не можешь » (Авв. 1:13). Потому Он отвращается и от людей надменных: « на кого Я призрю », говорит, « на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим » (Ис. 44:2)? Итак, будем приобретать эту добродетель, чтобы обратить к себе лицо Его, чтобы нам не впасть в бездну зла среди великой тьмы. Можно и упавши восстать; и потому падающие не должны оставаться лежащими. Грех по свойству своему есть ров, содержащий в себе свирепых зверей и исполненный мрака. Поэтому спустим туда цепь Писаний, приложим старание, и мы скоро восстанем, если упали. Но как мы можем начать путь? Если, упавши, не будем беспечными и не станем отчаиваться, но будем воспевать пророческие слова: « разве, упав, не встают» (Иер. 8:4); и еще: « если голос Его услышите, не ожесточайте сердец ваших » (Пс.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010