4. Да исцелит Господь слепых и страдающих глазными болезнями: Пс. 122 5. Да исцелит Господь глаза, уязвленные злодеем: Пс. 5 6. Немым, да даст им Господь дар речи: Пс. 58 7. Страдающим болезнями сердца или почек: Пс. 44 8 . Страдающим болезнями печени: Пс.12 9. При зубной боли: Пс. 37 10. Да излечится страдающая выкидышами: Пс. 67 11. Об исцелении избитых злыми людьми и пострадавших в драке: Пс. 146 12. О людях, тяжело раненых от преступников: Пс. 36 13. О прекращении кровотечения: Пс. 145 14. Да защитит Господь людей от змей, чтобы те не жалили: Пс. 123 15. Когда человек укушен бешеной собакой или другими животными: Пс. 63 О помощи в различных житейских нуждах 1. Чтобы Бог просветил начальников, да найдут люди понимание в своих просьбах: Пс. 137 2. Да просветит Господь грядущих на собрания и советы: Пс. 2 3. Чтобы Господь благословил честную торговлю: Пс. 64 4. Чтобы примириться работнику и хозяину, когда работник уходит обиженный хозяином, и да найти ему работу: Пс. 46 5. Об оставленных людях, чтобы обрели приют: Пс. 70 6. Да не оставит Господь бедных в нужде и горе, впавших в отчаяние от бедности: Пс. 80 7. Тем, чей труд сопряжен с опасностями: Пс. 48 8. Тем, кому трудно работать от лени или от страха: Пс. 60 9. Чтобы Бог сохранил имущество, животных и продукты производства: Пс. 83 10. Чтобы Бог дал изобилие посевов и плодов, когда погода неблагоприятная: Пс. 30 11. О нахождении потерянных ключей: Пс. 15 12. Чтобы открыть дверь, когда потеряны ключи: Пс. 23 В защиту от напастей и вражды людской 1. Стоящим на пороге смерти, кода терзают их бесы. Или когда неприятель вторгается со зловещими намерениями: Пс. 33 2. От душевнобольных людей, мучимых злобой и нападающих на ближних: Пс. 11 3. Да запретит Господь злодеям, замыслившим убийство: Пс. 82 4. Чтобы Бог усмирил жестокого начальника, издевающегося над ближними: Пс. 140 5. Жестокосердным супругам, которые препираются и разводятся (когда жестокосердный муж или жена терзают супругу или супруга): Пс. 10 9. Об освобождении пленных:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Пс.57:12             И скажет человек: подлинно [это] плод праведнику,                         подлинно есть Бог, судящий на земле. Всякий «человек» (настанет срок) сможет сказать то, что непреложно знает «праведник». Это будет время Суда. Содержание Псалма 58 (57) во многом то же, что в предыдущем 57 Псалме. Пс.58:3             Избавь меня от делающих беззаконие                         и от мужей кровей спаси меня. По смыслу: да будет скорее воля Твоя – то, что по сердцу Твоему; потому что Бог «ненавидит всех делающих беззаконие ( Пс.5:6 ) и «мужа кровей гнушается Господь» ( Пс.5:7 ). Пс.58:4             Ибо вот, подстерегают душу мою,                         собираются на меня крепкие,                         не [за] преступление мое, не [за] грех 332 мой, Господи. «Подстерегают» – как лев в засаде ( Пс.10:9 /9:30). Пс.58:5             Без вины [моей] сбегаются и изготовляются,                         пробудись навстречу мне и виждь. «Вина» авон – также: «виновность», сопоставимая с первородным грехом (см. комм. к Пс.51 /50:4). » Не за преступление мое, не за грех мой, без вины моей», – сказать о себе может единый Безгрешный. «Изготовляются» – готовы: глагол кун . «Готово сердце мое, Боже, готово сердце мое» ( Пс.57 /56:8) может сказать о себе человек «незыбного» духа (или смог сказать Сын Божий перед испытанием Креста). Это – «готовность», незыблемость, утвержденность, твердость и постоянство («дух незыблем обнови во утробе моей»; Пс.51 /50:12)… Такое же духовное качество «готовности» обнаружили и распинатели. Если праведник вызывает к себе ненависть, то Человек Безгрешный собрал против Себя всякую злобу: Голгофа была битвой – где обе стороны стояли в совершенной духовной «готовности». «Пробудись навстречу Мне», – говорит Сын Отцу: чтобы Мне воскреснуть единой силой Нашего Божества. То же: «пробудись слава моя… да пробужу зарю» ( Пс.57 /56:9). «Виждь» – ибо Сын исполнил свое служение. Пс.58:6             И Ты, Господь Бог Саваоф, Боже Израилев,                         пробудись, чтобы посетить все народы,

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

Пс.57:12. И речет человек: аще убо есть плод праведнику, убо есть Бог судя им на земли.    Каждый благоразумный, видя как злочестивый подвергается наказанию, исповесть, что «есть Бог Судия земли», Который воздает соразмерные трудам награды и достойные беззакониям казни (Феодорит). 1 В конец, да не растлиши, Давиду в столпописание, внегда посла Саул, и стреже дом его, еже умертвити его, 58    Саул, позавидовав своему благодетелю Давиду, искал умертвить его: то бросая в него копье, то окружая стражами в доме, чтобы схватить его. Но супруга Давидова, Саулова же дочь Мелхола, извещает Давида об этом злоумышлении и способствует ему спастись бегством. Псалом относится и к лицу Спасителя, благодеющего неблагодарным израильтянам и преследуемого их же наветами. Надписание «да не растлиши» указывает, что не должно малодушествовать в искушениях, но взирая на «конец» их, укрепляться в терпении (Афанасий, Феодорит). Пс.58:2. Изми мя от враг моих, Боже, и от востающих на мя избави мя. Пс.58:3. Избави мя от делающих беззаконие, и от муж кровей спаси мя.    Это подобно словам молитвы Господней: «избави нас от лукавого» (Августин). Пс.58:4. Яко се уловиша душу мою, нападоша на мя крепцыи: ниже беззаконие мое, ниже грех мой, Господи. Пс.58:5. Без беззакония текох и исправих: востани в сретение мое, и виждь.    Пророк усердно просит Господа избавить его от врагов чувственных и мысленных, указывая, что «ниже беззакония» (великого преступления) «ниже греха» (малого) он не сделал врагам своим (Афанасий, Григорий Богослов). Пс.58:6. И ты, Господи Боже сил, Боже Израилев, вонми посетити вся языки: да не ущедриши вся делающыя беззаконие.    Просит Бога не быть сострадательным ко «всем делающим беззаконие», но наказать их, чтобы другие, видя наказание их, вразумились и отстали от грехов своих, ибо благоразумный, увидев злого наказуемым, сильно сам вразумляется (см. Притч. 22:3). Этим Давид также благовествует и о призвании язычников, вместо отпадших за свое злочестие иудеев (Феодорит). Пс.58:7. Возвратятся на вечер, и взалчут яко пес, и обыдут град.    Как «псы» обыкновенно «вечером» бегают по «граду» (городским улицам), вынуждаемые истощением чрева, так и (делатели беззакония) будут лишены всякого духовного о них промышления. Беззаконных уподобляет «псам» по причине особой алчности их и душевного безстыдства (Григорий Нисский, Феодорит).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Есть, однако, другие, более ясные, доказательства такого от­личия. Так в Пс.9:36 , Злат. (стр. 131) читает: «взыщется грех его и не обрящется чрез него» ( δι αυτν, т.е. μαρταν – «грех»), согласно с сп. Ватик., Алекс., отчасти – Веронской Пс. 56 и 55. В Симон. Пс. 57 слов: «чрез него» не читается, со­гласно с Синайск. сп. 58 , Феодор. Пс. и евр. т. Еще более замечательное несходство древне-слав. Пс. с чтением у Злат. встречается в Пс.43:13 . Здесь (стр. 177) Злат. читает: «и не бе множество в об­мене 59 нас» ( εν τος αλλγμασιν ημν), согласно с 5-ю сп. IX-XIII вв. 60 относительно слова αλλγμασιν и с большин­ством списков относительно ημν – «нас», равно как согласно и с евр. т. 61 . Между тем в Симон. Пс. читается: «и не бе множества в восклицаниих наших»; в Чудовской Пс, (XI в.), древ­нейшей славянской Пс., также сказано: «в восклицании», согласно с сп. Синайск., Алекс., Феодор. Пс. и большинством греч. сп., в которых читается: εν τος αλαγμασιν αυτν – «в восклицаниях их». И в этом месте Псалтири, не смотря на несогласие боль­шинства греч. списков с чтением у Златоуста, последнее имеет весьма важное значение, как засвидетельствованное этим Отцом Церкви и согласное с еврейск. текстом. При этом заслуживает, однако, упоминания то, что преосв. Порфирий в своем переводе Псалтири делает замечательную попытку согласить чтение большинства греч. списков с чтением Злат. и – евр. текста; он переводит это место так. образом: «и не было при­бавки при кличках нас (на торгу)». Другие примеры несходства древне-слав. Пс. с текстом Злат. представляют чтения в Пс.9:37 , где (стр. 132) у Злат. «Господь будет царствовать», а по Симон. Пс.: «Господь царь». Пс.111:4 , где у Злат. (стр. 315): «и праведен Господь Бог», а в Симон. только: «правдив». в) Менее сходства замечается между текстом Злат. и Феодо­ритовою греч. Псалтирью, как это видно отчасти и из некоторых вышеприведенных примеров. Другим подтверждением этого служат: Пс.7:12 , где у Злат. (стр. 78): «Бог судитель праведен, и крепок, и долготерпелив, и не гнев наводяй на всяк день», согласно с большинством греч. сп., а в Феодор. Пс. слов: «долготерпе­лыв... день» не читается; они заимствованы о. Амфилохием, по его словам, «из греческой Псалтири X-XI в. 356 Синодальной библиотеки».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Псалом 58 Пс.58:1 . В конец, да не растлиши, Давиду в столпописание, внегда посла Саул и стреже дом его, еже умертвити его. НАДПИСАНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ В Еврейском тексте: Начальнейшему певцу, да не погубиши, златая песнь Давидова. Из сей надписи явствует, какой случай побудил Давида написать псалом настоящий. Ибо в 1Цар. 49 , повествуется, что Саул, желая убить Давида, послал своих воинов стеречь его в доме, дабы куда не убежал: но Давид, при помощи жены своея, оконцем свешенный, ночью убежал. По сему случаю написал сию молитву, которую при великой оной опасности принес Богу. Пс.58:2 . Изми мя от враг моих, Боже, и от востающих на мя избави мя: Пс.58:3 . избави мя от делающих беззаконие, и от муж кровей спаси мя. Пс.58:4 . Яко се, уловиша душу мою, нападоша на мя крепцыи: ниже беззаконие мое, ниже грех мой, Господи: Пс.58:5 . без беззакония текох и исправих: востани в сретение мое и виждь. Давид, чтоб лучше призвать Бога на помощь, описывает насильственное превозможение врагов. Ибо под именем востают означает не токмо дерзость, или стремительное нападение, но и силы, которыми они превозмогали, угнетая его. В следующем 3 стихе жалуется на неправедную и беззаконную лютость врагов. Потом обоя совокупляет во едино, – то есть, что он и сил не имеет к сопротивлению, и без всякия вины своея претерпевает толь тяжкое и жестокое нападение. Ибо хотя и не без греха был, однако в разсуждении Саула изъемлет себя от всякия вины, и таким образом невинность свою суду Божию препоручает, которая безсовестными клеветами у людей помрачена была. Аки бы сказал: что бы люди ни говорили обо мне, и как бы ни клеветали на меня, но я неповинен; я хранил, сколько возможно было мне, закон человеколюбия во все течение жизни моея, и сколько возможно, исполнил долг человечества. Пс.58:6 . И ты, Господи Боже сил, Боже Израилев, вонми посетити вся языки: да не ущедриши вся делающыя беззаконие. Сообразует слова стремительному нападению врагов, дабы Бог так же потщился ускорить ему на помощь, как и они належат на его гибель.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

   См.: Исх. 32:6.    Исправление Кройманна. В рукописи: «Наконец, чтобы человеку, приученному к необильной и неизысканной еде и не желающему впредь ничего слишком утонченного, легче было настроиться на пост в Боге».    См.: Ис. 1:11.    См.: Ис. 1:12.    Ср.: Лев. 6:28; 11:32—33; 15:2, 4 Цар. 21:13; Мк. 7:8.    In lege. В Септуагинте: ν τφ νμφ. « ν является наиболее часто используемым предлогом в документах, переведенных с еврейского или арамейского, в оригинальном греческом тексте он встречается гораздо реже. Причины этого явления: а) большая частотность предлога Э в еврейском и арамейском, б) переводчики семитских документов обычно представляли Л при помощи ν, в) отсутствие или редкое употребление в семитских языках пред логов, которые могли бы в качестве своего эквивалента иметь в греческом δι, εις, κατ, περ, πρς и π». См.: Martin R. A. Syntactical evidence of Semitic sources in Greek documents. 1974. P. 5. Ср.: Idem. Syntax criticism of Johannine Literature, the Catholic Epistles, and the Gospel passion accounts//Studies in Bible and early Christianity. Vol. 18.1989. P. 165—166.    См.: Пс. 1:2.    Ср.: Ис. 1:16—17; Втор. 10:18.    Diligere quaestiones. См.: Втор. 19:18. В этой связи интересно сопоставление с Tert. De an., 2,7: «infinitas enim quaestiones apostolus prohibet (ведь бесконечные прения запрещает апостол)».    Ср.: Втор. 22:13—19,26—29.    Ср.: Втор. 19:16—19; Исх. 23:1.    См.: Ис. 58:7.    См.: Пс. 3433:14—15.    См.: Пс. 4:5.    Ср.: Пс. 1:1.    См.: Пс. 133132:1.    См.: Пс. 1:2. О предложно-падежной конструкции в Законе см. выше.    Ср.: Пс. 118117:9.    См.: Пс. 1:3.    Ср.: Пс. 2423:4—5.    См.: Пс. 3332:18—19.    См.: Пс. 3433:20.    См.: Пс. 115­­ 116:15.    Т. е. еретики.    Каракатицы как живые существа, лишенные чешуи, считались некошерной пищей, ср.: Лев. 11:10—12; Втор. 14:10.    Другое понимание: «распыляют (т. е. обращают в ничто) старание каждого отдельного , когда оно уже почти увенчалось успехом».    Ср. подобные красочные сравнения у Климента Александрийского: «...источающих яд и ложь лицемеров, что строят козни справедливости, Он назвал как-то змеиным отродьем.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Образовавшаяся в какой-то момент система из 9 чтений (вероятно, это произошло уже вне традиции Иерусалима — например, в Константинополе, — когда ночное иерусалимское бдение получило распространение вне Святого Града и Палестины) была дополнена еще двумя, повествующими о Погребении Спасителя и 11), и в таком виде уже широко представлена в византийских рукописях. Окончательным этапом развития стало превращение цикла из 11 Евангелий в цикл из 12 — очевидно, ради ровного счета. При этом, например, в современной греческой практике доныне сохраняется память о прибавочном характере 12-го Евангелия — оно читается не священником, как остальные 11, а диаконом. Антифоны и седальны утрени Великой пятницы Многие из Евангелий утрени Великой пятницы просто включены в общий порядок утрени в тот или иной момент обычного последования этой службы. Но Евангелия со 2-го по 6-е выбиваются из этой схемы. Они обрамлены совершенно уникальными песнопениями, аналогов которым нет ни в одном другом богослужебном последовании церковного года — антифонами Великой пятницы. Прообразы этих антифонов описаны уже в армянском и грузинском переводах древнего иерусалимского Лекционария. В эпоху их создания та великая византийская гимнография Страстной седмицы, которая ныне составляет одну из вершин богослужебного наследия Православной Церкви, еще только начинала развиваться, и бдение Великой пятницы все еще было заполнено, в первую очередь, гимнографией ветхозаветной — псалмами. Армянский перевод иерусалимского Лекционария упоминает пение в начале бдения 15 псалмов; псалмы пелись с припевом — «антифоном» — который представлял собой не какое-либо христианское сочинение, а просто один из стихов тех же псалмов (эти 15 псалмов сгруппированы в 5 циклов по 3 псалма и одному антифону: 1) Пс 2-4 [антифон: Пс 2. 2]; 2) Пс 40-42 [антифон: Пс 40. 9]; 3) Пс 58-60 [антифон: Пс 58. 2]; 4) Пс 78-80 [антифон: Пс 87. 6 и 78. 13]; 5) Пс 108-110 [антифон: Пс 108. 3]). Кроме того, в переводе упомянуты и другие псалмы с аналогичными «антифонами», исполняемые по прибытии на места тех или иных остановок.

http://bogoslov.ru/article/398799

432 См.: Ис. 1:11. 433 См.: Ис. 1:12. 434 Ср.: Лев. 6:28; 11:32—33; 15:2, 4 Цар. 21:13; Мк. 7:8. 435 In lege. В Септуагинте: ν τφ νμφ. « ν является наиболее часто используемым предлогом в документах, переведенных с еврейского или арамейского, в оригинальном греческом тексте он встречается гораздо реже. Причины этого явления: а) большая частотность предлога Э в еврейском и арамейском, б) переводчики семитских документов обычно представляли Л при помощи ν, в) отсутствие или редкое употребление в семитских языках пред логов, которые могли бы в качестве своего эквивалента иметь в греческом δι, εις, κατ, περ, πρς и π». См.: Martin R. A. Syntactical evidence of Semitic sources in Greek documents. 1974. P. 5. Ср.: Idem. Syntax criticism of Johannine Literature, the Catholic Epistles, and the Gospel passion accounts//Studies in Bible and early Christianity. Vol. 18.1989. P. 165—166. 436 См.: Пс. 1:2. 437 Ср.: Ис. 1:16—17; Втор. 10:18. 438 Diligere quaestiones. См.: Втор. 19:18. В этой связи интересно сопоставление с Tert. De an., 2,7: «infinitas enim quaestiones apostolus prohibet (ведь бесконечные прения запрещает апостол)». 439 Ср.: Втор. 22:13—19,26—29. 440 Ср.: Втор. 19:16—19; Исх. 23:1. 441 См.: Ис. 58:7. 442 См.: Пс. 34 33:14—15. 443 См.: Пс. 4:5. 444 Ср.: Пс. 1:1. 445 См.: Пс. 133 132:1. 446 См.: Пс. 1:2. О предложно-падежной конструкции в Законе см. выше. 447 Ср.: Пс. 118 117:9. 448 См.: Пс. 1:3. 449 Ср.: Пс. 24 23:4—5. 450 См.: Пс. 33 32:18—19. 451 См.: Пс. 34 33:20. 452 См.: Пс. 115­­ 116:15. 453 Т. е. еретики. 454 Каракатицы как живые существа, лишенные чешуи, считались некошерной пищей, ср.: Лев. 11:10—12; Втор. 14:10. 455 Другое понимание: «распыляют (т. е. обращают в ничто) старание каждого отдельного , когда оно уже почти увенчалось успехом». 456 Ср. подобные красочные сравнения у Климента Александрийского: «...источающих яд и ложь лицемеров, что строят козни справедливости, Он назвал как-то змеиным отродьем. Но если кто из этих змей добровольно раскается, последовав за Его словом, то станет человеком Божьим.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3996...

Пс.36:32             Высматривает нечестивый праведного                         и ищет умертвить его. «Нечестивый высматривает» цафа – это особое действие «смотрения»; так «смотрит» Господь на человечество: «очи Его смотрят на народы» ( Пс.66 /65:7). Так Господь «смотрит» (цафа) как «свидетель»: «да смотрит Яхве между мною и между тобою, когда скроемся друг от друга» ( Быт. 31:49 ,50). Так же молящийся «наблюдает», бдит ( Пс.5:4 ; Авв.2:1 ). С такой же тщательностью и неотступностью непрерывно действует нечестивый:        «нечестивый» – диавол «высматривает» праведного, как «змей наблюдает» ( Быт.3:15 ), «стережет пяту» человека ( Пс.56 /55:7). Так до смерти враждует на человека диавол и его прислужники – «соглядатаи» ( Пс.5:9 ; Пс.59 /58:11), они же известные участники евангельской драмы: «наблюдали за Ним, не исцелит ли в субботу» ( Мк.3:2 ). Пс.36:33             Господь не оставит его в руке его                         и не даст обвинить его, когда судиться ему. «Обвинить» – «онечествовать». Глагол раша (hiph.) того же корня, что «нечестивый» (раша). Главный же прием «нечестивых, виновных» (раша) – «обвинить» праведного, «онечествовать» его, причислить к себе подобным, оболгать. Так действуют нечистые духи, «свидетели-насильники», которые «допрашивают» ( Пс.35 /34:11) душу, когда человек «судится» – при переходе в иной мир. Господь не оставит праведного в час смерти, когда душа встретит «нечестивых» мытарей. Пс.36:34             Жди Господа и сохрани путь Его,                         и Он вознесет тебя, чтобы ты наследовал землю;                         когда истребятся нечестивые – увидишь. " Жди» (кава) – это активная позиция: «сохрани путь» Господень. «Наследуют землю» – тот, кто от Бога «вознесен» до сыновства. Это «сыны Божии» – Израиль и Христос. «Когда истребятся нечестивые» – отчасти в этом веке, но полностью только в ином – «уповай (жди), увидишь». Пс.36:35             Видел я нечестивца – устрашающего                         и раскидистого, как [дерево] – укорененное пышное.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

Тема ночи и утра отчетливо звучит в псалмах 3:62, 87 и 142 и несколько завуалированно – в псалмах 37 и 102 (Об утреннем времени говорится и в других псалмах, например, в псалмах первого часа (5:4, 89:6, 100:8), а также вПс.1:2, 29:6, 48:15, 58:17, 72:14, 118:148, 126:2, 129:57. – Прим. ред.). Однако, если выписать подряд отмеченные Скабаллановичем стихи, то нетрудно увидеть проходящую через все Шестопсалмие “волну” – чередование тьмы и света, идущее по нарастающей и заканчивающееся светлой надеждой на милость Божию. Первый псалом Шестопсалмия открывает эту тему: аз уснух и спах (ночь), востах, яко Господь заступит мя – пробуждение ( Пс.3:6 ). Затем наступает полоса как бы непрерывного мрака: весь день (т.е. всегда, непрестанно) сетуя хождах ( Пс.37:7 ), лъстивным весь день поучахуся ( Пс.37:13 ), которая сменяется радостной, утренней устремленностью к Богу: Боже, Боже мой, к Тебе, утренюю ( Пс.62:2 ). Тема ночной и утренней (т.е. постоянной) обращенности к Богу укрепляется, дважды повторяясь в псалмах 62 и 87: аще поминах Тя на постели моей (ночь), на утренних поучахся в Тя ( Пс.62:7 ), во дни воззвах (утро) и в нощи пред Тобою, и утро молитва моя предварит Тя ( Пс.87:2, 13 ). И, наконец, с особой силой тема ночи и утра, мрака и надежды звучит в псалмах 102 и 142: после скорбных размышлений о кратковременности человеческой жизни, которая отцветает, подобно полевому цветку ( Пс.102:15 ), псалмопевец с новым молитвенным подъемом взывает ко Господу: слышану сотвори мне заутра милость Твою, яко на Тя уповах ( Пс.142:8 ). Обратимся теперь и к другим стихам Шестопсалмия. По наблюдению Скабаллановича, данные псалмы однородны по содержанию и тону. Эта однородность проступает особенно явственно, если рассматривать содержание Шестопсалмия не последовательно – по псалмам, а параллельно – по темам, подобно тому, как мы проследили за движением мрака и света (ночи и утра). Псалмопевец возносит молитвы – Господь слышит Эта тема звучит в четырех псалмах: гласом моим ко Господу воззвах, и услыша мя от горы святыя Своея ( Пс.3:5 ); яко на Тя, Господи, уповах, Ты услышиши, Господи Боже мой ( Пс.37:16 ); да внидет пред Тя молитва моя: приклони ухо Твое к молению моему ( Пс.87:3 ); Господи, услыши молитву мою, внуши (Внуши – прими в уши, то есть услыши.

http://azbyka.ru/shestopsalmie

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010