По сравнению с каноническими книгами ВЗ в неканонической лит-ре и в апокрифах слово διαθκη может быть употреблено в новом смысле и выражать божественное обетование никогда не изгонять Израиль из дарованной ему земли (1 Вар 2. 35). Маккавейские книги описывают время, когда евр. народ боролся за сохранение З. и против Антиоха IV Епифана (175-164 гг. до Р. Х.), поставившего религию З. с Богом вне закона. При Антиохе «у кого находили книгу завета, и кто держался закона, того, по повелению царя, предавали смерти» (1 Макк 1. 57). Некоторые евреи «установили у себя необрезание, и отступили от святого завета, и соединились с язычниками, и продались, чтобы делать зло» (1 Макк 1. 15). Верные, однако, «предпочли умереть, чтобы не оскверниться пищею и не поругать святого завета...» (1 Макк 1. 63). Провозглашая восстание, Маттафия сказал: «Всякий, кто ревнует по законе и стоит в завете, да идет вслед за мною!» (1 Макк 2. 27), а на смертном одре, призвав сыновей, обратился к ним: «...дети, возревнуйте о законе и отдайте жизнь вашу за завет отцов наших» (1 Макк 2. 50). Новое содержание слова «З.» предлагается в 2 Макк 7. 36: здесь З.- это обетование вечной жизни мученикам. Помимо ветхозаветного значения - обязательство народа Израиля, возложенное на них Моисеем на Синае (Юб 6. 11; ср.: «закон» в ст. 13),- встречаются и др. примеры: божественное повеление Иисусу Навину вести Израиль в землю обетованную ( Ps.-Philo. Bibl. Antiq. 28. 1), запрет поклонения идолам ( Ps.-Philo. Bibl. Antiq. 28. 2). Кроме того, под терминами διαθκη/testamentum может подразумеваться сам народ израильский (такое понимание термина   встречается уже в Пс 74. 20 и Дан 11. 28, 30). Напр., когда говорится, что вместе с храмом, Сионом и израильскими домами под угрозой может оказаться и διαθκη (Божий) (Иудифь 9. 13), что Бог должен помиловать Свой «testamentum» ( Ps.-Philo. Bibl. Antiq. 22. 7), освободить Свой «testamentum» (Ibid. 32. 14), совершить чудеса в Своем «testamentum» (Ibid. 22. 7). С сер. II в. до Р. Х. слово διαθκη начинает употребляться для перевода   со значением обязательства 2 сторон, т. е. как соглашение, союз. Т. о., διαθκη по смыслу приближается к συνθκη: в 1 Макк 11. 9 διαθκη обозначает соглашение между царями Египта и Сирии, к-рое они заключают (συντθημι) и к-рое может быть выгодно обоим (т. е. союз), подобным образом διαθκη употребляется в 1 Макк 1. 11. Эти примеры показывают, что к I в. до Р. Х. понятия διαθκη и συνθκη могли использовать для выражения одного значения. Во II в. по Р. Х. евр. переводчики Свящ. Писания на греч. язык, Симмах и в еще большей степени Акила (в отличие от Септуагинты), передают евр. слово   через συνθκη и понимают соответственно   как договор, союз.

http://pravenc.ru/text/182425.html

Под «царями земли» (греч. Βασιλες, без члена) здесь разумеются цари и князья подвластные персидскому великому царю и носившие царский титул наместники и правители различных провинций великой монархии. 1Мак.1:3 . И прошел до пределов земли и взял добычу от множества народов; и умолкла земля пред ним, и он возвысился, и вознеслось сердце его. «Прошел до пределов земли…» – гиперболическое выражение, имеющее некоторое оправдание в выдающихся успехах завоевателя. – «Умолкла земля пред ним…» – смысл выражения может быть тот же, что в Пс.75:9 – «земля убоялась и утихла» (ср. 1Мак.11:38,52 ), или это может обозначать и действительное успокоение и мирное настроение земли, как 1Мак.7:50,9:57,14:7 ; ср. Суд.3:11,5:31 . 1Мак.1:4 . Он собрал весьма сильное войско и господствовал над областями и народами и властителями, и они сделались его данниками. «Сделались его данниками…», греч. γνοντο ες φρον, ср. Суд.1:30,33,35 . 1Мак.1:5–6 . После того он слег в постель и, почувствовав, что умирает, призвал знатных из слуг своих, которые были воспитаны с ним от юности, и разделил им свое царство еще при жизни своей. Повествование, что Александр «еще при жизни своей» разделил свое царство между своими сподвижниками, не находит подтверждения у других историков Александра. Достовернейшие и обстоятельнейшие из них (Арриан, VII, 26 и Курций X, 5) передают о последних минутах его жизни, что окружающие его одр действительно задали ему вопрос: «Кому поручает он свое царство?» Но на этот вопрос Александр лишь ответил одним словом: «достойнейшему!» ( τκρατστω). При этом он передал свой царский перстень своему главному телохранителю, Пердикке, в знак назначения его наместником царства, которое было затем поделено самими главными военачальниками и сподвижниками Александра. 1Мак.1:7 . Александр царствовал двенадцать лет и умер. «Александр царствовал двенадцать лет…» По Арриану, XII, 28 – двенадцать лет и 8 месяцев. В ночь под 1 июня на него напала жестокая лихорадка, и к вечеру 11 его не стало… 1Мак.1:8 .

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Птицам прирожден инстинкт, по которому они знают куда им нужно лететь, людям – религия, религиозное чувство, влекущее их к Богу. Но евреям это чувство как бы совершенно чуждо. Вот мысль стиха. h5 Иер.8:8 .  Как вы говорите: «мы мудры, и закон Го­с­по­день у нас»? А вот, лживая трость книжников и его пре­вращает в ложь. «Закон Господень» – это не только Тора, но все вообще откровения Божии, в том числе и устно передававшиеся речи пророков. – «Книжники» – это люди по тогдашнему образованные, бравшиеся быть учителями народа, но ложно толковавшие откровение. Пример их толкований приведен в 11-м ст. Мнение же Cornill " я и Marti о том, что здесь Иеремия указывает на вставки, сделанные книжниками, по просьбе священников, во Второзаконие, основано на неправильном понимании выражения Закон Господень, будто бы означающего: Второзаконие. Иер.8:10 .  За то жен их отдам другим, по­ля их – иным владетелям; по­тому что все они, от малого до большого, пред­ались корысто­любию; от про­рока до священ­ника – все дей­с­т­ву­ют лживо. Иер.8:11 .  И врачуют рану дочери народа Моего легкомыслен­но, говоря: «мир, мир!», а мира нет. Иер.8:12 .  Стыдят­ся ли они, делая мерзости? нет, они нисколько не стыдят­ся и не краснеют. За то падут они между падшими; во время по­сеще­ния их будут по­вержены, говорит Го­с­по­дь. См. объяснение Иер 6.12–14 . Иер.8:13–17 . Господь опустошит Иудею и сами жители ее, в предвидении этого, приходят в полное отчаяние. Иер.8:14 .  «Что мы сидим? собирайтесь, пойдем в укреплен­ные города, и там по­гибнем; ибо Го­с­по­дь Бог наш определил нас на по­гибель и дает нам пить воду с желчью за то, что мы грешили пред Го­с­по­дом». Иудеи из городов, стоящих на равнинах, собираются бежать в нагорные города, но и там не надеются спастись. Они чувствуют, что против них Сам Господь. – «Воду с желчью» – т. е. отраву, – по некоторым толкованиям, опиум. Иер.8:15 .  Ждем мира, а ничего доброго нет, – време­ни исцеле­ния, и вот ужасы. Враги иудеев сравниваются с змеями, исцелиться от укушения которых невозможно. – «Василиск» – см. Пс 90:13 , Пс.57 ; Еккл. 10.11 .

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

55. «Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна.» (Иак. 3:17). Мудрость свыше Возможно ли прийти к тому, чтобы: Перестать думать неправильно о жизни? Перестать думать неправильно? Перестать думать? Перестать...? 56. «Ибо кто познал ум Господень?» (Рим. 11:34). Для чего? Для чего по горным склонам расцветает миндаль, ведь этого никто не видит? Для чего в лугах летом столько красивых цветов, ведь там никто не ходит? Для чего осень окрашивает кленовые листья в ущельях гор, ведь этим некому любоваться? Для чего так величаво сияют под солнцем горные вершины, ведь туда никому не добраться? 57. «Ибо всякий огнем осолится, и всякая жертва солью осолится…. Имейте в себе соль, и мир имейте между собою.» (Мк. 9:49-50). Как держаться за Истину Можешь ли ты держаться за Истину так, как моряк, потерпевший кораблекрушение, держится за обломок мачты? Можешь ли ты стоять за Истину так, как воин стоит насмерть, решив ценой своей жизни спасти жизнь товарищей? Можешь ли ты думать об Истине так, как думает о своем освобождении из темницы тот, у кого утром казнь? Если можешь, тогда у тебя есть надежда. 58. «Лучше уповать на Господа, нежели надеяться на человека.» (Пс. 117:8). Бесполезные надежды Не принесет никакой пользы: Просить денег у нищего, Спрашивать совета у глухого, Узнавать дорогу у слепого, Ждать ответа от немого. 59. «…Итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби.» (Мф. 10:16). Мудрость и простота Нежелательно: С первого шага потерять путь, С первого слова сказать ложь, С первого желания запутаться, С первой мысли ошибиться. 60. «Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем.» (Рим. 6:11). Столяр, спящий в гробу В мастерской работал столяр-умелец. Жители поселка часто делали ему заказы. Однажды в мастерскую, во время обеденного перерыва, зашел заказчик, но не прошло и минуты, как он выскочил оттуда, сильно напуганный. Рабочие, сидевшие под навесом, спросили его, – что случилось? «Как что случилось? Ваш столяр умер!» – «Не может быть! – засомневались столяры. – До обеда он был совсем здоров!» – «Не знаю, что с ним было до обеда, – возмутился заказчик, – но сейчас он лежит уже мертвый в новом гробу». – «А, вот оно что! – засмеялись рабочие. – Да, это у него привычка такая: он всегда в обед спит в новом гробу!»

http://isihazm.ru/1/?id=116

55 Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? 56 Жало же смерти – грех; а сила греха – закон. 57 Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом! 58 Итак, братия мои возлюбленные, будьте тверды, непоколебимы, всегда преуспевайте в деле Господнем, зная, что труд ваш не тщетен пред Господом I. В основе учения о телесном воскресении – несомненность воскресения Христова плотью (15:1–11) Истина воскресения Христова несомненна. Истине воскресения Христова в числе уверовавших коринфян никто не сомневался. Святой Павел и не доказывает ее, а только напоминает о ней, воспроизводя, как он самих их обучал вере. 15:1–2. Святой Апостол, насаждая учение о Христе в Коринфе, изложил им учение о воскресении тел. Коринфяне приняли к сердцу учение Апостола, уверовали во Христа, и через веру свою спасаются, если твердо держатся преподанного учения. Поэтому святой Павел теперь только напоминает им об этом своем учении, и особенно тем из коринфян, которые не напрасно именовали себя христианами (не тщетно уверовали). О чем же он напоминает им? 15:3. Святой Павел напоминает им, что, придя к ним, он с того и начал им свою проповедь о Христе, что Он умер телесно за наши грехи. «Не сам он измыслил эту проповедь и не человеческим последовал рассуждениям, но от Владыки Христа принял учение об этом» (Златоуст). «Крест был всем известен, потому что Христос распят на глазах всех, а причина не всем была известна. Что Он умер, это все знали, а что Он претерпел смерть за грехи вселенной, этого многие не знали, посему святой Павел и приводит свидетельство из Писания (см. Ис. 53:5 ), свидетельствуя тем, что так положено было в Предвечном Совете Святой Троицы» (Златоуст). 15:4. Он действительно умер и был погребен, как умерший. Но в третий день после своей телесной смерти Он воскрес. Все это случилось по Писанию, по предвечному предначертанию Святой Троицы (см. Ис. 53:8–10–11 ; Пс. 15:10 ). Что он действительно воскрес телесно, это свидетельствуют множество очевидцев, которые видели Его воскресшим телесно.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhizn-i...

5. Богородский Я.В., проф. Начало истории мира и человека по первым страницам Библии. —  Казань, 1906. – С. 201. 6. Лосский В.Н. Очерк Мистического Богословия Восточной Церкви. Догматическое Богословие. – М., 1991, с. 253. 7. Иустин (Попович), преп. Философские пропасти. – М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2004. – С. 36, 39. 8. Ефрем Сирин, преподобный. Толкование на книгу Бытия//Творения. Т. 6. – М.: Отчий дом, 1995, с. 249. 9. См., например: Быт. 9:22; Быт. 42: 9-12; Исх. 20:26, Иез. 16:8; Иез. 23:10; Ис. 20:2-4;  Ис. 47:3;  Плач. 1:8; Мф.25:36;  2 Кор. 5:3; Откр. 3:17-18; Откр. 16:15. 10. Флоренский П., свящ. У водоразделов мысли.//Сочинения. Т. 3 (1). – М.: Мысль, 1996. — С. 403, 436-437. 11. Синаксарий в Неделю сырную, в тот же день вспоминаем отпадение первозданного Адама от сладости Рая//Синаксари Постной и Цветной триодей. – М.:ПСТГУ, 2009. — С. 50-57. 12. Пс. 18:2-4: «Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь. День дню передает речь, и ночь ночи открывает знание. Нет языка, и нет наречия, где не слышался бы голос их…» и далее. Прем. 11:21:  «Ты все расположил мерою, числом и весом». Екклесиаст 1:13: «И предал я сердце мое тому, чтобы исследовать и испытать мудростью все, что делается под небом: это тяжелое занятие дал Бог сынам человеческим, чтобы они упражнялись в нем». Рим. 1:20:  «Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы…». 13. Флоренский П., свящ. У водоразделов мысли.//Сочинения. Т. 3 (1). – М.: Мысль, 1996. — С. 378-379, 401. 14. Флоренский П., свящ. Записка о христианстве и культуре.//Сочинения. Т. 2. – М.: Мысль, 1996. — С. 549. 15. Зубов А.Б. История религий. Кн. I. – М.: Институт «Открытое общество», 1997. – С. 131; Мерперт Н.Я. Очерки археологии библейских стран. — М.: Библейский институт св. ап. Андрея, 2000. – С. 50-80. 16. Флоренский П., свящ. Записка о христианстве и культуре.//Сочинения. Т. 2. – М.: Мысль, 1996. — С. 548-549. 17. Нестерук А. Логос и космос: Богословие, наука и православное предание//Пер. с англ. (Серия «Богословие и наука»). – М.: Библейско-богословский институт св. ап. Андрея, 2006. – С. 80-81; 85-86.

http://pravmir.ru/biblejskij-vzglyad-na-...

7 . У него было масло, о котором сказано: «Елей, от которого блистает лице его» ( Пс.103:15 ), – несомненно, имеется в виду лицо исцеленного. Самарянин смазывает раны маслом, чтобы уменьшить опухоль, и возливает вино, дезинфицируя, но и добавляя того, что жжет. Затем он сажает этого израненного человека «на своего осла», то есть на свое собственное тело, так как соблаговолил стать человеком. Самарянин «взял на Себя наши немощи» ( Мф.8:17 ; Ис.53:4 ) и горевал о нас. Он отвез израненного человека в гостиницу, то есть в Церковь , которая принимает всех и никому не отказывает в помощи. Иисус всех призывает в Церковь , говоря: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» ( Мф.11:28 ). 8 . После того, как самарянин привозит полуживого человека в гостиницу, он не уезжает сразу, а остается с ним в гостинице еще на день, чтобы обрабатывать раны не только днем, но и ночью. Он уделяет болящему все свое внимание и с усердием посвящает ему все свое время. И когда утром он собирается уехать, из проверенного серебра своего, из проверенных денег своих дает «два динария» содержателю гостиницы. Вне всякого сомнения, этот содержатель был ангелом Церкви, которому самарянин поручил позаботиться о раненом, о котором он сам какое-то время ухаживал, и выходить его. «Два динария», как мне видится, суть знание об Отце и Сыне и понимание тайны, как может быть Отец в Сыне и Сын – в Отце. Ангелу дается это знание, как плата, чтобы он заботился о вверенном ему человеке, и ему обещано, что если он потратится на лечение этого полуживого человека, то эти деньги будут ему возвращены. 9 . Самарянин, который сжалился над человеком, попавшим в руки разбойников, – воистину «хранитель» душ и более близкий, чем закон и пророки, и показал это не словом, но делом. И если судить по стиху, в котором сказано: «Подражайте мне, как я Христу» ( 1Кор.4:16 ), то и мы можем подражать Христу и сострадать тем, кто «попался разбойникам»; можем подойти к ним, перевязать их раны, возливая масло и вино, посадить их на своих ослов и понести их ношу. К этому призывает нас Сын Божий, Который не столько законнику, сколько нам и всем людям говорит: «Иди, и ты поступай так же». Если мы будем поступать так, то сподобимся вечной жизни во Христе Иисусе, «Которому слава и держава во веки веков. Аминь» ( 1Пет.4:11 ). Гомилия 35. Евангелие от Луки 12:57–59. На отрывок от слов: «Когда ты идешь с соперником своим» до того места, где сказано: «Пока не отдашь и последней полушки»

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

« При умножении болезней моих в сердце моем утешения Твои веселили душу мою » (ст. 19). И это дело опытного врача — прилагать к ранам соответствующие лекарства. Под болезнями в сердце разумей или скорбь о собственных своих грехах, рождающуюся от покаяния и сокрушения, или скорбь о благополучии грешников, или же причиняемые нам несправедливо страдания. Всем этим скорбям Бог дарует соответствующее утешение. Для неправедно обижаемых служит новым утешением следующее блаженство Христа: « блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное » (Мф. 5:10). Сокрушающиеся о своих грехах также находят великое блаженство, потому что « блаженны плачущие, ибо они утешатся » (Мф. 5:4). Те же, кто скорбит о благополучии беззаконников, будут наслаждаться славою, когда первых постигнет гибель: « возвеселится праведник, когда увидит отмщение » (Пс. 57:11). Если же ты назовешь скорбями души, как бы ее болезнями и ранами, грехи, то и для них Христос дает великое утешение: « придите ко Мне », говорит Он, « все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас » (Мф. 11:28), и еще: « Я пришел не судить мир, но спасти мир » (Ин. 12:47). « Да не будет присущ Тебе престол беззакония, создающий обременение вопреки повелению (Твоему)» (ст. 20). Престолом беззакония называется, несомненно, диавол; разумей под престолом или царство, или покой, или какое–нибудь седалище, поскольку беззаконие царствует и покоится в диаволе. Равным образом он называется и судьею неправды, не в том смысле, что судит неправду, а в том, что судит неправедно. Он созидает труд на повеление, т. е. на повеление Бога, поскольку старается сделать для нас трудным закон Божий, возбуждая в нас удовольствия и праздность. Бог попускает это, желая увеличить награду исполняющим Его закон, потому что « каждый получит свою награду по своему труду » (1 Кор. 3:8). Диавол не будет пред Богом, т. е. не будет предстоять Ему во время суда, потому что предстоять Богу, когда Он станет судить, будут ангелы, а диавол не будет предстоять, потому что он, хотя и имеет бытие, но лишился своего достоинства.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

Фотина 12 ноября 2014, 23:38 Я за запрет абортов на законодательном уровне. Уважаемые депутаты, примите наконец закон о запрете абортов, спасите Россию от смертного греха - детоубийства. Милые женщины, забеременели - рожайте. Бог все устроит и поможет Вам вырастить Ваше чадо. Всем МИРА! Александра Красновид 11 ноября 2014, 18:40 Я за запрет аботров, но есть один момент, опасение, которое вынуждает меня высказываться против. Бывают аборты, которые делаются из-за угрозы здоровью матери. Причем понятно, что если мать умрет, ребенок умрет тоже. И как тогда быть? Если аборты запрещены - женщина погибнет, при том, что имела шанс выжить. Если законодательно такая возможность будет учтена - тогда такой закон нам нужен обязательно. И параллельно с ним - ужесточение контроля, так как появятся подпольные клиники, где не будут соблюдать так жестко все санитарные правила, что будет ставить под угрозу жизнь и здоровье тех женщин, которые захотят воспользоваться их услугами. Потому что надо понимать, что такие все равно будут, хоть и в мизерных количествах. Елена 11 ноября 2014, 18:21 Пришла пора ЗАПРЕЩАТЬ! ПОРА! Но как этого добиться? Нужен общий крестный ход! Наталия 10 ноября 2014, 21:57 Псалмопевец описывает развитие плода в материнской утробе как творческий акт Бога: " Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей... Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы. Зародыш мой видели очи Твои " (Пс. 138. 13, 15-16). О том же свидетельствует Иов в своих словах, обращенных к Богу: " Твои руки трудились надо мною и образовали всего меня кругом... Ты вывел меня из чрева " (Иов 10. 8, 18). " Я образовал тебя во чреве... и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя " , - сказал Господь пророку Иеремии (Иер. 1. 5-6). Наталия 10 ноября 2014, 21:00 Из Священного Писания и жизнеописаний святых известно, что и в утробе матери дети способны ощущать присутствие Божие. Св. Иоанн Предтеча взыграл в утробе матери, когда почувствовал присутствие воплотившегося Господа. Преп. Сергий трижды возгласил из чрева матери в наиболее важные моменты Божественной Литургии.

http://pravoslavie.ru/74881.html

27:57—60; Мк. 15:43—46; Ин. 19:38—42), куда в день Воскресения, «зело рано, еще сущей тме», пришли мироносицы «посмотреть гроб», где увидела Мария Магдалина «Садовника» и обратилась к нему с недоуменным вопросом: «взяша Господа моего от мене, и не вем, где положиша Его» (Ин. 20:1—16; Мк. 16:1—8; Мф. 28:1—8), — и воздвигаешь перед предстоящим народом церковным Самого Живого Господа, Святая — святым, призывая их: «Вот Хлеб жизни, Который вы видите. Идите, стало быть, причащайтесь, но не все, а тот, кто свят; к святыне допускаются только одни святые», те, кто освящен Самим Господом, потому что «никто не получает освящения сам от себя, ибо это не есть дело человеческой добродетели, но от Него и через Него; и как если ты поставишь много зеркал под солнцем, то все они сияют и посылают лучи, и тебе будет казаться, что ты видишь много солнц, но на самом деле одно солнце сияет во всех зеркалах; точно так же Един, будучи Святым, изливаясь в верных, является во многих душах, и этим Он многих представляет святыми, но на самом деле Он Один единственно Свят»!    Для того, чтобы совершить все это не в суд или во осуждение, — сколько потребно тебе работы, душа моя! Если для того, чтобы убрать дом наш внешний, келлию нашу земную, нам потребно много труда, чтобы ничего по углам не осталось из сора и ометов, то сколь больше труда нужно для того, чтобы очистить дом души нашей от сора греха и ометов всякого непотребства!    И — так очистить, чтобы этот внутренний дом был приуготовлен к вселению полноты Божества (Ин. 14:23)., чтобы не повторил он той судьбы, которая описана в словах притчи евангельской: «Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого» (Мф. 12:43—45; Лк. 11:24—26).    Это ли — не работа, для которой необходимо преодолеть и зной дневный, и мраз нощный, и всякое иное лишение, лишь бы «паче снега убелить» себя омовением Божественным (Пс.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010