Если бы все органы тела моего, подобно языку, служили мне для выражения мыслей: и тогда я не мог бы сказать ничего достойного блаженной Павлы. Знаменитая своим родом, она еще знаменитее стала своим благочестием. Славная некогда своими богатствами, ныне еще славнее сделалась она нищетою Христовою. Отрасль Гракхов и Сципионов, наследница Павла Емилия, имя которого и сама носила, истинная и достойная ветвь Марции Папирии, матери Африканского, она предпочла Вифлеем Риму и блиставшие золотом палаты променяла на убогую хижину. Не будем, однако же, сетовать, что утратили такую особу; но будем благодарны за то, что сожительствовали ей и даже еще теперь сожительствуем: ибо у Бога все живет, и все, что возвращается к Господу, причисляется к Его семейству. Исход ее был, конечно, не больше как переселение в небесное жилище; потому что, и живя еще в теле, она считала себя странницею Господнею и всегда плачевным голосом взывала: " Горе мне, что я пребываю у Мосоха, живу у шатров Кидарских. Долго жила душа моя с ненавидящими мир " (Пс.119:5,6). И не удивительно, что она сокрушалась о пребывании своем во мраке (ибо это выражается словом " кидар " ), так как мир во зле лежит, и самый свет его похож на тьму. Оттого-то она так часто говорила: " Услышь, Господи, молитву мою, и внемли воплю моему; не будь безмолвен к слезам моим. Ибо странник я у Тебя и пришлец, как и все отцы мои " (Пс.38:13); или: " имею желание разрешиться и быть со Христом " (Флп.1:23). Всякий раз, как изнемогало ее тело, которое изнуряла она невероятным воздержанием и сугубыми постами, в устах ее повторялись сии слова: " усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным " (1Кор.9:27); " лучше не есть мяса, не пить вина " (Рим.14:21); " одевался во вретище, изнурял постом душу мою, и молитва моя возвращалась в недро мое " (Пс.34:13). Среди самых тяжких скорбен, которые переносила с удивительным терпением, она, как бы усматривая перед собою отверстые небеса, восклицала: " кто дал бы мне крылья как у голубя? Я улетел бы и успокоился бы " (Пс.54:7). Свидетельствуюсь Иисусом Христом, святыми Его угодниками и самим Ангелом-хранителем и спутником дивной жены, что я ничего не говорю из потворства, как водится у льстецов, но все, что ни скажу, скажу только во свидетельство; и это будет еще ниже той, которую воспевает весь мир, которой удивляются священники, о которой воздыхают лики девственниц и сетует множество иноков и убогих. Угодно тебе, читатель, знать вкратце ее добродетели? Она оставила всех присных своих убогими, оставшись сама еще беднее их. И не дивись, слыша такие слова мои о ближних ее и домашних обоего пола, которых из рабов и рабынь сделала она своими братьями и сестрами, если даже и дочь свою Евстохию, девственницу, обрученную Христу (в утешение которой слагается это небольшое сочинение), несмотря на знатный род, покинула с одним только богатством веры и любви. Но перескажем все по порядку.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/922/...

Итак, не оскорбление ли это Духу? Евр.10:30 .  Мы знаем Того, Кто сказал: у Меня отмщение, Я воздам, говорит Господь. (Ср. Втор.32:35 ) И еще: Господь будет судить народ Свой. (ср. Пс.134:14 ) Евр.10:31 . Страшно впасть в руки Бога живаго! (Ср. Лк.18:7–8 ) Это сказал по связи, чтобы показать, что Господь принял на Себя «отмщение» грешникам. Ибо сказал это чрез пророка. Утешает также и тех, кто впадал в малодушие по причине искушений со стороны, притесняющих их иудеев. Он как бы так говорил: не падайте духом, у вас есть Отмститель и Воздаятель, Который живет вечно, Которого ни в каком случае не избегнут оскорбляющие вас. Вы впали в руки тех смертных людей, а они – в руки Бога вечно живого, от Которого они не скроются. Евр.10:32 .  Вспомните прежние дни ваши, Итак мы не даром говорили, что слова «Мне отмщение» он прикровенно вводит для их утешения. Ибо вот, теперь яснее говорит с ними, убеждая их не выходить из терпения. Итак, говорит, не подражайте кому-нибудь другому, но сами себе. При начале веры вашей вы боролись; о борьбе этой вы всегда и вспоминайте, чтобы чрез беспечность не погубить того, чего вы прежде достигли путем борьбы. Заметь духовную мудрость: потрясши сначала души их напоминанием о геенне, теперь успокаивает их похвалами, но не льстя им, а убеждая их собственным их примером. Ибо большего вероятия заслуживает тот, кто советует кому-нибудь подражать себе самому и тем делам, которые он раньше совершил. когда вы, быв просвещены, выдержали великий подвиг страданий, «Быв просвещены» – говорит или о крещении, или вообще о познании таинства и о благах, ожидавших верных. Ибо, когда вы были просвещены знанием будущего, вы столько претерпели. Не сказал: искушений, но выдержали подвиг, что служит выражением мужества и силы, и подлинно великий подвиг они выдержали. Евр.10:33 .  то сами среди поношений и скорбей служа зрелищем для других, Обрати внимание на похвалу. Именно, человек с благородной душой имеет потребность в том, чтобы претерпеть поношения, как пророк свидетельствует: «говорили мне всякий день: где Бог твой?» ( Пс.41:4 ) и: «ибо не враг поносит меня, – это я перенес бы» ( Пс.54:13 ); и: «не предавай меня на поругание безумному» ( Пс.38:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolg...

Итак, прошу, никто не гордись, хотя бы и сознавал за собою много добрых дел, но будь осторожен и внимай увещанию блаженного Павла, который говорит: “ Кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть ” (1Кор.10:12). И нисшедший до самой глубины зол не отчаивайся в своем спасении, но, помышляя о неизреченном человеколюбии Божием, внимай также Богу, говорящему чрез пророка: “ Разве, упав, не встают и, совратившись с дороги, не возвращаются? ” (Иер.8:4); и в другом месте: не хочу “ смерти беззаконника ”, но, чтобы “ обратился от путей своих и был жив ” (Иез.18:23). Видишь, возлюбленный, что каждое обстоятельство, описанное в божественном Писании, предано памяти не для чего другого, как только для нашей пользы и для спасения рода человеческого? Помышляя об этом, каждый из нас пусть извлекает оттуда приличное для себя врачевство. Вот почему оно и предлагается всем беспрепятственно, и всякий желающий может извлекать из него свойственное удручающей его страсти врачевство и получать скорое исцеление, только бы не отвергал целительного врачевства, но принимал с признательностью. Действительно, из всех недугов, обременяющих человеческую природу, нет ни одного - ни душевного, ни телесного, который не мог бы получить врачевства из Писания. Так, например, приходит ли кто сюда удручаемый печальными обстоятельствами житейскими, от которых он предается унынию? Пришедши и тотчас услышав слова пророка: “ Что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься? Уповай на Бога, ибо я буду еще славить Его, Спасителя моего и Бога моего ”  (Пс.41:6,7) - он получает достаточное утешение, и уходит отсюда, совершенно свободный от уныния. Другой скорбит и печалится, будучи обременяем крайнею бедностью, и, видя как другие окружены богатством, пышностью и великолепием; но и он слышит опять слова того же пророка: “ Возложи на Господа заботы твои, и Он поддержит тебя ” (Пс.54:23), и еще: “ Не бойся, когда богатеет человек, когда слава дома его умножается: ибо умирая не возьмет ничего ” (Пс.48:17-18). Иной унывает, претерпевая от других оскорбления и клеветы, и считает, жизнь свою невыносимою, потому что не может ни откуда получить человеческой помощи; но и этот научается тем же блаженным пророком не прибегать в подобных обстоятельствах к человеческой помощи, слыша слова его: они “ враждуют на меня, а я молюсь ” (Пс.108:4).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Конечно, желая спасения нам, Иоанн Богослов, говорит: не любите мира, ни того, что в мире ( 1Ин.2:15 ). И это та же заповедь, что и Господь сказал: аще кто грядет ко Мне, и не возненавидит отца своего, и матерь, и жену, и чад, и братию, не может Мой быти ученик. И всяк, иже не отречется всего своего имения, не может быти Мой ученик ( Лк.14:26, 33 ). О таких, которые не хотят последовать Господу, пророк Давид говорил: ненавидящия ли Тя, Господи, возненавидех? – совершенною ненавистью возненавидех их, во врази быша ми ( Пс.138:21, 22 ). И давал еще пред Господом такой обет: не положу пред очами моими вещи непотребной; дело преступное я ненавижу; не прилепится оно ко мне. Сердце развращенное будет удалено от меня; злого я не буду знать; говорящий ложь не останется пред глазами моими ( Пс.100:3–7 ). Это делать и Господь заповедует нам, когда велит отсекать руку и ногу, или вырвать правый глаз, если ведут они к соблазну, отвращают ум и сердце от Бога (Ср. Мк.9:43–48 ). Также и апостол Павел пишет: повелеваем вам, братие, о имени Господа нашего Иисуса Христа, отлучатися от всякого брата, бесчинно ходяща ( 2Фес.3:6 ). Аще некий брат именуем будет блудник или лихоимец (сребролюбец), или досадитель (злоречивый), или хищник, или пьяница; с таковым даже не есть вместе ( 1Кор.5:11 ). Изыдите от среды их и отлучитеся, – говорит Господь, – и Аз прииму вы ( 2Кор.6:17 ). Когда послушные признанию Господню начинают оказывать ненависть в миру, пренебрежение всего земного; тогда первые появляются враги человеку домашние его ( Мф.10:36 ). И вот тогда видит человек, как сбывается слово апостола: все, хотящие благочестиво жить о Христе Иисусе, гонимы будут ( 2Тим.3:12 ); и также слово Господне, сказанное апостолам: вот Я посылаю вас, как овец среди волков; и будете ненавидимы всеми ( Мф.10:16, 22 ). Но это для спасаемых служит знаком Божия благословения к ним; ибо Господь говорит: если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас, потому и ненавидит вас мир. Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего; если Меня гнали, будут гнать и вас ( Ин.15:19, 20 ). И блаженны изгнанные правды ради; ибо таковых есть Царствие Небесное ( Мф.5:10 ). Значит, унывать им нечего. Один из таких изгнанников взывал: се, удалихся, бегая, и водворихся в пустыни, чаях Бога, спасающаго мя ( Пс.54:8 ). И действительно, кто усердно возжелает спастись, тот нисколько не возлюбит благ мира сего, не позаботится ни об имении своем, ни о родных своих; но, презрев все земное, неленостно последует Господу, возводя взор свой на Небо и ожидая оттуда помощи. 82 К сему вот беспечальному житию и тихому для души пристанищу призывая, Господь говорит нам: упразднитеся, и уразумейте, яко Аз есмь Бог ( Пс.45:11 ). Приидите ко Мне... и Я вас упокою. Возьмите иго Мое на себя... ибо иго Мое благо ( Мф.11628–30 ), и вы, неся его, обрящете покой душам вашим.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Они претерпели много зла, и не за грехи свои, но для того, чтобы проявилась еще большая их вера и любовь к Богу. Так и Моисей говорил Израилю: " искушает вас Господь, Бог ваш, чтобы узнать, любите ли вы Господа, Бога вашего, от всего сердца вашего и от всей души вашей " (Втор. 13, 3)... Бог попускает любимым рабам своим скорби по силам их. Бог подает и терпение в скорбях уповающим на Него. Поэтому, любящий Бога, " возложи на Господа заботы твои " (Пс. 54, 23), ибо Он печется о тебе. Он промышляет о тебе. Уповай на Бога, и Он " сохранит тебя от всякого зла; сохранит душу твою Господь " (Пс. 120, 7). Ибо пишется: " хранит Господь всех любящих Его " (Пс. 144, 20). Если любишь Господа, не печалься о нашедших на тебя скорбях: Он избавит тебя от них, ибо говорит: " С ним Я в скорби; избавлю его и прославлю его " (Пс. 90, 15). Если любишь Бога, не скорби об окруживших тебя бедствиях, ибо " любящим Бога... все содействует ко благу " (Рим. 8, 28); все, что считается бедствием в этом мире, как-то: гонения, озлобления, досады, унижения и многое другое,-все это любящим Бога обыкновенно приносит не гибель, но спасение. Силен Бог рыдание и плач вскоре преложить на веселие и утешение (103, 105-106). Господь наш Иисус Христос, уходя от мира сего, завещал любящим Его, как бы в виде некоего особого дара, гонения в мире, слезы, рыдания и скорби, ибо Он говорит: " Изгонят вас из синагог " , и еще: " вы восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется; вы печальны будете " (Ин. 16, 2, 20). Однако Он оставил все это любящим Его не для того, чтобы озлобить их, стереть и славу их повергнуть в прах, но чтобы тем больше их потом утешить, возвеличить и прославить. Как " надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою " (Лк. 24, 26), так будет и с нами: " печаль ваша,-говорит Он,-в радость будет " (Ин. 16, 20). И еще: " и вы теперь имеете печаль; но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас " (Ин. 16, 22). Он оставил любящим Его скорби для того, чтобы ими, как бы путем, устланным терниями, тесным и скорбным, они достигли неотъемлемой радости.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/120/...

Так, благоговей пред судьбами всеблагого промысла, привлекающего ко спасению различным и столь премудрым способом. Направи, – как говорит Писание, – сердце твое на путь прав, им же ходил еси ( Иер.31:21 ). Возверзи на Господа всю печаль твою ( Пс.54:23 ), ибо Он печется о всех нас. Всегда внимательный к нашим нуждам, Он постоянно бывает готов выслушать нас и сделать для нас всякое добро; потому, не поленимся же мы просить у Него милости, особенно в день печали своей. Ибо Давид, когда падал духом и смущался, тогда к Тебе, Господи, взывал я, – так говорит в псалмах, – и Господа моего умолял ( Пс.29:9 ). И что же? – Вечером водворяется плач, а на утро радость... ибо Ты обратил сетование мое в ликование, снял с меня вретище и препоясал меня веселием ( Пс.29:6,12 ). Потому и Господь сказал: приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы. Словом «приидите» и Господь указывает на то, что мы должны иметь собственное желание и усилие, а обремененными и утружденными называет таких, которые отягощены узами растленной грехом природы, по принуждению которой и еже не хотят, сие творят ( Рим.7:19 ), и потому скорбию и вздохами выражают желание освободиться от тяжести грехов. Таково было положение Давида, когда он взывал: беззакония моя превзыдоша главу мою, яко бремя тяжкое отяготеша на мне ( Пс.37:4 ). Таково было положение кающегося мытаря, который, вздалеча стоя, не хотяще ни очию возрети на небо, но бияше в перси своя, глаголя: Боже! милостив буди мне грешному ( Лк.18:13 ). Таково было положение и блудного сына, который, пришед, в себе говорил: востав, иду к отцу Моему ( Лк.15:18 ). И Господь, таких же призывая, говорит потому: не приидох призвати праведники, но грешники на покаяние ( Мф.9:13 ). Вскую умираете? – взывает Он им, – обратитеся ко Мне, и живи будете ( Иез.18:31, 32 ). Как сын блудный, будучи на чужой стороне, умирал от голода, когда же возвратился к отцу, то остался жив, так и всякий грешник, когда отвергается от грехов и обратится к Богу умом и сердцем своим, то жива будет душа его, возвеселится и возрадуется зело о милости Господней.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

    Вторник, гл. 8: «Голос мой к Богу, и я буду взывать. Голос мой к Богу и Он услышит меня».     Стихи:    1. «В день скорби моей ищу Господа».    2. «Душа моя отказывается от утешения».    3. «Боже, свят путь Твой» (Пс. 76:2-3, 14).    В среду, гл. 7: «Услышь, Боже, молитву мою, и не скрывайся от моления моего».     Стихи:    1. «Внемли мне и услышь меня».    2. «Ибо они взводят на меня беззакония».    3. «Я же воззову к Богу и Господь спасет меня вечером и утром и в полдень» (Пс. 54:2-4, 17-18).    В четверг, гл.7: «Возлюблю Тебя, Господи, крепость моя; Господь твердыня моя и прибежище мое, Избавитель мой».     Стихи:    1. «Бог мой — скала моя; на Него я уповаю».    2. «Призову достопоклоняемого Господа и от врагов моих спасусь».    3. «Он услышал от святого чертога Своего голос мой» (Пс. 17:2-4, 7).    В пятницу см. первое вокресенье Великого Поста. НЕДЕЛЯ ФОМИНА.     Стихиры на " Господи воззвах», гл. 1:    1. «При запертых дверях к собравшимся ученикам неожиданно пришел Ты, всесильный Иисусе, Боже наш, и ставши посреди них, преподал мир и исполнил Духа Святого, но повелел ждать и никак не отлучаться из Иерусалима, пока они не облекутся силою свыше. Поэтому мы восклицаем Тебе: просвещение, воскресение и мир наш, слава Тебе».    2. гл. 2: «Когда двери были заперты, Иисус, ставши пред учениками, бесстрашие и мир им подавая, говорит Фоме: «Почему не веришь Мне, что Я воскрес из мертвых? Подай сюда свою руку и вложи в ребра Мои и смотри, ибо, когда ты был неверующим, все научились страдания и воскресение Мое прославлять с тобою». Господь мой и Бог мой, слава Тебе».     Слава и ныне, гл. 6: «При запертых дверях Ты, Христе, пришел к ученикам. По особенной воле Божией Фомы тогда не было с ними, ибо он говорил: «Не поверю, если и я не увижу Владыки; увижу ребро, из которого истекла кровь, вода, крещение; увижу рану, которою уврачевана великая язва человечества; увижу, как Он был не дух, а плоть и кости». Слава Тебе, Господи, победивший смерть и уверивший Фому».     Стихира на литии, гл. 4: «Господи, с невыносимым светом Твоего Божества Ты пришел при запертых дверях и, ставши посреди учеников, обнажил ребро, показывая язвы на руках и ногах, рассеивая скорбь и печаль, ясно возгласил: «Друзья, вы видите Меня во плоти, а не носящим только природу духа». Сомневающемуся же ученику Ты повелел благоговейно осязать, сказавши ему: «Иди сюда, все исследуй и впредь не сомневайся». Фома же, своею рукою ощущая Твое двоякое естество со страхом, и твердою верою побуждаемый восклицал: «Господь мой и Бог мой, слава».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Знаемь гдь, сдьбы творй: въ длхъ рк увз гршникъ. 17. Познан был Господь по суду, который Он совершил; нечестивый уловлен делами рук своих. 16–17. Господь услышал молитву народа и царя: подобно неосторожному зверолову, попавшему в им же самим вырытую яму для ловли зверей (ср. Пс.7:16 ), или птицелову, запутавшемуся в сети, расставленной для ловли птиц (ср. Псс.90:3; 123:7; Сир. 27:29 ), нечестивые неприятельские народы сами подверглись тем страшным бедствиям кровопролития и опустошения, какие своим нашествием готовили для народа Божия, и таким образом и ими самими познан был Господь, т. е. и они должны были уразуметь, что Он есть праведный Судия, защитник угнетённых рабов своих (ср. ст. 9–10) и отмститель угнетателям их (ст. 13). Оуглбоша (=погрязли) зыцы въ пагб=гр.-лат·: евр. слово принято в отвлечённом смысле, как Пс.54:24 ; Иов. 23:18, 22, 28 ; точнейший перевод «в яме» (=халд.-сирск.-русск.), как в гр.-слав. в Псс. 7:16 и 93:13. О следующем за 17 ст. в евр. т. музыкальном знаке Гиггайион селаг см. выше, стр. 29. Да возвраттс гршницы во адъ, вс зыцы бга. 18. Да обратятся нечестивые в ад, – все народы, забывающие Бога. к не до конца забвенъ бдетъ убогихъ не погибнетъ до конца. 19. Ибо не навсегда забыт будет нищий, и надежда бедных не до конца погибнет. 18–19. Погибель враждебных Израилю языческих народов даёт псалмопевцу основание желать и надеяться, что таким же образом рано или поздно сойдут во ад т. е. навсегда по гибнут (см. толков. на Пс.6:6 ) и все забывающие Бога нечестивые народы языческие, так как невозможно, чтобы правосудный Бог забыл об угнетаемом ими Своём народе и допустил истинных чтителей Своих всегда страдать от них, напрасно ожидая себе помощи и избавления. – Народы языческие, собственно не знавшие истинного Бога ( Еф.2:12 ), называются забывающими Бога – в том смысле, что они, не будучи лишены возможности познать истинного Бога ( Рим.1:19 ) имея закон совести в сердцах своих ( – 2:14–15), не озаботились иметь Бога в своём разуме и попрали все права и требования естественного закона ( – 1:28–32), незаслуженно притесняя и озлобляя верных чтителей Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

«Идеже бо еста два, или трие собрани во имя Мое, ту есмь посреде их» ( Мф.18:20 ), возвестил сам Господь. И какую пользу принесет нам чтение слова божественного! В слове Божием каждая мысль, каждое слово животворит душу и невольно заставляет человека сосредоточиться в себе, обратить на себя внимание, и затем, сознать неправильный образ жизни и возбудить потребность исправления. Дочитаешься ли до того, что «Бог нам прибежище и сила, помощник в скорбех, обретших ны зело» ( Пс.45:1 ), сейчас же легче покажется для тебя собственное твое несчастье, и блеснет тихая и покойная надежда на Господа; произнесешь ли слова: «смерть грешников люта» ( Пс.33:22 ), тотчас дрогнет сердце и лихорадочное состояние охватит наше тело, a ведь подобные ощущения благодетельны для души, и не без доброго следа на ней проходят, Усмотришь ли еще изречение слова Божия: «возверзи на Господа печаль твою, и той тя препитает» ( Пс.54:23 ), или: «приидите ко Мне вси труждающиися и обременении и аз упокою вы» ( Мф.11:28 ), или: «просите и дастся вам» ( Мф.7:7 ), – не прольют ли эти слова в душу крепкое упование на Бога, и не доведут ли до преданности вол Божией? А какое впечатление произведут следующие слова! «Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай и делай (в них) всякие дела свои; а день седьмый суббота Господу Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни (вол твой, ни осел твой, ни всякий) скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих. Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них: а в день седьмый почил. По сему благословил Господь день субботний и освятил его» ( Исх.20:8–11 ). «Соблюдайте субботу; ибо она свята для вас: кто осквернит ее, тот да будет предан смерти. Кто станет в оную делать дело, та душа должна быть истреблена из народа своего» ( Исх.31:14 ). Задумается и на долго всякий прочитавший это Божественное прещение, за нарушение святости дня праздничного, который мы исключительно должны посвящать, по заповеди, Господу Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vino...

– «Послал царь начальника податей…» – ρχν της φορολογας, – во 2Мак.5:24 – он назван по имени – Аполлоний . – «С большою толпою…» – ν οχλ βαρε, по 2Мак. в указ. месте – с 22 000 человек. – «Поразил его великим поражением…» – гебраизм, усиленное выражение – наподобие – «смертию умреши». 1Мак.1:30–32 . коварно говорил им слова мира, и они поверили ему; но он внезапно напал на город и поразил его великим поражением, и погубил множество народа Израильского; взял добычи из города и сожег его огнем, и разрушил домы его и стены его кругом; и увели в плен жен и детей, и овладели скотом. По 2Мак.5:25 и д. это нарочно было отнесено на субботу, когда иудеи соблюдали строгий покой. Ближайший повод к нападению неизвестен; вероятно, город не хотел принимать столь сильного сирийского войска. 1Мак.1:33 . Оградили город Давидов большою и крепкою стеною и крепкими башнями, и сделался он для них крепостью. «Оградили город Давидов…» – это не то же, что Иерусалим, а лишь укрепленная юго-западная часть его – на холме Сионе ( 2Цар.5:7 ; ср. 3Цар.8:1 ). Различение это делается в самой книге несколько раз, см. 1Мак.6:26, 10:11, 11:41, 12:35–37, 13:10 , ср. также – 1Мак.2:31, 14:36 и мн. др. – Что касается наименования «гора Сион», то здесь надо иметь в виду, что писатель книги часто применяет это наименование не к крепости Сионской, где был «город Давидов», а к «горе храма», тоже укрепленной, в противовес Сирийской крепости ( 1Мак.4:60, 6:62, 10:11 ; еще яснее – 1Мак.4:37 и д., 1Мак.5:54, 7:33 ). Основание к этому давалось в поэтическом и пророческом употреблении имени Сион, которым обозначалась и храмовая гора в качестве жилища Иеговы ( Пс.2:6 ; Пс.73:2 ; Ис.8:18 ) и весь Иерусалим, как город, в котором Иегова, Бог Израилев, владычествует ( Пс.47:2–3 ; Ис.16:1, 24:23 ; Иер.8:19 и др.). – К усвоению наименования Сион храмовой горе особенно побуждало занятие Сиона языческою крепостью, что мешало соединять с понятием Сиона мысль о жилище Иеговы. 1Мак.1:34 . И поместили там народ нечестивый, людей беззаконных, и они укрепились в ней; «Народ нечестивый…» – θνος " αμαρτωλν – иудейское обозначение язычников ( 1Мак.2:48,62 ; 1Мак.3:15 ; ср. Тов.13:6 ; Гал.2:15 ); напротив: святой, праведный народ δικαων или δκαιον θνος – обозначение иудеев ( Есф.1:7,9 прибавление). 1Мак.1:35 . запаслись оружием и продовольствием и, собрав добычи Иерусалимские, сложили там, и сделались большою сетью.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010